БАЙКАЛОВЕДЕНИЕ – КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАТНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по окружающему миру (подготовительная группа)

Пантелеева Анна Николаевна

БАЙКАЛОВЕДЕНИЕ – КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАТНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Пантелеева А.Н., воспитатель

МБДОУ «ЦРР – Усть – Баргузинский детский сад «Золотая рыбка»

 

   Аннотация.  Реализация нашего направления «Байкаловедение» рассматривается как знакомство детей с родным краем с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями    формирует  у детей такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей  Родины. Ведь яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Ключевые слова: направление, технология, патриотизм, воспитание, байкаловедение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

БАЙКАЛОВЕДЕНИЕ – КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАТНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Пантелеева А.Н., воспитатель

МБДОУ «ЦРР – Усть – Баргузинский детский сад «Золотая рыбка»

   Аннотация.  Реализация нашего направления «Байкаловедение» рассматривается как знакомство детей с родным краем с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями    формирует  у детей такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей  Родины. Ведь яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Ключевые слова: направление, технология, патриотизм, воспитание, байкаловедение.

    Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему отечеству, а с другой, - сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России [2; с. 89].

         Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному поселку и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребёнка.

   Знакомство детей с родным краем с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует  у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей  Родины. Ведь яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь [3; с.76].

  Наш родной край знаменит озером Байкал, который уникален по своей структуре, географии, окружающей его флоре и фауне. Пожалуй, это единственное место на Земле, наполненное чистейшей пресной водой, которой можно напоить весь мир [1; с. 23].  Задача человечества сохранить чистоту воды, сберечь окружающую природу Байкала, разумно пользоваться ее недрами. С малых лет надо научить ребенка познавать природу, любить и оберегать ее.

   В нашем детском саду реализуется дополнительная программа «Край родной навек любимый!», одним из блоков которой является Байкаловедение. Цель  – создание условий для  развития представлений дошкольников об озере Байкал и природе Баргузинской долины. Оформлены «Говорящие стены» на лестничной площадке и холле детского сада, которые формируют у дошкольников систему знаний по региональной культуре, закладывают основы патриотизма, любовь к малой родине.

  В своей работе по изучению направления «Байкаловедение»  мы с ребятами применяем инновационную технологию – адвент календарь «Мы жители Байкала». Главным путеводителем которого, является  нерпёнок Лёня, который призывает детей любить и сохранять главную достопримечательность нашего края – озеро Байкал.  Нерпёнок дает нам задания через закодированные камни, дети с удовольствием выполняют их, постепенно приобретают знания об озере Байкал, его уникальной природе, навыки познавательно-исследовательской деятельности, учатся бережно относиться к природным богатствам Байкала.

Задачи, которые ставил перед нами нерпёнок Лёня были следующие:

  1. Что вы знаете об озере Байкал?
  2. Животный и растительный мир озера Байкал;
  3. Подводный мир Байкала
  4. Что нужно сделать чтобы сохранить наш Байкал?

 Решая данные задачи нами была выстроена системная паутинка по изучению озера Байкал, через различные виды детской деятельности: игровую, коммуникативную, изобразительную, познавательно-исследовательскую и другие. А также через взаимодействие с социальными партнерами и родителями.

Коммуникативная деятельность:

- беседы, рассматривание иллюстраций, загадывание загадок о рыбах, животных, растениях Байкала; Чтение стихотворений «Ты был на Байкале» Н. Ярославцев, «Байкал» Ц. Жимбиев; Чтение рассказа «Стеклянная рыбка» М. Сергеев, «Омулёвая бочка» В. Стародубов, «Медведь и бурундук»  А. Тороев (из хрестоматии про Байкал), театральная постановка «Легенда об Ангаре» (статичный театр);

- Изобразительная и конструктивная  (рисование «Подводный мир Байкала», «Животный мир Баргузинской долины», лепка «Нерпы», в технологии квиллинг изготовили рыбки», с помощью моделирования изготовили макет Байкала);

- Игровая деятельность (викторины, квест игры, настольные игры, панно Баргузинская долина, занятия, брей ринг с родителями «Мы жители Байкала» и т.д);

- Трудовая деятельность (организация конкурса «Экомодус», тимуровской командой был осуществлен сбор батареек и мукулатуры, уборка мусора);  

- Познавательно – исследовательская деятельность реализуется через туристические походы и экскурсии:

 - Цикл занятий «Байкал у нас один» методист  ФГБУ «Заповедное Подлеморье»  Маковеева Н.А.

- Туристические экскурсии «Забайкальская заповедная школа»;

- Туристический маршрут «Школьный краеведческий музей»;

- Туристический поход «Городская библиотека»;

- Туристический поход «на Байкал» (в рамках дня Байкала);

- Туристический поход «Прогулка на катере»;

- Туристический поход «Набережная реки Баргузин»;

- Туристический поход «Нерпинарий».

Виртуальные экскурсии:

В детском саду созданы электронные альбомы  по ознакомлению детей с озером Байкалом, Баргузинской долиной, а также короткометражные видеоролики: Баргузинская долина, Ушканьи острова, Полуостров Ольхон и др.

    Изучая вопрос по сохранению священного озера Байкал, мы посетили государственные организации, которые встают на его защиту:

  - Туристический поход «ФГБУ Забайкальский национальный парк»;

- Туристический поход «Забайкальская база авиационной охраны лесов»;

- Туристический поход «Усть – Баргузинский Мехлесхоз Автономного учреждения РБ».

  При  реализации  данной технологии  дети получили  знания  об озере Байкал:  его флоре и фауне, о местонахождении озера Байкал (внешний вид, география, климат, вода), об уникальности озера, о позитивной и негативной деятельности человека на Байкале; приобрели навыки  познавательно - исследовательской деятельности; расширился кругозор и мыслительная деятельность детей. Все задания нерпёнка Лёни были выполнены. Итоговым мероприятием был совместный праздник с нерпёнком Лёней «Мы жители Байкала», в ходе которого дети радовались и рассказывали что узнали и где побывали.

    Как хорошо, что у нас есть Байкал – могучий, богатый, величественный, неповторимый! Как хорошо, что он у нас есть! Как хорошо, что у нас есть возможность побывать на Байкале, «сухое» познание природы ни к чему не приведет. Ребенок не полюбит, пока не увидит красоту, пока не обрадуется ей, пока не пропустит всё увиденное через себя.

Список литературы:

1. Галеева Е. В., Галкина И.А., Зайцева О. Ю. и др. Байкал – жемчужина Сибири. Учебно-методическое пособие – Иркутск: ГОУ ВПО «ВСГАО», 2011.-164 с.

2. Пантелеева Н. Г. Знакомим детей с малой Родиной – М.: ТЦ Сфера,  2016. -125 с.

3. Савченко В.И. «Программа нравственно-патриотического воспитания и духовного воспитания дошкольников» - СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. - 320 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История и современные проблемы правового воспитатния детей дошкольного возраста

Презентация "История и современные проблемы правового воспитания детей дошкольного возраста"Содержание:Исторические фактыНорамтвно-правовая базаСовременные проблемыПути решенияЗадачи работы...

ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"

Патриотическое воспитание ребенка - основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень сложна.      Мы, взрослые, все учились в шко...

Изучение кубанского фольклора как части традиционной народной культуры - основа нравственно - патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 26 "Ромашка" муниципального образования Выселковский район Краснодарского края  Изучение кубанского фоль...

Народная игра как неотъемлемая часть всестороннего воспитания детей дошкольного возраста

Тай-тай, налетай! Кто в игру играй! - вряд ли мы всерьез задумывались, кто и когда придумал эти слова, а также игры с этих слов начинающиеся "жмурки", "казаки-разбойники", "са...

Самообразование по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». (Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка)

(Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка) « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается ...

Краеведческие представления детей старшего дошкольного возраста как ключевой компонент патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Лэпбук "Мой город - Новокузнецк" представляет собой тематический интерактивный стенд с изображением историко-архитектурного музея «Кузнецкая крепость», содержащий 10 разделов-пап...