Развитие сенсорного опыта детей ранней группы с помощью дидактических игр
проект (младшая группа) по теме
Актуальность проекта: Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе. Период первых трех лет – наиболее интенсивного психического и физического развития малышей. Успешность умственного, физического, здорового развития ребенка в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития, т.е. от того, насколько ребенок слышит, видит, осязает окружающий мир. Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: является основой для интеллектуального развития, развивает наблюдательность, позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой для развития воображения, развивает внимание, дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, обеспечивает освоение навыков учебной деятельности, влияет на расширение словарного запаса ребенка, влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти. Огромную роль в развитие сенсорных способностей детей раннего возраста отводиться дидактической игре, так как ребенок практически все в этом мире познает через игру. Дидактические игры выполняют функцию – контроль за состоянием сенсорного развития детей. Цель проекта: обеспечивать накопление представлений у детей раннего возраста о форме, цвете, величине предметов, их свойствах, которые составляют фундамент общего умственного развития ребенка и являются условием успешного овладения любой практической деятельностью. Задачи проекта: Формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве; знакомство с дидактическими играми и правилами этих игр; воспитывать познавательный интерес, любознательность; упражнять в установлении сходства и различия между предметами; способствовать развитию у детей обследовательских умений и навыков; развивать мелкую моторику рук; повышать уровень педагогической компетентности родителей по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей; оказание родителями помощи в изготовление дидактических игр для развития сенсорных способностей детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект: «Развитие сенсорного опыта детей третьего года жизни с помощью дидактических игр»
Паспорт проекта.
Продолжительность проекта: сентябрь – май.
Тип проекта: познавательно – игровой.
Участники проекта: дети 1 младшей группы, воспитатели, родители.
Постановка проблемы.
Проведенный мониторинг по развитию сенсорных способностей детей нашей группе показал недостаточный уровень сенсорного развития по всем показателям, преобладали в основном низкий и средний уровень. В результате проведенного исследования, возникла необходимость в разработке и реализации проекта, направленного на повышение сенсорной культуры детей раннего возраста.
Актуальность проекта:
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе. Период первых трех лет – наиболее интенсивного психического и физического развития малышей. Успешность умственного, физического, здорового развития ребенка в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития, т.е. от того, насколько ребенок слышит, видит, осязает окружающий мир.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: является основой для интеллектуального развития, развивает наблюдательность, позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой для развития воображения,
развивает внимание, дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, обеспечивает освоение навыков учебной деятельности, влияет на расширение словарного запаса ребенка, влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Огромную роль в развитие сенсорных способностей детей раннего возраста отводиться дидактической игре, так как ребенок практически все в этом мире познает через игру. Дидактические игры выполняют функцию – контроль за состоянием сенсорного развития детей.
Цель проекта:
обеспечивать накопление представлений у детей раннего возраста о форме, цвете, величине предметов, их свойствах, которые составляют фундамент общего умственного развития ребенка и являются условием успешного овладения любой практической деятельностью.
Задачи проекта:
Формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве;
знакомство с дидактическими играми и правилами этих игр;
воспитывать познавательный интерес, любознательность;
упражнять в установлении сходства и различия между предметами;
способствовать развитию у детей обследовательских умений и навыков;
развивать мелкую моторику рук;
повышать уровень педагогической компетентности родителей по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей;
оказание родителями помощи в изготовление дидактических игр для развития сенсорных способностей детей.
Продукт проекта:
Изготовление игр и пособий на развитие сенсорных навыков.
Пополнение сенсорной зоны новым оборудованием, играми.
Развлечение. «В гостях у лесных зверей».
Презентация для родителей.
Фотовыставка «Учимся играя».
Содержание проекта.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный;
2 этап – практический;
3 этап – заключительный.
Подготовительный этап:
Изучение современных требований к содержанию и организации работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста в соответствие с ФГОСТ.
Проведение мониторинга.
Анализ полученных результатов, выводы.
Проведение анкетирования родителей "Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников".
Пополнение сенсорного уголка новыми играми, сделанными своими руками и руками родителей.
Практический этап:
Работа с детьми:
1. Непосредственная образовательная деятельность.
2. Совместные игры с песком и водой во время прогулки и в группе в центре «Вода и песок».
Дидактические игры с малышами:
Для зрительного восприятия (свет, форма, величина, например: «Спрячем в домике»; «Найди такой же…»; «Петушок», «Волшебное стеклышко», «Украсим елочку» и т. д.
Для слухового восприятия (слуховое внимание, тембр, динамика, речевой слух): «Постучим – погремим»; «Кто как кричит?» и т.д.
Для развития моторики: предметы – вкладыши, стержни для нанизывания колец, коробочки для проталкивания фигур, дидактические игрушки, включающие различные виды застежек (пуговицы, кнопки, липучки, крючки, молнии).
Игры с цветным конструктором крупного размера; с пирамидками, разными по размеру, по цветам, по форме; с матрешками; геометрическими вкладышами и т. д.
Мозаика: настольная и напольная.
Настольно-печатные дидактические игры.
Самостоятельные игры малышей.
Чтение художественной литературы; рассматривание иллюстраций, предметных и сюжетных картинок.
Работа с родителями:
Консультация «Развитие восприятия цвета детьми раннего возраста».
Беседы о роли развивающих игр для малышей.
Наглядная информация: папки-передвижки («Значение сенсорного воспитания в познавательном развитие детей», «Дидактическая игрушка – в жизни ребенка».
Привлечение к изготовлению игр и пособий для сенсорного развития детей.
Заключительный этап.
Анализ результатов проекта:
В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр.
У детей вырос уровень знаний по сенсорному развитию.
Родители получили методические рекомендации по закреплению у детей навыков сенсорного воспитания, созданию условий проведения дидактических игр, консультации по изготовлению дидактических игр.
Перспективный план непосредственно образовательной работы с детьми
Тема | Задачи | Сроки |
Д.и. «Соберем петушку» (пирамидка). | Учить собирать пирамидку, выбирая кольца по величине.
| сентябрь |
Д.и. «Вкладыши и башенки» | Знакомить с величиной в ходе практических действий. | |
Д.и. «Веселые матрешки»
| Учить соотносить предметы по величине, развивать зрительное восприятие. | |
Д.и. «Соберем пирамидку»
| Учить собирать пирамидку из 3 -4 колец одного цвета, последовательно уменьшающих в размерах. | |
Д.и. «Огурчики и помидорчики».
| Учить отличать круг от овала, помещая формы в соответствующие пазлы. | октябрь |
Д.и. «Цветные колпачки»
| Учить находить соответствующие вкладыши при складывание и раскладывание цветных колпачков. | |
Д.и. «Найди такую же фигуру» . | Учить находить нужную форму методом зрительного соотнесения. | |
Д.и. «Разложи фигурки по домикам» | Учить сортировать предметы в соответствие с их формой, методом зрительного соотнесения. | |
Д.и. «Две коробки».
| Закреплять знания о величине, умение сравнивать предметы по величине способом зрительного соотнесения. | ноябрь |
Д.и. «Соберем пирамидку». | Учить собирать пирамидку из последовательно уменьшающих колец. | |
Д.и. «Занимательная коробка». | Продолжить знакомить детей с предметами различной величины и формы. | |
Д.и. «Грибы на поляне».
| Учить детей различать количество предметов, обозначать словами: один, мало, много. | |
Соотнесение предметов двух заданных форм и величин при выборе из четырех. | Закреплять знания соотносить разнородные предметы по форме и величине | Декабрь. |
Соотнесение предметов двух заданных форм при выборе из четырех. | Закреплять умения соотносить разнородные предметы по форме. | |
Раскладывание однородных предметов разного цвета на две группы. | Закреплять у детей умение группировать однородные объекты по цвету.
| |
Размещение грибов двух цветов в отверстиях столиков соответствующего цвета | Закреплять умение группировать однородные объекты по цвету, соотносить по цвету разнородные предметы.
| |
Соотнесение предметов двух заданных цветов при выборе из четырех. | Обучать детей выбирать объекты двух заданных цветов из четырех возможных.
| Январь |
Выкладывание из цветной мозаики на тему «Курочка и цыплята». | Фиксировать внимание детей на том, что цвет является признаком разных предметов.
| |
Выкладывание из мозаики на тему «Домики и флажки». | Обращать внимание детей на цветовые свойства предметов, показывая, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения. | |
Выкладывание из мозаики на тему «Елочки и грибочки».
| Фиксировать внимание детей на том, что цвет может быть использован для изображения разных предметов, учить чередовать | |
Д. и. «Я пеку всем друзьям по пирожку» (игры с песком).
| Знакомить со свойствами песка. Развивать координацию рук, мелкую моторику пальцев при действиях с предметами – орудиями. | Февраль. |
Д. и. «Сделаем матрешки бусы». | Закрепить умение чередовать предметы по цвету. | |
Д. и. «Башенки для гномиков».
| Закреплять знания о величине предметов, познакомить с понятием высокий, низкий. | |
Д.и. «Забавные бутылочки».
| Учить детей определять количество жидкости в емкостях одинакового размера. | |
Д. и. «Где Мишка?»
| Знакомить с расположением объектов в пространстве относительно друг друга. | Март. |
Д. и. «Тут и там». | Знакомить с пространственными отношениями, выраженными словами: тут, там, далеко, близко. | |
Д. и.«Цирковые собачки».
| Учить соблюдать простейшую последовательность действий с предметами. | |
Д. и. «Поручения».
| Обучать ребенка различать и называть игрушки, а также выделять их основные качества (цвет, размер). Развивать слуховое восприятие. | |
Разрезные картинки.
| Развивать сенсорные способности детей: умение по части восстанавливать целое. | Апрель. |
Д. и. «Что потеряли котятки». «Чудесный мешочек». | Закреплять умение действовать с предметами, окрашенные в разные цвета; умение подбирать предметы по цветовому тождеству. | |
Д. и. «Пирамидки в гостях у малышей». | Учить детей выбирать предметы определенного цвета по показу, а затем по словесному обозначению. | |
Д. и. «Летящие бабочки».
| Закреплять знания детей о цвете предметов; Умение соотносить предметы по цвету. | Май |
Д. и. «Ловись, рыбка».
| Продолжить учить простейшим способом использования вспомогательных предметов в качестве орудия для выполнения той или иной задачи. | |
Д. и. «Забавные лодочки».
| Используя игровую ситуацию, обратить внимание детей на то, что одни предметы (легкие) на воде держатся, другие (тяжелые) – тонут. Организовать детское экспериментирование. |
Используемая литература:
М. Д. Маханева, С. В. Рещикова. «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет».
Э. Г. Пилюгина «Игры-занятия с малышом от рождения до 3-х лет»
Венгер Л. А. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» – М.: Просвещение, 1995.
Венгер Л. А. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников «– М.: Просвещение, 1997.
Е.А.Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста». Издательство «Мозаика» - Синтез 2009 г.
Планирование работы в детском саду с детьми 2 – 3 лет. Методические рекомендации для воспитателей по программе «Радуга». Москва. «Просвещение 2010 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/10/picture-805378-1470840857.jpg)
Конспект занятия по сенсорному воспитанию детей раннего возраста с помощью дидактической игры «В гостях у ежика»
Дидактической игра «В гостях у ежика»...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/23/picture-882541-1485194217.png)
Педагогический опыт «Сенсорное развитие детей раннего возраста с помощью дидактических игр»
Моя педагогическая деятельность связана с детьми раннего возраста. Возраст наших детей от 2 до 3 лет. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоп...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/03/picture-262081-1370263586.jpg)
Развитие сенсорных способностей детей раннего дошкольного возраста посредством дидактических игр
Опыт работы по даной теме представлен системой игр, направленных на развитие сенсорных способностей детей с использованием различных дидактических игр...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/05/picture-1375486-1641382717.jpg)
Конспект занятия по сенсорному воспитанию детей раннего возраста с помощью дидактической игры «В гостях у ежика»
Конспект занятия по сенсорному воспитанию детей раннего возраста с помощью дидактической игры«В гостях у ежика»...
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/31/picture-598357-1567252171.png)
консультация для родителей «Сенсорное развитие детей раннего возраста с помощью дидактических игр»
Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира.Познание окружающего мира начинается с восп...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/05/picture-858000-1509836452.jpg)
Из опыта работы.Развитие восприятия у детей раннего возраста с помощью сенсорных эталонов.
В рамках сенсорного развития детей раннего возраста знакомим с такими свойствами предметов и явлений, как цвет, форма, величина, количество, положение в пространстве. Также проводим работу п...
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/23/picture-1465417-1679568413.jpg)
Открытое мероприятие по развитию мелкой моторики детей раннего возраста с помощью дидактических игр с цветными крупами.
Открытое мероприятие по развитию мелкой моторики детей раннего возраста с помощью дидактических игр с цветными крупами....