Доклад Развитие речи посредством тестопластики
учебно-методический материал (средняя группа) на тему

Рожкова Алла Николаевна

Речь является ярким показателем развития ребенка.Рядом исследований установлено, что на становлении детской речи сказывается развитие мелкой моторики пальцев рук, положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие речи посредством тестопластики . Подготовила:воспитатель среднейгруппы « Ромашка» Рожкова А.Н.

Слайд 2

Коллективная работа «Ёлочка»

Слайд 3

Работа к акции « Неопалимая купина»

Слайд 4

Лепим и раскрашиваем ёжика с яблочком



Предварительный просмотр:

Развитие речи посредством тестопластики.

Рожкова Алла Николаевна 
Развитие речи посредством тестопластики.

Развитие речи посредством тестопластики.

Важную роль в создании современной образовательной среды начинают сегодня выполнять инновационные технологии, направленные на развитие интересов детей, строящиеся на принципе фантазирования в игровой деятельности.

Речь является ярким показателем развития ребенка. Исследования показывают, что все Психические процессы: восприятие, память, внимание, мышление, воображение – развиваются через речь (Л. С. Выгодский, А. Л. Леонтьев, А. Р. Лурия и др.)

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче он высказывает свои мысли, тем лучше познает действительность, полноценнее строит взаимоотношения с детьми и взрослыми. Чем лучше будет развита речь ребенка в дошкольные годы, тем выше гарантия успешности его школьного обучения.

Рядом исследований установлено, что на становлении детской речи сказывается развитие мелкой моторики пальцев рук, положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. Выполнение упражнений пальцами стимулирует развитие речи детей.

Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Развитию мелкой моторики способствует:

- Пальчиковая гимнастика

-Работа с ножницами

-лепка из глины, пластилина, соленого теста

-конструирование и работа с мозаикой

-выкладывание фигур из палочек

-вышивание, работа с бисером и др.

Для детей с повышенным или пониженным тонусом рук особенно полезна тестопластика - лепка из соленого теста. Тесто – это натуральный и экологически чистый продукт. Он доступен каждому, дешев и легок в приготовлении и использовании. Изделия из теста имеют ряд преимуществ, среди других материалов. Они не имеют запаха, прочны, долговечны, приятны на ощупь, а в случаях поломки не образуют острых углов.

 При лепке задействованы все 10 пальцев, а так же обе ладони. Происходит мощное воздействие на тактильные рецепторы. В процессе лепки из соленого теста у детей повышается сенсорная чувствительность (способность к тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пропорций); развивается общая ручная умелость, мелкая моторика, что играет положительную роль в развитии речи.

Экспериментирование с соленым тестом, инструментами и дополнительными материалами обогащает знания ребенка об их свойствах и возможностях применения, стимулирует к поискам новых способов действий, дает прекрасную возможность для развития творчества, фантазии, воображения, абстрактного и логического мышления. Никаких скучных заданий. Напротив! Игра, фокус, чудо! Такое впечатление производит на детей лепка из соленого теста.

Работа с соленым тестом полезна детям со страхами, тревожностью, а так же с агрессией. Пластичность материала позволяет вносить изменения в работу и этим ребенок подправляет свое эмоциональное самочувствие. Необщительный и замкнутый ребенок может реализовать себя, проявить фантазию. Смекалку, изобретательность. Продуктивная деятельность выступает как специфическое образное средство познания действительности, поэтому имеет большое значение для умственного развития детей.

Важно и то обстоятельство, что ребенок в продуктивной деятельности опирается одновременно на несколько анализаторов (зрение, слух, тактильное восприятие, что так же оказывает положительное влияние на развитие речи.      

  Использование тестопластики позволяет решать воспитательные задачи: самостоятельность, настойчивость, усидчивость, аккуратность т. е. все те качества, которые слабо выражены у детей с общим недоразвитием речи.

         Для усвоения слов-названий большое значение имеют действия самих детей с предметами. Дети с трудом связывают слово с предметом или действием, воспринятым только зрительно. Когда детям дают предмет в руки и предлагают действовать с ним, при этом называют так же действия и признаки, в таких условиях новые слова усваиваются значительно быстрее и прочно запоминаются.

Готовые изделия применяются в НОД.

Игра «Спроси и ответь», цель: согласование прилагательного с вопросительным словом.

Игра «Один - много», цель: различение и правильное употребление слов в единственном и множественном числе.

Игра «Большой - маленький», цель: употребление существительных и прилагательных в уменьшительно-ласкательной форме.

Игра «Испеки пирог», цель: согласование числительных с существительными.

На занятиях с применением тестопластики можно успешно развивать речевые средства: обогащать словарь детей, уточнять значения слов, их грамматические формы. Постепенно в активную речь детей входят новые слова. Происходит уточнение и накопление словаря для использования его детьми в активной речи в ближайшее время, а также Восприятие и накопление моделей простых и более сложных предложений для использования детьми в будущем. Обе эти задачи должны быть поставлены с начала обучения. Их решение надо осуществлять одновременно. Должны развиваться обе формы речи, как простая, так и сложная.

Занятия по развитию речи с использованием приемов тестопластики очень запоминались детям и проходили с высокой мотивацией. Из соленого теста мы изготовили сказочного персонажа колобка. Затем раскрасили его, а дети охотно пересказывали сказочные сюжеты. Изготовленные веночки  были подарены мамам. Коллективная поделка Новогодняя елочка была выставлена в холле детского сада, к  акции покорми птиц мы слепили птичек и  раскрасили. Таким образом, проводилась работа по духовно-нравственному воспитанию детей, созданию доверительной, эмоциональной атмосферы ребенок-взрослый, ребенок-ребенок. Так же были изготовлены «сказочные» атрибуты: волшебные пирожки, ежик с яблочком, неваляшка, гусеничка и др. с этими пособиями дети активно участвовали в речевом общении, старались правильно строить фразы. Самостоятельно вели диалог, пересказывали сюжеты рассказов и сказок. Зашифрованные пословицы и поговорки в объемных картинах из соленого теста прочно оставались в памяти детей. Дети начинали понимать скрытый смысл, дополнительную информацию текста, рассказа, пословицы.

Приемы тестопластики способствуют развитию в общении, желании узнать что-то новое. Дети сами стремятся рассказать, что они слепили, при этом пытаются правильно строить свое высказывание. Делятся впечатлениями с родителями. При выполнении заданий дети проявляют творческие способности, интерес, речевые умения и навыки.

Занятия с применением тестопластики создают приподнятый эмоциональный фон у детей, что способствует проявлению разнообразных чувств и эмоций: снятия напряжения, чувству удовлетворения, повышения самооценки, что благотворно влияет на процесс воспитания и развития ребенка. Такие занятия оживляют общение детей друг с другом и педагогом.

Использование приемов тестопластики позволило мне развивать у наших воспитанников более высокую работоспособность, повышенный интерес к занятиям и за более короткое время достичь положительных результатов.

Конспект кружкового занятия по тестопластике

в средней группе

«Ежик с яблочком»

Задачи:

  1. Учить лепить конусообразную форму и создавать образ ежа: оттягивание пальцами мордочки, использование дополнительных материалов: семена подсолнечника .
  2. Формирование представлений о диких животных, их внешнем виде, образе жизни.
  3. Воспитание усидчивости, умения довести начатую работу до конца.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций в книгах, где изображен ежик, фотографий, чтение сказки «Еж и заяц», В. Сутеев «Палочка - выручалочка», «Яблоко», С. Маршак «Тихая сказка», А. Н. Толстой «Еж».Просмотр мультфильмов  В. Сутеев «Палочка - выручалочка», «Яблоко»

Материал к занятию: соленое тесто, дополнительный материал (семена подсонуха ), клеенки, стеки, салфетки для рук, вода для склеивания деталей, кисти гуашевые краски, палитра для смешивания красок, картинка ежа или мягкая игрушка.

Содержание занятия:

Я в корзинке вношу игрушку ёжика и говорю: «К вам пришел гость, но чтобы показаться, он просит отгадать о нем загадки». Загадываю детям две - три загадки о ежах, например:
• Не зеленый, а колкий – фыркает у ёлки.
• Ползун ползет, иголки везет, свернулся в клубок – ни головы, ни ног.
• Ползёт, иглы на себе несет; чуть кто подойдёт, свернётся в клубок – ни головы, ни ног.

Я предлагаю рассмотреть игрушечного ежа, т. к. лесные ежики еще спят.

Дети имитируют бегущего ежика, как он топает, фыркает, выставляют иголки и прячет их (дети ладошками делают «ежика» прячут (сгибают) пальчики, «в замок» и выпрямляют их.

Обращаю внимание на то, что ежики ночные животные, и они двигаются очень тихо.

Молодцы правильно показали. Кто мне скажет, какая песенка у ежика? У ежика нет песенки.

А почему? Если дети не смогут ответить, объясняю, что петь можно только гласные звуки, а, о, у, и, а он произносит «ф», а его спеть трудно, давайте попробуем: Поем звук «ф» и звуки гласные для сравнения. Дальше предлагаю детям приступить к лепке ёжика.

 Поясняю: «Мордочка у ежа заостренная, тело вытянутое, сзади закругленное. По форме ежик похож на яйцо или имеет конусообразную форму. А как такую форму вылепить? » (Выслушиваю ответы детей). Напоминаю, что дети уже лепили похожую форму, когда изображали мышат. У ежика так же вытягивается мордочка и носик приподнимается вверх, еще у ежика есть ушки. Глазки можно сделать из бусинок черного цвета. Иголочками будут у нас семечки подсолнечника. Ежику можно сделать лапки из четырех шариков из теста, прикрепив их внизу туловища. Говорю: «Вспомните, дети, загадку: «Словно елка, весь в иголках». Как же можно изобразить иголки у ежика? (ответы детей). 
Правильно, все эти способы очень хороши. Мой ёжик готов и уже спешит на полянку, и уже два ёжика будут ждать к себе друзей. Но вы ребята, можете сделать ёжика любым удобным для вас способом, и использовать семечки подсолнечника вместо иголок
Физкультминутка «Топал ёжик»
Ёжик топал по тропинке (дети повторяют слова и движения за воспитателем)
И грибочек нес на спинке.
Ёжик топал не спеша,
Тихо листьями шурша.
А навстречу скачет зайка,
Длинноухий попрыгайка.
В огороде чьём-то ловко
Раздобыл косой морковку.
Путем вопросов я уточняю последовательность операций.
В процессе работы помогаю запомнить названия способов лепки: скатать, раскатать, оттянуть, заострить. 
Задаю вопросы детям: («Что ты сейчас делаешь? Что тебе еще осталось сделать? Как ты это сделаешь? и т. п.) . Детям, быстро справившимся с заданием, предлагаю дополнить композицию  яблочками на спине ёжика, так как ёжики очень любят яблочки.
Подведение итогов:
В конце занятия дети размещают своих ёжиков на общей полянке. Я в каждом ежике нахожу что-нибудь особенное. Например: «Вот пришел маленький ежик с острым носиком…(имя ребенка); а вот появился колючий ежонок…(имя ребенка) ; а это худенький маленький ёжик (имя ребенка), которого надо хорошенько покормить» и т. п.
В заключение предлагаю детям поиграть в игру «Ёжик»:
Бежит ежик туп-туп-туп,
Весь колючий – острый зуб. Движения повторять по тексту.
Ёжик, ежик, ты куда?
Что с тобою за беда?
Ежик ножками туп-туп,
Ежик глазками луп-луп.
Слышит ежик всюду тишь,
Чу, скребется где-то мышь.
Пляши, пляши ежик,
Не жалей своих ножек.
Ты лови себе мышей,
Развлекай наших детей.
На следующем занятии мы с вами раскрасим наших ежиков, яблочки  красками. А сейчас поставим наших ёжиков на стеллаж для полного высыхания, оставляем до следующего занятия.

 Рекомендации родителям

«Как организовать домашние занятия по лепке из соленого теста с родителями»

Первыми ступеньками в лепке из соленого теста должно быть знакомство. Пусть ребенок похлопает по тесту, ощутит, какое оно упругое и в то же время податливое, поймет, что тесто можно делить на маленькие и большие кусочки, расплющивать, катать «колбаски» в ладошках или одним пальчиком по столу.

Пусть первая встреча с соленым тестом будет очень короткая по времени. Ведь её задача – разбудить интерес, показать этот материал и процесс превращения его в предмет как чудо. Устройте соревнования с ребенком: кто сумеет больше увидеть фантастических животных в бесформенном комке теста - или кто сумеет придумать по этому поводу самую интересную сказку, историю.

Не торопите события, старайтесь строить занятия так, чтобы они разворачивались от простого к сложному.

Понаблюдайте вместе с ребенком, как на тесте остаются отпечатки пальчиков или мелких предметов, таких как пуговицы, формочки, палочки. Попробуйте совместить тесто с другими материалами (горохом, фасолью, палочками, соломкой, вермишелью). Сделайте шары, «колбаски», «блины» и так далее. Покажите ребенку, как это делаете вы, потом немного помогите ему, направляя его руки и действия.

Ни в коем случае не вмешивайтесь в детское творчество слишком часто и не ждите немедленных результатов. Оказывайте ребёнку всяческую поддержку и почаще хвалите его за усердие, не оставляйте без внимания ни одной его работы.

Постоянно разговаривайте с ребенком, объясняйте, что вы делаете, отвечайте на вопросы. И не забывайте хвалить за удачи, не переживайте, если что–то не получилось сразу.

На первых этапах ребенок учится контролировать движения пальцев рук, постепенно этот навык переходит в умение, и ребенок учится ловко управляться с более мелкими предметами, затем идет совершенствование артикуляции. А все дальнейшее становление и развитие речевых реакций находится в прямой зависимости от степени тренировки и ловкости движений пальцев рук.

Для того чтобы дети не уставали, не успевали соскучиться и утомиться, не затягивайте время занятий, но никогда и не обрывайте его, дайте ребёнку возможность, закончить начатое!

Научите детей работать аккуратно и убирать за собой после того, как работа закончена. Очень важно тут же научить ребёнка выполнению правил культуры тру да

Постарайтесь делать так, чтобы изделия ребенка не пылились в ящиках, они должны быть предметом его гордости или игр, дариться и показываться близким и друзьям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста посредством тестопластики

Тестопластика является одним из видов народно – прикладного искусства. Почему же я решила заниматься тестопластикой с детьми дошкольного возраста? По данным исследованиям учёных доказано, что развитие...

Формирование мелкой моторики рук посредством тестопластики.

Данный материал содержит опыт работы Новак Анастасии Владимировны, воспитателя МДОАУ д/с № 20 г. Свободного, по формированию мелкой моторики рук посредством тестопластики....

"Опыт работы по развитию речи посредством тестопластики"

Опыт работы по развитию речи посредством тестопластики для детей младшего возраста...

Презентация "Развитие речи посредствам тестопластики"

Речь является ярким показателем развития ребенка. Исследования показывают, что все Психические процессы: восприятие, память, внимание, мышление, воображение – развиваются через ре...

«Развитие речи посредством технологии по работе с солёным тестом «Тестопластика»

Лепить из теста - одно удовольствие! А всего-то нужно для умелых детских ручек  – соль, вода и мука! Забавные игрушки, настенные украшения, сувениры, подарки и сюрпризы сделают не только сч...

План работы по тестопластики с детьми средней группы. Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей посредством тестопластики».

План работы по тестопластики с детьми средней группы. Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей  посредством тестопластики»....