Проект "В мире загадок" в подготовительной школе группе на 2013-2014 гг.
проект (подготовительная группа) на тему
Проект "В мире загадок" в подготовительной школе группе на 2013-2014 гг.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_v_mire_zagadok.docx | 27.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект «В мире загадок» в подготовительной к школе группе
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«В мире загадок»
Подготовительной к школе группы «ТОПТЫШКИ»
НА 2013 -2014учебный год
Воспитатель:
Михаилина Галина Дмитриевна
проект «В мире загадок»
Русский фольклор - богатейшая сокровищница народной
мудрости и загадка - одна из её ярчайших жемчужин.
Актуальность.
В этом учебном году в нашей группе реализуется опытно-экспериментальная деятельность по ознакомлению дошкольников с традициями русской народной культуры. Было выбрано направление - речевое развитие. Дети совместно с родителями и воспитателями знакомятся с русским народным фольклором: потешками, сказками, прибаутками, былинами, пословицами, поговорками, а также загадками. Изучение происхождения загадок, как малой формы русского народного фольклора, ее видов позволит дошкольникам приблизиться к народной культуре.
Загадка - один из древнейших жанров устной народной поэзии. Педагогическая значимость и ценность загадки была подмечена еще выдающими педагогами прошлого. О загадке как «полезном упражнении для ума» говорил К. Д. Ушинский.
Загадки широко используются педагогами в общей системе образовательной работы с детьми дошкольного возраста: на непосредственно образовательной деятельности, в экспериментальной, свободной, игровой и совместной со взрослым деятельности ребенка. Они приобщают детей к русской народной культуре, побуждают ребенка к наблюдениям, размышлению, познанию.
Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Разгадывание загадок содействует развитию способности анализировать, обобщать, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления.
Загадки содействуют развитию речи детей. Они обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представление о переносном значении слова. Загадки помогают усвоить звуковой и грамматический строй устной речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.
Загадки помогают привлечь внимание ребенка, сосредоточить его на определенном деле, побуждают вникать глубже в смысл словесных обозначений этих признаков, содействуют развитию логики, психических процессов (память, внимание, мышление, творческое воображение).
Каждая новая загадка, которую разгадал ребенок, является очередной ступенькой в развитии его мышления, в литературном развитии. Загадки вызывают эстетическое удовольствие своей поэтикой, связанной с природой художественного образа, знакомит детей с радостью открытия.
Таким образом, загадка, как малая форма фольклора по своему жизненному назначению: носит обучающий характер, способствует развитию речи, мыслительной деятельности человека, несет духовную ценность по приобщению дошкольников к истокам русской культуры.
Цель проекта: формирование представлений детей о загадке, как жанре устного народного творчества.
Задачи проекта:
1. Содействовать развитию познавательной активности, любознательности через формирование представлений детей об истории возникновения загадок, их видов.
2. Способствовать формированию умений отгадывать загадки и доказывать верность отгадки, умения составлять загадки, разнообразные по структуре.
3. Совершенствовать грамматический строй речи, содействовать развитию связной речи, произвольного внимания, зрительной и словесной памяти, логического мышления.
4. Обогащать речь детей эпитетами, образными сравнениями через придумывание и составление собственных загадок.
5. Создать условия для реализации творческой деятельности дошкольников, организовав мастерскую совместно с родителями по изготовлению альбома на основе собранного материала, поделок из пластилина.
Вид проекта: творческий.
Срок реализации: краткосрочный (1 месяц).
Состав участников: групповой (воспитатель, дети подготовительной к школе группы, родители).
Предполагаемые результаты:
- Повышение интереса детей к устному народному творчеству.
- У детей сформируется представление об истории возникновения загадок.
- Дети различают виды загадок (загадка – описание, загадка – рифма, загадка – сравнение, загадка – отрицание, загадка – задача, загадка – шутка и т. д.)
- Дети умеют отгадывать загадки и доказывать верность отгадки.
- Проявляют интерес к составлению загадок.
- Каждый ребенок знает несколько русских народных загадок наизусть, может их загадать; может придумать и составить собственную загадку.
- Развитие грамматического строя и связной речи у детей, произвольного внимания, зрительной и словесной памяти, логического мышления.
- Обогащение речи детей эпитетами и сравнениями.
- Привлечение родителей к непосредственному участию в реализации проекта через выполнение творческого задания – создание альбома русских народных сказок.
- Повышение уровня педагогической компетентности родителей.
- Повышение уровня самообразования педагога.
Продукт проектной деятельности:
- Создание картотеки русских народных загадок.
- Создание альбома русских народных загадок.
- Создание альбома загадок, составленных детьми.
- Викторина по загадкам «Лучшие загадайки и отгадайки».
Этапы работы над проектом:
Подготовительный этап:
1. Определение темы проекта.
2. Постановка цели и задач.
3. Подбор методической и художественной литературы по теме проекта.
4. Подбор дидактических игр и наглядного материала по теме проекта.
5. Составление плана основного этапа проекта.
6. Разработка конспектов предполагаемой образовательной деятельности.
7. Привлечение родителей к совместной работе над проектом:
- предложить родителям вместе с детьми найти и выучить русские народные загадки по различным лексическим темам, красочно оформить найденный материал;
- предложить родителям совместно с детьми составить и оформить собственную загадку.
Основной этап.
1. НОД согласно календарно-перспективному планированию в подготовительной к школе группе:
- НОД по окружающему миру «Загадки в природе»,
- НОД по развитию речи «Загадки в нашей жизни»,
- НОД по познавательному развитию (математика) «Загадки леса»,
- НОД по чтению художественной литературы «Помощница загадка»
- НОД по изобразительной деятельности: аппликация «Загадки», лепка «Загадки и отгадки», рисование «Отгадки на загадки».
2. Тематическая беседа с воспитанниками: «История возникновения загадки».
3. Беседы на темы: «Что такое загадки?», «Какие бывают загадки?», «Как составить загадку?», «Как отгадывать загадки?».
4. Разучивание русских народных загадок по различным лексическим темам.
5. Чтение художественной литературы:
- русские народные загадки;
- русские народные сказки - «Мудрые ответы», «Кощей Бессмертный», «Дочь-семилетка», «Загадки», «Царевна, разрешающая загадки», «Неразгаданная загадка».
6. Лепка и рисование отгадок к загадкам в режимных моментах, в свободной и совместной с воспитателем деятельности ребенка.
7. Дидактические игры: «Что бывает таким же?», «Найди отличия», «Скажи по-другому», «Кто самый внимательный?», «Поиск общего», «Загадки и отгадки», «Подбор эпитетов к предмету». Речевые игры «Подбери рифму», «Общее слово»
8. Разучивание русских народных игр: игра в загадки «Бабка», «Ты, веревочка, кружись»
9. Информация для родителей «Учите детей отгадывать загадки».
Заключительный этап:
1. Оформление альбома «Русские народные загадки».
2. Оформление альбома загадок, созданных детьми.
3. Оформление картотеки русских народных загадок.
4. Викторина на тему «Лучшие загадайки и отгадайки».
5. Составление презентации проекта.
Ход проекта.
Работа над проектом проходила в несколько этапов. На подготовительном этапе мы подобрали иллюстративный материал, методическую и художественную литературу, дидактические игры, составили план основного этапа реализации проекта, разработали конспекты непосредственной образовательной деятельности. Родители были активными участниками с самого начала реализации проекта: они помогли подобрать художественную литературу по теме проекта. Также родителям было дано творческое задание: вместе с детьми найти и выучить русские народные загадки по различным лексическим темам, красочно оформить найденный материал.
Во время реализации основного этапа проекта были проведены беседы с детьми «Как возникла загадка», «Какие бывают загадки?», «Что такое загадки?», из которых дети узнавали о том, что такое загадка, как она возникла, о тематике загадок. Вся непосредственная образовательная деятельность была связана с темой проекта. На занятии по познавательному развитию «История возникновения загадки», целью которого было формирование представлений детей о том, как возникла загадка, ее исторические корни, дети с интересом слушали сообщение воспитателя, принимали активное участие в диалоге с ним. На занятиях по чтению художественной литературы мы вместе с детьми читали русские народные загадки, отгадывали их, выделяли свойства и признаки загаданного предмета и доказывали правильность отгадки. На занятиях по развитию речи разгадывали кроссворд, учились составлять свои собственные загадки. Заучивание загадок обогатило словарный запас дошкольников, способствовало формированию представлений об окружающей действительности.
На занятиях по художественному творчеству дети создавали на бумаге загадку – рисовали загадочные образы, делали аппликацию из цветной бумаги «Загадки», создавая изображение из различных вырезанных геометрических фигур; лепили отгадки на загадки. Эти занятия доставили детям большое удовольствие.
Для закрепления знаний по теме проекта были проведены дидактические игры: «Что бывает таким же?», «Найди отличия», «Скажи по-другому», «Кто самый внимательный?», «Формы», «Поиск общего», «Загадки и отгадки», «Подбор эпитетов к предмету»; речевые игры «Подбери рифму», «Общее слово». С помощью этих игр мы учились находить отличительные особенности тех или иных объектов живой и неживой природы, составлять загадки. Также были заучены загадки по различным лексическим темам. На основе схематических таблиц и мнемотаблиц «Расскажи-ка» ребята составляли свои загадки об овощах, фруктах, диких и домашних животных, птицах. Наибольший интерес вызвало составление загадок об овощах и фруктах. Во время режимных моментов в вечернее время мы с детьми читали русские народные сказки, связанные с загадками: «Мудрые ответы», «Кощей Бессмертный», «Дочь-семилетка». Многие дети сами читали загадки для своих одногруппников. Во время самостоятельной деятельности дети организовывали разнообразные игровые ситуации: «В продуктовом магазине», где дети покупали продукты в магазине за загадки; «Семья». С детьми были разученные русские народные игры: игра в загадки «Бабка» и «Ты, веревочка, кружись». На прогулке дети придумывали загадки о различных природных явлениях, окружающих растениях, предметах одежды.
На заключительном этапе была оформлена картотека русских народных загадок по разным лексическим темам. Данная картотека может использоваться воспитателем в течение всего учебного года, как на непосредственно образовательной деятельности, так и в режимных моментах в разнообразной деятельности. Кроме того совместно с родителями и детьми был оформлен альбом «Русские народные загадки». Дети с интересом рассказывали свои загадки сверстникам, показывали иллюстрации к ним.
По итогам ознакомления детей с загадками была проведена викторина «Лучшие загадайки и отгадайки». Детям был предложен цветик-семицветик. Оторвав лепесток, они отправились в гости к разным загадкам. За каждый правильный ответ дети получали фишку. Ребята были активны, с удовольствием составляли свои загадки.
Результатом всех форм и методов взаимодействия ДОУ с семьей стало установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно решать их. Проанализировав свой опыт по реализации проектной модели, можно с уверенностью заключить, что данный вид деятельности наиболее приемлем в работе, так как дает возможность более тесному взаимодействию с семьями, вовлечению их в воспитательно-образовательную деятельность в детском саду. Проекты дают возможность родителям «загореться», еще ближе быть к своим детям, педагогам, понимать их желания и интересы. Только в тесном сотрудничестве с родителями, можно ставить творческие цели, которые будут успешно реализованы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы с родителями в подготовительной группе на 2013-2014 учебный год
Мероприятия с родителями в течение учебного года...
Комплексно-тематическое планирование организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе на 2013/2014 учебный год (общеобразовательная программа дошкольного образования «Мир открытий») МБДОУ д/с №2 г.Таганрог
Комплексно-тематическое планирование по программе " Мир открытий" в подготовительной к школе группе....
Перспективный план непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе на 2013 – 2014 учебный год
Физическое развитиеОбразовательная область «Физическая культура»Пояснительная записка(подготовительная к школе группа)Направление «Физическое развитие» включает в себя две образовательные област...
комплексно - тематическое планирование в средней группе на 2013 - 2014 учебный год по программе "От рождения до школы"
Тема неделиЦельОбразовательные областиДата«Здравствуй, детский сад» Нас встречает детский сад.Продолжать знакомить с детским садом как ближайшим социальным окружением ребёнка (обратить вни...
МДОУ «Детский сад п. Белоглинный» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ НА 2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД
Предлагаю вашему вниманию рабочую программу для подготовительной группы...
МДОУ «Детский сад п. Белоглинный» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ НА 2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД
Предлагаю вашему вниманию рабочую программу для подготовительной группы...
Проект "Хлеб - всему голова" в подготовительной школе группе на 2013-2014 гг.
Проект "Хлеб - всему голова" в подготовительной школе группе на 2013-2014 гг....