Планы-конспекты НОД по теме "Весна"
план-конспект занятия (младшая группа) на тему

Чернышкова Юлия Васильевна

Подборка конспектов для младшей группы по теме "Весна"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_vesna.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

В.А. Сухомлинский отмечал, что «ребёнок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира».

Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.

Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Зеленые леса и луга, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки, даже лужицы после летнего дождя, все это привлекает внимание детей, радует их, дает богатую пищу для их развития

Отсутствие у детей знаний, верно отражающих действительность, неправильные представления часто служат причиной недоброжелательного отношения детей к животным, уничтожения ими лягушек, ежей, полезных насекомых и др. Это не только наносит вред природе, но и отрицательно действует на психику детей, ожесточает их. Вот почему очень важно, чтобы дети уже в дошкольном возрасте получили верные сведения о природе.

     Детям необходимо на примерах показать, что растения беззащитны – не издают звуки, не двигаются, не защищаются. Поврежденное или сломанное растение не может развиваться, как здоровое, его рост прекращается. К сожалению, таких случаев много: сломаны ветки на дереве, повреждена кора, куча мусора в лесу и тому подобное. Следует направлять внимание детей на изменения, которые состоялись с тем или другим растением, а также выяснить их причины.

     Беззащитными чувствуют себя насекомые, птицы, детеныши домашних животных и др. Детям, которые наблюдают за муравьями, жуком-солнышком, другими насекомыми, можно положить свою руку рядом с существами и сравнить их по размерам. Самый маленький ребенок против муравья или бабочки – почти великан, поэтому может нанести им вред.

       Внимание детей стоит привлечь к поведению птиц, когда они кушают. После каждого зерна они пугливо оглядываются и, почувствовав опасность, взлетают, даже когда очень голодные. Для любого существа жизнь и воля самые дорогие.

      Для того чтобы дети правильно воспринимали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ими природы. Без приближения детей к природе и широкого использования ее в воспитательно-образовательной работе детского сада нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников, умственного, эстетического, нравственного, трудового и физического.

Актуальность выбранной нами темы определяется тем, что для эффективного осуществления работы по знакомству детей раннего возраста с природой и воспитания интереса к ней необходимо разработать комплекс совместной деятельности, направленный на воспитание, "уточнение" чувств маленького человека, развитие способности различать оттенки цвета и звука, ощущения единства с природой.

Цель работы:  экологическое  воспитание детей раннего возраста через ознакомление с окружающим миром,  природой.

Задачи:

1. Прививать чувство любви к природе; доброе, бережное отношение к пернатым друзьям.

2.Совершенствовать умение устанавливать элементарные причинно-следственные связи;

3. Закрепить понятие "Весна" и признаки весны.

4. Развитие умения вступать в речевое взаимодействие.

5.Уточнить и расширить словарь по теме "Весна" с использованием дидактических игр.

6. Формировать умение создавать образ природы посредством изобразительного творчества.

                   План-конспект непосредственно образовательной

деятельности с дошкольниками в 1 младшей группе

Тема:  "Весна пришла, тепло принесла"

Интеграция образовательных областей: "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Социально-коммуникативное развитие"

Задачи:

- Совершенствовать умение устанавливать элементарные причинно-следственные связи;

- Активизировать словарь предметов, признаков, действий по теме "Весна";

-Развивать словесно-логическое мышление;

- Воспитывать доброе, отзывчивое отношение к природе.

- Проявлять активное участие в дид/игре "Кто лишний?"  

Методы и приёмы:

Практические - опыт со снегом; дид/игра "Плыви кораблик"; работа у фланелеграфа.

Наглядные - рассматривание иллюстраций птиц в дид/игре "Кто лишний?"

Словесные - проблемные ситуации ,ситуативный разговор; дид/игра "Кто лишний?";слушание аудиозаписи "Голоса птиц".

Материалы и оборудование:

Фланелеграф и изображения для выкладывания: солнышко, дерево с листочками, снег на подносе, грелка, таз для воды, бумажные кораблики по числу детей, музыкальные записи: голоса птиц, журчание ручейка.

       

                   Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Познавательно - исследовательская

Решение проблемной ситуации

Что произойдёт со снегом, когда пригреют солнечные лучики?

Игровая ситуация

"Растопим снег"

Коммуникативная

Дидактическая игра

"Кто лишний ?"

Упр.на развитие речевого дыхания

"Плыви кораблик"

Игровая

Превращение детей в "солнечные лучики"

Превращение детей в "ручейки"

Двигательная

Бег под музыку "ручейки"

Изобразительная

Оформление "весенней картины"на фланелеграфе

Музыкальная

Слушание аудиозаписи "Голоса птиц"

                                                                                                                           

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Ожидаемый результат

Приветствие детей солнышку.

            Весна пришла,

            Тепло принесла.

            Здравствуй, солнышко-колоколнышко!

Воспитатель создаёт условия для внутренней потребности включения детей в деятельность(краткая беседа о весеннем солнышке). -Какое сейчас время года? А какое солнышко весной? (Солнышко весной горячее, жёлтое, тёплое. ясное, светлое...)

-Тёплыми лучиками солнышко согревает землю, и природа просыпается, просыпаются деревья, начинает расти травка. Много у солнышка работы!

 -А вы хотите стать солнечными лучиками, чтобы трудиться вместе с солнышком ?

Игровая ситуация: превращение детей в солнечные лучики для пробуждения природы.

Эмоциональный настрой детей

Закрепляется понимание нравственной категории добра.

Формируется словарь по теме.

Решение проблемной ситуации:

- Что произойдёт со снегом, когда пригреют солнечные лучики?

Игровая ситуация: Дети ищут снег, находят поднос со снегом (сугроб).

Воспитатель предлагает "лучикам" погреть снег.

- Греют, греют лучики, что происходит?

Дети подносят ладони к снегу, как бы "колдуют"(под снегом находится грелка с горячей водой, которую дети не видят, снег тает и превращается в воду). Дети исследуют снег.

          Солнце яркое светило

          И снежок весь растопило.

Развивается умение устанавливать причинно-следственные связи.

                                                         

Игровая ситуация: Дети превращаются в ручейки, бег под музыку.

          - Ах, ручей ,чей ты чей?

         - Я из снега и лучей.

          Я бегу, я смеюсь,

           Я сейчас с другим сольюсь.

           

 Развивается двигательная     активность детей.

                                                       

Игровая ситуация: Воспитатель предлагает "ручейкам" собраться в лужу.

Дидактическая игра "Плыви кораблик"

(дети дуют на бумажные кораблики, которые плавают в тазу с водой)

Развивается правильное физиологическое дыхание, вырабатывается длительный направленный выдох.

Художественное творчество: оформление весенней картины на фланелеграфе.(Дети прикрепляют  на фланелеграф изображения дерева и листочков)

-Весной солнышко пригревает, деревья просыпаются ото сна, на них появляются листочки.

Педагогическая ситуация: "Что ещё происходит с весной ?" Воспитатель подводит детей к выводу, что к нам возвращаются из жарких стран птицы.

Дидактическая игра "Кто лишний ?"

Дети рассматривают предметные картинки и называют знакомых птиц, затем определяют лишний предмет (курица, т.к. это домашняя птица)

- Послушайте, как птицы радуются приходу весны.(Дети слушают аудиозапись"Голоса птиц")

Совершенствуется умение создавать сюжетную картину.

                                                         

                                                         

Воспитывается умение высказывать своё мнение, развивается мышление.

Активизация словаря

Развивается слуховое внимание

Подведение итогов:

-Как мы помогли солнышку?(Мы превратились в солнечные лучики и растопили снег)

-А для чего мы это делали ? (Чтобы быстрее наступила весна, на улице стало теплее, проснулись деревья, прилетели птицы)

-А может нам не надо было "будить" природу?

Воспитатель благодарит "солнечных лучиков" за помощь солнышку в пробуждении природы.

Овладевают знаниями пробуждения природы.

 

План - конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в 1 младшей группе

Тема: "Бежит, журчит весенний ручеёк"

Интеграция образовательных областей: "Художественное творчество", "Познание", "Коммуникация", "Социализация"

Задачи:

- Формировать умение создавать сюжетную картину.

- Совершенствовать умение подбирать необходимый материал для творчества.

- Развивать приём рисования солнышка круговым движением руки от центра.

- Закрепить понятие "Весна" и признаки весны.

- Уточнить и расширить словарь по теме.

Методы и приёмы:

Практические - рисование по теме"Солнышко и ручеёк"

Наглядные - рассматривание картинок "Зима" и "Весна";

рассматривание выставки детских работ.

Словесные - отгадывание загадки,

Дидактическое упражнение: "Приметы весны"

Игровые -   Игра малой подвижности:"Рисуем и рассказываем"

Игровая ситуация: "Весенний ручеёк"

Материалы и оборудование:  наборное полотно, картинки по теме "Зима" и "Весна"; 5 обручей; бумага, гуашь, кисточки, карандаши, восковые мелки,

мятая бумага, салфетки.

           Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Изобразительная

Рисование "Солнышко и ручеёк"

Коммуникативная

Дидактическое упражнение:

"Приметы весны"

Игровая

Игровая ситуация:

"Весенний ручеёк"

Двигательная

Игра малой подвижности:

"Рисуем и рассказываем"

                   

                Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Ожидаемый результат

Воспитатель создаёт условия для внутренней потребности включения детей в деятельность.

На наборное полотно выставляются картинки "Зима" и "Весна".

Дети  отгадывают загадку и показывают отгадку:

Солнце пригревает,

Снег от солнца тает,

Травка вырастает,

Шубы все снимают.

Когда это бывает ? (весной)

- А хорошо ли вы знаете приметы весны?

Дидактическое упражнение:

"Приметы весны"

- Что весной голубое, высокое, чистое?(небо)

- Что на небе белое, пушистое? (облака)

- Что весной бежит, журчит, поёт? (ручей)

-Что весной греет, светит, припекает? (солнышко)

Эмоциональный настрой детей.

Закрепляется понятие "Весна" и признаки весны.

Уточняется и расширяется словарь по теме.

Игра малой подвижности:

"Рисуем и рассказываем"

Дети "рисуют" весну с помощью движений руками и рассказывают о ней.

- Солнышко пригрело,

(Дети тянут руки вверх, раздвинув пальчики широко в стороны, как лучики)

- И растаял снег.

(Опускают руки вниз, машут свободными кистями)

- И расцвёл подснежник

На виду у всех.

(Показывают кистями рук бутончик подснежника,

А затем выпрямляют пальцы, показывают цветок)

Развивается двигательная активность детей

Художественное творчество:

Рисование "Солнышко и ручеёк"

Педагог предлагает детям, нарисовать весеннюю картинку с помощью разнообразного материала.    (кисточка, гуашь, карандаши, восковые мелки, мятая бумага)

Дети упражняются в закреплении приёма рисования солнышка круговым движением руки от центра.

Формируется умение создавать сюжетную картину.

Совершенствуется умение подбирать необходимый материал для творчества.

Развивается приём рисования солнышка круговым движением руки от центра

Игровая ситуация:    "Весенний ручеёк"

На полу раскладываются обручи - это

" проталины".

- Пригревает солнце. Тает снег. Бегут ручейки. Кругом вода. Надо нам перепрыгнуть через ручейки на проталины.

( Дети прыгают из обруча в обруч, передвигаясь по направлению к выставке детских работ)

- Вот мы и добрались до весенней полянки!

 - До чего же здесь красиво!

        Нет ручьям нашим покоя.

        День и ночь журчат в полях.

       Светит солнце золотое

      В голубых небесах!

Развивается двигательная активность детей

Овладевают знаниями пробуждения природы

План-конспект непосредственно образовательной деятельности в 1 младшей группе

 Тема: «Птицы весной».

Образовательные области: Коммуникация, Познание, Социализация.

Задачи:

1.Развитие умения вступать в речевое взаимодействие.                              2.Формирование умения понимать образный смысл загадок, обогащение словаря детей.                                                                                                                                      3.Дать понятие о жизни птиц в весенний период.                                          4.Прививать чувство любви к природе, доброе, бережное отношение к пернатым друзьям.            

5. Развитие слухового и зрительного внимания.

Методы и приемы:

Практические:   Дидактическая игра «Найди волшебную шапочку»                                      Дидактическая игра «Найди свой домик»                                                               Решение проблемных ситуаций.

Наглядные: Картина «Наш двор». Изображения птиц: грач, скворец, дятел, воробей, сорока. Рисунки гнезда и скворечника. Шапочки птиц.

Словесные: Загадки. Дидактическая игра «На одной ножке повернись, быстро в птичку превратись».  Дидактическая игра «Назови, кого не стало».   Игровые ситуации.


Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Игра малой подвижности «Найди волшебную шапочку»

Игровая

Д\и «На одной ножке повернись, быстро в птичку превратись»

Коммуникативная

Отгадывание загадок. Игровые ситуации «Кого мы слышим, но не видим?», «Как помочь птичкам весной»

Познавательно- исследовательская

Дидактическая игра «Назови, кого не стало»                  «Найди свой домик»

Логика образовательной деятельности.  

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемый результат

Воспитатель обращает внимание детей на картину с изображением городского двора.           Кто во двор к нам  прилетел, на ребяток посмотрел?                    Звучит звукозапись «Голоса птиц».               Игровая ситуация: Кого мы слышим, но не видим?      После каждого правильного ответа воспитатель ставит изображение птицы на мольберт.

Дети слушают голоса птиц, отвечают на вопрос воспитателя: Чьи голоса мы слышим (птиц).

Отгадывают загадки:         Вот вещунья - белобока, а зовут её (сорока).

Чик-чирик! К зернышкам прыг. Клюй, не робей! Кто же это? (воробей)

Кто присел на толстый сук и стучит «тук-тук-тук» (дятел)

Черный, проворный, кричит «крак», червям враг. (грач)

На шесте дворец, во дворце певец, а зовут его (скворец)

Отвечают на вопросы воспитателя:                      Какие птицы зимовали у нас?  Какие недавно прилетели?

Вступление в речевое взаимодействие. Расширение навыков организационного поведения.        Формирование  умения понимать  образный смысл загадок.      Обогащение словаря детей: перелетные птицы, грач, скворец.

Игра – превращение в птичек «На одной ножке повернись, быстро в птичку превратись»       Проблемная ситуация: нужно найти шапочки птиц.                                   Игра малой подвижности «Найди волшебную шапочку»

Дети, двигаясь по группе находят шапочки птиц, одевают их. Играют в игру «На одной ножке повернись, быстро в птичку превратись». Во время игры дети показывают части птицы: лапки, крылья, глаза Выполняют движения, согласовывая их со словами игры.                      

Развитие слухового и зрительного внимания.              Двигательная активность детей.

Педагог обращает внимание детей на то, что на нашем дворе остались не все птицы: кто-то улетел.                                Д\и «Назови, кого не стало?»

Дети внимательно смотрят, проговаривают, какие птицы прилетели, запоминают.                     Отворачиваются – одна птица улетает. Дети определяют, какой птицы не стало.

Ребенок обладает наблюдательностью, словесно - логическим мышлением.          Дети узнают птиц по внешнему виду.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть изображения скворечника и гнезда.                             Д\и «Найди свой домик»

Дети отвечают на вопрос: Куда могли полететь наши друзья?     Рассматривают домики для птичек, называют их.                       Д/и «Найди свой домик»  Дети определяют, какие птицы, в каком домике живут и располагают птиц рядом с их домиком.

У детей формируются представления о жизни птиц в весенний период.

Воспитатель от имени птичек благодарит детей за то, что они правильно отгадывали загадки, играли с птичками, показали им их домики.   Просит не обижать птичек и помогать им.

Дети отвечают на вопрос:  Чем люди могут помочь птицам весной?                (Построить  скворечники, развесить на деревьях и кустах вату, мех, лоскутки ткани)                                    Как относиться к пернатым друзьям?

Дети понимают, что птицам надо помогать, заботиться о них.                 Проявляют бережное отношение к пернатым друзьям.

Используемая литература

* А.М Федотова "Познаём окружающий мир играя"  -  ТЦ . Сфера 2014 год

* Е.Е Хомякова  " Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста" - ДЕТСТВО-ПРЕСС Санкт -Петербург 2013 год

* Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина "Учим детей общению. Характер, коммуникативность" Академия развития. Ярославль. 1997 год

* И.А. Лыкова "Лепим , фантазируем, играем" ТЦ. Сфера 2000 год

* Н.И. Ганошенко, С.Ю. Мещерякова "Приобщение детей к художественно-эстетической деятельности" Мозаика-Синтез 2008 год

* С.Н. Николаева "Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников: Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа" М.2003 год

* М.А Поваляева "Развитие речи по ознакомлении с природой" Ростов -на -Дону 2002 год

* Л.А. Уланова, С.О.Иордан "Методические рекомендации по организации и проведению прогулок " ДЕТСТВО-ПРЕСС 2010год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка плана-конспекта проведения родительского собрания плана в группе раннего возраста в нетрадиционной форме. Тема «Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческих способностей у детей раннего возраста»

План-конспект родительского собрания в нетрадиционной  форме по теме "Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческих способностей у детей раннего возраста"Цель способствовать ...

НОД по рисованию во второй младшей группе по потешке «Огуречик, огуречик». НОД в средней группе по рисованию по потешке «Сорока, сорока» План – конспект НОД в старшей группе по рисованию на тему «Совушка» План - конспект

НОД по рисованию во второй младшей группе по потешке «Огуречик, огуречик». НОД в средней группе по рисованию по потешке «Сорока, сорока» План – конспект НОД в старшей группе по рисованию на т...

Музыкальная сказка «Как Медведя поворачивали»: план-конспект итогового события (в рамках реализации тематического плана «Музыкальная капель»)

Музыкальная сказка экспромт расчитана на возраст 4-5 лет. В ней дети превращаются в сказочных героев и пытаются разбудить медведя, чтобы наступила весна.Цель:  включить детей в музыкально-театрал...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

План-конспект организации и проведения экскурсию на природу Тема: План-конспект организации и проведения Экскурсии

Тема: «Пришла Весна с радостью»Цель: учить детей видеть сезонные изменения в природе, понимать взаимосвязь всего живого в природе.Задачи:Образовательные: расширять и обогащать знания детей...