БАЙКАЛОВЕДЕНИЕ – КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАТНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по окружающему миру (подготовительная группа)
БАЙКАЛОВЕДЕНИЕ – КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАТНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Пантелеева А.Н., воспитатель
МБДОУ «ЦРР – Усть – Баргузинский детский сад «Золотая рыбка»
Аннотация. Реализация нашего направления «Байкаловедение» рассматривается как знакомство детей с родным краем с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у детей такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Ключевые слова: направление, технология, патриотизм, воспитание, байкаловедение.
Скачать:
Предварительный просмотр:
БАЙКАЛОВЕДЕНИЕ – КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАТНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Пантелеева А.Н., воспитатель
МБДОУ «ЦРР – Усть – Баргузинский детский сад «Золотая рыбка»
Аннотация. Реализация нашего направления «Байкаловедение» рассматривается как знакомство детей с родным краем с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у детей такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Ключевые слова: направление, технология, патриотизм, воспитание, байкаловедение.
Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему отечеству, а с другой, - сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России [2; с. 89].
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному поселку и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребёнка.
Знакомство детей с родным краем с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь [3; с.76].
Наш родной край знаменит озером Байкал, который уникален по своей структуре, географии, окружающей его флоре и фауне. Пожалуй, это единственное место на Земле, наполненное чистейшей пресной водой, которой можно напоить весь мир [1; с. 23]. Задача человечества сохранить чистоту воды, сберечь окружающую природу Байкала, разумно пользоваться ее недрами. С малых лет надо научить ребенка познавать природу, любить и оберегать ее.
В нашем детском саду реализуется дополнительная программа «Край родной навек любимый!», одним из блоков которой является Байкаловедение. Цель – создание условий для развития представлений дошкольников об озере Байкал и природе Баргузинской долины. Оформлены «Говорящие стены» на лестничной площадке и холле детского сада, которые формируют у дошкольников систему знаний по региональной культуре, закладывают основы патриотизма, любовь к малой родине.
В своей работе по изучению направления «Байкаловедение» мы с ребятами применяем инновационную технологию – адвент календарь «Мы жители Байкала». Главным путеводителем которого, является нерпёнок Лёня, который призывает детей любить и сохранять главную достопримечательность нашего края – озеро Байкал. Нерпёнок дает нам задания через закодированные камни, дети с удовольствием выполняют их, постепенно приобретают знания об озере Байкал, его уникальной природе, навыки познавательно-исследовательской деятельности, учатся бережно относиться к природным богатствам Байкала.
Задачи, которые ставил перед нами нерпёнок Лёня были следующие:
- Что вы знаете об озере Байкал?
- Животный и растительный мир озера Байкал;
- Подводный мир Байкала
- Что нужно сделать чтобы сохранить наш Байкал?
Решая данные задачи нами была выстроена системная паутинка по изучению озера Байкал, через различные виды детской деятельности: игровую, коммуникативную, изобразительную, познавательно-исследовательскую и другие. А также через взаимодействие с социальными партнерами и родителями.
Коммуникативная деятельность:
- беседы, рассматривание иллюстраций, загадывание загадок о рыбах, животных, растениях Байкала; Чтение стихотворений «Ты был на Байкале» Н. Ярославцев, «Байкал» Ц. Жимбиев; Чтение рассказа «Стеклянная рыбка» М. Сергеев, «Омулёвая бочка» В. Стародубов, «Медведь и бурундук» А. Тороев (из хрестоматии про Байкал), театральная постановка «Легенда об Ангаре» (статичный театр);
- Изобразительная и конструктивная (рисование «Подводный мир Байкала», «Животный мир Баргузинской долины», лепка «Нерпы», в технологии квиллинг изготовили рыбки», с помощью моделирования изготовили макет Байкала);
- Игровая деятельность (викторины, квест игры, настольные игры, панно Баргузинская долина, занятия, брей ринг с родителями «Мы жители Байкала» и т.д);
- Трудовая деятельность (организация конкурса «Экомодус», тимуровской командой был осуществлен сбор батареек и мукулатуры, уборка мусора);
- Познавательно – исследовательская деятельность реализуется через туристические походы и экскурсии:
- Цикл занятий «Байкал у нас один» методист ФГБУ «Заповедное Подлеморье» Маковеева Н.А.
- Туристические экскурсии «Забайкальская заповедная школа»;
- Туристический маршрут «Школьный краеведческий музей»;
- Туристический поход «Городская библиотека»;
- Туристический поход «на Байкал» (в рамках дня Байкала);
- Туристический поход «Прогулка на катере»;
- Туристический поход «Набережная реки Баргузин»;
- Туристический поход «Нерпинарий».
Виртуальные экскурсии:
В детском саду созданы электронные альбомы по ознакомлению детей с озером Байкалом, Баргузинской долиной, а также короткометражные видеоролики: Баргузинская долина, Ушканьи острова, Полуостров Ольхон и др.
Изучая вопрос по сохранению священного озера Байкал, мы посетили государственные организации, которые встают на его защиту:
- Туристический поход «ФГБУ Забайкальский национальный парк»;
- Туристический поход «Забайкальская база авиационной охраны лесов»;
- Туристический поход «Усть – Баргузинский Мехлесхоз Автономного учреждения РБ».
При реализации данной технологии дети получили знания об озере Байкал: его флоре и фауне, о местонахождении озера Байкал (внешний вид, география, климат, вода), об уникальности озера, о позитивной и негативной деятельности человека на Байкале; приобрели навыки познавательно - исследовательской деятельности; расширился кругозор и мыслительная деятельность детей. Все задания нерпёнка Лёни были выполнены. Итоговым мероприятием был совместный праздник с нерпёнком Лёней «Мы жители Байкала», в ходе которого дети радовались и рассказывали что узнали и где побывали.
Как хорошо, что у нас есть Байкал – могучий, богатый, величественный, неповторимый! Как хорошо, что он у нас есть! Как хорошо, что у нас есть возможность побывать на Байкале, «сухое» познание природы ни к чему не приведет. Ребенок не полюбит, пока не увидит красоту, пока не обрадуется ей, пока не пропустит всё увиденное через себя.
Список литературы:
1. Галеева Е. В., Галкина И.А., Зайцева О. Ю. и др. Байкал – жемчужина Сибири. Учебно-методическое пособие – Иркутск: ГОУ ВПО «ВСГАО», 2011.-164 с.
2. Пантелеева Н. Г. Знакомим детей с малой Родиной – М.: ТЦ Сфера, 2016. -125 с.
3. Савченко В.И. «Программа нравственно-патриотического воспитания и духовного воспитания дошкольников» - СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. - 320 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
История и современные проблемы правового воспитатния детей дошкольного возраста
Презентация "История и современные проблемы правового воспитания детей дошкольного возраста"Содержание:Исторические фактыНорамтвно-правовая базаСовременные проблемыПути решенияЗадачи работы...
ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"
Патриотическое воспитание ребенка - основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень сложна. Мы, взрослые, все учились в шко...
Изучение кубанского фольклора как части традиционной народной культуры - основа нравственно - патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 26 "Ромашка" муниципального образования Выселковский район Краснодарского края Изучение кубанского фоль...
Народная игра как неотъемлемая часть всестороннего воспитания детей дошкольного возраста
Тай-тай, налетай! Кто в игру играй! - вряд ли мы всерьез задумывались, кто и когда придумал эти слова, а также игры с этих слов начинающиеся "жмурки", "казаки-разбойники", "са...
Самообразование по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». (Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка)
(Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка) « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается ...
Краеведческие представления детей старшего дошкольного возраста как ключевой компонент патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Лэпбук "Мой город - Новокузнецк" представляет собой тематический интерактивный стенд с изображением историко-архитектурного музея «Кузнецкая крепость», содержащий 10 разделов-пап...