Проект " Культура русского народа"
проект по окружающему миру (средняя группа)
Проект - презентация "Культура русского народа"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект- презентация о народных промыслах | 1.21 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель : Создать условия для формирования основ патриотического сознания и воспитания общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста через знакомство с историей и культурой России, через потенциал русских народных произведений и художественных промыслов. Задачи: Способствовать формированию патриотических чувств у детей: любви к родине, уважения к традициям народной культуры и истории. Продолжать знакомство детей с народным декоративно- прикладным искусством. Способствовать развитию интереса к русским народным произведениям. Создать условия для активации творческого мышления детей. Способствовать развитию памяти детей дошкольного возраста путем дополнительных ассоциативных привязок.
Актуальность В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу. Россия - родина для многих, но для того, чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Именно поэтому духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Вот поэтому сегодня, когда покачнулись очередной раз житейские устои, критерии нравственности, мы вновь обращаемся к мудрости народной культуры, к её устному творчеству.
Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Вспомним слова академика Д.С.Лихачева: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоевано. русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…». В связи с этим именно сейчас остро назрела необходимость воспитания у детей нравственно-патриотических чувств, нравственных устоев и культуры поведения уже в раннем возрасте. Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности.
Одним из средств нравственного воспитания дошкольников является устное народное творчество. Произведения устного народного творчества таят в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяют с самого раннего детства побуждать к познавательной деятельности и речевой активности. Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, дети не только овладевают речью, но и приобщаются к красоте и самобытности слов. Малый фольклор ( песенки, потешки , пестушки , прибаутки,заклички и т.д .) играет важную роль в воспитании детей. Только произведения устного народного творчества удивительным образом совмещают в себе глубокую мудрость, легкость осознания и простоту запоминания, соответствующие психофизиологическим особенностям дошкольников Фольклор является идеальным средством воспитания дошкольников, поскольку прививает детям любовь к родителям, родственникам, братьям, сестрам; формирует культурно-гигиенические навыки, знакомит с красотами русской природы, родного дома, малой Родины.
Сказки – особая фольклорная форма, призванная рассказать детям о добре и зле, воспитать в ребенке трудолюбие, уважение к самому себе и окружающим, честность, справедливость, научить смекалке.
Русские народные сказки «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», «Теремок», «Три медведя», «Кот, петух и лиса», «Волк и семеро козлят». Для наилучшего восприятия сказки обыгрываем с помощью различных видов театра: кукольный, настольный, пальчиковый.
Настольные игры по народным сказкам
С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам . Так , процесс умывания можно сопровождать такими потешками как: «Водичка, водичка, умой мое личико…» При причесывании : «Расти, коса, до пояса, не вырони ни волоса. Расти, косонька до пят, все волосики в ряд… »
Во время кормления : «Каша из гречки, Где варилась? – В печке», «Сорока-ворона кашу варила». Одевание Маша варежку надела: -Ой, куда я пальчик дела? При укладывании спать « Потягунючки , поростунющки !»; « Котя , котенька-коток » « Баю-баюшки …» и т.д.
В народных играх много юмора, шуток, задора, что делает их особенно привлекательными для детей. Доступность и выразительность народных игр активизирует мыслительную работу ребенка, способствует расширению представлений об окружающем мире, развитию психических процессов. В работе c детьми используем пальчиковые игры «Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик лёг в кровать», «Семья» «Ладушки»
В народных играх есть все: и фольклорный текст, и музыка, и динамичность действий, и азарт. В то же время они имеют строго определенные правила, и каждый играющий приучается к совместным и согласованным действиям, к уважению всеми принятых условий игры. В работе c детьми используем подвижные игры «Кот и мыши», «Гуси-гуси», «Заинька», «Наседка и цыплята», «Солнышко и дождик», «У медведя во бору». Хороводные – «Ходит Ваня», «Каравай», «Карусель», «Зайка».
Знакомство с предметами крестьянского быта. Воспитываем интерес к культуре своего народа, бережное отношение к предметам быта, способам практического применения.
Здравствуй, музей! Дать детям первые сведения о коллекциях, о художественном музее. Формировать у детей «образа музея». Формировать представления о предметах быта, посуде, игрушках. Иметь представление об их назначении. Вызывать восхищение красотой национального костюма, работой русских мастеров.
Славилась Россия чудо-мастерами , Дерево и глину в сказку превращали. Красками и кистью красоту творили; Своему искусству молодых учили.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Приобщение детей к праздникам и культуре русского народа"
Чувство любви к Родине, знакомство детей с русскими народными традициями, праздниками, обрядами, народными промыслами надо прививать с детства. Знакомя детей с календарнообрядовыми праздниками, ...
Педагогический проект "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истории и культуре русского народа через ознакомление с русскими народными календарными праздниками"
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истории и культуре русского народа через ознакомление с русскими народными календарными праздниками...
Инновационный проект «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа». Старший воспитатель Вера Дмитриевна Атяшева
Актуальность проблемы Дошкольный возраст - время активной социализации ребенка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духо...
Аналитическая справка о ходе реализации инновационного проекта«Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа»
Старший воспитатель Атяшева В.Д....
Проект «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной культуре русского народа»
Проект «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной культуре русского народа»...
Паспорт педагогического проекта "Культура русского народа"
Разработан проект по патриотическому воспитанию для детей и родителей средней группы...