Разрешение конфликтных ситуации между воспитанниками
статья (старшая группа) на тему
Одним из направлений педагогической деятельности воспитателя должно стать развитие навыков общения детей со сверстниками, что предусматривает:
Во-первых, привитие базовых социальных навыков: умения выслушать другого, поддерживать общий разговор, участвовать в коллективном обсуждении, тактично критиковать и хвалить другого, обучение их совместному поиску взаимовыгодных решений в сложных ситуациях, обучения умению брать на себя ответственность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_po_predotvrashcheniyu_konfliktov_mezhdu_vospitannikami.docx | 19.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации по предотвращению конфликтов между воспитанниками.
Задача педагогов ДОУ состоит в том, чтобы научить детей некоторым правилам жизни среди других людей, в которые входит умение выразить свое желание, выслушать желание другого, договориться.
Однако в любой конфликтной ситуации воспитатель должен высказать детям свое отношение к ней через «Я – сообщение». Примерно такого рода: «Мне не нравиться, когда в группе дети ссорятся и дерутся». Нет сомнения в том, что спокойное обсуждение проблемы вместе с детьми, в конце концов, приводят к мирному ее решению. И здесь воспитателю важно следить за тем, чтобы дети учились объяснять друг другу, что они хотят, а затем предлагать или обдумать выход из положения. Не следует приуменьшать способности детей в этом отношении, уже в раннем возрасте вполне возможно совместное принятие решения.
Конфликты в детском коллективе легче предупредить, чем разрешить. Определяющим фактором в профилактике детских конфликтов является направленность процесса воспитания. Воспитание должно быть направлено на приучение к определенным социальным нормам взаимоотношений и взаимодействий, соблюдение которых является важным аспектом в социальном становлении личности ребенка.
Методы и приемы не должны ущемлять достоинство ребенка, угрожать его безопасности и препятствовать формированию образа себя.
Одним из направлений педагогической деятельности воспитателя должно стать развитие навыков общения детей со сверстниками, что предусматривает:
Во-первых, привитие базовых социальных навыков: умения выслушать другого, поддерживать общий разговор, участвовать в коллективном обсуждении, тактично критиковать и хвалить другого, обучение их совместному поиску взаимовыгодных решений в сложных ситуациях, обучения умению брать на себя ответственность.
Во-вторых, научить ребенка не прилагать мерку совершенства ни к другим, ни к себе, не допускать ни обвинения, ни самобичевания. Прививать ребенку умение посмотреть на себя со стороны, объективно оценить сове поведение и поступки окружающих.
В-третьих, обучать детей:
- умения владеть своими чувствами, понимать и различать эмоциональное состояние других людей;
- выражать дружеские чувства, симпатии, сочувствие и сопереживание к окружающим.
Все эти навыки ребенок может приобрести, если воспитатель организует игры, сюжетно-ролевые игры, интерактивные игры и упражнения, индивидуальные и групповые обсуждения проблемы. В качестве иллюстрации приведу некоторые варианты индивидуальных и групповых обсуждений с детьми 5-7 лет разных проблем, с которыми сталкивается дошкольники.
В основе обсуждения детских проблем лежит метод игрового проектирования проблемных ситуаций.
- «Мостик» - любая проблема создаются двумя противоборствующими сторонами, каждая из которых стремиться доказать, что она – единственно правая в споре. Задача каждого участника сделать встречные шаги, выстроить «мостик», который поможет объединить людей, их желания и стремления, поможет привести их к общей цели, которая затем и должны быть сформулирована. Например: Коля и Миша (5 лет) хотят рисовать красным карандашом, каждый стремиться взять его себе. «Мостиком» в этом случае является либо их договоренность рисовать по очереди, либо желание уступить другому. Общая цель: сохранить дружеские взаимоотношения.
- «Две гири» - оценивая свое желание, ребенок может высказать свои предположения по итогам реализации задуманного с положительными последствиями и с отрицательными последствиями. В этом случае на весы ставят две гири ребенок перечисляет на одной «чаши весов» положительные результаты достижения желаемого, а на «второй» отрицательные последствия. Что выберет ребенок?
Дать игрушку (+) | Не давать (-) |
Саша будет со мной дружить. | Саша не будет со мной дружить. |
Потом уступит свою игрушку. | Будет играть с другими детьми. |
Будет играть вместе с ним. | Все будут меня дразнить. |
- «Ступеньки» - обсуждаю проблему, дети могут проговаривать не только свои собственные шаги, но и предвидеть реакцию на них другого человека, последствия того или иного своего шага. Обсуждение происходит виде «лесенки», поднимаясь по которой ребенок может выстроить логическую цепочку логических рассуждений снизу вверх. Например:
4. Коля скажет: «Давай по очереди возить грузы».
3. Я скажу Коле: «А давай играть вместе?»
2. Коля скажет: «Не дам, я сам играю».
1. Я попрошу у Коли машинку.
Можно провести в группе для развития коммуникативных навыков, профилактики и разрешения конфликтов детей в детском саду.
1. Коврик мира
Цель:
Научить детей стратегии переговоров и дискуссий в разрешении конфликтов в группе. Само наличие «коврика мира» в группе побуждает детей отказаться от драк, споров и слез, заменив их обсуждением проблемы друг с другом.
Ход игры.
Для игры необходим кусок тонкого пледа или ткани размером 90 х 150 см или мягкий коврик такого же размера, фломастеры, клей, блестки, бисер, цветные пуговицы, все, что может понадобиться для оформления декорации.
Воспитатель. Ребята, расскажите мне, о чем вы спорите иногда друг с другом? С кем из ребят вы спорите чаще других? Как вы чувствуете себя после такого спора? Как вы думаете, что может произойти, если в споре сталкиваются различные мнения? Сегодня я принесла для нас всех кусок ткани, который станет нашим «ковриком мира». Как только возникнет спор, «противники» могут сесть на него и поговорить друг с другом так, чтобы найти путь мирного решения своей проблемы. Давайте посмотрим, что из этого получится. (Воспитатель кладет в центре комнаты ткань, а на нее — красивую книжку с картинками или занятную игрушку.) Представьте себе, что Маша и Полина хотят взять эту игрушку поиграть, но она — одна, а их — двое. Они обе сядут на «коврик мира», а я присяду рядом, чтобы помочь им, когда они захотят обсудить и разрешить эту проблему. Никто из них пока не имеет права взять игрушку просто так. (Дети занимают место на ковре.) Может, у кого-то из ребят есть предложение, как можно было бы разрешить эту ситуацию?
После нескольких минут дискуссии воспитатель предлагает детям украсить кусок ткани: «Сейчас мы можем превратить этот кусок в «коврик мира» нашей группы. Я напишу на нем имена всех детей, а вы должны помочь мне его украсить»-.
Этот процесс имеет очень большое значение, так как благодаря ему дети символическим образом делают «коврик мира» частью своей жизни. Всякий раз, когда разгорится спор, они смогут использовать его для разрешения возникшей проблемы, обсудить ее. «Коврик мира» необходимо использовать исключительно с этой целью. Когда дети привыкнут к этому ритуалу, они начнут применять «коврик мира» без помощи воспитателя, и это очень важно, т. к. самостоятельное решение проблем и есть главная цель этой стратегии. «Коврик мира» придаст детям внутреннюю уверенность и покой, в также поможет им сконцентрировать свои силы на поиске взаимовыгодного решения проблем. Это прекрасный символ отказа от вербальной или физической агрессии.
2. Прием "Мирилка"
Цель:
"Мирилка" для детей 3-6 лет для формирования у детей умения устанавливать и поддерживать контакты со сверстниками и взрослыми на основе уважения, принятия и справедливого подхода сотрудничества, социальной нравственной компетентности у детей, содействие становлению атмосферы доверия и принятия.
I вариант.
Мирилка-подушечка с аппликативной методикой. Если дети не находят в чем-то согласия - "Мирилка" приходит на помощь. Дети кладут свои ладошки на подушку и произносят заветные слова: "Мирись, мирись, мирись и больше не дерись, а просто улыбнись".
II вариант.
"Мирилка" - вязанная, полуплоскостная игрушка, представляющая собой двух веселых "головоножек" с руками. Одна пара рук сцеплена и расположена на подушечке в виде перчатки. Эта игрушка носит многофункциональный характер и может быть использована во многих видах детской деятельности.
3. Прием "Коробка дружбы"
Цель:
Развивает невербальные средства общения. Помогает сближению детей, стимулирует проявление внимания к сверстникам; тревожным, неуверенным, дает возможность сделать шаг к новым контактам.
Для игры нужна коробка с прорезанными по бокам 4-6 отверстиями по размеру детской руки.
I вариант.
"С кем я подружился"
Дети - 4-6 участников засовывают ручки в коробку (ее поддерживает воспитатель), закрывают глаза, затем находят чью-то руку, знакомятся с ней, а потом угадывают с чьей рукой они познакомились и подружились.
II вариант
"Я хочу с тобой подружиться"
Дети стоят вокруг коробки. Воспитатель предлагает или без слов только с помощью взгляда договориться с кем бы они хотели подружиться (каждый участник выбирает одного). Далее ребятам предлагается просунуть руку в прорезь и на ощупь найти руку того ребенка с кем договорились взглядом.
4. Прием "Куклы".
Цель:
Обучение детей навыкам эффективного разрешения конфликтных ситуаций.
С помощью кукол можно смоделировать различные конфликтные ситуации и вместе с детьми найти пути и способы их разрешения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разрешение конфликтных ситуаций между детьми
Воспитатель должен стараться разрешать конфликты между детьми в мягкой форме, без насилия и окриков....
Консультация для воспитателей Методы и средства разрешения конфликтных ситуаций между дошкольниками.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №39 поселка городского типа Ильского муниципального образования Северский район....
Консультация для воспитателей Разрешение конфликтных ситуаций между детьми в процессе сюжетно-ролевых игр
laquo;Самые любимые, самые нужные детям игры - это те, где дети сами ставят цель игры…Процесс игры заключается в осуществлении этой цели: ребенок строит планы, выбирает средства осущ...
Консультация на тему: "Способы эффективного разрешения конфликтных ситуаций между детьми"
Консультация на тему: "Способы эффективного разрешения конфликтных ситуаций между детьми"...
Консультация "Общие рекомендации по разрешению конфликтных ситуаций между детьми" 14.11.22г.
Общие рекомендации по разрешению конфликтных ситуаций между детьми...
Презентация "Разрешение конфликтных ситуаций между детьми"
Конфликт (от лат. conflictus – столкновение, ссора, спор) определяется как отсутствие согласия между двумя или более сторонами, как столкновение противоположно направленных, не со...
Круглый стол на тему «Разрешение конфликтных ситуаций между детьми в процессе сюжетно-ролевых игр
Круглый стол на тему "Разрешение конфликтных ситуации между детьми в процессе сюжетно-ролевых игр"...
- Мне нравится (1)