статья "Экспериментируем всегда, экспериментируем везде"
статья (старшая группа)

В статье изложена теория об эспериментальной деятельности в детском саду

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperimentiruem_vsegda_eksperimentiruem_vezde.docx21.03 КБ

Предварительный просмотр:

Экспериментируем всегда, экспериментируем везде

С ростом и развитием ребенка расширяется сфера его познавательных интересов. Происходит стремление ребенка к познанию окружающего мира.

Дошкольник сам  по себе является исследователем, интересуясь разными видами деятельности.

Исследовательская деятельность вызывает  огромный  интерес у детей.  Исследования представляют, ребенку возможность самому найти ответ на вопрос «как?» У ребенка появляется любознательность,  в ребенке пробуждается «сыщик». Итак, что такое любознательность? Здесь, вроде бы, все просто: слово само подсказывает – «любовь к знаниям». У него появляются естественные вопросы, на которых у взрослых должен быть ответ. А иногда на эти вопросы надо найти ответ сообща. Известно совместная деятельность взрослого - педагога и ребенка дают очень хорошие результаты. Ведь маленький ребенок  – исследователь нуждается в поддержки взрослого.

У дошкольника познавательные интересы  очень рано начинают о себе заявлять. Проявляется это сначала в форме детских вопросов, которыми малыш осаждает родителей с 3-4 лет. И на все эти вопросы взрослый должен найти в игровом виде. Потому что игра это ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Мы же знаем,  игра – это вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними, в особой условной форме. Поэтому экспериментирование должно быть в игровой форме.

Помните замечательное стихотворение Самуила Яковлевича Маршака:

Он взрослых изводил вопросом «Почему?»

Его прозвали «Маленький философ».

Но только он подрос, как начали ему

Преподносить ответы без вопросов.

И с этих пор он больше никому

​Не задает вопросов «Почему?»

Однако станет ли такое детское любопытство устойчивым познавательным интересом или оно исчезнет навсегда - зависит от взрослых, окружающих ребенка, и прежде всего от его родителей. Взрослые должны всячески поощрять любознательность детей, воспитывая любовь и потребность в знаниях.

 В системе дошкольного образования используется эффектный метод познания закономерности и явлений окружающего мира – экспериментирование. Он дает детям представление о различных сторонах изучаемого объекта, его средой обитания. И поэтому мы считаем   экспериментальную деятельность очень важно практиковать с маленьких лет. Например: самой простой вид экспериментирование: после дождя обратить внимание ребенка на  образовавшие лужи. И задать вопрос, почему и как это случилось и т.д.

Во время экспериментирования идет обобщение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, развивается, мелькая и крупная моторика, активный словарь, сенсорные навыки, познавательные способности. Дети учатся рассуждать, выдвигать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать результаты. Необходимость говорить об увиденном,  формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

Практика показывает, что элемента экспериментирования и наблюдения можно включать не только в  познавательное, но и в занятия по развитию речи, математика., рисованию, лепка. Наблюдения и труд, так же тесно связанные виды деятельности. Благодаря этому у детей формируется стойкий интерес, познавательная активность, самостоятельность, инициативность. Накопленные  знания, опыты - это только предпосылка для развития творческого воображения маленьких исследователей.

Любовь к экспериментированию объясняется тем, что детям присуще наглядно действенные, наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как метод соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном детстве он - ведущий.

Организация познавательно-исследовательской деятельности детей и прежде всего экспериментирования, способствует изменению характера формируемых представлений, позволяет ребенку занять активную позицию в познании окружающей действительности, проявить инициативу и самостоятельность, став субъектом этого процесса. Поисковый характер действий в познавательно-исследовательском деятельности приводит к тому, чтоб дети самостоятельно «открывают» и преобразуют знания, выступая в роли исследователей, а не получают знания в готовом виде.

ФГОС направлен  на решение многих задач. Одной из них является, создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как, субъекта  отношений в самым собой, другими детьми, взрослыми и миром… [ ФГОС16]

         Задачи и цели экспериментального  деятельности в детском саду.

Цели:

  • Развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию.
  • Развитие словаря, ознакомление детей с явлениями и объектами окружающего мира, углубление представлений детей дошкольного возраста о живой и неживой природе.

Задачи:

  • Формировать у детей способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей,
  • Сочетать показ предмета с активным действием  ребенка по его обследованию  (ощупывание, воспрещение на вкус, запах и т.д.)
  • Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений,
  • Использовать опыт практический деятельности в игровой деятельности,
  • Развивать у детей мыслительные, моделирующие и преобразующие действия,

         Образовательные задачи

  • Познакомить детей со свойствами предметным исследования;
  • Формировать умение делать открытия и выводы;
  • Обучить главному направленному выходу на предмет;

Развивающие задачи:

  • Развивать экспериментальную деятельность;
  • Развивать речь детей;
  • Развивать сенсорные способности, тактильные ощущения мелью моторику;
  • Развивать внимание, мышление, память.
  • Воспитательные задачи:
  • Воспитывать самостоятельности  и активность в течение всего занятие;
  • Воспитывать умение слушать друг друга, чувство взаимопомощи, умение работать в коллективе, доброжелательность, отзывчивость;
  • Воспитывать аккуратность в работе.

Методы:

  • Проблемно - поисковый:  активные действие ребенка по обследованию объектов;
  • Наблюдения за объектом;
  • Просмотр иллюстраций;
  • Беседа;
  • Познавательный рассказ воспитателя;
  • Чтение художественной литературы;
  • Проведение опыта, эксперимента.

Формирование представлений у детей:

  • О предметном мире;
  • О материалах: песок, глина, вода, камешек и т.д.
  • О мире растений; выращивание из семян, луковиц и т.д.
  • О природных  явлениях: ветер, мороз, дождь, снег, туман, роса и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей " Творить всегда, творить везде"

Увадаемые родители! Данный материал познакомит вас с новой техникой, которая носит название декупаж.Познакомьтесь сами, расскажите ребенку, поработайте вместе с ним! Этот опыт не пройдет да...

Играем всегда, играем везде!

"Играем всегда, играем везде!» Форма проведения: практикумПримерная продолжительность: 30 минАдресат: родители детей разного возрастаЦель мероприятия:  Снятие эмоционального напряжения...

"Всегда и везде вместе"- план работы с родителями воспитанников средней группы

Очень часто молодые педагоги испытывают затруднения при планировании работы в течение года с родителями своих воспитанников. Предлагаю ващему вниманию перспективный план работы с родителями на учебный...

Конспект НОД по здоровому образу жизни с детьми старшей группы. Тема: « Всегда и везде вечная слава воде»

 Цель: формировать представление о здоровье, как одной из главных ценностей жизни.   Задачи: привитие культурно-гигиенических навыков поведения; обучение детей умению самостоятел...

Занятие по здоровому образу жизни на тему "Всегда и везде вечная слава воде" с детьми старшей группы

Формировать представление о здоровье, как одной из главных ценностей жизни....

Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста в игровой деятельности. Мастер – класс «Играй всегда, играй везде!»

     Развитие социальной компетентности детей дошкольного возраста неразрывно связано с современными тенденциями обновления российского дошкольного образования и требованиями гос...

Консультация для родителей по теме «Играем с детьми всегда и везде»

педагог объясняет родителям важность игры в психическом и умственном развитии детей. Даются рекомендации, как можно играть с детьми готовя обед, в ванной комнате, во время уборки. Так же даётся описан...