Работа с одаренными детьми в ДОУ: проблемы и их решение.
статья на тему

Статья об одаренных детях в группе ДОУ и опыт работы с ними.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_odarennymi_detmi_v_dou.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с одаренными детьми в ДОУ: проблемы и их решение.

В группе  может оказаться ребенок, который  заметно отличается от других детей группы. Он задает много вопросов, проявляя интерес к окружающему, отвечает на вопросы раньше, чем воспитатель успел их полностью сформулировать, придумывает необычные истории и сказки, экспериментирует с предметами, пытаясь понять различные закономерности. С таким ребенком интересно общаться, но он иногда не «удобен» в общей работе с детьми: перебивает, стараясь дать ответ быстрее других воспитанников, задает вопросы, которые ставят Вас в тупик, навязывает свое мнение, мешает воспитателю заниматься с другими. Возможно, что это одаренный ребенок.

Говоря о единых образовательных стандартах в новой системе образования, моделью успешного современного человека должна стать  творческая, активная личность, способная проявить себя в нестандартных условиях, которая может гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях.

Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей – это особо важная задача воспитания и обучения одаренных детей в детском саду.

Одарённость подразделяют на несколько видов, исходя из того, в каких сферах деятельности ребёнок продемонстрировал наиболее высокие достижения:

 - интеллектуальная одаренность (дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта );

 - творческая одарённость (дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты и др.);

 -  академическая одаренность (дети, хорошо обучающиеся в школе);

-  информационно-коммуникативная (дети, имеющие развитые коммуникативные и лидерские способности)

 - спортивная

Рассмотрим творчески одаренных детям.

На основе мониторинга  общеобразовательной программы дошкольного образования  проводится групповое обследование детей и  отбираются группы детей показавших результаты высокие и выше среднего. Далее организовывается индивидуальное обследование одаренных детей с помощью бесед, интервью. Уточняется желание и интерес ребенка к определенной деятельности.

Одаренные  дети обладают  не насыщаемой познавательной активностью, потребностью приобретать новые знания, любознательностью, стремлением находить и решать разнообразные познавательные задачи. Одаренный ребенок задает вопрос с познавательной целью, заинтересован в получении обоснованных, неформальных ответов.  

Одно из ярких проявлений одаренности в дошкольном возрасте — богатство фантазии. Процесс фантазирования идет легко, персонажи, о которых идет речь в придуманной истории, чаще всего необычны, нестандартны, фантастичны. Действия, которые совершают эти герои, тоже необычны, редко встречаются в рассказах и сказках других детей.

  • Особенностью мышления одаренного ребенка является логичность и последовательность рассуждений, которая не свойственна большинству детей этого возраста.
  • Дети задают вопросы с познавательной целью, заинтересованы в получении обоснованных, неформальных ответов.

Как и у любого ребенка, у одаренных детей бывают проблемы, типичные как для своего возраста, так и связанные с их нестандартностью и неординарными способностями.

  • очень ранимы, особенно в тех случаях, когда, как им кажется, не совсем правильно оценивают результаты их деятельности;
  • с трудом находят друзей, подвергаясь рискам социальной изоляции;
  • опережая в умственном развитии других детей, обычно одаренный ребенок имеет уязвимые места в физическом развитии, которое не успевает «бежать» вслед за умственным и происходит в срок;
  • потребность во внимании взрослых

В первую очередь необходимо решить проблемы адаптации и социализации детей. С ребятами можно провести игры на обучение эффектным способам общения, на притяжание социального признания, на развитие партнерства. Необходимо способствовать совместной игре одаренных детей со своими ровесниками и помочь найти ему друзей.  C родителями учить малышей знакомиться с другими детьми, входить в игру, учить одаренных детей принятию окружающих. Объяснить детям, что когда-то лучше подождать с ответом, чтобы дать возможность и другим детям проявиться, а не просто все время быть первым и добиваться утверждения своего мнения.

Огромную роль в воспитании и образовании одаренных детей играют родители.  

Можно провести следующие мероприятия:

  •  общее групповое родительское собрание по вопросам детской одаренности  «Одаренный ребенок и как его воспитывать»; 
  •  памятки и печатные консультации родителям по взаимодействию детей с целью развития творческих способностей; «Развиваем творческие способности»;
  •  рекомендации родителям о том, как научить малыша знакомиться, входить в игру;
  •  театрализованные представление для родителей.

На занятиях  необходимо повышать интеллектуальную нагрузку, излагая интересные факты, продумывая персональные задания, интегрированные задания, предлагать таким детям проделать не один, а два или несколько вариантов решения, все, чтобы развивать познавательную активность этих детей.

Было бы неплохо организовать дополнительное образование

 ребенка.

Признание одаренным детям необходимо для успеха. Потому создание ситуаций успеха – необходимое условие для развития одаренности. Желательно, чтобы одаренный ребенок уже в детском саду смог показывать детям и взрослым результаты своей деятельности.

 Одарённые дети это будущий потенциал страны в целом и очень важно ещё в дошкольном возрасте создать условия для всестороннего развития природных задатков таких малышей. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей. Психологические особенности детей с признаками одаренности. Некоторые аспекты работы с одаренными детьми и их родителями.

Психологические особенности детей с признаками одаренности. Некоторые аспекты работы с одаренными детьми и их родителями....

Консультация для воспитателей "Психологические особенности детей с признаками одаренности. Некоторые аспекты работы с одаренными детьми и их родителями"

Психологические особенности детей с признаками одаренности. Некоторые аспекты работы с одаренными детьми и их родителями....

Дистанционное обучение.Индивидуальная работа с одаренными детьми. Дисциплина 6. Модуль 3. Формы организации работы с музыкально одаренными детьми

1. Педагогическая поддержка одаренного ребенка.2. Содержание индивидуальной работы с одаренными детьми.3. Диагностика музыкальных способностей и одаренности.Практическое задание: Р...

Работа с одаренными детьми в ДОУ: проблемы и их решение.

laquo;Система работы с одаренными детьми в рамках реализации ФГОС НОО»  V республиканской научно-практической конференции “Одарённые дети в системе общего образования: проблемы, перс...

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ в ДОО

Детский сад – первая ступень общей системы образования, главной целью которой является всестороннее развитие ребенка. Для ребенка дощкольного возраста характерна высокая познавательная активност...

Мастер-класс «Использование головоломки «Танграм» в работе с одаренными детьми для развития комбинаторных способностей, целенаправленности в решении интеллектуальных задач»

В данном документе представлен мастер-класс на тему: Мастер-класс «Использование головоломки «Танграм» в работе с одаренными детьми для развития комбинаторных спо...

ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Принципы, которыми необходимо руководствоваться в работе с одаренными детьми» в рамках практико-ориентированного семинара ЦРО: «Система работы педагога по развитию одаренности и творческого потенциала ученика (воспитанника).

Одаренность человека-это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать его благороднее, ...