Презентация «Как воспитывать у воспитанников интерес к таинственному миру растений»
презентация на тему
Как воспитывать у детей интерес к таинственному миру растений
Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в дошкольном учреждении сочетается с воздействием на ребят в семье.
Растения окружают людей на протяжении всей жизни, являются элементом их нормального существования и здоровья. Понимание их специфики как живых существ, закономерностей жизни, восприятие красоты растений формируется у детей под влиянием взрослых.
Зеленое царство горшечных растений, расположенное чаще всего, на окне, начнет вызывать к себе интерес ребенка, если взрослые члены семьи постепенно вовлекут его в наблюдения за таинственным миром комнатной флоры.
Растения статичны и, на неопытный взгляд малыша, безжизненны. Задача взрослых показать своеобразие и тайну их жизни, их красоту, ради которой они и содержатся в доме.
Приучая дошкольника к регулярным наблюдениям, взрослые показывают ему окраску и рисунок на листьях декоративных растений, изящные линии ниспадающих стеблей у ампельных и замысловатые изгибы и разветвления у прямостоящих их видов. Даже чисто зеленый цвет и тот бывает неодинаков у разных растений. Какое же богатство цветовых оттенков, симметричных и несимметричных рисунков имеется на листьях декоративных растений! Декоративность растений образуется богатством и разнообразием их внешних признаков: размером стеблей и листьев, их формой и окраской.
Различные сочетания этих особенностей и создают неповторимую красоту каждого растения. Эту красоту замечает и видит взрослый человек, ее приближает к нему его развитое дифференцированное восприятие. Прямо противоположно состояние ребенка - он, как правило, не замечает изящества и красоты растений в силу особенностей своего, еще недостаточно развитого взора, проистекающего от слитности и нерасчлененности восприятия.
Особенно чудесное зрелище представляет собой цветущее растение: несколько крупных или множество мелких, рассыпанных по всему кустику цветов обычно имеют яркую окраску разных и чистых тонов. Контраст зелени растения и его цветов, как магнитом, притягивает взор. На цветущее растение хочется смотреть не отрывая взгляда. Каждый цветок - это удивительное явление. Надо научить ребенка с малых лет не только замечать, но и чувствовать, переживать красоту цветущих растений.
Умение рассматривать растение, видеть замечать различные его признаки и состояния – это задача не только эстетического, но и умственного и нравственного воспитания ребенка.
Наблюдая за растениями, ребенок учится распознавать совершенно иную, чем человеческая, форму жизни, начинает видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь и состояние которого целиком зависят от того, полили его или нет, много или мало, холодной водой или комнатной, чистой водой или с добавлением удобрений. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, как жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы.
Приобщаясь к зеленому саду на окне, ребенок постигает тайны жизни и ее проявления. При систематическом пыли общении с растениями ребенок делает для себя открытие, что внешние показатели: цвет, форма, размер – это, прежде всего, показатели степени благополучия растения, т.е. его обеспеченности необходимыми условиями.
Научившись понимать состояние растений, ребенок будет им «сочувствовать» и помогать. Поливая, пересаживая, очищая их от пыли сначала вместе со взрослым, а затем и самостоятельно, дошкольник сможет оказать действенную помощь зеленым друзьям. Таким образом, знакомя детей с комнатными растениями, можно одновременно решать задачи их умственного, нравственного и эстетического воспитания.
Как же должны поступать взрослые члены семьи, чтобы при наличии комнатных растений можно было решать различные задачи воспитания ребенка дошкольного возраста?
Маленькие дети любят действовать. Окружающий мир они познают в основном практически, а свои действия сочетают с наблюдением за их результатами. Взор ребенка привлекают яркие образы и быстрая смена событий.
Наблюдение за комнатными растениями и их периодическое рассматривание необходимо сочетать с практической деятельностью ребенка. Одним из видов ее может быть рисование. Дошкольники любят рисовать, и поэтому каждый из них охотно откликается на предложение рисовать вместе со взрослым. Для рисования лучше выбрать цветущее растение, которое нравится ребенку. Важно, чтобы взрослый умел отчетливо видеть отдельные детали предмета, их форму, расположение, пропорции и доступно показал бы малышу, как можно изобразить красивое явление на бумаге. Впервые садясь с ребенком за рисование с натуры, взрослый учит его, как расположить рисунок на бумаге, с чего начать.
Результат, каким бы он ни получился, обязательно удовлетворит малыша. Но взрослому на этом останавливаться не стоит. Дошкольнику следует показать, что нарисовать красивое растение можно много раз и по-разному: карандашами, фломастерами, красками, на белой и цветной бумаге. Особенно хороши изображения растений, исполненные красками на большом листе бумаги. Мазками, несложными движениями кисти хорошо разведенная гуашь легко передает естественность формы и цвета. Ребенка можно научить путем размыва делать из белой бумаги цветной фон, а после высыхания на нем рисовать. Сочная зелень и яркие цветы могут хорошо смотреться на любом светлом фоне. Такое рисование непременно понравится ребенку, и он увлечется самостоятельным поиском новых способов изображения. А это значит, что содержательные наблюдения за растениями приведут его в русло решения художественных задач.
На базе познания у дошкольника начнет формироваться отношение -важный аспект нравственно-эстетического становления человеческой личности.
Одним из видов практической деятельности ребенка является его участие в непосредственном уходе за растениями. Надо, чтобы ребенок занимался этим трудом более или менее регулярно и осваивал различные операции. Путь здесь такой: от действий, производимых совместно со взрослыми, и действиям самостоятельным; от примитивных ко все более усложняющимся трудовым операциям; от разовых, эпизодических поручений к систематическим и целенаправленным делам, требующим регулярного, а неслучайного участия, понимания смысла и своевременности своих действий.
Чтобы труд был в радость и поручения охотно исполнялись, взрослые, окружающие ребенка, должны вести себя гибко, неназойливо, разнообразно. Следует помнить, что трудовая деятельность для дошкольника еще не основная. Взрослые лишь приобщают его к посильному соучастию в семейном труде. В дошкольном возрасте труд - это прежде всего средство воспитания таких важных качеств, как ответственность за выполнение поручения, за получаемый результат, обязательность, целеустремленность. Уход за растениями чрезвычайно важен и имеет гуманистический смысл: от него зависит жизнь и состояние живых существ.
Ребенок 3-4 лет трудится вместе со взрослым. При этом взрослый делает, а ребенок выполняет лишь несложные действия: держит лейку, тряпку, уносит их, наполняет водой маленькую лейку, сам поливает отдельные растения. Если у малыша все получается, родные время от времени могут поручать ему поливку всех удобно расположенных растений. Для ребенка такое доверие - это награда. Правда, его самостоятельность относительна: взрослый находится рядом, следит за всеми его действиями и приходит ему на помощь в момент затруднения. Такой труд малыша должен быть вознагражден похвалой. Ребенок этого возраста может помочь обливать растения душем, мыть поддоны.
Дошкольник 5-6 лет увереннее в своих движениях, глубже воспринимает окружающее - его труд по уходу за растениями может быть сложнее. Он способен действовать не только одновременно со взрослым, но и самостоятельно, без непосредственного надзора. Но это не означает бесконтрольность. Именно своевременный и правильный контроль взрослого способствует закреплению успехов ребенка в приобретении трудовых и нравственных навыков.
Мать или отец периодически дает поручения сыну или дочери: «Осмотри землю в горшках и реши, надо ли поливать растения. Полей цветы, наполни лейки водой и поставь их на место, помой поддоны». Ребенок выполняет их самостоятельно, а взрослый через некоторое время проверяет его действия. При этом дошкольник должен услышать от него о результатах контроля, т.е. получить оценку своего труда. Время от времени взрослый и дошкольник трудятся вместе. В эти моменты следует показать новые приемы, способы, операции. Например, как и какие растения надо мыть под душем, у каких следует протирать листья мокрой тряпкой, а какие надо очищать от пыли кисточкой, как палочкой рыхлить землю в горшках, как опрыскивать растения из пульверизатора. В такие моменты из разговоров со взрослым ребенок приобретает новые знания.
Поручения следует все время разнообразить по содержанию и по форме, чтобы они не надоедали ребенку. Чаще и регулярнее ему можно поручать то, к чему он сам тяготеет и в чем приобрел уже навыки самостоятельности. Поручениям, которые получает старший дошкольник, готовящийся к поступлению в школу, можно придать характер регулярного исполнения.
Очень занимательным делом для дошкольника является выращивание растений. Его могут практиковать и те семьи, которые не содержат комнатных растений. Выращивать следует то, что растет быстро, «прямо на глазах» у ребенка: лук, корнеплоды, картофель. Роль взрослого здесь не только в том, чтобы дать малышу луковицу и показать, каким концом и как посадить ее в банку, но и в том; чтобы приохотить его к систематическим наблюдениям и помочь ему осмыслить их.
Успешнее всего это получается, если взрослый регулярно проводит вместе с ребенком наблюдения один раз в неделю. Недельный интервал позволяет обнаружить очевидные изменения луковицы. Каждый раз следует не только наблюдать, но и зарисовывать луковицу такой, какай она есть в данный момент. Рисунки дают возможность сравнить предыдущее состояние растения с настоящим и тем самым установить, что и как изменилось. Важно, чтобы взрослый, разговаривая с ребенком, заставил бы его задуматься на тем, какие условия способствовали появлению зеленого лука.
Дошкольнику интересно проращивать не только лук. В зимнее время на окне в ящике можно сделать настоящую грядку, посадив на нее корнеплоды свеклы, петрушки, моркови, несколько долек чеснока. Старшего дошкольника можно увлечь выращиванием растений из семян.
Выращивать новые растения можно и из черенков комнатных растений. Особенно интересно понаблюдать с ребенком, как распускаются в вазе ветки деревьев или кустов, срезанные в конце зимы и поставленные в воду.
Дошкольник, прошедший домашнюю школу «зеленого» воспитания, сможет самостоятельно увидеть прелесть букета в вазе, красоту клумбы, газона, очарование пейзажа. В лесу, на лугу, в парке он проявит наблюдательность, пытливость ума. Это и понятно, ведь он уже имеет первые и серьезные знания о таинственной жизни зеленых друзей, умеет их беречь и радоваться им.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
194011.ppt | 865.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: обсудить проблему формирования экологической культуры ребенка; рассмотреть роль семьи в воспитании у детей любви к природе, формированию правил экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой.
Воспитание чувства любви у детей к природе как можно в детском саду и в семье воспитать у детей чувство любви к этому миру, как охранять Землю – наш большой дом, в котором мы живем...
В условиях семьи имеет значение атмосфера «направленности» на природу: интерес взрослых к растениям и животным, с/х работам; примеры положительного отношения взрослых к природе; увлечение комнатными растениями; присутствием животных в доме; приусадебный участок и работа вместе с детьми на нем.
Как вызвать интерес к природе Просмотр кинофильмов, диафильмов о природе; Чтение книг; Уход за комнатными растениями.
Умение рассматривать растение, видеть его своеобразие и красоту, замечать различные его признаки и состояния - это задача не только эстетического, но и умственного, и нравственного воспитания.
Животные в доме, как и растения, приносят большую радость всем членам семьи.
Общение ребенка с животными приносит пользу, если взрослый контролирует это общение.
Ребенок должен постепенно научиться ухаживать за пернатыми друзьями.
В зимнее время – это подкормка птиц. Как хорошо смастерить для этого кормушку! Здесь можно не только подкармливать птиц, но и наблюдать за ними, за их поведением, повадками, внешнем виде.
Весной – вешают скворечники. Можно одновременно и выучить стихи, загадки о растительном и животном мире. Игра помогает воспитывать интерес детей к природе .
Ценным также считается изготовление поделок из природного материала.
Игра «Лесная опушка». Девчонки – невелички, А сердце золотое, Пушистые реснички Сияют белизною, На ветру качаются, Всем улыбаются. Белым шариком пушистым Я красуюсь в поле чистом. Дунул легкий ветерок- И остался стебелек.
То фиолетовый, то голубой, Он на опушке встречается с тобой. Звонким названием он наделен, Но никогда мы не слышали звон. Какой цветочек маленький, знаем мы с тобой – Не беленький, не аленький, а бледно – голубой. У ручейка лесного виднеется чуть – чуть, Его названье вспомни и после не забудь.
Какой цветок получил название «дикая рябинка»? Как называется небольшой желтый цветок, с виду безобидно, но на самом деле опасный и ядовитый?
Игра «Как вести себя в природе?» В лесу много тайн и секретов, но открывает он их только тем, кто приходит в лес добрым. Не забывайте об этом! Важно не только самому встать на защиту живой природы. Важно убедить в этом своих товарищей.
Первая ситуация. Костер желательно разводить на старом кострище, а под деревьями делать это категорически запрещается из –за опасности возникновения пожара.
Вторая ситуация. Мусор надо уносить с собой, закапывать можно только остатки пищи. Помните! Брошенный клочок бумаги разлагается 2 года, консервная банка – не менее 70 лет. Оставленный вами полиэтиленовый пакет будет лежать несколько сот лет. Осколки банки или бутылки способны причинить вред даже через 2000 лет. В солнечную погоду осколок стекла способен сыграть роль линзы и вызвать лесной пожар.
Третья ситуация. Кто – то из девочек заметил: «Что – то тихо в лесу. Даже птицы не поют. Скучно совсем. Надо транзистор включить погромче». Не шуми в лесу!
Четвёртая ситуация. Девочки пришли в лес за земляникой. Ягод так много, что можно было, не сходя с места, набрать полную кружку. Когда кружки наполнились, а рты и губы покраснели от ягод, одна из девочек сказала: -Жаль, что Маши нет с нами, и она не видит, какое хорошее место мы нашли. -Ничего, мы для нее нарвем кустики с ягодами и покажем, - предложила другая. Не рви ветки с ягодами!
Земля – наш большой дом, в котором мы живем. А хозяин в этом доме – человек. И этот хозяин должен быть добрым и заботливым .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие "Формирование интереса к миру растений у дошкольников старшего возраста"
В учебно-методическом пособии раскрыты особенности познавательных интересов старших дошкольников, роль экологического образования в становлении личности дошкольника, представлены конспекты занятий, да...
"Как воспитывать у детей интерес к таинственному миру растений"
Наблюдая за растениями, ребенок учится распознавать совершенно иную, чем человеческая, форму жизни, начинает видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь и состояние которого целиком зависят о...
Картотека дидактических игр,направленных на развитие познавательного интереса дошкольников к миру растений"
Картотека дидактических игр , направленных на развитие познавательного интереса дошкольников к миру растений....
Презентация «Как воспитывать у детей интерес к таинственному миру растений»
Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в дошкольн...
Консультация "Как воспитать интерес у детей к таинственному миру растений"
Растения окружают людей на протяжении всей жизни, являются элементом их нормального существования и здоровья. Понимание их специфики как живых существ, закономерностей жизни, восприятие красоты растен...
Консультация для родителей на тему: "Как воспитывать интерес у детей к таинственному миру растений".
Воспитание правильного отношения детей 3-4 лет к природе, умение бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в ...