Семинар в рамках плана работы отдела образования . «Деятельностный подход как основа реализации ООП ДО»
методическая разработка (средняя группа) на тему
«Применение технологии проблемного обучения при реализации деятельностного подхода»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
alehina.odt | 25.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4 общеразвивающего вида городского округа город Нововоронеж» |
Семинар в рамках плана работы отдела образования . «Деятельностный подход как основа реализации ООП ДО» Тема: «Применение технологии проблемного обучения при реализации деятельностного подхода»
Дело №05-13 УВР (материал по обогащению педагогического опыта) |
|
06.12.2016 г
Слайд 2
При реализации деятельностного подхода мы используем методы и технологии, суть которых состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить детей учиться:
- проектирование;
- экспериментирование;
- проблемное обучение и др.
Я расскажу о технологии проблемного обучения.
Формами организации проблемного обучения являются проблемный вопрос, задача (ситуация). Чем же отличаются перечисленные выше формы организации проблемного обучения?
Рассмотрим их особенности.
Слайд 3
Проблемный вопрос.
Ответ на проблемный вопрос подразумевает необходимость рассуждения, а не просто воспроизведение знаний. Это вопросы «почему?», «зачем»?
Например, какие птицы наших краёв улетают на юг последними? (просто вопрос)
- Почему дикие утки и гуси улетают на юг последними? (проблемный вопрос).
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо рассуждать
Слайд 4
Проблемная задача.
Проблемную задачу можно условно разделить на две части. В ней есть условие (описание) и есть вопрос.
Красной Шапочке надо быстрее попасть к бабушке, но она не знает, какая дорожка длинная, а какая короткая.
Слайд 5
Проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.
Слайд 6
Использование технологии проблемного обучения помогает дошкольникам самостоятельно добывать знания и применять их в решении новых познавательных задач:
В младшей группе – воспитатель сам ставит проблему и сам решает ее при активном слушании и обсуждении детьми;
В средней группе - воспитатель сам ставит, дети самостоятельно или под руководством воспитателя находят решение: воспитатель направляет детей на самостоятельные поиски путей решения;
В старшей группе – ребенок сам ставит проблему, воспитатель помогает ее решить;
В подготовительной к школе группе – ребенок сам ставит проблему и сам решает ее.
Слайд 7
Сущность технологии проблемного обучения, как любой другой технологии, заключается в четком следовании определенным ее этапам. Поэтому основным педагогическим инструментом является технологическая карта. В ее основу заложен пошаговый алгоритм решения проблемной ситуации. Технологической картой четко определены деятельность воспитателя и деятельность ребенка на каждом из пяти этапов.
Предлагаю разработать технологическую карту использования деятельностного подхода на основе технологии проблемного обучения дошкольников.
Предлагаю вам поиграть. Приглашаю 4 педагогов: двое будете педагоги, двое дети. На столе таблички. На них обозначена деятельность воспитателя и ребенка на каждом этапе. Вам необходимо выбрать таблицу, подходящую для каждого этапа.
Слайд 8
На 1 этапе - постановки проблемы - основная цель воспитателя – помочь детям осознать и присвоить предложенную проблемную ситуацию.
Например:
Воспитатель сообщает детям, что вчера дети другой группы читали сказку «Приключения Буратино» и придумывали другой конец сказки, но у них это получилось не до конца, просят нашей помощи, а остановились они вот на чем: «Побежал Буратино в школу, а перед ним широкая река, и мостика не видно. В школу нужно торопиться. Думал – думал Буратино как же ему через речку перебраться».
Противоречие: Буратино должен перебраться через речку, так как может опоздать в школу, и боится войти в воду, так как не умеет плавать и думает, что утонет.
Что будем делать?
Какова деятельность воспитателя и ребенка на 1 этапе?
Прошу вас подойти к мольберту и выложить свою таблицу.
Слайд 9
Этапы | Деятельность воспитателя | Деятельность ребенка |
I Постановка проблемы | Фиксирует внимание детей на обнаружении противоречий. Создает проблемную ситуацию Формулирует или помогает сформулировать проблему. Определяет целевую установку. | Осознает создавшееся противоречие. «Присваивает» проблему. Участвует в формулировке проблемы. Осознает цель поиска. |
Проверим правильность вашего выбора на экране
Слайд 10
На 2 этапе - актуализации знаний – необходимо актуализировать знания, которые станут базовыми для следующего этапа решения проблемы.
Напомню, Буратино надо перебраться через речку. Дети выясняют, что
через речку можно перебраться по мосту, не заходя в воду, или переплыть по воде.
Какова деятельность воспитателя и ребенка на 2 этапе?
Слайд11
Этапы | Деятельность воспитателя | Деятельность ребенка |
II Актуализация знаний | Побуждает детей к активизации необходимых знаний, их анализу, синтезу, обобщению и систематизации. Подводит детей к выводу о недостаточности имеющихся знаний или умений. Мотивирует к поиску новых знаний или умений. | Активизирует необходимые знания (анализирует, синтезирует, обобщает, систематизирует). Осознает потребность в новых знаниях. Концентрируется на поиске новых знаний. |
Слайд 12
На 3 этапе выдвижения гипотез и предположений, целью является вовлечение детей сначала в процесс выдвижения предположений, а затем в процесс выделения этапов поиска и их планирование.
Напомню, Буратино надо перебраться через речку.
На 3 этапе дети предлагают различные варианты решения проблемы, выдвигают гипотезы: можно построить лодку, но это долго; попросить кого-нибудь перевезти, но рядом никого нет, а может Буратино не утонет, так как деревянный.
Какова деятельность воспитателя и ребенка на 3 этапе?
Слайд 13
Этапы | Деятельность воспитателя | Деятельность ребенка |
III Выдвижение гипотез – предположений | Организует выдвижение предположений. Вовлекает детей в процесс выделения этапов поиска и их планирование. Осуществляет коррекционную и консультационную помощь в процессе поиска. | Участвует в обсуждении, размышляет, рассуждает, выдвигает идеи, обосновывает их. Принимает программу поиска. Проводит поисковую деятельность. |
Слайд 14
На 4 этапе - проверки решения – основной целью является организация деятельности по проверке решения и помощь в выборе правильного решения. Проверку можно осуществить через различные виды деятельности. Например, в образовательной области "Познавательное развитие" наиболее эффективным способом проверки, является экспериментирование. Поэтому этот этап можно назвать самым оптимальным для организации опытно-исследовательской деятельности.
Напомню, наша проблемная ситуация - Буратино надо перебраться через речку.
На 4 этапе воспитатель предлагает детям проверить последнюю гипотезу: т.к. Буратино деревянный, дети ищут в группе деревянные предметы: кубики, карандаши, палочки, наливают в таз воду и проводят эксперимент.
Делается вывод: дерево в воде не тонет, следовательно, Буратино не утонет, доплывет, потому что он деревянный.
Какова деятельность воспитателя и ребенка на 4 этапе?
Слайд 15
Этапы | Деятельность воспитателя | Деятельность ребенка |
IV Проверка решения | Проверяет результаты поиска. Помогает выбрать правильное решение | Докладывает результаты поиска. Формулирует выводы. |
Слайд 16
5 этап - «Введение в систему знаний» направлен на выделение новых знаний и организацию деятельности по применению полученных знаний на практике, их присвоению
Напомню, мы решаем проблему, как Буратино может перебраться через речку.
На 5 этапе дети придумали конец сказки: «Буратино сложил одежду и азбуку на лист кувшинки, прыгнул в речку и быстро ее переплыл. В школу он успел вовремя».
Какова деятельность воспитателя и ребенка на 5 этапе?
Слайд 17
Этапы | Деятельность воспитателя | Деятельность ребенка |
V Введение в систему знаний | Выделяет новые знания. Организует применение полученных знаний. | Присваивает новые знания и умения. Применяет полученные знания. |
Слайд 18
Вот так выглядит технологическая карта
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Этапы | Деятельность воспитателя | Деятельность ребенка |
I Постановка проблемы | Фиксирует внимание детей на обнаружении противоречий. Создает проблемную ситуацию Формулирует или помогает сформулировать проблему. Определяет целевую установку. | Осознает создавшееся противоречие. «Присваивает» проблему. Участвует в формулировке проблемы. Осознает цель поиска. |
II Актуализация знаний | Побуждает детей к активизации необходимых знаний, их анализу, синтезу, обобщению и систематизации. Подводит детей к выводу о недостаточности имеющихся знаний или умений. Мотивирует к поиску новых знаний или умений. | Активизирует необходимые знания (анализирует, синтезирует, обобщает, систематизирует). Осознает потребность в новых знаниях. Концентрируется на поиске новых знаний. |
III Выдвижение гипотез – предположений | Организует выдвижение предположений. Вовлекает детей в процесс выделения этапов поиска и их планирование. Осуществляет коррекционную и консультационную помощь в процессе поиска. | Участвует в обсуждении, размышляет, рассуждает, выдвигает идеи, обосновывает их. Принимает программу поиска. Проводит поисковую деятельность. |
IV Проверка решения | Проверяет результаты поиска. Помогает выбрать правильное решение | Докладывает результаты поиска. Формулирует выводы. |
V Введение в систему знаний | Выделяет новые знания. Организует применение полученных знаний. | Присваивает новые знания и умения. Применяет полученные знания. |
Слайд 19
Результатом реализации деятельностного подхода является, с одной стороны, создание педагогом алгоритмов (технологий деятельности, обеспечивающей достижение воспитательных целей. С другой стороны – это развитие ребенка, в первую очередь таких его умений, как целеполагание, планирование, организация, регулирование, контроль, самоанализ и оценка результатов деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Системно - деятельностный подход как основа организации образовательного процесса
Современный детский сад должен стать местом, где ребёнок получает возможность широкого эмоционально-практического самостоятельного контакта с наиболее близкими и значимыми для его развития сфера...
Системно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса на этапе внедрения ФГОС дошкольного образования
Новыми нормами становятся жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы. В статье раскрываются особенности построения образоват...
Системно - деятельностный подход как основа реализации ФГОС ДО
Данный материал раскрывает систему дидактических принципов, обеспечивающих реализацию технологии системно - деятельностного метода и этапы целостной структуры занятия....
Доклад к семинару: «Системно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса в ДОУ»
Единственный путь, ведущий к знанию - это деятельность. Б. Шоу....
Статья на тему «Системно -деятельностный подход как основа организации образовательного процесса в истории педагогики и образования»
Статья на тему «Системно -деятельностный подход как основа организации образовательного процесса в истории педагогики и образования»...
Презентация к докладу "Системно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса на этапе внедрения ФГОС дошкольного образования"
Системно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса на этапе внедрения ФГОС дошкольного образования...
Семинар «Системно -деятельностный подход как основа организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ»
Деятельностный подход – это организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. Эти задачи развивают ...