статья "Экспериментируем всегда, экспериментируем везде"
статья (старшая группа)
В статье изложена теория об эспериментальной деятельности в детском саду
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eksperimentiruem_vsegda_eksperimentiruem_vezde.docx | 21.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Экспериментируем всегда, экспериментируем везде
С ростом и развитием ребенка расширяется сфера его познавательных интересов. Происходит стремление ребенка к познанию окружающего мира.
Дошкольник сам по себе является исследователем, интересуясь разными видами деятельности.
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования представляют, ребенку возможность самому найти ответ на вопрос «как?» У ребенка появляется любознательность, в ребенке пробуждается «сыщик». Итак, что такое любознательность? Здесь, вроде бы, все просто: слово само подсказывает – «любовь к знаниям». У него появляются естественные вопросы, на которых у взрослых должен быть ответ. А иногда на эти вопросы надо найти ответ сообща. Известно совместная деятельность взрослого - педагога и ребенка дают очень хорошие результаты. Ведь маленький ребенок – исследователь нуждается в поддержки взрослого.
У дошкольника познавательные интересы очень рано начинают о себе заявлять. Проявляется это сначала в форме детских вопросов, которыми малыш осаждает родителей с 3-4 лет. И на все эти вопросы взрослый должен найти в игровом виде. Потому что игра это ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Мы же знаем, игра – это вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними, в особой условной форме. Поэтому экспериментирование должно быть в игровой форме.
Помните замечательное стихотворение Самуила Яковлевича Маршака:
Он взрослых изводил вопросом «Почему?»
Его прозвали «Маленький философ».
Но только он подрос, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому
Не задает вопросов «Почему?»
Однако станет ли такое детское любопытство устойчивым познавательным интересом или оно исчезнет навсегда - зависит от взрослых, окружающих ребенка, и прежде всего от его родителей. Взрослые должны всячески поощрять любознательность детей, воспитывая любовь и потребность в знаниях.
В системе дошкольного образования используется эффектный метод познания закономерности и явлений окружающего мира – экспериментирование. Он дает детям представление о различных сторонах изучаемого объекта, его средой обитания. И поэтому мы считаем экспериментальную деятельность очень важно практиковать с маленьких лет. Например: самой простой вид экспериментирование: после дождя обратить внимание ребенка на образовавшие лужи. И задать вопрос, почему и как это случилось и т.д.
Во время экспериментирования идет обобщение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, развивается, мелькая и крупная моторика, активный словарь, сенсорные навыки, познавательные способности. Дети учатся рассуждать, выдвигать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать результаты. Необходимость говорить об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Практика показывает, что элемента экспериментирования и наблюдения можно включать не только в познавательное, но и в занятия по развитию речи, математика., рисованию, лепка. Наблюдения и труд, так же тесно связанные виды деятельности. Благодаря этому у детей формируется стойкий интерес, познавательная активность, самостоятельность, инициативность. Накопленные знания, опыты - это только предпосылка для развития творческого воображения маленьких исследователей.
Любовь к экспериментированию объясняется тем, что детям присуще наглядно действенные, наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как метод соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном детстве он - ведущий.
Организация познавательно-исследовательской деятельности детей и прежде всего экспериментирования, способствует изменению характера формируемых представлений, позволяет ребенку занять активную позицию в познании окружающей действительности, проявить инициативу и самостоятельность, став субъектом этого процесса. Поисковый характер действий в познавательно-исследовательском деятельности приводит к тому, чтоб дети самостоятельно «открывают» и преобразуют знания, выступая в роли исследователей, а не получают знания в готовом виде.
ФГОС направлен на решение многих задач. Одной из них является, создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как, субъекта отношений в самым собой, другими детьми, взрослыми и миром… [ ФГОС16]
Задачи и цели экспериментального деятельности в детском саду.
Цели:
- Развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию.
- Развитие словаря, ознакомление детей с явлениями и объектами окружающего мира, углубление представлений детей дошкольного возраста о живой и неживой природе.
Задачи:
- Формировать у детей способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей,
- Сочетать показ предмета с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, воспрещение на вкус, запах и т.д.)
- Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений,
- Использовать опыт практический деятельности в игровой деятельности,
- Развивать у детей мыслительные, моделирующие и преобразующие действия,
Образовательные задачи
- Познакомить детей со свойствами предметным исследования;
- Формировать умение делать открытия и выводы;
- Обучить главному направленному выходу на предмет;
Развивающие задачи:
- Развивать экспериментальную деятельность;
- Развивать речь детей;
- Развивать сенсорные способности, тактильные ощущения мелью моторику;
- Развивать внимание, мышление, память.
- Воспитательные задачи:
- Воспитывать самостоятельности и активность в течение всего занятие;
- Воспитывать умение слушать друг друга, чувство взаимопомощи, умение работать в коллективе, доброжелательность, отзывчивость;
- Воспитывать аккуратность в работе.
Методы:
- Проблемно - поисковый: активные действие ребенка по обследованию объектов;
- Наблюдения за объектом;
- Просмотр иллюстраций;
- Беседа;
- Познавательный рассказ воспитателя;
- Чтение художественной литературы;
- Проведение опыта, эксперимента.
Формирование представлений у детей:
- О предметном мире;
- О материалах: песок, глина, вода, камешек и т.д.
- О мире растений; выращивание из семян, луковиц и т.д.
- О природных явлениях: ветер, мороз, дождь, снег, туман, роса и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей " Творить всегда, творить везде"
Увадаемые родители! Данный материал познакомит вас с новой техникой, которая носит название декупаж.Познакомьтесь сами, расскажите ребенку, поработайте вместе с ним! Этот опыт не пройдет да...
Играем всегда, играем везде!
"Играем всегда, играем везде!» Форма проведения: практикумПримерная продолжительность: 30 минАдресат: родители детей разного возрастаЦель мероприятия: Снятие эмоционального напряжения...
"Всегда и везде вместе"- план работы с родителями воспитанников средней группы
Очень часто молодые педагоги испытывают затруднения при планировании работы в течение года с родителями своих воспитанников. Предлагаю ващему вниманию перспективный план работы с родителями на учебный...
Конспект НОД по здоровому образу жизни с детьми старшей группы. Тема: « Всегда и везде вечная слава воде»
Цель: формировать представление о здоровье, как одной из главных ценностей жизни. Задачи: привитие культурно-гигиенических навыков поведения; обучение детей умению самостоятел...
Занятие по здоровому образу жизни на тему "Всегда и везде вечная слава воде" с детьми старшей группы
Формировать представление о здоровье, как одной из главных ценностей жизни....
Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста в игровой деятельности. Мастер – класс «Играй всегда, играй везде!»
Развитие социальной компетентности детей дошкольного возраста неразрывно связано с современными тенденциями обновления российского дошкольного образования и требованиями гос...
Консультация для родителей по теме «Играем с детьми всегда и везде»
педагог объясняет родителям важность игры в психическом и умственном развитии детей. Даются рекомендации, как можно играть с детьми готовя обед, в ванной комнате, во время уборки. Так же даётся описан...