Возрождение духовно-нравственных качеств у младших дошкольников через сказки
статья (младшая группа) на тему
обмен опытом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozrozhdenie_duhovno-nravstvennyh_kachestv_u_mladshih_doshkolnikov_cherez_skazki.docx | 17.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Возрождение духовно-нравственных качеств у младших дошкольников через сказки
В наш век духовного обнищания сказка, как и другие ценности традиционной культуры, утрачивает свое высокое предназначение. Очень печально, что в современных молодых семьях искажается и утрачивается роль бабушек в воспитании внуков. Бабушки-сказительницы незаменимы в детстве, они являются соединяющим звеном поколений и традиций. Именно они, столкнувшись в жизни со многими трудностями и испытаниями, глубже понимают смысл сказок и, рассказывая их внукам, передают им и свою частицу жизненного опыта. Через сказку старшее поколение учит детей строить жизнь по законам добра и красоты.
Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому, уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка.
Младший дошкольный возраст - наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. В 3-4 года у детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь. В этот же период происходит формирование основных качеств личности. Поэтому ни один из детских возрастов не требует такого разнообразия средств и методов развития и воспитания, как младший дошкольный.
Одним из средств создания положительных нравственных представлений детей, установления более тесных контактов между взрослыми и детьми в семье и в детском саду является сказка. Понятие о нравственности, нормы и правила поведения, заложенные в ярких образах сказки, способствуют становлению нравственных представлений. В процессе работы со сказкой дети постигают азы духовной культуры своего народа. На каждом возрастном этапе усваиваются более сложные нравственные понятия.
В тоже время формирование нравственных представлений младших дошкольников через сказку – результат длительной и глубокой творческой работы. В системе воспитательно-образовательного процесса в нашей группе нравственное воспитание занимает важное место, поскольку за ним стоит не только формирование нравственных качеств человека, но всей гармонично развитой личности в целом: её духовных потребностей, нравственных идеалов, умственных способностей.
Исходя из актуальности была поставлена цель:
- создать оптимальные условия для формирования духовно-нравственного развития у детей младшего дошкольного возраста через сказку.
Для достижения цели определены, следующие задачи:
- побуждать у детей интерес к русским народным сказкам;
-создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками;
-формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей;
-развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, формировать умение давать оценку поведению своему и других;
- воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие, навыки доброжелательного, внимательного, заботливого поведения;
- развивать диалогическую и монологическую речь;
-помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.
Свою работу начали строить с систематического подхода. Первым этапом было обогащение предметно – развивающей среды, способствующей возникновению интереса к театрализованным играм. В группе организовали уголок для театрализованных игр и представлений. В нем собрано множество видов театра: настольный, плоскостной, бибабо, пальчиковый, теневой, на фланелеграфе, реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей (набор кукол, ширмы для кукольного театра, маски). С помощью родителей приобрели атрибут старины «Бабушкин сундучок», где дети могут самостоятельно подобрать себе костюм для ряженья.
В литературном уголке хранится детская художественная литература, ее нам помогли пополнить наши родители, они принесли из своих домашних библиотек красочные книжки-раскладушки. Дети могут самостоятельно взять книгу и рассмотреть иллюстрации сказок, которые им знакомы с детства. Широко распространенным приемом, усиливающим воздействие текста и способствующим лучшему его пониманию, является рассматривание иллюстраций в книге. В русских народных сказках рассматриваются нравственные категории: как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя.
Чтобы привить у ребенка любовь к русским народным сказкам, используем более интересную для ребенка форму работы, как драматизация, она является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребенок выполняет роль сказочного персонажа. Привлечением детей к участию в драматизации, способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность.
Следующий прием – беседа по сказке. Это комплексный прием, часто включающий в себя целый ряд простых приемов – словесных и наглядных. Различаются вводная (предварительная) беседа до чтения и краткая (заключительная) беседа после чтения.
Во время заключительной беседы важно акцентировать внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков. В беседах должны преобладать такие вопросы, ответ на которые требовал бы мотивации оценок.
Во всей нашей работе, большими помощниками являются родители. Их участие важно в качестве исполнителей роли, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т. д. В любом случае совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей. Ребенок с раннего детства видит, что он не один с ним семья, а это очень важно для маленького человека.
И в заключении можно добавить, что в нравственном воспитании не нужно забывать и той атмосферы, в которой живет ребенок: атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или жестокостью, безнравственностью. Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, то есть она активизирует весь механизм нравственного воспитания и влияет на формирование определенных нравственных качеств.
Из всего этого следует: моральное воспитание возможно через все виды народных сказок, так как нравственность изначально заложена в их сюжетах.
Литература
1.Алябьева, Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками / Е.А. Алябьева. - М.: ТЦ Сфера, 2004.
2.Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
3.Лангуева-Репьева И. «Иное царство» русских сказок. http://www.rospisatel.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию во второй младшей группе по сказке Два жадных медвежонка "
Конспект непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе. ...
Проект «Приобщение духовно – нравственным ценностям младших дошкольников через сказку»
Методический материал для детей младшего возраста...
Воспитание нравственных качеств у младшего дошкольника через семью
Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств: самостоятельности, организованности,...
Воспитание нравственных качеств у младшего дошкольника через семью
Информация для родителей...
Воспитание нравственных качеств у младшего дошкольника через семью
Ребенок - зеркало семьи;как в капле воды отражается солнце,так в детях отражается нравственнаячистота матери и отца»./Василий Сухомлинский/.Что мы имеем в виду, когда говорим о нр...
Консультация для родителей первой младшей группы «Воспитание нравственных качеств у младшего дошкольника через семью».
Консультация для родителей первой младшей группы «Воспитание нравственных качеств у младшего дошкольника через семью»....