Формирование мелкой моторики рук посредством тестопластики.
статья по аппликации, лепке по теме

Москалева Мария Ивановна

Данный материал содержит опыт работы Новак Анастасии Владимировны, воспитателя МДОАУ д/с № 20 г. Свободного, по формированию мелкой моторики рук посредством тестопластики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл melkaya_motorika.rar1.4 МБ
Файл proekt.rar46.13 КБ
Файл nod.rar224.96 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект  «Развитие мелкой моторики рук посредством тестопластики»

(Опыт работы Новак Анастасии Владимировны, воспитателя

МДОАУ д/с № 20 г. Свободного)

Актуальность проекта.

Поделки из теста древняя традиция, но и сегодня соленое тесто весьма популярный материал для лепки. В России существовал с давних времен обычай лепить хлебные фигурки на забаву себе и детям. В Чехии, Словакии, Польше лепили целые картины из теста.

Тестопластика является одним из видов народно-прикладного искусства. Это одно из средств эстетического воспитания – помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Воспроизводя тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают мелкую моторику рук, что способствует развитию речи, развивают наблюдательность, детскую фантазию.

По данным исследования ученых доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Работа с тестом своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений, необходимых в работе с маленькими детьми. Неоценимую помощь эти занятия могут оказать детям с задержкой психического  развития. Ведь известно, насколько велика роль рук в развитии умственной деятельности человека.

Наши рецепторы (тонкие окончания чувствующих нервов, расположены в мышцах) - это своего рода маленькие, чуткие исследователи, особо воспринимающие устройства, с помощью которого дети ощущают мир в себе и вокруг себя. Значительную часть коры головного мозга занимают представительства наших рук. И это естественно - ведь сведения о мире мы получаем именно через руки, через наш рабочий орган, с помощью которого мы исследуем, творим, строим. Поэтому на занятиях по тестопластики широко использую пальчиковые игры, гимнастику и массаж пальцев, упражнения для рук с предметами.

Проблема:

будет ли, подобранная мною серия занятий тестопластикой, эффективным средством развития мелкой моторики для детей среднего дошкольного возраста? 

Вид проекта: 

долгосрочный, групповой, творческий.

Сроки реализации:

в течение учебного года (с сентября 2013г. по май 2014г.)

Руководитель: 

воспитатель Новак Анастасия Владимировна.

Участники проектной деятельности: 

дети средней группы, воспитатель, родители.

Объект:

мелкая моторика у детей среднего дошкольного возраста.

Предмет:

развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста посредством тестопластики.

Виды деятельности: 

совместная деятельность.

Направление развития:

  • познавательно-речевое
  • социально-личностное
  • эстетическое
  • коммуникативное
  • музыкальное

Образовательные области: 

  • коммуникация
  • познание
  • музыка
  • социализация
  • безопасность

Цель проекта:

теоретически обосновать и эмпирически выявить эффективность серии занятий тестопластикой в развитии мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста.

Гипотеза  исследования: серия занятий тестопластикой будет являться эффективным средством развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста, если:

  • занятия тестопластикой направлены на координацию  и синхронизацию движений мелких мышц обеих рук;
  • задания выполняется по образцу взрослого (по показу и одновременно с ним);
  • творческие работы, выполняемые посредством тестопластики, будут выполняться детьми  точно по образцу.     

Задачи:

  • Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по проблеме  проекта.
  • Подобрать диагностические методики и выявить исходный уровень развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста.
  • Провести серию занятий тестопластикой с целью развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста.
  • Выявить результативность проведенной опытно-экспериментальной работы по развитию мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста.

Этапы проекта: 

Первый этап - подготовительный:

  • постанова проблемы;
  • подбор теоретического  материала – методик организации занятий тестопластикой, диагностик для выявления уровня развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста, определение количественных и качественных показателей для обработки результатов исследования, разработка сводных протоколов для внесения полученных эмпирических данных
  • составление плана и паспорта проекта;
  • создание соответствующей развивающей среды;
  • информирование и ознакомление родителей с темой и планом проекта.
  • презентация и обсуждение проекта на МПС;

Второй этап:

  • постановка проблемы вместе с детьми;
  • вовлечение родителей в организацию проекта (оказание помощи в сборе и оформлении информации и атрибутов, создание соответствующей предметно-развивающей среды).

Третий этап:

  • тематические беседы, рассматривание иллюстраций, фотографий, образцов творческих работ выполненных в технике тестопластики;
  • продуктивная деятельность (занятия НОД в кружке «Мукосолька»).

Четвёртый этап: анализ проекта.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

Дети:

  • проявляют интерес к творческим работам в технике тестопластики;
  • увеличился словарный запас детей, речь детей стала более эмоциональной и выразительной;
  • возросла речевая активность детей в различных видах деятельности;
  • хорошо развивается мелкая моторика, укрепляется мускулатура пальцев, вырабатываются тонкие движения руки и пальцев, закрепляются навыки осязательного обследования, особенно в процессе лепки с натуры.

Родители:

  • родители стали единомышленниками с педагогами ДОУ по использованию тестопластики в работе с детьми;
  • родители получили необходимые знания по данной теме, стали более информированными в вопросе выполнения творческих работ в технике тестопластики с детьми дома;

Выполнение проекта.

Формы организации работы с детьми

Непосредственно организованная деятельность детей

  • «Комплексное» - включение разных видов деятельности
  •  «Знакомство» - знакомство детей с новыми знаниями, обучение новым умениям.
  • «Открытие» –   дети самостоятельно решают поставленные перед ними задачи, проблемы, через специально организованную экспериментально-поисковую деятельность с опорой на собственный опыт
  • «Радость» - дети   получают радость от встречи со знакомым темой, материалом, оттого, что имеют знания, навыки, которые могут использоваться для получения новых знаний.
  • «Тематическое» - обобщаются знания и умения детей по пройденной теме через различные виды деятельности.
  • «По замыслу детей» - дети выбирают тему, приемы лепки, элементы,   цвет, композицию, форму, дети самостоятельно придумывают способы выразительности для   предметов, вещей.                                           

Совместная деятельность воспитателя с детьми.         

  • Наблюдения.   
  • Рассматривание книг, иллюстраций, репродукций, предметов народного искусства, своих готовых изделий.
  • Организация выставок.  
  • Экспериментирование, опыты с материалом, цветом.  
  • Изготовление подарков.
  • Дидактические игры.
  • Чтение художественной литературы.
  • Просмотр слайд. фильмов.    

Самостоятельная деятельность детей. 

  • Работа с пооперационными картами рецептов   соленого теста.
  • Приготовление   соленого теста в уголке экспериментирования.   
  • Рассматривание фотографий поделок, иллюстративного материала, малой скульптуры, барельефов, материалов по основам цветоведения.  
  • Создание поделок.        

Коррекционная работа на занятиях по лепке из соленого теста.

  • Упражнения на развитие моторики: общей (физкультурные паузы и минутки): движения сопровождаемые словами (лучше стихами т.к. они имеют четкий ритм, лучше запоминаются детьми и более эмоциональны), по теме занятия;
  • Упражнения на развитие мелкой моторики ладони и пальцев рук: лепка деталей с использованием различных приемов лепки, а также   использование дополнительного материала для составления композиции.  
  •  Гимнастика:   
  • дыхательная   (в начале занятия по теме);
  • артикуляционная   (по рекомендации логопеда и теме занятия);
  • голосовая (хоровое и индивидуальное произношение слов, фраз, чистоговорок и скороговорок в разном темпе, с разной интонацией, высотой и громкостью звучания);
  • пальчиковая (показать форму, величину, предмет и т.д., имитация движения, приемов, работа с самим тестом).
  • Развитие речи:
  • скороговорки по теме занятия со звуками поставленными логопедом;
  • хоровое произнесение новых слов совместно с воспитателем;
  • звуко-слоговый анализ слова: творческое задание – слепить предмет, в названии которого присутствует данный звук. 1-2-3 слога (только в подготовительной группе);
  • рассуждения, анализ своей работы и работы своих товарищей.
  • Развитие внимания и памяти:
  • запомнить последовательность выполнения работы, вспомнить правила склеивания деталей, техники безопасности;
  • ориентировка на листе бумаги. Расположение частей на листе относительно друг друга и других деталей работы, соблюдение пропорций, составление разноплановой композиции.

Последовательность выполнения работ из соленого теста.

Этап

     Рекомендации

Воспитатель

Дети

Выбор сюжета

 

Выбор по теме занятия

Обсуждение темы

Составление эскиза или плана работы

Несложные работы выполняются без эскиза. Эскиз или план работы делается для сложных работ с большим количеством деталей. Особое внимание уделяется композиции, определяющей положение частей и предметов в пространстве, ритм и симметрию в декоративной работе.

Особое внимание уделяется композиции, определяющей положение частей и предметов в пространстве, ритм и симметрию в декоративной работе.

Рассматривание, советы, наброски простым карандашом или точками на фоне.

Выбор материала

Для выполнения работы, ее выразительности и оригинальности использование теста различных цветов, а так же различные дополнительные материалы: бросовый, природный и т.д.

Подбор теста различных цветов, Подбор различного дополнительного   материала: для фона, бросового, природного и т.д.

Выбор цвета, фона, материала по желанию.

Изготовление форм и элементов

Приемы работы специфичные для работы с соленым тестом.

Приемы работы специфичные для работы с соленым тестом.

Отработка приемов на соленом тесте и других пластических материалах вне занятия

Раскладывание частей на фоне

Вылепленные детали расположить на фоне так, чтобы получилась задуманная композиция, которую можно изменить до высыхания работы.

Совет, рекомендация.

 

Самостоятельно

Склеивание деталей

Решить в какой последовательности будут соединяться детали: сверху вниз или с низу вверх, от крупного к мелкому, пользоваться водой и кисточкой для склеивания деталей

Показ частичный или полный нового приема. Проговаривать последовательность работы. Рекомендации, помощь в случае необходимости.

Самостоятельно

Высушивание

В соответствии с выбором сушки для данной работы.

Рекомендации, помощь при необходимости.

Самостоятельно

 Программа работы кружка лепки из солёного теста «Мукосолька»

Цель: Развитие мелкой моторики рук, точности тонких движений,  укрепление мускулатуры кистей рук. Развитие творчества и фантазии, образного мышления и любознательности, наблюдательности и воображения.

Задачи:

  • Формирование интереса к лепке.  Развитие умений раскатывать комочки прямыми и круговыми движениями, соединять концы получившейся палочки. Сплющивать шар, сминая его ладонями обеих  рук. Побуждение украшать вылепленные предметы.
  • Формирование умения создавать предметы, состоящие  из 2-3 частей, соединяя их путем прижимания друг к другу и используя нетрадиционные приёмы.: палочки, короткие ленточки и т.д.
  • Побуждение лепить несложные предметы, состоящие из нескольких частей (неваляшка, цыпленок, пирамидка и т.д.); объединять вылепленные фигурки в коллективную композицию (неваляшки водят хоровод, яблоки лежат на тарелке и др.)
  • Развивать умение использовать формочки, трафареты для создания необходимых частей или целых  композиций.
  • Воспитание умение любоваться  готовой работой, поддержание чувства радости, возникающее при восприятии результата своей и общей работы. Воспитывать аккуратность, уважение к труду товарищей.

Актуальность

Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. 

Развитие детского творчества является актуальной проблемой. Творчество – это деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека. Творческое созидание – это проявление продуктивной активности человеческого сознания

Дошкольный возраст - период наиболее интенсивного развития воображения и наглядно-образного мышления, которые являются здесь основными формами познания. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт.

Возраст от 3 до 5 лет - время наиболее бурного развития ребенка. Формирование творческой личности — одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Именно в изобразительной деятельности ярче всего раскрываются творческие способности детей. Занятия с детьми творчеством любого вида способствуют разностороннему развитию ребёнка, раскрывается его личность, творческий потенциал, способность применять освоенные знания и умения для решения нестандартных задач, появляется уверенность в правильности принятия обоснованного решения и их реализации. Развивать творческие способности ребёнка лучше начинать с дошкольного детства, именно этот возраст имеет непреходящее значение в становлении первооснов личности. Весь путь формирования личности пролегает между задатками и способностями.

В работе с детьми используются три вида лепки: лепка предметная, сюжетная и декоративная.

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.

Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряда математических представлений.

Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения с взрослыми и сверстниками.

Занятия по лепке тесно связаны с занятиями по ознакомлению с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами. 

Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс. Специфику лепки определяет материал. Почему именно тесто? Тесто – это такой материал, который для детской руки более удобен – он мягкий и для ребенка представляет больший интерес, чем пластилин.

Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Тесто – материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Работа с ним доставляет удовольствие и радость. Этому виду творчества придумали современное название - “Тестопластика”. 

Краткая характеристика программы:

  • Программа кружка подготовлена для работы с детьми среднего дошкольного возраста.
  • На кружок отбираются дети по результатам проведенной диагностики, т. е. дети, имеющие высокий уровень по разделу «Художественно-эстетическое развитие».
  • Кружок проводится 1 раз в неделю по 20 минут. В кружке занимаются 10 человек.
  • Индивидуальный и дифференцированный подход является основным приемом работы с детьми.

Принципы построения программы:

  • От простого к сложному.
  • Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.
  • Научность.
  • Доступность.
  • Системность знаний.
  • Воспитывающая и развивающая направленность.
  • Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков.
  • Активность и самостоятельность.
  • Учет возрастных и индивидуальных особенностей.

Материалы и инструменты: 

Мука, соль “Экстра”, клей обойный, клей ПВА, клей “Момент”, краски акриловые; краски акварельные, гуашь, кисти, ножницы, стеки, доска, рамки, пищевая фольга; проволока, лак, валик-скалка, формочки, мисочки для теста, ёмкость с водой, зубочистки, ситечко.

Октябрь

неделя

часы

Тема

Задачи

1

2

«Вот какое тесто»

Знакомить с новым материалом для лепки. Выяснение особенностей материала. Пробовать отщипывать необходимое количество теста, склеивать кусочки между собой с помощью воды.  Учить пользоваться формочкой «бабочка» Учить окрашивать просохшее изделие, помогать в декорировании.

2

2

«Солнышко»

(плоскостное)

Учить отщипывать небольшие кусочки теста и приклеивать их в определенное место (рисунок заготовка круглой формы на картоне), заполнять всю форму, для оформления лучей скатывать длинные палочки. Аккуратно окрашивать в один цвет.

3

3

«Виноград»  «Рябинка»

(плоскостное)

коллективное

Учить прикладывать шарики в определенные места, составляя общую композицию. Воспитывать интерес к результатам совместного труда, аккуратность.

4

2

«Бусы»

(объемное)

Закреплять умение формировать небольшие шарики. Использовать палочку для проделывания дырочек. Нанизывать шарики на нитку. Окрашивать, самостоятельно выбирать цвета. Воспитывать умение любоваться  своей готовой работой и работами товарищей. Воспитывать аккуратность, доброжелательность, взаимопомощь.

Ноябрь

1

3

«Стаканчик для карандашей»

(объемное)

Учить «затягивать» тестом небольшие предметы для придания формы. Самостоятельно украшать изделие, после сушки окрашивать, выбирать цвет. Учить замечать красоту простых вещей. Учить любоваться, развивать фантазию.

2

3

«Строим дом»

(плоскостное)

Закреплять умение раскатывать тесто в виде длинных  и коротких палочек двумя ладонями. Раскатывать и сплющивать шарики, выкладывать палочки и шарики по  обозначенным линиям, создавая изображение. Развивать  аккуратность, фантазию, взаимопомощь.

3

3

«Ёжик»

(объёмное)

Развивать мелкую моторику рук. Закрепление способов вытягивания и сглаживания. Выделять отдельные части: нос, глаза, уши. С помощью природного материала декорировать изделие. Развивать фантазию, воспитывать аккуратность.

Декабрь

1

2

«Новогодний шар»

(объёмное)

Закреплять умение формировать шар. Использовать в основе шарик из фольги или бумаги. Развивать чувство вкуса, при  окрашивании самостоятельно выбирать цвета. Воспитывать умение любоваться своей работой. Хвалить самостоятельность, аккуратность,  проявление фантазии.

2

3

«Ёлочка»

(плоскостное)

Продолжать учить составлять композицию из отдельных частей.  Закреплять умение аккуратно сплющивать небольшие шарики. Учить пользоваться формочками для вырезания.  Размещать изделие в центре.  Располагать украшения по всей елочке. Аккуратно окрашивать, самостоятельно выбирать цвета. Развивать воображение,  умение  любоваться своей работой.

3

3

 «Дед мороз»

(плоскостное)

Развивать творческое воображение, мелкую  моторику. Продолжать знакомить с праздником Новым годом; приобщить к русской праздничной культуре, учить передавать в лепке образ игрушки, располагать детали в определенном порядке. Воспитывать активность, наблюдательность, самостоятельность. Учить работать стекой.

Январь

1

2

«Снеговик»

(объемное)

Формировать умение создавать предметы, состоящие из 2-3 частей, соединяя их путем смачивания пальцев в воде. Закреплять умение аккуратно пользоваться тестом, класть вылепленные предметы на дощечку. Поддержание чувства радости, возникающего при восприятии результата своей и общей работы.

2

3

«Снежинка»

(плоскостное)

Продолжать учить раскатывать тесто, пользуясь «ребристым» карандашом, пользоваться стекой для обрезывания полосок. Располагать готовые полоски в определённые места. Продолжать развивать мелкую моторику рук, самостоятельность, аккуратность. Самостоятельно окрашивать, пользуясь тремя цветами. Продолжать учить любоваться своей работой и работами товарищей.

3

3

«Снегирь»

(объемное)

Закреплять представления детей о внешнем виде зимующей птицы, ее отличительные особенности. Учить пользоваться картонной заготовкой для создания плоскостного образа. Аккуратно окрашивать в соответствующие цвета.

Февраль

1

2

«Валентинка»

(плоскостное)

Расширять представления детей о праздниках, развивать мелкую моторику. Совершенствовать умение сплющивать шарик,  приклеивать в определенное место, с помощью воды. Развивать аккуратность, фантазию. Учить любоваться готовой работой. Воспитывать взаимопомощь.

2

3

«Поздравляем пап»

(объемное)

Закреплять умение формировать шар и сплющивать его, учить пользоваться стекой. Продолжать учить, из отдельных частей, создавать целое. Использовать бросовый материал. Способствовать самостоятельности в процессе украшения изделия.

3

3

«Вышли мыши как-то раз…»

(объёмное)

Учить скатывать шар  и проделывать в нем углубление. Делить тесто на необходимые кусочки. Закреплять прием вытягивания, склеивать детали, используя воду. Аккуратно окрашивать. Развивать умение рассказывать о том, что слепили.

Март

1

3

«Цветок для мамы»

(плоскостное)

Продолжать учить составлять композицию из деталей. Вызывать стремление сделать красивую вещь (подарок). Закреплять приемы лепки, пользоваться стеком для отделения кусочков теста. Развивать  творческое воображение, самостоятельность.

2

3

«Чашка»

(объемное)

Учить лепить предметы посуды, закрепление основных приёмов.  Использовать воду для склеивания деталей. Развивать творческое воображение,  способствовать проявлению фантазии в украшении. Обращать внимание на аккуратность  окрашивания, подбор цветов.

3

3

«Корзинка»

(объемное)

Продолжать учить раскатывать тонкие  палочки, учить элементам  простого плетения используя подручные материалы (спички или другие тонкие палочки).

Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.

Хвалить проявление самостоятельности, аккуратности, взаимопомощи.

Апрель

1

2

«Ракета»

(объемное)

Расширять кругозор детей знаниями о космосе и первых космонавтах.         Совершенствовать основные приемы лепки.  Учить формировать конус. Составлять композицию из отдельных частей. Совершенствовать умение сплющивать шар. Склеивать детали, используя воду. Аккуратно окрашивать в два  цвета.

2

2

«Пасхальное яйцо»

(объемное)

Приобщать детей к культурным традициям и праздникам.

Побуждать лепить несложные предметы, украшать вылепленные предметы, подручными материалами, сильно прижимая. Поддерживать чувства радости, возникающего при восприятии результата своей работы.

        

        3

3

«Птенцы в гнезде»

(объемное)

Закреплять основные приемы лепки, способствовать развитию мелкой моторики пальцев. Продолжать учить формировать шар, проделывать в нем углубление. Самостоятельно украшать изделие, окрашивать после сушки.  Воспитывать бережное и заботливое отношение к природе, птицам.

4

2

«Бабочка»

(плоскостное)

Совершенствовать умение работать с заготовкой из картона, аккуратно и равномерно заполнять все пространство трафарета тестом. Дать представление о симметрии. Развивать фантазию, творческую самостоятельность.

Май

1

3

«Яркий цветок в горшочке»

(плоскостное)

Развитие эстетического восприятия, привлечение внимания детей к красоте окружающих предметов. Продолжать формировать навыки аккуратной работы. Развивать фантазию. Продолжать учить лепить простые изделия состоящие из нескольких частей (склеивать, используя воду)

2

3

«Жучок»

(объемное)

Закреплять основные приемы лепки, способствовать развитию мелкой моторики пальцев. Продолжать учить формировать шар, проделывать в нем углубление. Самостоятельно украшать изделие, окрашивать после сушки.  Воспитывать бережное и заботливое отношение к природе, птицам.

3

3

«Ромашки»

(плоскостное)

Совершенствовать умение работать с заготовкой из картона, аккуратно и равномерно заполнять все пространство трафарета тестом. Дать представление о симметрии.

План взаимодействия с родителями

№ п/п

Тема

Сроки выполнения

Родительское собрание

«История возникновения поделок из соленого теста»

Цель: Вовлечение родителей в работу по развитию творческих способностей детей посредством «тестопластики». Выявления уровня знаний и умений родителей и детей по данной проблеме.

Начало учебного года

Индивидуальные беседы с родителями «Предметно-развивающая среда группы»

Цель: привлечение родителей к созданию предметно-развивающей среды для реализации проекта

В течение учебного года

Уголок для родителей.

«Лепка из соленого теста - творческое развитие ребенка»

Цель: Педагогическое просвещение родителей в воспитании и творческом развитии ребенка среднего дошкольного возраста.

Смена материала каждый месяц в течение года

Выставка детских работ «Осень».

Цель: ознакомление с творческими работами детей.

Октябрь

Выставка детских работ «Зима».

Цель: ознакомление с творческими работами детей.

Декабрь

Выставка детских работ «23 февраля».

Цель: ознакомление с творческими работами детей.

Февраль

Выставка детских работ «8 марта».

Цель: ознакомление с творческими работами детей.

Март

Индивидуальные консультации, беседы о специфике работы с соленым тестом.

Цель: Помощь родителям в овладении детьми технологией работы с соленым тестом. Выявление затруднений по данной проблеме. Рекомендации в развитии творческих способностей.

В течение
учебного года



Предварительный просмотр:

План конспект  НОД по лепке из соленого теста (открытый показ занятия кружка «Мукосолька» для воспитателей МДОАУ д/с № 20)

Тема: «ГОРОХОВЫЕ ФАНТАЗИИ»

Цель: развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и в продуктивной деятельности.

Задачи:

  • Обучающие:
  • Учить детей украшать лепку горошинами.
  • Продолжать учить детей лепить из соленого цветного теста.
  • Закрепить знания о цвете, упражнять в назывании цвета.
  • Развивающие:
  • Развивать память, фантазию, мелкую моторику кистей рук.
  • Совершенствовать приемы лепки: раскатывание (прямое и круговое), придавливание, загибание, соединение.
  • Воспитывающие:
  • Воспитывать сосредоточенность, аккуратность.

Оборудование: цветное соленое тесто (можно использовать цветной пластилин), цельный горох в маленьких пластиковых тарелочках, листы бархатной бумаги, дощечки для лепки; запись спокойной фоновой музыки; тканевые мешочки, наполненные горохом; миска, наполненная горохом вперемежку с мелкими игрушками.

Интеграция образовательных областей:

Социализация» «Коммуникация» «Чтение художественной   литературы» «Музыка», «Познание», «Здоровье».

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, продуктивная.

Словарная работа: Познакомить детей со словами: бархатная, горсть. Ввести в активный словарь слова: горох, горошек, горошина.

Ход НОД

 

Воспитатель:

Ребята, сегодня мы с вами будем лепить из цветного соленого теста. Напоминаю, что это тесто только для лепки. Ни в коем случае его нельзя пробовать на вкус. Ведь вы видели, что когда его готовили, то добавляли в него краску, много соли и немного клея.

Но кроме соленого теста нам понадобится еще кое-что. Вы заметили, что насыпано в маленькие тарелочки у вас на столах? Это горох. Еще можно сказать – горошек. Сколько горошка у вас в тарелочках? Много. А теперь возьмите пальчикам одну. Как назвать эту одну штуку? Горошина.

Подвиньте поближе к себе коврики из цветной бумаги. Какого цвета у тебя коврик? А у тебя? У тебя? Такая бумага называется – бархатная бумага. Проведите ладошкой по бумаге, а теперь пальчиками. Какая эта бумага на ощупь? Она шершавая, щекочет ладошку и пальчики. Вы запомнили, как называется эта бумага? Бархатная. Повторите это слово и постарайтесь запомнить. (дети выполняют указания воспитателя)

Воспитатель: (читает стихотворение)C:\Users\1\Desktop\Новак\МУКОСОЛЬКА фотки\100_3255.JPG

                   Дома мы одни скучали,

                    Горсть горошинок достали.

И мы возьмем горсть горошинок.  Захватите всеми пальцами и ладонью горошины. Вот так.  Это и называется – горсть.  Возьмите горсть горошин из своих тарелочек и положите на коврик из бархатной бумаги.  Вот мы узнали еще одно новое слово – горсть.  Повторите его и запомните.  А теперь слушаем стихотворение дальше и играем с горохом.

                   

 Воспитатель: (продолжает читать стихотворение) 

                     Покатаем мы в руках мелкие горошки,

                    Станьте ловкими скорей, пальцы и ладошки.

Накройте ладошкой сверху горошек и покатайте. Вот так: вперед-назад, круговыми движениями – рисуем кружок.

 (дети повторяют движения по указанию воспитателя)

                   

 Воспитатель: (продолжает читать стихотворение)

                    Чтоб игру нам продолжать,

                    Надо пальчику сказать:

                   «Пальчик, пальчик, мой хороший,

                    Прижми к коврику горошек».

Давайте скажем все вместе эти слова: «Пальчик, пальчик, мой хороший,  прижми к коврику горошек». Повторим еще раз, все вместе, дружно. Вот теперь можно пальчиком прижать горошек пальчиком к коврику.

  (дети повторяют слова и движения по указанию воспитателя)

 Воспитатель: (продолжает читать стихотворение)

                    Покрути горошину на месте,

                    Хорошенько покатайC:\Users\1\Desktop\Новак\МУКОСОЛЬКА фотки\100_3328.JPG

                    И другому пальцу передай.

                    Снова покрути и покатай,

                    Другому пальцу дальше передай.

(Последние две строчки повторяются, пока дети не поработают всеми пятью пальцами).

       Мы поиграли с пальчиками, отодвиньте на край стола коврики из бархатной бумаги, переложите горох обратно в тарелочки. Сейчас мы будем лепить. А вот что именно лепить, вы выберете сами.

Воспитатель: (продолжает читать стихотворение)

                   Тесто в руки я беру –

                   Дорожку длинную леплю.

                   Теперь возьму  скорей горошку,

                   Чтобы выложить дорожку,

                   Пусть побегает по ней зайчик или кошка.

(Стихотворение сопровождается показом воспитателя выполнения работы – раскатывание прямыми движениями ладоней, выкладыванием горошин). Но вам, ребята, совсем не обязательно лепить именно дорожку.

Воспитатель: (продолжает читать стихотворение)

                   Тесто в руки я беру –

                   Пирог гороховый леплю.

                   Пирог лепить я завершаю,

                   Его горохом украшаю.

(Слова сопровождаются показом воспитателя – раскатывание круговыми движениями, придавливание, выкладывание горошин).

Воспитатель: (продолжает читать стихотворение)

                 Тесто в руки я беру –

                 Бусы красивые леплю. 

                 Их в колечко загибаю

                 И горошком украшаю.

  (Показ – раскатывание прямыми движениями, загибание, соединение, выкладывание гороха (частичное)).

 Воспитатель: 

Подумайте, что именно вы хотите вылепить. Что ты решил вылепить? А что ты задумал? Что ты будешь лепить? Теперь пройдите к этому столу и выберите себе кусочек теста нужного цвета. C:\Users\1\Desktop\Новак\МУКОСОЛЬКА фотки\100_3337.JPG

(Дети выбирают, а воспитатель спрашивает, какого цвета тесто выбрано тем или иным ребенком. Дети выполняют работу под музыку. В конце занятия дается положительная оценка детских работ. Особенно отмечается проявление творческой фантазии. Работы выкладываются на выставку. Детям по мере окончания работы предлагается подойти к  небольшой миске, наполненной горохом вперемежку с мелкими  игрушками (можно из киндер-сюрпризов) и вырыть руками себе одну игрушку-приз). 

Воспитатель: 

На этом наше гороховое занятие закончено. Но игры с горохом продолжаются. Вымойте руки и возьмите эти мешочки, наполненные горохом, а я расскажу вам и покажу, как с ними можно играть.

Игры: 

  • «Пронеси мешочек на голове» (равновесие)
  • «Перешагни (обойди между) мешочками» (координация движений)
  • «Помни мешочек в руках» (мелкая моторика)
  • «Перепрыгни через мешочек» (прыжки)

C:\Users\1\Desktop\Новак\МУКОСОЛЬКА фотки\миниатюра28-258x300.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Развитие мелкой моторики рук посредствам тестопластики"

В статье рассказывается о  мелкой моторики рук посредствам тестопластики....

творческий отчет по самообразованию "Развитие мелкой моторики рук посредством тестопластики"

Предлагаю вам замечательный метод развития малышей с помощью тестопластики....

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ПОСРЕДСТВОМ ТЕСТОПЛАСТИКИ

Лепка может являтьсяодним из видов обучения, способствующей развитию мелкой моторики дошкольников, за счетиспользования пластичныхматериалов и разнообразных действий с ним.Из всех материалов я вы...

Развитие мелкой моторики рук посредством тестопластики

Лепка – является одним из средств эстетического воспитания. Лепить можно из разных пластичных, экологически чистых материалов, которые приобретают в процессе лепки задуманную форму и сохраняют её на д...

Программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики рук посредством тестопластики «ТЕСТОЛЮБЫ»

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания дошкольника. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успе...

Индивидуальная траектория развития профессиональной компетенции на 2022-2023 г. Тема: «Развитие мелкой моторики рук посредством тестопластики»

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, ...