"Культура речи ребенка рождается в семье"
материал (развитие речи) по теме
Папка-передвижка в уголок для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kultura__rechevogo__obshcheniya.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №5 «Светлячок» общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением эстетического развития
Подготовила
воспитатель
Павлова Ольга Александровна
Тяжинский
Ребенок усваивает речь «материнско-отцовским» способом, подражая близким, поэтому очень важно, чтобы он слышал не только правильную, но и вежливую речь. Нередко родители называют сына «Вовка», дочь – «Катька». Ребенок, конечно, не обижается, так как уверен в вашей любви. Речь некоторых детей изобилует разного рода оскорбительными кличками, конечно же, не ими придуманными. Если ребенок в семье слышит «растяпа», «негодник» и прочие – эти слова прочно входят в его лексикон и никак не украшают его речь, и отношения с теми, кому они адресованы. Если вы ребенку хотите сделать замечание, постарайтесь выбрать тактичные выражения и не выговаривайте ему на людях. Лучше это сделать, оставшись наедине с ним.
Культура речевого общения вносит красоту в отношения людей, способствует их взаимопониманию. Необходимо обращаться к своему ребенку со словом «пожалуйста», благодарить его, высказывать одобрение по поводу проявленной вежливости. Выражения «доброе утро», «спокойной ночи» являются неотъемлимой частью речевого этикета ребенка, как и слова «здравствуйте», «до свидания». Слова приветствия – норма вежливости, показатель внимания к людям, способствует установлению контакта. Приучите ребенка, когда ему понадобится вещь, принадлежащая другому человеку, спрашивать разрешения, например: «Мама, разреши взять твою косынку?», «Таня, можно взять твой карандаш?» и т.п.
Если двухлетний малыш говорит взрослому «ты», в его устах это звучит даже мило. Но с четырех лет дети уже должны говорить взрослому «Вы».
Мы все стремимся к тому, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно в любой обстановке, в любой речевой ситуации, чтобы наши дети легко вступали в диалог, могли с достоинством и уважением к другому аргументировать свою точку зрения, были внимательными слушателями, доброжелательными собеседниками, одним словом, добрыми, умными, интеллигентными, коммуникабельными людьми.
Родители должны помочь освоить правила, регулирующие поведение говорящего и слушающего, так как основные проводники в мир речевой культуры – речевого общения только взрослые, от которых зависит организация содержательного детского общения. В культурной семье никто ни на кого не кричит, даже не повышает голос, ибо каждый видит в другом личность. Культура ребенка рождается в семье, её не могут привить ни в детском саду, ни в школе, если дома царит грубость. Пример родителей имеет огромное значение в овладении ребенком правилами речевого общения. А развитие правильной речи – важное условие умственного развития детей.
Проблема готовности ребенка к школьному обучению остается актуальной. Во – первых, повысились требования к детям, поступающим в школу. Во – вторых, существует возможность выбора обучения ребенка по той или иной программе в зависимости от уровня подготовки к школе. В – третьих, в связи с изменением социальных условий многие дети имеют разный уровень готовности к обучению в школе в зависимости от того, посещали они детский сад или воспитывались дома.
Родителям нужно знать уровень готовности ребенка к школе для того, чтобы избежать возможных проблем, связанных с адаптацией ребенка к школе.
Кто может определить уровень готовности ребенка к школе? Профессионально это сделают педагоги. Приблизительно и вы можете определить это сами, если воспользуетесь нашими рекомендациями:
1. Игра «Школа»
Предложите ребенку поиграть в «школу». Обратите внимание, какую роль он выберет. Дети, готовые к школе, как правило, выбирают роль ученика. Им интересно заниматься учебой, писать, считать. Дети с несформирован-
ной учебной мотивацией, скорее всего, выберут роль учителя, будут играть в поход в столовую, в «переменку», рисование мелом на доске.
Возьмите новую игрушку и дайте ребенку поиграть в неё недолго (около минуты), а затем предложите прочесть сказку, но на самом интересном остановитесь. Спросите ребенка, чего сейчас больше хочется: поиграть или дослушать сказку. Ребенок со сформировавшейся личностной готовностью к школе захочет узнать, что же произошло с героями сказки дальше; малыш, который ещё не готов учиться, предпочтет продолжить игру.
2. «Пересказываем рассказ или сказку»
Развитие речи – важный критерий готовности к школьному обучению. Ребенок должен уметь пересказывать небольшие сюжетные рассказы (не больше 6-7 предложений). Попросите его пересказать рассказ либо составить его по картинкам на один сюжет. Картинок должно быть не очень много – 6-7. По тому, как ребенок рассказывает, можно оценить его умение согласовывать слова, правильно строить предложения, а также логику рассказа – наличие сюжетной линии.
3. «Играем со звуками»
Ребенок с хорошо развитым фонематическим слухом способен слышать и различать звуки, соотносить их с буквами, правильно их произносить. Взрослый просит ребенка назвать первый и последний звуки в словах: «свет» (оба звуки согласные), «корма», «индюк», «езда». Если ребенок часто ошибается и не замечает своих ошибок, очевидно, его фонематический слух пока не развит. Чтобы узнать, умеет ли ребенок делить слова на части (слоги), можно воспользоваться другой игрой – «Раздели слово». Взрослый говорит слово, а ребенок делит его на части, хлопая в ладоши.
4. «Четвертый лишний»
Ребенку предлагают ряды из четырех картинок. В каждом случае он должен убрать одну, на его взгляд, «лишнюю». Например, на картинках: стол, стул, диван, окно. Или: брюки, рубашка, жилет, мальчик. Обязательно попросите ребенка прокомментировать выбор «лишней» картинки.
5. «Аналогии»
Игра поможет определить, насколько у ребенка сформированы основы словесно – логического мышления. Ребенку называют три слова. Два первых из них – пара. От ребенка требуется подобрать пару к третьему слову по аналогии с первой парой. Например: «день – ночь, лето - ? (зима)»; «часы – время, градусник - ? (температура)» и т.д.
Если ребенок справляется со всеми заданиями, допускает не больше одной – двух ошибок, значит, словесно – логическое мышление у него уже сформировалось.
6. «Закончи предложение»
Попросите ребенка закончить предложения: «Если выйдешь на улицу зимой без одежды, то…»; «Прошел дождь, поэтому…» и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Речевая культура ребенка рождается в семье»
Культура речевого общения вносит красоту в отношения людей, способствует их взаимопониманию. Необходимо обращаться к своему ребенку со словом «пожалуйста», благодарить его, высказывать родительское од...
Речевая культура ребенка рождается в семье
Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, поучаете его, приказываете ему. Вы воспитываете ребенка в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет д...
Памятки для родителей «Как правильно читать с ребенком сказки», «Речевая культура ребенка рождается в семье»
Культура общения ребенка рождается в семье, ее не могут привить ни в детском саду, ни в школе, если в доме царит грубость. Пример родителей имеет огромное значение в овладении ребенком правилами речев...
Культура ребенка рождается в семье
Культура ребенка рождается в семье...
Культура ребенка рождается в семье
консультация для родителей...
Консультация для родителей: "Речевая культура ребенка рождается в семье".
1.Культура речевого общения.2.Слова приветствия.3.Волшебные слова....
Консультация для родителей «Речевая культура ребенка рождается в семье»
Консультация для родителей«Речевая культура ребенка рождается в семье»Ребенок усваивает речь «материнско–отцовским» способом, подражая близким, поэтому очень важно, чтобы...