Статья: "Познавать, экспериментируя".
статья на тему
В статье представлен материал о такой виде деятельности, как экспериментирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 16.92 КБ |
Предварительный просмотр:
«Познавать, экспериментируя».
В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется ещё один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования. Слово «эксперимент» происходит от греческого и переводится как «проба, опыт».
Экспериментирование – это особый способ практического освоения действительности. Главная задача – поставить ребенка в активную позицию, самостоятельно ставить цель и находить решение. Элементарные опыты помогают приобрести знания о том или ином предмете. Эта деятельность направлена на преобразование вещей, в ходе которой дошкольник познает свойства и связи. По мнению академика Н. Н. Подъякова «...в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.
Детское экспериментирование – это не изолированный от других вид деятельности, оно связано со всеми видами деятельности, в первую очередь с наблюдениями и трудом. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах объекта, его взаимодействиях с другими объектами и со средой обитания.
В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, т. к. возникает необходимость анализировать, сравнивать, классифицировать, стимулирует развитие речи.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья, за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Опыт – это наблюдение, которое проводится в специальных условиях. Создание условий для детского экспериментирования позволяет естественно создать атмосферу, где каждый ребенок может найти себе дело по силам, интересам и способностям. Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, дети стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, понюхать, постучать им.
Любовь детей к экспериментальной деятельности объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира.
Исходной формой экспериментирования, по мнению Л.С. Выготского, из которой развились все остальные, является единственно доступная ребёнку форма экспериментирования – манипулирование предметами, которая возникает в раннем возрасте. В процессе манипулирования предметами идёт и природоведческий и социальный эксперимент. В последующие два - три года манипулирование предметами и людьми усложняется. Ребёнок все больше совершает обследовательские действия, усваивая сведения об объективных свойствах предметов и людей, с которыми он сталкивается. В это время происходит становление отдельных фрагментов экспериментаторской деятельности, пока ещё не связанных между собою в какую-то систему. После трёх лет постепенно начинается их интегрирование. Ребёнок переходит в следующий период – любопытства, который при условии правильного воспитания ребёнка, переходит в период любознательности (после 5 лет). Именно в этот период экспериментаторская деятельность приобретает типичные черты, теперь экспериментирование становится самостоятельным видом деятельности. Ребёнок старшего дошкольного возраста приобретает способность осуществлять экспериментирование. Он приобретает следующий ряд навыков данной деятельности: (умение видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы и предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводы, фиксировать этапы действий и результаты графически).
Формирование и развитие данных навыков требует систематической и целенаправленной работы , направленной на развитие деятельности экспериментирования детей.
Важнейшая особенность эксперимента состоит в том, что в процессе его осуществлении ребенок приобретает возможность управлять тем или иным явлением: вызывать или прекращать его; изменять это явление в том или ином направлении. Экспериментирование – это особый способ духовно – практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экспериментируем вместе
Практикум для родителей...
Ребенок играет, познает и экспериментирует
Реализуя программу "Детство", изучая новинки методической литературы, наблюдая за детьми, я обратила внимание на замечательное средство интеллектуального развития дошкольников - детское экспериментиро...
«Экспериментируем с водой и воздухом» (подготовительная группа)
«Экспериментируем с водой и воздухом»...
Зачем люди экспериментируют
Экспериментирование с дошкольниками, развитие интереса к экспериментированию....
рекомендации для родителей"Экспериментируем дома"
рекомендации для родителей по экспериментальной деятельности с детьми дома...
Экспериментируем дома
Дели очень любопытны и любят разные эксперименты и опыты....
статья "Экспериментируем всегда, экспериментируем везде"
В статье изложена теория об эспериментальной деятельности в детском саду...