Преемственность в коррекционно-развивающем сопровождении воспитателя и учителя-логопеда
консультация (подготовительная группа) на тему

Белокудренко Светлана Сергеевна

Для достижения положительного результата коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, имеющих нарушение речи необходимо соблюдать преемственность в работе педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Преемственность в работе воспитателя и логопеда в коррекционно-развивающем сопровождении детей с ОВЗ.

                                               Подготовила воспитатель Белокудренко С.С.

Успех работы в коррекционно-развивающем сопровождении детей дошкольного возраста в условиях специализированного детского сада или группы для детей с речевой патологией зависит от слаженности в работе педагогического коллектива, а именно от преемственности в работе воспитателя и учителя-логопеда.

Многие из коррекционных задач решаются совместно, это – развитие коммуникативной функции речи, воспитание речевой активности, обучение грамматически правильной речи и рассказыванию, обогащение и активизация словаря, а также формирование звуковой культуры речи. Учитель-логопед осуществляет формирование навыков правильной речи воспитанников, а воспитатель занимается закреплением этих навыков и создает условия для практического усвоения упражнений в использовании, закреплении, активизации словаря. Коррекционно-развивающее направление предусматривает преодоление речевых нарушений и включает: работу по практическому усвоению детьми лексических и грамматических средств языка, развитие связной речи, подготовку к обучению грамоте и овладению её элементами. Общеобразовательное направление в работе педагогов решает задачи охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечивает их интеллектуальное и личностное развитие. 

Деятельность воспитателя в том, что он создает в группе условия, способствующие активизации речи детей; осуществляет систематический контроль за речью не только во время занятий, но и во все режимные моменты; объясняет задания учителя-логопеда для закрепления пройденного материала, которые включают пополнение, уточнение, активизацию словаря, закрепление правильного звукопроизношения, развитие мелкой и артикуляционной моторики, развитие неречевых процессов в игровой деятельности. Во время закрепления нового материала, развивает способности применять эти знания, умения и навыки связной речи, а также проводит работу по накоплению, расширению, активизации словаря, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений дошкольников. Именно воспитатель имеет возможность многократно активизировать и закреплять новые слова, без чего не может проходить введение этих слов в самостоятельную речь детей. Но, все же самым важным моментом в работе воспитателя являются вечерние занятия по заданию учителя-логопеда. А дети, не имеющие задания логопеда, заняты спокойной деятельностью: настольно-печатными играми, играми по формированию мелкой моторики рук, мозаикой, логопедическими раскрасками или вкладышами, свободным рисованием, лепкой, конструированием, то есть, теми видами деятельности, которые не требуют в данный момент непосредственного участия или присутствия воспитателя.

В начале учебного года учитель-логопед знакомит воспитателей с результатами обследования детей, обращает внимание на особенности поведения и характер детей. Педагоги обсуждают темы ближайших занятий, план их проведения с учётом уровня речевого развития детей; согласовывают содержание работы на занятиях, методы обучения и закрепления речевых навыков. При изучении каждой темы они намечают словарный минимум, необходимый для усвоения детьми; уточняют, каким типам предложений необходимо обучать детей в соответствующий период обучения. Совместно определяют программу обучения, намечают цели, задачи, методы ее реализации, определяя сроки и продолжительность этапов коррекционной работы, выделяя результаты, которые планируют достигнуть к концу периода обучения. Но, основным этапом все же является динамическое наблюдение и контроль состояния речи воспитанников, а затем, после изучения речи детей они совместно продумывают реализацию коррекционно-развивающего и общеобразовательного направлений в работе. Затем, совместно оформляют речевой уголок, формируют групповую библиотеку для художественной литературы, подбирают настольно-печатные игры. Итоговым этапом взаимодействия является качественная оценка результатов совместной работы педагогов.

Результаты логопедической работы с дошкольниками оцениваются специалистами данного дошкольного учреждения, а также представителями ПМПК. На основе полученных результатов осуществляется выбор дальнейшего образовательного маршрута ребёнка. Это может быть продолжение обучения в специальной группе для детей с ОНР, выход в общеобразовательную школу или специальную общеобразовательную школу, или же продолжение обучения на пункте коррекционно-педагогической помощи. Результаты своей деятельности учитель-логопед и воспитатель сообщают на итоговом педагогическом совете, представляют данные мониторинга, намечают пути повышения эффективности коррекционно-педагогической работы.

Вывод: Таким образом, для достижения положительного результата коррекционной работы с дошкольниками с ОВЗ необходимо соблюдать преемственность и слаженность в работе воспитателя и логопеда.

Рекомендуемая литература:

1. Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушением речи. М.: ТЦ «Сфера», НИИ школ. технологий, – 2008. – 128 с.

2. Логопедическая работа с дошкольниками / под ред. Шашкиной Г.Р. М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 240 с.

3. Ребенок в интегрированной группе. Методические рекомендации/ Под ред. Н.В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с. (Библиотека Воспитателя)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Индивидуализация коррекционно-развивающего процесса в рамках взаимодействия учителя-логопеда и музыкального руководителя в работе с детьми с ТНР (ОНР)"

В статье раскрыта система взаимодействия учителя-логопеда и музыкального руководителя при проведении коррекционно-образовательной работы: определены основные задачи, раскрыты формы и методы взаимодейс...

«Оптимизация коррекционно-развивающего процессе через интегрированную взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателей ДОУ»

Выступление на тему: «Оптимизация коррекционно-развивающего процесса через интегрированную взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателей ДОУ» 1 Представление педагогов2 Федеральные государственные ...

"Оптимизация коррекционно-развивающего процесса через интегрированную взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателей ДОУ"

Создание предметно-развивающей среды, стимулирующей личностное и речевое развитие ребенка, профессиональный рост педагогов, их тесное взаимодействие с родителями, и непосредственно сам процесс коррекц...

«Оптимизация коррекционно-развивающего процесса через интегрированную взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателей ДОУ»

Создание предметно-развивающей среды, стимулирующей личностное и речевое развитие ребенка, профессиональный рост педагогов, их тесное взаимодействие с родителями, и непосредственно сам процесс коррекц...

Оптимизация коррекционно-развивающего процесса через интегрированную взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателей ДОУ

Выступление на тему: «Оптимизация коррекционно-развивающего процесса через интегрированную взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателей ДОУ» 1 Представление педагогов 2 Федеральные государственные обра...

Оптимизация коррекционно-развивающего процесса через интегрированную взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателей ДОУ» № 3

Оптимизация коррекционно-развивающего процесса через интегрированную взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателей ДОУ» № 3...

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ И ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОСВЯЗИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ

В консультации представлена модель взаимодействия учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционно-развивающей работы при формировании позитивной социализации детей с ограниченными возможностями з...