Проеккт по патриотическому воспитатнию
картотека (старшая группа) по теме
Воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю; развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию, речевому планированию, логическим операциям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_my_strany_svoey_patriotymicrosoft_word_2.doc | 80.5 КБ |
proekt_ekologiya_microsoft_word.doc | 83 КБ |
igry_po_ekologii_microsoft_office_powerpoint.pptx | 293.61 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ « Детский сад №19 комбинированного вида»
г. Железногорск
Проект
по патриотическому воспитанию
Воспитатель:
Федченко Л.А.
г. Железногорск
Проект
по патриотическому воспитанию
« Мы страны своей патриоты»
«Человеку никак нельзя жить без Родины,
как нельзя жить без сердца».
К. Паустовский
Актуальность темы:
Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:
“Ты вспоминаешь не страну большую,
которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую,
какой её ты в детстве увидал”
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
Цель проекта:
Воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю; развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию, речевому планированию, логическим операциям.
Задачи проекта
Закрепить знания о государственной символике РФ
Воспитывать чувство гордости за свою страну
Воспитывать интерес к истории своей Родины
Расширять представление о национальной культуре русского народа, знакомить детей с русскими народными сказками, народным прикладным искусством
Закреплять знания о праздниках России, о русских народных праздниках
Расширять знания о малой родине
Прививать интерес к традициям семьи, уважение к старшим
Расширять предметно-развивающую среду
Воспитывать активную жизненную позицию
Расширять словарный запас
Гипотеза:
Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родине, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям в жизни страны и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Вид проекта
- групповой
- информационный - творческий
- среднесрочный
Срок реализации
- 2 месяца
Участники проекта
- дети подготовительной группы
- воспитатель
- родители
Предполагаемый результат:
Для детей:
Дети испытывают гордость за свою страну, интересуются историей Родины.
Знают традиции родного народа, символику России, историю малой родины.
У детей более глубокие знания о России, своем городе.
Для родителей:
Родители стали понимать важность воспитания патриотических качеств в дошкольном возрасте
Для педагогов:
Повышение уровня педагогического мастерства
Необходимые условия реализации проекта:
- интерес детей и родителей;
- методические разработки,
- интеграция со специалистами детского сада.
Методы проекта:
- Наблюдение,
- совместные игры,
- анкетирование,
- познавательные игровые занятия,
- беседы.
Формы работы
Работа с детьми
•Непосредственно образовательная деятельность
•Экскурсии
•Викторины
•Праздники
•Чтение художественной литературы
•Беседы
•Игры (подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, пальчиковые)
•Художественное творчество
•Наблюдение, прогулки
Работа с родителями
•Консультации
•Совместная работа с детьми
•Участие в конкурсах
•Помощь в подготовке праздников и развлечений
Этапы проведения и реализации проекта:
I подготовительный:
Задачи этапа: анализ ситуации, определение целей, задач проекта.
II. Организационно-практический :
Задачи этапа: формирование знаний и представлений детей и родителей по теме проекта.
- 1 блок «Семья и ближайшее окружение»
- 2 блок «народное творчество»
- 3 блок «защитники Отечества»
- 4 блок «Россия – Родина моя»
- 5 блок «Родной свой край люби и знай!
III. Презентационно - завершающий
Задача этапа: обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагогов.
Перспективный план работы по реализации проекта
Этапы проведения и реализации проекта:
I. Информационно-накопительный:
- Изучение интереса детей для определения целей проекта.
- Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.
- Обращение к специалистам.
- подбор исторической литературы,
- подбор произведений русского народного творчества,
- подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки),
- подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности,
- дидактические игры,
- выставки книг, рисунков, поделок,
- создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала).
II. Организационно-практический
Проведение цикла познавательных занятий
Оформление альбомов
творчество с родителями
Изготовление макета
Экскурсии
Мастер класс
Разучивание стихов песен о родном крае.
Анкетирование родителей и детей метод незаконченных предложения
I Блок – Семья. Детский сад.
Беседы:
«Традиции моей семьи»
«Права ребёнка на имя»
«Мамочка моя»
Чтение художественной литературы: В.Драгунский «Моя сестра Ксения», З.Александрова «Посидим в тишине», ненецкая народная сказка «Кукушка», «Айога», заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью.
Художественное творчество:
Рисование «Дом, в котором я живу», «Моя семья»
Д/игры «Кто старше?», «У кого сегодня день рожденья?», упражнения «Кем ты приходишься своим родителям?», «Кто ты для бабушки?».
Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Дочки-матери».
Пальчиковая гимнастика: «Дружная семейка», «Наша квартира», «Много мам на белом свете»
Работа с родителями:
Консультации:
«Традиции семьи в воспитании детей – дошкольников»
Создание альбома рисунков «Герб моей семьи», « Моя семья»
Анкетирование: «Патриотическое воспитание ребёнка»
II Блок Народное творчество
Беседы:
«Народные промыслы»
«Устное народное творчество»
«Русская матрёшка»
«Хороводные игры на Руси»
Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов:Иллюстрации «Народные промыслы» (хохлома, гжель, дымковская игрушка, городецкая роспись), «Русская матрёшка», «Русский народный костюм», «Костюмы народов России».
Художественное творчество:
Рисование «Голубая гжель», «Хохломская досточка»,
Аппликация «Дымковская игрушка», « 33 богатыря»
Коллективная лепка « У лукоморья дуб зеленый»
Чтение художественной литературы: РНС «Сивка Бурка», «Василиса Прекрасная», Н. Телешова «Крупеничка»
Пальчиковая гимнастика: «Матрёшки»
Д/игры: «Что из чего?», "Найди лишнее", "Это что за завиток?"
Подвижные игры:
«Гори гори ясно», «Золотые ворота»,«Ручеёк»
Работа с родителями:
Консультации:
«Какие русские народные сказки читать детям?»
Создание книжек – малышек по мотивам русских народных сказок.
III Блок Защитники отечества.
Беседы:
«День Защитника Отечества»
«Военные»
«Наша родная армия»
Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов: «Военная техника», «Вооружённые силы РФ», «ВВС России», «Ордена и медали России»
НОД: «Богатыри земли русской»
Художественное творчество:
Рисование: «Портрет защитника Отечества».
Аппликация «Открытка для папы»
Чтение художественной литературы: Разучивание стихов и песен об армии и военных. Чтение глав из книги Алексеева «Сто рассказов о войне», рассказ Ю. Коваля «На границе»
Пальчиковая гимнастика: «На постой», «Капитан»
Д/игры: «Кому что нужно», «Назови войска».
С/р игры: «Пограничники», «Танкисты», «Летчики», «Военный парад», «Мы моряки».
Подвижные игры: «Кто быстрее доставит донесение в штаб», «Самый меткий», «Самый смелый», «Разведчики»
Праздники: «День защитника отечества»
Работа с родителями:
Консультации:
«Ребёнок и его родина»
IV Блок Россия –Родина моя
Беседы:
«История возникновения России»
«Государственные символы России»
«Президент России»
«Богатства России»
НОД: «Россия - Родина моя»
Рассматривание иллюстраций и альбомов: «Россия – моя страна», Карта России, иллюстрации «Животные России», «Символика РФ», «Русский народный костюм», «Зимующие птицы России», работа с глобусом.
Художественное творчество:
Аппликация «Флаг РФ»
Рисование « Башни Кремля»
Чтение художественной литературы: Русские народные сказки «Крошечка-ховрошечка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», чтение и разучивание стихотворений о России
Пальчиковая гимнастика: «Здравствуй, Родина моя», «Строим дом»
Д/игры: «Что мы делаем?», «Флаг России», «Подбери признак»
Подвижные игры:
РНИ «Горелки с платочком»
Хороводная игра «Перелёт птиц»
Работа с родителями:
Консультации:
«Роль родителей в воспитании патриотических чувств дошкольников»
V Блок Родной свой край- люби и знай !
Беседы:
«Мой город»
«Курский край»
«Народные умельцы»
Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов: Книги П.П.Бажова, рассматривание символики города, края, фотоальбом «Перелётные птицы России».
Художественное творчество:
Аппликация «Подарок для мамочки»
Мастер – класс « Глиняная игрушка»
Изготовление альбомов «Россия - Родина моя», « Улица где я живу»
Экскурсии:
В городской краеведческий музей. Дом культурного наследия « Русь».
Пальчиковая гимнастика: «Наша квартира», «Строим дом»
Д/игры: «Дом, улица, город», «Заборчик», «Дом»
Подвижные игры:
РНИ «Совушка»
РНИ «Золотые ворота»
РНИ «Со вьюном хожу»
Описательный рассказ: «Дом в котором я живу»
Работа с родителями:
Подготовка к итогу проекта « Русь. Россия, Родина моя»
Консультация « Ребенок и его родина»
III этап. Презентационно - завершающий
- Выставка продуктов детской деятельности.
- Оценка этапов реализации проекта детьми.
- Беседа “Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?”
- Музыкально- литературный праздник « Русь. Россия. Родина моя!
Результативность проектной деятельности:.
В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.
«Подлинная встреча» с культурным наследием помогла раскрыть интеллектуальные и творческие способности детей, сформировала некоторые суждения и оценки. Развивающая среда, созданная в группе помогла осуществить поставленные задачи. Дети узнали о народных промыслах, познакомились с художественным и речевым творчеством народа (потешки, поговорки и т.д), песнями и танцами. Занятия по изобразительному искусству приобщили детей к художественному труду (поделки, сувениры), а также налаживанию коммуникаций с взрослыми и сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной помощи. Занятия построенные на народных играх разных видов (соревновательные, речевые, на внимание и т.д) дали возможность с успехом решать задачи физического развития детей с учетом индивидуальных способностей. Кроме того игры способствовали развитию нравственных качеств (взаимопомощи, взаимоподдержки)
Мы очень надеемся, что проводимая работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение за свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться к ней.
Приложение 1
Музыкально – литературный досуг
"Русь, Россия, Родина моя".
"Русь, Россия, Родина моя".
Под звуки «Песни о России» дети подготовительной группы заходят в зал и исполняют песню
Россия как из песни слово
Березок юная листва
Кругом леса поля и реки
Раздолье – русская душа.
Люблю тебя моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей!
Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть,
Люблю все то, что называют
Одним широким словом «Русь»!
- Прекрасна наша Земля. Она дарит нам хлеб и воду из родников. Мы любуемся ее красотой. Но защитить себя она не может. Поэтому защита родной земли – обязанность всех, кто ест ее хлеб, пьет воду и любуется ее красотой. Это очень высокое звание – защитник Отечества. На Руси всегда священной обязанностью для мужчин считалась служба Отечеству. В древние времена русские богатыри охраняли границы Святой Руси.
- Вам, ребята, наверное, известны имена знаменитых былинных героев? Вспомните их имена.
Дети: - Илья-Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович!
Звучит фонограмма песни А. Пахмутовой «Богатырская сила», входят мальчики в костюмах богатырей.
Холмы перелески луга и поля
Родная зеленая наша земля
Земля где я сделал свой первый шажок
Где вышел когда то к развилке дорог
И понял что это раздолье полей
Частица великой отчизны моей.
Нет края на свете красивей
Нет родины в мире светлей
Россия Россия Россия –
Что может быть сердцу милей ?
Россия! Как синюю птицу
Тебя бережем мы и чтим
А если нарушат границу
Мы грудью тебя защитим.
Исполняют танцевальную композицию.
Воспитатель:- Славные богатыри! А какие у вас доспехи? Чтобы их носить, нужна недюжинная сила.
Давайте проверим вашу богатырскую силу, да и ребята наши заодно поупражняются!
Проводится игра «Перетягивание каната» (старинная русская забава).
Затем провожают богатырей.
Воспитатель:- Минули времена былинных богатырей. Позднее появились в России гусарские эскадроны. Гусары смело бросались в бой на своих быстрых конях, виртуозно владели саблей, побеждали врага. В часы отдыха гусары любили петь песни под гитару, посещали театры, балы. Итак, гусары!
входят мальчики в костюмах гусаров.
Мальчик: - Мы смелые гусары,
- Мы носим кивера,
- Российской нашей армии
Ура! Ура! Ура!
Исполняют танец
Воспитатель:- Прошли былинные времена, а дух той славной эпохи остался, он живет в сердце каждого, кто любит нашу Родину. Много испытаний легло на плечи наших защитников во время Великой Отечественной войны. Наши воины дали мощный отпор фашистским оккупантам. Когда мы вспоминаем войну, то слезы стоят на глазах. Горе коснулось каждой семьи. В каждом доме женщины провожали своих мужчин на войну.
Исполняется танцевальная композиция «Синий платочек»
Воспитатель:- Победить врага нашим бойцам помогла сила, ловкость, смелость. Давайте и мы проверим наши боевые качества.
Проводится игра: эстафета «Доставь пакет»
Воспитатель:- Широко раскинулась наша Родина: с севера на юг и с запада на восток. Днем и ночью ее рубежи охраняют смелые, зоркие пограничники.
Исполняется танцевальная композиция на музыку песни Л.Агутина «Граница».
Снова утро с рассветом встает,
От реки прохладою веет.
Пусть земля наша вечно живет
И годам вопреки молодеет.
И плывут облака неспеша
Над родными местами и кровом,
Если есть у народа душа,
То зовется она отчим домом.
Что же это отчий дом? Что бы узнать нам надо разгадать кроссворд:
1. Стоят в лугах сестрички -
Золотой глазок, белые реснички. (ромашка)
2. О чем можно сказать: родной,
Отчий, кирпичный, старый? (дом)
4. Отгадайте, что звенит?
Младший брат Царь - колокола. (колокольчик)
5. В дверь стучать оно не будет,
А взойдет и всех разбудит. (солнце)
6.Ростом разные подружки
Не похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка. (матрешка)
Воспитатель: Молодцы, все загадки отгадали. : Мы живем в стране, у которой удивительно красивое имя
За ясные зори
умытые росами
За русское поле
С колосьями рослыми
За реки разливные
В пламени синем
Тебя по - славянски
Назвали –Россия!
Россия единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина.
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем,
И березки, вдоль которых,
Рядом с мамой мы идем.
* * *
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Теплый вечер за окном.
* * *
Все, что в сердце бережем,
И под небом синим - синим
Флаг России над Кремлем.
Ведущий:
Это наш флаг России. Ребята, скажите сколько в нём цветов?
Страны великой символ,
Отчины дорогой.
Он яркий и красивый,
Флажок трёхцветный мой.
Белый цвет-берёзка.
Синий - неба цвет
Красная полоска - солнечный рассвет.
На свете нет красивей
Страны моей родной.
И реет над Россией
Трёх цветный флажок большой.
Игра собери флаг и герб
Ведущий:
В каждой стране, в каждом государстве есть свой главный город, который называется столицей. Так какой же самый главный город Росии?
Ответы детей.
Ведущий:
Правильно ребята. Столица нашей Родины это Москва.
Москва-это красная площадь.
Москва-это башни кремля
Москва- это сердце России,
Которая любит тебя.
Ведущий: Русский народ придумал очень много красивых, умных поговорок и пословиц о Родине, ее защите, любви к ней. Давайте сейчас вспомним эти пословицы.
А) Родина-мать, умей за нее постоять.
Б) Нет земли краше, чем родина наша.
В) Для родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Г) Кто за Родину горой, тот истинный герой.
Д) За край родной иди бессмертно в бой.
Е) Жить – Родине служить.
Ж)Одна у человека мать, одна – Родина.
Ведущий:Ребята у нас с вами есть малая Родина?
Ответы детей.
Ведущий:
Малой Родиной называется то место, где мы с вами все вместе живём, это конечно же, наш город железногорск .
Русский дух ты в наших песнях
В наших душах и делах.
Курский край ты всех чудесней.
Будь же славен ты в летах!
Расцветай ты край наш соловьиный
Нашей славой родина горда
Разгорелась зорька золотая
Громче льются трели соловья
А вокруг от края и до края
Дорогая родина моя!
Ведущий:
В нашем городе есть свои традиции свои праздники.. Каждый из вас гуляет на этом празднике и не один праздник не проходит без песен и танцев и игр.
Что же, будем развлекаться
Бегать и тренироваться
На команды разделитесь,
В две колонны становитесь.
(Участники делятся на две команды).
Внимание, внимание!
Начинаем соревнование!
Разберем ка мы матрешку
Раз - два - три - четыре - пять.
А сейчас вам предстоит
Быстренько ее собрать.
Игра «Собери матрешку».
Родина моя – бескрайняя Россия
И Сибирь, и Волга, и Урал.
Все места для русского святые
Где - бы ты в России не бывал.
Каждая березка, кустик каждый,
Задремавшие в лесу поля –
Все напомнит нам о самом важном,
Только здесь родимая земля
Танец « Пока мы живы Россия жива!»
Ведущий:
Ребята, наш праздник подходит к концу и на последок я хочу вам сказать чтоб вы никогда не забывали свой родной город в котором вы родились, живёте. И я хочу чтоб вы часто говорили слова:
Я люблю тебя город мой Родной
Я люблю тебя город всей душой,
Мой Железногорск дорогой!
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад № 2 комбинированного вида «Капитошка»
Экологический проект:
«Земля - наш дом»
(старшая группа)
Разработали воспитатели:
Анцышкина Т.Ю.
Федченко Л.А.
Железногорск 2017
Проект «Земля - наш дом»
Актуальность проекта.
Землю нужно охранять,
Всячески оберегать,
Горы, речки и поля -
Это все наша Земля.
Жизнь на ней ведь каждый час,
Так зависит от всех нас,
Что забота наша ей -
С каждым днем еще важней.
Поздравляю с Днем Земли,
Нашу Землю береги,
И она тебя в ответ -
Защитит от разных бед!
- Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им. Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Именно исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме
экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. - Тип проекта:
- информационно- творческий.
- По числу участников: групповой.
- По времени проведения: краткосрочный, февраль,3 недели
- Участники проекта:
- Родители, дети, воспитатели.
Цель: Сформировать у ребенка-дошкольника новое экологическое мышление, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Задачи:
- Развивать у детей экологическое мышление, способность осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде;
- Развивать эстетические чувства, творческие способности, умение видеть красоту природы, восхищаться ею.
- Формировать у детей знания норм поведения в природном окружении и желание соблюдать их в практической деятельности и в быту.
- Привлекать детей к посильному участию по охране и защите природы.
- Воспитывать бережное отношение к миру природы.
Принципы реализации проекта:
- Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание
условий для полного проявления способностей каждого ребенка и
своевременной воспитательно-образовательной работы.
- Принцип диалогического общения как неотъемлемого условия
взаимодействия субъектов, который отражает тесную связь между
взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием
воспитателя и ребенка, и проецирует установку на разумное усвоение.
- Принцип доступности предусматривает осуществление экологической
работы с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также
индивидуальных особенностей и психического развития детей.
- Принцип последовательности заключается в постепенном повышении
требований в процессе экологической деятельности.
Формы реализации проекта:
Беседы
Непосредственно образовательная деятельность;
Наблюдения и экологические экскурсии;
Познавательное чтение.
“Уроки доброты”.
Лаборатория “Опыты” (опыты и эксперименты).
Подвижные, дидактические, имитационные игры,
инсценировки экологической направленности.
Ресурсное обеспечение проекта:
Уголок экологии и экспериментирования в группе.
Подборка художественной литературы “Познавательное чтение”.
Подборка опытов и экспериментов.
Участники проекта:
Воспитатели, дети и их родители.
Предполагаемый результат:
- У детей сформируется чувство сопереживания, возникнут добрые чувства к природе, углубятся знания о необходимости сохранности и преумножения богатства родной планеты Земля;
- У детей сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;
- дети понимают взаимосвязь в природе, бережно относятся к ней, животным, птицам, насекомым;
- у детей развит интерес к явлениям и объектам природы;
дети умеют проводить несложные опыты, экспериментировать, анализировать и делать выводы; - повышен уровень экологической культуры родителей, родители осознают необходимость экологического воспитания детей;
Этапы реализации проекта:
1 этап – Подготовительный
2 этап – Основной
3этап –Заключительный
Паспорт проекта «Земля - наш дом!»
1 Этап : подготовительный
- Сбор и анализ литературы по данной теме.
- Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.
- Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию
проекта.
- Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.
- Насыщение предметно развивающей пространственной среды группы тематическими содержанием.
2 этап – Основной
Работа с детьми
Занятие по познавательному развитию на тему: "Земля - наш общий дом"
Цель: Закрепить знания о правилах поведения в природе, используя экологические знаки. Расширять представления детей о том, что лес - это сообщество растений и животных, проживающих вместе на одной территории. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру, воде.
Занятие по познавательному развитию на тему: «Вода – волшебница».
Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах, формах и видах воды. Развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность. Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру. Воспитывать аккуратность при работе; умение работать сообща.
Игра – викторина на тему: «Берегите Землю от мусора».
Цель: уточнение знаний детей о значимости чистоты для жизни планеты и о роли человека. Расширение знания детей о видах мусора, об его утилизации и вторичном использовании. Развитие связной речи. Закреплять умение отвечать полными предложениями. Развивать умение работать в команде, дружеские взаимоотношения. Воспитывать культуру поведения на улицах города, соблюдать чистоту и порядок.
Беседы:
Беседа «Помогите птицам»
Цель: формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах; развивать познавательный интерес у детей к жизни зимующих птиц; воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.
Беседа по экологии для детей старшего дошкольного возраста: Наша «Красная Книга».
Цели: воспитывать у детей бережное отношение к природе родного края; познакомить детей с некоторыми видами растений и животных, занесённых в Красную книгу. Вызвать эмоциональный отклик, желание защитить природу.
Беседа: «Вода – это жизнь»
Цель: Дать детям представление о важности воды для живых объектов, для людей, о необходимости беречь воду и сохранять чистоту водоёмов.
Беседа об охране природы.
Цель: уточнить представления детей о том, что животные нуждаются в охране и заботе, многие растения и животные в лесах и огородах, в водоемах и лугах, нуждаются в помощи и заботе людей. Закрепить и обобщить представления о растениях и животных, как о живых существах. Побуждать детей к высказыванию, умению делать выводы, логически мыслить. Углубить понимание детьми необходимости беречь растения и животных.
Дидактические игры:
Дидактическая игра: «Четвертый лишний».
Цель: закреплять знания детей о насекомых.
Дидактическая игра: «Чудесный мешочек».
Цель: закрепить знания у детей, чем питаются звери. Развивать познавательный интерес.
Дидактическая игра: «Ходят капельки по кругу»
Цель: закреплять знания о круговороте воды в природе.
Дидактическая игра: «Назови растение».
Цель: уточнить знания о комнатных растениях.
Дидактическая игра: «Кто где живет».
Цель: закреплять знания о животных и местах их обитания.
Дидактическая игра: «Живое – неживое».
Цель: закреплять знания о живой и неживой природе.
Приметы, пословицы, поговорки и загадки о природных явлениях.
Чтение художественной литературы
Работа с родителями
- Информация на стенде: «Вторая жизнь мусора».
- Оформление папки - передвижки «Планета Земля в опасности!».
- Памятка «Воспитание экологической культуры у дошкольников»
- Выставка совместного творчества «Мусорная фантазия»
3 этап –Заключительный
- Подведение итогов работы над проектом;
- Оформление материалов, подготовка отчётности.
В ходе реализации проекта были достигнуты следующие результаты:
Были сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;
Дети стали понимать взаимосвязь в природе, стали бережнее относиться к ней, животным, птицам, насекомым;
Появился интерес к явлениям и объектам природы.
Закрепили умение экспериментировать, анализировать и делать выводы;
Повысилась экологическая культура родителей, они стали более внимательно относиться к вопросам экологии;
Проводимая работа достаточно эффективна, результативна и определяет направление дальнейшей работы и мероприятия экологической направленности
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Стихи про экологию для детей
Птичка
Она шоссе перелетала.
Водитель не затормозил,
И птичка бедная попала
Под тяжело груженный ЗИЛ.
Возьми она чуть-чуть повыше –
Она б себя уберегла:
Она не только что над крышей,
Над лесом пролететь могла!
Был майский вечер тих и светел,
В сиренях пели соловьи.
И этот случай не отметил
Дежурный местного ГАИ.
(С. Михалков)
Вишня
В ясный полдень, на исходе лета,
Шел старик дорогой полевой;
Вырыл вишню молодую где-то
И, довольный, нес ее домой.
Он глядел веселыми глазами
На поля, на дальнюю межу
И подумал: «Дай-ка я на память
У дороги вишню посажу.
Пусть растет большая-пребольшая,
Пусть идет и вширь и в высоту
И, дорогу нашу украшая,
Каждый год купается в цвету.
Путники в тени ее прилягут,
Отдохнут в прохладе, в тишине,
И, отведав сочных, спелых ягод,
Может статься, вспомнят обо мне.
А не вспомнят — экая досада, —
Я об этом вовсе не тужу:
Не хотят — не вспоминай, не надо, —
Все равно я вишню посажу!»
(М. Исаковский)
На городском субботнике
На городском субботнике
Отличные работники.
Прибрать сегодня город
Пришли и стар и молод.
Собрались пенсионеры
Чистить улицы и скверы.
– Вам помощники нужны?
Предложения слышны.
Это вышел третий класс
На уборку в первый раз.
Только слышится: – Давай!
На работу налетай!
Кто-то мусор собирает,
Кто-то деревца сажает,
Кто-то в клумбах копошится,
Всюду радостные лица.
На городском субботнике
Все дворники, все плотики.
Даже беспокойный мэр
Помогать пришёл в наш сквер.
Никто ни с кем не ссорится,
У всех работа спорится.
Третий класс решил на «пять»
Город к празднику прибрать.
(Н. Анишина)
Обращение дерева к Человеку
– Эй, Человек, я – ДЕРЕВО!
Высокое, могучее!
Пока еще в лесу стою
И шелестю пока.
Лесная вся промышленность
Ждет не дождется случая
Свалить, срубить, спилить меня –
Ищите дурака!
Пусть только хоть попробует!
Хочу ее заранее
Предупредить по-дружески,
Министра – в том числе:
Что б из меня ни сделали –
Напрасны все старания!
Я это с виду смирное,
Пока стою в земле.
Но только преврати меня
В различные изделия –
Я шкафом с диким ужасом
Вдруг заскриплю в ночи!
Занозой табуреточной
В твоем зароюсь теле я!
Паркетом под тобой сгнию –
Хоть падай, хоть кричи!
Случайно в унитаз спущусь
Зарплатой за три месяца!
Столом я рухну на гостей,
Министра – в том числе...
Не проще ль, чем рубить меня,
Взять сразу и повеситься?
Веревку можешь не искать –
Она лежит в дупле!
(И. Шевчук)
Прогулка
Мы приехали на речку
Воскресенье провести,
А свободного местечка
Возле речки не найти!
Тут сидят и там сидят:
Загорают и едят,
Отдыхают, как хотят,
Сотни взрослых и ребят!
Мы по бережку прошли
И поляночку нашли.
Но на солнечной полянке
Тут и там – пустые банки
И, как будто нам назло,
Даже битое стекло!
Мы по бережку прошли,
Место новое нашли.
Но и здесь до нас сидели;
Тоже пили, тоже ели,
Жгли костер, бумагу жгли –
Насорили и ушли!
Мы прошли, конечно, мимо...
– Эй, ребята! – крикнул Дима. –
Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода!
Чудный вид!
Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!
Мы купались,
Загорали,
Жгли костер,
В футбол играли –
Веселились, как могли!
Пили квас,
Консервы ели,
Хоровые песни пели...
Отдохнули – и ушли!
И остались на полянке
У потухшего костра:
Две разбитых нами склянки,
Две размокшие баранки –
Словом, мусора гора!
Мы приехали на речку
Понедельник провести,
Только чистого местечка
Возле речки не найти!
(С. Михалков)
Хоть трава не расти
Всё меньше нетронутых мест на планете.
По тундре разлиты озёра из нефти.
И вихри враждебные вьются из труб...
Живая природа – уже полутруп.
Поставил её человек на колени.
Всё дальше на север уходят олени...
Мы денег побольше хотим огрести.
А что после нас?
ХОТЬ ТРАВА НЕ РАСТИ.
(А. Усачёв)
Унылый гражданин
Жужжит пчела – она летит
На свой медовый луг.
Передвигается, кряхтит,
Ползет куда-то жук.
Висят на нитке паучки,
Хлопочут муравьи,
Готовят на ночь светлячки
Фонарики свои.
Остановись! Присядь!
Нагнись
И под ноги взгляни!
Живой живому удивись:
Они ж тебе сродни!
Не так ли щепочку свою
Мы тащим в общий дом
И шепчем брату-муравью:
– Крепись, браток! Дойдем!
Иной, что сеть свою плетет,
Не схож ли с пауком?
Вот этот ползает, а тот
Порхает мотыльком.
А ты меж них и мимо них,
А иногда по ним
Шагаешь на своих двоих,
Унылый гражданин...
(С. Михалков)
Плохой дядя
Этот дядя не жалеет
Что в лесу окурок тлеет...
На такого дядю глядя,
Мы, ребята, скажем речь:
– Как же вам не стыдно, дядя?
Лес нам надо уберечь!
Деревце
Была горячая пора:
Всё лето жарила жара,
И я про клён не забывал,
Пять раз в неделю поливал.
И выжил в это лето клён!
Меня повыше ныне он,
И зеленеет по весне.
Иду – он веткой машет мне.
Привет, привет, дружок! Расти!
Рад, что помог тебя спасти.
Не зря прожита жизнь моя:
Хоть что-то с пользой сделал я!
(А. Дмитренко)
Огонь – это не игрушка!
За окном мороз трещит,
Спит на печке Мурка,
В печке жар – огонь горит,
Греет Мурке шкурку.
Поскользнулся рыбачок,
Промочил одежду,
Живо сделал костерок,
Стал сухим, как прежде!
Возле леса на заре
Шумные туристы,
Кашу варят на костре,
Чай с травой душистой.
От огня – тепло и свет!
Он, как друг хороший!
Но, наделать много бед
Без присмотра может!
Незаметно подползёт,
Жгучий и опасный,
Кустик тут же обовьёт
Лентой ярко – красной.
Затрещит и запоёт,
Силу набирая.
Зверь лесной из нор уйдёт,
Жизнь свою спасая.
Укротить и потушить
Пламя очень трудно!
Где теперь лисичке жить?!
Нет норы уютной!
Не вернётся больше в дом
Зайка и лягушка!
Будь внимателен с огнём!
Это не игрушка!
(Т. Ефимова)
Окружающая среда
Всё – от старой сосны у забора
До большого тёмного бора
И от озера до пруда –
Окружающая среда.
А ещё и медведь, и лось,
И котёнок Васька небось?
Даже муха – вот это да! –
Окружающая среда.
Я люблю на озере тишь,
И в пруду отраженья крыш,
Рвать чернику люблю в лесу,
Барсука люблю и лису...
Я люблю тебя навсегда,
Окружающая среда!
(Л. Фадеева)
Наша планета
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут,
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету!
(Я. Аким)
О чём просит рыбка
Удружил бы
Ты, рыбак,
Угостил бы
Просто так:
Без подвоха,
Без крючка
Подарил бы
Червячка!
(С. Погореловский)
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАГАДКИ
Что за чудо-красота!
Расписные ворота
Показались на пути!
В них ни въехать,
Ни войти.
Ответ (Радуга)
В синем небе,
Как по речке,
Белые плывут овечки.
Держат путь издалека
Как зовут их? …
Ответ (Облака)
По небесам оравою
Бегут мешки дырявые,
И бывает – иногда
Из мешков течёт вода.
Спрячемся получше
От дырявой …
Ответ (Тучи)
На улице рубашка,
В избе рукава.
Ответ (Солнечный луч)
Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все …
Ответ (Солнце)
Голубой платок, алый колобок,
По платку катается, людям улыбается.
Ответ (Небо, солнце)
Это что за потолок?
То он низок, то высок,
То он сер, то беловат,
То чуть-чуть голубоват.
А порой такой красивый –
Кружевной и синий-синий!
Ответ (Небо)
Ночью на небе один
Золотистый апельсин.
Миновали две недели,
Апельсина мы не ели,
Но осталась в небе только
Апельсиновая долька.
Ответ (Луна, месяц)
Ночью по небу гуляю,
Тускло землю освещаю.
Скучно очень мне одной,
А зовут меня …
Ответ (Луной)
Бежал по тропке луговой –
Кивали маки головой.
Бежал по речке голубой –
Речка сделалась рябой.
Ответ (Ветер)
Мочит поле, лес и луг,
Город, дом и всё вокруг!
Облаков и туч он вождь,
Ты же знаешь, это — …
Ответ (Дождь)
На деревья, на кусты
С неба падают цветы.
Белые, пушистые,
Только не душистые.
Ответ (Снег)
Что за звёздочки резные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь — вода в руке.
Ответ (Снежинки)
Чьи рисунки на окне,
Как узор на хрустале?
Щиплет всякого за нос
Зимний дедушка …
Ответ (Мороз)
Дунул ветер, и мороз
Снег нам с севера принёс.
Только вот с тех самых пор
На стекле моём …
Ответ (Узор)
Не снег, не лед,
А серебром деревья уберет.
Ответ (Иней)
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
МДОУ « Детский сад №2 комбинированного вида «Капитошка»
Конспект занятия :
"Земля - наш общий дом"
"Земля - наш общий дом"
Цель:
Закрепить знания о правилах поведения в природе, используя экологические знаки.
Расширять представления детей о том, что лес - это сообщество растений и животных, проживающих вместе на одной территории.
Воспитывать бережное отношение к окружающему миру, воде
Оборудование:
Глобус, экологические знаки, иллюстрации зайца, лося, волка и их следов, стаканчики, фильтр из песка, ткани, бумаги, грязная вода.
Ход занятия:
Загадка о глобусе
Шар невелик
На нем страны без людей,
Города без домов,
Леса без деревьев,
моря без воды.
(Глобус)
Показать модель глобуса. Что такое глобус? (Глобус – это модель земли,
на которой живут и растения, и животные, и человек. Земля является их общим домом). Какие цвета вы видите на нем?
Какого цвета больше? Что он изображает? Какая вода в море?
А в реках, озерах, прудах? Кто живет в море?
А сейчас я хочу рассказать историю об одном водоеме.
Жил – был водоем. Вода в нем была чистая, прозрачная, что даже можно было увидеть обитателей водоема. А в солнечный день в воде отражались деревья, облака. Однажды к нему пришли отдыхающие, спилили деревья, развели костер. А уходя, оставили мусор, бутылки, консервные банки.
Потом к этому озеру приходили еще и еще. Со временем воды становилось
все меньше и меньше, а мусора все больше. Уже нельзя было увидеть, кто там живет. Как вы думаете,. это хорошо или плохо? Обитателям водоема стало совсем неуютно жить в такой грязной воде. Ребята, а кто им может прийти на помощь? Как мы можем помочь этому озеру? (Мы можем попробовать очистить воду).
Опыт «Фильтрация воды»
Проводится опыт по очистке грязной воды через песочно-бумажно-тканевый фильтр, после чего следует разъяснение сути очистки воды и важности подобных процессов для человека.
Посмотрите, какой знак у меня есть. Что он, по вашему мнению, обозначает?
Давайте мы оставим его около нашего озера, чтобы все знали, что загрязнять
воду в водоемах нельзя. Потому что в нашем общем доме, называемом землей водоемы вместе с обитателями не должны погибнуть.
А теперь я предлагаю вам отправиться в путешествие на воздушном шаре.
Повторяйте за мной: «До свиданья, Земля, в добрый путь». Вы не замерзли?
Давайте возьмем подзорные трубы и посмотрим вдаль. Я вижу верхушки деревьев.
А вы видите? Давайте здесь и приземлимся. Подойдем поближе и рассмотрим, где же мы оказались? А попали мы в зимний лес.
На безлюдный простор
Побелевших полей
Смотрит весело лес
Из-под черных кудрей.
Ребята, посмотрите кто-то выбегал из леса и оставил следы. Попробуем
догадаться кто их оставил? (рассматриваем следы зайца, лисы, лося).
Загадки о зверях
Через поле напрямик
Скачет белый воротник.
(Заяц)
Хвост пушистый
Мех золотистый,
В лесу живет,
В деревне кур крадет.
(Лиса)
Трав копытами касаясь
ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.
(Лось)
Давайте по этим следам и мы зайдем в лес. Дети это зимний лес. А почему
не слышно пения птиц? Но ведь не все птицы улетели, некоторые остались.
- каких птиц мы можем услышать в лесу? (дятел, сорока, синица).
Загадки о птицах
Не дровосек, не плотник, а первый в лесу работник.
(Дятел)
Верещунья, белобока, а зовут ее...
(Сорока)
Ребята, а где живут птицы? (На деревьях). Да, посмотрите какие деревья стоят вокруг. Это и ели, и березы. А вы знаете еще какие-нибудь деревья?
Всем им нужна Земля, потому что она их дом.
Физминутка "Лес"
Ветер зимний лес качает
вправо, влево наклоняет
Раз наклон, два наклон -
зашумел ветвями он.
Теперь поговорим о том, чего нельзя делать в лесу.
Экологические знаки
Детям показываются символы - экологические знаки с подробным объяснением основных экологических понятий.
Вот мы и узнали, что в лесу нельзя разводить костры, шуметь, мусорить.
А еще в лесу легко дышится. Вдохните глубоко, а теперь попробуйте не дышать.
Долго можно обойтись без воздуха? А мы видим воздух? Показать воздух в воде.
Воздух нужен всем животным, растениям, человеку. Если мы не будем дышать, то не сможем жить. На земле должен быть чистый воздух, необходимый всем.
Нам уже пора возвращаться в детский сад.
Давайте посмотрим, что произошло с водой?
Итог:
Ребята, так скажите кто живет на Земле? Вы поняли для кого Земля является общим домом?
Дерево, животное, цветок и птица
Не всегда умеют защититься
Если будут уничтожены они
На планете мы погибнем как они.
ПРИЛОЖЕНИЕ №4
МДОУ «Детский сад №2 комбинированного вида «Капитошка»
Консультация для родителей .
«Экологическая культура горожанина»
Экологическая культура горожанина
Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть еще природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь!
Природа – не беспредельный склад, запасы ее истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей.
Это отношение к природе необходимо воспитывать у детей с ранних лет. Именно с этих лет человек начинает познавать красоту, разнообразие природы.
Прививать с раннего возраста любовь к природе необходимо по двум причинам: во-первых, для воспитания заботливого отношения к животному и растительному миру; во-вторых, для развития более сложных нравственных чувств и качеств: гуманизма, добросердечности, сочувствия. Поведение ребенка в природе порой противоречиво: положительно относясь к объектам природы, дети часто совершают отрицательные поступки (рвут понравившиеся цветы и тут же бросают их, мучают - «ласкают» котенка и пр.).
Иногда ошибочно думают, что эмоциональное воздействие природы является естественной основой для воспитания положительного к ней отношения. Из внешнего отношения к природе не рождается, а только может родиться глубокое осознанное чувство любви и гуманного отношения к ней. Интересный пример приведен в книге Б. Рябинина «О любви к живому». «Ребенок пугает голубей. На первый взгляд невинное занятие. Но ведь он развлекается, пугая, ему нравится, что голуби при его приближении взмахивают крыльями и улетают, что его боятся, - и вот тут-то, как говорится, и зарыта собака, здесь корень и первопричина зла».
Необходимо руководство взрослого, чтобы внешнее эмоциональное отношение к природе переросло в нравственно-эстетическое чувство, предполагающее активную, действенную позицию ребенка.
Как показывает практика, у детей недостаточно развито инициативное, самостоятельное отношение к объектам природы. Ребенок не обидит увиденного на улице одинокого котенка, но и не поможет ему; не будет ломать ветки дерева, но и не подвяжет сломанные. Решение таких задач, как воспитание действенного отношения к окружающему, развитие навыков ухода за животными и растениями, зависит от согласованности усилий и единства требований детского сада и семьи.
У детей часто преобладают эгоистические и утилитарные мотивы общения с объектами природы («Люблю с собакой играть», «Я свою кошечку в одеяльце заворачиваю и бантики завязываю», «Люблю в лес ходить, с папой грибы собирать»), тем не менее, ему доступны добрые поступки, бескорыстный труд. Наличие знаний еще не говорит об осознанном и устойчивом положительном отношении ребенка к природе. Поэтому так важно включать ребенка в каждодневную заботу о растениях и животных, находящихся дома: «Посмотри, не сухая ли земля в цветочных горшках», «Приготовь корм попугаю», «Покорми собаку», «Смени воду кошке», «Посей овес для корма птиц» и т.п.
Большое значение имеют просмотры телепередач «О животных». Хорошо, если сначала родители просматривают передачу, фиксируют внимание на том материале, который будет интересен ребенку, продумывают доступный комментарий и при повторении передачи вместе с ребенком смотрят ее.
Во время прогулок интересно показать детям растения, занесенные в Красную книгу, познакомить ребят с лекарственными травами, рассказать, почему их так называют. Дети легко запоминают такие названия, как мать-и-мачеха, валериана, подорожник и др. После таких бесед они бережно относятся к растениям, даже широко распространенным.
Таким образом, каждый ребенок должен хорошо знать правила обращения с объектами природы. Целесообразно, чтобы эти правила формулировались не в негативной («не рвать», «не топтать», «не ломать»), а в позитивной форме (как помогать, заботиться, оберегать).
Важно создать эмоциональный контакт ребенка с природой: пусть самостоятельно побродит, отыщет что-то необычное, тихо посидит на пригорке, послушает пение птиц или журчание ручья, просто поглядит вокруг себя.
Конечно, эмоциональное отношение ребенка к природе во многом определяется и отношением самого взрослого, поэтому хорошо, когда родители знают много стихов, песен, загадок о природе и используют их во время прогулок и наблюдений. Взаимосвязь этического и эстетического способствует формированию действенной любви к природе.
Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что мы вместе, и каждый из нас может сохранить и приумножить красоту нашей Земли.
Мы и природа – одна большая семья. Научите детей видеть красоту родной природы, воспитывайте бережное отношение к ней. Если ребенок будет бережно относиться ко всему, что его окружает — ваше воспитание не пройдёт даром. Они будут внимательны не только к окружающему миру, но и к вам — взрослым.
Слово «экология» и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь, но понимают его по-разному. В научной литературе существует много определений. Самое распространённое: экология – наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей средой.
Обычно под экологическим воспитанием понимают воспитание любви к природе. Действительно, это важная составляющая часть воспитательного процесса, но нередко приёмы, которыми воспитывают такую любовь, очень сомнительны. Например, с этой целью дома содержат диких животных или без должного ухода домашних животных, которые болеют и даже умирают на глазах у детей. И дети привыкают не замечать их мучений. Часто во время летних прогулок родители предлагают собирать цветы, ловить бабочек, стрекоз или других насекомых. Такие занятия становятся постоянной летней забавой ребят. Они отрывают насекомым крылья, лапки или же вовсе растаптывают свою жертву ногой. Таким образом, такие воспитательные мероприятия учат детей не любить, а уничтожать живое, причём довольно жестоко.
Экологическое воспитание детей – прежде всего воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения к природе, и к людям, которые живут рядом, к потомкам, которым надо оставить Землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать себя и всё, что происходит вокруг. Нужно учить ребят правильно вести себя в природе и среди людей.
Запомните правила!
- Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять из тех растений, которые выращены человеком.
- Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много.
- В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.
- Охранять надо не только редкие, но и другие, даже самые обычные растения.
- Нельзя подходить близко к гнёздам птиц. По твоим следам гнёзда могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, сразу уходи. Иначе птицы - родители могут совсем покинуть гнездо.
- Если у тебя есть собака, не бери её с собой в лес. Она легко может поймать не летающих птенцов и беспомощных детёнышей зверей.
- Не лови и не уноси домой здоровых птенцов птиц и детёнышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные.
-НЕ ЗАБЫВАЙТЕ о том, что растения дают убежище животным. Оберегайте травы, кусты, деревья, вы помогаете зверям, птицам, насекомым, которые укрываются в их зарослях.
В РУКАХ ЧЕЛОВЕКА И БОГАТСТВО РОДНОЙ ЗЕМЛИ.
ПОМНИТЕ ОБ ЭТОМ!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1. «ЧТО ГДЕ РАСТЁТ?» Цель . Учить детей понимать происходящие в природе процессы; показывать зависимость всего живого на земле от состояния растительного покрова. Ход игры . Воспитатель называет разные растения и кустарники, а дети выбирают только те, что растут в данной местности. Если растут – дети хлопают в ладоши или прыгают на одном месте (движение можно выбрать любое), если нет – дети молчат. Растения : вишня, яблоня, пальма, шиповник, смородина, абрикос, малина, апельсин, лимон, груша, ананас и т.д . 2. «ЧТО ЛИШНЕЕ?» Цель. Закреплять знание признаков разных времён года, умение чётко излагать свои мысли; развивать слуховое внимание. Ход игры . Воспитатель называет время года: «Осень». Затем перечисляет признаки разных времён года ( птицы улетают на юг; расцвели подснежники; желтеют листья на деревьях; падает пушистый белый снег ). Дети называют лишний признак и объясняют свой выбор.
3. «МОЁ ОБЛАКО». Цель . Развивать воображение, образное восприятие природы. Ход игры . Дети садятся на одеяла или на корточки, рассматривают небо и плывущие облака. Воспитатель предлагает пофантазировать и рассказать, на что похожи облака, куда они могут плыть. 4. «НАСЕКОМЫЕ». Цель. Закреплять умение классифицировать и называть насекомых. Ход игры . Дети становятся в круг, ведущий называет насекомое ( муха ), и передаёт мяч соседу, тот называет другое насекомое ( комар ) и т.д. Кто не сможет ответить, выходит из круга. Ведущий говорит « Летающее насекомое – бабочка » и передаёт мяч, следующий отвечает: « Комар » и т.д. По окончании круга ведущий называет « Прыгающее насекомое » и игра продолжается. 5. «ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ». Цель . Закреплять знания о многообразии птиц. Ход игры . Воспитатель называет птиц вперемешку, кто заметит ошибку, должен хлопнуть в ладоши (воробей, ворона, муха, снегирь и т.д.).
6. «ДА ИЛИ НЕТ». Цель . Закреплять знания детей о приметах осени. Ход игры. Воспитатель читает стихотворение, а дети должны внимательно слушать и отвечать «да» или «нет». Осенью цветут цветы? Урожай весь собирают? Осенью растут грибы? Птичьи стаи улетают? Тучки солнце закрывают? Часто-часто льют дожди? Колючий ветер прилетает? Достаём ли сапоги? Туманы осенью плывут? Солнце светит очень жарко, Ну а птицы гнёзда вьют? Можно детям загорать? А букашки прилетают? Ну а что же надо делать - Звери норки закрывают? Куртки, шапки надевать? 7. «ЦВЕТЫ». Цель. Закреплять умение детей классифицировать и называть комнатные и садовые растения. Ход игры. Дети становятся в круг. Ребёнок называет комнатное растение (фиалка ) и передаёт мяч соседу, тот называет другое растение ( бегония ) и т.д. Кто не сможет ответить, выходит из круга. Во втором круге водящий называет садовые растения, и игра продолжается. 8. «РАССКАЖИ БЕЗ СЛОВ». Цель . Закреплять представления об осенних изменениях в природе; развивать творческое воображение, наблюдательность. Ход игры . Дети образуют круг. Воспитатель предлагает изобразить осеннюю погоду мимикой лица, жестами рук, движениями: стало холодно (дети ёжатся, греют руки, жестами надевают на себя шапки и шарфы ); идёт холодный дождь ( открывают зонтики, поднимают воротники ).
9. «ПОХОЖ – НЕ ПОХОЖ». Цель . Учить детей сравнивать предметы, узнавать предметы по описанию. Ход игры. Один ребёнок загадывает животных, а другие должны отгадать их по описанию. 10. «ОХОТНИК». Цель. Упражнять в умении классифицировать и называть животных. Ход игры . Дети становятся перед чертой, в конце участка – стульчик. Это « лес » (« озеро», «пруд »). В «лес» отправляется «охотник» - один из играющих. Стоя на месте, он произносит такие слова: «Я иду в лес на охоту. Буду охотиться за …». Здесь ребёнок делает шаг вперёд и говорит: «Зайцем», делает второй шаг и называет ещё одно животное и т.д. Нельзя два раза называть одно и то же животное. Победителем считается тот, кто дошёл до « леса» («озера», «пруда ») или прошёл дальше. 11. «ЖИВАЯ И НЕЖИВАЯ ПРИРОДА». Цель . Систематизировать знания детей о живой и неживой природе. Ход игры . «Живая» ( неживая) природа», говорит воспитатель и передаёт одному из играющих какой-либо предмет ( или бросает мяч ). Дети называют предметы природы ( той, которую указал воспитатель ).
12. «ОТГАДАЙТЕ, ЧТО ЗА РАСТЕНИЕ». Цель. Обучать детей описывать предмет и узнавать его по описанию. Ход игры. Воспитатель предлагает игроку описать растение или загадать загадку о нём. Другие дети должны отгадать, что это за растение. 13. «ЧТО ЭТО ЗА ПТИЦА?» Цель. Учить детей описывать птиц по их характерным признакам. Ход игры. Дети делятся на две группы: одна группа описывает птицу (или загадывает загадки ), а другая должна угадать, что это за птица. Затем группы меняются местами. 14. «УЗНАЙ, ЧЕЙ ЛИСТ». Цель . Учить детей узнавать и называть растение по листу, находить его в природе. Ход игры . Сбор листьев, опавших с деревьев и кустарников. Педагог предлагает узнать, с какого дерева или кустарника лист и найти доказательство ( сходство ) с неопавшими листьями, имеющими разнообразную форму. 15. «БЫВАЕТ – НЕ БЫВАЕТ» (с мячом). Цель . Развивать память, мышление, быстроту реакции. Ход игры . Воспитатель произносит словосочетание и кидает мяч, а ребёнок должен быстро ответить: иней летом ( не бывает ); снег зимой (бывает ); мороз летом ( не бывает ); капель летом (не бывает ).
16. «НАЙДИ ПАРУ». Цель . Развивать у детей мышление, сообразительность. Ход игры . Воспитатель раздаёт детям по одному листу и говорит: «Подул ветер. Все листочки разлетелись». Услышав эти слова, ребята кружатся с листочками в руках. Педагог даёт команду: «Раз, два, три – пару найди!» Каждый должен встать рядом с тем деревом, лист которого держит в руках. 17. «ЛЕСНИК». Цель. Закреплять знания детей о внешнем виде некоторых деревьев и кустарников (ствол, листья, плоды и семена Ход игры . Выбирается «лесник», остальные дети – его помощники. Они пришли помочь ему собрать семена для новых посадок. «Лесник» говорит: «На моём участке растёт много берёз ( тополей, клёнов ), давайте наберём семян». «Лесник» может только описать дерево, не называя его. Дети ищут семена, собирают их и показывают «леснику». Выигрывает тот, кто больше набрал семян и не ошибся. 18. «ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК» Цель. Закреплять и систематизировать знания детей о том, что сделано человеком, а что дёт человеку природа. Ход игры . «Что сделано человеком?» - спрашивает воспитатель и бросает ребёнок делает шаг вперёд и говорит: «Зайцем», делает второй шаг и называет ещё одно животное и т.д. Нельзя два раза называть одно и то же животное. Победителем считается тот, кто дошёл до « леса» («озера», «пруда ») или прошёл дальше
19. «КТО ГДЕ ЖИВЁТ». Цель. Развивать умение группировать растения по их строению (деревья, кустарники). Ход игры. Дети будут «белочками» и «зайчиками», а один ребёнок – «лисой». «Белочки» и «зайчики» бегают по поляне. По сигналу: «Опасность – лиса!» - «белочки» бегут к дереву, «Зайцы» - к кустам. «Лиса» ловит тех, кто неправильно выполняет задание. 20. «ПТИЦЫ». Цель. Закреплять умение классифицировать и называть животных, птиц, рыб. Ход игры. Дети становятся в круг. Ведущий называет птицу ( рыбу, животное, дерево… ), например, «воробей» и передаёт мяч соседу, тот называет «ворона» и т.д. Кто не сможет ответить, тот выходит из круга. 21. «НЕ ЗЕВАЙ!» ( птицы зимующие, перелётные). Цель. Развивать слуховое внимание, быстроту реакции. Ход игры. Воспитатель даёт всем детям названия птиц и просит внимательно следить: как только прозвучит их название, они должны встать и хлопнуть в ладоши; кто прозевает своё название, выходит из игры (во втором варианте игры рекомендуется использовать названия животных).
22. «НАЗОВИ ТРИ ПРЕДМЕТА» (вариант 1). Цель. Упражнять в классификации предметов. Ход игры. Дети должны назвать предметы, соответствующие данному понятию. Педагог говорит: «Цветы!» и бросает мяч ребёнку. Он отвечает: «Ромашка, василёк, мак». ( вариант 2) Ход игры. Воспитатель делит детей на две команды. Первый ребёнок называет цветок и передаёт мяч другой команде. Та должна назвать три названия цветов и передать мяч первой команде, которая, в свою очередь, называет тоже три цветка. Побеждает та команда, которая последней назвала цветы. 23. «ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК». Цель. Закреплять и систематизировать знания детей о том, что сделано руками человека, а что – природой. Ход игры. «Что сделано человеком? – спрашивает воспитатель и бросает мяч игроку. После нескольких ответов детей он задаёт новый вопрос: «Что создано природой?» Дети отвечают. 24. «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ». Цель. Учить понимать причинные связи между явлениями; упражнять в правильном выборе слов. Ход игры. Воспитатель (или ребёнок ) начинает предложение: «Я надела тёплую шубу, потому что…». Ребёнок, который заканчивает это предложение, составляет начало нового.
25. «КОГДА ЭТО БЫВАЕТ?» Цель. Уточнить и углубить знания детей о временах года. Ход игры. Воспитатель называет время года и отдаёт фишку ребёнку. Ребёнок называет, что бывает в это время года и передаёт фишку следующему игроку. Тот добавляет новое определение и передаёт фишку и т.д. 26. «ЭТО ПРАВДА ИЛИ НЕТ?» Цель. Учить детей находить неточности в тексте. Ход игры. Воспитатель говорит: «Послушайте внимательно стихотворение. Кто больше заметит небылиц, того, чего не бывает на самом деле?» Тёплая весна сейчас. Виноград созрел у нас. Конь рогатый на лугу Летом прыгает в снегу. Поздней осенью медведь Любит в речке посидеть. А зимой среди ветвей «Га-га-га, пел соловей. Быстро дайте мне ответ – Это правда или нет? Дети находят неточности и заменяют слова и предложения, чтобы получилось правильно.
27. «КАКОЕ ВРЕМЯ ГОДА?» Цель. Учить воспринимать поэтический текст; воспитывать эстетические эмоции и переживания; закреплять знания о месяцах каждого времени года и основных признаках времён года. Ход игры. Писатели и поэты в стихотворениях воспевают красоту природы в разное время года. Воспитатель читает стихотворение, а дети должны выделить признаки времени года. 28 . «ОТГАДАЙТЕ, ЧТО ЗА РАСТЕНИЕ». Цель. Учить описывать предмет и узнавать его по описанию; формировать умение выбирать самый яркий признак растения. Ход игры. Воспитатель предлагает ребёнку назвать один самый характерный признак растения, остальные дети должны угадать само растение. Например, белый ствол ( берёза ); красная с белыми точками шляпка ( мухомо р) и т.д. 29. «ОТГАДАЙТЕ, ЧТО ЗА РАСТЕНИЕ». Цель. Учить описывать предмет и узнавать его по описанию; формировать умение выбирать самый яркий признак растения. Ход игры. Воспитатель предлагает ребёнку назвать один самый характерный признак растения, остальные дети должны угадать само растение. Например, белый ствол ( берёза ); красная с белыми точками шляпка ( мухомо р) и т.д.
БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация Проеккт "Книжкина неделя"
Актуальность. Отсутствие интереса у детей к книгам. Дети в недостаточной степени имеют представление о книге и ее важном значении в жизни человека. Не владеют обобщающим понятием о книге вообще, не ум...
Конспект по нравственно-патриотическому воспитатнию в старшей группе " Путешествие в страну доброты"
Конспект организованной образовательной деятельности по духовно-нравственномувоспитанию старшей группы"Путешествие в страну доброты"....
Дидактические игры по патриотическому воспитатнию
картотека народных игр...
патриотическое воспитатние детей
презентация...
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАТНИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА 2020 -2021 УЧЕБНЫЙ ГОД.
План работы на год...
Патриотическое воспитатние
Всем хорошо известна фраза, что народ жив до тех пор, пока в его настоящем присутствует его прошлое. Блокада Ленинграда — это всегда сложно вспоминать и трудно рассказывать. Однако все мы понима...
БАЙКАЛОВЕДЕНИЕ – КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАТНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
БАЙКАЛОВЕДЕНИЕ – КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАТНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАПантелеева А.Н., воспитательМБДОУ «ЦРР – Усть – Баргузинский детский сад «Зо...