Формирование мелкой моторики рук посредством тестопластики.
статья по аппликации, лепке по теме
Данный материал содержит опыт работы Новак Анастасии Владимировны, воспитателя МДОАУ д/с № 20 г. Свободного, по формированию мелкой моторики рук посредством тестопластики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
melkaya_motorika.rar | 1.4 МБ |
proekt.rar | 46.13 КБ |
nod.rar | 224.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект «Развитие мелкой моторики рук посредством тестопластики»
(Опыт работы Новак Анастасии Владимировны, воспитателя
МДОАУ д/с № 20 г. Свободного)
Актуальность проекта.
Поделки из теста древняя традиция, но и сегодня соленое тесто весьма популярный материал для лепки. В России существовал с давних времен обычай лепить хлебные фигурки на забаву себе и детям. В Чехии, Словакии, Польше лепили целые картины из теста.
Тестопластика является одним из видов народно-прикладного искусства. Это одно из средств эстетического воспитания – помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Воспроизводя тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают мелкую моторику рук, что способствует развитию речи, развивают наблюдательность, детскую фантазию.
По данным исследования ученых доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Работа с тестом своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений, необходимых в работе с маленькими детьми. Неоценимую помощь эти занятия могут оказать детям с задержкой психического развития. Ведь известно, насколько велика роль рук в развитии умственной деятельности человека.
Наши рецепторы (тонкие окончания чувствующих нервов, расположены в мышцах) - это своего рода маленькие, чуткие исследователи, особо воспринимающие устройства, с помощью которого дети ощущают мир в себе и вокруг себя. Значительную часть коры головного мозга занимают представительства наших рук. И это естественно - ведь сведения о мире мы получаем именно через руки, через наш рабочий орган, с помощью которого мы исследуем, творим, строим. Поэтому на занятиях по тестопластики широко использую пальчиковые игры, гимнастику и массаж пальцев, упражнения для рук с предметами.
Проблема:
будет ли, подобранная мною серия занятий тестопластикой, эффективным средством развития мелкой моторики для детей среднего дошкольного возраста?
Вид проекта:
долгосрочный, групповой, творческий.
Сроки реализации:
в течение учебного года (с сентября 2013г. по май 2014г.)
Руководитель:
воспитатель Новак Анастасия Владимировна.
Участники проектной деятельности:
дети средней группы, воспитатель, родители.
Объект:
мелкая моторика у детей среднего дошкольного возраста.
Предмет:
развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста посредством тестопластики.
Виды деятельности:
совместная деятельность.
Направление развития:
- познавательно-речевое
- социально-личностное
- эстетическое
- коммуникативное
- музыкальное
Образовательные области:
- коммуникация
- познание
- музыка
- социализация
- безопасность
Цель проекта:
теоретически обосновать и эмпирически выявить эффективность серии занятий тестопластикой в развитии мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: серия занятий тестопластикой будет являться эффективным средством развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста, если:
- занятия тестопластикой направлены на координацию и синхронизацию движений мелких мышц обеих рук;
- задания выполняется по образцу взрослого (по показу и одновременно с ним);
- творческие работы, выполняемые посредством тестопластики, будут выполняться детьми точно по образцу.
Задачи:
- Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по проблеме проекта.
- Подобрать диагностические методики и выявить исходный уровень развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста.
- Провести серию занятий тестопластикой с целью развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста.
- Выявить результативность проведенной опытно-экспериментальной работы по развитию мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста.
Этапы проекта:
Первый этап - подготовительный:
- постанова проблемы;
- подбор теоретического материала – методик организации занятий тестопластикой, диагностик для выявления уровня развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста, определение количественных и качественных показателей для обработки результатов исследования, разработка сводных протоколов для внесения полученных эмпирических данных
- составление плана и паспорта проекта;
- создание соответствующей развивающей среды;
- информирование и ознакомление родителей с темой и планом проекта.
- презентация и обсуждение проекта на МПС;
Второй этап:
- постановка проблемы вместе с детьми;
- вовлечение родителей в организацию проекта (оказание помощи в сборе и оформлении информации и атрибутов, создание соответствующей предметно-развивающей среды).
Третий этап:
- тематические беседы, рассматривание иллюстраций, фотографий, образцов творческих работ выполненных в технике тестопластики;
- продуктивная деятельность (занятия НОД в кружке «Мукосолька»).
Четвёртый этап: анализ проекта.
Предполагаемые итоги реализации проекта:
Дети:
- проявляют интерес к творческим работам в технике тестопластики;
- увеличился словарный запас детей, речь детей стала более эмоциональной и выразительной;
- возросла речевая активность детей в различных видах деятельности;
- хорошо развивается мелкая моторика, укрепляется мускулатура пальцев, вырабатываются тонкие движения руки и пальцев, закрепляются навыки осязательного обследования, особенно в процессе лепки с натуры.
Родители:
- родители стали единомышленниками с педагогами ДОУ по использованию тестопластики в работе с детьми;
- родители получили необходимые знания по данной теме, стали более информированными в вопросе выполнения творческих работ в технике тестопластики с детьми дома;
Выполнение проекта.
Формы организации работы с детьми
Непосредственно организованная деятельность детей
- «Комплексное» - включение разных видов деятельности
- «Знакомство» - знакомство детей с новыми знаниями, обучение новым умениям.
- «Открытие» – дети самостоятельно решают поставленные перед ними задачи, проблемы, через специально организованную экспериментально-поисковую деятельность с опорой на собственный опыт
- «Радость» - дети получают радость от встречи со знакомым темой, материалом, оттого, что имеют знания, навыки, которые могут использоваться для получения новых знаний.
- «Тематическое» - обобщаются знания и умения детей по пройденной теме через различные виды деятельности.
- «По замыслу детей» - дети выбирают тему, приемы лепки, элементы, цвет, композицию, форму, дети самостоятельно придумывают способы выразительности для предметов, вещей.
Совместная деятельность воспитателя с детьми.
- Наблюдения.
- Рассматривание книг, иллюстраций, репродукций, предметов народного искусства, своих готовых изделий.
- Организация выставок.
- Экспериментирование, опыты с материалом, цветом.
- Изготовление подарков.
- Дидактические игры.
- Чтение художественной литературы.
- Просмотр слайд. фильмов.
Самостоятельная деятельность детей.
- Работа с пооперационными картами рецептов соленого теста.
- Приготовление соленого теста в уголке экспериментирования.
- Рассматривание фотографий поделок, иллюстративного материала, малой скульптуры, барельефов, материалов по основам цветоведения.
- Создание поделок.
Коррекционная работа на занятиях по лепке из соленого теста.
- Упражнения на развитие моторики: общей (физкультурные паузы и минутки): движения сопровождаемые словами (лучше стихами т.к. они имеют четкий ритм, лучше запоминаются детьми и более эмоциональны), по теме занятия;
- Упражнения на развитие мелкой моторики ладони и пальцев рук: лепка деталей с использованием различных приемов лепки, а также использование дополнительного материала для составления композиции.
- Гимнастика:
- дыхательная (в начале занятия по теме);
- артикуляционная (по рекомендации логопеда и теме занятия);
- голосовая (хоровое и индивидуальное произношение слов, фраз, чистоговорок и скороговорок в разном темпе, с разной интонацией, высотой и громкостью звучания);
- пальчиковая (показать форму, величину, предмет и т.д., имитация движения, приемов, работа с самим тестом).
- Развитие речи:
- скороговорки по теме занятия со звуками поставленными логопедом;
- хоровое произнесение новых слов совместно с воспитателем;
- звуко-слоговый анализ слова: творческое задание – слепить предмет, в названии которого присутствует данный звук. 1-2-3 слога (только в подготовительной группе);
- рассуждения, анализ своей работы и работы своих товарищей.
- Развитие внимания и памяти:
- запомнить последовательность выполнения работы, вспомнить правила склеивания деталей, техники безопасности;
- ориентировка на листе бумаги. Расположение частей на листе относительно друг друга и других деталей работы, соблюдение пропорций, составление разноплановой композиции.
Последовательность выполнения работ из соленого теста.
Этап | Рекомендации | Воспитатель | Дети |
Выбор сюжета |
| Выбор по теме занятия | Обсуждение темы |
Составление эскиза или плана работы | Несложные работы выполняются без эскиза. Эскиз или план работы делается для сложных работ с большим количеством деталей. Особое внимание уделяется композиции, определяющей положение частей и предметов в пространстве, ритм и симметрию в декоративной работе. | Особое внимание уделяется композиции, определяющей положение частей и предметов в пространстве, ритм и симметрию в декоративной работе. | Рассматривание, советы, наброски простым карандашом или точками на фоне. |
Выбор материала | Для выполнения работы, ее выразительности и оригинальности использование теста различных цветов, а так же различные дополнительные материалы: бросовый, природный и т.д. | Подбор теста различных цветов, Подбор различного дополнительного материала: для фона, бросового, природного и т.д. | Выбор цвета, фона, материала по желанию. |
Изготовление форм и элементов | Приемы работы специфичные для работы с соленым тестом. | Приемы работы специфичные для работы с соленым тестом. | Отработка приемов на соленом тесте и других пластических материалах вне занятия |
Раскладывание частей на фоне | Вылепленные детали расположить на фоне так, чтобы получилась задуманная композиция, которую можно изменить до высыхания работы. | Совет, рекомендация.
| Самостоятельно |
Склеивание деталей | Решить в какой последовательности будут соединяться детали: сверху вниз или с низу вверх, от крупного к мелкому, пользоваться водой и кисточкой для склеивания деталей | Показ частичный или полный нового приема. Проговаривать последовательность работы. Рекомендации, помощь в случае необходимости. | Самостоятельно |
Высушивание | В соответствии с выбором сушки для данной работы. | Рекомендации, помощь при необходимости. | Самостоятельно |
Программа работы кружка лепки из солёного теста «Мукосолька»
Цель: Развитие мелкой моторики рук, точности тонких движений, укрепление мускулатуры кистей рук. Развитие творчества и фантазии, образного мышления и любознательности, наблюдательности и воображения.
Задачи:
- Формирование интереса к лепке. Развитие умений раскатывать комочки прямыми и круговыми движениями, соединять концы получившейся палочки. Сплющивать шар, сминая его ладонями обеих рук. Побуждение украшать вылепленные предметы.
- Формирование умения создавать предметы, состоящие из 2-3 частей, соединяя их путем прижимания друг к другу и используя нетрадиционные приёмы.: палочки, короткие ленточки и т.д.
- Побуждение лепить несложные предметы, состоящие из нескольких частей (неваляшка, цыпленок, пирамидка и т.д.); объединять вылепленные фигурки в коллективную композицию (неваляшки водят хоровод, яблоки лежат на тарелке и др.)
- Развивать умение использовать формочки, трафареты для создания необходимых частей или целых композиций.
- Воспитание умение любоваться готовой работой, поддержание чувства радости, возникающее при восприятии результата своей и общей работы. Воспитывать аккуратность, уважение к труду товарищей.
Актуальность
Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем.
Развитие детского творчества является актуальной проблемой. Творчество – это деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека. Творческое созидание – это проявление продуктивной активности человеческого сознания
Дошкольный возраст - период наиболее интенсивного развития воображения и наглядно-образного мышления, которые являются здесь основными формами познания. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт.
Возраст от 3 до 5 лет - время наиболее бурного развития ребенка. Формирование творческой личности — одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Именно в изобразительной деятельности ярче всего раскрываются творческие способности детей. Занятия с детьми творчеством любого вида способствуют разностороннему развитию ребёнка, раскрывается его личность, творческий потенциал, способность применять освоенные знания и умения для решения нестандартных задач, появляется уверенность в правильности принятия обоснованного решения и их реализации. Развивать творческие способности ребёнка лучше начинать с дошкольного детства, именно этот возраст имеет непреходящее значение в становлении первооснов личности. Весь путь формирования личности пролегает между задатками и способностями.
В работе с детьми используются три вида лепки: лепка предметная, сюжетная и декоративная.
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.
Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряда математических представлений.
Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения с взрослыми и сверстниками.
Занятия по лепке тесно связаны с занятиями по ознакомлению с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами.
Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс. Специфику лепки определяет материал. Почему именно тесто? Тесто – это такой материал, который для детской руки более удобен – он мягкий и для ребенка представляет больший интерес, чем пластилин.
Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Тесто – материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Работа с ним доставляет удовольствие и радость. Этому виду творчества придумали современное название - “Тестопластика”.
Краткая характеристика программы:
- Программа кружка подготовлена для работы с детьми среднего дошкольного возраста.
- На кружок отбираются дети по результатам проведенной диагностики, т. е. дети, имеющие высокий уровень по разделу «Художественно-эстетическое развитие».
- Кружок проводится 1 раз в неделю по 20 минут. В кружке занимаются 10 человек.
- Индивидуальный и дифференцированный подход является основным приемом работы с детьми.
Принципы построения программы:
- От простого к сложному.
- Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.
- Научность.
- Доступность.
- Системность знаний.
- Воспитывающая и развивающая направленность.
- Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков.
- Активность и самостоятельность.
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Материалы и инструменты:
Мука, соль “Экстра”, клей обойный, клей ПВА, клей “Момент”, краски акриловые; краски акварельные, гуашь, кисти, ножницы, стеки, доска, рамки, пищевая фольга; проволока, лак, валик-скалка, формочки, мисочки для теста, ёмкость с водой, зубочистки, ситечко.
неделя | часы | Тема | Задачи |
1 | 2 | «Вот какое тесто» | Знакомить с новым материалом для лепки. Выяснение особенностей материала. Пробовать отщипывать необходимое количество теста, склеивать кусочки между собой с помощью воды. Учить пользоваться формочкой «бабочка» Учить окрашивать просохшее изделие, помогать в декорировании. |
2 | 2 | «Солнышко» (плоскостное) | Учить отщипывать небольшие кусочки теста и приклеивать их в определенное место (рисунок заготовка круглой формы на картоне), заполнять всю форму, для оформления лучей скатывать длинные палочки. Аккуратно окрашивать в один цвет. |
3 | 3 | «Виноград» «Рябинка» (плоскостное) коллективное | Учить прикладывать шарики в определенные места, составляя общую композицию. Воспитывать интерес к результатам совместного труда, аккуратность. |
4 | 2 | «Бусы» (объемное) | Закреплять умение формировать небольшие шарики. Использовать палочку для проделывания дырочек. Нанизывать шарики на нитку. Окрашивать, самостоятельно выбирать цвета. Воспитывать умение любоваться своей готовой работой и работами товарищей. Воспитывать аккуратность, доброжелательность, взаимопомощь. |
Ноябрь | |||
1 | 3 | «Стаканчик для карандашей» (объемное) | Учить «затягивать» тестом небольшие предметы для придания формы. Самостоятельно украшать изделие, после сушки окрашивать, выбирать цвет. Учить замечать красоту простых вещей. Учить любоваться, развивать фантазию. |
2 | 3 | «Строим дом» (плоскостное) | Закреплять умение раскатывать тесто в виде длинных и коротких палочек двумя ладонями. Раскатывать и сплющивать шарики, выкладывать палочки и шарики по обозначенным линиям, создавая изображение. Развивать аккуратность, фантазию, взаимопомощь. |
3 | 3 | «Ёжик» (объёмное) | Развивать мелкую моторику рук. Закрепление способов вытягивания и сглаживания. Выделять отдельные части: нос, глаза, уши. С помощью природного материала декорировать изделие. Развивать фантазию, воспитывать аккуратность. |
Декабрь | |||
1 | 2 | «Новогодний шар» (объёмное) | Закреплять умение формировать шар. Использовать в основе шарик из фольги или бумаги. Развивать чувство вкуса, при окрашивании самостоятельно выбирать цвета. Воспитывать умение любоваться своей работой. Хвалить самостоятельность, аккуратность, проявление фантазии. |
2 | 3 | «Ёлочка» (плоскостное) | Продолжать учить составлять композицию из отдельных частей. Закреплять умение аккуратно сплющивать небольшие шарики. Учить пользоваться формочками для вырезания. Размещать изделие в центре. Располагать украшения по всей елочке. Аккуратно окрашивать, самостоятельно выбирать цвета. Развивать воображение, умение любоваться своей работой. |
3 | 3 | «Дед мороз» (плоскостное) | Развивать творческое воображение, мелкую моторику. Продолжать знакомить с праздником Новым годом; приобщить к русской праздничной культуре, учить передавать в лепке образ игрушки, располагать детали в определенном порядке. Воспитывать активность, наблюдательность, самостоятельность. Учить работать стекой. |
Январь | |||
1 | 2 | «Снеговик» (объемное) | Формировать умение создавать предметы, состоящие из 2-3 частей, соединяя их путем смачивания пальцев в воде. Закреплять умение аккуратно пользоваться тестом, класть вылепленные предметы на дощечку. Поддержание чувства радости, возникающего при восприятии результата своей и общей работы. |
2 | 3 | «Снежинка» (плоскостное) | Продолжать учить раскатывать тесто, пользуясь «ребристым» карандашом, пользоваться стекой для обрезывания полосок. Располагать готовые полоски в определённые места. Продолжать развивать мелкую моторику рук, самостоятельность, аккуратность. Самостоятельно окрашивать, пользуясь тремя цветами. Продолжать учить любоваться своей работой и работами товарищей. |
3 | 3 | «Снегирь» (объемное) | Закреплять представления детей о внешнем виде зимующей птицы, ее отличительные особенности. Учить пользоваться картонной заготовкой для создания плоскостного образа. Аккуратно окрашивать в соответствующие цвета. |
Февраль | |||
1 | 2 | «Валентинка» (плоскостное) | Расширять представления детей о праздниках, развивать мелкую моторику. Совершенствовать умение сплющивать шарик, приклеивать в определенное место, с помощью воды. Развивать аккуратность, фантазию. Учить любоваться готовой работой. Воспитывать взаимопомощь. |
2 | 3 | «Поздравляем пап» (объемное) | Закреплять умение формировать шар и сплющивать его, учить пользоваться стекой. Продолжать учить, из отдельных частей, создавать целое. Использовать бросовый материал. Способствовать самостоятельности в процессе украшения изделия. |
3 | 3 | «Вышли мыши как-то раз…» (объёмное) | Учить скатывать шар и проделывать в нем углубление. Делить тесто на необходимые кусочки. Закреплять прием вытягивания, склеивать детали, используя воду. Аккуратно окрашивать. Развивать умение рассказывать о том, что слепили. |
Март | |||
1 | 3 | «Цветок для мамы» (плоскостное) | Продолжать учить составлять композицию из деталей. Вызывать стремление сделать красивую вещь (подарок). Закреплять приемы лепки, пользоваться стеком для отделения кусочков теста. Развивать творческое воображение, самостоятельность. |
2 | 3 | «Чашка» (объемное) | Учить лепить предметы посуды, закрепление основных приёмов. Использовать воду для склеивания деталей. Развивать творческое воображение, способствовать проявлению фантазии в украшении. Обращать внимание на аккуратность окрашивания, подбор цветов. |
3 | 3 | «Корзинка» (объемное) | Продолжать учить раскатывать тонкие палочки, учить элементам простого плетения используя подручные материалы (спички или другие тонкие палочки). Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца. Хвалить проявление самостоятельности, аккуратности, взаимопомощи. |
Апрель | |||
1 | 2 | «Ракета» (объемное) | Расширять кругозор детей знаниями о космосе и первых космонавтах. Совершенствовать основные приемы лепки. Учить формировать конус. Составлять композицию из отдельных частей. Совершенствовать умение сплющивать шар. Склеивать детали, используя воду. Аккуратно окрашивать в два цвета. |
2 | 2 | «Пасхальное яйцо» (объемное) | Приобщать детей к культурным традициям и праздникам. Побуждать лепить несложные предметы, украшать вылепленные предметы, подручными материалами, сильно прижимая. Поддерживать чувства радости, возникающего при восприятии результата своей работы. |
3 | 3 | «Птенцы в гнезде» (объемное) | Закреплять основные приемы лепки, способствовать развитию мелкой моторики пальцев. Продолжать учить формировать шар, проделывать в нем углубление. Самостоятельно украшать изделие, окрашивать после сушки. Воспитывать бережное и заботливое отношение к природе, птицам. |
4 | 2 | «Бабочка» (плоскостное) | Совершенствовать умение работать с заготовкой из картона, аккуратно и равномерно заполнять все пространство трафарета тестом. Дать представление о симметрии. Развивать фантазию, творческую самостоятельность. |
Май | |||
1 | 3 | «Яркий цветок в горшочке» (плоскостное) | Развитие эстетического восприятия, привлечение внимания детей к красоте окружающих предметов. Продолжать формировать навыки аккуратной работы. Развивать фантазию. Продолжать учить лепить простые изделия состоящие из нескольких частей (склеивать, используя воду) |
2 | 3 | «Жучок» (объемное) | Закреплять основные приемы лепки, способствовать развитию мелкой моторики пальцев. Продолжать учить формировать шар, проделывать в нем углубление. Самостоятельно украшать изделие, окрашивать после сушки. Воспитывать бережное и заботливое отношение к природе, птицам. |
3 | 3 | «Ромашки» (плоскостное) | Совершенствовать умение работать с заготовкой из картона, аккуратно и равномерно заполнять все пространство трафарета тестом. Дать представление о симметрии. |
План взаимодействия с родителями
№ п/п | Тема | Сроки выполнения |
Родительское собрание | Начало учебного года | |
Индивидуальные беседы с родителями «Предметно-развивающая среда группы» Цель: привлечение родителей к созданию предметно-развивающей среды для реализации проекта | В течение учебного года | |
Уголок для родителей. | Смена материала каждый месяц в течение года | |
Выставка детских работ «Осень». Цель: ознакомление с творческими работами детей. | Октябрь | |
Выставка детских работ «Зима». Цель: ознакомление с творческими работами детей. | Декабрь | |
Выставка детских работ «23 февраля». Цель: ознакомление с творческими работами детей. | Февраль | |
Выставка детских работ «8 марта». Цель: ознакомление с творческими работами детей. | Март | |
Индивидуальные консультации, беседы о специфике работы с соленым тестом. | В течение |
Предварительный просмотр:
План конспект НОД по лепке из соленого теста (открытый показ занятия кружка «Мукосолька» для воспитателей МДОАУ д/с № 20)
Тема: «ГОРОХОВЫЕ ФАНТАЗИИ»
Цель: развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и в продуктивной деятельности.
Задачи:
- Обучающие:
- Учить детей украшать лепку горошинами.
- Продолжать учить детей лепить из соленого цветного теста.
- Закрепить знания о цвете, упражнять в назывании цвета.
- Развивающие:
- Развивать память, фантазию, мелкую моторику кистей рук.
- Совершенствовать приемы лепки: раскатывание (прямое и круговое), придавливание, загибание, соединение.
- Воспитывающие:
- Воспитывать сосредоточенность, аккуратность.
Оборудование: цветное соленое тесто (можно использовать цветной пластилин), цельный горох в маленьких пластиковых тарелочках, листы бархатной бумаги, дощечки для лепки; запись спокойной фоновой музыки; тканевые мешочки, наполненные горохом; миска, наполненная горохом вперемежку с мелкими игрушками.
Интеграция образовательных областей:
Социализация» «Коммуникация» «Чтение художественной литературы» «Музыка», «Познание», «Здоровье».
Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, продуктивная.
Словарная работа: Познакомить детей со словами: бархатная, горсть. Ввести в активный словарь слова: горох, горошек, горошина.
Ход НОД
Воспитатель:
Ребята, сегодня мы с вами будем лепить из цветного соленого теста. Напоминаю, что это тесто только для лепки. Ни в коем случае его нельзя пробовать на вкус. Ведь вы видели, что когда его готовили, то добавляли в него краску, много соли и немного клея.
Но кроме соленого теста нам понадобится еще кое-что. Вы заметили, что насыпано в маленькие тарелочки у вас на столах? Это горох. Еще можно сказать – горошек. Сколько горошка у вас в тарелочках? Много. А теперь возьмите пальчикам одну. Как назвать эту одну штуку? Горошина.
Подвиньте поближе к себе коврики из цветной бумаги. Какого цвета у тебя коврик? А у тебя? У тебя? Такая бумага называется – бархатная бумага. Проведите ладошкой по бумаге, а теперь пальчиками. Какая эта бумага на ощупь? Она шершавая, щекочет ладошку и пальчики. Вы запомнили, как называется эта бумага? Бархатная. Повторите это слово и постарайтесь запомнить. (дети выполняют указания воспитателя)
Воспитатель: (читает стихотворение)
Дома мы одни скучали,
Горсть горошинок достали.
И мы возьмем горсть горошинок. Захватите всеми пальцами и ладонью горошины. Вот так. Это и называется – горсть. Возьмите горсть горошин из своих тарелочек и положите на коврик из бархатной бумаги. Вот мы узнали еще одно новое слово – горсть. Повторите его и запомните. А теперь слушаем стихотворение дальше и играем с горохом.
Воспитатель: (продолжает читать стихотворение)
Покатаем мы в руках мелкие горошки,
Станьте ловкими скорей, пальцы и ладошки.
Накройте ладошкой сверху горошек и покатайте. Вот так: вперед-назад, круговыми движениями – рисуем кружок.
(дети повторяют движения по указанию воспитателя)
Воспитатель: (продолжает читать стихотворение)
Чтоб игру нам продолжать,
Надо пальчику сказать:
«Пальчик, пальчик, мой хороший,
Прижми к коврику горошек».
Давайте скажем все вместе эти слова: «Пальчик, пальчик, мой хороший, прижми к коврику горошек». Повторим еще раз, все вместе, дружно. Вот теперь можно пальчиком прижать горошек пальчиком к коврику.
(дети повторяют слова и движения по указанию воспитателя)
Воспитатель: (продолжает читать стихотворение)
Покрути горошину на месте,
Хорошенько покатай
И другому пальцу передай.
Снова покрути и покатай,
Другому пальцу дальше передай.
(Последние две строчки повторяются, пока дети не поработают всеми пятью пальцами).
Мы поиграли с пальчиками, отодвиньте на край стола коврики из бархатной бумаги, переложите горох обратно в тарелочки. Сейчас мы будем лепить. А вот что именно лепить, вы выберете сами.
Воспитатель: (продолжает читать стихотворение)
Тесто в руки я беру –
Дорожку длинную леплю.
Теперь возьму скорей горошку,
Чтобы выложить дорожку,
Пусть побегает по ней зайчик или кошка.
(Стихотворение сопровождается показом воспитателя выполнения работы – раскатывание прямыми движениями ладоней, выкладыванием горошин). Но вам, ребята, совсем не обязательно лепить именно дорожку.
Воспитатель: (продолжает читать стихотворение)
Тесто в руки я беру –
Пирог гороховый леплю.
Пирог лепить я завершаю,
Его горохом украшаю.
(Слова сопровождаются показом воспитателя – раскатывание круговыми движениями, придавливание, выкладывание горошин).
Воспитатель: (продолжает читать стихотворение)
Тесто в руки я беру –
Бусы красивые леплю.
Их в колечко загибаю
И горошком украшаю.
(Показ – раскатывание прямыми движениями, загибание, соединение, выкладывание гороха (частичное)).
Воспитатель:
Подумайте, что именно вы хотите вылепить. Что ты решил вылепить? А что ты задумал? Что ты будешь лепить? Теперь пройдите к этому столу и выберите себе кусочек теста нужного цвета.
(Дети выбирают, а воспитатель спрашивает, какого цвета тесто выбрано тем или иным ребенком. Дети выполняют работу под музыку. В конце занятия дается положительная оценка детских работ. Особенно отмечается проявление творческой фантазии. Работы выкладываются на выставку. Детям по мере окончания работы предлагается подойти к небольшой миске, наполненной горохом вперемежку с мелкими игрушками (можно из киндер-сюрпризов) и вырыть руками себе одну игрушку-приз).
Воспитатель:
На этом наше гороховое занятие закончено. Но игры с горохом продолжаются. Вымойте руки и возьмите эти мешочки, наполненные горохом, а я расскажу вам и покажу, как с ними можно играть.
Игры:
- «Пронеси мешочек на голове» (равновесие)
- «Перешагни (обойди между) мешочками» (координация движений)
- «Помни мешочек в руках» (мелкая моторика)
- «Перепрыгни через мешочек» (прыжки)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему "Развитие мелкой моторики рук посредствам тестопластики"
В статье рассказывается о мелкой моторики рук посредствам тестопластики....
творческий отчет по самообразованию "Развитие мелкой моторики рук посредством тестопластики"
Предлагаю вам замечательный метод развития малышей с помощью тестопластики....
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ПОСРЕДСТВОМ ТЕСТОПЛАСТИКИ
Лепка может являтьсяодним из видов обучения, способствующей развитию мелкой моторики дошкольников, за счетиспользования пластичныхматериалов и разнообразных действий с ним.Из всех материалов я вы...
Развитие мелкой моторики рук посредством тестопластики
Лепка – является одним из средств эстетического воспитания. Лепить можно из разных пластичных, экологически чистых материалов, которые приобретают в процессе лепки задуманную форму и сохраняют её на д...
Программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики рук посредством тестопластики «ТЕСТОЛЮБЫ»
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания дошкольника. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успе...
Развитие мелкой моторики рук посредством тестопластики
соленое тесто...
Индивидуальная траектория развития профессиональной компетенции на 2022-2023 г. Тема: «Развитие мелкой моторики рук посредством тестопластики»
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, ...