Конспект детей с родителями воспитанников подготовительной группы «Сказочное слово» по программе «Социокультурные истоки».
презентация к уроку по логопедии (подготовительная группа)

Черепанова Марина Валентиновна

 

Технологическая карта по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Раздел «Социокультурные истоки» в подготовительной группе. Название: «Сказочное слово».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тюменская область Ханты – Мансийский автономный округ - Югра

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей «Снегурочка»

Технологическая карта

по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

Раздел «Социокультурные истоки»

в подготовительной группе

Название: «Сказочное слово»

Составила: учитель-логопед Черепанова М.В.

. Югорск, 2019г.

Конспект

детей с родителями воспитанников подготовительной группы «Сказочное слово»

по программе «Социокультурные истоки».

Цель: формирование знаний  о мудрости сказочного слова и глубокого  нравственного смысла русской народной сказки

Образовательные:

- закрепление знаний детей и родителей в социокультурной категории «Традиции слова»;

- обучение выполнению правил поведения в ресурсном круге;

- мотивация на совместную деятельность.

- совершенствовать умение детей задавать вопросы, на сужение поля поиска;

- помочь сформировать активную жизненную позицию

Развивающие:

-содействие развитию речи детей, обогащению словаря лексикой социокультурного содержания, повышению выразительности речи, получению навыков речевого общения в совместной деятельности

- развивать навык совместной деятельности детей и родителей в группе.

- совершенствовать умение детей и родителей работать в паре.

- развивать  навык понимать и оценивать характер и поступки героев сказки.

- Развивать конструктивное мышление, совершенствовать трудовые навыки

Воспитательные:

-формирование у детей и родителей способности договариваться, приходить к единому мнению.

- учить слушать своих сверстников, родителей и воспитателя.

- оказание практической помощи в становлении творческой личности ребёнка, развитие навыков художественного творчества в контексте социокультурной традиции.  

- создание атмосферы доверия, взаимоуважения, взаимопонимания между детьми и родителями.

Оборудование: материал и оборудование к занятию:  проектор, иллюстрации к сказкам, картонный макет домика,    таблички со словами (трудолюбие,  верность, послушание,  уважению, любовь, терпение), плоскостная да – нетка – картинки - сказки, морфотаблица, картинки «Герои сказки, признаки, вопросное слово …., панно «Болото»

Раздаточный материал - цветная бумага, ножницы, клей-карандаши, карандаши, линейки.

  Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Царевна - Лягушка», заучивание пословиц и поговорок  о сказочном слове.

Этап, его продолжительность

Задачи этапа

Методы, формы,

приемы, возможные виды деятельности, № или образ слайда из мультимедийной презентации.

Деятельность педагога, расположение

Предполагаемая деятельность воспитанников, расположение

Организационный этап

4 мин

Создать эмоционально-положительный климат в группе детей и родителей.

Развивать умение узнавать сказку по иллюстрации

Приветствие в круге (Присоединение).

Презентация «Мир книг»

Здравствуйте, дорогие родители. Мы рады приветствовать вас на нашем мероприятии, давайте возьмемся с вами за руки и поприветствуем друг друга, Передав тепло наших улыбок. Я предлагаю вам отправиться в сказочный мир.

Книги как добрые, мудрые друзья вводят нас в удивительный и прекрасный мир знаний.

Читая книги, мы узнаем стихи, загадки, пословицы и поговорки.

 С помощью книг мы можем совершить интересные путешествия по сказкам. Давайте  вспомним и назовём, какие сказки  мы читали.

Родители и дети стоят на ковре, в круге:

Дети и родители мимикой и приветствуют друг друга!

Дети и родители смотрят на экран, активно называют сказки

Актуализация знаний 4мин.

Формировать осмысленное отношение у детей к понятию «жизненный урок». Способность договариваться, приходить к единому мнению.

Работа в парах, обсуждение в группе

Игра «Сложи домик».

В каждой сказке скрыт глубокий смысл, передан опыт старших поколений. Сказки учат добру, терпению, согласию, послушанию, трудолюбию

На столе лежат иллюстрации, выберите одну из них. Посмотрите, пожалуйста, посовещайтесь и скажите, какая сказка изображена, кто герои этой сказки. Какой жизненный урок вы получили, прочитав эту сказку, и почему?

  1. Объясните, где в сказке есть урок послушания.
  2. Подскажите, где в сказке есть урок любви.
  3. Обоснуйте, где в сказке есть урок терпения.
  4. Объясните, где в сказке есть урок верности.
  5. Разъясните, где в сказке есть урок трудолюбия.

Логопед прикрепляет на доску надписи к шаблону домика.  Каждой надписи  соответствует обоснование наличия в сказке.

Дети с родителями на ковре участвуют в обсуждении.

.

Расширение

имеющихся

представлений 13 минут

Совершенствовать умение детей задавать вопросы, на сужение поля поиска.

Игра «Плоскостная Да-нетка»

Есть сказка, которая включает в себя все эти жизненные уроки.

Это сказка  «Лягушка-царевна»

Дети  и родители активно задают вопросы.

Вопросы детей:

-эта сказка находится в середине?

- она находится вверху?

Внизу? В правом нижнем углу? В левом нижнем углу?

Развивать умение описывать героев сказки, повышать коммуникативно-речевые умения и навыки детей 

Игра «Расскажи про героев сказки»

- О чем эта сказка?

- Кто является главным героем сказки?

- В чем истинная красота героини сказки?

- Является ли сказка «Царевна - лягушка» волшебной? Как вы это определили?

- Как вы думаете, почему и за что главная героиня была превращена именно в лягушку?

- Почему Иван-царевич сжег лягушечью кожу?

- Достоин ли Иван-царевич Василисы прекрасной?

- Как в сказке проявилось уважение сыновей к родительскому слову?

- Что помогло Ивану-царевичу отыскать Василису Премудрую?

Дети с родителями сидят на ковре. Отвечают на вопросы. Рассказывают про героев сказки.

Продолжать совершенствовать диалогическую форму речи,

развивать логическое мышление, совершенствовать умение давать большое количество разных категорий  ответов используя вопросное слово

Приемы активизации

самостоятельного мышления

детей и родителей.  

Метод морфологического анализа технологии ТРИЗ

Ребята, вы знаете много сказок и даже сами умеете их составлять. Но вот ваши родители, не умеют. Давайте превратим ваших родителей в сказочников. Научим создавать сказочные истории.

Логопед демонстрирует детям  и родителям пустую таблицу: горизонтали (изображение героев сказки «Лягушка-Царевна»).

После обсуждения каждого героя  звучит вопрос.  В морфотаблице

«Что было бы..?» в верхнем левом углу находится вопросное слово  (вопроса воображаемого типа), в верхней части, которой горизонтально  располагаются признаки:  место проживания , качества (верность, любовь терпение, послушание, трудолюбие), поступки.

 Слева по вертикали располагаются герои сказки: Иван-царевич, Василиса Премудрая, Кощей Бессмертный.

Сидят на ковре

Дети и родители рассматривают таблицу, участвуют в обсуждении. Отвечают на вопрос с помощью использования  вопросного слова и заполнения таблицы.

-.

2 минуты

Снять мышечное напряжение, эмоциональная разгрузка.

Формировать положительную мотивацию к предстоящей деятельности.

Физкультминутка «Царевна-Лягушка»

Предлагаю вам перевоплотиться, в сказке нашей очутиться.

Дети и родители выполняют действия, проговаривая слова.

Как на утренней заре,

(Потягивание, вставание на цыпочки),

На широком, на дворе

(Широко развести руки в стороны)

Три царевича разминалися,

Своей удалью похвалялися.

( Разминочные упражнения).

Лук тугой спешили натянуть

И стрелу отправить в путь,

Чтобы верная стрела

Каждому жену нашла.

(Имитация стрельбы из лука в разные стороны).

Эх, присядем, отдохнем

И стрелу искать пойдем.

Практическая

работа

8 мин

Развивать конструктивное мышление, совершенствовать трудовые навыки

Выполнение практической,

творческой работы

Парные формы организации деятельности. Оригами «Царевна-лягушка».                

Настало время смастерить главную героиню нашей сказки. Я хочу пригласить вас в сказочную мастерскую.

Пришло время потрудиться, за столы прошу садиться. Для этого нам потребуется: цветная бумага,

ножницы, клей-карандаш,

карандаш,

линейка.

Берем листочки, переворачиваем. Вот эту сторону подгибаем к этой линии. Получается у нас изгиб по диагонали. Разворачиваем его. И подгибаем эту сторону к этой линии. Снова будет диагональ. Вот получились две диагонали. Переворачиваем листок. Вот смотрите, наша бумага выложилась. Делаем складочку. Мы складываем вот так. И вторую точно также это сторона к этой линии, а это к центральной. Закладываем бумагу гармошкой. Раз отогнул и второй раз.

Лягушка готова,

Я приготовила замечательное болото, в котором спрятана стрела, давайте мы поместим ваших лягушек в нём.

Дети и родители в парах за столами  выполняют действия..

Заключительный этап. Рефлексия

2 мин

Подведение итогов НОД, обобщение полученного опыта.

Создать эмоционально-положительный климат в группе детей

Прощание в круге

 Блиц – опрос

-Вот и подошло к концу наше занятие. Ребята и родители, о чем мы с вами сегодня беседовали?

-в какие игры играли?

-что понравилось больше всего?

-что вы узнали нового?

-чему учат нас сказки?

Предлагаю взяться за руки и поблагодарить друг друга за общение.

Родители и дети стоят на ковре, в круге

Высказываются по поводу полученной информации, отвечают на вопросы.

Морфотаблица «Что было бы…?»

Вопросное слово (Воображаемый)

Качества

Добро

Верность

Терпение

Послушание

Трудолюбие

Поступки

Иван-царевич

Что было бы,  если бы Иван – царевич не был бы терпеливым?

Василиса Премудрая

Что если бы,  Василиса Премудрая не была трудолюбивая?

Кощей Бессмертный

Что если бы,  кощей бессмертный был бы послушным?

Игра «Сложи домик»

Любовь

Терпение

Трудолюбие

Послушание

Верность


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект активного занятия с родителями воспитанников старшей группы «Добрые друзья» по программе «Социокультурные истоки»

Данная работа с родителями направлена на повышение компетенций родителей по вопросам духовно-нравственного воспитания. Данный конспект активного занятия разработан согласно методическим рекомендациям ...

Конспект активного занятия с родителями воспитанников младшей группы «Доброе слово» по программе «Социокультурные истоки»

Данная работа с родителями направлена на повышение компетенций родителей по вопросам духовно-нравственного воспитания. Данный конспект активного занятия разработан согласно методическим рекомендациям ...

Активное занятие с родителями «Напутственное слово» по программе «Социокультурные истоки»

продолжать знакомить детей с социокультурной категорией «Напутственное слово»; учить детей подбирать подходящие слова, согласовывать с другими словами в предложении, формировать умения упо...

Конспект активного занятия с родителями воспитанников средней группы «Дружная семья» по программе «Социокультурные истоки»

Цель: Показать родителям ценность семейных отношений, значимость дружной семьи. Установление партнерских отношений с семьями воспитанников.Задачи:-  Продолжать знакомить родителей с программ...

Конспект активного занятия с родителями воспитанников средней группе «Доброе слово» по программе «Социокультурные истоки»

Конспект активного занятия с родителями воспитанников средней группе «Доброе слово» по программе «Социокультурные истоки»...

Конспект активного занятия с родителями воспитанников старшей группы «Добрые друзья» по программе «Социокультурные истоки»

усвоение детьми моральных и нравственных ценностей таких, как любовь, доброта, верность, доверие, уважение, искренность, умение уступать, прощать и жить в согласии...

Конспект активного занятия с родителями воспитанников младшей группы "Доброе слово" по программе "Социокультурные истоки"

Задачи:Продолжать освоение социокультурной категории «Слово».Развитие единого контекста в группе.Способствовать осмыслению родителями значимости доброго слова в воспитании детей....