Семинар в рамках плана работы отдела образования . «Деятельностный подход как основа реализации ООП ДО»
методическая разработка (средняя группа) на тему

Алехина Мария Геннадьевна

«Применение технологии проблемного обучения при реализации деятельностного подхода» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл alehina.odt25.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное

образовательное  учреждение «Детский сад № 4

общеразвивающего вида городского округа город Нововоронеж»

Семинар в рамках плана работы отдела образования .

 «Деятельностный подход как основа реализации ООП ДО»

Тема: «Применение  технологии  проблемного обучения при реализации  деятельностного подхода»  

             

Дело №05-13    УВР  (материал по обогащению педагогического опыта)                                                                              

 

06.12.2016 г

Слайд   2

При реализации  деятельностного подхода  мы используем методы  и технологии,  суть которых состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить детей учиться:

-  проектирование;

- экспериментирование;

- проблемное обучение и др.

Я расскажу о технологии  проблемного обучения.

  Формами организации проблемного обучения являются проблемный вопрос, задача (ситуация). Чем же отличаются перечисленные выше формы организации проблемного обучения?

Рассмотрим их особенности.

Слайд 3

Проблемный вопрос.

    Ответ на проблемный вопрос подразумевает необходимость рассуждения, а не просто воспроизведение знаний. Это вопросы «почему?», «зачем»?

Например, какие птицы наших краёв улетают на юг последними? (просто вопрос)

- Почему дикие утки и гуси улетают на юг последними? (проблемный вопрос).

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо  рассуждать

Слайд 4  

Проблемная задача.

Проблемную задачу можно условно разделить на две части. В ней есть условие (описание) и есть вопрос.

Красной Шапочке надо быстрее попасть к бабушке, но она не знает, какая дорожка длинная, а какая короткая.

Слайд 5

Проблемная ситуация  –   это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.

Слайд 6

    Использование   технологии проблемного обучения помогает дошкольникам самостоятельно добывать знания и применять их в решении новых познавательных задач:

В младшей группе – воспитатель сам  ставит проблему и сам  решает ее при активном слушании и обсуждении детьми;

В средней группе - воспитатель сам  ставит, дети самостоятельно или под   руководством воспитателя находят решение: воспитатель  направляет детей на самостоятельные поиски путей решения;

В старшей группе – ребенок сам ставит проблему, воспитатель помогает ее решить;

В подготовительной к школе группе – ребенок сам ставит проблему и сам решает ее.

Слайд 7

Сущность технологии проблемного обучения, как любой другой технологии, заключается в четком следовании определенным ее этапам. Поэтому основным педагогическим инструментом является технологическая карта. В ее основу   заложен пошаговый алгоритм решения проблемной ситуации. Технологической картой четко определены деятельность воспитателя и деятельность ребенка на каждом из пяти этапов.

Предлагаю разработать  технологическую карту использования деятельностного подхода на основе технологии  проблемного обучения дошкольников.

Предлагаю вам поиграть. Приглашаю 4 педагогов: двое будете педагоги, двое дети. На столе таблички. На них обозначена   деятельность воспитателя и ребенка на каждом этапе. Вам необходимо выбрать таблицу, подходящую для каждого этапа.

Слайд 8

На 1 этапе - постановки проблемы - основная цель воспитателя – помочь детям осознать и присвоить предложенную проблемную ситуацию.

Например: 

   Воспитатель сообщает детям, что вчера дети  другой группы читали сказку «Приключения Буратино» и придумывали другой конец сказки, но  у них это получилось не  до конца, просят нашей помощи, а остановились они вот на чем: «Побежал Буратино в школу, а перед ним широкая река, и мостика не видно. В школу нужно торопиться.  Думал – думал Буратино как же ему через речку перебраться».

Противоречие:  Буратино должен перебраться через  речку, так как может опоздать  в школу, и боится войти в воду, так как   не умеет плавать и думает, что утонет.

Что будем делать? 

Какова деятельность воспитателя и ребенка на 1 этапе?

Прошу вас подойти  к мольберту и выложить свою таблицу.

Слайд 9

Этапы

Деятельность воспитателя

Деятельность ребенка

I

Постановка проблемы

 Фиксирует внимание детей на обнаружении противоречий.

 Создает проблемную ситуацию

 Формулирует или помогает сформулировать проблему.

 Определяет целевую установку.

Осознает создавшееся противоречие.

«Присваивает» проблему.

Участвует в формулировке проблемы.

Осознает цель поиска.

Проверим правильность вашего выбора на экране

Слайд  10

На 2 этапе - актуализации знаний – необходимо актуализировать знания, которые станут базовыми для следующего этапа решения проблемы.

Напомню,  Буратино надо перебраться через речку. Дети выясняют, что

через речку можно перебраться по мосту, не заходя в воду, или переплыть по воде.

Какова деятельность воспитателя и ребенка на 2 этапе?

Слайд11

Этапы

Деятельность воспитателя

Деятельность ребенка

II

Актуализация знаний

Побуждает детей к активизации необходимых знаний, их анализу, синтезу, обобщению и систематизации.  

Подводит детей к выводу о недостаточности имеющихся знаний или умений.

Мотивирует к поиску новых знаний или умений.

Активизирует необходимые знания (анализирует, синтезирует, обобщает, систематизирует).

Осознает потребность в новых знаниях.

Концентрируется на поиске новых знаний.

Слайд 12

На 3 этапе выдвижения гипотез и предположений, целью является вовлечение детей сначала в процесс выдвижения предположений, а затем в процесс выделения этапов поиска и их планирование.

Напомню,  Буратино надо перебраться через речку.

На 3 этапе дети предлагают различные варианты решения проблемы, выдвигают гипотезы: можно построить лодку, но это долго; попросить кого-нибудь перевезти, но рядом никого нет, а может Буратино не утонет, так как деревянный.

Какова деятельность воспитателя и ребенка на 3 этапе?

Слайд 13

Этапы

Деятельность воспитателя

Деятельность ребенка

III

Выдвижение гипотез – предположений

 Организует выдвижение предположений.

 Вовлекает детей в процесс выделения этапов поиска и их планирование.

 Осуществляет коррекционную и консультационную помощь в процессе  поиска.

Участвует в обсуждении, размышляет, рассуждает, выдвигает идеи, обосновывает их.

Принимает  программу поиска.

Проводит поисковую деятельность.

Слайд 14

На 4 этапе - проверки решения – основной целью является организация деятельности по проверке решения и помощь в выборе правильного решения. Проверку можно осуществить через различные виды деятельности. Например,  в образовательной области "Познавательное развитие"  наиболее эффективным способом проверки, является экспериментирование. Поэтому этот этап можно назвать самым оптимальным для организации опытно-исследовательской деятельности.

Напомню,  наша проблемная ситуация  - Буратино надо перебраться через речку.

 На 4 этапе воспитатель предлагает детям проверить последнюю гипотезу: т.к. Буратино деревянный, дети ищут в группе деревянные предметы: кубики, карандаши, палочки, наливают в таз воду и проводят эксперимент.

Делается вывод: дерево в воде не тонет, следовательно, Буратино не утонет, доплывет, потому что он деревянный.

Какова деятельность воспитателя и ребенка на 4 этапе?

Слайд 15

Этапы

Деятельность воспитателя

Деятельность ребенка

IV

Проверка решения

Проверяет результаты поиска.

Помогает выбрать правильное решение

Докладывает результаты поиска.

Формулирует выводы.

Слайд  16

5 этап - «Введение в систему знаний» направлен на выделение новых знаний и организацию деятельности по применению полученных знаний на практике, их присвоению

Напомню,  мы решаем проблему, как Буратино может перебраться через речку.

На 5 этапе дети придумали конец сказки: «Буратино сложил одежду и азбуку на лист кувшинки, прыгнул в речку и быстро ее переплыл. В школу он успел вовремя».

Какова деятельность воспитателя и ребенка на 5 этапе?

Слайд 17

Этапы

Деятельность воспитателя

Деятельность ребенка

V

Введение в систему знаний

Выделяет новые знания.

Организует применение полученных знаний. 

Присваивает новые знания и умения.

Применяет полученные знания.

Слайд  18

Вот так выглядит технологическая карта

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Этапы

Деятельность воспитателя

Деятельность ребенка

I

Постановка проблемы

 Фиксирует внимание детей на обнаружении противоречий.

 Создает проблемную ситуацию

 Формулирует или помогает сформулировать проблему.

 Определяет целевую установку.

Осознает создавшееся противоречие.

«Присваивает» проблему.

Участвует в формулировке проблемы.

Осознает цель поиска.

II

Актуализация знаний

Побуждает детей к активизации необходимых знаний, их анализу, синтезу, обобщению и систематизации.  

Подводит детей к выводу о недостаточности имеющихся знаний или умений.

Мотивирует к поиску новых знаний или умений.

Активизирует необходимые знания (анализирует, синтезирует, обобщает, систематизирует).

Осознает потребность в новых знаниях.

Концентрируется на поиске новых знаний.

III

Выдвижение гипотез – предположений

 Организует выдвижение предположений.

 Вовлекает детей в процесс выделения этапов поиска и их планирование.

 Осуществляет коррекционную и консультационную помощь в процессе  поиска.

Участвует в обсуждении, размышляет, рассуждает, выдвигает идеи, обосновывает их.

Принимает  программу поиска.

Проводит поисковую деятельность.

IV

Проверка решения

Проверяет результаты поиска.

Помогает выбрать правильное решение

Докладывает результаты поиска.

Формулирует выводы.

V

Введение в систему знаний

Выделяет новые знания.

Организует применение полученных знаний. 

Присваивает новые знания и умения.

Применяет полученные знания.

Слайд 19

 Результатом реализации деятельностного подхода является, с одной стороны, создание педагогом алгоритмов (технологий деятельности, обеспечивающей достижение воспитательных целей.  С другой стороны – это развитие ребенка, в первую очередь таких его умений, как целеполагание, планирование, организация, регулирование, контроль, самоанализ и оценка результатов деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно - деятельностный подход как основа организации образовательного процесса

Современный детский сад должен стать местом, где ребёнок получает возможность широкого  эмоционально-практического самостоятельного контакта с наиболее близкими и значимыми для его развития сфера...

Системно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса на этапе внедрения ФГОС дошкольного образования

Новыми нормами становятся жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы. В статье раскрываются особенности построения образоват...

Системно - деятельностный подход как основа реализации ФГОС ДО

Данный материал  раскрывает систему дидактических принципов, обеспечивающих реализацию технологии системно - деятельностного метода и этапы целостной структуры занятия....

Статья на тему «Системно -деятельностный подход как основа организации образовательного процесса в истории педагогики и образования»

Статья на тему «Системно -деятельностный подход как основа организации образовательного процесса в истории педагогики и образования»...

Презентация к докладу "Системно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса на этапе внедрения ФГОС дошкольного образования"

Системно-деятельностный подход как основа организации  образовательного процесса на этапе внедрения ФГОС дошкольного образования...

Семинар «Системно -деятельностный подход как основа организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ»

Деятельностный подход – это организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. Эти задачи развивают ...