"Об эмоциональной отзывчивости детей дошкольного и младшего школьного возраста"
учебно-методический материал на тему
Развитие эмоциональной отзывчивости у детей требует от воспитателей много внимания и терпения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на МО воспитателей
«Об эмоциональной отзывчивости детей
дошкольного и младшего школьного возраста»
Базаркина Л.Н.
воспитатель высшей квалификационной категории
Начало XI века с особой остротой поставил вопрос о значимости гуманистических ориентаций в образовании и воспитании подрастающего поколения. До недавнего времени господствовало представление о приоритетном развитии интеллекта, развитие духовных качеств не получало должного внимания. Как известно базис культуры личности состоит из компонентов: я; люди; природа; рукотворный мир; искусство. Раньше векторы, соединяющие все компоненты базиса, занимали соответственно места:
- Познание.
- Преобразование.
- Переживание (человеческая сущность).
Итог: дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, они стали меньше общаться со сверстниками и взрослыми, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Т.о. на поверхности мы имеем феномен «засушенного сердца», о которым в свое время писал Л.С.Выготский, наблюдавшемся у его современниках.
Основной идеей современного образования является гумманизация педагогического процесса: переход к личностно – ориентированной модели взаимоотношений между педагогом (воспитателем) и ребенком, который предполагает общение, доверительный контакт на основе уважения и эмоциональный контакт, т.е. переживание. Здесь, мы наблюдаем уже несколько иное расположение векторов базиса по своей значимости. Необходимо создать ситуацию, где ребенок сам испытает чувства, тогда он познает с любовью и преобразует с добром. Получаем:
- Переживание.
- Познание.
- Преобразование.
Таким образом, с окончанием этапа интеллектуализации воспитательного процесса, на одно из первых мест в системе воспитания выходит развитие эмоциональной сферы ребенка, формирование т.н. «умных эмоций».
Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится, сердит или огорчает его. Особенно это актуально в младенчестве, когда вербальное общение не доступно. В процессе развития ребенка, его взросления, происходят и изменения в его эмоциональной сфере. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. В дошкольном возрасте ребенок начинает усваивает язык чувств – принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонаций голоса и т.д. C одной стороны, ребенок учится управлять выражением своих чувств, с другой, – все еще остается непосредственным и импульсивным. Эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются на лице, в позе, жесте, во всем поведении.
Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей. Они должны привыкнуть к новому коллективу, требованиям, повседневным обязанностям. Как правило, ребята стремятся стать школьниками, но для многих из них школьный распорядок оказывается слишком регламентированным и строгим. Когда важнейшая потребность ребенка – соответствовать требованиям взрослых (учителей и родителей) не удовлетворяется, он переживает эмоциональное неблагополучие, выражающееся в боязни школы или нежелании ее посещать. Особенно сложно перестроиться тем детям, которые эмоционально не готовы к роли школьника, для них период адаптации может быть травмирующим. Для того чтобы младший школьник мог сознательно регулировать свое поведение, нужно научить его адекватно выражать свои чувства, находить конструктивные способы выхода из сложных ситуаций. Если не сделать этого, неотреагированные чувства будут долго являться причиной новых трудностей в жизни ребенка. В младшем школьном возрасте у детей особенно активно происходит формирование произвольности, внутреннего плана действий, начинает развиваться способность к рефлексии. Именно на этом этапе ребенок может успешно овладевать средствами и способами выражения своих чувств, анализа поведения, как своего, так и других людей.
Несмотря на пересмотр воспитательного процесса и окончания этапа интеллектуализации, налицо остаточные явления интеллектуального приоритета воспитания: эмоциональная глухость современных детей. Им трудно определить свои чувства, вербально отразить, что они чувствуют. Слабое умение распознать как собственные эмоции, так и чувства окружающих людей, приводит к низкому уровню развития эмпатии. Их неверная интерпретация является одним из факторов, приводящих к росту агрессии, неприятию, отчуждению, тревожности. Это касаемо детей с нормой.
Значительным своеобразием отличается эмоциональное поведение детей с нарушением интеллектуального развития (НИР). Эмоциональные отклонения являются неотъемлемой частью симптоматики психического недоразвития. Они очень различны и не всегда соответствуют степени нарушений в познавательной сфере. Обычные высшие чувства (долга, дружбы и т.д.) оказываются менее сформированными, а имеющиеся эмоциональные проявления недостаточно динамичны, малодифференцированны и нередко не соответствуют реальным стимулам. По сравнению с остальными сторонами личности эмоции детей с нарушениями в интеллектуальном развитии наименее изучены. Между тем в коррекционно-воспитательной работе с такими детьми учет эмоционального компонента очень важен. Им доступны такие простые эмоции, как страх, радость, удовольствие, гнев, но обычно эмоциональные реакции по глубине не соответствуют причине, вызвавшей их. Детям с УО свойственно отсутствие многообразия и дифференцированности эмоций, им свойственны косность, тугоподвижность эмоциональных проявлений. Чаще они выражены недостаточно ярко, в то время как встречаются и слишком сильные переживания по незначительному поводу. Характерными особенностями являются частая смена настроения, проявление аутичных черт в поведении (радость возможному контакту, желание его, но в то же время уход от него, иногда через агрессию, самоагрессию), но радость и удовольствие от активной деятельности.
При поступлении в школу такие дети продолжают вести себя как дошкольники. Ведущей остается игровая деятельность, но к младшему школьному возрасту оказываются несформированными не только учебные навыки, но и высшая форма игровой деятельности — сюжетно-ролевая игра, поэтому усвоение новой социальной роли ученика происходит со значительным своеобразием. Предпочитая эмоционально насыщенные и подвижные виды деятельности, первоклассники с НИР не соблюдают дистанции с взрослыми, могут вести себя навязчиво, бесцеремонно.
В случае семейного воспитания по типу гипоопеки, при педагогической запущенности такие дети с ЗПР будут иметь патологические черты характера — конфликтность, возбудимость, эгоцентризм, хвастливость, капризность. Указанные личностные особенности свойственны и при синдроме дисгармонического инфантилизма, где основными являются неспособность к волевому усилию, несформированность нравственных установок, ориентация на получение кратковременного удовольствия. Эти дети с ЗПР оказываются очень внушаемыми, избегают волевых систематических усилий, не имеют стойких привязанностей и предпочтений, осознанных морально-этических установок. Они стремятся быть постоянно в центре внимания, стараются во всех ситуациях оказаться на виду, в центре событий. Отличает их склонность к демонстративному поведению, преувеличенным эмоциональным реакциям. Значимой характеристикой личности ребенка, важным компонентом его эмоционального благополучия, и эмоциональной отзывчивости, регулятором его поведения и взаимоотношений с окружающими является самооценка (оценка своих личностных качеств, возможностей, поступков). Известно, что у детей с НИР наблюдается неадекватная самооценка. У них не сформированы правильные понятия о своих возможностях, они не способны критично оценивать свои действия и поступки (Г.М. Дульнев, 1981). Но со временем, при ведении целенаправленной работы в данном направлении, самооценка становится более адекватной. Отмечается появление таких личностных качеств, как умение оценить себя и результаты своей деятельности. Кроме того, полученные результаты исследований (И.М. Бгажнаковой и Ф.В. Мусукаевой, 1998г.) свидетельствуют о том, что у детей с НИР в достаточной мере сформировано чувство уважения к родителям и старшим по возрасту. Несмотря на проявляющиеся особенности недоразвития эмоционально-волевой сферы, им свойственна тенденция к сопереживанию родным людям, чувство благодарности, стремление следовать определенным нормам в поведении («стараюсь помогать маме» и т.д.)
Дети, проблемные в поведенческом аспекте, также отличаются характерными особенностями эмоциональных состояний, самооценки, уровня притязаний и самоконтроля, поэтому специфический тип психической ориентации в окружающем мире отражается и на характере их социальных контактов. Эмоциональная импульсивность, конфликтность, доходящая до агрессии, грубость, вульгарность обращения друг к другу, чрезмерная обидчивость и раздражительность учеников в коррекционно-развивающих классах мешают продуктивной обучающей деятельности педагога на уроках. Большое значение в системе работы по оказанию помощи в обучении придается формированию у учащихся начальных классов приемов саморегуляции, способной вызвать у них потребность в самоанализе.
Развитие и совершенствование эмоциональной отзывчивости у детей с НИР требует от воспитателей много внимания и терпения – бывают случаи, когда ребенка надо учить даже, улыбаться, не говоря об определении и выражении своего состояния. Здесь важно все: показать разницу между хорошим и плохим настроением и самочувствием, объяснить, что для жизни важнее хорошее настроение, на его фоне человек лучше развивается, учить чувствовать состояние других людей. Формирование способности переживать различные настроения (печаль, радость, счастье, сочувствие) – это развитие индивидуальности. Задача воспитателя состоит в том, чтобы раскрыть перед воспитанником богатство чувств и переживаний. Это возможно сделать, показывая свой мир чувств, выражая естественно, ясно и однозначно. С проявлением чувств мы сталкиваемся постоянно, каждый раз они проявляются по-разному и открывают детям новые возможности для коммуникации: «Если у меня радость, я поделюсь с нею с другими. Если у меня горе, мне нужно чтобы меня утешили». Умение эмоционально настраиваться на определенную ситуацию – одна из предпосылок успешного обучения навыкам общения. Ребенок должен научиться чувствовать себя адекватно окружающей обстановке, переживать соответствующие настроения и чувства. Он должен научиться распознавать ситуации, приятные для себя в школе, дома, при взаимодействии с другими детьми и взрослыми людьми в разной обстановке.
Часто дети с НИР не могут снять свое психофизическое напряжение сами. Оно накапливается. Результатом становится агрессивность, состояние аффекта, активные движения. Но активность – не ведущая к разрядке, а не контролируемая. Одной из причин напряжения является страх. У одних детей это чувство выражено слабо, у других – сильно. Это происходит от того, что дети не в состоянии объективно анализировать ситуацию. Часто они оценивают ее как угрожающую, хотя для этого нет оснований. Преодоление страха может достигаться специальными играми и упражнениями на снижение агрессивности и ослабение негативных эмоций, на эмоциональном уровне через развитие доверия, приобретения чувства защищенности и уверенности в себе или на интеллектуальном уровне, когда происходит осознание, понимание ситуации.
Сегодня существует множество различных психокоррекционных упражнений, используемых в групповой работе с детьми и подростками:
- Игротерапия — наиболее популярный метод, используемый в работе с детьми, так как ближе всего отвечает задачам развития.
- Арттерапия, которая существенно повышает личностную ценность, содействует формированию позитивной Я-концепции и повышению уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного ребенком.
- Психогимнастика, включающая в себя игры и этюды, в процессе выполнения которых дети обучаются азбуке выражения эмоций - выразительным движениям. Происходит преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения.
- Тренинг - направлен на обучение ребенка адекватным формам поведения в проблемных ситуациях.
Последний метод – тренинг. В чистом его назначении, мы, как воспитатели использовать не можем. А, вот такие приемы, как игротерапия, арттерапия, психогимнастика – вполне приемлемы, да и используемы в нашей работе. Все эти методы основаны на игровой деятельности. Дети, приезжающие в наше учреждение как раз относятся к категории детей «недоиграного детства». Игра помогает создать благоприятную атмосферу общения, объединяет детей и взрослых, помогает в установлении контактов, снимает эмоциональное напряжение, улучшает психофизическое состояние и настраивает на интенсивную работу. С помощью творческих игр и заданий развивается познавательная активность детей, что, в свою очередь, способствует повышению школьной успеваемости. К подобным играм относятся:
этюды (как было сказано выше);
ритуалы;
динамические паузы;
загадки без слов;
расскажи стихи руками
инсценировки;
разыгрывание проблемных ситуаций;
разыгрывание мини – сценок по ролям.
Работе над эмоциями способствует также использование пиктограмм настроений. К видам работ с пиктограммами можно отнести: рассматривание пиктограмм; «оживление» с помощью мимики, жестов; «оживление» с помощью цвета; рассматривание себя в зеркале, и, даже, «кривляние» перед ним; рассматривание картин, фотографий с различными эмоциями. Это так называемые «мимические игры».
Выполнение таких упражнений приводит к необходимости ознакомления детей с основными эмоциональными состояниями и способами их выражения. Существует несколько классификаций эмоций. Одно из них наиболее удобной для практических целей, является классификация К, Изарда, которая основана на фундаментальных эмоциях: интерес, радость, удивление, отвращение, презрение, страх, стыд, вина. Остальные эмоции, согласно этой теории, являются производными.
Особенности внешнего проявления эмоциональных состояний определяются по мимике (выразительным движениям мышц лица), пантомимике (выразительным движениям всего тела) и «вокальной мимике» (выражению эмоций в интонации, тембре, ритме, вибрато голоса).
Выразительными действиями не только определяется, но и формируется чувственная сфера. Подтверждением этого служат слова С. Л. Рубинштейна: «Выразительное движение (или действие) не только выражает уже сформированное переживание, но и само, включаясь, формирует его; так же, как формируя свою мысль, мы тем самым формируем наше чувство, выражая его».
Занятия продумываются и проводятся с учетом того, чтобы атмосфера на них распространялась по типу "заражения эмоциями" и являлась основным механизмом регуляции и формирования эмоционального состояния и контроля.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные направления социально-личностного воспитания и развития детей. Социально-личностное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: возможности институтов детства. Киров, 2011г.
В статье отражены проблемы социально-личностного развития детей дошкольного возраста....
Индивидуальный план повышения профессионального уровня учителя-дефектолога муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа - детский сад компенсирующего вида для детей с нару
Тема самообразования: «Новые образовательные технологии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»Срок выполнения: межаттестационный период с 30 декабря 2011 года по 30 декаб...
Развитие школьнозначимых функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста
Тщательное и всестороннее изуче% ние детей на этапе школьного старта помогает взрослым выявить детей с низким уровнем развития школьно значимых функций – тех функций, ко% торые не только сущест...
Дополнительная общеразвивающая программа «Развитие речи у детей с расстройствами аутистического спектра» Для детей дошкольного и младшего школьного возраста
Программа предназначена для работы с детьми с расстройствами аутистического спектра. Целью программы является исправление или ослабление имеющихся проявлений аутизма и вызванных им нарушений, стимуляц...
"Эмоциональная идентификация" диагностическая методика для детей дошкольного и младшего школьного возраста (Е. И. Изотовой)
Цель: Изучение особенностей эмоциональной идентификации, выявление уровня сформированности ее двух компонентов - восприятия и понимания эмоций....
Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие
Способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей формируется у детей лишь по мере личностного развития. Особенно трудным для ребенка бывает перио...
Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста
Способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей формируется у детей лишь по мере личностного развития. Особенно трудным для ребенка бывает перио...