Индивидуальный образовательный маршрут
методическая разработка на тему
Индивидуальный образовательный маршрут
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnyy_obrazovatelnyy_marshrut.doc | 115.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласовано: Утверждаю
Ф.И.О. законного представителя Заведующий МБДОУ № 322
_______________ (Ф.И.О.) ________________ (Ф.И.О.)
Согласовано:
зам. зав. по ВМР
_______________ (Ф.И.О)
Согласовано:
Старший воспитатель
_______________ (Ф.И.О.)
Индивидуальный маршрут развития
(средняя группа)
Ф.И.О. ребенка
Разработана:
Учитель-логопед: Ф.И.О.
Воспитатели: Ф.И.О.
Психолог: Ф.И.О.
Дефектолог: Ф.И.О.
Музыкальный руководитель: Ф.И.О.
Инструктор по физической культуре: Ф.И.О.
Особенности ребенка
Ф.И.О. ребенка
Дата рождения – ………………….
Заключение РПМПК – ………………..
Заключение невролога – ………………….
……….. посещает ДОУ с …… лет.
Контакт устанавливает трудно (со знакомыми людьми - легче), ухудшается по мере утомления и незаинтересованностью деятельностью.
Познавательный интерес – отсутствует. Преобладает зрительное внимание.
Навыки имитации выражены недостаточно – может с помощью похлопать в ладоши, погладить себя по голове. Вербальная имитация представлена частично – произвольными звуками.
Общая моторика развита недостаточно – незначительно нарушена координация, темп, ритм движения, наблюдается моторная неловкость.
Мелкая моторика развита слабо – может самостоятельно черкать, рисует линию с помощью взрослого, наклеивает на лист кусочек, пытается сам приклеить. Может стучать палочкой по барабану, если дашь инструмент.
Интеллектуальные умения - соотносит простые вкладыши (круг, квадрат), цвета соотносит неустойчиво. Пары предметов соотносит частично. Картинки не соотносит, показывает и узнает отдельные знакомые изображения. Классификацию не проводит.
Фразовая речь не развита. Несформированность всех компонентов речи. Явно выраженный избирательный и речевой негативизм.
Навыки самостоятельности недостаточны – необходима организующая, направляющая, обучающая помощь, порой массивная, поддается организации при условии высокого темпа, смены видов деятельности.
Обращенную речь понимает не всегда – простые бытовые, многократно отработанные фразы.
Работоспособность нестабильная, признаки истощения. Концентрация и устойчивость внимания не сформированы.
Поведение не поддается организации, наличие стереотипных движений
Знания, умения и навыки …………. не соответствуют возрастным нормам.
Обучаемость затруднена, так как необходимы различные виды помощи. Обучаемость лучше в ситуации, когда заинтересован, сорганизован на работу. Наибольший положительный эффект дает только индивидуальное занятие.
Навыки самообслуживания недостаточны развиты в соответствии с возрастом.
Игровая деятельность индивидуально – выборочная, предметно-манипулятивная.
Семья занимается ребенком активно и целенаправленно.
Особенности группы
В группе 18 человек. Дети очень дружелюбно относятся к …………, с удовольствием общаются с ним, вовлекают в совместную деятельность, предлагают помощь.
Цель:
- Развитие личности ребенка в различных видах общения и деятельности с учетом его индивидуальных, психологических и физиологических особенностей.
- Обеспечение системного подхода в создании условий для развития и оказание помощи в освоении образовательной программы дошкольного учреждения.
Задачи:
- Развитие умения подражать.
- Развитие крупной и мелкой моторики.
- Стимуляция речевого развития, в частности наращивания умения понимать обращенную речь.
- Развитие элементарных предметных ЗУН и интеллектуальных умений
- Охрана и укрепление физического и психического здоровья
- Создание благоприятных условий для развития ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями.
Содержание по предметным областям:
Область | Задача | Ожидаемые результаты | Форма оценивания |
Физическое воспитание: | Развитие зрительно-двигательных навыков, преодоление скованности, ограниченности и недостаточности движений | Сформированны зрительно-двигательные навыки, самостоятельно выполняет упражнения | Деятельностные пробы |
Художественно-эстетическое | Развитие имитации на музыкальном материале, двигательную активность рук, удерживать музыкальные инструменты и извлекать из них звуки (бубен и погремушка), самостоятельно брать их. Уметь узнавать муз. инструмент по звучанию, указывая рукой. Умение реагировать на музыку разного характера, стимулировать позитивное настроение, учить подражать подпеванию гласных. | Расширились умения имитации: хлопает, самостоятельно берет музыкальный инструмент, играет на нем. пропевает гласные звуки, отличает разные муз. произведения. | Пробы, участие в итоговом событии |
Речевое развитие | Расширение степени понимания обращенной речи, стимуляция вербальной имитации, обучение умениям работать с картинным материалом,введение способов альтернативной коммуникации | Появилось не менее 2-3 новых инструкций, которые понимает. Появление 2-3 имитационных вербальных актов Показывает на карточке 2 действия. | Система тестов и проб, создание ситуаций применения в реальной жизни |
Познавательное развитие | Обучение умениям соотносить, конструировать по образцу, обучение навыкам элементарной классификации, формирование способа действий с учетом величины, умения собирать простые разрезные картинки из 2 частей. | Соотносит цвета, не менее 3 форм, раскладывает предметы на 2 группы Строит постройку из 2-3 элементов по образцу Собирает вкладыш из 3 частей. | Деятельностные пробы |
Мелкая моторика | Формирование умения рисовать элементарные элементы, приклеивать, лепить простые предметы из пластилина | Приклеивает, мажет клеем, лепит шар, колбаску из пластилина, рисует простые элементы с дозированной помощью взрослого по подражанию | Деятельностныепробы, анализ продуктов деятельности |
Социально-коммуникативное Саморегуляция деятельности Навыки самообслуживания | Формирование умения работать за столом не менее чем 15 минут, выстраивать диалог с педагогом, удерживать контакт с педагогом и со сверстниками. Формирование элементарного самоконтроля, умения выполнить самостоятельно многократно отработанное действие Обучение умению есть ложкой самостоятельно, одеваться | Работает за столом не менее 15 минут, удерживает контакт На сенсорном материале может проверить себя при указании на ошибку Есть ложкой крупные овощи, суп, гарнир, одевает не менее 2-3 предмета гардероба сам, снимаем и аккуратно складывает предметы гардероба сам | Наблюдение, фиксация времени Деятельностные пробы, наблюдение Деятельностные пробы, наблюдение |
Игровая деятельость | Повторение игровых действий по образцу, манипуляция игрушками, Формирование интереса к игровой деятельности | Элементарные попытки самостоятельной игры | Деятельностные пробы, наблюдение |
Система работа узких специалистов
узкие специалисты | области | проблема | пути решения | Ожидаемые результаты | Форма оценивания |
педагог-психолог | I.Развитие психических функций II.Развитие коммуникативной деятельности | 1.Восприятие недостаточно развито 2.Внимание недостаточно развито 3.Память недостаточно развита 4.Мышление недостаточно развито 5.Саморегуляция недостаточно развита 6.Мелкая моторика недостаточно развита Отсутствие игровой деятельности | - Развивать подражание действиям педагога; -развивать умение понимать и выполнять односложные, простые инструкции педагога ("дай", "покажи"); -развивать звукоподражание животным, транспорту. Слуховое восприятие: - различение громких-тихих звуков; Тактильное восприятие: - снятие негативных проявлений на прикосновения; - формировать умение различать различные текстуры: мягкие, твердые, гладкие, шершавые. -Развивать произвольность внимания, умение сосредотачиваться на одном задании в течении 3 минут; - формировать умение работать за столом. -Развивать умение запоминать зрительно 3 несвязанных друг с другом предмета (изображения). - Формировать понимание назначения предметов (одежда, посуда, мебель). -Развивать умение выполнять самостоятельно многократно отработанное действие. -Развивать умение раскрашивать изображение не заходя за его границы; -развивать умение нанизывать бусы на веревочку (без указания на принцип сборки, с указанием принципа сборки). -Развитие взаимодействия ребенка с педагогом; - выполняет инструкции педагога; - формирование умения организовывать игровую деятельность с психологом, по правилам, предложенным | -Умеет подражать действиям педагога; -понимает и выполняет односложные, простые инструкции; -подражает звукам животных, транспорта. - Различает громкие-тихие звуки; -Отсутствуют негативные проявления на прикосновения; - различает различные текстуры: мягкие, твердые, гладкие, шершавые. -Ребенок сосредотачивает внимание на одном задании в течении 3 минут; - ребенок работает за столом. -Зрительно запоминает 3 несвязанных друг с другом предмета (изображения). -Знает и применяет по назначению одежду, посуду, мебель (может одеть и покормить куклу и т.д.). -Выполняет самостоятельно многократно отработанное действие. -Умеет раскрашивать изображение не заходя за его границы. - умеет нанизывать бусы. -Четко выполняет инструкции педагога; - участвует в игровой деятельности со взрослым по правилам, предложенным педагогом. | Наблюдение. Наблюдение. Промежуточный мониторинг по блоку. Промежуточный мониторинг по блоку. Наблюдение. Промежуточный мониторинг. Наблюдение. |
учитель-дефектолог | Представление об основных цветах, форме, величине не сформировано. Элементарные математические представления не соответствуют возрастным нормативам. Не ориентируется в пространстве и времени. Ручная умелость, графические навыки требуют совершенства | Развитие восприятия цвета, формы, величины в соответствии с программными требованиями. Формирование и развитие элементарных математических представлений. Форм. -е временных представлений и пространственной ориентировки. Совершенствование графических навыков и ручной умелости. | Узнаёт, соотносит и называет основные цвета, плоскостные и объёмные фигуры в соответствии с возрастными требованиями, может разложить предметы по величине. Владеет временным понятием (день-ночь). Различает пространственные направления относительно себя (верху - в низу). Графические навыки улучшились | Заполнение диагностического протокола, анализ продуктов деятельности | |
музыкальный руководитель | Музы каль ная деятель ность | на музыкальных занятиях и в самостоятельной деятельности развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания музыкальных произведений отсутствует, то есть ребенок эмоционально не откликается при восприятии музыкальных произведений (низший уровень). Элементарные представления о видах искусства не сформированы, свой опыт не отражает. Не узнает и не понимает содержания музыкальных произведений; в совместной со взрослыми деятельности выполняет некоторые простые движения под музыку, но неритмично; на изменение музыки не реагирует; избегает любых проявлений самостоятельности | Музыкально-ритмические упражнения Свободное движение. Ритмические разминки. Упражнения на развитие чувства ритма. Пальчиковые игры. Упражнения на развитие мелкой моторики. Упражнения на развитие речевых и мимических движений Слушание музыки и игра на детских музыкальных инструментах. Распевание и пение. Хороводы и пляски. Коммуникативные, ритмические игры и игры по правилам. | Способен слушать музыкальное произведение, не отвлекаясь. Проявляет эмоциональный отклик на прослушанную музыку. Слушать пение и игру взрослого, подпевать отдельные повторяющиеся слова, подражая интонации взрослого. Запоминает простейших плясовых движений: притопы одной ногой, переступание с ноги на ногу, хлопки в ладоши, вращение кистями рук, кружение вокруг себя. Выполнению движений с предметами, в парах. | Наблюдение в течение года |
инструктор по физической культуре | Физическое развитие | Любое задание необходимо повторить несколько раз, прежде, чем ребенок начнет его выполнять. | Создание ситуаций в которых нужно выполнять поручения педагога с неоднократным повторением инструкции. | Такой способ способствует формированию умения выполнять задания по устной инструкции, и устранению причин возникших трудностей. | Целевые ориентиры подлежат непосредственной оценке, в том числе педагогической диагностике (мониторингу). |
учитель-логопед | Социально-коммуникативное развитие Развитие понимания речи Словарный запас Артикуляционная моторика Общая и мелкая моторика Развитие ВПФ | Наблюдается явно выраженный избирательный и речевой негативизм. Нарушена смысловая сторона речи. Не соответствует возрастным нормам. Слабость артикуляционной моторики. Слабость общей мелкой моторики. Слабое развитие внимания, памяти, мышления. | Проведение индивидуальных занятий или в небольшой подгрупп, первоначально с привлечением любых персонажей. Длительность непосредственно организованных занятий в первый период не более 5-7 мин, с постепенным увеличением времени. Соблюдение системности обучения, реализуемое многократным повторением( на занятии, вне них). 1.Установление полноценного контакта и минимизация избирательного и речевого негативизма. На начальных этапах выполнение упр-й с помощью логопеда, с механической помощью, постепенно подводя ребенка к осознанному самостоятельному выполнению практических и речевых навыков на последющих этапах. 1.Выполнение коротких инструкций 2. Учить находить предметы и игрушки по инструкции. 3. Учить узнавать и правильно показывать предметы и игрушки. 4. Учить показывать части тела в соответствии с просьбой взрослого. 5. Учить понимать слова обобщающего значения. 6. Закрепление навыков ведения одностороннего диалога(логопед задает вопрос по содержанию сюжетной картинки, а ребенок жестом или словом отвечает на него)и т.д. 1.Обогащение словарного запаса через игровые приемы в обиходно-бытовых ситуациях. 2. Перевод слов из пассивного словаря в активный. Постепенное включение в занятия артикуляционных упраж-й.(«Сказка о веселом язычке» и др). Использование игр, направленных на проговаривание доступных слов, словосочетаний, на координацию речи с движениями. Включение заданий на развитие внимания, памяти, мышления. | Занятия проводятся индивидуально и в небольшой подгруппе. Длительность непосредственно организованных занятий проходит в индивидуальной форме с постепенным увеличением времени, с соблюдением системности обучения и многократное повторение. Установлен полноценный контакт минимизирован избирательный и речевой негативизм. Все упр-я выполняются с помощью логопеда с механической помощью осознан, самостоятельно. Выполняет короткие инструкции Узнает и показывает предметы и игрушки по инструкции. Показывает части тела в соответствии с просьбой взрослого, понимает слова обобщающего значения. Отвечает жестом или словом на вопросы логопеда по содержанию сюжетной картинки. Накоплен словарный запас через игровые приемы в обиходно- бытовых ситуациях. Слова из пассивного словаря введены в активный словарь. Артикуляционные упражнения постоянно включаются в занятия. Постоянно используются игры, направленные на проговаривание доступных слов, словосочетаний, на координацию речи с движениями. Постоянно включаются задания на развитие памяти, внимания, мышления. | Заполнение диагностического протокола Анализ продуктов деятельности |
Виды деятельности, через которые идет реализация:
1. Игровая (дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, настольно-печатные игры)
2. Коммуникативная.
3. Познавательно-исследовательская (наблюдение, опыты)
4. Восприятие художественной литературы и фольклора.
5. Самообслуживание и элементарный бытовой труд.
6. Конструирование из разного материала.
7. Изобразительная (рисование, лепка, аппликация).
8. Музыкальная.
9. Двигательная.
За счет чего достигаем результатов?
- Наглядные методы и приемы (использование их по дидактическому принципу наглядности и связано с особенностями мышления ребенка).
- Словесные методы и приемы (многократное повторение, стимулирование речи)
- Использование методов моторной коррекции
- обучение работе по образцу и навыкам имитации от простого к сложному
- Метод игры (игровая деятельность)
- Использование ИКТ
- Сказкотерапия
- Куклотерапия
Условия реализации индивидуального маршрута
1.Режим посещения – полный день
2. Сопровождение узких специалистов:
- Дефектолога
- Учителя-логопеда
- Психолога
- Дополнительные индивидуальные занятия по музыке и физкультуре
Сопровождение узких специалистов осуществляется в индивидуальной форме
График индивидуальных занятий
Специалист | График |
дефектолог | Понедельник, четверг (индивидуальные занятия) 2 раза/нед. |
психолог | Вторник, четверг 10.00-10.20 |
музыка (инд) | Понедельник 9.50-10.10 |
физкультура |
3. Условия в реализации инклюзивного образования на групповых занятиях
- содержание материала по образовательной деятельности по типу упрощения
-активное включение ребенка в групповые формы работы на доступном материале
-чередование занятий и отдыха, гибкие занятия исходя из состояния ребенка
-при проектировании занятия учитывать индивидуальные задачи ребенка
-многократное повторение материала
Организация пространства
Параметр | исполнение | Ресурс для исполнения | ответственный |
Организация пространства | |||
Построение комфортной среды: место в группе, организация места, освещение и уровень шума | Дозированное сочетание индивидуальной и групповой работы, дозированное присутствие на занятиях Музыка, шум без ограничений Оформление центра «Приветствие» и центра «Наши достижения», центра уединения | Материал для центра приветствия, материал для центра достижений | Воспитатель, дефектолог логопед педагог-психолог муз. руководитель |
Дидактический и методический материал | Музыкальные диски, картотеки игр, диагностический альбом, подбор картинок и иллюстраций для работы с ребенком, сенсорные доски, карточки с геометрическими фигурами | Материал для изготовления дидактических игр | Воспитатель, дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, муз. руководитель, инструктор по ф/к |
Визуальная поддержка | Подкрепление для усвоения материала | Доска групповая, мольберт, доска для выставки работ детских, подставки | Воспитатель, дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, муз. руководитель |
Организация оптимального временного режима | Время пребывания –полный день. Дозированное сочетание групповых и индивидуальных форм работы с мальчиком. Присутствие на общих занятиях частично, музыка и физкультура –сколько способен воспринимать. Чередование отдыха и работы. | Детский сад | Воспитатель, дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, муз.руководитель, инструктор по ф/к |
Срок реализации маршрута -6 месяцев. Пересмотр маршрута – май 2017г.
Работа с родителями
Целевая группа | Задача | Форма |
Работа с родителями ребенка, с мамой ……………. и папой …………….. | Оказание помощи в вопросах воспитания и обучения ребенка, приобщение родителей к участию в жизни ДОУ, формирование психолого-педагогических знаний родителей. | Индивидуальное консультирование Совместная работа по простраиванию индивидуального маршрута ребенка и его реализации в домашних условиях, анкетирование, участие в праздниках и мероприятиях детского сада. |
Работа с родителями группы, где воспитывается ребенок | Воспитание толерантного отношения к детям с индивидуальными особенностями развития, принятие ребенка в группу | Групповое и индивидуальное консультирование, совместная театральная деятельность |
Работа с детьми группы
- работа по формированию у детей умения общаться со сверстниками с индивидуальными особенностями развития, через беседу, игру.
Организация оценки индивидуального развития ребенка:
Оценка индивидуального развития ребенка осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за мальчиком в повседневной жизни и в процессе непосредственной образовательной работы с ними, а также в рамках мониторинга специалистов. Оценка индивидуального развития проводится через:
- Наблюдение
- Беседа
- Анализ продуктов деятельности
- Анализ карт развития
- Использование специализированных диагностических комплексов
- Деятельностные пробы
Оценка становления основных (ключевых) характеристик индивидуального развития ребенка осуществляется с помощью заполнения педагогами карт оценки индивидуального развития (карта развития).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год
Как можно составить карты по: индивидуальному образовательному маршруту ребенка требующего особого внимания, индивидуальному образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...
Участие в городском практико-ориентированном семинаре: "Разные дети - разные маршруты" (Индивидуальный образовательный маршрут как инструмент эффективного включения обучающегося с ОВЗ в образовательное пространство)
28.02.2017 я выступала на семинаре, где представила историю - образовательный маршрут воспитанника нашего дошкольного отделения с НОДА (ДЦП)....
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)
Цель: выстраивание системы работы с ребенком, имеющим ОВЗ, в условиях: компенсирующей группы....
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...
Индивидуальный образовательный маршрут ( важность индивидуального подхода, как выстраивается маршрут, каким образом учитываются индивидуальные особенности, игры)
Уважаемые коллеги, вам представлена статья о важности разработки составления индивидуального образовательного маршрута воспитанника ДОУ, социально - коммуникативное развитие. Основная цель...
Примерные совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (нарушение слуха) (индивидуальная АОП)
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрутииндивидуальная образовательная программа,мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)Ф.И.О. ребенка Дата рождения....