Статья "Особенности развития логического мышления у дошкольников".
статья (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Развитие логического мышления – это очень важный и необходимый процесс для всех!
Что же такое логическое мышление? Для ответа на этот вопрос нужно сначала ответить на вопрос – Что такое логика?
Логика – эта наука о законах мышления и его формах.
Знание законов логики важно при выработки решений в сложных, запутанных ситуациях, при управлении простыми и сложными системами. Владея навыками логического мышления, человек сможет быстрее освоить профессию и более успешно реализовать себя в ней, не растеряться, попав в тяжелые жизненные обстоятельства.
Но зачем логика маленькому ребенку, дошкольнику?
Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будет служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учёба.
Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научиться мыслить ясно и четко. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.
Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения будет проходить эффективно, если работа будет строиться с учетом следующих педагогических условий:
- учет индивидуально – возрастных характеристик каждого ребенка при организации игровой деятельности;
- активизация каждого ребенка во время игр для развития и совершенствования мыслительных операций;
- организация игр с использованием поисковых, занимательных вопросов.
Исходя из условий, были определены задачи:
- определить и проанализировать уровень развития предпосылок логического мышления у детей среднего и старшего дошкольного возраста;
- формировать элементы развития логического мышления путем использования дидактических игр и упражнений;
- продумать и создать предметно – развивающую среду для развития логического мышления, в которой находятся дети;
- разработать систему по данной проблеме;
- оценить эффективность предложенной системы.
Дошкольная, «детская» логика – это своеобразный мир со своими приемами, способами, умениями. Ребенок в своей повседневной деятельности постоянно сравнивает, сопоставляет, классифицирует различные предметы, явления.
Все дети одарены! У каждого ребенка есть задатки, данные ему природой. Если их правильно развивать – появятся способности. Но и тут базу будущего дара надо успеть сформировать! Разовьет свой дар малыш или загубит его, во многом зависит от семьи, педагогов, воспитания. Большинство родителей считают, что талант ребенку дается свыше: либо он есть, либо нет. Придет, мол, время – и скрытые способности появятся сами. И … глубоко ошибаются. Задатки каждый малыш, действительно получает с рождения; их заложили папа и мама. Конечно, все родители понимают, что задатки ребенка надо развивать, превращая их в способности.
«Подрастет, отдадим малыша в кружок» - строят планы на будущее родители. И делают первую ошибку. Нельзя упускать время!
Из любого ребенка можно вырастить талант. Самое важное время для развивающегося человечка – это первые годы его жизни.
Чем хорошо логическое мышление? Тем, что оно приводит к правильному решению без помощи интуиции и опыта!
Делая ошибки и учась на них, мы овладеваем правилами логического мышления и пользуемся ими каждый день.
Дети уже в дошкольном возрасте сталкиваются с разнообразием форм, цвета и других свойств предметов, в частности, игрушек и предметов домашнего обихода. И, конечно, каждый ребенок, так или иначе, воспринимает все это.
Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления.
Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном возрасте.
Существует ряд приёмов логического мышления: сравнение, обобщение, классификация, систематизация и смысловое соотнесение.
Сравнение – это прием, направленный установление признаков сходства и различия между предметами и явлениями. Дети дошкольного возраста обычно выделяют в предмете всего два – три свойства, в то время как их бесконечное множество.
Обобщение – это мысленное объединение предметов или явлений по их общим и существенным признакам.
Классификация – это мысленное распределение предметов по классам в соответствии с наиболее существенными признаками. Для проведения классификации необходимо уметь анализировать материал, сопоставлять (соотносить) друг с другом отдельные его элементы, находить в них общие признаки, осуществлять на этой основе обобщение, распределять предметы по группам на основании выделенных в них и отраженных в слове – названии группы – общих признаков.
Систематизация – систематизировать - значит приводить в систему, располагать объекты в определенном порядке, устанавливать между ними определенную последовательность.
Анализ – логический прием, заключающийся в разделении предмета на отдельные части. Анализ проводится для выделения признаков, характеризующих данный предмет или группу предметов.
Умозаключения – мыслительный прием, состоящий в выведении из нескольких суждений, одного суждения – вывода, заключения.
Каждый воспитатель и родитель заинтересован в успешном обучении ребенка. Основное правило, которое должен запомнить взрослый: он призван помогать ребенку, создавать условия для познания мира.
Ребенок должен научиться самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности.
Здесь важно учесть следующие нюансы:
· Не допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятий. Если ребенку интересно учиться, он учится лучше. Интерес - лучшая из мотиваций, он делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий.
· Старайтесь показывать необходимость каждого знания, приводите примеры. Связывайте новые знания с уже усвоенными, понятыми.
· Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант.
· Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и малого продвижения вперед. Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку задания, значительно превышающие его интеллектуальные возможности.
· В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка делать упражнение, если он без конца вертится, устал, расстроен. Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшой отрезок времени.
· Избегайте неодобрительной оценки. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.
· Постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувства юмора.
Научите ребенка:
· Сравнивать и сопоставлять предметы, находить их сходства и различия.
· Описывать различные свойства окружающих его предметов.
· Узнавать предметы по заданным признакам.
· Разделять предметы на классы, группы путем выделения в этих предметах тех или иных признаков.
· Находить противоположные по значению понятия.
· Определять родовидовые отношения между предметами и понятиями.
Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение, общение - развивает у ребёнка такие мыслительные операции, как: обобщение, сравнение, классификация, установление причинно-следственных связей, способность рассуждать.
Используемые интернет – ресурсы:
http://www.maam.ru/detskijsad/razvitie-logicheskog...
http://detki.guru/razvitie-rebenka/zanyatiya-s-reb...
https://род21.рф/children/?id=115
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие логического мышления у дошкольников как педагогическая проблема. | 20.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогические особенности развития логического мышления у дошкольников.
Развитие логического мышления – это очень важный и необходимый процесс для всех!
Что же такое логическое мышление? Для ответа на этот вопрос нужно сначала ответить на вопрос – Что такое логика?
Логика – эта наука о законах мышления и его формах.
Знание законов логики важно при выработки решений в сложных, запутанных ситуациях, при управлении простыми и сложными системами. Владея навыками логического мышления, человек сможет быстрее освоить профессию и более успешно реализовать себя в ней, не растеряться, попав в тяжелые жизненные обстоятельства.
Но зачем логика маленькому ребенку, дошкольнику?
Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будет служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учёба.
Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научиться мыслить ясно и четко. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.
Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения будет проходить эффективно, если работа будет строиться с учетом следующих педагогических условий:
- учет индивидуально – возрастных характеристик каждого ребенка при организации игровой деятельности;
- активизация каждого ребенка во время игр для развития и совершенствования мыслительных операций;
- организация игр с использованием поисковых, занимательных вопросов.
Исходя из условий, были определены задачи:
- определить и проанализировать уровень развития предпосылок логического мышления у детей среднего и старшего дошкольного возраста;
- формировать элементы развития логического мышления путем использования дидактических игр и упражнений;
- продумать и создать предметно – развивающую среду для развития логического мышления, в которой находятся дети;
- разработать систему по данной проблеме;
- оценить эффективность предложенной системы.
Дошкольная, «детская» логика – это своеобразный мир со своими приемами, способами, умениями. Ребенок в своей повседневной деятельности постоянно сравнивает, сопоставляет, классифицирует различные предметы, явления.
Все дети одарены! У каждого ребенка есть задатки, данные ему природой. Если их правильно развивать – появятся способности. Но и тут базу будущего дара надо успеть сформировать! Разовьет свой дар малыш или загубит его, во многом зависит от семьи, педагогов, воспитания. Большинство родителей считают, что талант ребенку дается свыше: либо он есть, либо нет. Придет, мол, время – и скрытые способности появятся сами. И … глубоко ошибаются. Задатки каждый малыш, действительно получает с рождения; их заложили папа и мама. Конечно, все родители понимают, что задатки ребенка надо развивать, превращая их в способности.
«Подрастет, отдадим малыша в кружок» - строят планы на будущее родители. И делают первую ошибку. Нельзя упускать время!
Из любого ребенка можно вырастить талант. Самое важное время для развивающегося человечка – это первые годы его жизни.
Чем хорошо логическое мышление? Тем, что оно приводит к правильному решению без помощи интуиции и опыта!
Делая ошибки и учась на них, мы овладеваем правилами логического мышления и пользуемся ими каждый день.
Дети уже в дошкольном возрасте сталкиваются с разнообразием форм, цвета и других свойств предметов, в частности, игрушек и предметов домашнего обихода. И, конечно, каждый ребенок, так или иначе, воспринимает все это.
Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления.
Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном возрасте.
Существует ряд приёмов логического мышления: сравнение, обобщение, классификация, систематизация и смысловое соотнесение.
Сравнение – это прием, направленный установление признаков сходства и различия между предметами и явлениями. Дети дошкольного возраста обычно выделяют в предмете всего два – три свойства, в то время как их бесконечное множество.
Обобщение – это мысленное объединение предметов или явлений по их общим и существенным признакам.
Классификация – это мысленное распределение предметов по классам в соответствии с наиболее существенными признаками. Для проведения классификации необходимо уметь анализировать материал, сопоставлять (соотносить) друг с другом отдельные его элементы, находить в них общие признаки, осуществлять на этой основе обобщение, распределять предметы по группам на основании выделенных в них и отраженных в слове – названии группы – общих признаков.
Систематизация – систематизировать - значит приводить в систему, располагать объекты в определенном порядке, устанавливать между ними определенную последовательность.
Анализ – логический прием, заключающийся в разделении предмета на отдельные части. Анализ проводится для выделения признаков, характеризующих данный предмет или группу предметов.
Умозаключения – мыслительный прием, состоящий в выведении из нескольких суждений, одного суждения – вывода, заключения.
Каждый воспитатель и родитель заинтересован в успешном обучении ребенка. Основное правило, которое должен запомнить взрослый: он призван помогать ребенку, создавать условия для познания мира.
Ребенок должен научиться самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности.
Здесь важно учесть следующие нюансы:
- Не допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятий. Если ребенку интересно учиться, он учится лучше. Интерес - лучшая из мотиваций, он делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий.
- Старайтесь показывать необходимость каждого знания, приводите примеры. Связывайте новые знания с уже усвоенными, понятыми.
- Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант.
- Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и малого продвижения вперед. Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку задания, значительно превышающие его интеллектуальные возможности.
- В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка делать упражнение, если он без конца вертится, устал, расстроен. Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшой отрезок времени.
- Избегайте неодобрительной оценки. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.
- Постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувства юмора.
Научите ребенка:
- Сравнивать и сопоставлять предметы, находить их сходства и различия.
- Описывать различные свойства окружающих его предметов.
- Узнавать предметы по заданным признакам.
- Разделять предметы на классы, группы путем выделения в этих предметах тех или иных признаков.
- Находить противоположные по значению понятия.
- Определять родовидовые отношения между предметами и понятиями.
Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение, общение - развивает у ребёнка такие мыслительные операции, как: обобщение, сравнение, классификация, установление причинно-следственных связей, способность рассуждать.
Используемые интернет – ресурсы:
http://www.maam.ru/detskijsad/razvitie-logicheskogo-myshlenija-u-doshkolnikov.html
http://detki.guru/razvitie-rebenka/zanyatiya-s-rebenkom/logicheskoe-razvitie-detej-v-6-7-let.html
https://род21.рф/children/?id=115
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие логического мышления старших дошкольников.Опыт работы по логическому мышлению
Математика- один из наиболее трудных учебных предметов , но включение игр создает условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознан...
Использование логических блоков Дьенеша в развитии логического мышления у дошкольников.
презентация по теме "Использование логических блоков Дьенеша в развитии логического мышления у дошкольников."...
Пошаговая технология развития логического мышления у дошкольников логическими блоками Дьенеша
Я разработала пошаговую технологию развития логического мышления у дошкольников логическими блоками Дьенеша.К ней прилагает материал для совместной работы воспитателя с родителями в данном напра...
План работы с родителями по развитию логического мышления старших дошкольников посредством логических блоков Дьенеша
В материале определены цели и собраны формы работы с родителями по развитию логического мышления старших дошкольников с использованием логических блоков Дьенеша....
Карта наблюдений за детьми младшей группы по выявлению уровня развития логического мышления у дошкольников логическими блоками Дьенеша.
Карта наблюдений за детьми младшей группы по выявлению уровня развития логического мышления у дошкольников логическими блоками Дьенеша....
"Использование логических игр и упражнений для развития логического мышления старших дошкольников".
Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве. Но зачем логика маленькому ребенку, дошкольнику? Для успешного освоения программы школьного обучения ребёнку необходимо не столько ...
Мастер-класс «Развитие логического мышления у дошкольников через использование игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша»
Цель мастер-класса: познакомить педагогов с технологией обучения детей решению логических задач с использованием пособия «Блоки Дьенеша»....