Из опыта работы.Развитие восприятия у детей раннего возраста с помощью сенсорных эталонов.
материал (младшая группа)
В рамках сенсорного развития детей раннего возраста знакомим с такими свойствами предметов и явлений, как цвет, форма, величина, количество, положение в пространстве. Также проводим работу по обучению детей целостному восприятию образов предметов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.docx | 23.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие восприятия у детей раннего возраста с помощью сенсорных эталонов
Сухарева Ольга Борисовна, воспитатель
В рамках сенсорного развития детей раннего возраста знакомим с такими свойствами предметов и явлений, как цвет, форма, величина, количество, положение в пространстве. Также проводим работу по обучению детей целостному восприятию образов предметов.
С такими явлениями, как свет и темнота, дети сталкиваются каждый день, но делают это неосознанно, принимая как данность. Специально обращая внимание детей на эти явления, обогащаем их восприятие новыми впечатлениями, расширяем представления об окружающем мире. Кроме того, веселые занятия и игры помогают малышам преодолеть страх перед темнотой. В зимнее время года, когда рано темнеет и поздно рассветает, с детьми играем в игры: “Пляшущие тени”, “Гуляем в темноте”, “День и ночь”, “Солнечный зайчик”, “Тени на стене”, “Свеча”, “Фонарик”и др.
Цвет является значимым свойством объектов окружающего мира. Знакомство малышей с цветом начинаем с четырех основных цветов: красного, желтого, зеленого и синего. Только после того, как дети научатся без труда узнавать и различать эти цвета, а также называть их, знакомим их с белым, черным, оранжевым, и фиолетовым цветами.
Ознакомление детей с цветом проводим поэтапно:
- этап – различение цветов по принципу “такой – не такой”.
- этап – зрительное соотнесение цветов – восприятие цвета на расстоянии, выбор цвета по образцу.
- этап – закрепление представлений о цвете в слове. На этом этапе дети различают цвета по названию, не прикладывая предметы, друг к другу и не сравнивая их с образцом цвета, а также называют основные цвета.
Форма – это внешнее очертание, наружный вид предмета.
Сначала малышей знакомим с простыми фигурами: кругом и квадратом; помогаем им сравнить фигуры (круг гладкий, ровный, а у квадрата есть стороны и углы): показываем, как обвести контуры фигур пальцем. Когда малыши усвоят эти формы, знакомим с треугольником, прямоугольником и овалом.
Ознакомление детей с формой проводим поэтапно:
- этап – практические действия. Для того, чтобы ребенок мог практическим путем определить форму предмета, использую специальные дидактические игрушки, в ходе действий с которыми малыш начинает понимать, что от умения определять форму зависит результат игры (коробка с отверстиями разной формы и др.). На этом этапе ребенок сравнивает предметы по форме (“такой – не такой”), не называя ее;
- этап – зрительное восприятие формы. На этом этапе знакомлю с эталонами плоских геометрических фигур без практических действий с ними и запоминания их названий;
- этап – запоминание эталонов геометрических форм и их названий.
Знакомить детей с геометрическими формами и закреплять знания о них можно следующими способами: во-первых, используя специальные игрушки; во-вторых, рассматривая эталоны форм – плоские и объемные фигуры; в-третьих, рассматривая реальные предметы простой формы; в-четвертых, используя специальные дидактические игры (настольные, печатные, подвижные и др.).
Величина – это значимое свойство предметов (размер, объем, протяженность).
Знакомство детей раннего возраста с величиной происходит в ходе занятий, направленных на сравнение предметов. При проведении подобных занятий
– предлагаем сравнивать предметы только по одному параметру, например, только по высоте или только по ширине;
– сравниваем по величине предметы, одинаковые по цвету и форме;
– сначала сравнивать два предмета, резко различающихся по величине, например, большой и маленький кубики, высокая и низкая башни. Затем добавляем третий объект – средний по величине;
– параметры величины обозначаем словами, не требуя от детей повторения. Для наглядности используем выразительные жесты. Сначала величину обозначаем при помощи слов такой – не такой, затем большой – маленький, а в последующем используем понятия, обозначающие конкретные параметры величины: высокий – низкий, узкий – широкий, длинный – короткий.
Ознакомление детей с величиной провожу поэтапно:
- этап – практические действия. При знакомстве детей с величиной использую различные предметы (накрывать кастрюли крышками разной величины, складывать вещи в большой и маленький пакеты и т.п.) и специальные игрушки (вкладыши-башенки, пирамидки, матрешки и др.). действуя с такими предметами, ребенок начинает понимать, что от умения определять величину зависит результат игры, то есть величина становится значимым признаком;
- этап – зрительное восприятие величины. На этом этапе ребенок сравнивает предметы зрительно, на глаз;
- этап – использование знаний о величине в различных ситуациях (на занятиях и в повседневной жизни).
Знакомить детей с величиной и закреплять знания о ней можно следующими способами:
– сравнивая пары предметов практически – способом приложения;
– зрительно сравнивая резко различающиеся по величине пары предметов;
– используя специальные дидактические игрушки (пирамидки, матрешки, вкладыши,);
– используя специальные дидактические игры, направленные на изучение величины (настольно-печатные, подвижные и др.).
Обучение умению различать количество предметов в раннем возрасте включает в себя изучение следующих понятий: один, мало, много, поровну (столько же), ни одного.
Обучаем детей умению различать количество предметов с использованием реальных предметов и игрушек и лишь постепенно вводим картинки с их изображением. Также малышей знакомим с количеством различных материалов и жидкостей, которое определяется на глаз, приблизительно. Например, в одной куче много песка, а в другой мало, в одной банке много воды, она полная, а в другой нет воды, она пустая.
Знания детей о количестве предметов закрепляем не только в ходе специально организованных занятий, но и в повседневной жизни, в процессе режимных моментов. Так во время обеда сравниваем количество каши в кастрюле и в тарелке (много и мало), количество компота в стаканах. На прогулке наблюдаем за небом: много облаков, мало облаков, ни одного облачка; за листопадом: сначала на деревьях много листьев, потом становится меньше, потом ни одного. Можно попросить детей принести один карандаш, много карандашей.
Пространство – это промежуток между объектами, свободное место, где что-нибудь можно поместить. Изучение пространства и расположения объектов в нем в раннем возрасте происходит в ходе специальных игр и занятий. Объектами изучения являются знакомые помещения, территория детской площадки, различные предметы и их положение в пространстве (далеко – близко – рядом, сверху – снизу, спереди – сзади).
Изучаем пространство разнообразными доступными детям способами:
в ходе наблюдения, при манипуляции с предметами, в процессе занятий рисованием, аппликацией, при проведении дидактических игр.
Восприятие предмета как целого лежит в основе освоения ребенком окружающего мира. Сначала образы воспринимаемых предметов нечеткие, расплывчатые. Ребенок узнает знакомый предмет, но не может передать его в рисунке, лепке, описать словами. Это происходит не потому, что малыш не умеет лепить, рисовать, и не потому, что недостаточно развита его речь. Он просто не представляет себе предмет достаточно четко, не способен выделить его контур, части.
Формирование целостного образа воспринимаемого объекта проводим в следующей последовательности:
– узнавание и различение предметов. Специальные игры и занятия помогают ребенку научиться узнавать знакомый предмет в новой ситуации, на рисунке, выделять его среди других предметов;
– восприятие предмета и выделение его частей. Специальные игры и занятия помогают ребенку научиться воспринимать предмет любого ракурса; как совокупность отдельных частей; как один из похожих; воспринимать изображения незнакомых предметов.
В раннем возрасте учим детей, прежде всего, узнаванию и различению предметов.
При этом малышам предлагаем простые знакомые предметы, которые могут быть как целыми, так и разборными. Также учим детей воспринимать изображения предметов на картинке. Используем игры.
Развитие слухового восприятия предполагает знакомство с самыми разнообразными звуками и их сочетаниями, их тонкое различение и запоминание. При этом развитие слуха у ребенка происходит в двух направлениях: с одной стороны, развивается восприятие окружающих звуков (физический слух), с другой – восприятие звуков человеческой речи, то есть формируется фонематический слух. Оба направления имеют для человека жизненно важное значение и активно развиваются уже в младенческом возрасте. Организуем игры.
Осязание – это ощущение давления, тепла, холода и прочего при прикосновении кожи к чему-либо.
В ходе игр и занятий, направленных на развитие у детей осязания, решаем следующие задачи: развитие хватания, обучение целенаправленному ощупыванию, развитие чувствительности пальцев рук, знакомство с различными материалами, предметами и их свойствами.
Игры не требуют много времени, их можно проводить во время прогулки, режимных моментов, занятий лепкой, свободной деятельности детей.
Развитие обоняния и вкуса происходит спонтанным образом в ходе режимных моментов, в различных бытовых ситуациях.
Внимание детей раннего возраста имеет непроизвольный характер. Малыши действуют спонтанно, их невозможно заставить слушать, смотреть, если им это неинтересно. Эти особенности возраста не позволяют строить занятие с детьми только на основе беседы или показа обучающего материала. Поэтому в работе с детьми раннего возраста необходимо использовать такие игры, в процессе которых изучаемый признак предмета становится для них по-настоящему значимым.
Этого можно добиться:
1) подбирая специальные дидактические игрушки, в основе которых заложен обучающий принцип (например, пирамидки и матрешки учат дифференцировать предметы по величине;
2) организуя веселые подвижные игры с использованием разнообразных игрушек, в которых невозможно достичь цели без учета определенного признака предмета. Кроме этого, следует помнить о том, что малыши предпочитают практические действия с реальными игрушками и предметами.
В раннем возрасте проводим специальные занятия по сенсорному развитию детей. Основная задача таких занятий – накопление разнообразного сенсорного опыта, который на следующих этапах обучения позволит систематизировать накопленные знания, приобрести новые, а также использовать их в разнообразных ситуациях.
Огромное значение для сенсорного развития в ДОУ имеет соответствующая развивающая среда. В процессе активных игровых действий с предметами, геометрическими телами и фигурами, песком и водой, дети познают их свойства, осваивают обследовательские действия, находят сходство и различие предметов по свойствам. Играя с мозаикой и конструктором, дети овладевают умением выделять в предмете сразу два свойства: цвет и размер. Большой интерес у детей вызывает сенсорный уголок, в котором находится необходимый дидактический материал: матрешки, всевозможные вкладыши одинаковой и разной формы, кубы с отверстиями, разнообразные крупные мозаики, конструкторы, пирамидки различной формы, величины и размера, предметы для нанизывания, игры для развития мелкой моторики рук – шнуровки, застежки, пристежки, мешочки на молниях и на липучках. Оборудован уголок с бросовым материалом, имеется дидактический столик.
Сенсорное развитие детей отслеживаем по карте нервно – психического развития. В начале года средний уровень составляет 90%, низкий уровень 10%. К концу учебного года наблюдается положительная динамика: высокий уровень составляет 60 %, средний уровень 40%.
Хотелось бы отметить, что вся работа ведется совместно с родителями. С ними проводятся индивидуальные беседы, консультации, семинары, совместные занятии с детьми и родителями, выпускаются памятки, советы. Родители участвуют в изготовлении дидактических игр. В ДОУ выпускается газета
“О детях для думающих взрослых”. В начале года выпуск газеты был посвящен сенсорному воспитанию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта работы: "Развитие конструктивной деятельности у детей раннего возраста."
К 3-ем годам конструирование остаётся слитным с сюжетно-отобразительной игрой. Мотивом для создания проектных сооружений является сюжетные игры....
Развитие восприятия у детей раннего возраста в процессе сенсорного воспитания
Содержание Введение..................................................................................................................3Глава 1. Теоретические основы развития у детей раннего ...
Сообщение из опыта работы "Развитие связной речи у детей раннего возраста посредством ознакомления с художественной литературой"
представлен опыт педагогической деятельности по приобщению детей раннего возраста к художественной литературе....
Доклад на тему: Развитие познавательной активности у детей раннего возраста посредством освоения сенсорных эталонов
Развитие познавательной активности у детей раннего возраста посредством освоения сенсорных эталонов...
Из опыта работы "Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста"
Система работы по развитию мелкомоторных навыков у детей раннего возраста....
Консультация для родителей "Развитие познавательной активности у детей раннего возраста посредством освоения сенсорных эталонов".
Материал для родителей....
Отчёт из опыта работы :«Развитие конструктивно-модельной деятельности детей раннего возраста»
На сегодняшний день активность ребенка признается главной основой его развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе совместной деятельности, организуемой педаго...