ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ КАК ИНОВАЦИОННАЯ ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ ВСЕМИ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
статья на тему
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ КАК ИНОВАЦИОННАЯ ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ ВСЕМИ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 25.48 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ КАК ИНОВАЦИОННАЯ ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ ВСЕМИ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Н.В. Виленская
МДОУ детский сад №7 «Алёнушка»
Аннотация статьи: В статье рассказывается об опыте реализации одной из технологий дошкольного образования – технологии проектирования. Отмечены задачи, которые педагог решает в ходе реализации данной технологии. Дано краткое ознакомление с реализуемыми в ДОУ образовательными проектами и описана форма участия в них родителей. Дается вывод, что использование технологии проектирования способствует более активному участию родителей в образовательной деятельности дошкольников.
Ключевые слова: дошкольное образование, технология проектирования, образовательный проект, взаимодействие с семьей.
На современном этапе семейное воспитание признано первостепенным, что нашло отражение в Федеральном законе «Об образовании в РФ». В ст. 44 сказано, что родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает не просто взаимодействие педагогов с родителями воспитанников, а их непосредственное вовлечение в образовательную деятельность.
Одним из актуальных и рациональных методов вовлечения родителей в образовательный процесс детского сада является использование технологии проектной деятельности. Проектирование – это инновационная форма сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса, использование которой позволяет вести эффективную работу в решении задач обучения и воспитания.
Актуальность выбранной темы определяет цель моей работы: вовлечь в образовательную деятельность ДОУ родителей воспитанников посредством реализации технологии проектирования.
Для достижения поставленной цели был определен ряд задач, направленных, во-первых: на повышение профессиональной компетенции педагога; во-вторых: на создание необходимых условий для использования и реализации образовательных проектов и, наконец, задач, способствующих активному взаимодействию всех участников образовательного процесса.
Таким образом, предположив, что использование технологии проектирования, позволит достичь устойчивой и положительной динамики вовлечения в совместную деятельность родителей воспитанников, был разработан план действий взрослых и детей на каждом этапе проектной деятельности.
В чём же особенность проектной деятельности в ДОУ? Ребенок дошкольного возраста ещё не может самостоятельно сформулировать проблему, установить цель и задачи, и поэтому проектная деятельность в образовательном пространстве детского сада носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети, педагоги, вовлекаются члены семей воспитанников. Родители могут быть не только источником информации и помощниками в реализации проекта, но и полноправными участниками образовательного процесса, что в свою очередь, позволяет им обогатить свой педагогический опыт, реализовать свой творческий потенциал, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
Образовательные проекты сводятся к основным четырем этапам:
- Подготовительный (целеполагание). Этап постановки проблемы (цели).
- Разработка плана деятельности по достижению цели. На этом этапе, определяется: какими источниками информации воспользоваться, к кому обратиться за помощью.
- Выполнение проекта – практическая часть.
- Итоговый. Презентация продукта проекта и определение задач для новых проектов.
Для того чтобы приступить к работе над проектом, педагогу необходимо выполнить следующие условия:
- составить тематическое планирование, в котором будут учитываться все виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, трудовая, изобразительная, двигательная и т.д.;
- разработать содержание занятий, игр, прогулок, различных мероприятий, связанных с темой проекта;
- организовать предметно-пространственную среду с учетом тематики проекта.
Далее, начинается совместная деятельность участников проекта. Педагог выносит проблему и предлагает детям её обсудить. В результате обсуждения выдвигается гипотеза, которую воспитатель предлагает детям подтвердить в процессе поисковой деятельности.
На втором этапе работы над проектом педагог совместно с детьми отмечает, что уже известно детям по данному вопросу, а что они ещё хотели бы узнать, наконец, педагог спрашивает у детей: «Как нам ответить на интересующие нас вопросы?». Решением (планом действий) могут быть: чтение литературы, беседы со специалистами, тематические экскурсии и т.д. С учетом совместных предложений составляется окончательный план по достижению цели проекта.
Практическая часть проекта должна способствовать активизации мышления, познавательного интереса, детской любознательности. На этом этапе проекта дошкольники ищут, исследуют, творят. Воспитателю необходимо создавать ситуации незавершенности, незаконченности с целью побудить ребенка учиться самостоятельно - доделать, додумать, догадаться.
Заключительный этап проекта – это его презентация: итоговые занятия, оформление стенгазет, фотовыставки. Важно отметить социальную значимость проекта, «форма защиты проекта должна быть яркой, интересной и продумана так, чтобы высветить и продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя, педагога» [3] .
«Проектная деятельность, основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном итоге, должна способствовать развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствовать личностному развитию воспитанников, обеспечить качественные результаты педагогической деятельности» [1].
Нами были реализованы образовательные проекты:
В блоке «Семья»: «Моя семья», «Профессии моих родителей», «Папа, мама, я – талантливая семья», «Вахта памяти»;
В блоке «Народные традиции и культура»: «Книжная неделя», «Люблю берёзку русскую», «Праздник Светлого Христова Воскресения»;
В блоке «Моя малая родина»: «Мой город», «Улицы нашего города».
Форма участия родителей воспитанников в проектах различна, но преимущественно это:
- информационная поддержка (помощь в поиске информации: подбор необходимой литературы, видеоматериала, сообщение собственного опыта и т.д.)
- организационная поддержка (посещение с детьми выставок, музеев, библиотек; экскурсии и т.д.)
- техническая поддержка (помощь в проведении фото- и видеоматериала, написание сообщения, создание мультимедийной презентации)
- творческая поддержка (участие родителей в организации досуга, тематических праздников и концертов; помощь в создании музеев, альбомов, выставок и т.д.).
Цель проектов первого блока: воспитание у детей любви к семье и вовлечение родителей в образовательную деятельность ДОУ. Хотелось бы особенно отметить участие наших воспитанников, их родителей и педагогов детского сада в проекте «Вахта памяти», посвященной 71-й годовщине победы над фашисткой Германией. При поддержке Министерства Обороны Российской Федерации для сохранения памяти о Великой Отечественной войне публикуются архивы военных лет в электронном виде на сайтах «Подвиг народа» и «Мемориал». Проект позволил объединить информацию об участниках ВОВ, которая храниться в семейных архивах фронтовиков с архивами сайтов. Свой проект мы представили в виде видеофильма. Цель проекта: сохранение собранной информации об участниках ВОВ семей воспитанников и сотрудников детского сада для потомков. В нашем фильме представлена информация о судьбе тринадцати участниках ВОВ. Мы планируем продолжить участие в данном проекте.
Проекты, посвященные народным праздникам, знакомят детей с обычаями и традициями русского народа, помогают донести до них нравственные ценности, позволяют окунуться в эпоху прошлого.
Большое значение в воспитании старших дошкольников принадлежит формированию у них патриотических качеств: любви к малой родине, чувства гордости за героические заслуги земляков.
Особенностью реализации проектов блока «Моя малая родина» является взаимодействие не только ребёнок-родитель-педагог, но и социум. Вместе с детьми мы ходили на экскурсию в сквер «1812 года», возлагали цветы к памятникам «Скорбящей матери» и маршала Г.К. Жукова. Мы поддерживаем тесную связь с работниками музея 1812 года, часто посещаем его с детьми. Проект «Улицы нашего города» был организован как детско-родительский. Все этапы реализации проекта были проведены родителями с детьми. Итогом было мероприятие, посвященное презентации проектов. Участие в этом мероприятии приняли семь семей и все воспитанники подготовительной группы.
Подводя итоги использования проектной технологии в дошкольном учреждении, хотелось бы отметить стабильно положительную динамику включения в образовательный процесс родителей воспитанников. Если на первых парах сама идея участия в проекте была не понятна подавляющему большинству родителей - 85%, то сейчас 60% - семей являются постоянными участниками образовательных проектов, а 25% - сами реализовали и защитили на открытом мероприятии детско-родительский проект «Улицы нашего города». По результатам анкетирования большинство родителей (около 80%) положительно относятся к проектной деятельности в детском саду. Причинами неучастия в проектах называют нехватку времени (около 20% семей) и непонимание данной технологии, неумение пользоваться ИКТ-технологиями (около 20 % семей).
Отмечая положительные результаты, мы поставили и ряд задач в дальнейшей работе, а именно:
- привлечь большее количество участников проекта среди родителей воспитанников посредством проведения индивидуальных бесед, консультаций, проведение мастер-классов по использованию компьютерных технологий, участия родителей в повседневных занятиях с детьми в детском саду.
- увеличить количество социальных партнеров, помогающих в реализации проектов посредством включения дошкольной организации в проекты и акции, проводимые в районе.
Литература:
- Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.— М.: Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 1155)
- Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, №4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Благоприятная атмосфера в группе между всеми участниками образовательного процесса"
Консультация для родителей и воспитателей "Благоприятная атмосфера в группе между всеми участниками образовательного процесса"...
доклад для воспитателей "Технология проектирования как особая форма взаимодействия всех участников образовательного процесса в ДОУ"
В данном докладе поделилась опытом с коллегами о современном подходе в соответствии с ФГОС умений и навыков дошкольника, адаптации его к социальной жизни через совместный поиск решений т. е. чер...
«Инженерная книга как форма взаимодействия между всеми субъектами образовательного процесса»
Приобщение дошкольников к техническому творчеству, формирование сообщества педагогов и детей, занимающихся инновационной деятельностью, расширило границы взаимодействия образовательных организаций....
Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия со всеми участниками образовательных отношений
В данное время на историческую арену выходит новый социальный тип личности. Российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. В то же время в ...
План работы по формированию толерантных отношений между всеми участниками образовательного процесса.
Мероприятия с педагогами:Консультация «Инклюзивное образование в современном обществе».Цель: дать понятие педагогической толерантности, познакомить с формами интеграции детей с особы...
Эффективные способы взаимодействия тьютора со всеми участниками образовательного процесса в ДОУ
В статье рассмотрены основные направления работы тьютора с воспитанником с ОВЗ, треугольник взаимоотношений тьютор-воспитанник-воспитатель, взаимодействие тьютора с остальными детьми и с родителями во...
- Мне нравится (1)