Семинар-практикум
методическая разработка на тему
Гендерное воспитание дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Гендерное воспитание дошкольников | 19.72 КБ |
Педагогический совет "Современные технологии речи" | 41.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
Центр развития ребенка "детский сад Белочка"
городского округа город Сибай
Конспект
Семинара – практикума для воспитателей
«Гендерное воспитание детей дошкольного возраста»
( В рамках подготовки к педагогическому совету №2 )
Дата проведения – с 18. 10. 2016 уч. год
Место проведения – МДОБУ ЦРР «д/с Белочка»
Старший воспитатель
первой квалификационной категории
МДОБУ ЦРР «д/с Белочка»
Аргимбаева Алсу Фаниловна
2016 - 2017 уч. год
Конспект
Семинара – практикума для воспитателей
«Гендерное воспитание детей дошкольного возраста»
Цель: углубить знания педагогов о формировании у детей гендерной принадлежности в условиях ДОУ.
Задачи: повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ по вопросам возможности применения гендерного подхода и гендерных технологий в различных областях педагогической деятельности, связанных с обучением и воспитанием мальчиков и девочек. Повышение уровня психолого - педагогической компетентности и творческого потенциала воспитателей, способствующих гендерной социализации детей. Дополнить теоретическую информацию по проблемам гендерного воспитания.
Участники: педагоги и специалисты ДОУ.
Материал: слайдовая презентация «Способности мужские и женские», «Различие мальчиков и девочек».
Ход семинара – практикума:
1.Вступление. Ведущая: - Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы собрались с тем, чтобы посвятить время изучению весьма актуальной проблеме современной науки и психологии, и педагогики – вопросу гендерного воспитания и обучения в условиях воспитательно - образовательного процесса в ДОУ. Нашу встречу хочу начать со слов из восточной легенды: «Всевышний сотворил человека Единым, но, разгневавшись на него, разрубил на две половинки (мужчина и женщина). С тех пор, они, такие разные, ищут по свету друг друга, чтобы обрести полноту существования…».
2.Теоретическая часть. «Почему именно в дошкольном возрасте важно гендерное воспитание?»,«Своеобразие игровой деятельности девочек и мальчиков дошкольного возраста».
Ведущая: Первый вопрос, который мы с Вами рассмотрим «Почему именно в дошкольном возрасте важно гендерное воспитание?»
Дело в том, что именно в период раннего и дошкольного детства у всех малышей формируется гендерная идентичность. К двум годам ребенок узнает, что существуют два пола, и начинает понимать, кто он – девочка или мальчик. С 4-х до 7 лет формируется гендерная константность (устойчивость): дети уже осознают, что мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и что принадлежность к полу сохраняется, независимо от возникающих ситуаций или личных желаний ребенка. Становление гендерной идентичности является серьезной проблемой. Мальчики больше времени проводят с матерью, чем с отцом. Многие мальчики воспитываются только мамой и бабушкой, в детском саду их тоже окружают женщины. Программно - методическим обеспечением дошкольных программ гендерные особенности не учитываются. В результате содержание воспитания и образования ориентировано на возрастные и психологические особенности детей, а не на особенности мальчиков и девочек. Стратегия обучения, формы и методы работы с детьми чаще всего рассчитаны на девочек. Но женщина по определению не может правильно воспитать мальчика, т.к. у нее другой тип мышления. Когда-то полоролевое воспитание детей в России осуществлялось легко и естественно. Девочки большую часть времени проводили с матерью, воспитанием мальчиков с 3-х лет руководил отец. Дети постоянно видели своих родителей, общались с ними, и в результате у них формировались стереотипы поведения, характерные для мужчин и женщин.
На основе многочисленных исследований ученые пришли к выводу, что в настоящее время ориентироваться только на биологический пол нельзя. Ввели использование термина «гендер», который означает социальный пол, пол как продукт культуры. А гендерное воспитание рассматривается как комплексная психофизиологическая проблема, включающая в себя биологические, психологические и социальные аспекты.
Ведущая: Второй вопрос нашей встречи «Своеобразие игровой деятельности девочек и мальчиков дошкольного возраста».
В дошкольном возрасте в сюжетно-ролевой игре дети в символической форме воспроизводят взаимоотношения взрослых людей. Играя роль, ребенок выполняет определенную социальную функцию, дифференцированную по полу. Вместе с тем, в практике ДОУ содержание игровой деятельности недостаточно дифференцировано с учетом психофизиологических особенностей развития девочек и мальчиков.
В дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности, но не потому, что ребенок большую часть времени проводит в играх - игра вызывает качественные изменения в психике ребенка. В сюжетно-ролевой игре дети в символической форме воспроизводят взаимоотношения взрослых людей. Играя роль, ребенок выполняет определенную социальную функцию, дифференцированную по полу. Эти игры называют социосексуальными, хотя собственно сексуального в них очень мало. В процессе игры ребенок уточняет строение своего тела и сравнивает себя с другими детьми, начинает осваивать половую роль. Игровой период в психосексуальном развитии ребенка характеризуется инициативой, усвоением поло-ролевого поведения, половыми играми, привязанностью друг к другу, первой любовью, проигрыванием ролей родителей.
У девочек активно прослеживается игра в куклы, дочки - матери, у мальчиков возникает и закрепляется интерес к оружию, машинам. Когда в экспериментальной обстановке детям предоставили возможность поиграть в магазин, то, превратившись в «продавцов», они предлагали мальчикам купить машинки и оружие, а девочкам - кукол и посуду. Подобное поведение доказывает, что присущее любой культуре связывание предметов и свойств с тем или иным полом зависит не только от научения через наблюдение или заучивание определенных ассоциаций типа “куклы для девочек, машинки для мальчиков”. Дети начали ставить одни свойства в причинную связь с мужским полом, а другие - в такую же связь с женским.
Игры мальчиков более предметны, у девочек более словесные, поэтому они играют в вербальные игры, мальчики предпочитают возиться с конструктором. Игра детей отражает традиционный взгляд на роль мужчины и женщины в обществе. Девочки ежедневно ухаживают за домом, заботятся о детях, выходят замуж. Мальчики воюют на войне, водят тракторы, строят мосты и занимаются плотницкими работами. В игре закладываются и основы нравственности: великодушие, надежность, уважение к девочкам (женщинам) - у мальчиков и доброта, терпеливость, верность, уважение к мальчикам (мужчинам) - у девочек.
Ролевые игры - лучший способ преодоления негативных ролевых стереотипов. Например, игра “Врач и пациент” идеально подходит для этой цели. Дети могут свободно меняться ролями. Эта игра вдохновляет мальчиков заботиться о ком - либо, а девочкам играть мужские роли. Чаще ролевые ориентации девочек сдвинуты в сторону противоположного пола несколько больше, чем у мальчиков. Замечено, что дети, поведение которых строго соответствует всем требованиям, предъявляемым к их полу, часто отличаются более низким интеллектом и меньшими творческими способностями. Наоборот, дети, более свободные от жесткой половой типизации поведения, имеют высокий интеллект и психологически более благополучны. Воспитатель и родители могут корректировать те или иные негативные качества детей с помощью распределения игровых ролей и сюжетными изменениями. Игра содержит элементы экспрессивно - телесной коммуникации. Ограничение или блокирование этой специфической стороны психосексуального развития проявляется и в детском, и во взрослом возрасте сексуальными дисгармониями и нарушениями поло - и сексуально-ролевого репертуара поведения. В играх реализуются желания детей. Часто ребенок в игре исполняет роль, запрещенную для него в жизни, тем самым, достигая компенсации. Воображаемый мир противостоит миру действительности и может являться для ребенка более реальным. В игре он освобождается от чувства одиночества и познает радость близости и сотрудничества, в игре он оценивает свои возможности, обретает веру в себя, определяет позицию по отношению к окружающему миру и людям.
Таким образом, наилучшее время оказать влияние на отношение ребенка к половым ролям - это возраст до 6 лет. Успех вхождения ребенка в мир людей, его половая воспитанность в значительной мере зависит от содержания воспитания, в которой роль игры трудно переоценить.
3.Деловая игра. «Распределить способности мужские и женские»
Педагогам предлагается на карточках слова, определяющие мужские и женские способности, им необходимо их распределить. Затем на экране появляется слайд с правильным ответом.
Женские способности: гуманитарные, больше межполушарных связей (левое), эмоциональность, спокойствие, вербальные навыки, интуиция, моторика, коммуникативные навыки.
Мужские способности: технические, естественно – научные, пространственность мышления (правое), агрессивность, состязательность (бороться или убегать), физические реакции.
4. Практическое задание «Мальчики и девочки»
Ведущая: Какие же существуют различия между мальчиками и девочками?
(Даны характеристики, вам нужно определить к кому они относятся к мальчикам или к девочкам). Проверка выполнения задания на слайде.
5. Практическое задание: «Участники гендерного воспитания»
Кто участвует в гендерном воспитании и какова их роль в данном процессе? Какую роль выполняют в гендерном воспитании? Расположить участников гендерного воспитания ребенка по степени их важности? (по группам раздать: семья, педагоги, врач, окружение ребенка).
Выполнение задания. Обмен мнениями.
Обобщение: чтобы правильно воспитывать и обучать, надо хорошо познать объект своих педагогических воздействий.
6. Практическое задание. Игра «Кто знает, дальше продолжает»
Ведущая: Предлагаю Вам, игру «Кто знает, дальше продолжает». Вы должны разделиться на команды, первая команда называет мир игровых предметов для мальчиков, вторая команда мир игровых предметов для девочек, третья команда средства и игры для создания жизненно - образовательного поля для девочек, четвертая – для мальчиков. Правила игры: если участник команды не знает ответа, ответ переходит к другой команде. Побеждает та команда, которая дала больше ответов. Подведение итогов игры. Вопрос педагогам: Нужно ли четкое подразделение игрушек на игрушки для мальчиков и игрушки для девочек?
Обобщение: мальчикам нужно играть в куклы и мягкие игрушки. Девочкам необходимо играть в машинки и строить дома. Это часть познания не только противоположенного пола, но еще и познание мира.
7. Заключительная часть:
Обобщение: обмен идеями, мыслями и чувствами по данной проблеме. Подведение итогов работы в рамках семинара – практикума.
Список используемой литературы:
1. Доронова Т. Н. «Девочки и мальчики 3–4 лет в семье и детском саду»: Пособие для дошкольных образовательных учреждений. — М: Линка-Пресс, 2009.
2. Татаринцева Н. Е. «Полоролевое воспитание дошкольников: практические материалы». Учебно-методическое пособие. — М.: Центр педагогического образования, 2013.
3. Виноградова Н. А., Микляева Н. В. «Формирование гендерной идентичности». Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2012.
4. Баранникова Н. А. «Мальчишках и девчонках, а также их родителях». Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2012
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад Белочка»
Педагогический совет №2
Тема: «Эффективное внедрение современных технологий и методов развития связной речи как условие улучшения речевых способностей дошкольников»
ноябрь-2017г
Педагогический совет №2Тема: «Эффективное внедрение современных технологий и методов развития связной речи как условие улучшения речевых способностей дошкольников»
Цель: повышение профессиональной компетентности и успешности педагогов в обучении и развитии навыков связной речи у детей дошкольного возраста. Овладение педагогами практическими навыками работы по развитию речевых способностей дошкольников.
Задачи:
1. Обобщить опыт работы МДОБУ по теме «Эффективное внедрение современных технологий и методов развития речи как условие улучшения речевых способностей дошкольников».
2. Повышать методический уровень педагогов по организации работы с детьми, способствующих речевому развитию. Дать практические рекомендации по планированию дидактических игр в работе с детьми.
3. Способствовать творческому поиску педагогов.
Форма проведения:
- Обмен опытом.
- Деловая игра.
Повестка дня:
№ п/п | Содержание | Ответственный |
1 | Решение предыдущего педсовета №1 | Заведующий ДОУ Мурзикова Л.П. |
2 | "Проблема развития связной речи в современной практике работы дошкольных учреждений" | Заведующий ДОУ Мурзикова Л.П. |
3 | Итоги тематического контроля | Старший воспитатель Аргимбаева А.Ф.
|
4 | Деловая игра (теоретические вопросы) | Старший воспитатель Аргимбаева А.Ф. |
5 | "Стимулирование речи детей раннего возраста" (из опыта работы воспитателей групп раннего возраста) | Воспитатель Бускунова Л.А. |
6 | "Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников" (из опыта работы воспитателей младших групп)
| Воспитатель Шаяхметова А.Н. |
7 | Практическая часть: "Игры и творческие задания, направленные на развитие умственных способностей и создание творческого продукта в речевой деятельности" | Учитель-логопед Акбулатова Р.М. |
8 | Презентация технологии работы с опорными схемами "Использование мнемотехники в развитии речи детей" (из опыта работы воспитателей старших групп) | Воспитатель Аминова И.Р. |
9 | 8.1 Мастер-класс «Изготовление и использование речевых дидактических игр в работе с детьми. Инновационная технология «Страйлитинг». 8.2 Мастер-класс «Кубики Зайцева» | Учитель-логопед-Культабекова Р.Ф. Воспитатель Жерекова Т.А. |
10 | Анализ анкетирования родителей/законных представителей по речевому развитию дошкольников. | Учитель-логопед Туктамышева О.С. |
11 | Проект решения педсовета №2 | Заведующий ДОУ Мурзикова Л.П. |
1. Актуальность проблемы. Заведующий Мурзикова Л.П.
"Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выражения в развитии связной речи". /Ушакова О.С./
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.
Односложная, состоящая лишь из простых предложений.
Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи.
Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.
Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.
Причины низкого уровня развития речи:
- Половина детей дошкольного возраста, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.
По результатам анализа наблюдений в группах можно отметить следующие недостатки:
- связные высказывания короткие;
- отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;
- состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;
- уровень информативности высказывания низкий
Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания. При проведении занятия педагог видит себя и приемы, но не видит ребенка т.е на занятии мы иногда наблюдаем, что говорит один педагог. Недостаточная подготовка к занятию. При рассматривании картины, проведении беседы необходимо тщательно продумывать вопросы.
Очень важную роль в развитии речи играет и культура речи педагога. Сотрудники задают детям образцы правильной литературной речи:
- Речь педагога четкая, ясная, полная, грамматически правильная;
- В речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.
Родители не понимают своей функции – общение с ребенком должно начинаться с рождения и до его появления на свет, в пренатальный период.
2. Результаты тематического контроля Аргимбаева А.Ф.
Справка о результатах тематической проверки.
Тема:
Сроки проведения: с по ноября 2017г.
Проверяющий: старший воспитатель Аргимбаева А.Ф.
Цель: определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по речевому развитию, способствующих развитию речи; средствами всестороннего обследования воспитательно-образовательного процесса и последующего педагогического анализа выяснить причины и факторы, определяющие качество педагогической работы по данному направлению.
Задачи:
-Проанализировать качество планирования работы.
- Оценить условия для речевого развития детей.
- Проанализировать умение педагогов привлекать родителей к работе по данной теме.
- Оценить и выявить положительные и отрицательные тенденции в работе по речевому развитию детей.
Основные формы и методы контроля
1. Анализ календарного планирования воспитателей.
2. Просмотр занятий.
3. Обзорное изучение развивающей среды в группах.
4. Анализ работы с родителями.
Оценочный инструментарий
1. Грамотность написания планов работы.
2. Соответствие темы занятия тематике контроля.
3. Грамотность оформления и наполняемости развивающей среды.
4. Творческое построение работы с родителями.
Вопросы, подлежащие проверке:
1. Компетентность педагогов по речевому развитию детей.
2. Проверка документации педагогических работников.
3. Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах
4. Оценка эффективности занятий по речевому развитию.
5.Взаимодействие с родителями по вопросам речевого развития.
На основании годового плана ДОУ и приказа была проведена тематическая проверка с целью оценки состояния воспитательно- образовательной работы по формированию речи детей всех возрастных групп .
Тематическая проверка была проведена в форме посещения и анализа организованно образовательной деятельности, наблюдения за качеством выполнения режимных моментов воспитателями, за самостоятельной деятельностью детей, анализа календарных планов, беседы с воспитателями, обследования развивающей среды в группе.
По результатам анализа наблюдений в группах можно отметить следующие недостатки:
-связные высказывания короткие;
-отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;
-состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;
-уровень информативности высказывания низкий.
В речи допускают грамматические ошибки. Большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме.
Компетентность педагогов по речевому развитию детей.
С целью повышения профессиональных возможностей педагогов и актуализации их знаний методики развития речи проведены консультации:
-«Технологии речевого развития»
- «Развитие связной речи дошкольников»
- «Образовательная область – речевое развитие в рамках ФГОС ДО»
семинар-практикум: «Современные образовательные технологии речи.Технология Н.Е Вераксы «Играем в сказку», технология О.С. Ушаковой, Смирновой «Моделирование»»
мастер-класс: «Играем в сказку»по технологии Н.Е Вераксы
контроль: Речевая среда групп
Проверка документации педагогических работников.
При организации и планировании работы по речевому развитию воспитатели возрастных групп используют программу «От рождения до школы» Вераксы Н.Е., в которой отражены задачи развития речи для всех групп, а также предлагаются соответствующие дидактические игры.
Анализ календарного планирования работы по речевому развитию свидетельствует о соблюдении требований программы, учёте возрастных особенностей, системности изучаемого материала. Педагоги в основном всегда готовы к занятиям, регулярно их проводят. В утренний промежуток времени педагоги планируют артикуляционную, пальчиковую, дыхательную гимнастики, словесные игры, направленные на расширение и активизацию словаря детей, планируется индивидуальная работа. Для проявления детьми словесного творчества систематически планируются сюжетно-ролевые игры, театрализованная деятельность, игры-драматизации.
В режимных моментах, в свободном общении взрослых с детьми активизирована работа по формированию мотивации к речевым действиям, планируются словесные дидактические игры, игры-упражнения для детей на формирование навыка использования правильной интонации в собственной речи «Что кому нужно для работы», различение силы и высоты голоса «Кто как кричит?», «Кто громче, кто тише?», на умение координировать темп движений и речь (различные хороводные игры, например, «Кто твой сосед?»), для работы над речевым дыханием используются упражнения «Снег», «Мыльные пузыри», «Буря в стакане», для развития связной речи используются познавательные обучающие ситуации и игры. Рекомендовать данные игры и упражнения родителям (стр.27-28 №1/2011г, стр.44-51 №12г./2011г.Ж-л «Старший воспитатель»)
Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах :
В группах создана достаточно богатая предметно - развивающая среда для речевого развития детей. Имеются наборы сюжетных и предметных картинок по развитию речи, разнообразный дидактический материал, книжные уголки для детей.
Созданная предметно – развивающая среда грамотно используется педагогами для коллективной и индивидуальной работы с детьми по развитию связной речи.
Оформленные в группах книжные уголки отражают возрастные особенности детей. Наиболее удачным с точки зрения соответствия рассматриваемой проблеме является материал: педагогами приобретены и используются, в основном, в индивидуальной работе:
- книги-пазлы («Теремок», «Репка», «Курочка Ряба», «Кто как кричит?», «В нашем доме», «Чей малыш?»);
-книги-шнуровки («Игрушки», «Транспорт»);
-книги «с окошками» («Мой дом»);
-книга «круть-верть» («Найди одежду»).
Данные виды книг содержат разнообразный материал для познавательного и речевого развития малышей. Кроме того, здесь много различных игр-пазлов, игр-лабиринтов, способствующих развитию мелкой моторики рук, а значит, и речевому общению.
В книжных уголках старше-подготовительной и младше-средней групп приобретено достаточное количество соответствующих возрасту детей тематических демонстрационных и раздаточных карточек («Профессии», «Музыкальные инструменты», «Мамы и детки», «Противоположности» и под.).
Дети любят в уголках рассматривать иллюстрации и «читать» книги.
Во всех группах используются дидактические, развивающие, настольно-печатные игры, фабричные и изготовленные своими руками. Картотеки дидактических игр периодически обновляются. Так, в младших группах, эстетично оформленные карточки используются с целью расширения словаря («Большой-маленький»), способствуют развитию грамматического строя речи «Один-много», «Назови ласково», «Подбери признак», «Подбери действие», «Четвёртый лишний», «Чудесный мешочек», «Чей домик», «Кто, что ест»).
В средних группах используются игры «Закончи фразу», «Комары и жуки» (ЗКР), «Подскажи словечко», «Чей малыш?» (словарь), «Кукла Наташа приглашает в гости», «Чего не стало?» (грамматический строй), «Опиши предмет», «Кто больше назовет» (связная речь),и.т.д.
В старших, подготовительных группах подобраны игры, направленные на формирование основ первоначальной грамоты, в т.ч. развивающие умение детей делить слова на слоги, составлять предложения, упражнение в различении гласных и согласных и под.(«Угадай слово», «Сплетем венок из предложений», «Ворота» и др.).
В уголках сюжетно – ролевых игр в группах созданы соответствующие условия для возникновения и развёртывания сюжета игр. Все игры педагогические целесообразны и соответствуют возрасту детей. Воспитателями проведена большая работа по созданию в группах игровой и театрализованных уголков, в которых находятся атрибуты по разным видам театра.
Однако не во всех группах имеется в достаточном количестве методической литературы и пособий по речевому развитию воспитанников.
Оценка эффективности занятий по развитию речи:
Главная цель посещения занятий по развитию речи заключалась в изучении эффективности использования методов и приемов для решения комплекса задач развития речи в разных возрастных группах (совершенствование связной речи и грамматического строя, формирование звуковой культуры речи и словаря).
Рекомендации:
-воспитателям необходимо использовать разнообразные речевые методы и приемы, формулировать точно вопросы и добиваться от детей правильных ответов на поставленный вопрос.
-в занятии по речевому развитию быть особенно требовательным к самому себе: не допускать грамматических ошибок словоупотребления;
- продумать варианты материалов для продуктивной деятельности детей.
- рационально размещать материал.
- применять различные приемы активизации речи детей.
Анкетирование родителей подготовительной группы показало, что в большинстве своем они проявляют заботу о развитии речи детей в условиях семьи: читают книги, рассказывают сказки, играют в различные игры (лото, показывают обучающие диски или компьютерные игры). Родители не против помощи педагогов в вопросах формирования у детей грамматически правильной речи. У большинства опрошенных состояние речи их детей не вызывает беспокойства. Родители хотели бы, чтобы им оказывали такие формы педагогической помощи как наглядная агитация, практические рекомендации, в том числе и с использованием дидактических игр, применяемых в детском саду, индивидуальные беседы. В целом работа детского сада по развитию речи родителей устраивает.
В планах отражена работа с семьями воспитанников: спланированы индивидуальные и групповые консультации, беседы, но оформление наглядной информации в родительском уголке недостаточное.
Таким образом, тематический контроль показал, что речевое развитие детей в ДОУ соответствует среднему уровню программных требований. У многих детей не сформирована связная речь, признаками которой являются содержательность, логичность, последовательность. У некоторых детей существует проблема развития звуковой стороны речи, которая является не только предпосылкой формирования грамматического строя речи, обучения грамоте, но и показателем речевого развития ребёнка в целом. Поэтому работа по развитию речи продолжает оставаться важной и неотъемлемой частью работы ДОУ по реализации задач ОО «Коммуникация». Рекомендации:
-Педагогам ДОУ продолжить ежедневно планировать и проводить, с учетом циклограммы и перспективы, индивидуальную и групповую работу по всем направлениям развития речи; на материале дидактических игр развивать коммуникативные навыки детей дошкольного возраста.
- Необходимо большее разнообразие видов театра, ширмы для театрализованных игр.
-Во всех группах, обновить оформление театрализованного уголка, оформить картотеку речевых игр в соответствии с полученными рекомендациями.
-В старших-подготовительных группах планировать досуги, развлечения, вечера загадок, использование ИКТ; книжный уголок пополнить репродукциями программных картин.
- Создать и применять в работе во всех группах аудио-медео- видео теки (игры, презентации, различные звуки природы, зверей ит.п)
- Пополнить среду и применять в практике современные инновационные технологии речи.
- Пополнить родительские уголки информацией по речевому развитию (консультации, памятки, буклеты)
- Создать в каждой группе, где его нет центр речевого развития в соответствии с возрастными особенностями и ФГОС ДО.
-Систематически пополнять речевую среду групп играми и пособиями созданными своими руками совместно с родителями и детьми.
-Необходимо беседовать с родителями, объясняя им важность речевого развития детей и находить своевременное решение по исправлению нарушений в речи. Проявлять большую творческую инициативу в работе с родителями по речевому развитию воспитанников, предлагая им различные виды приемов и методов, используемых в работе ДОУ над связной речью.
Справку составила: старший воспитатель Аргимбаева А.Ф.
Ознакомлены: 28 педагогов.
- Деловая игра "Теоретические основы развития связной речи у дошкольников"
Сегодня мы собрались, чтобы поделиться своими знаниями и умениями в области развития речи и мышления у детей дошкольного возраста, а так же повысить свою педагогическую компетентность в данном направлении.
Задание 1. "Игровой тест на определение знаний, умений и навыков воспитателей
Вопросы
Перечислите задачи по развитию речи детей дошкольного возраста.
- Формирование словаря.
- Звуковая культура речи.
- Формировать грамматический строй речи.
- Развивать связную речь.
- Ознакомление с художественной литературой
- Назовите формы речи? (диалогическая и монологическая)
- Какие умения развиваются в диалоге? (выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста)
- Какие формы работы используют при обучении детей связной речи? (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание)
- Назовите структуру повествования. (завязка, кульминации, развязка)
- Разговор двоих или нескольких на тему связанную с какой-либо ситуацией. (диалог)
- Речь одного собеседника, обращенная к слушателям. (монолог)
- Рассказ сюжет, которого развертывается во времени. (рассказ повествование)
- Как называется текс, в котором идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий? (описание)
- С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (средняя группа)
- Какой прием применяет педагог для снятия пауз и напряженности у ребенка при пересказе? (прием отраженной речи - педагог повторяет сказанную ребенком фразу и незначительно дополняет ее)
- Ведущий прием в средней группе используемый при составлении рассказа по картине. (образец воспитателя)
- Ведущий прием для активизации речи и мышления. (вопросы педагога
Задание 2. Переведите пословицы на русский язык
Пословицы
- Сын леопарда - тоже леопард (Африка). /яблоко от яблони недалеко падает/
- Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан) /шила в мешке не утаишь/
- Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция) /В тихом омуте черти водятся/
- Молчаливый рот - золотой рот (Германия) /Слова - серебро, а молчание - золото/
- Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия) /Язык до Киева доведет/
- Ошпаренный петух от дождя убегает. (Франция) /Обжегшись на молоке, дует на воду/
Задание 4. "Прилагательные ассоциации"
Выбор словесных ассоциаций ограничен: в ответ на слово, произнесенное экспериментатором, необходимо в качестве словесной ассоциации использовать только прилагательные. К примеру: стол - круглый; пруд - большой.
- Список
- Критика
- Звезда
- Книга
- Кругозор
- Закон
- Лекция
- Счастье
- Дом
- Пища
- Воззвание
- Дефицит
- Действие
- Шрифт
- Интерес
- Убеждение
- Библиотека
- Музей
- Страна
- Пример
- Собака
- Приказ
- Жизнь
- Воспитание
- Физика
- Принцип
- Город
- Группа
Задание 5. "Подбор антонимов, синонимов"
Из предложенных слов составьте антонимические группы, включив в них слова противоположные по смыслу:
1. Правдивый. 2. Экспорт. 3. Микро. 4. Авангард. 5. Нерадивый. 6. Эксцентричный. 7. Импорт. 8. Рыхлый. 9. Стремительный. 10. Тощий. 11. Неряшливый. 12. Объективный. 13. Макро. 14. Старательный. 15. Плотный. 16. Прозрачный. 17. Арьергард. 18. Упитанный. 19. Опрятный. 20. Субъективный. 21. Медленный. 22. Лживый. 23. Концентричный. 24. Мутный.
Из данных слов составьте синонимические группы, включив в них близкие по смыслу слова.
1. Властелин. 2. Быстрый. 3. Материк. 4. Воля. 5. Портьера. 6. Владыка. 7. Истинный. 8. Свобода. 9. Континент. 10. Властитель. 11. Наготове. 12. Подлинный. 13. Независимость. 14. Занавеска. 15. Повелитель. 16. Штора. 17. Стремительный. 18. Начеку. 19. Настоящий. 20. Гардина. 21. Господин. 22. Действительный. 23. Настороже. 24. Скорый.
Назовите одним словом 1. Изложение прослушанного произведения (пересказ)
2. Связное развернутое изложение какого-либо факта (рассказ)
3.Литературное произведение для пересказа (сказка)
4.Тип связной речи (диалог)
5.Методичекий прием, используемый на первых этапах обучения описанию картин, игрушек (образец)
6.То, что служит основой рассказа по памяти (опыт)
7.Прием, используемый ребенком после рассказывания для уточнения (вопрос)
8.Прием, который позволяет оценить детский рассказ (анализ)
9.Прием, используемый в старших группах при пересказе литературных произведений (драматизация)
Дайте свою оценку. Насколько педагоги компетентны в речевом развитии детей дошкольного возраста?
Итак, сегодня в ходе деловой игры мы с вами активизировали ваши знания и умения в области развития речи дошкольников; вспомнили методы и приемы способствующие речевому развитию детей.
4. "Стимулирование речи детей раннего возраста" (из опыта работы воспитателей групп раннего возраста) Бускунова Л.А.
На сегодняшний день мы видим, насколько остро стоит проблема задержки речевого развития у детей. Поэтому первой задачей для нас является развитие активной, коммуникативной речи. Мы стараемся постоянно разговаривать с детьми, включать каждого в диалог, создавать потребность в собственных высказываниях. Об этом подробнее расскажет Бускунова Л.А.
5. "Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников" (из опыта работы воспитателей младших групп).Шаяхметова А.Н.
6. "Игры и творческие задания, направленные на развитие умственных способностей и создание творческого продукта в речевой деятельности" (из опыта работы учителя-логопеда Акбулатовой Р.М.)
7. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Правильная организация обучения детей — очень сложное дело. Следует помнить, что наиболее эффективно такое обучение, которое несколько опережает развитие ребенка, однако не превышает его возможностей. Поэтому наряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Например, мнемотехнику, которую в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями, Глухов В.П. – блоками-квадратами, Большева Т.В. – коллажем, Ефименкова Л.Н. – схемой составления рассказа.
Презентация технологии работы с опорными схемами "Использование мнемотехники в развитии речи детей" (из опыта работы старших и подготовительных групп) Аминова И.Р.
8. Мастер-класс «Изготовление и использование речевых дидактических игр в работе с детьми. Инновационная технология «Страйлитинг». Культабекова Р.Ф.
9. Мастер-класс «Кубики Зайцева» Оригинальный и интересный способ научить ребенка читать — кубики Зайцева: методика обучения, игры и упражнения. Об этом подробнее Жерекова Т.А.
Полезная информация:
стоимость готового набора достаточно высока, некоторые родители изготавливают дидактический иматериал самостоятельно. Как собрать кубики Зайцева своими руками?
Вначале вырежьте контуры элементов дидактического материала, сложите выкройку в кубк; важно подготовить достаточное количество наполнителя для каждой группы.
Например, «железные» элементы можно заполнить металлическими пробками от лимонада , рыболовными колокольчиками;
«деревянные» элементы заполните разломанными карандашами, деревянными палочками, пуговицами, ракушками.
Белый кубик для знаков плотно набейте нарезанными лоскутками или бумагой.
9. Анализ анкетирования родителей/законных представителей по речевому развитию дошкольников. Туктамышева О.С.
10. Решение педагогического совета «
Решение педагогического совета.
- Считать работу воспитателей по развитию речи детей в разных видах деятельности удовлетворительной.
- Продолжить работу по годовой задаче в тесном сотрудничестве с родителями: во всех группах оформить информационные материалы по развитию речи детей в условиях семьи.
- Продумывать при планировании более интересные формы работы с дошкольниками по речевому развитию (например, викторины, вечера загадок, беседы по творчеству детских писателей).
- При планировании воспитателям соблюдать «закон взаимосвязи» ООД, предшествующей и последующей работы с детьми.
- Применять современные инновационные технологии как инструмент развития связной речи детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО.
- Принять рекомендации тематического контроля к исполнению в указанные сроки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум "Практикум по развитию звукопроизношения"
Психолого – педагогическая работа в дошкольных учреждениях ведётся по 5 образовательным областям, одно из которых «Речевое развитие». Согла...
Выступление на тему: "Использование тестопластики в работе с детьми. Практикум." на семинаре-практикуме для воспитателей ДОУ и студентов МСГИ
Солёное тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из солёного теста – древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому - что сейчас ценится всё эколо...
Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)
В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...
Семинар – практикум для молодых воспитателей на тему: Семинар – практикум для молодых воспитателей на тему: «Организация двигательной активности детей на прогулке»
laquo;Организация двигательной активности детей на прогулке»...
Конспект занятия "Поиграй, со мною мама" Практикум с элементами совместной деятельности детей и родителей (в рамках семинара-практикума «Играя, развиваем» с родителями, воспитывающими детей с нарушением в развитии)
В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение у...
Конспект занятия "Моя семья" Практикум для родителей (в рамках семинара-практикума «Играя, развиваем» с родителями, воспитывающими детей с нарушением в развитии)
Семья для ребенка – первый и важнейший социально-педагогический институт, зона его ближайшего развития. Семья закладывает систему его отношений с близкими взрослыми, о...
Семинар-практикум "Практикум по развитию звукопроизношения"
Звуковая культура речи дошкольников...