Статья "Особенности развития логического мышления у дошкольников".
статья (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Никифорова Наталья Александровна

Развитие логического мышления – это очень важный и необходимый процесс для всех!

Что же такое логическое мышление? Для ответа на этот вопрос нужно сначала ответить на вопрос – Что такое логика?

Логика – эта наука о законах мышления и его формах. 

Знание законов логики важно при выработки решений в сложных, запутанных ситуациях, при управлении простыми и сложными системами. Владея навыками логического мышления, человек сможет быстрее освоить профессию и более успешно реализовать себя в ней, не растеряться, попав в тяжелые жизненные обстоятельства.  

Но зачем логика маленькому ребенку, дошкольнику?

Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будет служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учёба.

Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научиться мыслить ясно и четко. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения будет проходить эффективно, если работа будет строиться с учетом следующих педагогических условий:

- учет индивидуально – возрастных характеристик каждого ребенка при организации игровой деятельности;

- активизация каждого ребенка во время игр для развития и совершенствования мыслительных операций;

- организация игр с использованием поисковых, занимательных вопросов.

Исходя из условий, были определены задачи:

- определить и проанализировать уровень развития предпосылок логического мышления у детей среднего и старшего дошкольного возраста;

- формировать элементы развития логического мышления путем использования дидактических игр и упражнений;

- продумать и создать предметно – развивающую среду для развития логического мышления, в которой находятся дети;

- разработать систему по данной проблеме;

- оценить эффективность предложенной системы.

 

Дошкольная, «детская» логика – это своеобразный мир со своими приемами, способами, умениями. Ребенок в своей повседневной деятельности постоянно сравнивает, сопоставляет, классифицирует различные предметы, явления.

Все дети одарены! У каждого ребенка есть задатки, данные ему природой. Если их правильно развивать – появятся способности. Но и тут базу будущего дара надо успеть сформировать! Разовьет свой дар малыш или загубит его, во многом зависит от семьи, педагогов, воспитания. Большинство родителей считают, что талант ребенку дается свыше: либо он есть, либо нет. Придет, мол, время – и скрытые способности появятся сами. И … глубоко ошибаются.  Задатки каждый малыш, действительно получает с рождения; их заложили папа и мама. Конечно, все родители понимают, что задатки ребенка надо развивать, превращая их в способности.

«Подрастет, отдадим малыша в кружок» - строят планы на будущее родители. И  делают первую ошибку. Нельзя упускать время!

Из любого ребенка можно вырастить талант. Самое важное время для развивающегося человечка – это первые годы его жизни.

Чем хорошо логическое мышление? Тем, что оно приводит к правильному решению без помощи интуиции и опыта!

Делая ошибки и учась на них, мы овладеваем правилами логического мышления и пользуемся ими каждый день.

Дети уже в дошкольном возрасте сталкиваются с разнообразием форм, цвета и других свойств предметов, в частности, игрушек и предметов домашнего обихода. И, конечно, каждый ребенок, так или иначе, воспринимает все это.

Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления.

Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном возрасте.

Существует ряд приёмов логического мышления: сравнение, обобщение, классификация, систематизация и смысловое соотнесение.

Сравнение – это прием, направленный установление признаков сходства и различия между предметами и явлениями. Дети дошкольного возраста обычно выделяют в предмете всего два – три свойства, в то время как их бесконечное множество.

Обобщение – это мысленное объединение предметов или явлений по их общим и существенным признакам. 

Классификация – это мысленное распределение предметов по классам в соответствии с наиболее существенными признаками. Для проведения классификации необходимо уметь анализировать материал, сопоставлять (соотносить) друг с другом отдельные его элементы, находить в них общие признаки, осуществлять на этой основе обобщение, распределять предметы по группам на основании выделенных в них и отраженных в слове – названии группы – общих признаков.

Систематизация – систематизировать - значит приводить в систему, располагать объекты в определенном порядке, устанавливать между ними определенную последовательность.

Анализ – логический прием, заключающийся в разделении предмета на отдельные части. Анализ проводится для выделения признаков, характеризующих данный предмет или группу предметов.

Умозаключения – мыслительный прием, состоящий в выведении из нескольких суждений, одного суждения – вывода, заключения.

Каждый воспитатель и родитель заинтересован в успешном обучении ребенка. Основное правило, которое должен запомнить взрослый: он призван помогать ребенку, создавать условия для познания мира.

 

Ребенок должен научиться самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности.

Здесь важно учесть следующие нюансы:

·         Не допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятий. Если ребенку интересно учиться, он учится лучше. Интерес - лучшая из мотиваций, он делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий.

·         Старайтесь показывать необходимость каждого знания, приводите примеры. Связывайте новые знания с уже усвоенными, понятыми.

·         Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант.

·         Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и малого продвижения вперед. Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку задания, значительно превышающие его интеллектуальные возможности.

·         В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка делать упражнение, если он без конца вертится, устал, расстроен. Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшой отрезок времени.

·         Избегайте неодобрительной оценки. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.

·         Постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувства юмора.

Научите ребенка:

·         Сравнивать и сопоставлять предметы, находить их сходства и различия.

·         Описывать различные свойства окружающих его предметов.

·         Узнавать предметы по заданным признакам.

·         Разделять предметы на классы, группы путем выделения в этих предметах тех или иных признаков.

·         Находить противоположные по значению понятия.

·         Определять родовидовые отношения между предметами и понятиями.

Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение, общение - развивает у ребёнка такие мыслительные операции, как: обобщение, сравнение, классификация, установление причинно-следственных связей, способность рассуждать.

 

 

Используемые интернет – ресурсы:

http://www.maam.ru/detskijsad/razvitie-logicheskog...

http://detki.guru/razvitie-rebenka/zanyatiya-s-reb...

https://род21.рф/children/?id=115

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогические особенности развития логического мышления у дошкольников.

Развитие логического мышления – это очень важный и необходимый процесс для всех!

Что же такое логическое мышление? Для ответа на этот вопрос нужно сначала ответить на вопрос – Что такое логика?

Логика – эта наука о законах мышления и его формах. 

Знание законов логики важно при выработки решений в сложных, запутанных ситуациях, при управлении простыми и сложными системами. Владея навыками логического мышления, человек сможет быстрее освоить профессию и более успешно реализовать себя в ней, не растеряться, попав в тяжелые жизненные обстоятельства.  

Но зачем логика маленькому ребенку, дошкольнику?

Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будет служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учёба.

Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научиться мыслить ясно и четко. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения будет проходить эффективно, если работа будет строиться с учетом следующих педагогических условий: 

- учет индивидуально – возрастных характеристик каждого ребенка при организации игровой деятельности;

- активизация каждого ребенка во время игр для развития и совершенствования мыслительных операций;

- организация игр с использованием поисковых, занимательных вопросов.

Исходя из условий, были определены задачи: 

- определить и проанализировать уровень развития предпосылок логического мышления у детей среднего и старшего дошкольного возраста;

- формировать элементы развития логического мышления путем использования дидактических игр и упражнений;

- продумать и создать предметно – развивающую среду для развития логического мышления, в которой находятся дети;

- разработать систему по данной проблеме;

- оценить эффективность предложенной системы.

Дошкольная, «детская» логика – это своеобразный мир со своими приемами, способами, умениями. Ребенок в своей повседневной деятельности постоянно сравнивает, сопоставляет, классифицирует различные предметы, явления.

Все дети одарены! У каждого ребенка есть задатки, данные ему природой. Если их правильно развивать – появятся способности. Но и тут базу будущего дара надо успеть сформировать! Разовьет свой дар малыш или загубит его, во многом зависит от семьи, педагогов, воспитания. Большинство родителей считают, что талант ребенку дается свыше: либо он есть, либо нет. Придет, мол, время – и скрытые способности появятся сами. И … глубоко ошибаются.  Задатки каждый малыш, действительно получает с рождения; их заложили папа и мама. Конечно, все родители понимают, что задатки ребенка надо развивать, превращая их в способности.

«Подрастет, отдадим малыша в кружок» - строят планы на будущее родители. И  делают первую ошибку. Нельзя упускать время!

Из любого ребенка можно вырастить талант. Самое важное время для развивающегося человечка – это первые годы его жизни.

Чем хорошо логическое мышление? Тем, что оно приводит к правильному решению без помощи интуиции и опыта!

Делая ошибки и учась на них, мы овладеваем правилами логического мышления и пользуемся ими каждый день.

Дети уже в дошкольном возрасте сталкиваются с разнообразием форм, цвета и других свойств предметов, в частности, игрушек и предметов домашнего обихода. И, конечно, каждый ребенок, так или иначе, воспринимает все это.

Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления.

Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном возрасте.

Существует ряд приёмов логического мышления: сравнение, обобщение, классификация, систематизация и смысловое соотнесение.

Сравнение – это прием, направленный установление признаков сходства и различия между предметами и явлениями. Дети дошкольного возраста обычно выделяют в предмете всего два – три свойства, в то время как их бесконечное множество.

Обобщение – это мысленное объединение предметов или явлений по их общим и существенным признакам. 

Классификация – это мысленное распределение предметов по классам в соответствии с наиболее существенными признаками. Для проведения классификации необходимо уметь анализировать материал, сопоставлять (соотносить) друг с другом отдельные его элементы, находить в них общие признаки, осуществлять на этой основе обобщение, распределять предметы по группам на основании выделенных в них и отраженных в слове – названии группы – общих признаков.

Систематизация – систематизировать - значит приводить в систему, располагать объекты в определенном порядке, устанавливать между ними определенную последовательность.

Анализ – логический прием, заключающийся в разделении предмета на отдельные части. Анализ проводится для выделения признаков, характеризующих данный предмет или группу предметов.

Умозаключения – мыслительный прием, состоящий в выведении из нескольких суждений, одного суждения – вывода, заключения.

Каждый воспитатель и родитель заинтересован в успешном обучении ребенка. Основное правило, которое должен запомнить взрослый: он призван помогать ребенку, создавать условия для познания мира.

Ребенок должен научиться самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности.

Здесь важно учесть следующие нюансы:

  • Не допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятий. Если ребенку интересно учиться, он учится лучше. Интерес - лучшая из мотиваций, он делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий.
  • Старайтесь показывать необходимость каждого знания, приводите примеры. Связывайте новые знания с уже усвоенными, понятыми.
  • Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант.
  • Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и малого продвижения вперед. Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку задания, значительно превышающие его интеллектуальные возможности.
  • В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка делать упражнение, если он без конца вертится, устал, расстроен. Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшой отрезок времени.
  • Избегайте неодобрительной оценки. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.
  • Постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувства юмора.

Научите ребенка:

  • Сравнивать и сопоставлять предметы, находить их сходства и различия.
  • Описывать различные свойства окружающих его предметов.
  • Узнавать предметы по заданным признакам.
  • Разделять предметы на классы, группы путем выделения в этих предметах тех или иных признаков.
  • Находить противоположные по значению понятия.
  • Определять родовидовые отношения между предметами и понятиями.

Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение, общение - развивает у ребёнка такие мыслительные операции, как: обобщение, сравнение, классификация, установление причинно-следственных связей, способность рассуждать.

Используемые интернет – ресурсы:

http://www.maam.ru/detskijsad/razvitie-logicheskogo-myshlenija-u-doshkolnikov.html

http://detki.guru/razvitie-rebenka/zanyatiya-s-rebenkom/logicheskoe-razvitie-detej-v-6-7-let.html

https://род21.рф/children/?id=115


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие логического мышления старших дошкольников.Опыт работы по логическому мышлению

Математика- один из наиболее трудных учебных предметов , но включение игр создает условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознан...

Использование логических блоков Дьенеша в развитии логического мышления у дошкольников.

презентация по теме "Использование логических блоков Дьенеша в развитии логического мышления у дошкольников."...

Пошаговая технология развития логического мышления у дошкольников логическими блоками Дьенеша

Я разработала пошаговую  технологию развития логического мышления у дошкольников логическими блоками Дьенеша.К ней прилагает материал для совместной работы воспитателя с родителями в данном напра...

План работы с родителями по развитию логического мышления старших дошкольников посредством логических блоков Дьенеша

В материале определены цели и  собраны формы работы с родителями по развитию логического мышления старших дошкольников с использованием логических блоков Дьенеша....

Карта наблюдений за детьми младшей группы по выявлению уровня развития логического мышления у дошкольников логическими блоками Дьенеша.

Карта наблюдений за детьми младшей группы по выявлению уровня развития логического мышления у дошкольников логическими блоками Дьенеша....

"Использование логических игр и упражнений для развития логического мышления старших дошкольников".

Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве. Но зачем логика маленькому ребенку, дошкольнику? Для успешного освоения программы школьного обучения ребёнку необходимо не столько ...

Мастер-класс «Развитие логического мышления у дошкольников через использование игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша»

Цель мастер-класса: познакомить педагогов с технологией обучения детей решению логических задач с использованием пособия «Блоки Дьенеша»....