НОД: "Матрешка"
план-конспект занятия (средняя группа) на тему
Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой.
Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрешки, как к сувениру, символ дружбы, любви и согласия – русского народа;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matreshka.docx | 21.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Насибова Фергана Гаджимахмуд-кызы,
воспитатель МБДОУ д/с №255, г. Самара;
В ГОСТИ К НАМ ПРИШЛА МАТРЕШКА
Цель занятия:
Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой.
Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрешки, как к сувениру, символ дружбы, любви и согласия – русского народа;
Задачи:
Познакомить детей с историей матрёшки, с технологией её изготовления.
Развивать творческую фантазию, самостоятельность при изготовлении игрушки - матрёшки.
Построить город для матрёшки – конструирование.
Развивать интерес детей к народному творчеству.
Развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству.
Воспитывать любовь к народному искусству.
Интеграция областей:
познавательная;
игровая;
социально-коммуникативная;
речевая;
Планируемые результаты: иметь представление о матрёшке как символе русского народного искусства; проявлять интерес к народным игрушкам, творчеству.
Материал: Игрушки (матрёшка, свисток), вышитое полотенце, деревянные ложки.
Словарная работа: расписная, фартук, сарафан, деревянная
Ход занятия:
Мальчики под музыку(барыня) входят в зал. Садятся на стульчики.
Музыкальный руководитель задаёт им загадку:
Яркий сарафанчик, расписной платочек.
Прячутся внутри её маленькие дочки!
Фартучек в горошек, кто это? (Дети отвечают).
Звучит музыка Матрёшка-воспитатель заходит вместе с девочками.
ТАНЕЦ: Ай, да, мы матрёшки. После танца девочки садятся на стульчики.
Матрешка:
Я— нарядная Матрешка,
Все скучала у окошка...
Но куда это годится?
Я хочу повеселиться!
К вам пришла, ребята, я.
Знаю, вы мои друзья!
Воспитатель: Здравствуйте ребята!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Сегодня я вам расскажу о матрешке. Кто не знает русскую матрёшку? Румяную красавицу – игрушку! Возьмешь в руки деревянную куколку, полюбишься ярким, затейливым рисунком – хороша девица. А улыбается она так хитро, потому что прячет секрет.
А кто знает, чем матрешка отличается от других игрушек?
Дети: Матрёшка-игрушка с секретом. У неё внутри целое семейство матрёшек: одна меньше другой, и все матрешки спрятаны одна в одной.
Воспитатель: А кто скажет почему эту игрушку так все любят?
Дети: Потому что она красивая, яркая, веселая, праздничная.
Воспитатель: Правильно ребята. Поэтому матрешка символ дружбы, любви и согласия, как же ее не любить? Недаром каждый иностранец, побывавший в России, стремится увести с собой в качестве сувенира именно матрёшку.
Ребята, а вы знаете, когда и где появились первые матрешки?
Ответы детей.
Воспитатель: Матрешка впервые появилась в Японии 100 лет назад. Но это была немного другая игрушка. Эта игрушка изображала старца – мудреца Фукуруму. Он раскрывался, в нём пряталось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую.
Воспитатель: А кто из вас, ребята, знает, как матрёшка попала к нам в Россию?
Дети: Наверное, ее привезли из Японии люди, которые там побывали.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете из какого материала сделана матрешка?
Дети: Из дерева
Воспитатель: Правильно. Чтобы изготовить матрёшку, требуется большое мастерство. Сначала подбирают подходящий вид древесины. Из-за мягкости в основном выбирают липу, реже ольху или берёзу. Затем надо выточить из дерева заготовку, и чтобы ни сучка, ни трещинки не было.
Когда готова каждая кукла, её покрывают крахмальным клеем, чтобы залить все шероховатости. После окончательной сушки и полировки, гладкая поверхность позволяет художнику равномерно нанести краски.
Яркими весёлыми красками художник распишет матрёшек, словно оденет их в нарядные одежды. И вот уже улыбается нам русская красавица.
Воспитатель: Как вы думаете на кого похожи эти загадочные куклы?
Ответы детей.
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, почему игрушка в России получила название матрёшки?
Ответы детей.
Воспитатель: Раньше на Руси женщины очень часто носили имя Матрёна, Матрёша. Это связано с материнской заботой и большой семьей. Поэтому толстенькие куклы, похожие на бабушек, мам, дочек, и внучек.
Пальчиковая гимнастика.
Мы красавицы матрешки
Разноцветные одежки
Раз Матрена, два — Милаша
Мила – три, четыре – Маша
Маргарита это пять,
Нас не трудно сосчитать.
Воспитатель: А во что одеты матрешки?
Дети: В сарафан, платочки, кофты, фартуки.
Воспитатель: Матрешки веселые и нарядные. Сарафаны, платочки и кофточки у них разноцветные, праздничные, а на фартуках у них узоры. Поэтому ее называют расписная матрешка.
Воспитатель: Ребята, мы с вами учили стихи. И пришло время рассказать их нашим гостям.
Дети: Читают стихи.
Воспитатель: Матрешки очень любят играть на русских народных инструментах: на ложках, балалайке, гармошке. Россия наша гордится русскими матрешками, а славится расписными ложками. Ну а нам сегодня будут наши мальчики играть на ложках.
ПЕСНЯ-номер с ложками.
Дети садятся на стульчики. Продолжение презентации о продуктивной деятельности.
Представляем вашему вниманию наши работы.
Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Отгадай сказку»
Игра «Отгадай сказку»
Воспитатель: Молодцы ребята вы все правильно отгадали. Русский народ очень любит петь частушки, и наши ребята тоже приготовили частушки про матрёшек.
Частушки.
Воспитатель: Ну вот, мы с вами и узнали, что матрешка появилась очень давно, почти сто лет назад, что в разных местах нашей большой страны игрушки делали по-своему. Поэтому и росписи матрешек были все разные. Мы расписали своих матрешек, этот процесс оказался очень трудоемким и занял ни один день. Но главное мы поняли, что русская матрешка является символом России и так нравится людям. Она несет в себе любовь и дружбу. В русской игрушке, отразились народные представления о мире, добре, красоте. А еще мы с вами разучили танец и сейчас вам его покажем.
Список используемой литературы:
Казакова Т.Г. Занятия с дошкольниками по изодеятельности: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей – М.: Просвещение, 1996.
Развивающие занятия с детьми 5-6лет: метод. пособие / Под ред. Парамоновой Л.А.-М.:ОЛМА Медиа групп, 2009.
Заявка
Фамилия, имя, отчество НАСИБОВА ФЕРГАНА ГАДЖИМАХМУД-КЫЗЫ
Должность воспитатель
Место работы МБДОУ «Детский сад №255» г.о. Самара
Почтовый индекс и адрес 443067, г. Самара, ул. Сорокина, 3, кв. 59.
E-mail: ahmedovamidvary@mail.ru (личный)
Название статьи: В гости к нам пришла матрёшка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Кукла матрешка. История возникновения матрешки»
Презентация к проекту«Кукла матрешка.История возникновения матрешки»...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим тема: "Две матрешки, три матрешки и еще матрешечка" 2 младшая группа
ознакомление с окружающим тема: "Две матрешки, три матрешки и еще матрешечка" 2 младшая группа...
конспект занятия в средней группе "Раз матрешка, два матрешка..."
Знакомство детей с декоративно-прикладным искусствомпосредством музыки и рисования; знакомство с историей семеновскойматрешки; создание условий для использования нетрадиционной техникирисования при ро...
Проект " Русская матрешка". Буклет " Русская Матрешка," Проект " Жаворонки прилетите, весну принесите"
Проект: " Русская матрешка" направлен на совместную образовательную деятельность детей и родителей, знакомство детей с русской национальной игрушкой - матрешкой....
«Матрешка, матрешка, поиграй со мной немножко!»
Открытая форма ООД для воспитателей....
Игра с матрешками. Матрешки танцуют
Цели: вызвать интерес к новой игрушке; сравнивать составляющие матрешки и правильно ее складывать; закрепить название основных цветов: желтый, красный; развивать внимание....
Тема: «Раз матрешка, два матрешка поиграем мы немножко»
Тема: «Раз матрешка, два матрешка поиграем мы немножко»Цель: закреплятьнавык порядкового счета до пяти и соотносить цифры с количеством геометрических фигур изготовленными своими руками.Образовательна...