Готовность к школе
статья (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Готовность к школе
В последние время задача подготовки ребенка к школьному обучению занимает одно из наиважнейших мест в развитии психологических наук.
Увенчавшийся успех решение задач становления личности дошкольника, повышение результативности обучения, во многом определяется тем, насколько правильно рассматривается уровень подготовленности ребенка к школьному обучению. В настоящее время психологии не пришли к единому определению понятия «готовности к школьному обучению».
Готовность к обучению– это основной результат обучения и преподавания дошкольника в предшколе и в семье.
Старший дошкольный возраст – конечный из периодов дошкольного возраста, когда в психике дошкольника возникают новые образования: ненамеренность психических процессов (внимания, памяти, восприятия и др.), а также способность управлять своим поведением. Возникновение произвольности способствует изменениям в деятельности дошкольника, когда целью является овладение личным поведением.
Дошкольник, поступающий в учебное заведение, обязан быть подготовлен к другому образу жизни. Ребенок должен достичь определенной стадии физического и психологическое становления, для того чтобы совладать с новыми серьезными обязательствами.
Не стоит забывать, что не менее значимым компонентом в подготовке дошкольника также является и речевая готовность. Это не только четкое чистое и правильное произношения звуков, а также определённый запас слов, умения излагать мысли в правильной последовательности - умение рассказать не только о себе, но и на отдаленные темы, то есть уметь вести диалог.
И последним также не мало важным компонентом будет являться мотивация. Формирование мотивов для положительного отношения к школе и учению. Поэтому воспитатели или родители должны учесть три главных задачи:
Сформирование у детей правильные представление о учении и школе;
Сформирование положительного эмоционального отношения к школе;
Сформирование навыки учебной деятельности.
Как же подготовить ребенка к школе?
Очень важной составляющей является психологическое развитие дошкольника, является волевой уровень развития. У разных детей этот уровень различен, отличающей чертой шести летного ребенка будет являться соподчинение мотивов, которое позволят ребенку управлять своим поведением.
Что же касается в произвольности познавательной деятельности, то можно сказать, что к моменту поступления в школу ребенок еще не достигает полного развития. Дошкольнику сложно быть усидчивым, концентрироваться долго над поставленным вопросом и заучивать необходимый материал. Поэтому обучение в начальной школе предусматривает данные особенности дошкольника и строится так, что произвольность их познавательной деятельности увеличивается постепенно.
Готовность дошкольника в умственном развитии будет содержать ряд взаимосвязанных сторон. Дошкольник должен иметь определенный запас знаний об окружающем его мире, то есть о предметах и их свойствах, о том, что хорошо и что плохо, о нормах поведения …Не стоит забывать, что мышление ребенка дает довольно богатые возможности для способности усвоить различный материал.
Вполне достаточно будет познакомить дошкольника с теми областями и сторонами явлений, которые служат предметом изучения разных наук. Научить их выделять, отличая живое от неживого, растения от животных, вредное от полезного. Поэтому при правильном подходе, обучение детей не вызывает проблем.
Что же должна включать в себя работа воспитателей для подготовки детей к школе:
Формировать у дошкольника понятие о занятиях как важной деятельности с целью получения познаний. На основании этой репрезентации продуцируется активное поведение на занятиях.
Формирование у ребенка старательности, настойчивости, упорства. Их развитость проявляется в желание дошкольника освоить и овладеть знаниями и умениями, прилагая усилия.
Обучить ребенка навыкам работы в коллективе и положительного отношения к своим сверстникам.
Не стоит забывать, что немало важную роль в подготовки ребенка к школе играет семья. Все мы прекрасно знаем, что не все дети посещают детский сад и как правило такие дети показывают значительную низкую готовность к школе, что очень затрудняет работу учителя в начальных классах. Безусловно, не все родители могут позволить себе частных специалистов для подготовки своих детей, но это не значит, что они сами не могут научить ребенка элементарным вещам.
Поэтому родителям нужно запомнить:
Самое важное — не ущемить самостоятельность ребенка. Надо побуждать дошкольника к самостоятельному поиску интересов, идей. Не в коем случая ребенка нельзя ущемлять и гасить интерес!
Нужно обязательно разговаривать с ребенком, обсуждать мультики, сказки, отвечать на вопросы. Но не стоит и забывать, что любая беседа должна быть понятной, простой и не длительной, чтобы ребенок не потерял интерес.
И главное родители должны попытаться показать все положительные стороны в учении и школе, заинтересовать ребенка, чтобы у дошкольника появилось желание пойти поскорей в школу.
В заключение хотелось бы отметить, проблема готовности детей к обучению в школе - это прежде всего не научная, а реально-практическая, очень жизненная и острая, которая, к сожалению, еще не получившая окончательного решения. Поэтому родителям и воспитателям нужно приложить не мало усилий, для решения столкнувшихся с подготовкой проблем.
Список использованной литературы
- Авраменко Н.К. Подготовка ребенка к школе. М., 1972 – 48 с. Агафонова И.Н. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации «Начальная школа» 1999 № 1 61-63 с.
- Амонашвили Ш.А. Здравствуйте дети, М. 1983 – 180с.
- Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. «Школьные трудности благополучных детей М. 1994 – 189 с.
- Буря Р.С. «Готовим детей к школе М., 1987 – 93с.
- Венгер Л.А. «Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе, «Дошкольное воспитание» 1970 – 289 с.
- Венгер Л.А. Венгер Л.А. «Готов ли ваш ребенок к школе?» М. 1994 – 189 с.
- Венгер Л.А., «Домашняя школа» М. 1994 – 189 с.
- Готовность к школе / Под редакцией Дубровиной М. 1995 – 289 с. Гуткина Н.Н. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению «Психологическое образование» 1997 – 235 с.
- Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога /Под редакцией Дубровиной М. 1987 – 235 с.
- Дьяченко О.М. Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает М. 1994 – 189 с. Ефимова С.П. Как готовить ребенка к школе. Советы врача М. 1992 – 16с. Запорожец А.В. Подготовка детей к школе. Основы дошкольной педагогики /Под редакцией А.В. Запорожца, Г.А. Марковой М. 980 – с. 250-257
- Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М.: Педагогика,1991. - 152 с.
- Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозайка – Синтез, 2005. – 208с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал для родителей "Готовность к школе детей", "Готовность к школе родителей"
Готовность к школе детей и родителей....
Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности.
Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности. Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания...
Родительское собрание "Готовность к школе" выступление педагога-психолога на тему: "Психологическая готовность к школе"
Время летит очень быстро, совсем скоро ребята пойдут в школу.Разные эмоции вызывает у нас мысль, о том, что ребятам скоро в школу....
статья (подготовительная группа) на тему:"Готовность к школе детей", "Готовность к школе родителей"
Готовность к школе детей и родителей....
Речевая готовность ребёнка к школе. Роль родителей в формировании мотивационной сферы готовности к школе.
Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Сегодня мы поговорим о том, как должны быть развиты компонен...
Выступление педагога - психолога на родительском собрании в подготовительной группе по итогам диагностики готовности к школе. "Готовность ребёнка к школе"
Цель: повышение психолого-педагогической грамотности родителей в вопросах готовности ребёнка к школьному обучению; информирование родителей о результатах диагностики готовности к школе....
Готовность к школе детей, готовность к школе родителей
Готовность к школе детей, готовность к школе родителей...