Кейсы речевого этикета - что это такое?
учебно-методический материал
Учебно-методический материал для семинара по современным технологиям в освоении речевого этикета.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Современные технологии в освоении речевого этикета старшими дошкольниками
Подготовила: воспитатель высшей категории
Некрасова Татьяна Вионтонидовна
МБДОУ «Центр развития ребенка –
детский сад №387»
Слайд 1
В настоящее время в образовательном процессе на первый план выдвигается идея саморазвития личности, её готовности к самостоятельной деятельности. Меняются функции педагога. Теперь он уже не информатор, а организатор интеллектуального поиска, эмоционального переживания и практического действия. Для этого необходимо осваивать новые педагогические технологии, формирующие активную роль обучаемого.
Педагогические технологии обязательно должны развивать любознательность -основу познавательной активности; способность самостоятельно решать творческие (умственные, художественные) и другие задачи, позволяющие быть успешным в разных видах деятельности; творческое воображение как направление интеллектуального развития; коммуникативность-способность общаться со взрослыми и сверстниками; способность к рефлексии -как одно из главных личностных качеств; понимание и осознание себя (действий, поведения, речи, чувств, состояний, способностей).
Таким образом, особую актуальность приобретает использование кейс-технологии как средства развития учебных и социальных компетентностей ребенка. Что же такое кейс-технология?
Слайд 2
casus (лат.) – запутанный необычный случай;
case (анг.) – портфель, чемоданчик.
Слайд 3
Кейс-технология в образовании – это ряд определенных учебных ситуаций, которые специально разработаны на базе фактического материала для дальнейшего их разбора в рамках учебных занятий.
Слайд 4
Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г. В России данная технология стала внедряться лишь последние 3-4 года.
Существуют различные определения этой технологии. В зарубежных публикациях можно встретить названия: метод изучения ситуаций, метод деловых историй и, наконец, просто метод кейсов. В российских изданиях чаще всего говорится о методе анализа конкретных ситуаций, деловых ситуаций, ситуационных задачах.
Слайд 5
Главное предназначение данной технологии — развивать способность прорабатывать различные проблемы и находить их решение, используя уже имеющиеся знания, научиться взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Безусловно, к успешному результату приводит не всякое общение с ребёнком, а только организованное в соответствии с нравственными принципами. Оно должно сопровождаться, с одной стороны, воспитанием внимания к другим людям, а с другой-сообщением ему нужных знаний по культуре человеческого общения. Выполнение ребёнком норм и правил общения со сверстниками и взрослыми, основанные на уважении, доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращений, а также вежливое поведение в общественных местах, быту предусматривает культуру речевого общения. Дошкольный возраст-сенситивный период для того, чтобы ребёнок овладел основными средствами речевого этикета.
Речевой этикет-правила речевого поведения, определяемые взаимоотношениями говорящих, в зависимости от обстановки общения. В него включаются: обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба, согласие, отказ, извинение, жалоба, сочувствие, неодобрение, поздравление, благодарность, прощание и др.
Формирование навыков речевого этикета-неотъемлемая часть общей работы по развитию речи детей. Основное направление работы-обогащение речи ребёнка словами и конструкциями, необходимыми в повседневном общении между людьми. Введение в речь дошкольников этикетных средств не только обогащает их активный словарь, но и воспитывает внимательное, вдумчивое отношение к употреблению данных форм и выражений в речи, умению выбирать языковые средства, более всего уместные в конкретной речевой ситуации.
В дошкольном возрасте обучение речевому этикету осуществляется успешно. В процессе специально организованной работы формируются все три основных компонента речевого этикета: употребление разнообразных вариантов формул, их «развёртывание» и сопровождение доброжелательной интонацией и приветливой мимикой.
Задачей работы по освоению форм речевого этикета и воспитанию культуры речевого общения становится формирование у дошкольников следующих навыков и умений:
- уметь пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, употреблять их без напоминания;
- соблюдать нормы употребления слов, уметь говорить так, чтобы обеспечить себе благоприятное понимание со стороны собеседника;
- правильно употреблять слова и этикетные формулы в разных ситуациях общения;
- приобретать опыт этикетного поведения;
- испытывать потребность использования речевых формул в повседневной жизни;
- обогащать речь ребёнка словами и конструкциями, которые необходимы в повседневном общении между людьми.
Работу по формированию у дошкольников норм речевого этикета необходимо организовать как увлекательное дело, требующее творчества. Стремлением учить серьёзному увлекательно объясняется выбор для данной работы технологии кейс-ситуации, с помощью которой дети становятся активными участниками речевой ситуации.
Слайд 6
Кейс-ситуация — это кейс, в котором описывается ситуация в конкретный период времени, формулируется проблема, предлагается найти путь для её решения.
Дошкольники, познакомившись с описанием проблемы, самостоятельно анализируют ситуацию, диагностируют проблему и представляют свои идеи и решения в обсуждении со сверстниками.
Слайд 7
Цель такого кейса — совместными усилиями мини-группы детей проанализировать ситуацию, найти выход.
Отличительная особенность — создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни.
Слайд 8
Идеи технологии:
- предназначена для получения умений и навыков в тех образовательных областях, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности;
- акцент обучения направлен на выработку приёмов сотворчества дошкольника со сверстниками и воспитателем; отсюда принципиальное отличие данной технологии от традиционных методик: ребёнок равноправен со сверстниками и воспитателем в процессе обсуждения проблемы;
- результатом применения технологии становятся умения и навыки, приобретённые в работе;
- воспитатель выступает в роли ведущего, задающего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию, т. е. в роли диспетчера процесса сотворчества с каждым ребёнком;
Слайд 9
Кейс должен удовлетворять следующим требованиям:
- соответствовать чётко поставленной цели создания;
- иметь соответствующий уровень трудности;
- быть актуальным;
- иллюстрировать типичные ситуации;
- развивать аналитическое мышление;
- провоцировать дискуссию.
Слайд 10
Целесообразно выделение следующих основных этапов создания кейсов:
- формирование дидактических целей кейса;
- определение проблемной ситуации;
- выбор модели ситуации, проверка её соответствия реальности;
- выбор жанра кейса;
- подготовка методических рекомендаций по использованию кейса (вопросы для обсуждения, описание предполагаемых действий в презентации).
Слайд 11
Пакет кейсов по формированию норм речевого этикета у старших дошкольников.
Кейс 1. «Знакомство»
Задачи:
- формировать культуру общения;
- способствовать приобретению опыта этикетного поведения;
- обогащать речь ребенка словами и конструкциями, необходимыми в повседневном общении между людьми.
* * *
Катя и Лиза прыгают через скакалку. Рядом стоит незнакомая девочка. Ей тоже хочется попрыгать, но она не решается подойти к веселым подругам. Катя и Лиза не замечают девочку. Им хорошо вдвоем.
Вопросы:
- Как вы думаете, правильно ли поступили Катя и Лиза?
- Что они должны были сделать?
- Какие волшебные слова помогут девочкам познакомиться?
- Как бы вы поступили на месте Кати и Лизы?
Кейс 2. «Благодарность», «Прощание»
Задачи:
- формировать культуру общения;
- обогащать речь ребенка словами и конструкциями, необходимыми в повседневном общении между людьми.
* * *
Бабушка гостила у Даши и ее родителей целый месяц. Вот было здорово! Бабушка с Дашей все делали вместе: ходили в зоопарк, пекли пирожки, мастерили поделки. И вот пришло время уезжать. Бабушка поедет поездом домой в другой город. Мама помогает ей собирать чемодан, папа уже вызвал такси, чтобы ехать на вокзал. В комнату вбежала Даша: — Бабушка, уезжаешь? Ну ладно, пока! Внучка махнула рукой и убежала в свою комнату.
Вопросы:
- Как вы думаете, можно ли назвать Дашу вежливой девочкой? Почему?
- Что она сделала неправильно? Как должна была поступить Даша?
- Какие формы речевого этикета она могла использовать, чтобы поблагодарить бабушку и попрощаться с ней?
- Подумайте, как бы вы поступили в такой ситуации?
Кейс 3. «Разговор по телефону» (Слайд 12)
Задачи:
- закреплять знание правил и норм речевого этикета;
- продолжать формирование культуры общения;
- воспитывать потребность использования речевых формул в повседневной жизни.
* * *
Аня звонит Маше по телефону.
- Маш, привет.
- Это не Маша. Это ее мама.
- А мне Маша нужна.
- Сейчас я ее позову.
- Маш, это ты? Привет. Слушай, принеси мне завтра книгу со стихами.
- Хорошо.
- Ну ладно, пока!
Вопросы и задание:
- Можно ли назвать Аню воспитанной девочкой? Почему?
- Умеет ли Аня разговаривать по телефону?
- О каких правилах речевого этикета забыла Аня? Какие ошибки допустила?
- Предложите свой вариант разговора по телефону. Разыграйте ситуацию.
Кейс 4. «Вежливый отказ»
Задачи:
- продолжать формирование культуры общения;
- упражнять в использовании вариантов этикетных формул в зависимости от ситуации;
- способствовать приобретению опыта этикетного поведения;
- обогащать речь ребенка словами и конструкциями, необходимыми в повседневном общении между людьми.
* * *
Сегодня хороший солнечный день. Ребята договорились поиграть в футбол. Витю назначили вратарем. Мальчик радостно побежал домой, чтобы переодеться и взять мяч. Дверь ему открыла мама.
— Витя, а я тебя жду. Сходи, пожалуйста, в магазин. У нас кончился хлеб. К обеду нет ни кусочка.
Вопросы:
- Как вы думаете, как поступит Витя?
- Какой разговор возможен с мамой?
- Что Витя скажет ребятам?
- Как бы вы поступили в данной ситуации? Предложите свои варианты.
Кейс 5. «Просьба»
Задачи:
- продолжать формирование культуры общения;
- развивать умение выбирать из многообразия элементов речевого этикета формы, наиболее подходящие к определенной ситуации.
* * *
У Сережи сломался велосипед. Как обидно! А ведь он договорился с ребятами покататься завтра на школьном стадионе. Что делать? «Надо попросить папу», — подумал Сережа и побежал домой. Папа только что вернулся с работы.
– Пап, привет! Отремонтируешь мне велик, хорошо? — крикнул Сережа, поставит л велосипед и опять убежал на улицу.
Вопросы:
- Как вы думаете, поможет ли папа Сереже? Почему?
- Вежливо ли обратился Сережа к папе? Какие ошибки он допустил?
- Какие формы речевого этикета не использовал Сережа в своей просьбе?
- Как бы вы поступили в данной ситуации? Предложите свои варианты разговора с папой.
Кейс 6. «Прощение»
Задачи:
- развивать умение соблюдать нормы употребления слов, говорить так, чтобы обеспечить себе благоприятное понимание со стороны собеседника;
- воспитывать потребность использования речевых формул в повседневной жизни;
- упражнять в использовании вариантов этикетных формул в зависимости от ситуации.
* * *
Весь вечер Оля рисовала картину. Она очень старалась, потому что хотела подарить рисунок маме. Закончив работу, Оля оставила картину на столе, чтобы окончательно высохли краски. В этот момент в комнату вбежал Андрей:
— Привет, Оль! — громко сказал он и бросил на стол школьный ранец.
— Там же мой рисунок! — крикнула Оля и бросилась к столу.
— Этот, что-ли? — спросил Андрей и дернул за уголок бумаги, который виднелся из-под ранца. Уголок оторвался.
— Что ты наделал?! — дрожащим голосом спросила Оля и убрала ранец со стола.
Она прижала остатки рисунка к себе, а из ее глаз брызнули слезы...
Вопросы:
- Как Андрей объяснит ситуацию сестре? Как он успокоит Олю?
- Какие слова надо использовать, чтобы извиниться?
- Как бы вы поступили в данной ситуации?
Слайд 13
Данные кейсы можно использовать как в непосредственной образовательной, так и в самостоятельной деятельности с детьми. Использование данной технологии развивает и активизирует мыслительные способности дошкольников. Они не просто «изучают», как нечто не связанное с ними и современной жизнью, а становятся полноправными участниками ситуации и даже се творцами.
Технология кейс-ситуации активизирует учебный процесс, преодолевает классический дефицит традиционного обучения, связанный с «сухостью», не эмоциональностью предлагаемого детям материала.
Уникальность данной технологии в работе с детьми состоит в том, что ребенок учится сам, а воспитатель мотивирует, организовывает, координирует, консультирует, контролирует его деятельность.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
casus (лат.)– запутанный необычный случай ; case ( анг .) – портфель, чемоданчик.
Кейс – технология в образовании это ряд определенных учебных ситуаций, которые специально разработаны на базе фактического материала для дальнейшего их разбора в рамках учебных занятий.
Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г. В России данная технология стала внедряться лишь последние 3-4 года. Историческая справка
Главное предназначение данной технологии — развивать способность прорабатывать различные проблемы и находить их решение, используя уже имеющиеся знания, научиться взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
КЕЙС - СИТУАЦИЯ это кейс, в котором описывается ситуация в конкретный период времени, формулируется проблема, предлагается найти путь для её решения.
КЕЙС - СИТУАЦИЯ Цель: совместными усилиями мини-группы детей проанализировать ситуацию, найти выход.
Идеи технологии: предназначена для получения умений и навыков в тех образовательных областях, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности ; акцент обучения направлен на выработку приёмов сотворчества дошкольника со сверстниками и воспитателем; отсюда принципиальное отличие данной технологии от традиционных методик: ребёнок равноправен со сверстниками и воспитателем в процессе обсуждения проблемы ; результатом применения технологии становятся умения и навыки, приобретённые в работе ; воспитатель выступает в роли ведущего, задающего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию, т. е. в роли диспетчера процесса сотворчества с каждым ребёнком .
Требования к кейсу соответствовать чётко поставленной цели создания; иметь соответствующий уровень трудности; быть актуальным; иллюстрировать типичные ситуации; развивать аналитическое мышление; провоцировать дискуссию.
Этапы создания кейса формирование дидактических целей кейса; определение проблемной ситуации; выбор модели ситуации, проверка её соответствия реальности; выбор жанра кейса; подготовка методических рекомендаций по использованию кейса (вопросы для обсуждения, описание предполагаемых действий).
Пакет кейсов по формированию норм речевого этикета у старших дошкольников. Кейс 1. «Знакомство »; Кейс 2. «Благодарность», «Прощание »; Кейс 3. «Разговор по телефону »; Кейс 4. «Вежливый отказ »; Кейс 5. «Просьба »; Кейс 6. «Прощение ».
Кейс «Разговор по телефону» Задачи: закреплять знание правил и норм речевого этикета; продолжать формирование культуры общения; воспитывать потребность использования речевых формул в повседневной жизни. * * * Аня звонит Маше по телефону. Маш, привет. Это не Маша. Это ее мама. А мне Маша нужна. Сейчас я ее позову. Маш, это ты? Привет. Слушай, принеси мне завтра книгу со стихами. Хорошо. Ну ладно, пока ! Вопросы и задание: Можно ли назвать Аню воспитанной девочкой? Почему? Умеет ли Аня разговаривать по телефону? О каких правилах речевого этикета забыла Аня? Какие ошибки допустила? Предложите свой вариант разговора по телефону. Разыграйте ситуацию.
И в заключение … И всякий из нас, кто предполагает, что может руководить другими, должен постоянно и напряженно учиться. А. В. Луначарский
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание основ речевого этикета у дошкольников с речевой патологией
статья по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста...
Использование кейс-технологии в процессе освоения старших дошкольников форм речевого этикета.
Выступление на семинаре по речевому развитию....
Пакет кейсов по формированию норм речевого этикета у дошкольников
- формировать культуру общения;- способствовать приобретению опыта этикетного поведения-обогащать речь ребенка словами и конструкциями, необходимыми в повседневном общении между людьми....
конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми по речевому развитию в старшей группе на тему: Обогащение представлений детей о правилах речевого этикета и развитие умений соблюдать этику общения - "Путешествие в страну этикета"
Конспект по речевому развитию в старшей группе "Путешествие в страну этикета"...
Речевой этикет: особенности речевого этикета
Где бы мы с вами не находились-на улице, дома, в офисе, в поездке мы ежедневно и многократно здороваемся и прощаемся, благодарим и извиняемся, поздравляем и соболезнуем, просим и предлагаем, приглашае...
Картотека кейс-иллюстрация "Этикет"
Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование ...