Доклад на педсовете на тему: Роль сюжетно-ролевой игры в развитии ребенка.
консультация на тему

Нарзикулова Дилафруз Мехрожевна

Данный материал может быть полезен воспитателям ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_ped.sov_.docx18.22 КБ

Предварительный просмотр:

Автономное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования г. Долгопрудный

детского сада обще развивающего вида №13

«В гостях у сказки»

Доклад на педсовете на тему:

 Роль сюжетно-ролевой игры в развитии ребенка

Подготовила: Нарзикулова Д.М.

Провела: Еремян Р.А.

г. Долгопрудный

Сюжетно-ролевая игра в жизни дошкольника

Доклад для воспитателей на тему «Сюжетно-ролевая игра в жизни дошкольника»

В век новых технологий дети стали играть все меньше и меньше. Они много времени проводят у телевизора, компьютера, с планшетом в руках.

Игра занимает ведущее место в жизни дошкольников. Существует огромное количество игр: дидактические, словесные, настольные, подвижные, театрализованные. Сегодня мы поговорим о сюжетно – ролевой игре.

Игра – самое главное занятие в жизни ребенка. А игры, которые создают дети самостоятельно, занимают совершенно особое место. Называются они сюжетно-ролевыми. В них детьми воспроизводиться все, что они видят вокруг: разные проявления жизни, деятельность взрослых. Так ребенок начинает социализироваться, то есть вливаться в детский коллектив, моделируя свое поведение, развивая коммуникативные и лидерские качества, оценивая свои поступки и поступки сверстников. Сюжетно – ролевая игра носит коллективный характер. Это не означает, что дети не могут играть в одиночку. Игра – отражение жизни. Сюжетная игра не требует от ребенка реального, ощутимого продукта, в ней все условно, все понарошку, как будто. В такой игре есть сюжет и роли. Сюжет игры – это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры – характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий. Роль является основным стержнем сюжетно – ролевой игры. Чаще всего ребенок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени. Ребенок соответствующим образом использует те или иные предметы (готовит обед, как повар; делает укол, как медсестра, вступает в разнообразные отношения с другими играющими; хвалит или ругает «дочку», осматривает больного и т. д.). Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме.

Значение сюжетно – ролевой игры на развитие детей очень велико.

• В игре придумывается сюжет – значит развивается фантазия

• В игре ведутся диалоги между играющими – значит развивается речь. В создании образа особенно велика роль слова. Слово помогает ребёнку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнёров, согласовать с ними свои действия. Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой, сама игра развивается под влиянием развития речи.

• Используются заместители предметов – развивается воображение. Для осуществления замысла сюжетно – ролевой игры ребёнку необходимы игрушки и разные предметы, которые помогают ему действовать в соответствии с взятой на себя ролью. Если под рукой нужных игрушек нет, то дети заменяют один предмет другим, наделяя его воображаемыми признаками. Чем дети старше и более развиты, тем требовательнее они относятся к предметам игры, тем больше сходства ищут с действительностью.

• Придумываются костюмы – дети проявляют творчество.

• В игре познается окружающий мир.

• В игре дети знакомятся с такими сторонами действительности, как действия и взаимоотношения взрослых.

• Развивается самооценка (оценка своих возможностей, качеств и места среди других детей. От самооценки зависит отношение к успехам и неудачам).

Необходимо помочь детям овладеть ролевыми играми. Для начала предложить несложные сюжеты игр, поощрять в ребенке все проявления инициативы и фантазии, проводить театрализованные представления, читать сказки. Детям младшего дошкольного возраста близки и понятны сказки о взаимодействиях животных с людьми, дети этого возраста охотно берут на себя роль животных.

Наблюдая за детской игрой можно сделать определенные выводы об особенностях развития и психического состояния ребенка, о его чувствах, настроении и темпераменте. В процессе игры дети показывают свое отношение к окружающему миру – ведь в игре ребенок наделен силой, которой лишен в реальном мире. Наблюдая за игрой ребенка, можно увидеть его страхи, боль, обиды, которые он по каким-либо причинам не может или не хочет показать взрослым. Зачастую не зная, как относиться к какой-либо ситуации, ребенок проигрывает эту ситуацию снова и снова, пытаясь принять ее на себя. С помощью игры можно воздействовать на мироощущение малыша, бороться со страхами, преодолевать неуверенность. Управляя игрой детей, можно влиять на их отношения и мировоззрение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад к педсовету на тему: "Роль нравственно-патриотического воспитания дошкольников: пути и средства"

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие всего спектра патриотических чувств. На каждом возрастном этапе нравственно-патриотические п...

Доклад на педсовете на тему"Роль мелкой моторики в развитии речи детей 5-7 лет"

Мелкая моторика одна из сторон двигательной  сферы,которая непосредственно связана с овладением предметными действиями.Доклад  на тему»Роль   мелкой   моторики...

Доклад на педсовете на тему: «Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста».

Данный материал может быть полезен как и для воспитателей так и для родителей....

Доклад на педсовете. Тема "Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевой игры" 30.01.2017

Материал содержит рекомендации по содействию детям в процессе сюжетно ролевых игр. Акцент делается на отказе от руководства педагогом процессом сюжетно-ролевой игры и переходе к педагогическому взаимо...

Доклад на педсовет на тему "Роль оригами в развитии ребенка"

Рассказ об оригами.Что развивает оригами у детей....