Программа «Родничок патриотизма» По патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
рабочая программа (подготовительная группа) на тему
Программа для старшей, подготовительной к школе групп
«Родничок патриотизма»
для детей в возрасте 6 -7лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_patriot.docx | 389.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
- Паспорт программы………………………………………......2 стр.
- Пояснительная записка............................................................ 3 стр.
- Учебно – тематический план……………………………….. 6 стр.
- Содержание изучаемого материала………………………...12 стр.
- Методический инструментарий…………………………… 13 стр.
- Ресурсное обеспечение программы………………………...15 стр.
- Методический аппарат………………………………………16 стр.
- Список используемой литературы…………………………18 стр.
- Заключение…………………………………………………..19 стр.
- Приложения:
приложение I…………………………………………………….18 стр.
приложение II………………………………………………........22стр.
приложение III…………………………………………………..25стр.
приложение IV…………………………………………………..28стр.
приложение V…………………………………………………... 32стр.
приложение VI…………………………………………………..35стр.
приложение VII………………………………………………… 36стр.
Программа «Родничок патриотизма»
По патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
П А С П О Р Т П Р О Г Р А ММ Ы
Параметры | Содержание |
Наименование программы | Программа для старшей, подготовительной к школе групп «Родничок патриотизма» для детей в возрасте 6 -7лет. |
Основание для разработки программы | Тенденции современного образования, целенаправленный педагогический процесс в образовательном учреждении, требования ФГОС |
Руководитель программы | Воспитатель Новикова Татьяна Николаевна. |
Разработчик | Воспитатель Новикова Татьяна Николаевна. |
Участники программы | Дети старшей и подготовительной к школе групп, педагоги, родители. |
Этапы реализации программы | Реализация программы включает в себя 3 этапа:
|
Цель и задачи программы | Цель – совершенствование системы патриотического воспитания, формирование гражданско – патриотического самосознания детей.
|
Основные направления программы | Программа «Родничок патриотизма» включает в себя три направления работы: с детьми, педагогами и родителями. |
Ожидаемые результаты | Смотри ниже, в таблице «Ожидаемые результаты». |
· Если русский скажет, что он не любит Родину
– не верьте ему, он не русский!
Фёдор Михайлович Достоевский
- Пояснительная записка.
В России патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось важной задачей современной образовательной системы, ведь детство – самая благодатная пора для формирования социально - гражданского и духовного развития личности ребёнка.
Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем его мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.
Воспитание первых чувств гражданственности у детей - это воспитание любви и уважения к родному дому, улице, на которой он живет, к родному городу; уважение к защитникам Отечества, гордости за мужество воинов, одержавших победу в различных войнах и сражениях; изучение истории родной страны и традиций её народа. Старший дошкольный возраст - это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
Исходя из всего вышеперечисленного, возникла необходимость активизации работы, направленной на формирование у детей патриотического воспитания и создание реальных условий, способствующих формированию патриотических качеств личности.
Авторская программа «Родничок патриотизма» составлена на основе государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 г.», которая является главной нормативной базой для всех образовательных учреждений. Написание данной программы обуславливается так же определёнными ориентирами учебно – воспитательной работы, которые задаются сегодня новыми образовательными стандартами. Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта личностные результаты освоения образовательной программы отражают: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, принципов, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Она даёт право педагогу выстроить систематическую работу по воспитанию патриотизма, уважения к историческому наследию своей Родины.
Авторская программа « Родничок патриотизма » поможет в решении стратегической проблемы по формированию патриотического сознания детей как важнейшей ценности, одной из основ духовно – нравственного единства общества. Предполагается использовать практические, игровые и теоретические занятия. Продолжительность мероприятий 30 минут минут.
Новизна данной программы заключается в следующем:
- в использовании на мероприятиях современных образовательных технологий: технология развития критического мышления, учебной деловой игры, проблемного обучения, информационные технологии, опытно-экспериментальной деятельности;
- формах и методах обучения;
- содержании программы, которое соответствует культурно-национальным особенностям;
- создании условий для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, её интеграции в системе отечественной культуры.
Данная программа рассчитана на 2 года и разработана в целях возрождения нравственно – патриотического воспитания детей.
Различные технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться ребенку в практическую деятельность, направленную на воссоздание и усвоение опыта, направленного на формирование и развитие нравственно – патриотических чувств, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
В ходе реализации программы « Родничок патриотизма » взрослый выступает как единомышленник и партнёр детей. Дети несут полученные знания в мир взрослых, учат и воспитывают своих родителей и друзей. Данная программа направлена на формирование личности, хорошо знакомой с современными проблемами нравственно – духовного и патриотического воспитания, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы и при этом разумно сочетать личные интересы с интересами общества.
Участниками программы являются дети, родители, педагоги, библиотекари и т.д.
Цель программы: совершенствование системы патриотического воспитания, формирование гражданско – патриотического самосознания учащихся.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- Систематизировать мероприятия, направленные на формирование
гражданского патриотического самосознания учащихся.
- Привлечь педагогов, родителей, ветеранов войны и труда, библиотекарей и т.д.
к проведению социально – значимых мероприятий по формированию патриотизма.
- Стимулировать у учащихся познавательный интерес к историческому прошлому
и настоящему России и своей малой Родины, к традициям и культуре своего народа;
- формировать у детей способности к общению, сопереживанию, чувство любви
к своему Отечеству, уважение к ветеранам войны и труда чувство национального достоинства на основе толерантного отношения к другим народам России;
- Воспитывать чувство гордости и любви к своей Родине через игровую,
творческую и исследовательскую активность.
Концептуальной основой программы стала идея учёного – исследователя А.Я. Бруштейна: по мере вырастания у детей начинает формироваться так называемый «родничок героизма», который требует реализации, и который, как не обидно это констатировать, чаще всего остаётся невостребованным.
Реализация программы будет проходить в 3 этапа:
Начальный (организационный этап):
- определение направлений работы по программе;
- составление плана работы;
- создание информационного поля;
- обеспечение педагогов литературой и методическими разработками по нравственно – патриотическому воспитанию;
- создание материально-технической базы для начального этапа внедрения программы;
Практический (накопительный) этап реализации программы:
- реализация учебно – тематического плана;
- создание методической копилки педагогов;
Практико-обобщающий:
- анализ и оценка полученных результатов.
Вся деятельность при реализации программы осуществляется с учётом ряда принципов: принцип личностно-ориентированного общения – индивидуально – личностное формирование и развитие морального облика человека. Дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнёрство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми, приоритет положительного стимулирования;
принцип наглядности – широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии, пейзажи, памятники, достопримечательности, карты, презентации, ИКТ и т.д.;
принцип природосообразности – построение педагогического процесса соответственно возрастным особенностям и интересам воспитанников.
нравственной направленности и культуросообразности – формирование способностей и установки воспитанников на потребление и сохранение культурно – исторических ценностей.
Ожидаемые результаты:
Для детей | Для педагогов | Для родителей |
Дети должны знать: -Историческое прошлое и настоящее родного города и России (в общих чертах); - традиции и культуру своего народа; -Символы родной страны, области, города; -Природу родного края и страны (в общих чертах; иметь: -чувство патриотизма, верности Родине и готовности служения Отечеству; -географические представления о своей стране, области, городе; -чувство национального достоинства на основе толерантного отношения к другим народам России, любви к своему Отечеству; -уважительное и доброжелательное отношение к людям старшего поколения, ветеранам войны и труда, их героическим поступкам. Уметь. -находить творческие решения поставленных задач в рамках данной программы. | Педагоги должны знать: -основные методы обучения и воспитания у детей гражданско – патриотического сознания; - основные формы работы по обучению и воспитанию у детей гражданско – патриотического сознания; -основные направления работы по формированию гражданско -патриотического самосознания детей; -возрастные особенности детей данного возраста; уметь: -вовлекать родителей и других субъектов воспитания в организацию социально – значимых мероприятий, направленных на гражданско -патриотическое самосознание. | Родители должны знать: -основные направления работы по формированию гражданско-патриотического самосознания детей; -возрастные особенности восприятия окружающей действительности детьми данного возраста; понимать значимость формирования гражданско- патриотического самосознания детей. уметь помочь детям и педагогам в организации социально – значимых мероприятий, направленных на гражданско-патриотическое самосознание. |
Данные результаты измеряются по результатам анкетирования (приложение I)
- Учебно – тематический план
Старшая группа (21 час )
№ | Тема мероприятия | Форма | Срок |
1 | «Подари частичку тепла» | Акция добрых дел и внимания к ветеранам войны и труда, инвалидам | Сентябрь |
2 | «Люблю тебя, мой край родной» | Беседа | Сентябрь |
3 | «Славится земля Костромская своими ремёслами» | Выставка поделок народных умельцев. Беседа. | Октябрь |
4 | «Наше прошлое» | Экскурсия в краеведческий музей | Октябрь |
5 | «Тепло родного очага» | Беседа | Ноябрь |
6 | «Моя семья» | Работа над индивидуальными проектами | Ноябрь |
7 | «Помнит мир спасённый» | Фестиваль патриотической песни | Ноябрь |
8 | «Государственные Символы России» | Клубный час с просмотром презентации | Декабрь |
9 | «Где? Что? Когда?» | Интеллектуальная игра, посвящённая родному краю | Декабрь |
10 | «Святки – колядки» | Русский календарно – обрядовый праздник | Январь |
11 | «Замечательные сооружения нашего города» | Просмотр презентации Беседа | Январь |
12 | «Академия творчества На страже Родины» | Выставка рисунков | Февраль |
13 | «День защитника Отечества» | Праздник | Февраль |
14 | «Природа родного края» | Викторина | Март |
15 | «Масленица широкая» | Развлечение | Март |
16 | «Время добрых дел» | Коллективно – творческое дело по оказанию помощи и внимания ветеранам ВОВ и труда. | Март - Май |
17 | «Мои славные предки» «Моя родословная» | Работа над проектами | Апрель |
18 | «Солнышко в ладошке» | Изготовление открыток, подарков для ветеранов ВОВ и труда | Апрель |
19 | «Подвигу народа жить в веках» | Концерт ко Дню Победы | Май |
20 | «Вахта памяти» | Возложение цветов к братской могиле | Май |
21 | «Никто не забыт, ничто не забыто!» | Конкурс стихов к юбилею Победы | Май |
Подготовительная группа (22 час)
№ | Тема мероприятия | Форма | Срок |
1 | «Подари частичку тепла» | Акция добрых дел и внимания к ветеранам войны и труда, инвалидам. | Сентябрь - Октябрь |
2 | «Сердцу милая Родина» | Конкурс рисунков, фотографий, плакатов | Сентябрь |
3 | «Осенины» | Праздник - посиделки | Октябрь |
4 | «Путешествие в прошлое и настоящее моего города»» | Беседа, просмотр презентации, фильма. | Октябрь |
5 | «Старая, старая сказка…» | Экскурсия в краеведческий музей школы №3 | Ноябрь |
6 | «Помнит мир спасённый» | Фестиваль патриотической песни | Ноябрь |
7 | «Мои права и обязанности» | Оформление стенда. Беседа | Декабрь |
8 | «Обычаи и традиции моей страны» | Клубный час | Декабрь |
9 | «Пришла коляда – отворяй ворота» | Русский календарно – обрядовый праздник | Январь |
10 | Шарья – моя Родина» | Работа над проектом | Январь |
11 | «И помнит мир спасённый…» | Встреча с библиотекарем, посвящённая снятию блокады Ленинграда | Январь |
12 | «Академия творчества» | Изготовление открыток и подарков к 23 февраля | Февраль |
13 | «Рыцарский турнир» | Праздник к 23 февраля | Февраль |
14 | «Как на масленой неделе…» | Развлечение | Март |
15 | «Время добрых дел» | Коллективно – творческое дело по оказанию помощи и внимания ветеранам ВОВ и труда. | Март - Май |
16 | «Турнир знатоков родного края» | Краеведческая игра | Апрель |
17 | «Пасха красная» | Развлечение | Апрель |
18 | «Подарок от всей души» | Изготовление открыток и подарков для ветеранов ВОВ, тружеников тыла, вдовам. | Апрель |
19 | «России верные сыны» | Выставка рисунков | Май |
20 | «Никто не забыт, ничто не забыто!» | Конкурс стихов к юбилею Победы | Май |
21 | «Великой Победе посвящается» | Концерт, встреча с ветеранами ВОВ | Май |
22 | «Вахта памяти» | Возложение цветов к братской могиле, к памятнику погибшим солдатам | Май |
Работа с педагогами (14 часов)
№ | Тема мероприятия | Форма | Срок |
1 | Анализ работы по гражданско – патриотическому воспитанию, утверждение программы «Родничок патриотизма» | Педсовет | Сентябрь |
2 | «Патриотическое воспитание в старшем дошкольном возрасте» | Подготовка к родительскому собранию | Октябрь |
3 | «Методы обучения и воспитания у детей гражданско – патриотического сознания; | Консультация | Октябрь - ноябрь |
4 | « Основные формы проведения мероприятий по обучению и воспитанию у детей гражданско – патриотического сознания | Показательные мероприятия | Ноябрь |
5 | Основные направления работы по формированию гражданско -патриотического самосознания детей; | Координация мероприятий | Декабрь |
6 | Рождестбвенские вечера | Подготовка к развлечениям и праздникам | Январь |
7 | Снятие блокады Ленинграда | Консультация работниками библиотеки | Январь |
8 | «Бывали дни боевые» | Просмотр фильмов на военную тематику | Февраль |
9 | «Масленая неделя» | Подготовка к празднику | Март |
10 | «Время добрых дел» | Организация и проведение Акции помощи ветеранам | Апрель |
11 | Литературный обзор | Выставка литературы по гражданско – правовому воспитанию детей | Апрель |
12 | «И помнит мир спасённый» | Организация мероприятий посвящённых ВОВ | Май |
13 | Гражданско –патриотическое воспитание | Индивидуальные консультации | Сентябрь - Май |
14 | Подведение итогов учебного года | Мониторинг | Май |
Работа с родителями (14 часов)
№ | Тема мероприятия | Форма | Срок |
1 | Анкетирование | Работа с анкетами | Сентябрь |
2 | «Патриотическое воспитание в старшем дошкольном возрасте» | Проведение родительского собрания | Октябрь |
3 | «Как обучать и воспитывать у детей гражданско – патриотическое сознание | Папка - передвижка | Октябрь - ноябрь |
4 | День открытых дверей | Показательные мероприятия по воспитанию у детей гражданско – патриотического сознания | Ноябрь |
5 | «Читайка» | Выставка литературы по гражданско – правовому воспитанию детей | Ноябрь |
6 | Возрастные особенности восприятия окружающей действительности детьми данного возраста, их значение для воспитания патриотизма | Консультация | Декабрь |
7 | Русские календарно – обрядовые праздники | Привлечение к подготовке и проведению развлечений и праздников | Декабрь -Март |
8 | Проектная деятельность и индивидуальные задания | Беседы по оказанию помощи и поддержки своим детям | Январь - май |
9 | Просмотр фильмов о войне | Организовать поездку в кинотеатр | Февраль |
10 | «Масленая неделя» | Подготовка к празднику | Март |
11 | «Время добрых дел» | Привлечение к организации и проведению Акции помощи ветеранам | Апрель |
12 | «И помнит мир спасённый» | Привлечение к организации и проведению мероприятий посвящённых ВОВ | Май |
13 | Гражданско –патриотическое воспитание | Индивидуальные консультации | Сентябрь - Май |
14 | Подведение итогов учебного года | Родительское собрание | Май |
- Содержание изучаемого материала
Формирование гражданско – патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста по программе «Родничок патриотизма» следует рассматривать как составную часть общей воспитательной работы.
Рекомендуется, в целях наибольшей эффективности работы и в соответствии с возрастными требованиями, на совместные мероприятия объединять детей параллельных групп. Для участия в развлекательных мероприятиях с элементами обучения и закрепления знаний по воспитанию гражданско – патриотических чувств допускается объединение разновозрастных групп. Работа по патриотическому воспитанию детей в программе «Родничок патриотизма» ведётся по нескольким направлениям:
духовно – образовательном (тематические занятия, беседы, чтение литературы, рассматривание иллюстраций);
воспитательно – образовательном (развлечения, народные праздники, игровая деятельность);
культурно – познавательном (экскурсии, целевые прогулки, встречи с интересными людьми);
нравственно – трудовом (продуктивная деятельность, организация труда детей).
Программа «Родничок патриотизма» включает в себя три основных раздела работы: с детьми, педагогами и родителями. Вся работа построена на тесном сотрудничестве между всеми участниками педагогического процесса.
Работа с педагогами включает в себя: консультации, открытые мероприятия для педагогов, просмотр видеофильмов и презентаций, обзор литературы по данной теме, помощь при подготовке мероприятий, доведение необходимой информации и т. д .
Одним из разделов программы является - работа с родителями. Некоторые родители испытывают трудности в воспитании и обучении детей патриотизму. Многие не понимают важности данного воспитания и обучения. Такие родители нуждаются в педагогических советах. Необходимо доводить до их сведения всю важность гражданско – патриотического воспитания. Родители должны знать:
-основные направления работы по формированию гражданско-патриотического самосознания учащихся;
-возрастные особенности восприятия окружающей действительности детьми данного возраста;
понимать значимость формирования гражданско- патриотического самосознания детей.
уметь помочь детям и педагогам в организации социально – значимых мероприятий, направленных на гражданско-патриотическое самосознание.
Следовательно, организуя учебно-воспитательный процесс с учащимися, педагог школы должен обеспечить и работу с родителями.
При работе с родителями в данной программе предлагаются следующие формы работы: консультации, проведение тематических бесед, игры с участием детей, анкетирование, участие в акциях, тесты, родительские собрания, индивидуальная работа с родителями.
Консультации нужны для того, чтобы родители сами научились ориентироваться в гражданско- патриотическом воспитании. Педагог должен настроить родителей на желание взаимодействовать со школой, убеждает их в необходимости оказывать помощь школьникам дома, в самостоятельной и исследовательской работах (приложение VII). Педагог дает советы родителям по вопросам воспитания и обучения детей с учетом их индивидуальных различий и уровня психического развития. Беседы проводятся в форме вопросов и ответов и рекомендаций родителям. Родители с удовольствием работают с тестами и анкетами.
Третий раздел программы – работа с детьми (приложение II). Она включает в себя мероприятия, направленные на формирование гражданско- патриотического самосознания детей. При работе с детьми используются следующие формы работы: встречи и беседы с ветеранами войны (ВОВ, Чеченская, Афганская) и труда, конкурсы, интеллектуально – развлекательные игры и викторины (приложение IV), экскурсии на природу, к памятникам, в музеи, клубные часы (приложение V), конкурсы творческих работ, праздники и развлечения, концерты для ветеранов (приложение III) , акции «Свет в окне» и другие мероприятия.
Очень нравится детям играть в развлекательно – познавательные игры.
работать по карточкам, решать на мероприятиях ребусы (приложение VI). Рассказы о героических подвигах во время Великой Отечественной войны и в доступной форме являются одним из самых эффективных средств. Служащих воспитанию у детей патриотических чувств. Неправы те, кто считает, что воспоминания о тяжелом прошлом могут омрачить счастливое детство, кто готов ограждать ребенка от любых жизненных коллизий, могущих вызывать у него переживания. В.А. Сухомлинский писал: «Пусть маленький ребенок задумается над судьбой родной земли… пусть события прошлого предстанут перед ним как истоки настоящего». Большое влияние на воспитание у детей чувств гражданственности может оказать пример патриотизма родителей, близких людей. «… Служение отца людям, верность и преданность родной стране – это гордость детей», - считал В.А. Сухомлинский.
- Методический инструментарий.
Для успешной реализации данной программы используются современные методы и формы, которые помогают сформировать у обучающихся устойчивые знания, умения и навыки по правилам дорожного движения.
Методы и приёмы:
Методы, в основе которых лежит способ организации мероприятий:
- словесный (устное изложение, беседа, консультация, рассказ, объяснение,
разбор ситуаций, работа с различными источниками информации ит. д. );
- наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, просмотр фотографий, выставок, встречи с ветеранами войны и труда, работа с раздаточным материалом и др.). Они предназначаются для наглядно-чувственного ознакомления детей с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде или в символьном изображении. Работа по формированию у детей основ патриотического воспитания строится на зрительных ориентирах. На всех этапах педагогического процесса используются наглядные средства: модели, рисунки, схемы, плакаты, презентации, иллюстрации, фотографии, карты и т.д.
- практический (познавательные игры, занятия, выполнение творческих заданий, закрепление знаний во время экскурсий и целевых прогулок, упражнения, помощь ветеранам и др.).
Эти методы направлены на реальное преобразование вещей, в ходе которых ребенок познает признаки, связи, явления в обществе, которые недоступны непосредственному восприятию.
- Игровой (Сюжетно – ролевые игры, интеллектуальные и дидактические игры).
В игре дети не только узнают новое, но и учатся понимать себя и других, приобретают собственный опыт. Игра создаёт условия для освоения и закрепления знаний и гражданских норм поведения, учит детей пользоваться планами, схемами, картами.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей и взрослых:
- объяснительно-иллюстративный – обучающиеся воспринимают и усваивают готовую информацию;
- репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
- частично-поисковый – участие детей и взрослых в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся и взрослых;
Методы создания положительной мотивации обучаемых:
- эмоциональные: ситуации успеха, поощрение и порицание, познавательная игра, свободный выбор задания, удовлетворение желания быть значимой личностью;
- волевые: предъявление образовательных требований, формирование ответственного отношения к получению знаний, информирование о прогнозируемых результатах образования.
Формы организации деятельности обучающихся на мероприятиях:
- фронтальная – одновременная работа со всеми детьми (экскурсии, целевые прогулки, НОД, беседы, встречи с ветеранами войны и труда, праздники, игры, конкурсы);
- групповая – организация работы в группах (дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры и игры-драматизации, решение ситуаций, творческие работы, тесты и задания);
- индивидуальная – индивидуальное выполнение заданий (решение проблем, работа по карточкам, решение ребусов и т. п.);
Формы воспитательных мероприятий:
- клубный час, литературный вечер, игра, устный журнал, экскурсия способствуют формированию познавательного интереса к героическому,
культурному и историческому прошлому родины, уважительного и бережного отношения к наследию нашего народа. Доброжелательного отношения к старшему поколению, мужественным поступкам;
- праздник, концерт, коллективно – творческое дело активизируют учащихся на социально – значимую деятельность, направленную на оказание помощи и внимания участникам и ветеранам войны и труда;
- проектная деятельность, мастерская, конкурс, фестиваль способствуют развитию способностей находить творческие решения поставленных задач в рамках данной программы.
Методическое оснащение:
- методические пособия и книги (энциклопедии, литературные произведения, инструкции, рекомендации и консультации);
- стенды (уголок с государственной символикой и по правам детей, Россия – родина моя);
- иллюстрационный тематический материал, карты, фотографии и плакаты;
- презентации;
- объекты, связанные с прошлым и настоящим нашего города;
- настольно-печатные игры, отвечающие тематике;
- Атрибуты к сюжетно-ролевым и подвижным играм (шапки, маски, нагрудные знаки, т. п.)
Техническое оснащение:
- видео-, аудио материалы;
- компьютер, медиапроектор, ноутбуки;
Применение этих средств позволяет заинтересовать, повысить активность и внимание детей на мероприятиях.
Средства: литературные образы, словесное рисование, символы, сочинения, стихи, рисунки, иллюстрации, фотографии, мультимедиапроектор, музыкальный центр, диски, телевизор и т.д.
Ресурсное обеспечение программы
Ресурс | Содержание заказа | Сроки |
Информационный | Презентация программы на методическом объединении прогимназии | сентябрь 2015 г. |
Подготовка диагностического инструментария на выявление знаний, умений и навыков учащихся. | сентябрь 2015г. | |
Создание базы данных по оценке эффективности реализации программы | сентябрь-май 2015-2017г. | |
Показ мероприятия для воспитателей города | апрель 2016г. | |
Кадровый | Привлечение к участию по реализации программы родителей учащихся, работников культуры. | сентябрь-май 2015-2017г. |
Нормативно-правовой | Утверждение тематического плана в рамках программы | сентябрь 2015г. |
Подготовка приказа об апробации программы | сентябрь 2015 г. | |
Программно-методический | Использование методической литературы по теме «гражданско – патриотическое воспитание учащихся начальных классов». | сентябрь-май 20135 - 2017г. |
Материально-технический | Использование аппаратного и программного обеспечения (локальная сеть, выход в интернет, мультимедийный компьютер, проектор, программные средства) | сентябрь-май 2015-2017г. |
Финансовый | Приобретения | сентябрь-май 20135-2017г. |
- Методический аппарат:
Рекомендации
Врспитателю для успешного проведения мероприятий нужно: знать существующие формы и соответствующие им методы и приёмы, уметь наполнить эти формы интересным содержанием, придерживаться системно – деятельного и личностно – ориентированного подходов в воспитании.
Дети старшего дошкольного возраста эмоциональны, впечатлительны, для них характерны яркость, острота восприятия, стремление к самовыражению. Поэтому каждое мероприятие должно войти в жизнь ученика ярким событием и остаться в памяти надолго. Именно это условие будет способствовать формированию ценностных мотивов, потребностей и чувств.
Инструкция по подготовке и проведению воспитательного мероприятия:
Воспитательное мероприятие является процессом, предполагающем в своём развитии несколько взаимодействующих между собой этапов.
Первый этап – подготовительный. На данном этапе важно вызвать у детей желание участвовать в мероприятии. Для этого необходимо:
- определить цели и задачи мероприятия;
- выбрать виды, формы и методы работы;
- продумать, как оптимально занять детей в подготовке и проведении мероприятия(обдумывание вопросов. Поиск информации из книг, исторических документов, из бесед с родственниками, сети Интернет, подготовка номеров художественной самодеятельности и др.)
Второй этап – организационный. На данном этапе важно создать психологический настрой, сформировать готовность к предстоящей работе. Для этого необходимо:
- подобрать тематический математический материал;
- использовать интересные, инновационные средства;
- построить логическую последовательность хода и завершённости по ранее поставленной цели мероприятия;
- подобрать материал для создания предметно – эстетической среды.
- возможно организовать выставку, подобрать выставочный материал
Третий этап – основной. На данном этапе осуществляется предметная деятельность и достижение результата. Для этого необходимо:
- постановка перспективы;
- требование;
- Стимулирование самостоятельной деятельности;
- поощрение участников мероприятия;
- реализация основных принципов и идей мероприятия;
- включение детей в различные виды деятельности.
Четвёртый этап – итоговый. Важно завершить мероприятие эмоционально. Ярко, чётко. На данном этапе необходимо:
- оценить основные характеристики в поведении детей (активность, заинтересованность, эмоциональность, ответственность, уровень самостоятельности, инициативности);
- оценить содержание мероприятия (патриотическая направленность, доступность, посильность, нравственная ценность мероприятия);
- оценить цели мероприятия (достижимость)
Пятый этап – аналитический. На данном этапе важно сделать выводы. Спроектировать будущие изменения.
Такая логическая цепочка постоянна для любого воспитательного мероприятия, меняется лишь содержание, усиливается значение того или иного этапа в зависимости от цели проводимого дела. Подготовка к мероприятию – большая и серьёзная работа педагогического коллектива, родителей. детей. От её качества зависит ход мероприятия, его эмоциональное и нравственное воздействие.
Базовый уровень реализации ТДМ
(в помощь педагогу при построении мероприятий познавательного характера)
Требования ТДМ |
I Организационный момент |
1) Организовать деятельность детей по установке тематических рамок. 2) Создать условия для возникновения у ребёнка внутренней потребности включения в познавательный процесс. |
II Актуализация знаний |
|
III Проблемное объяснение нового знания |
9) Организовать фиксацию преодоления затруднения. |
IV Первичное закрепление во внешней речи |
1) Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи: - фронтально; - в парах или группах. |
V Самостоятельная работа с самопроверкой (подготовительная группа) |
1) Организовать самостоятельное выполнение детьми типовых заданий на новый способ действия. 2) Организовать самопроверку самостоятельной работы. 3) По результатам выполнения самостоятельной работы организовать выявление и исправление допущенных ошибок. 4) По результатам выполнения самостоятельной работы создать ситуацию успеха. * В случае, когда при выполнении самостоятельной работы допущена ошибка, ситуация успеха заключается в ее выявлении и исправлении. |
VI Включение нового знания в систему знаний и повторение |
11) Организовать выявление типов заданий, где возможно использование нового способа действия. 2) Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. |
VII Итог |
1) Организовать фиксацию нового содержания, полученного на мероприятии. 2) Организовать фиксацию степени соответствия результатов деятельности и поставленной цели. 3) Организовать проведение самооценки детьми работы на мероприятии. 4) По результатам анализа работы, зафиксировать направления будущей деятельности. |
- Список используемой литературы:
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы».
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
- Жиренко О.Е. Я – гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2006. – 160 с.
- Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание. – М., Айрис-пресс, 2002 – 224 с.
- Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование – 2005 - №4 – С. 23
- Гасанов З.Т. Патриотическое воспитание граждан // - 2005 - №6 – С. 59
- Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию дня Победы, дня защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр. Автор-составитель М.В. Видякин. - Волгоград: «Учитель», 2006.
- Ссылки в сети Интернет:
http://76423s024.edusite.ru/p8aal .html
http://kopsch44/narod/ru/p18aal .html
- Заключение
Патриотическое воспитание детей формируется с детского возраста - это чувство верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Самое главное приобретение человека в период детства - это вера в себя, вера в то, что ты знаешь и умеешь, чувство собственного достоинства. Воспитание граждан и патриотов своей Родины – процесс длительный, целенаправленный, специально организуемый, требующий от педагога настойчивости, последовательности и большого терпения. Поэтому и необходимо в старшем дошкольном возрасте создать условия для реализации патриотического воспитания, усилить его востребованность.
Программа «Родничок патриотизма» отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание детей, как основа личности гражданина России.
Данная программа дала возможность воспитывать в детях:
нравственные и патриотические качества на примере лучших людей нашего города, области, страны;
чувства благодарности к ветеранам и участникам боевых событий;
любовь к родной стране, краю, городу;
гордость за родную страну и её народ;
интерес к прошлому и настоящему своего народа и страны.
Работа с детьми по патриотическому воспитанию активизировала их творческую активность и заинтересованность.
Надеемся, что наши дети вырастут настоящими патриотами Родины!
Критерии оценки диагностики детей.
Оценивается:
- степень самостоятельности;
- полнота ответа;
- точность ответа.
2 балла (полное соответствие) – ребенок самостоятельно справляется с заданием, дает полный ответ в соответствии с методикой.
1 балл (частичное соответствие) – ребенок справляется с заданием с помощью взрослого или со второй попытки, ответ недостаточно полный.
0 баллов (несоответствие) – ребенок не справляется с заданием даже с помощью взрослого или отказывается его выполнять.
Уровни | Старшая группа (15) | Подготовительная к школе группа (18) |
Высокий | 10 - 15 | 12 – 18 |
Средний | 5 - 10 | 6 -12 |
Низкий | 0 - 5 | 0 – 6 |
Критерии эффективности:
1 Старшая группа:
- Что такое семья? Какие традиции своей семьи ты знаешь?
-Расскажи, что ты знаешь о своём городе?
-Расскажи, что ты знаешь о России (в общих чертах).
- Как называется столица России?
-Какие русские календарно - обрядовые праздники ты знаешь?
- Назови традиции этих праздников.
-Что ты знаешь из прошлого нашего народа?
- Какие ремёсла и промыслы русского народа ты знаешь?
-Назови символы родной страны, области, города.
-Что ты знаешь о природе нашего края? О природе России?
-Что ты испытываешь, когда видишь ветерана войны или труда?
- Как ты можешь им помочь?
- Что ты чувствуешь, когда слышишь о войне?
Что такое для тебя Родина?
Хотел бы ты служить своей Родине?
Подготовительная к школе группа:
- В какой стране ты живёшь?
- Назови столицу нашей Родины.
- Назови символы России. Что ты можешь о них рассказать?
- Покажи на карте свою страну. Что ты можешь о ней рассказать?
- Назови свои права.
- Что ты знаешь о прошлом России?
- Назови знаменитых соотечественников, прославивших Россию;
- Расскажи о культуре своего народа (традиции, обычаи, обряды, народный
календарь, народные праздники, игры , народные промыслы, живопись, музыка).
- В каких акциях милосердия ты участвовал? Как ты помогаешь родным, ветеранам, престарелым людям.
- Расскажи, что ты знаешь о Шарье?
- Расскажи о гербе нашего города.
- Что ты знаешь о Костроме?
- Какие события ВОВ ты знаешь?
- Что ты испытываешь, когда видишь ветерана войны или труда?
- Как ты можешь им помочь?
- Что ты чувствуешь, когда слышишь о войне?
- Что такое для тебя Родина?
- Хотел бы ты служить своей Родине?
Анкета для педагога
1. Ф.И.О. педагога __________________________________________________________________
2. Стаж работы педагога _____________________________________
3. Перечислите основные методы обучения и воспитания у детей гражданско – патриотического сознания;
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
4.Перечислите основные формы проведения занятий по обучению и воспитанию у детей гражданско – патриотического сознания;
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
5. Укажите, словесные методы обучения _______________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Допишите методы и приемы развития и активизации познавательной и учебной деятельности: объяснение, поисковые вопросы ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Назовите наглядные основные методы обучения, которые используются при воспитании у детей гражданско – патриотического сознания;
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
8. Назовите практические основные методы обучения __________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
9.Назовите основные направления работы по формированию гражданско -патриотического самосознания учащихся;
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
10. Назовите возрастные особенности детей данного возраста;
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
11. Умеете ли вы вовлекать родителей в совместную с вами деятельность по формированию у детей гражданско – патриотических чувств?
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Анкета для родителей
- Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?
✦ воспитание любви к Родине;
✦ воспитание уважения к старшему поколению;
✦ воспитание уважения к традициям и обычаям своего народа;
✦ другое;
✦ затрудняюсь ответить.
- Возможно ли патриотическое воспитание в старших группах детского сада??
✦ да; ✦ нет; ✦ затрудняюсь ответить.
- Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей?
✦ прививать детям уважение к людям своей страны;
✦ формировать бережное отношение к природе и всему живому;
✦ расширять представления о родной земле, её столице, городах;
✦ ознакомление с историческим прошлым России;
✦ формировать гражданско – патриотическое сознание учащихся.
- Как Вы считаете, кто несёт ответственность за патриотическое воспитание детей – педагоги или родители?
- Как Вы считаете, следует ли знакомить детей старшего дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами, историей своей страны и края?
✦ да ✦ нет ✦ затрудняюсь ответить.
- Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?
- Вы знаете возрастные особенности восприятия окружающей действительности вашими детьми?
- Как Вы считаете, нужно ли патриотическое воспитание вашим детям?
- Готовы ли вы помогать детям и педагогам в организации социально – значимых мероприятий, направленных на гражданско-патриотическое самосознание.
Спасибо за сотрудничество!
I
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребёнка – детский сад №18 «Родничок»
городского округа город Шарья Костромской области
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по нравственно-патриотическому воспитанию (старший дошкольный возраст)
Вниманию педагов предлагается приблезительное календарно-тематическое планирование по нравственн-патриотическому воспитанию в ДОУ. (старший, подготовительный к школе возраст)...
Учебно – методический материал «Перспективное планирование работы по патриотическому воспитанию» (старший дошкольный возраст).
Главная цель работы – воспитание гуманной, социально-активной, самостоятельной, интеллектуально развитой, творческой личности. А поскольку семья имеет решающее влияние на развитие основных черт личнос...
Календарно - тематическое планирование по патриотическому воспитанию (старший дошкольный возраст)
В данном плане отражена работа по патриотическому воспитанию в старшем дошкольном возрасте по следущим темам: семья, детский сад, родной город, г. Москва, родная страна....
Проект по нравственно – патриотическому воспитанию (старший дошкольный возраст)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида №75 «Гвоздичка» Выпол...
Дидактический материал по нравственно-патриотическому воспитанию. (Старший дошкольный возраст)
Дидактический материал по нравственно-патриотическому воспитанию.(Старший дошкольный возраст) Дидактические игры к региональной программе по нравственно-патриотическому воспитанию "Маленький...
Примерный вариант мероприятий по патриотическому воспитанию старший дошкольный возраст
патриотическое воспитание...
Картотека дидактических игр по нравственно - патриотическому воспитанию старшего дошкольного возраста
Нравственное воспитание подразумевает воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща; формирование умений договариваться, помогать друг другу; стремле...