ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ в ДОО
статья
Детский сад – первая ступень общей системы образования, главной целью которой является всестороннее развитие ребенка. Для ребенка дощкольного возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими. «Родовыми» чертами дошкольного возраста являются фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления, кроме этого проявляются особая чувствительность, отзывчивость на окружающее. Исходя из этого, для развития творческих способностей в образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия педагога-психолога, воспитателей, узких специалистов и родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_odarennye_deti.docx | 17.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Хорошавина О.В.,Габдрахманова Л.А.
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ в ДОО
Детский сад – первая ступень общей системы образования, главной целью которой является всестороннее развитие ребенка. Для ребенка дощкольного возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими. «Родовыми» чертами дошкольного возраста являются фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления, кроме этого проявляются особая чувствительность, отзывчивость на окружающее. Исходя из этого, для развития творческих способностей в образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия педагога-психолога, воспитателей, узких специалистов и родителей.
Детская одаренность занимает одно из ведущих мест среди самых интересных и загадочных явлений природы. Одаренные дети- дети, значительно опережающие своих сверстников в умственном развитии, либо демонстрирующие выдающиеся специальные способности (музыкальные, художественные, спортивные и др.). (Педагогический энциклопедический словарь, НИ «Большая Российская энциклопедия», М., 2003 г.)
Одаренные дети, как правило, отличаются от сверстников любознательность и исследовательской активностью, более высоким уровнем обучаемости, возможностями в усвоении нового материала. Они обычно обладают отменной памятью, которая основана на раннем овладении речью и абстрактным мышлением, умением широко пользоваться накопленными знаниями. Одаренных детей также отличают повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна. Но разнообразие интересов, свойственное таким детям, иногда приводит к тому, что они начинают несколько дел одновременно, а также берутся за слишком сложные задачи.
Чаще всего внимание к таким детям привлекает их большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, а также умение ставить вопросы. Многие одаренные дети с удовлетворением читают словари и энциклопедии, продумывают слова, должные по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.. При подготовке к школе можно дать такому ребёнку как можно больше знаний по программе начальной школы. В большинстве случаев этот путь приведёт лишь к ускорению умственного развития: у ребенка, освоившего азы школьной премудрости, больше возможностей раньше поступить в школу и, соответственно, раньше её окончить, но не более того. Другой способ - не дать одарённости угаснуть, способствовать её дальнейшему максимальному развитию.
Проблема детской одарённости, развития творчества дошкольника с его неповторимостью, оригинальностью и уникальностью – очень важные вопросы, которые стоят перед ДОО. Поскольку одаренные дети отличаются от своих сверстников, они требуют не только особого внимания к себе, но и особой педагогики. Одаренный ребенок требует особого внимания уже в дошкольном возрасте, когда возникающие проблемы еще можно предотвратить или устранить. Он нуждается в специальном подходе, ему необходима психологическая помощь и поддержка.
В организации работы с одаренными детьми существуют проблемы: 1. нет четких критериев определения одаренных детей; 2. недостаточно содержательных материалов по проблеме диагностики и развития одаренности; 3. имеющиеся в современном научном и, главное, в практическом опыте материалы, слишком теоретизированы, страдают отсутствием методической направленности, не являются руководством и инструментом для педагогов и психологов, работающих с одаренными детьми.
Организация образовательной деятельности в ДОО в современных условиях предъявляет высокие требования к квалификации педагогов, которые должны быть ориентированы в первую очередь на развитие личности дошкольника в процессе совместной деятельности с ними.
Педагоги, работающие с одаренными детьми должны соответствовать требованиям: иметь высокий уровень профессиональной подготовки; склонность к творческой деятельности, умение обеспечить оптимальные условия развития; наличие в общении с детьми тактики сотрудничества; личная готовность к работе с одаренными детьми; наличие у педагога специальных способностей и навыков, позволяющих ему заинтересовать детей процессом выполняемой им самим деятельности.
Несомненно, основное требование к педагогам одаренного ребенка - безусловное понимание и уважение к личности. Главная задача взрослого привить ребенку вкус к серьезной творческой работе. Педагог всегда должен помнить о том, что одаренные дети очень самолюбивы, легко ранимы. Поэтому от него больше всего требуются качества личностные, душевные. Необходимо чтобы в процессе воспитания и обучения присутствовало сотворчество взрослого и ребенка.
В вопросе воспитания одаренных детей большая ответственность лежит на специалистах. Они должны вовремя подсказать, направить родительское воспитание. Работа с одарёнными детьми требует особых усилий педагогов. Приходится постоянно заниматься самообразованием, повышать своё педагогическое мастерство. За сухими цифрами кроется напряжённый, кропотливый труд педагогов, который невозможно измерить. Но самое главное – поддержка одарённых детей, от которых, в конечном счёте, зависит наше будущее.
С этой целью в ДОО проводятся родительские собрания и тематические семинары для родителей по таким темам, как «Кто он – одарённый ребёнок?», «Восприятие и воспитание одарённых детей». Психологом проводятся тренинги, в рамках которых родители получают необходимые знания и навыки по воспитанию и взаимодействию с одарёнными детьми. Наша задача – научить родителей умению наблюдать за своими детьми, следить за их развитием, а также – способствовать этому развитию. Необходимо помнить, что одаренность - это уникальное целостное состояние личности ребенка, она нуждается в поддержке, но не должна использоваться как средство обеспечения вашего престижа либо в качестве компенсации ваших неудач и проблем. Нельзя «эксплуатировать» способности ребенка в ущерб другим его интересам и возрастным потребностям, нельзя превращать его в узкоспециализированную высокопроизводительную машину.
Одаренные дети ценная, но хрупкая часть нашего общества. Эти дети представляют собой культурный и научный потенциал общества, от них зависит, как будет развиваться наука, техника и культура в будущем.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Копытов, А.Д. Размышления о педагогике одарённости / А.Д. Копытов // Одарённый ребёнок. – 2008. – № 1. – С. 23-35.
2. Маистровая, З.Г. Факторы риска нарушения психического здоровья одарённых детей: размышления психолога о родителях и для родителей / З.Г. Маистровая // Одаренный ребёнок. – 2008. – № 2. – С. 114- 117.
3. Панютина, Н.И. Система работа образовательного учреждения с одарёнными детьми / Н.И. Панютина, В.Н. Рагинская, Е.Б. Кислякова [и др.]. – Волгоград : 2008. – 204 с.
4. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М. :
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы с одаренными детьми
Дошкольное детство является очень важным и благоприятным периодом для развития одаренности. Однако возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализую...
Разработка системы работы с одаренными детьми в условиях ДО
В данной презентации кратко обозначены цель и задачи системы работы с одаренными детьми.Даны основные понятия по данной теме...
Система работы с одаренными детьми в условиях ДОУ
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней...
система работы с одаренными детьми
система работы с одаренными детьми...
Система работы с одаренными детьми и с детьми с ОВЗ в ДОУ
Опыт работы нашего дошкольного образовательного учреждения показывает, что при создании в детском саду и в семье, где воспитываются дети в благоприятных условиях, при слаженной совместной работе, то з...
Доклад на тему: «Подготовка условий для формирования системы работы с одаренными детьми.»
Детский возраст, это период становления личности и развития ребенка....