"Развивайка +"
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)
Программа дополнительного развития старших дошкольников на базе ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivayka.docx | 62.63 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №9
143085, Московская область, Одинцовский район, рабочий поселок Заречье, Медовая улица, дом 5
Программа дополнительного развития старших дошкольников: «Развивайка +»
Разработала и подготовила:
Воспитатель :Кормачкова Е.С.
МОСКВА 2019
Содержание:
Пояснительная записка
Основные цели и задачи обучения
Ожидаемые результаты
«Развитие познавательных способностей»
«Играя обучаюсь»
«АБВГД-ейка»
«Сказки в красках»
Методическое обеспечение программы
Условия реализации программы
Формы контроля
Список используемой литературы
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период происходит процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром.
Начало обучения в школе – отдельный и новый этап в жизни ребенка, требующий определенного уровня подготовки к этому качественно новому периоду в жизни и такому виду деятельности, как учебная. Основой успешной учебной деятельности является хорошо развитые познавательные психологические процессы: память, речь, мышление, воображение, восприятие. Подготавливая ребенка к школе, необходимо научить его слушать, видеть, наблюдать, запоминать, перерабатывать полученную информацию.
Очень важно в этот период дошкольного детства не дать ребенку устать от обучения. Нельзя забывать о его потребности в движении, смене различных видов детской деятельности. Очень часто в учреждениях дошкольного образования об этом забывается. Как следствие, ребенок в самый пик своей любознательности ничему не хочет учиться, теряет интерес к всему.
Важным аспектом развития ребенка дошкольного возраста является развитие речи. Речь очень важна для ребенка, т.к. благодаря ее развитию он может конструктивно общаться со сверстниками, педагогами, родителями, не стесняясь ошибиться. Занятия блока речевого общения приводят корректному изложению собственных мыслей ребенка, а также пополняют его словарный запас, тем самым расширяя кругозор и возможность почерпнуть новые знания из различных источников информации.
Программа «Развивающие занятия» построена таким образом, чтобы максимально комплексно и интересно обеспечить ребенку познавательную активность, развить его потенциал и способности.
Актуальность программы «Развивающие занятия» состоит:
- в выполнении запроса родителей на получение дополнительных услуг для детей на базе центра дополнительного образования;
- решении некоторых вопросов при подготовке к школе детей, не посещающих дошкольное учреждение;
- качественно реализации принципа учета возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- выполнении принципа от простого к сложному;
- максимально комплексном развитии разнообразных сторон ребенка;
- существовании творческого самовыражения детей.
Программа состоит из четырех разделов, каждый из которых является важным фактором развития ребенка, но в то же время является часть единого комплекса развития: «Развитие познавательных способностей», «Играя обучаюсь», «АБВГД-ейка», «Сказки в красках».
Программа рассчитана на 2 года. Занятия проводятся в течение 2 часов 2 раза в неделю.
Первый год обучения – средний дошкольный возраст – от 3 до 5 лет.
Второй год обучения – старший дошкольный возраст – от 5,5 до 7 лет.
Оптимальная наполняемость группы 12-15 человек.
Учебный процесс предусматривает групповые формы учебных занятий.
Основные цели и задачи обучения
Основная цель педагога – пробудить у детей мотивацию к школьной учебной деятельности, развить и скорректировать познавательные процессы ребенка, сформировать позитивную самооценку ребенка и позитивный настрой на будущую учебную деятельность.
Обеспечить систему средств и условий для устранения речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечить эмоциональное благополучие посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса. Предупредить возможные трудности в усвоении программы массовой школы, обусловленные недоразвитием речевой системы старших дошкольников
Основные задачи, решаемые в ходе реализации программы: развитие логического и творческого мышления, развитие памяти, внимания, речи, воображения, мелкой моторики руки, развитие навыков произвольности и эмоционально-волевой саморегуляции.
Основные задачи коррекционного обучения:
- Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова).
- Развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова)
- Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса старших дошкольников с ОНР.
- Формирование грамматического строя речи.
- Развитие связной речи старших дошкольников.
- Развитие коммуникативности, успешности в общении.
В программе используются различные виды уроков (познавательный, ознакомительный, комплексный) и методы обучения (визуальные презентации, постановки сценок, использование сказочных метафор, использование арт-средств, задания по образцу, творческие и занимательные вопросы и т.д.).
Ожидаемые результаты:
В результате освоения программы дети научатся:
- понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;
- фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
- правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
- пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;
- владеть элементарными навыками пересказа;
- владеть навыками диалогической речи;
- владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч.;
- грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги — употребляться адекватно;
- использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);
- владеть элементами грамоты: «навыками чтения и печатания некоторых букв, слогов, слов и коротких предложений в пределах программы.
А также:
- разовьют интерес к окружающей действительности, поддерживающий их естественную социальную активность и инициативность;
- узнают и приобретут элементарные этические понятия;
- приобретут осознанное отношение к социальным нормам поведения в повседневной жизни;
- приобретут навыки доброжелательного поведения, навыки конструктивного решения конфликтных ситуаций;
- разовьют способность сопереживать, сочувствовать (создание ситуаций, побуждающих детей к оказанию помощи сказочным героям, сверстникам);
- разовьют такие познавательные процессы, как речь, мышление, воображение, восприятие, память, внимание;
- разовьют мелкую моторику руки;
- овладеют универсальными предпосылками учебной деятельности;
- научатся решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту;
- сформируют первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;
- овладеют средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
«Развитие познавательных способностей»
Поскольку развитие таких познавательных способностей, как память, воображение, мышление, речь, мелкая моторика руки являются важными, как в младшем, так и старшем дошкольном возрасте, то обе группы (первого и второго года обучения) будут заниматься по схожему тематическому плану.
Основное различие будет заключаться лишь в способах развития, учитывая специфику возраста. Также будет отличаться уровень сложности заданий.
Так для младшего дошкольного возраста(4-5 лет) ключевым моментом развития является игра, поэтому основной упор обучения будет сделан именно на эту ведущую деятельность.
В старшем дошкольном возрасте (6-7 лет) игра по-прежнему играет большую роль, но также возникает биологическая основа произвольности, которая так необходима в школе. Поэтому развитие в группе второго года обучения будет проходить через осознание произвольности, а так же в ситуации более приближенной к школьной, в сравнении с младшей группой. Безусловно, данная система обучения будет активно включать и игровые моменты.
Важно также отметить, что данный блок занятий будет носить комплексный и цикличный характер. Т.е. в течение каждого месяца обучения дети будут выполнять упражнения из разных тематических разделов. Это обеспечит комплексный характер обучения и постоянное поддержание интереса детей к разным аспектам познавательной деятельности.
Учебно-тематический план «Развитие познавательных способностей»
1-ый год обучения
№ | ТЕМА | ЧАСЫ | Всего | |
Теор. | Практ. | |||
1 | Вводное занятие, знакомство | 0,5 | 0,5 | 1 |
2 | Ребенок и окружающий мир. | 2 | 5 | 7 |
3 | Элементарные математические представления | 2 | 5 | 7 |
4 | Элементы физического воспитания | 2 | 5 | 7 |
5 | Развитие эмоционально-волевой сферы | 2 | 6 | 8 |
6 | Развитие творческого воображения. Рисование, конструирование, лепка, художественная литература | 2 | 5 | 7 |
7 | Заключительное занятие | 0,5 | 0,5 | 1 |
ИТОГО: | 11 | 27 | 38 |
Содержание разделов:
- Вводное занятие, знакомство. Главная цель данного раздела – познакомить участников процесса обучения друг с другом и с преподаваемой дисциплиной.
- Ребенок и окружающий мир. Основная цель данного раздела – познакомить детей с окружающей его действительностью, расширить представления ребенка о себе и о мире вокруг него. Реализация данного раздела будет проходить по средствам игр, упражнений, загадок, занимательных вопросов, поделок из природных материалов и пр.
- Элементарные математические представления. Цель данного раздела – научить ребенка основам счет, создать у ребенка представления об элементарных величинах, таких как форма и размер. Развитие проходит по средствам игр, конструирования, упражнений с счетными палочками и др.
- Элементы физического воспитания. Поскольку для ребенка очень важна подвижность и безопасность, то цель данного раздела развить в ребенке представления о собственном здоровье и важности спорта в нем. Ребенок научится выполнять безопасные упражнения, которые будут способствовать оздоровлению ребенка с одной стороны, и выплеску накопившейся энергии с другой.
- Развитие эмоционально-волевой сферы. Ребенок познакомиться с различными чувствами и эмоциями человека, научится распознавать их у других людей, и что самое важное, у себя, научиться называть собственные эмоции и чувства и адекватно выражать их.
- Развитие творческого воображения. Рисование, конструирование, лепка, художественная литература. Основная цель – научить ребенка выражать свои мысли и чувства через рисунок, а также научить его решать элементарные творческие вопросы. Цель будет достигаться по средствам различных загадок, игр, упражнений, рисования, просмотра и прослушивания сказок, конструирования и пр.
- Заключительное занятие. Подведение итогов года.
Учебно-тематический план «Развитие познавательных способностей»
2-ой год обучения
№ | ТЕМА | ЧАСЫ | Всего | |
Теор. | Практ. | |||
1 | Вводное занятие, знакомство | 0,5 | 0,5 | 1 |
2 | Развитие логического мышления и мелкой моторики руки | 2 | 5 | 7 |
3 | Развитие памяти и творческого воображения | 2 | 5 | 7 |
4 | Развитие внимания и мелкой моторики руки | 2 | 5 | 7 |
5 | Развитие саморегуляции и эмоционально-волевой сферы | 2 | 6 | 8 |
6 | Развитие логического мышления и творческого воображения | 2 | 5 | 7 |
7 | Заключительное занятие | 0,5 | 0,5 | 1 |
ИТОГО: | 11 | 27 | 38 |
Содержание разделов:
- Вводное занятие, знакомство. Знакомство детей с педагогом и учебной дисциплиной.
- Развитие логического мышления и мелкой моторики руки. Развитие данных навыков по средствам игр, упражнений, задач-шуток, элементов бисероплетения, игр с природным материалом, пальчиковых игр. В качестве результата дети научатся решать логические задачи, задачи с подвохом и головоломки, расширят свой кругозор, начнут активнее задействовать ведущую руку и лучше смогут выполнять мелкие действия рукой.
- Развитие памяти и творческого воображения. Развитие данных навыков по средствам игр, упражнений, разучивания стихов, считалок, игры «Танграм», творческих заданий. В качестве результат дети научатся решать нестандартные задачи и вопросы, научатся активизировать свой творческий потенциал и применять его в разных ситуациях, познакомятся со способами опроседованного и непосредственного запоминания.
- Развитие внимания и мелкой моторики руки. Развитие данных навыков по средствам игр, упражнений, работы с трафаретами, упражнений со счетными палочками, пальчиковых игр. В этом разделе дети продолжать развивать мелкую моторику руки, научатся правильно держать ручку, а также научатся лучшей концентрации внимания.
- Развитие саморегуляции и эмоционально-волевой сферы. Развитие данных навыков по средствам рисования по клеточкам, заданий по образцу, игры «Угадай эмоцию» и т.д. Дети познакомится с различными эмоциями, научатся узнавать и различать их, а также начнут знакомство с собственной произвольностью и осмысленной регуляцией познавательных процессов.
- Развитие логического и творческого воображения. Развитие данных навыков по средствам кубиков Кооса, загадок, занимательных вопросов, творческих вопросов и т.д. Дети научатся решатьболее сложный уровень логических и творческих заданий, а также смогут отработать полученные знания в различных творческих проектах.
- Заключительное занятие. Подведение итогов.
«АБВГД-ейка» и «Играя обучаюсь»
Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой нарушение, охватывающее как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую системы языка.
Дети с ОНР характеризуются усугубляющимися отклонениями в:
- нервно-психической сфере;
- познавательной деятельности;
- поведении;
- развитии общей и артикуляционной моторики;
- развитии лексики, формировании грамматического строя, звуко-слоговой структуры наряду с грубым нарушением звукопроизношения, с недоразвитием фонематического слуха – ведущими к необходимости логопедизации всего педагогического процесса, всей жизни и деятельности детей, а также к некоторому смещению акцентов в коррекционно-воспитательной работе.
Данная программа разработана на основе Программы коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной и Программы логопедических занятий в старшей и подготовительной группе детского сада Т.Ю.Бардышева, Е.Н. Моносова. Учитывая особенности детей с общим недоразвитием речи, активно используются на занятиях элементы логоритмики.
Тематический план занятий «Играя Обучаюсь»
(первый год обучения)
№ п/п | ТЕМА | ЧАСЫ | ||
теория | практика | всего | ||
1 | Вводное занятие | 0,5 | 0,5 | 1 |
2 | Игрушки | 0,5 | 0,5 | 1 |
3 | Осень | 0,5 | 0,5 | 1 |
4 | Деревья | 1,5 | 1,5 | 3 |
5 | Овощи-фрукты | 3 | 3 | 6 |
6 | Наше тело | 1 | 1 | 2 |
7 | Дикие животные | 1,5 | 1,5 | 3 |
8 | Зима | 1,5 | 1,5 | 3 |
9 | Новогодняя Елка | 0,5 | 0,5 | 1 |
10 | Одежда, обувь | 1,5 | 1,5 | 3 |
11 | Наши Защитники | 0,5 | 0,5 | 1 |
12 | Семья | 0,5 | 0,5 | 1 |
13 | 8 Марта | 0,5 | 0,5 | 1 |
14 | Весна | 0,5 | 0,5 | 1 |
15 | Домашние животные | 1 | 1 | 2 |
16 | Дом | 2 | 2 | 4 |
17 | 12 апреля – День космонавтики | 0,5 | 0,5 | 1 |
18 | Транспорт и профессии | 0,5 | 0,5 | 1 |
19 | День Победы | 0,5 | 0,5 | 1 |
20 | Лето | 0,5 | 0,5 | 1 |
ИТОГО: | 19 | 19 | 38 |
Тематический план занятий «АБВГДейка»
(первый год обучения)
№ п/п | ТЕМА | ЧАСЫ | ||
теория | практика | всего | ||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | 2 |
2 | Звуки вокруг нас | 0,5 | 0,5 | 1 |
3 | Предлоги НА, С | 0,5 | 0,5 | 1 |
4 | Звук и буква У | 1 | 1 | 2 |
5 | Звук и буква А | 1,5 | 1,5 | 3 |
6 | Предлоги В, НА, С, ИЗ | 0,5 | 0,5 | 1 |
7 | Звуки «А», «У» | 0,5 | 0,5 | 1 |
8 | Звук и буква И | 1 | 1 | 2 |
9 | Предлоги В, ИЗ | 0,5 | 0,5 | 1 |
10 | Звуки и буквы А, У, И | 0,5 | 0,5 | 1 |
11 | Предлоги ЗА, ИЗ-ЗА | 0,5 | 0,5 | 1 |
12 | Звук и буква Э | 1 | 1 | 2 |
13 | Предлоги НА, С | 0,5 | 0,5 | 1 |
14 | Звук и буква О | 1,5 | 1,5 | 3 |
15 | Звуки и буквы О, У | 0,5 | 0,5 | 1 |
16 | Предлоги С, БЕЗ | 0,5 | 0,5 | 1 |
17 | Звук и буква М | 1,5 | 1,5 | 3 |
18 | Звук и буква Ы | 1 | 1 | 2 |
19 | Звук и буква И -Ы | 0,5 | 0,5 | 1 |
20 | Звук и буква П | 1,5 | 1,5 | 3 |
21 | Звук и буква Т | 1,5 | 1,5 | 3 |
22 | Звук и буква К | 0,5 | 0,5 | 1 |
23 | Звуки и буквы К -Т | 0,5 | 0,5 | 1 |
ИТОГО: | 19 | 19 | 38 |
Организация коррекционно-развивающей работы(первый год обучения)
Сентябрь, октябрь, ноябрь(1-й период обучения)
- Лексические темы: «Органы артикуляции», «Ряд», «Игрушки», «Звуки вокруг нас», «Осень», «Деревья», «Овощи», «Фрукты», «Наше тело»
- Коррекционные задачи:
а) Формирование словаря и граматического строя речи:
- Развивать понимание речи, умение вслушиваться в речь;
- Выделять название предметов, действий, признаков, понимать обобщающие значения слов;
- Формировать практическое усвоение простых способов словообразования: множественного числа существительных, уменьшительно-ласкательных форм существительных и прилагательных, глаголов с разными приставками и суффиксами, относительных и составных прилагательных;
- Формировать усвоение некоторых форм словоизменения: окончаний имен существительных единственного и множественного числа, глаголовнастоящего и прошедшего времени совершенного и несовершенного вида, окончаний глаголов мужского и женского рода прошедшего времени;
- Формировать практическое усвоение согласования прилагательных, числительных и притяжательных местоимений с существительными;
- Формировать практическое усвоение и понимание антонимов;
- Формировать понимание и практическое усвоение предлогов НА, С, В, ИЗ.
б) Развитие связной речи:
- Учить владеть навыками составления простых распространенных предложений по вопросам, демонстрации действий, по картинке, картинно-графической схеме;
- Учить навыкам составления описательного рассказа ,пересказа, составления рассказа по картинке с использованием вопросов и картинно-графических планов;
- Формировать навыки диалогической речи.
в)Формирование фонематического восприятия и звукопроизношения:
- Развивать слуховое и зрительное внимание, память;
- Познакомить с понятиями «ряд»
- Формировать понятия «звук», «гласный звук»;
- Познакомить со звуками «У», «А», «И»;
- Формировать навыки звукового анализа и синтеза;
- Формировать просодическую сторону речи;
- Формировать ритмическую структуру речи.
г)Формирование навыков чтения и письма:
- Познакомить с буквами У, А, И;
- Формировать графические навыки;
- Формировать навыки буквенного анализа и синтеза.
д)Формирование общей артикуляционной и мелкой моторики:
- Познакомить с органами артикуляции;
- Развивать артикуляторную моторику;
- Формировать осознание собственного тела и ориентировки в схеме тела;
- Формировать общую моторику и координацию движений;
- Формировать мелкую моторику.
Декабрь, январь, февраль(2-й период обучения)
- Лексические темы: «Дикие животные», «Зима», «Новогодняя елка», «Одежда», «Обувь», «Наши защитники», « Головные уборы», «Семья».
- Коррекционные задачи:
а) Формирование словаря и граматического строя речи:
- Формировать и закреплять ранее изученные грамматические категории;
- Формировать практическое усвоение простых способов словообразования притяжательных прилагательных;
- Формировать практическое усвоение и понимание синонимов;
- Формировать понимание и практическое усвоение предлогов ЗА, ПОД, БЕЗ.
б)Развитие связной речи:
- Продолжать формировать и закреплять навыки составления простых распространенных предложений;
- Формировать навыки составления сложносочиненных предложений с союзами А, НО, И и сложноподчиненных предложений;
- Продолжать формировать и закреплять навыки составления описательного рассказа, пересказа, составление рассказа по картинке, по серии картинок;
- Совершенствовать навыки ведения диалога, умения самостоятельно задать вопрос.
в)Формирование фонетического восприятия и звукопроизношения:
- Формировать понятие «согласный звук»;
- Познакомить со звуками «О», «Э», «Ы», «М»
- Обучать чтению прямых и обратных слогов;
- Продолжать формировать графические навыки и навыки буквенного анализа и синтеза.
г) Формирование навыков чтения и письма:
- Познакомить с буквами О, Э, Ы, М;
- Обучать чтению прямых и обратных слогов;
- Продолжать формировать графические навыки,навыки буквенного анализа и синтеза.
д) Формирование общей, артикуляторной и мелкой моторики:
- Продолжать работу, которая проводилась в первом периоде обучения.
Март, апрель, май (3-й период обучения)
- Лексические темы: «8 Марта», «Весна», «12 апреля – День космонавтики», «Домашние животные», «Посуда», «Дом», «День Победы», «Транспорт», «Професии», «Лето».
- Коррекционные задачи:
а) формирование словаря и грамматического строя речи:
- Формировать и закреплять ранее изученные грамматические категории;
- Формировать практическое усвоение простых способов словообразования: прилагательных с уменьшительными суффиксами – ЕНЬК-, -ОНЬК-; образование существительных с суффиксами –ИК-, -ИШК-, -ИЩ-, -НИК-, -НИЦА-, -ОНК, -ЕНК- и др.;
- Формировать понимание и практическое усвоение предлогов НАД, ОКОЛО, МЕЖДУ.
б) развитие связной речи:
- Продолжать работу, которая проводилась в первом и втором периодах обучения;
- Формировать навыки составления творческого рассказа;
- Совершенствовать навыки ведения диалога, умения самостоятельно задать вопрос;
в) Формирование фонетического восприятия и звукопроизношения:
- Продолжать работу, которая проводилась в первом и втором периодах обучения;
- Познакомить со звуками «П», «Т», «К»;
- Обучать звуковому анализу и синтезу односложных слов типа «мак»;
- Учить дифференцировать на слух и в речи звуки «И» - «Ы», «Т» - «К»;
- Продолжать работу по развитию слухового и зрительного внимания и памяти, которая проводилась в первом периоде обучения.
г) Формирование навыков чтения и письма:
- Познакомить с буквами П, Т, К;
- Продолжать обучать чтению прямых и обратных слогов;
- Формировать умение читать односложные слова типа «мак»;
- Продолжать формировать графические навыки,навыки буквенного анализа и синтеза.
д) Формирование общей, артикуляторной и мелкой моторики:
- Продолжать работу, которая проводилась в первом и втором периоде обучения.
Тематический план занятий «Играя Обучаюсь»
(второй год обучения)
№ п/п | ТЕМА | ЧАСЫ | ||
теория | практика | всего | ||
1 | Вводное занятие | 0,5 | 0,5 | 1 |
2 | Слова | 2,5 | 2 | 4 |
3 | Предложения | 2 | 2 | 4 |
4 | Гласные буквы и звуки | 1 | 1 | 2 |
5 | Осень | 0,5 | 0,5 | 1 |
6 | Лес | 1 | 1 | 2 |
7 | Деление на слоги | 0,5 | 0,5 | 1 |
8 | Фрукты | 1 | 1 | 2 |
9 | Предзимье | 0,5 | 0,5 | 1 |
10 | Гигиена | 0,5 | 0,5 | 1 |
11 | Дикие животные | 1 | 1 | 2 |
12 | Зима | 3,5 | 3,5 | 7 |
13 | Слог ШИ | 1 | 1 | 2 |
14 | Семья | 0,5 | 0,5 | 1 |
15 | Слог ЖИ-ШИ | 0,5 | 0,5 | 1 |
16 | Весна | 0,5 | 0,5 | 1 |
17 | Лето | 0,5 | 0,5 | 1 |
18 | Праздники | 2,5 | 2,5 | 5 |
ИТОГО: | 19 | 19 | 38 |
Тематический план занятий «АБВГДейка»
(второй год обучения)
№ п/п | ТЕМА | ЧАСЫ | ||
теория | практика | всего | ||
1 | Вводное занятие | 0,5 | 0,5 | 1 |
2 | Звук и буква М, П, Т, К | 0,5 | 0,5 | 1 |
3 | Звук и буква Х | 1 | 1 | 2 |
4 | Звуки и буква К - Х | 1 | 1 | 2 |
5 | Звук и буква С | 1,5 | 1,5 | 3 |
6 | Звук и буква З | 1 | 1 | 2 |
7 | Звуки и буквы З - С | 0,5 | 0,5 | 1 |
8 | Звук и буква Ш | 1 | 1 | 2 |
9 | Звуки и буквы С - Ш | 1 | 1 | 2 |
10 | Звук и буква Л | 1 | 1 | 2 |
11 | Звук и буква Р | 1 | 1 | 2 |
12 | Звуки и буквы Р - Л | 0,5 | 0,5 | 1 |
13 | Звук и буква В | 0,5 | 0,5 | 1 |
14 | Звук и буква Ж | 0,5 | 0,5 | 1 |
15 | Звук и буква Б | 0,5 | 0,5 | 1 |
16 | Звук и буква Г | 0,5 | 0,5 | 1 |
17 | Звуки и буквы К - Г | 0,5 | 0,5 | 1 |
18 | Звук и буква Д | 0,5 | 0,5 | 1 |
19 | Звук и буква Й | 0,5 | 0,5 | 1 |
20 | Звук и буква Ц | 0,5 | 0,5 | 1 |
21 | Звук и буква Щ | 0,5 | 0,5 | 1 |
22 | Звук и буква Ч | 0,5 | 0,5 | 1 |
23 | Буква Ь | 0,5 | 0,5 | 1 |
24 | Буква Я | 0,5 | 0,5 | 1 |
25 | Буква Ю | 0,5 | 0,5 | 1 |
26 | Буква Е | 0,5 | 0,5 | 1 |
27 | Буква Ё | 0,5 | 0,5 | 1 |
28 | Буква Ф | 0,5 | 0,5 | 1 |
29 | Буква Ъ | 0,5 | 0,5 | 1 |
ИТОГО: | 19 | 19 | 38 |
Организация коррекционно-развивающей работы(второй год обучения)
Сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь (1-й период обучения)
- Лексические темы: «Ряд», «Слова-предметы», «Слова-действия», «Слова-признаки», «Предложение», «Гласные звуки и буквы», «Осень», «Лес», «Звуки и буквы М, П, Т, К», «Деление на слоги», «Фрукты», «Звуки и буквы Х, С, З, К - Х, С – З», «Предзимье», «Гигиена», «Дикие животные», «Зима», «Новый год»
- Коррекционные задачи:
- Формирование словаря и грамматического строя речи:
- Расширять лексический запас в процессе изучения новых текстов;
- Формировать понятия «слова-предметы», «слова-действия», «слова-признаки», «предлоги»;
- Активизировать процессы словообразования и словоизменения;
- Формировать умение подбирать синонимы и антонимы;
- Формировать умение образовывать сравнительную степень прилагательных;
- Учить дифференцированно использовать в речи простые и сложные предлоги;
- Упражнять в умении подбирать родственные слова;
- Формировать умение понимать и объяснять значение слов.
- Развитие связной речи:
- Упражнять в конструировании предложений по опорным словам, заданной графической схеме, в распространении предложений за счет введения однородных членов;
- Совершенствовать навыки составления рассказов описательного характера;
- Формировать навыки составления повествовательных рассказов с опорой на вопросы и картинно-графические планы;
- Формировать навыки составления повествовательного рассказа на основе событий заданной последовательности;
- Совершенствовать навыки пересказа текстов;
- Учить составлять рассказы с элементами творчества.
- Формирование фонематического восприятия и звукопроизношения:
- Развивать слуховое и зрительное внимание, память;
- Закреплять навыки четкого произношения звуков;
- Формировать умение выделять звуки из начала, середины и конца слов;
- Формировать навыки звуко-слогового анализа и синтеза;
- Формировать правильную ритмико-интонационную и мелодическую окраску речи.
- Формирование навыков чтения и письма:
- Познакомить с буквами по темам;
- Учить анализировать из оптико-пространственные и графические признаки;
- Формировать графические навыки;
- Формировать навыки буквенного анализа и синтеза;
- Познакомить с правилами орфографии: правило написания предложения, заглавная буква в именах собственных;
- Учить читать и писать слоги, слова, предложения.
- Формирование общей артикуляционной моторики:
- Развивать артикуляторнуюмоторику;
- Формировать осознание собственного тела и ориентировки в схеме тела;
- Формировать общую моторику и координацию движений;
- Формировать мелкую моторику.
Январь, февраль, март, апрель, май (второй период обучения)
- Лексические темы: «Зима», «Звуки и буквы Ш, С – Ш, Л, Р, Р – Л, В, Ж, Б, Г, К – Г, Д, Й, Ц, Щ, Ч, Ь, Я, Ю, Е, Ё, Ф, Ъ», «23 февраля – День Защитника Отечества», «Семья», «8 Марта», «Слоги Жи – Ши», «Весна», «День космонавтики», «День Победы»
- Коррекционные задачи:
- Формирование словаря и грамматического строя речи:
- Продолжать работу, которая проводилась в первом периоде обучения;
- Закреплять навыки согласования числительных и существительных в роде и числе;
- Совершенствовать умение преобразовывать названия профессий мужского рода в профессии женского;
- Учить понимать многозначность слов.
- Развитие связной речи:
- Продолжать работу, которая проводилась в первом периоде обучения;
- Формировать умение составлять сложноподчиненные предложения и употреблять их в рассказе.
- Фтормирование фонематического восприятия и звукопроизношения:
- Продолжать работу, которая проводилась в первом периоде обучения;
- Формировать умение определять ударный гласный звук в словах и обозначать его.
- Формирование навыков чтения и письма:
- Продолжать работу, которая проводилась в первом периоде обучения;
- Познакомить с правилами орфографии: правописание ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ, правописание заглавной буквы в названиях городов и улиц;
- Формировать практическое усвоение правил употребления;
- Совершенствовать графо-моторные навыки.
- Формирование общей артикуляторной моторики:
- Продолжать работу, которая проводилась в первом периоде обучения;
«Сказки в красках»
Сказка для ребенка - это не просто сказка, не только литературное произведение, не просто игра, это - жизнь.Сказка - это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром ребенка, мощный инструмент развития.
Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка:
- Потребность в автономности (независимости). В каждой сказке герой действует самостоятельно, полагаясь на свои силы.
- Потребность в компетентности (силе, всемогуществе). Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия, оказывается победителем, достигает успеха.
- Потребность в активности. Герой всегда находится в действии.
Сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления.
В действиях и поступках сказочных героев противопоставляется трудолюбие – ленивости, добро – злу, храбрость – трусости. Симпатии детей всегда привлекают те, кому свойственны: отзывчивость, любовь к труду, смелость. Дети радуются, когда торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливая развязка.
Формы работы:
- Рисунок по мотивам пройденной сказки
- Лепка по мотивам пройденной сказки
- Инсценировка сказок детьми
- Проигрывание сказки через окружающие предметы
- Составление собственной сказки по картинкам
- Составление собственной сказки по игрушкам
- Пересказ сказок
- Чтение сказки в лицах
- Изменения концовки сказки
- Беседы о сказках и ее героях
- Составление и разгадывание загадок
- Знакомство с различными произведениями русской и зарубежной литературы, живописи, музыкальными произведениями.
Учебно-тематический план «Сказки в красках»
(для 1-го и 2-го года обучения)
№ | ТЕМА | ЧАСЫ | Всего | |
Теор. | Практ. | |||
1 | Вводное занятие, знакомство | 0,5 | 0,5 | 1 |
2 | «Лукоморье» | 2 | 5 | 7 |
3 | «Там, на неведомых дорожках» | 2 | 5 | 7 |
4 | «Путешествие в цветочный город» | 2 | 5 | 7 |
5 | «1001 ночь» | 2 | 6 | 8 |
6 | «Волшебный мир Зазеркалья» | 2 | 5 | 7 |
7 | Заключительное занятие | 0,5 | 0,5 | 1 |
ИТОГО: | 11 | 27 | 38 |
Разделы учебно-тематического плана являются одинаковыми для 1-го и 2-го года обучения, меняется лишь содержание тем, учитывая возрастные особенности обучающихся, а также сложность форм их проведения.
Содержание:
- Вводное занятие, знакомство. Знакомство детей с дисциплиной и преподавателем.
- «Лукоморье», раздел, основанный на мотивах сказок А.С.Пушкина. Все дети знают сказки А.С. Пушкина. Они и сейчас не потеряли своего значения и актуальности.
Для младшей группы такими сказками будут: «Сказка о рыбаке и рыбке», отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» - «У Лукоморья дуб зеленый», «Сказка о попе и работнике его Балде».
Для старшей группы: «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке».
- «Там, на неведомых дорожках», раздел, основанный на мотивах русских народных сказок. Мир русской народной сказки своеобразен и загадочен. В нем можно повстречать и простых людей, и вымышленных героев, среди которых Баба Яга - пожалуй, один из самых колоритных персонажей. Встречаются в русских народных сказках и звери разные, иногда даже волшебные. Каждый ребенок будет вовлечен в волшебный мир сказки.
Для младшей группы такими сказками будут: «Репка», «Теремок», «Колобок», «Курочка ряба»,«Баба-Яга», «Царевна-лягушка».
Для старшей группы: «Морозко», «Илья Муромец и Соловей разбойник», «Снегурочка», «Финист – ясный сокол».
- «Путешествие в цветочный город». Раздел, основанный на современных русских сказках «Незнайка», «Буратино» и т.д. Сказки для детей отличаются своим многообразием и тем особенным теплом, которым они наполняют детей. Несмотря на огромное количество классических сказок, современные сказки для детей продолжают создаваться и в наше время. Современные сказки для детей помогают помнить, что волшебство всегда находится рядом с нами, просто со временем оно приобретает другие формы.
Для младшей группы такими сказками будут: Аксаков С.Т.«Аленький цветочек», Толстой А.Н. «Золотой Ключик, или путешествие Буратино».
Для старшей группы: Толстой А.Н. «Золотой Ключик, или путешествие Буратино», Н.Носов «Приключение Незнайки и его друзей» (отрывки), К.Булычев «Приключения Алисы» (отрывки).
- «1001 ночь». Раздел, основанный на восточных сказках. Здесь детямпредстоит совершить увлекательное путешествие в мир восточных сказок. Каждый ребенок познакомится с творчеством собранным с самых глубин загадочного Востока. Вместе со сказочными персонажами детей ждут увлекательные приключения и чудеса. Ваши дети окунуться в мир волшебства и приключений восточных сказок.
Для младшей группы такими сказками будут: отрывки из «1001 ночь».
Для старшей группы: отрывки «1001 ночь».
- «Волшебный мир Зазеркалья», раздел, основанный на мотивах зарубежных сказок, таких авторов как Братья грим, Г.Х. Андерсен, Л.Кэролл и др. В сказках зарубежных писателей добро неизменно побеждает зло, великодушие и храбрость вознаграждены по заслугам, а благородство и скромность торжествуют над подлостью. Зарубежные сказки занимательны и поучительны, они учат детей доброте, храбрости и находчивости.
Для младшей группы такими сказками будут: Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок», «Оле-Лукойе», Братья Гримм «Горшочек каши», Ш.Перро «Мальчик-с-пальчик», Л.Кэролл «Алиса в стране чудес» (отрывки).
Для старшей группы: Г.Х.Андерсен «Русалочка», «Дюймовочка», «Снежная королева», Братья Гримм «Гензель и Гретель», Ш.Перро «Кот в сапогах».
Учебный план составлен из расчета 4-часовой учебной нагрузки на учебную группу, т.е. 152 часа в год.
Учебный план объединения «Развивающие занятия» разработан в соответствии с основными положениями Закона Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, Положением о порядке аттестации и государственной аккредитации рекомендация Министерства образования РФ «Организация и содержание аттестации образовательных учреждений дополнительного образования детей» и «Требований к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей» (18 Об. 2003 № 28-02-484/16)
Методическое обеспечение программы:
- Иллюстрации различных художественных произведений
- Карточки с изображениями различных предметов (одежда, транспорт, овощи, фрукты, растения, человек и т.д.)
- Диски с арт-терапевтической музыкой.
- Разнообразный набор игрушек.
- Зеркало для артикуляционной гимнастики.
- Маленький шарик или грецкий орех (для развития мелкой моторики).
- Развивающие конструкторы, головоломки, кубики и т.д.
- Набор LEGO.
Условия реализации программы:
- Наличие необходимых условий для занятий: помещение со свободными пространством, где можно заниматься 15 участникам, мультимедийное оснащения для просмотра сказок, прослушивания музыки на занятиях.
- Подбор участников объединения «Развивающие занятия», умение увлечь их и сделать своими единомышленниками.
- Последовательное выполнение задачи целей поставленных программой работы.
- Четкие требования к себе, как к педагогу, к выполнению поставленной задачи.
Формы контроля:
Для оценки деятельности результатов выполнения заданий, учащиеся раз в полгода будут проходить срезовую диагностику, которая позволит посмотреть динамику развития детей, увидеть «западющие» элементы и скорректировать дальнейшее обучение по программе.
Ко всему прочему будет учитываться качество индивидуальных проектов детей, выполняемых на занятиях, а также их включенность во время обучения.
Список используемой литературы:
- Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Логопедические занятия в детском саду. Подготовительная к школе группа – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011.
- Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Логопедические занятия в детском саду. Старшая группа – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
- Жигало О.Н. Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, - Мозырь «Белый Ветер», 2011.
- Захарова Т.Н. Ролевые игры в детском саду. Конспекты занятий с детьми от 4 до 7 лет в детском саду – Ярославль: ООО «Академия развития», 2012.
- Каралькова И.В. Развитие ребенка в кружке «Подготовка к школе» -Мозырь Комплексные занятия по программе под ред. Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С. Вторая младшая группа
- Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.Е., Васильевой М.А. Подготовительная группа
- Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.Е., Васильевой М.А. Старшая группа
- «Белый Ветер», 2008.
- Титова Ю., Фролова О., Винникова Л. Играть с ребенком. Как? : развитие восприятия, памяти, мышления, речи у детей 1-5 лет – М.: Эксмо, 2011.
- Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. – М.: Генезис, 2012.
- Чиркина Г.В., Филичева Т.Б. Программы коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развивайка
занятие по математике в форме игры-соревнования для детей старшего дошкольного возраста...
"Развивайка" (программа развития познавательных процессов)
Программа имеет социально-педагогическую направленность. Разнообразные задания способствуют развитию внимания, памяти, мышления, расширяют кругозор....
Игра Развивайка. Тема "Вода"
итоговое комплексное занятие по теме "Вода"...
ИГРЫ-РАЗВИВАЙКИ СВОИМИ РУКАМИ
Игры-развивайкиДидактическая игра1) "Соберем овощи и фрукты в корзинку"Цель:-Учить различать по внешнему виду овощи.-Учить различать по внешнему виду фрукты.-Закреплять знания о сенсорном предст...
Перспективный план – программа кружка "Развивайка" подготовительная группа
Цель: формирование предпосылок будущей учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Задачи. Способствовать развитию мелкой моторики и координации движений руки. Развивать психическ...
Мастер-класс по изготовлению физкультурного оборудования «Коврик-развивайка»
Коврик предназначен для развития движений, а так же способствует развитию математических навыков. ...
Проект "Развивайка"
Цель: Развитие логического мышления....