проект: «Культура русских и бурят»
проект (старшая группа) на тему

Попова Оксана Валерьевна
В Республике Бурятия проживает свыше ста национальностей. Наиболее многочисленными являются русские и буряты, составляющие 93,9 % всего населения, которые вместе с эвенками стали основой многонационального народа Бурятии. В целях сохранения взаимодействий детей разных национальностей (русских и бурят) и восстановления их контактов в общении был реализован проект «Истоки русской и бурятской культуры».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx27.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Чайка» с.Посольское»

МО «Кабанский район»
Республика Бурятия

Проект:

«Культура русских и бурят»

Воспитатель первой категории:

Попова О.В.    II младшей группы

с.Посольское

2018 г.

Содержание

Введение

3

1.

Паспорт проекта

4

2.

Методы реализации проекта

5

3.

Этапы  и механизмы реализации проекта

5

4.

Рабочий план реализации проекта

5

5.

Результаты реализации проекта

6

6.

Критерии оценки успешности проекта

7

Список литературы

8

Приложения

9

Введение

В Республике Бурятия проживает свыше ста национальностей. Наиболее многочисленными являются русские и буряты, составляющие 93,9 % всего населения, которые вместе с эвенками стали основой многонационального народа Бурятии. В целях сохранения взаимодействий детей разных национальностей (русских и бурят) и восстановления их контактов в общении был реализован проект «Истоки русской и бурятской культуры».

Согласно новым ФГОС ДО педагогическая деятельность должна быть ориентирована на «…формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных…» качеств личности.

Многими педагогами дошкольного учреждения было замечено, что в процессе организации и проведении народных праздников у детей появляется потребность в изучении народной музыки, традиций и обычаев, а так же истории родного края. Одним из эффективных способов приобщения дошкольников к культурным ценностям своего народа и к культуре в целом являются фольклорные праздники, так как именно они обладают большими воспитательными возможностями. Происходит ненавязчивое приобщение к культурному наследию предков. Вместе с тем, в процессе педагогической деятельности возникает проблема недостаточного изучения праздничных народных традиций. Ознакомление с народными праздниками в ДО происходит эпизодически, осуществляется главным образом через разучивание народных песен, частичным ознакомлением с народными инструментами и восприятием музыки на слух, а так же носит бессистемный характер. А отсутствие систематического изучения народных праздничных традиций является причиной того, что дети начинают воспринимать фольклорные праздники как средство развлечения, хотя их значение является более глубоким.

Народные праздники во все времена играли большую роль в воспитании нравов и поведения детей. Проведение таких мероприятий сегодня является особенно актуальным, так как они играют огромную роль в приобщении дошкольников к духовным ценностям народной культуры, воспитывают патриотические чувства в детях.

В настоящее время нельзя не отметить, что во многих семьях наблюдается ослабление связей между детьми и родителями. Это ведет к потере традиций, которые и являются фундаментом культурной жизни человеческого общества. Соблюдение традиций — это путь к единению семьи.

1. Паспорт проекта «Культура русских и бурят»

Автор проекта: Попова Оксана Валерьевна, воспитатель II младшей группы.

Участники проекта: администрация и воспитатели детского сада, воспитанники групп, родители.

Тематика, в рамках которой осуществляется реализация проекта: география, нравственное и патриотическое воспитание.

Образовательное учреждение (база, на которой реализуется проекта): Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Чайка» с.Посольское».

Тип проекта: практико-ориентированный.

География проекта: Республика Бурятия, Кабанский район, с.Посольское.

Продукт проекта: создание тематических материалов «История Бурят», «Бурятские национальные костюмы», «Бурятские народные сказки, поговорки, пословицы, загадки», памятки для родителей «Игры наших предков», фото реализации проекта на каждом этапе.

Сроки реализации проекта: сентябрь 2017 – июнь 2018  уч. Года

Актуальность проекта. На сегодняшний день, несмотря на все проводимые мероприятия педагогами дошкольных учреждений, возникает проблема отсутствия у детей толерантного отношения к детям других национальностей, народные праздники носят бессистемный характер, что приводит к восприятию детьми праздников и других различных мероприятий только как средства развлечения. Вместе с тем, в процессе педагогической деятельности возникает проблема недостаточного изучения традиций и культур других народов, ознакомление с праздниками в ДО происходит эпизодически и лишь частично осуществляется через разучивание народных песен и восприятием музыки на слух. В связи с этим данная тема является актуальной.

Цель: формирование представлений о народной культуре русских и бурят, выявление педагогических возможностей фольклорных праздников как средства приобщения дошкольников к народной культуре.

Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:

1. Изучить методическую, научную и художественную литературу по теме проекта;

2. Реализовать на практике курс запланированных мероприятий по приобщению детей дошкольного возраста к традициям других культур;

3. Определить, как воздействуют фольклорные праздники на формирование нравственных ценностей дошкольника и на его всеобщее развитие;

4. Раскрыть педагогический потенциал фольклорных праздников в ДО;

2. Методы реализации проекта

  1. Сбор и оценка методической, научной и художественной литературы;
  2. Проведение консультаций для педагогов в целях раскрытия их педагогического потенциала;
  3. Реализация курса мероприятий, согласно рабочей программы проекта.
  4. Проведение бесед, опросов среди детей дошкольного возраста по теме проекта, с целью определения уровня воздействия мероприятий на формирование нравственных ценностей дошкольника и его всеобщее развитие;
  5. Анализ педагогических действий на праздниках и ежедневно проводимых мероприятиях, в целях оценки педагогического мастерства воспитателей.
  6. Распространение и тиражирование опыта проекта.

3. Этапы и механизмы реализации проекта

Согласно целям проекта предлагается следующий механизм его выполнения:

  1. Необходимо методическую, научную и художественную литературу по теме проекта;
  2. Провести консультации для педагогов в целях раскрытия их педагогического потенциала;
  3. В течение всего проекта будет реализовываться курс мероприятий согласно рабочей программе: беседы с детьми, чтение сказок и стихотворений, экскурсии в тематических уголках детского сада, проведение подвижных игр, художественное творчество, инсценировка сказок, проведение тематических праздников совместно с родителями, выставки и т.д.
  4. Провести беседы, опросы среди детей дошкольного возраста по теме проекта, с целью определения уровня воздействия мероприятий на формирование нравственных ценностей дошкольника и его всеобщее развитие;
  5. Провести анализ педагогических действий на праздниках и ежедневно проводимых мероприятиях, в целях оценки педагогического мастерства воспитателей.
  6. По завершению реализации проекта, выступить с докладом на конференции, с целью распространения и тиражирования опыта проекта.

4. Рабочий план реализации проекта 2017-2018 учебный год

Ответственные

Мероприятие

Сроки исполнения

Попова О.В., воспитатели

Сбор необходимой методической, научной, художественной литературы

Сентябрь 2017

Попова О.В., воспитатели

Изучение опыта ДОУ

Сентябрь 2017

Попова О.В., воспитатели

Анализ полученной информации

Сентябрь 2017

Попова О.В., воспитатели

Праздник «День Байкала»

Сентябрь 2017

Попова О.В., воспитатели

Праздник «День Улан-Удэ»

Сентябрь 2017

Заведующая ДОУ,

старший воспитатель

Проведение консультаций для педагогов в целях раскрытия их педагогического потенциала

Октябрь 2017

Попова О.В., воспитатели

Праздник «День древнего города»

Октябрь 2017

Попова О.В., воспитатели

Художественное творчество (рисование, лепка, аппликации)

Ноябрь 2017

Попова О.В., воспитатели

Выставка творческих работ воспитанников

Ноябрь 2017

Попова О.В., воспитатели

«Зула Хурал — праздник тысячи лампад»

Ноябрь 2017

Попова О.В., воспитатели

Праздник «Новый год»

Декабрь 2017

Попова О.В., воспитатели

Праздник «Рождество»

Январь 2017

Попова О.В., воспитатели

Конкурс чтецов «Фольклор русских и бурят»

Январь 2018

Попова О.В., воспитатели

Праздник «Масленица», «Сагаалган – Белый месяц»

Февраль 2018

Воспитатели ДОУ «Чайка», специалисты РУО, руководитель РМО, воспитатели района

Рациональное методическое объединение воспитателей ОО Кабанского района, Семинар-практикум «Приобщение детей к истокам русской и бурятской культуры»

Март 2018

Попова О.В., воспитатели

Праздник «Пасха»

Март 2018

Попова О.В., воспитатели

Чтение бурятских и русских народных сказок и стихотворений, проведение подвижных игр

Октябрь 2017 – апрель 2018

Заведующая ДОУ,

старший воспитатель, воспитатели, Попова О.В.

Проведение бесед и опросов среди детей ДОУ, оценка уровня формирования нравственных ценностей дошкольника и его всеобщее развитие.

Апрель – май 2018

Заведующая ДОУ,

старший воспитатель

Анализ работы педагогов, оценка педагогического мастерства

Апрель – май 2018

Попова О.В., воспитатели

Выступление с докладами на конференциях и семинарах

Февраль – май 2018

Попова О.В., воспитатели

Тиражирование и распространение опыта проекта

Март – май 2018

Заведующая ДОУ,

старший воспитатель, воспитатели, Попова О.В.

Содержательный отчет о проделанной работе

Май 2018

5. Результаты реализации проекта

По итогам выполнения проекта будут получены следующие результаты:

  1. Получена необходимая литература для реализации проекта;
  2. Проведение консультаций для педагогов в целях раскрытия их педагогического потенциала;
  3. Приобретены знания и навыки по проведению праздников в ДОУ;
  4. Проведён курс мероприятий, согласно рабочего плана реализации проекта;
  5. Проведен семинар-практикум «Приобщение детей к истокам русской и бурятской культуры» с участием воспитателей ДОУ «Чайка», специалистов РУО, руководителя РМО, воспитателей района;
  6. Проведены беседы, опросы среди детей дошкольного возраста по теме проекта, определен уровнь воздействия мероприятий на формирование нравственных ценностей дошкольника и его всеобщее развитие;
  7. Проведён анализ педагогических действий на праздниках и ежедневно проводимых мероприятиях, получена оценки педагогического мастерства воспитателей.
  8. Проведены выступления с докладами проекта на конференциях района;
  9. Сделаны полезные выводы по проделанной работе;
  10. Выступление с содержательным отчётом о проделанной работе на итоговой конференции ДОУ.

6. Критерии оценки успешности проекта

  1. Информированность родителей и воспитанников о проведении мероприятий в ДОУ;
  2. Воспитанниками ДОУ получен обширный круг не только теоретических знаний о культуре, традициях и фольклоре русских и бурят, но и практический опыт участия в тематических занятиях и праздниках в ДОУ.
  3. Педагогами получен положительный опыт работы: грамотная литературная речь, эмоциональность и находчивость воспитателей, реализация на практике всего своего педагогический потенциал в процессе подготовки и проведения тематических праздников.
  4. Эффективность работы доказывается положительным участием в конференциях и семинарах, богатым портфолио проекта.

Список литературы

  1. Абрамян Л.А. Игра дошкольника. - Москва. Просвящение, 1989
  2. Алагуева В. П. Ключик. – Улан-Удэ. Издательство ОАО «Республиканская типография», 2008
  3. Алагуева В.П. Буряадууд тухай алтан ном. – Улан-Удэ. «Бэлиг», 2008
  4. Антипина Е.А. Кукольный театр в детском саду. – Москва. Творческий центр, 2010
  5. Ветлугина Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду. - Москва. Просвящение, 1985
  6. Вяткина К.В. Очерки культуры и быта бурят. — Ленинград: издательство "Наука", 1969
  7. Додокина Н.В. Семейный театр в детском саду. Совместная деятельность педгогов, родителей и детей. – Москва. Издательство Мозаика – Синтез, 2008
  8. Жанчипова Ц.С. Табан хушуун малай зурагламал буряад-ород тайлбари толи. – Улан-Удэ. «Бэли», 2014
  9. Жуковская Р.И. Родной край. - Москва. Просвящение, 1990
  10. Историко-культурный атлас Бурятии. — М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография», 2001
  11. Караманенко Т.Н. Кукольный театр дошкольникам. - Москва. Просвящение, 1982
  12. Кенеман А.В. Детские подвижные игры народов СССР. - Москва. Просвящение, 1988
  13. Кошелева А. Д. Эмоциональное развитие дошкольника. - Москва. Просвящение, 1985
  14. Красный Ю.Е. Мультфильм руками детей. – Москва. Просвящение, 1990


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Русская народная культура". Русские народные посиделки в средней группе

В данном материале представлена "паутинка" проекта "Русская народная культура" и конспект презентации проекта "Русские народные посиделки в средней группе"...

Педагогический проект "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истории и культуре русского народа через ознакомление с русскими народными календарными праздниками"

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истории и культуре русского народа через ознакомление с русскими народными календарными праздниками...

Проект «Приобщение детей к русской народной культуре» «Русский фольклор» Вид проекта: познавательно-творческий.

laquo;Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов, авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем прошлом, о ...

Проект " Культура русского народа"

Проект - презентация "Культура русского народа"...

Паспорт педагогического проекта "Культура русского народа"

Разработан проект по патриотическому воспитанию для детей и родителей средней группы...

Творческий проект в подготовительной группе Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры. «Русская изба и традиции русского народа»

Творческий проект в подготовительной группе Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры.«Русская изба и традиции русского народа»...