Обоснование выбора используемых педагогических технологии, методов и приёмов.
статья на тему
Обоснование выбора используемых педагогических технологии, методов и приёмов.
Инновационные технологии сейчас интенсивно внедряются в работу ДОУ. Таким образом, основная задача педагогов ДОУ – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Современные образовательные технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию ФГОС ДО.
Б. Т. Лихачёв считает, что педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса.
Современный педагог обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главных прав детей – право на доступное и качественное образование. При этом применение современных образовательных технологий на уроках и во внеурочной деятельности повышает не только социальный, но и профессиональный статус учителя, который идет не только в ногу со временем, но и со своими учениками. Кроме того, никто не будет спорить, что необходимость поиска и использования новых технологий определяется изменением социального заказа общества и требованиями государства и бизнеса к системе образования. Технологии, которые я использую в своей деятельности, направлены на формирование и развитие личности, соответствующей запросам общества и способствуют обеспечению достойного уровня и постоянному совершенствованию качества образования. Данные технологии органично сочетаются в рамках урока и во внеурочной деятельности и способствуют достижению поставленных целей и задач.
Хочу немного рассказать про эти технологии, которые я использую в своей работе в ДОУ.
1. Здоровьесберегающие технологии. Я поставила данную технологию на первое место, так как считаю ее самой важной из всех последующих технологий на мой взгляд. Цель:
• обеспечение физического развития и укрепления здоровья ребенка через развитие физических качеств ребенка, его закаливание, при помощи дыхательной гимнастики;
• обеспечение ребенку психическое и социальное, эмоциональную комфортность и позитивное психологическое самочувствие ребенка;
• важно развитие культуры здоровья самого педагога, культуры его профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни; сохранения и стимулирования здоровья, ритмопластика, динамические паузы, релаксация;
• технологии использования физкультурных занятий, коммуникативные игры, игротерапия, самомассаж; арт-терапия, технология музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастики;
• технология сенсорно-развивающей среды – это системная совокупность и порядок функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.
2. Технологии проектной деятельности. Целью данной технологии является развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия. Я активно использую данную педагогическую психологию, так как она мне позволяет намного лучше узнать своих воспитанников, более глубоко проникнуть в их внутренний мир.
Проекты, как известно, бывают разные, но наиболее интересные моим воспитанникам это игровые, когда есть возможность поиграть, разучить народные танцы, поучиться драматизации, ну и другим разным развлечениям.
Очень увлекательными являются экскурсионные проекты, в результате которых, мы вместе с детьми, можем изучить поставленную проблему, связанную с охраной окружающей среды или жизнью людей.
После каждого проекта мои воспитанники любят делиться своими впечатлениями от увиденного и изученного. Тогда нам приходит на помощь повествовательные проекты, которые позволяют в устной форме изложить свои впечатления и чувства от проделанной работы.
Ну и как и каждая работа должна иметь результат, так нам в этом помогает конструктивные проекты, когда ребята сами могут своими руками что-то смастерить, например, скворечник дома с родителями, красиво украсить клумбы и т. д.
Когда начинается проект у нас в группе родители так же не остаются в стороне и активно участвуют в наших проектах.
Иногда мы проводим проекты не только внутри своей группы, но и совместно с детьми другой возрастной группы, что делает проект еще более увлекательным.
Детям очень нравиться работать группой, но никогда не отказываются, если вдруг приходится работать попарно или даже индивидуально.
В основном, я практикую в своей работе с детьми по проектной деятельности проекты среднесрочные и краткосрочные. Но и долгосрочные проекты имеют место быть.
3. Технология исследовательской деятельности. Целью данной технологииявляется сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
Организация экспериментально-исследовательской деятельности осуществляется через эвристические беседы, постановку и решение вопросов проблемного характера, через наблюдения, создание моделей в неживой природе, опыты и эксперименты, фиксацию результатов, использование художественного слова, дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации; труд в уголках экспериментирования и на участке.
4. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Мир вокруг нас стремительно развивается, и современный ребенок растет уже в совсем другом мире, чем его родители, в мире информационно-коммуникативных технологий. Учитывая это необходимо так предъявлять новые требования и к дошкольному воспитанию. В ДОУ пришли так же компьютеры, интерактивные доски, планшеты во время образовательной деятельности с детьми. Современному педагогу просто необходимо идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных программ, повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.
Ведь использование компьютера существенно упрощает организацию образовательно-воспитательной работы, нужную информацию можно легко показать на экране компьютера в удобной для детей форме – игровой, вся информация доступна и понятна воспитанникам, это увлекает ребенка, стимулирует его познавательную активность, имеется возможность индивидуально обучать каждого ребенка, ребенок приобретает уверенность в себе при занятии на компьютере. При помощи ИКТ можно смоделировать определенные жизненные ситуации, которые нельзя просто в повседневной жизни показать детям.
ИКТ мне позволяет легко и быстро подбирать иллюстративный материал для образовательной деятельности, для оформления стендов в группе, раздевалке, информации для родителей, обмениваться своими наработками с другими педагогами. Сейчас педагогам необходимо оформлять так же много документации, компьютер позволяет писать все документы достаточно быстро, и если есть необходимость во внесении изменений, то это легко можно исправить. Так же легко можно создавать презентации для занятий с детьми и облегчает проведения родительских собраний.
5. Личностно - ориентированная технология. Цель данной технологии: обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.
Я предоставляю возможности детям для самореализации в игре, так как режим жизни перегружен различными занятиями, на игру остается мало времени. Особенно важно помочь ребенку в период адаптации к условиям ДОУ. Для меня очень важно создать комфортные условия РППС (развивающей предметно-пространственной среды, вместе с детьми изготавливаем пособия для занятий, материал для театрализации, игрушки, подарки к праздникам для родных и близких. Так же важно организовать разнообразную творческую деятельность для детей: различные интересные развивающие игры, трудовые поручения, развлечения в группе, праздники.
Все это позволяет мне поддерживать каждого ребенка на его уровне развития.
Таким образом, можно сказать, что для ребенка важно создать атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества личности.
6. Технология «Портфолио педагога». Мне очень нравиться такое высказывание «Современному ребенку – современного педагога». Ведь сейчас действительно современное образование нуждается в современном педагоге, творческом, владеющим ИКТ, которые может самостоятельно конструировать педагогический процесс и прогнозировать результат своей деятельности.
Я стараюсь участвовать активно в разных конкурсах и олимпиадах, и у меня есть досье моих успехов. Такое досье – портфолио, в котором учитываются результаты моих достижений в различных видах деятельности, это так называемая оценка профессионализма и результативности работы.
7. Технология «ТРИЗ», созданная ученым-изобретателем Т. С. Альтшуллером. У меня есть девиз «Творчество во всем!», ведь как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь. Целью данной технологии является развитие гибкости, подвижности, системности, диалектичности, поисковой активности, стремления к новизне, речи и творческого воображения. Моя основная задача это привить ребенку радость творческих открытий. Ведь важно подать информацию ребенку наиболее доходчиво и просто. Чтобы ребенок научился применять тризовские решения, необходимо все проблемы подать в виде бытовых ситуаций, игр, сказок. Ребенок тогда сам начнет стремиться к решению данных проблем, используя для этого необходимые ресурсы. Только когда ребенок поймет, что от него требуется, тогда можно будет переходить к рассмотрению предметов и явлений, вызывающих стойкие ассоциации.
Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.
Я считаю, что использование перечисленных образовательных технологий позволяет значительно повысить качество образования, повысить мотивацию к обучению и развитию.
Каждый педагог – творец технологии, хотя имею дело с заимствованиями, но создание технологии невозможно без творчества. Для меня всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Карта инновационного педагогического опыта "Методы и приёмы ТРИЗ как средство развития речи и творчества дошкольника"
Теоретическую основу педагогического проекта составили методы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ - автор Г.А. Альтшуллер,1964г.), алгоритм решения изобретательских задач, адаптированных...
Аналитическое обоснование выбора современных образовательных технологий
Технология – это совокупность приёмов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих...
Использование современных технологий, методов и приёмов изобразительной деятельности.
В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных к...
Учёт индивидуальных особенностей детей в выборе образовательных педагогических технологий
Учёт индивидуальных особенностей детей в выборе образовательных педагогических технологий...
Сообщение на педагогическом совете «Методы и приёмы стимулирования речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста»
Сообщение на педагогическом совете «Методы и приёмы стимулирования речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста»...
«Образовательные технологии, методы и приёмы в работе с детьми» «Круги Луллия»
ТРИЗ призывает каждого мыслить широко и не замыкаться на чем-то одном. Свежие идеи можно искать где угодно — в справочнике по биологии, художественном фильме, томике стихов или путешествии в дру...
Обоснование выбора используемых образовательных технологий и комплекта учебно-методической литературы.
Обоснование выбора используемых образовательных технологий и комплекта учебно-методической литературы....