Лэпбук "Бабушкин сундучок. Наследие русского народа" 2018г.
методическая разработка на тему

Мигунова Наталья Васильевна

Цель лэпбука: обобщение и систематизация тематической информации по ознакомлению дошкольников с народным творчеством и традициями, в рамках образовательно-воспитательного процесса в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Каменский детский сад»

Информационный лист к лепбуку

Лепбук «Бабушкин сундучок»

Выполнила: воспитатель Мигунова Н.В.

Цель лепбука: обобщение и систематизация тематической информации по ознакомлению дошкольников с народным творчеством и традициями, в рамках образовательно-воспитательного процесса в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО.

Адресованность: Лепбук предназначен для организации совместной деятельности воспитателя с детьми и для самостоятельной деятельности детей в процессе закрепления и обобщения знаний.

Возраст детей: Лепбук можно использовать с детьми от 3 до 7 лет.

 Данное пособие изготовлено из картона в виде книжки - раскладушки, на которой расположены элементы в виде различных фигурных кармашков, блокнотов, книжечек с целью выполнения обучающих и игровых заданий.

Лепбук в собранном виде имеет прямоугольную форму.

Содержание лепбука: 

  1. Устное народное творчество русского народа
  2. Народные промыслы России
  3. Русская Матрешка
  4. Русские народные праздники, обряды и традиции
  5. Русская изба, предметы быта

  1. Первый раздел - Устное народное творчество русского народа

Цель: развивать речевые навыки и слух детей, мышление, умение подхватывать и повторять знакомые строки потешек, передавать жестами и действиями содержание потешек, побуждать к познавательной деятельности и речевой активности. 

  • В кармашках представлены маленькие буклеты, книжечки

с устным народным творчеством: потешки, песенки, небылицы,

загадки, колыбельные, прибаутки, частушки, пословицы, скороговорки.  

  • В конвертах «Бабушкины сказки» собраны картинки и схемы по народным сказкам. Можно просто рассматривать, а можно рассказывать друзьям сказку. 

Цель: формировать умение пересказывать знакомую сказку последовательно и выразительно; развивать умение располагать в правильной последовательности картинки, развивать внимание, усидчивость, мышление, память, мелкую моторику; формировать умение ориентироваться в пространстве; воспитывать любовь к сказке.

  • Конверт «Бабушкин лубок» - Разрезные картинки по народным сказкам

Цель: развитие аналитико-конструктивных навыков, развитие зрительного внимания, формирование зрительных образов.

«Бабушкины сказки» дети могут использовать в самостоятельной деятельности.

  1. Второй раздел - Народные промыслы России

Цель: для расширения представлений о русском прикладном искусстве в лэпбуке составлено описание о каждом из промыслов (Гжель, Полхов-Майданская, Жостовская, Городецкая, Филимоновская, Мезенская, Хохлома, Дымка).

  • В каждом кармашке находится по 2 книжечки, в которых дается краткая историческая справка, рассказывается о его отличительных особенностях (в помощь педагогу), представлены элементы росписи и готовые изделия умельцев.

  • В данном разделе так же находится информация об изготовлении народной игрушки. Это конверт с книжечками, на которых с изображены схемы изготовления кукол тряпичных, закруток, из лоскутков, соломы, история изготовления кукол, материалы, инструменты и оборудование, технология изготовления кукол.

Цель: учить изготавливать куклы, через игрушку знакомить с историей своей Родины и календарными обрядами и праздниками.

  • В данном разделе предлагаются дидактические игры, которые дети могут использовать для самостоятельной деятельности.

Игра «Отгадай загадку».

Цель: уточнение представлений детей о народных промыслах, более подробное знакомство с каждым из промыслов, закрепление зрительного представления и умения узнавать, к какому промыслу относится данная картинка.

Загадки о народных промыслах и игрушках

Данный раздел представляет собой книжечку разделенную на 2 части. В 1-й части описаны загадки. Взрослый загадывает загадку. Во 2-й части находятся изображения. Дети находят ответ в изображениях.

Д/И «Разложи конфеты правильно»

Цель: способствует закреплению знаний о народных промыслах России: формированию интереса и эстетического вкуса у детей, тренирует наглядно-образное мышление.

Д/и «Народные промыслы»

Цель: развивать зрительную память и зрительное внимание, формировать представления о народных промыслах и их характерных особенностях.

«Бабушкин лубок». Разрезные картинки по народным промыслам.

Цель: развитие аналитико-конструктивных навыков, развитие зрительного внимания, формирование зрительных образов.

  1. Третий раздел - Русская Матрешка

Цель: закрепление представлений детей о       народной игрушке – матрешке.

  • В данном разделе представлены книжечки, блокнотики об истории создания матрешки

 Цель: познакомить детей с историей появления матрешки, как народного промысла.  

Виды матрешек.

 Цель: Познакомить детей с историей русской матрѐшки и особенностями матрѐшки из разных областей России.

Стихотворения, частушки о матрешке. 

Цель: развитие интереса к народному творчеству, обогащение активного словаря, развитие речевого творчества, знакомство с книжной культурой

Загадки о матрешке. Цель: учить отгадывать описательные загадки, закреплять знания о характерных признаках разных видов матрешек.

  • В данном разделе предлагаются дидактические игры, которые дети могут использовать для самостоятельной деятельности.

Творческое задание «Раскрась-ка»

Цель: формировать умения    отображать полученные впечатления, раскрашивая заготовки матрешек.

Д/И «Разложи по росту» 

Цель: формирование умений сравнивать предметы и раскладывать их по убыванию, возрастанию.

Д/И «Подбери пару»

 Цель: формирование умения   детей находить одинаковые предметы из  представленных

Д/И «Бабушкин лубок». Разрезные картинки. 

Цель: формирование умения составлять изображение из нескольких частей, развитие зрительного внимания, умения по цветовой гамме и орнаменту соотнести части матрешек, формирование зрительных образов.

Д/И «Собери матрешку» 

Цель: формирование умения составлять изображение из нескольких частей.

Д/И «Найди матрешку» 

Цель: Сравнить матрёшек по строчкам или по столбцам, найти недостающую.

  1. Четвертый раздел - Русские народные праздники, обряды и традиции

  Цель: формировать у детей первоначальные представления о народных праздниках, играх, истории и жизни русского народа.

В кармашках представлены книжечки о русском народном костюме, праздниках, обычаях, традициях, картины художников о русских народных праздниках, картотека народных игр, которые можно использовать в ДОУ, а так же дидактическая игра и раскраска.

Русские народные игры (картотека)

Цель: знакомить детей с народными подвижными играми.

Для самостоятельной деятельности детей:

Дидактическая игра «Подбери начинку для блинов»

Цель: Развивать память, внимание, речь, логическое мышление и  творческие способности.

«Раскрась-ка»

Цель: Развивать память, внимание, логическое мышление и  творческие способности.

  1. Пятый раздел - Русская изба, предметы быта

 Цель: изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому, к истокам и обычаям русской семьи.

Задачи:

- познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, коромысло и т.д.), музыкальными инструментами.

-обогатить словарь детей новыми словами (ухват, чугун, прялка и т.д.).

-воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным играм и традициям, обычаям гостеприимства, развивать интерес к русскому фольклору

Нас встречают мальчик и девочка в русских народных костюмах. У мальчика блокнот с русскими народными музыкальными инструментами. Дальше  нашему вниманию представлено внутреннее убранство избы с предметами быта. В открывающихся окошечках мы видим разные виды самоваров и традиционную русскую  национальную кухню. (К данному разделу можно отнести и титульный лист с внешним изображением русской избы).

Данный раздел включает в себя конверт, в который вложены книжечки с предметами быта с описанием (в помощь педагогу)-  Книжечки о предметах быта.

И конверт, в который вложены карточки прямоугольной формы с загадками, с одной стороны, и отгадками – с другой - Загадки о предметах быта.

Взрослый загадывает загадку,  если дети отгадали правильно, карточка переворачивается и на обратной стороне показывается отгадка.

В самостоятельной деятельности дети могут рассматривать предметы быта в данном разделе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

наследие русского народа

Опыт работы коллектива БДОУ "Детский сад компенсирующего   вида 194" города Омска по проблеме нравственного воспитания дошкольников...

« Приобщение детей к национальному наследию русской православной культуры»

Самое важное время для воспитания души - раннее детство. Собственно, в детские годы формируется нравственный мир человека. Душа ребенка в возрасте до 6-7 лет подобна мягкой глине, из которой можно леп...

Воспитание уважения у старших дошкольников к традициям и наследию русского народа через знакомство с деревянным зодчеством

В современных условиях жизни общества одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится  патриотическое воспитание. Отторжение подрастающего поколения от отечественной ...

Доклад на тему: "Духовно- нравственное воспитание дошкольников через приобщение к культурному наследию русского народа".

Духовно-нравственное воспитание детей на основе традиций и культуры русского народа....

Программа кружковой работы "Литературное наследие" (по ознакомлению детей старшей и подготовительной групп с литературным наследием русского и башкирского народов.

В данную кружковую работу входит: произведения устного творчества русского и башкирского народов, классическая детская литература (русская и башкирская). Основная задача кружковой работы "Литерат...

Макет" Русская изба" .Цель наглядного пособия: приобщить детей к богатому культурному наследию русского народа, способствовать формированию у детей личностной культуры

Цель наглядного пособия: приобщить детей к богатому культурному наследию русского народа, способствовать формированию у детей личностной культуры...


 

Комментарии

Окатова Светлана Евгеньевна

Наталья Васильевна,большое спасибо за подробное описание очень интересного лепбука!Но очень уж любопытно посмотреть на него хотя бы на фото).Спасибо!

Мигунова Наталья Васильевна

Фото в альбоме Лепбук