«Музейная педагогика»
статья на тему
Предварительный просмотр:
Тема: «Музейная педагогика»
Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную оседлость,
так как без корней в родной местности, стороне человек похож на иссушенное растение перекати-поле».
Академик Д. С. Лихачев
Систематическое и планомерное ознакомление детей с жизнью народа в разное историческое время развивает познавательные способности, у детей формирует осознание себя в системе предметного и социального мира.
Исходя из этого было решено на базе нашего ДОУ внедрить инновационную технологию «Музейная педагогика», одной из значимых составляющих, которой является создание мини-музея.
Под мини- музеем в детском саду понимается не просто организация экспозиций или выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя:
- поиск и сбор материалов,
- встречи с людьми и их рассказы,
- проведение досугов и праздников,
-исследовательская и проектная деятельность.
Конечно, в условиях ДОУ невозможно создать экспозиции,
соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому назвали их «мини-музеями». Часть слова «мини» в данном случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
Мини-музей в детском саду актуален и эффективен. Он даёт ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Ведущий метод в работе с детьми дошкольного возраста, как известно, игра. Именно в игре, моделируя разнообразные ситуации, ребенок познает окружающий мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает собственный опыт. Воображение и фантазия, максимально развитые в детском возрасте, помогают ребенку проникнуться духом иного исторического времени, а значит, осваивать, преобразовывать накопленные историко-культурные ценности.
Для работы нами были выбраны следующие приоритеты:
- Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательности - должны быть национальными. Это поможет детям с раннего возраста понять, что они часть великого русского народа.
- Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки и т.д.). в устном народном творчестве, как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, трудолюбии, верности. Фольклор является богатейшим источником развития детей.
- Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции. В них отражаются накопленные веками, тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц и т.п.
- Очень важно знакомить детей с народно-декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.
Все эти направления нашли отражение в разработанной нами программе по ознакомлению детей дошкольного возраста с историей русского быта «Русская изба».
Целью нашей «музейной педагогики» является: формирование устойчивых знаний, интереса к жизни русского народа в разное историческое время (быт, культура, традиции, обряды и т.д.).
Задачи:
- Познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, национальной одеждой.
- Развивать интерес к культуре русского народа через обычаи, обряды, праздники.
- Воспитывать свободную, творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки и способную ориентироваться в современном мире,
Однако очевидно, что система работы в данном направлении развития детей, требует организации особых условий, создание среды, которая
средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.
Изучив различные источники педагоги нашего ДОУ постарались воссоздать в небольшом помещении обстановку и некоторые элементы русской избы. Конечно же родители наших воспитанников не остались в стороне.
Так на территории нашего ДОУ был создан мини-музей «Русская изба».
Первые посещения «избы» посвящаются знакомству с предметами быта, с их названиями, предназначением, со способами действий с ними. Причем, если в младшем возрасте даются только названия старинных предметов и демонстрируется их функциональное использование, то в старшем мы стараемся подчеркнуть историческую преемственность с современными аналогами. (Например, лучина - керосиновая лампа - фонарик - электрическая лампа. Утюг чугунный на углях - электрический утюг.
В процессе бесед, знакомим детей с зависимостью использования предметов от образа жизни людей (крестьяне - пользовались лучиной, а более богатые - свечой), а также от места их проживания (в лесистой местности использовалась деревянная посуда, а в местах богатых глиной - глиняная). Организация таких бесед, развивает познавательную активность детей, так ка им самим надо догадаться, для чего нужен тот или иной предмет, как он использовался,
В качестве подсказки детям загадываются соответствующие загадки, используются пословицы и поговорки.
Для большего понимания детьми устных фольклорных произведений я использую «люльку с младенцем», которому адресуются колыбельные песни, потешки, прибаутки.
Уже традиционными стали посиделки, на которых присутствует хозяйка - Катюша. Дети вместе с Катюшей разучивают народные игры, колядки, пословицы, поговорки. Более подробно знакомятся с различными видами народного искусства,
Использование различных фольклорных форм (переклички, частушки), позволяют привлекать пассивных, застенчивых детей.
Обобщая сказанное, можно заключить, что духовный творческий патриотизм необходимо прививать с раннего детства. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке. Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой часть души ребенка, началом, порождающим личность. При этом музей играет большую познавательную и воспитательную роль для дошкольников, а также способствует укреплению сотрудничества детского сада и семьи. Практика показывает, что создание мини- музея «Русская изба» поспособствовало возникновению интереса, как у детей, так и у взрослых, желания узнать больше. Это подтверждают рассказы воспитанников о посещениях в выходные дни выставок, краеведческого музея, а также активная помощь родителей в подборе материалов для «избы».
Созданием и оформлением мини-музея делимся с коллегами, принимаем участие в различных конкурсах. Например, приняли участие во всероссийском конкурсе «Оформление предметной среды ДОУ», где заняли 3 место.
Так давайте воспитывать наших детей так, чтобы в будущем они сохранили то, что сберегли для них предки, были способны учиться у других народов тому, что пригодится им для успешного совместного проживания со всеми народами в мире и согласии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по музейной педагогике "Мини-музей Архитектуры"
План работы на год по мини-музею Архитектуры...
Использование элементов музейной педагогики в формировании экологической культуры дошкольников через работу мини- музея ДОУ
Прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста. Данная технология раскрывает конкретный пример работы с детьми по формированию экологической культуры у воспитанников ДОУ ч...
Использование музейной педагогики в образовательном процессе ДОУ
Музейная педагогика –одно из направлений работы ДОУ. Приобщать детей к музейной культуре, развивать их эстетическое восприятие и...
Музейная педагогика как основа для создания условий для духовно – ценностного развития ребёнка.
Статья будет интересна для воспитателей, ищущих эффективные формы воспитания детей....
Из опыта работы" Система работы ДОУ по патриотическому воспитанию дошкольников средствами музейной педагогики"
Материал о системе создания мини - музеев в ДОУ....
Семинар "Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология ДОУ" плюс мастер - класс " Опись музейного экспоната".
С 13 по 17 февраля 2023 г. в МКДОУ детский сад «Солнышко» проходила в соответствии с годовым планом неделя педагогического мастерства. Целью недели педагогического мастерства стало выявлен...
Семинар "Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология ДОУ" плюс мастер - класс " Опись музейного экспоната" (2023)
С 13 по 17 февраля 2023 г. в МКДОУ детский сад «Солнышко» проходила в соответствии с годовым планом неделя педагогического мастерства. Целью недели педагогического мастерства стало выявлен...