СОВМЕСТНАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ
календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Текутова Елена Александровна

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

И ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

И ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ

Одной из главных задач на учебный год является отработка модели взаимодействия специалистов с воспитателями для осуществления комплексного речевого развития детей.

Дошкольник познает мир, осваивает речь, пространственно-временные связи предметов и явлений при помощи движений. Роль подвижных упражнений для формирования мелкой моторики, быстроты реакции, координации движений, памяти, восприятия, деятельности слухового и зрительного анализаторов неоценима.

Давно известно огромное значение двигательной деятельности в развитии речи ребенка. Было доказано, что чем больше двигательных реакций вырабатывается на слово, тем успешнее идет развитие обобщающей функции слова. Аналогичные работы были проведены в области формирования так называемой моторной речи. Выяснилось, что широкое включение двигательного анализатора в процесс обучения детей звукоподражанию почти вдвое ускоряет появление голосовой реакции и положительно сказывается на ее качестве.

Речевая зона коры головного мозга располагается в непосредственной близости к двигательной зоне коры, и их клетки на определенных участках взаимопроникают, переплетаются. Таким образом, при повышении тонуса речевой зоны опосредованно возникает возбуждение в двигательной зоне коры, что благотворно влияет на двигательную активность детей.

Учитывая эти факты, в нашем ДОУ деятельность учителя-логопеда и инструктора по физической культуре осуществляется в тесной взаимосвязи.

Мы ставим перед собой совместные педагогические задачи:

- развитие мелкой моторики;

- развитие речевого дыхания;

- развитие голоса;

- развитие фонематического слуха;

- развитие артикуляции;

- развитие грамматического строя;

- развитие словаря;

- развитие монологической речи;

- развитие коммуникативных навыков.

Развитию мелкой моторики способствует гимнастика:

- упражнения для профилактики и лечения плоскостопия: ходьба на носках, ходьба по гимнастической палке, катание мяча ногой, захватывание и перекладывание мелких предметов пальцами ног;

- упражнения, улучшающие деятельность сердечно-сосудистой системы: отведение рук в стороны, наклоны, потягивания, повороты;

- упражнения, улучшающие обмен веществ в организме: ходьба, подскоки, повороты, наклоны, «велосипед» и др.;

- упражнения, направленные на нормализацию мышечного тонуса: ходьба вперевалочку как медведь, в приседе как утенок, с высоким подниманием коленей;

- упражнения для формирования функции равновесия: выполняются на уменьшенной или повышенной площади опоры – ходьба по гимнастической скамейке с перешагиванием через кубики, кегли, «ласточка»;

- упражнения на мышечную и эмоциональную релаксацию: ходьба в медленном темпе, упражнения, лежа на спине, «снеговик тает» и др.

Также мы развиваем мелкую моторику детей с помощью специально подобранных упражнений для рук:

- перекладывание мелких предметов;

- разгибание и сгибание поочередно пальцев из кулака и в кулак;

- круговые движения кистями;

- руки в замок – круговые движения влево - вправо, вперед - назад;

- пальцы в замок – попеременное сгибание и разгибание пальцев;

- тренировка руки в захвате мячей различного диаметра и др. ;

- пальчиковые игры.

Очень важно развивать речевое дыхание. Для этого мы используем в своей работе дыхательную гимнастику, серию упражнений на дыхание:

- дифференциация ротового и носового вдоха и выдоха (вдох-выдох через нос; вдох через нос, выдох через рот; вдох через нос, выдох через правую (левую) ноздрю; вдох через рот, выдох через нос; вдох и выдох через рот);

- включение речевого материала, произносимого на выдохе (звуки, слоги, слова, словосочетания, например, упражнения «Насос» - произнесение согласного звука [с], «Самолеты летят» - произнесение гласного звука [у] и др.

Упражнения на укрепление голосового аппарата («Произнеси громко - тихо» и др.) способствуют развитию голоса.

Фонематический слух мы развиваем с помощью музыкально-ритмических упражнений, спортивных речевок, которые развивают и артикуляцию.

Воспитывая навык грамотного изложения правил спортивных игр, мы развиваем не только грамматический строй речи, но и монологическую речь. Также на занятиях по физической культуре мы пополняем словарь ребенка спортивной терминологией. Участие ребенка в спортивных мероприятиях способствует развитию у него коммуникативных навыков.

Также на занятиях по физической культуре закрепляем материал логопедических занятий. Например, была пройдена тема «Птицы». Закрепляем материал в играх «Летает - не летает», «Воробышки и автомобиль» и т. д.

Мы можем добиться успехов в развитии речи детей только усилиями всех педагогов, работающих с этими детьми (то есть комплексное многостороннее воздействие, организуемое силами логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физкультуре). Цель нашей работы – логопедизация всего учебно-воспитательного процесса. Таким образом, на физкультурных занятиях мы не только укрепляем здоровье ребенка, но и можем скоррегировать имеющиеся у него нарушения моторики, предупредить формирование неправильных двигательных стереотипов, что несомненно будет способствовать развитию полноценной личности.

План работы на учебный год

Месяц Неделя Учитель-логопед Инструктор по физкультуре

Октябрь

4 Звуки [к - к']. 

Темы: «Осень. Осенняя одежда. Обувь. Головные уборы».

Дыхательное упражнение «Пчелы». Стихотворение с движениями «Конь». Загадки об одежде и обуви.

5 Закрепление пройденного материала.

Дыхательное упражнение на дифференциацию носового и ротового дыхания. Диагностика физического развития.

Ноябрь

1 Звуки [ау – уа], [б]. 

Темы: «Домашние птицы», «Части тела».

Дыхательное упражнение на дифференциацию ротового и носового дыхания. Стихотворение с движениями «Аты – баты».

2 Звуки [ы - й], [п - б]. 

Темы: «Перелетные птицы», «Игрушки».

Дыхательное упражнение «Льется водичка». П/и «Перелет птиц». Стихотворение с движениями «Танцуй, моя кукла».

3 Звуки [с – с']. 

Тема: «Село, город – разница».

Дыхательное упражнение «Льется водичка». Ритмическая игра «Снегирь». М. п/и «Города».

4 Звуки [з - з']. Темы: «Поздняя осень. Изменения

в природе». «Лиственные деревья».

Дыхательное упражнение «Прилетели комары». Пальчиковая игра «Осенние листья».

5 Закрепление пройденного материала.

Дыхательное упражнение «Прилетели комары». Стихотворение с движениями «Танцуй, моя кукла».

Декабрь

1 Звуки [с - з], [х - х']. 

Тема: «Зимующие птицы».

Дыхательное упражнение «Насосы». Пальчиковая игра «Хлебушек». П/и «Воробышки и кот».

2 Звуки [к – х]. 

Тема: «Зимние забавы».

Дыхательное упражнение «Насосы». Пальчиковая игра «Хрюшка». Подготовка к спортивному развлечению «Зимние забавы».

3 Звуки [т – т']. 

Темы: «Хвойные деревья», «Зимняя одежда, головные уборы, обувь».

Дыхательное упражнение «Забиваем гвозди». Пальчиковая игра

«Ватрушки». Загадки об одежде.

4 Звуки [н - н']. 

Тема: «Новый год».

Дыхательное упражнение «Забиваем гвозди». Пальчиковая игра «Наряжаем елку».

Январь

3 Звуки [г], [л - л']. 

Темы: «Транспорт», «Домашние животные».

Дыхательное упражнение «Гуси». Стихотворение с движениями «Гриб».

М. п/и «Изобрази домашнее животное».

4 Звуки [б – п], [ж – ш]. 

Темы: «Домашние животные», «Животные севера и юга».

Дыхательное упражнение «Гуси».

М. п/и «Веселые обезьянки».

Диагностика физического развития.

Февраль

1 Звуки [ж - з], [щ]. Тема:

«Наша пища».

Дыхательное упражнение «Пчелы». М. п/и «Съедобное – несъедобное».

2 Звуки [р – р']. 

Тема: «Труд повара. Посуда».

Дыхательное упражнение «Злая собака и щенок». Стихотворение с движениями «Самолет». Пальчиковая игра «Хозяйка».

3 Звуки [р – л]. 

Тема: «Народное творчество тульских мастеров».

Дыхательное упражнение «Рычание тигра». Стихотворение с движениями «Самовар» (региональный компонент).

4 Звуки [с – ж – з]. 

Темы: «День защитника Отечества», «Зима» (обобщение).

Дыхательное упражнение «Рычание тигра».

Подготовка к спортивному празднику «Наша армия сильна».

Март

1 Звуки [ч - ч'], [г - т]. 

Темы: «Ранняя весна», «Мамин праздник».

Дыхательное упражнение «Тишина». Пальчиковая игра «Подснежник».


2 Звук [ц]. Тема: «Женские профессии».

Дыхательное упражнение «Тишина».

М. п/и «Зашей штанишки».

3 Звуки [ц - с], [в]. 

Темы: «Моя семья», «Жаворонки - встреча весны».

Дыхательное упражнение «Вьюга воет». Пальчиковая игра «Семья». Стихотворение с движениями «Воробей».

4 Звуки [ц – с – т]. 

Тема: «Перелетные птицы».

Дыхательное упражнение «Льется водичка». П/и «Перелет птиц».

5 Закрепление пройденного материала.

Дыхательное упражнение «Рычание тигра». П/и «Перелет птиц».

Апрель

1 Звуки [ч - щ]. 

Тема: «Наш город. Дом».

Дыхательное упражнение «Шипение змеи». М. п/и «Назови свой адрес».

2 Звуки [й], [йа], [йэ]. 

Темы: «Рыбы», «День космонавтики».

Дыхательное упражнение на дифференциацию носового и ротового дыхания (вдох одной ноздрей, выдох через рот). П/и «Невод».

3 Звук [э]. 

Тема: «Мебель».

Дыхательное упражнение на дифференциацию носового и ротового дыхания. Стихотворение с движениями «Дедушка Егор».

4 Звуки [ы], [й – ы]. 

Темы: «Комнатные растения», «Правила дорожного движения».

Дыхательное упражнение «Песенка Ревы». М. п/и «Кактус и ива».

П/и «Светофорчик».

5 Закрепление пройденного материала.

Дыхательное упражнение «Песенка Ревы». П/и «Невод».

Май

1 Звуки [о - э]. 

Тема: «Школа. Школьные принадлежности».

Дыхательное упражнение «Проколотый мяч». Игра – эстафета «Выбери школьные принадлежности».

2 Звуки [н – н'], [ф], [ф – в]. 

Темы: «День Победы», «Весна. Растения луга, сада».

Дыхательное упражнение «Проколотый мяч». Стихотворение с движениями «Ветер».

3 Ь и ъ знаки. Звук [йу]. 

Темы: «Изменения в природе. Труд людей», «В мире сказок».

Дыхательное упражнение на дифференциацию ротового и носового дыхания. Игра – эстафета «Сажаем картофель».

4 Диагностика.

Диагностика физического развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно – игровой проект по физической культуре в подготовительной логопедической группе.

Актуальность:Насущными проблемами современной коррекционной педагогики являются:сохранение физического и психического здоровья детей с нарушением речи;коррекция недостатков просодической,...

Сюжетно – игровой проект по физической культуре в подготовительной логопедической группе

Сюжетно – игровой проект по физической культуре в подготовительной логопедической группе...

Совместная работа музыкального руководителя и инструктора по физической культуре в условиях самоизоляции.

Будучи на самоизоляции мы: музыкальный руководитель и инструктор физической культуры выбрали одну из известных форм делового общения и организации образовательного процесса, старую добрую ПРЕЗЕНТАЦИЮ....

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА, ВОСПИТАТЕЛЯ И ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА, ВОСПИТАТЕЛЯ И ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...

Проект" Использование игр и упражнений в работе учителя-логопеда, воспитателя и инструктора по физическому воспитанию"

Цель проекта-создать условия для формирования речевого и психомоторного развития у детей через использование комплексов кинезиологических упражнений и нейрогимнастики...

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ВОСПИТАТЕЛЯ И ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С ВОСПИТАННИКАМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ «ЛОВКИЙ, ГРАМОТНЫЙ, СПОРТИВНЫЙ»

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ВОСПИТАТЕЛЯ И ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С ВОСПИТАННИКАМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ «ЛОВКИЙ, ГРАМОТНЫЙ, СПОРТИВНЫЙ»Цель: Физическое ...