Проект "Знакомство с народной культурой"
проект (средняя группа) по теме
знакомство детей дошкольников с народной культурой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
folklor_microsoft_word_5.docx | 448.9 КБ |
folklor_microsoft_word_5.docx | 448.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Знакомство с народной культурой и традициями»
период с 12.03.14 по 29.03.14.
группа:средняя
Воспитатель:Гатина Р.Ф.
Актуальность
Традиционная народная культура является глубинной основой всего многообразия направлений, видов и форм культуры современного общества.
Наследие традиционной народной культуры является источником современной национальной культуры и искусства. Вытеснение народных традиций на периферию культурных процессов грозит разрушением самобытности региональной культуры и, как следствие, размыванием и утратой у подрастающих поколений культурной и национальной идентичности. В русле народной культуры складываются представления человека о мире и его мироощущении, система образов и языка, верования, народные знания и умения, обычаи и нравы, формы хозяйственной деятельности, семейной, обрядово-праздничной жизни, система фольклора. На основе традиционности не только закрепляется весь опыт практической деятельности человеческого сообщества, но и формируются важнейшие этнические идеалы, моральные принципы и нравственные установки, регулируются нормы социальных отношений
Стоит помнить, что дошкольный возраст – самая важная стадия формирования личности человека, её фундамент. И именно с раннего возраста необходимо воспитывать уважение к трудовым традициям предков, их мудрости и культуре, обрядам и обычаям. Знакомясь с культурными ценностями и традициями своего народа с раннего детства, черпая вдохновение в близком окружении, дети впитывают эту любовь, именно на этой основе закладываются предпосылки гражданственности, патриотизма и любви к Родине!
Тип проекта:
- по методу – познавательный, творческий;
- по характеру контактов – открытый;
- по количеству участников – групповой, дети 4-5 лет, родители, воспитатели;
Планируемый результат:
- Познакомить детей с «русской избой», с предметами старинного русского быта;
- Продолжить знакомить детей с русскими народными играми, формировать умение в них играть, знакомить с народными пословицами, поговорками;
- Расширить представление о народном искусстве;
- Воспитывать интерес к фольклору, разучить потешки, шутки-небылицы.
- Принять участие на празднике «Масленица».
- Организовать, совместно с родителями, в группе фольклорный праздник «Деревенские посиделки».
Интеграция областей:
Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно– эстетическое развитие.
Задачи:
Образовательные: Дать детям первоначальные представления основ национальной культуры, вызвать интерес к познанию культуры своего народа, способствовать формированию художественных и творческих способностей.
Формировать элементарные представления об изменении видов человеческого труда и быта на примере игрушки и предметов обихода.
Развивающие: Развитие эстетического и нравственного восприятия мира.
Воспитательные: Воспитывать интерес к истории и народному творчеству, уважение к его традициям.
Продукт: декоративное рисование «Украсим платочки»( по мотивам дымковской росписи), коллективная лепка «Утка с утятами»(дымковские игрушки) , аппликация «Украсим матрешку»
Развивающая среда: Внести инвентарь для проведения подвижных игр – маски кота, зайца, волка, мышат, внести в книжный уголок книги с русскими народными сказками, потешками, прибаутками, внести иллюстрации с посудой (гжель), городецких мастеров, разные народные игрушки, музыкальные инструменты, внести диски с записями сказок для просмотра, внести в уголок творчества раскраски по теме (матрешки, дымковская игрушка и т.д.), внести развивающие игры: «Найди отличия», «Четвертый лишний», «Собери картинку».
Работа с родителями: Взаимодействие с родителями при приеме и уходе детей домой – индивидуальные беседы и консультации, попросить принести в группу для рассматривания с детьми народные игрушки, поделки, предметы домашнего обихода.
Проект состоит из 3 этапов:
1 этап - подготовительный
Формулирование цели и определение задач.
Составление плана основного этапа проекта.
Подбор и анализ литературы, информации с интернет ресурсов по теме проекта.
Подбор материалов по теме проекта.
Организация предметно - развивающей среды в группе, в соответствии с планом основного этапа реализации проекта.
Взаимодействие с родителями с целью создания условий для реализации проекта, обеспечения предметами народного быта и культуры.
2 этап - основной
Рассматривание иллюстраций, беседы:
«Знакомство с народными инструментами»: балалайка, дудочка, ложки, трещотка, бубен. (Просмотр иллюстраций с использованием ИКТ).
Цель: Познакомить детей с русскими народными инструментами. Прививать любовь и интерес к традиционной русской культуре.
«Русская народная игрушка», «Народные мастера» - игрушки из глины: дымковская, филимоновская; деревянные игрушки - свистульки, матрешки, волчки; народные куклы ручной работы и т. д. (Просмотр иллюстраций с использованием ИКТ).
Цель: Приобщение к русскому народному искусству. Расширить представление о том, чем играли наши бабушки и дедушки?
Чтение художественной литературы:
Русские народные сказки: «Репка», «Гуси лебеди», «Маша и медведь», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Волк и семеро козлят», «Петушок и бобовое зернышко».
Цель: Формировать у детей понятие о жанре русского народного творчества «сказка», учить слушать внимательно произведение, понимать смысл прочитанного, отвечать на вопросы.
ООД:
Декоративное рисование «Украсим платочки» ( по мотивам дымковской росписи)
Цель: Познакомить детей с росписью дымковской игрушки, уметь выделять элементы узора.
Аппликация «Украсим матрешку».
Цель: познакомить детей с матрешкой как видом народной игрушки.
Задачи: Учить резать углы у квадрата, получившимися кружочками украсить платье матрешки. Развивать глазомер, чувство цвета, формы, ритма, пропорции. Воспитывать интерес к народной культуре, эстетический вкус.
Коллективная лепка «Утка с утятами»(дымковские игрушки)
Цель: Продолжать знакомить детей с дымковскими изделиями(уточка с утятами, петух, индюк и другие). Учить выделять элементы украшения игрушек, замечать красоту формы.
ФЦКМ «Русская изба» (с применением ИКТ),
Цель: Знакомить детей с традиционно-бытовой культурой русского народа.
Задачи: Познакомить детей с русской избой, с предметами старинного русского быта (печь, лавка, прялка, самовар, и др.);
«Рассматривание и обсуждение дымковских игрушек»
Цель: знакомить с народным творчеством на примере народных игрушек(с применением ИКТ)
Дидактические игры:
«Подбери матрешке узор» Цель: углубить знания о некоторых видах народных промыслов и ремесел. Пробуждать интерес к талантам народных умельцев
Подвижные игры:
«Салки», «Гуси, гуси..», «Кошки мышки», «У медведя во бору», «Мыши водят хоровод».
Хороводные игры:
«Каравай», «Карусели», «Золотые ворота», «Сиди, сиди Яша…»
Цель: приобщать детей к истокам русской народной культуры; знакомить с народными играми; развивать двигательную активность.
Знакомство с фольклором:
Потешки, загадки, считалки, частушки, пословицы, поговорки.
Цель: формировать любовь к устному народному творчеству.
3 этап - заключительный
- Итоговое мероприятие: фольклорный праздник «Деревенские посиделки».
По реализации проекта были получены следующие результаты:
- Дети познакомились с «русской избой», с предметами старинного русского быта;
- Продолжили знакомиться с русскими народными играми, научились в них играть.
- Познакомились с народными пословицами, поговорками;
- У детей расширились представления о народном искусстве (игрушках, музыкальных инструментах, посуде, предметах быта и т. д.);
- Продолжает воспитываться интерес к фольклору, дети разучили детские частушки, потешки, шутки-небылицы;
Предварительный просмотр:
Проект
«Знакомство с народной культурой и традициями»
период с 12.03.14 по 29.03.14.
группа:средняя
Воспитатель:Гатина Р.Ф.
Актуальность
Традиционная народная культура является глубинной основой всего многообразия направлений, видов и форм культуры современного общества.
Наследие традиционной народной культуры является источником современной национальной культуры и искусства. Вытеснение народных традиций на периферию культурных процессов грозит разрушением самобытности региональной культуры и, как следствие, размыванием и утратой у подрастающих поколений культурной и национальной идентичности. В русле народной культуры складываются представления человека о мире и его мироощущении, система образов и языка, верования, народные знания и умения, обычаи и нравы, формы хозяйственной деятельности, семейной, обрядово-праздничной жизни, система фольклора. На основе традиционности не только закрепляется весь опыт практической деятельности человеческого сообщества, но и формируются важнейшие этнические идеалы, моральные принципы и нравственные установки, регулируются нормы социальных отношений
Стоит помнить, что дошкольный возраст – самая важная стадия формирования личности человека, её фундамент. И именно с раннего возраста необходимо воспитывать уважение к трудовым традициям предков, их мудрости и культуре, обрядам и обычаям. Знакомясь с культурными ценностями и традициями своего народа с раннего детства, черпая вдохновение в близком окружении, дети впитывают эту любовь, именно на этой основе закладываются предпосылки гражданственности, патриотизма и любви к Родине!
Тип проекта:
- по методу – познавательный, творческий;
- по характеру контактов – открытый;
- по количеству участников – групповой, дети 4-5 лет, родители, воспитатели;
Планируемый результат:
- Познакомить детей с «русской избой», с предметами старинного русского быта;
- Продолжить знакомить детей с русскими народными играми, формировать умение в них играть, знакомить с народными пословицами, поговорками;
- Расширить представление о народном искусстве;
- Воспитывать интерес к фольклору, разучить потешки, шутки-небылицы.
- Принять участие на празднике «Масленица».
- Организовать, совместно с родителями, в группе фольклорный праздник «Деревенские посиделки».
Интеграция областей:
Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно– эстетическое развитие.
Задачи:
Образовательные: Дать детям первоначальные представления основ национальной культуры, вызвать интерес к познанию культуры своего народа, способствовать формированию художественных и творческих способностей.
Формировать элементарные представления об изменении видов человеческого труда и быта на примере игрушки и предметов обихода.
Развивающие: Развитие эстетического и нравственного восприятия мира.
Воспитательные: Воспитывать интерес к истории и народному творчеству, уважение к его традициям.
Продукт: декоративное рисование «Украсим платочки»( по мотивам дымковской росписи), коллективная лепка «Утка с утятами»(дымковские игрушки) , аппликация «Украсим матрешку»
Развивающая среда: Внести инвентарь для проведения подвижных игр – маски кота, зайца, волка, мышат, внести в книжный уголок книги с русскими народными сказками, потешками, прибаутками, внести иллюстрации с посудой (гжель), городецких мастеров, разные народные игрушки, музыкальные инструменты, внести диски с записями сказок для просмотра, внести в уголок творчества раскраски по теме (матрешки, дымковская игрушка и т.д.), внести развивающие игры: «Найди отличия», «Четвертый лишний», «Собери картинку».
Работа с родителями: Взаимодействие с родителями при приеме и уходе детей домой – индивидуальные беседы и консультации, попросить принести в группу для рассматривания с детьми народные игрушки, поделки, предметы домашнего обихода.
Проект состоит из 3 этапов:
1 этап - подготовительный
Формулирование цели и определение задач.
Составление плана основного этапа проекта.
Подбор и анализ литературы, информации с интернет ресурсов по теме проекта.
Подбор материалов по теме проекта.
Организация предметно - развивающей среды в группе, в соответствии с планом основного этапа реализации проекта.
Взаимодействие с родителями с целью создания условий для реализации проекта, обеспечения предметами народного быта и культуры.
2 этап - основной
Рассматривание иллюстраций, беседы:
«Знакомство с народными инструментами»: балалайка, дудочка, ложки, трещотка, бубен. (Просмотр иллюстраций с использованием ИКТ).
Цель: Познакомить детей с русскими народными инструментами. Прививать любовь и интерес к традиционной русской культуре.
«Русская народная игрушка», «Народные мастера» - игрушки из глины: дымковская, филимоновская; деревянные игрушки - свистульки, матрешки, волчки; народные куклы ручной работы и т. д. (Просмотр иллюстраций с использованием ИКТ).
Цель: Приобщение к русскому народному искусству. Расширить представление о том, чем играли наши бабушки и дедушки?
Чтение художественной литературы:
Русские народные сказки: «Репка», «Гуси лебеди», «Маша и медведь», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Волк и семеро козлят», «Петушок и бобовое зернышко».
Цель: Формировать у детей понятие о жанре русского народного творчества «сказка», учить слушать внимательно произведение, понимать смысл прочитанного, отвечать на вопросы.
ООД:
Декоративное рисование «Украсим платочки» ( по мотивам дымковской росписи)
Цель: Познакомить детей с росписью дымковской игрушки, уметь выделять элементы узора.
Аппликация «Украсим матрешку».
Цель: познакомить детей с матрешкой как видом народной игрушки.
Задачи: Учить резать углы у квадрата, получившимися кружочками украсить платье матрешки. Развивать глазомер, чувство цвета, формы, ритма, пропорции. Воспитывать интерес к народной культуре, эстетический вкус.
Коллективная лепка «Утка с утятами»(дымковские игрушки)
Цель: Продолжать знакомить детей с дымковскими изделиями(уточка с утятами, петух, индюк и другие). Учить выделять элементы украшения игрушек, замечать красоту формы.
ФЦКМ «Русская изба» (с применением ИКТ),
Цель: Знакомить детей с традиционно-бытовой культурой русского народа.
Задачи: Познакомить детей с русской избой, с предметами старинного русского быта (печь, лавка, прялка, самовар, и др.);
«Рассматривание и обсуждение дымковских игрушек»
Цель: знакомить с народным творчеством на примере народных игрушек(с применением ИКТ)
Дидактические игры:
«Подбери матрешке узор» Цель: углубить знания о некоторых видах народных промыслов и ремесел. Пробуждать интерес к талантам народных умельцев
Подвижные игры:
«Салки», «Гуси, гуси..», «Кошки мышки», «У медведя во бору», «Мыши водят хоровод».
Хороводные игры:
«Каравай», «Карусели», «Золотые ворота», «Сиди, сиди Яша…»
Цель: приобщать детей к истокам русской народной культуры; знакомить с народными играми; развивать двигательную активность.
Знакомство с фольклором:
Потешки, загадки, считалки, частушки, пословицы, поговорки.
Цель: формировать любовь к устному народному творчеству.
3 этап - заключительный
- Итоговое мероприятие: фольклорный праздник «Деревенские посиделки».
По реализации проекта были получены следующие результаты:
- Дети познакомились с «русской избой», с предметами старинного русского быта;
- Продолжили знакомиться с русскими народными играми, научились в них играть.
- Познакомились с народными пословицами, поговорками;
- У детей расширились представления о народном искусстве (игрушках, музыкальных инструментах, посуде, предметах быта и т. д.);
- Продолжает воспитываться интерес к фольклору, дети разучили детские частушки, потешки, шутки-небылицы;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
обобщение опыта работы по теме: "Приобщение старших дошкольников к традиционной народной культуре посредством народных праздников"народной куль
Учитывая значимость данного опыта для развития личности ребенка, автор пришел к пониманию необходимости организовать работу по приобщению дошкольников к традиционной народной культуре в соответствии с...
Педсовет "Приобщение дошкольников к истокам народной культуры":«Психолого-педагогические аспекты приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры».
Выступление на педсовете "Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры" (краткая форма)....
Статья инструктора по физической культуре на тему: «Народные подвижные игры, как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»
Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития. ...
Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры и традициям «Русская народная культура и традиции»
Проект решает актуальную проблему – приобщает детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры и традициям. Актуальность проблемы обусловлена тем, что нарушаются традиции, рвутся н...
Конспект развлечения по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры» в рамках ежегодного Фестиваля народной культуры для подготовительной группы Тема: « Народные промыслы России»
Конспект развлечения по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры» в рамках ежегодного Фестиваля народной культуры для подготовительной группы Тема: « Народны...