Организация игровой деятельности детей дошкольного возраста
презентация по теме
Основные моменты организации игровой деятельности дошкольников по ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_igrovoy_deyatelnosti_detey_doshkolnogo_vozrasta.pptx | 76.96 КБ |
igrovaya_deyatelnost.docx | 20.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Игра имеет в жизни ребёнка такое же значение, как у взрослого деятельность – работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому, воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…» А.С. Макаренко
Принципы формирования игры с ориентиром на ФГОС: свободное вовлечение в игру (нельзя принуждать малышей играть, это может спровоцировать «эффект обратной петли», и ребёнок откажется и от других видов взаимодействия); отсутствие показательной назидательности и дидактичности (то есть не стоит перегружать занятие информацией); чёткое понимание ребятами правил игры; исключительно положительное влияние на эмоциональную, интеллектуальную сферы участников; достаточное количество времени и материально-технической базы для игры; наличие игровой среды для мальчиков и для девочек; создание условий для демонстрации самостоятельной активности детей (театральной, интеллектуальной, конструктивной, двигательной). доступность предметно-игровой среды для всех участников.
Деление игр по ФГОС: досуговые (служат отличным развлечением в моменты пауз между основными видами активности или для объединения ребят во время прогулок – «Ручеёк», пальчиковые игры и т.д ); подвижные (способствуют физическому развитию — физкультминутки, разминки и т.д.); театрализованные (решают задачи формирования выразительности речи, интеллектуального, эстетического, коммуникативного воспитания, развивают творческие способности — постановки сказок, инсценировки отрывков из прочитанных книг и т.д.); компьютерные (с обязательным обучающим компонентом); игры с правилами (учат малышей соблюдать правила, сюжетно-ролевые игры (развивают игровой опыт дошколят, открывают новые горизонты отображения мира и т.д.)
Организация игровых центров в группе: Центр физической активности Социально – коммуникативный центр Художественно – эстетический центр Познавательный центр Центр речевой активности
Главный девиз в жизни ребенка: играть с утра до вечера везде, где позволяет обстановка, невзирая на обстоятельства окружающей жизни, которая запружена компьютерной завесой реальной действительности.
Предварительный просмотр:
«Игра имеет в жизни ребёнка такое же значение, как у взрослого деятельность – работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во
многом он будет и в работе, когда вырастет.
Поэтому, воспитание будущего деятеля происходит,
прежде всего, в игре…»
А.С. Макаренко
Ведущую роль в познании мира дошкольником занимает игровая деятельность. Поэтому реализация целей и задач обучения, развития и воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях осуществляется через игровые элементы. На сегодняшний день стоит острая проблема, связанная с организацией игровой деятельности современных детей.
Как показывает практика, к сожалению, наши дети стали меньше играть. У детей отсутствуют игровой опыт и умение развивать игровой сюжет.
С другой стороны, дети избалованы изобилием и разнообразием игр и игрушек, которые не всегда несут в себе нужную педагогическую информацию. И родители и педагоги испытывают трудности: то, в какие игры играли родители и то, что годами отрабатывали на практике и применяли в своей жизни воспитатели, теперь – в изменившихся условиях – перестало работать.
В связи с этим от педагога требуется умение ориентироваться в мире современных игр и игрушек. Исходя из этого, можно обозначить следующие принципы формирования игры с ориентиром на ФГОС:
- свободное вовлечение в игру (нельзя принуждать малышей играть, это может спровоцировать «эффект обратной петли», и ребёнок откажется и от других видов взаимодействия);
- отсутствие показательной назидательности и дидактичности (то есть не стоит перегружать занятие информацией);
- чёткое понимание ребятами правил игры;
- исключительно положительное влияние на эмоциональную, интеллектуальную сферы участников;
- достаточное количество времени и материально-технической базы для игры;
- наличие игровой среды для мальчиков и для девочек;
- создание условий для демонстрации самостоятельной активности детей (театральной, интеллектуальной, конструктивной, двигательной).
- доступность предметно-игровой среды для всех участников.
По ФГОС игры делятся на:
- досуговые (служат отличным развлечением в моменты пауз между основными видами активности или для объединения ребят во время прогулок – «Ручеёк», пальчиковые игры и т.д);
- подвижные (способствуют физическому развитию — физкультминутки, разминки и т.д.);
- театрализованные (решают задачи формирования выразительности речи, интеллектуального, эстетического, коммуникативного воспитания, развивают творческие способности — постановки сказок, инсценировки отрывков из прочитанных книг и т.д.);
- компьютерные (с обязательным обучающим компонентом);
- игры с правилами (учат малышей соблюдать правила,
- сюжетно-ролевые игры (развивают игровой опыт дошколят, открывают новые горизонты отображения мира и т.д.)
В моей группе возраст детей составляет от 4 до 5 лет. Игры ребят происходят в различных центрах активности, содержащих совокупность образовательных областей: физическом, социально-коммуникативном, художественно-эстетическом, познавательном, речевом. Все центры активности созданы нами с учетом интеграции содержащихся в них образовательных областей. И, конечно же, в каждом центре имеются разные виды игр: дидактические, настольно – печатные, словесные, сюжетно – ролевые и т.д.
Предлагаю остановиться на каждом направлении подробнее.
Центр физической активности направлен на удовлетворение потребностей детей в двигательной активности. В зоне двигательной активности дети занимаются подвижной игровой деятельностью. С помощью различных подвижных игр дети знакомятся и усовершенствуют в играх спортивный инвентарь. Эти игры мы организуем сами и проводим непосредственно под своим руководством утром, на прогулке, после дневного сна. Общеразвивающие упражнения в игровой форме проводим во время утренней гимнастики. Играем с небольшими подгруппами или индивидуально.
Для социально-личностного направления развития детей созданы центры сюжетно-ролевых игр, центр ряженья, который позволяет изменить свой облик, и позволит наблюдать эти изменения, познавая себя знакомого и незнакомого. В центрах сюжетно-ролевых игр таких, как «Магазин», «Почта», «Парикмахерская» и т.д. дети играют в сюжетно-ролевые игры, в которых отражаются их знания, впечатления, представление об окружающем мире, воссоздаются социальные отношения. В эти игры дети играют как самостоятельно так и совместно с нами –взрослыми.
В игровой ситуации мы показываем действия с игрушками, предметами-заместителями, берем на себя главные роли и сами распределяем роли детям, объединяя их для совместной игры. Затем предоставляем возможность играть детям самостоятельно по их предпочтениям.
Для развития художественно-эстетического вкуса у детей есть центр искусства, центр музыкальной деятельности и центр театрализованной деятельности.
В центре искусства дети лепят, рисуют, выполняют аппликационные работы. Для развития художественного вкуса, коммуникативных качеств у детей в центре имеются дидактические, настольно – печатные игры, альбомы, пособия, разные виды конструкторов, мелкие игрушки для обыгрывания постройки.
В центре музыкальной деятельности дети играют на музыкальных инструментах. Имеются картотеки: хороводные игры, фольклор (скороговорки, чистоговорки, считалки, потешки, песенки, заклички, поговорки, загадки), музыкально – дидактические игры, направленные на развитие музыкальных способностей детей. Также в центре есть альбомы, пособия, детская литература, дидактические игры, направленные на развитие чувства ритма, восприятие музыки, развитие певческих навыков.
Центр театрализованной деятельности наполнен разными видами театра: настольный, театр резиновой игрушки, настольный, деревянный, плоскостной театры. Игры по художественно – эстетическому развитию детей, в том числе и драматизации сказок, мы организуем и совместно с детьми, и самостоятельно.
Для развития познавательной и речевой активности мы создали центр познания, центр книги, экологический центр. Все эти центры интегрируются с такими образовательными областями, как: познание, чтение художественной литературы, коммуникация. Данные центры направлены на развитие познавательной активности детей; приобщение к чтению литературы; формирование сенсорных эталонов объектов природного и социального окружения.
В центре познания собраны развивающие игры, мозаики, шнуровки, которые направлены на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения, речи, логического мышления.
Для развития речевой активности детей у нас имеются картотеки: словесные игры, пальчиковая гимнастика, дидактические игры, артикуляционная гимнастика, стихи.
Обобщая опыт работы по данной теме, можно сделать вывод, что игра как педагогическая форма (организованная воспитателем игра) способствует решению образовательных и воспитательных задач, а именно формированию социально-нормативных возрастных характеристик:
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в ° разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок активно взаимодействует ° со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами ° и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, ° построения речевого высказывания в ситуации общения.
В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть: игра имеет колоссальный развивающий потенциал при условии, если останется самостоятельной деятельностью детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционные формы организации игровой деятельности детей дошкольного возраста.
Нетрадиционные формы организации игровой деятельности детей дошкольного возраста....
Организация игровой деятельности детей дошкольного возраста
Создание условий для организации и содержание детской деятельности...
Организация игровой деятельности детей дошкольного возраста через "LEGO-конструирование"
Статья предназначена для педагогов дошкольных учреждений...
Педагогический совет в ДОУ. Тема: «Современные педагогические технологии организации игровой деятельности детей дошкольного возраста»
В сценарии педагогического совета предлагается интеллектуальная игра для педагогов «Педагогическая заморочка»....
Памятка по организации игровой деятельности детей дошкольного возраста.
В памятке даны рекомендации по организации игровой деятельности с детьми дошкольного возраста....
Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей дошкольного возраста
Каждый воспитатель знает, что игра- это ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Но мир не стоит на месте и дети, которые рождались 20 лет назад, кардинально отличаются от современ...