Перспективный план работы в рамках реализации Программы по выявлению, поддержки, развитию способностей детей дошкольного возраста в условиях детского сада «Одарешка».
методическая разработка (старшая группа)
Перспективный план работы по выявлению, поддержки, развитию способностей детей дошкольного возраста. В приложениях к плану представлена методика проведения исследований по выявлению способностей ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_odarennye.docx | 166.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Колокольчик» п. Голынки
Перспективный план работы
в рамках реализации Программы по выявлению, поддержки, развитию способностей детей дошкольного возраста в условиях детского сада
«Одарешка».
Программа разработана творческим коллективом МБДОУ детский сад «Колокольчик» п. Голынки
(Принята на заседании педагогического совета ДОУ. Протокол № 1 от 31.08.2017 г. Утверждена: приказ № 99 от 31.08.2017г.)
Автор- составитель: Глыздова Н.Л, воспитатель ДОО
Основные тезисы Программы ДОУ «Одарешка»
Актуальность: «…одаренность и способности не бывают врожденными. Врожденными могут быть только задатки, которые при соответствующем их развитии могут стать способностями, а те в свою очередь одаренностью». Таким образом, можно утверждать, что развивать задатки одаренности можно и нужно в дошкольном детстве.
Противоречия:
- между необходимостью раскрытия индивидуальных способностей ребенка и отсутствием системы психолого-педагогического сопровождения способных и одаренных детей;
- между приоритетной ролью взрослого в раскрытии индивидуальных способностей дошкольника и недостаточной профессиональной компетентностью педагогов;
- между необходимостью индивидуального подхода в становлении самостоятельности и инициативности одаренного ребенка и недостаточной разработанностью педагогических технологий
Проблема: создание условий для выявления, развития способностей и талантов детей в условиях дошкольного учреждения
Идея изменения: создание системы раннего выявления и сопровождения одаренных детей в условиях ДОУ; разработка современных технологий организации работы с одаренными детьми
Цель:
создание благоприятных условий для развития способностей, талантов детей дошкольного возраста через оптимальную образовательную структуру Центра
Задачи:
создать систему выявления и сопровождения одаренных детей в условиях ДОУ; разработать и внедрить в образовательную практику детского сада современные технологии организации работы с одаренными детьми; повысить психолого-педагогическую компетентность педагогов по индивидуализации образовательного процесса.
Концептуальные основания деятельности:
одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Раннее выявление и развитие способностей, талантов детей дошкольного возраста способствует их успешной социализации, раскрытию личностного потенциала ребенка.
Основное содержание деятельности по Программе:
- разработка мониторинга определения и развития индивидуальных психолого-педагогических особенностей дошкольника, выявления способностей и одаренности;
- создание системы психолого-педагогического сопровождения одаренного ребенка;
- освоение современных педагогических технологий работы с одаренными детьми;
- разработка программ и проектов развития сферы дополнительного образования в ДОУ; повышение квалификации педагогических работников через систему методических мероприятий ДОУ, курсов повышения квалификации разного уровня;
- обобщение и распространение педагогического опыта;
- просветительская и партнерская работа с родителями, общественными организациями, учреждениями дополнительного образования.
Планируемый результат изменений
- на уровне ребенка: выявление задатков и развитие способностей детей к определенным видам деятельности; психологический комфорт и защищенность; успешность на следующей ступени образования;
- на уровне педагогов: рост профессионального мастерства; овладение современными педагогическими технологиями; призовые места в профессиональных конкурсах;
- на уровне семьи: рост педагогической компетентности; удовлетворенность образовательной деятельностью ДОУ;
На основании выделенных психолого-педагогических условий, характеристик развивающей среды можно предложить следующие принципы работы по развитию одаренных детей дошкольного возраста:
- Вовлечение дошкольников в свободные игры со сверстниками;
- Моделирование для детей ситуаций незавершённости и открытости деятельности и мышления в отличие от жёстко заданных и строго контролируемых условий;
- Акцент на вовлечении дошкольников в специфические детские виды деятельности (предметные игры, рисование, конструирование, лепка и др.)
- Разрешение и поощрение высказывания множества вопросов;
- Использование в обучении дошкольников провокационных вопросов (постановка проблем или затруднений, для устранения которых нет известных средств), стимуляция выработки детьми собственных средств осуществления деятельности, а не принятие готовых;
- Привлечение внимания к интересам детей со стороны воспитателей и родителей, предоставление детям возможностей осуществления совместной с взрослыми деятельности, наличие в окружении ребенка образцов и результатов взрослой креативности;
- Обеспечение предметно-информационной насыщенности развивающей среды (наличие необходимого информационного ресурса, доступность и разнообразие предметов в данной микросреде, в т.ч. современные ИКТ- средства, возможность разнообразного их использования детьми);
- Стимулирование самостоятельности и независимости дошкольников, формирование ответственности за себя и свое поведение;
- Использование аргументированной оценки для анализа действий, а не для награды или осуждения;
- Создание атмосферы взаимопонимания (принятия) и возможности спонтанной экспрессии, творческого использования знаний.
Формы работы с одарёнными детьми:
*групповые занятия;
*конкурсы;
*интеллектуальные игры;
*участие в олимпиадах;
*презентации;
*работа по индивидуальным планам;
*исследовательская деятельность;
*исследования динамики развития.
Для определения склонности ребенка предлагается использовать методику, представленную в пособии А.И.Савенкова «Детская одаренность: развитие средствами искусства» (Педагогическое общество России, 1999). Данная методика применяется в целях получения первичной информации о характере и направленности интересов, способностей ребенка. В основу ее положено нетрадиционное сочетание двух диагностических приемов «карты интересов» и метода независимых экспертов. Полученная информация о детях поможет организовать работу по развитию у них интересов и способностей к математике (приложение №1). Также можно провести исследование одаренных детей в условиях детского сада (приложение №2).
Индивидуальный план работы с одаренными детьми.
В содержание образования включаются игры, способствующие овладению ребенком действиями замещения, наглядного моделирования, формирования определенных структур логического мышления.
Перспективный план работы с одарёнными детьми.
№ | СОДЕРЖАНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ | ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ | СРОК |
1. | Составление плана работы с одаренными детьми. | Педагог - психолог | сентябрь |
2. | Изучение интересов и наклонностей детей, индивидуальные беседы. | Анкетирование, собеседование. | октябрь - ноябрь |
3. | Подбор материала для занятий (с усложнением), для индивидуальной работы и конкурсов. | Практические занятия | в течение года |
4. | Обучение одаренных детей навыкам поддержания психологической стабильности. | Групповые и индивидуальные тренинги, семинары. | в течение года |
5. | Сбор и систематизация материалов. | Создание фонда теоретических и практических материалов и рекомендаций по работе с одаренными детьми. | в течение года |
6. | Групповые занятия. | в течение года | |
7. | Работа по индивидуальным планам. | в течение года | |
8. | Диагностический инструментарий | Проведение диагностик | в течение года |
9. | Конкурсы «Супер – УМ», «Знаток – Дошколенок», интеллектуальные игры. | в течение года | |
10. | Исследовательская деятельность. | март | |
11. | Дополнительные занятия с одарёнными детьми, подготовка к презентации, интеллектуальным играм, конкурсам, консультации по возникшим проблемам. | в течение года | |
12. | Работа с родителями. | в течение года | |
13. | Организация психолого-педагогического просвещения родителей талантливых и одарённых дошкольников. | в течение года | |
14. | Подведение итогов работы с одаренными детьми. Мониторинг. | Составление плана на следующий учебный год. | май |
Формы работы с родителями
Влияние семьи на становление личности ребенка и развитие его способностей является решающим на начальном этапе – от рождения до младшего школьного возраста. В дальнейшем развитии ведущую роль будут играть специалисты – педагоги, психологи, однако семья незаменима в создании психологического комфорта, в поддержании физического и психического здоровья одаренного человека в любом возрасте.
Направления деятельности семьи в развитии и воспитании одаренного ребенка:
*Пристальное внимание к особенностям развития ребенка.
*Создание благоприятной психологической атмосферы в семье, проявление искренней и разумной любви к ребенку.
*Содействие развитию личности ребенка и его таланта.
*Повышение уровня педагогической и психологической компетентности родителей в отношении одаренных детей.
Формы работы:
1. Анкета для родителей «Изучение познавательной потребности дошкольника» (приложение №4).
2. Совместные проекты исследовательской деятельности детей.
3. Памятки – рекомендации, папки передвижки, публикации.
Приложение№1
Определение склонностей ребенка.
Подготовительная работа.
Необходимо подготовить лист вопросов и ответов по представленному ниже образцу. Их число зависит от количества участников, они готовятся из расчета два листа на ребенка. Работа проводится в два этапа. На первом этапе листы ответов заполняют воспитатели, непосредственно работающие с детьми. На втором этапе производится опрос родителей. Данные ответов сопоставляются и делаются соответствующие выводы.
Инструкция для проведения.
Для того чтобы правильно организовать работу с ребенком, необходимо знать его склонности. Предлагается ряд вопросов, подумайте и ответьте на каждый из них, стараясь не завышать и не занижать способности ребенка. На бланке ответов запишите имя и фамилию ребенка, а также собственную фамилию. Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе не свойственно ребенку, ставьте знак – (–), если соответствует, но выражено не ярко – (+), если же это для него характерно и этим он заметно отличается от сверстников, ставьте (++). Если Вы затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку не заполненной.
Лист вопросов
- Хорошо рассуждает, ясно мыслит.
- Учится новым знаниям очень быстро и все схватывает легко.
- Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные ответы и решения.
- Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям. 5.Проявляет большой интерес к визуальной информации, проводит много времени за
- лепкой и рисованием.
- Энергичен и производит впечатление ребенка, который нуждается в большом объеме физических движений.
- Хорошо улавливает связь между одним и другим событием, между причиной и следствием.
- Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специальных заучиваний, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить.
- Очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на все новое и неожиданное. 10.Сохраняет уверенность в себе в окружении посторонних людей.
- Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям, четко реагирует на характер и настроение музыки.
- Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
- Умеет хорошо излагать свои мысли, легко пользуется словами, имеет большой словарный запас.
- Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники не знают и не догадываются.
- Пластичен, открыт всему новому, «не зацикливается на старом». Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов, не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.
- Часто руководит играми и занятиями других детей.
- Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красиво выполненную вещь.
- Лучше сверстников физически развит, имеет хорошую координацию движений.
- Наблюдателен, любит анализировать события и явления.
- Любит, когда ему читают книги, которые обычно читают не сверстникам, а детям постарше.
- Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).
- Легко общается с детьми и взрослыми.
- В пении и музыке выражает свое настроение и состояние.
- Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках. 25.Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными
- понятиями.
- Часто задает вопросы о происхождении и функциях предметов, проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.
- Способен «с головой» уходить в интересующее его занятие. 28.Инициативен в общении со сверстниками.
- Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства.
- Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, футбол и др.)
Лист ответов
(Фамилия, имя ребенка)
(Ф.И.О. воспитателя, родителя) дата
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
Обработка результатов:
Вопросы поставлены в соответствии с делением склонностей ребенка на шесть сфер:
*интеллектуальная;
*академических достижений;
*творческого, продуктивного мышления;
*общения и лидерства;
*художественная;
*двигательная.
При обработке результатов необходимо сосчитать количество плюсов и минусов по вертикали (плюс – минус взаимно сокращаются). Количество плюсов (минусов) свидетельствуют о степени выраженности склонности.
Приложение№2
Исследование одаренных детей в условиях детского сада
5 этапов:
- Диагностика развития речи с помощью методики «Словарная мобильность» (В.В.Клименко);
- Определение уровня развития творческих способностей с помощью методик В.В.Клименко «Как спасти зайку» и «Солнце в комнате»;
- Определение уровня развития воображения детей с помощью методики «Придумай рассказ» (Р.С.Немов);
- Выявление силы развития природной памяти с помощью методики «Диагностика природной памяти» (Л.В.Черемошкина);
- Определение уровня развития любознательности с помощью методики «Сказка» (Н.И.Гуткина).
Методика «Словарная мобильность»
Методика включат 6 заданий:
Задание А. Придумай как можно больше слов на букву «С».
Время выполнения – 1 мин.
Обработка данных: 6-7 слов – высокий уровень; 4-5 – средний; 2-3 – низкий.
Задание Б. Подбери рифму.
Инструкция: «Ты, конечно, знаешь, что такое рифма. Рифма – это слово, которое созвучно с другим. Два слова рифмуются между собой, если они оканчиваются одинаково. Понял? Например, два слова: вол – гол. Они звучат, похоже, значит, они рифмуются. Теперь я тебе дам слово, а ты подбери как можно больше таких слов, которые с ним рифмуются. Слово это будет «день» («каша», «вой»)».
Время работы с одним словом – 1 мин.
Обработка данных: тест выполнен, если ребенок подобрал три рифмы, по меньшей мере, для двух слов. Имена собственные приемлемы.
Задание В. Как будет называться маленький предмет?
Мяч – мячик; рука - …; солнце - …; трава - …; плечо - …; ухо - …; таз - …. Обработка данных: 6-7 баллов – высокий уровень; 4-5 – средний; 2-3 – низкий.
Задание Г. Если предмет сделан из …, то какой он?
Железо - …; дерево - …; снег - …; пух - …; бумага - …;
Обработка данных: 4-5 баллов – высокий уровень; 2-3 – средний; 1-0 – низкий.
Задание Д. Как называется человек, который … (учит, столярничает, плотничает, строит, садовничает, переводит, проводит)?
Обработка данных: 6-7 баллов – высокий уровень; 4-5 – средний; 2-3 – низкий.
Задание Е. Исследование особенностей звукового анализа слова.
Инструкция: «Я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, которое начинается на букву Д, сразу хлопнешь в ладоши».
Слова: дача, рука, туча, лиса, дом, Даша, ком, дорога, тарелка, стол, дождь, липа, тачка, каша, душ, пчела, дым, речка, кошка, вилка, трава.
Обработка данных – подсчитываем количество правильно выполненных хлопков: безошибочное выполнение – высокий уровень; 1-2 ошибки – средний; 3 и более ошибки – низкий.
Методика «Как спасти зайку»
Направлена на оценку способности превратить задачу на выбор в задачу на преобразование в условиях переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию.
Процедура проведения: Перед ребенком на столе располагают фигурку зайчика, блюдце, ведерко, палочку, сдутый шарик и лист бумаги. Воспитатель, беря в руки зайчика:
«Познакомься с этим зайчиком. Однажды с ним приключилась такая история. Решил зайчик поплавать на кораблике по морю и уплыл далеко – далеко от берега. А тут начался шторм, появились огромные волны,
и стал зайка тонуть. Помочь зайке можем только мы с тобой. У нас для этого есть несколько предметов. Что бы ты выбрал, чтобы спасти зайчика?»
Обработка данных: в ходе обследования фиксируются характер ответов ребенка и их обоснование. Данные оцениваются по 3 – балльной системе.
Первый уровень. Ребенок выбирает блюдце или ведерко, а также палочку, с помощью которой можно зайку поднять со дна, не выходя за рамки простого выбора; ребенок пытается использовать предметы в готовом виде, механически перенести их свойства в новую ситуацию. Оценка – 1 балл.
Второй уровень. Решение с элементом простейшего символизма, когда ребенок предлагает использовать палочку в качестве бревна, на котором зайка сможет доплыть до берега. В этом случае ребенок не выходит за пределы ситуации выбора. Оценка – 2 балла.
Третий уровень. Для спасения зайки предлагается использовать сдутый воздушный шарик или лист бумаги. Для этой цели нужно надуть шарик («зайка на шарике может улететь») или сделать из листа кораблик. Оценка – 3 балла.
Методика «Солнце в комнате»
Предназначена для выявления способностей ребенка к преобразованию
«нереального» в «реальное» в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия. Для проведения потребуются: картинка с изображением комнаты, в которой находится человечек и солнце; карандаш.
Процедура проведения: Педагог – психолог, показывая ребенку картинку, говорит:
«Я даю тебе эту картинку. Посмотри внимательно и скажи, что на ней нарисовано?» По ходу перечисления деталей (стол, стул, человечек, лампа, солнышко и т.д.) озвучивается следующее задание: «Посмотри, здесь солнышко нарисовано в комнате. Скажи, пожалуйста, так может быть или художник что – то напутал? Попробуй исправить картинку так, чтобы она была правильной».
Пользоваться карандашом ребенку необязательно, он может просто объяснить, что нужно сделать для исправления картинки.
Обработка данных осуществляется по 5 – балльной системе:
балл- отсутствие ответа непринятие задания («не знаю, как исправить», «картинку исправлять не нужно»);
балла – формальное устранение несоответствия (стереть, закрасить солнышко);
балла – содержательное устранение несоответствия: простой ответ – нарисовать в другом месте («солнышко на улице»);
балла - содержательное устранение несоответствия: сложный ответ – переделать рисунок («сделать из солнышка лампу»);
баллов – конструктивный ответ (отделить несоответствующий элемент от других, сохранив его в контексте заданной ситуации, - «картинку сделать» «нарисовать окно»,
«посадить солнышко в рамку» и т.д.).
Методика «Диагностика природной памяти»
Для поведения понадобятся: карточка с фигурой, состоящей из трех пересекающих линий, карандаши, часы с секундной стрелкой, чистая бумага без клеточек и линеечек размером 10х15 см (совпадающая по размерам с диагностическим материалом).
Процедура проведения: Ребенок садится за стол, перед ним кладется чистый лист бумаги и карандаш. Инструкция педагога – психолога: «Сейчас на короткое время я покажу тебе карточку, на которой нарисована фигура. Если сразу не запомнишь, не расстраивайся, я покажу ее еще раз, и буду показывать до тех пор, пока не запомнишь и не нарисуешь эту фигуру. О том, что сейчас покажу карточку, я буду предупреждать словом «Внимание!». После того, как я уберу карточку, ты можешь начать рисовать».
Ребенок после каждого показа карточки рисует на новом листе бумаги. Карточка показывается по 2 секунды до тех пор, пока рисунок испытуемого не будет напоминать оригинал. В правильном рисунке должны быть соблюдены: приблизительные размеры фигуры; ее наклон; количество линий и число их пересечений.
Обработка результатов: чтобы сделать вывод о силе природной памяти ребенка, необходимо подсчитать суммарное время запоминания фигуры. Оно будет равняться произведению 2 секунд и количества показов карточки:
*на запоминание потребовалось 10 секунд и менее – это говорит о сильной природной памяти;
*от 12 до 30 секунд – природная память средней силы;
*более 32 секунд – сила природной памяти ниже среднего.
Методика «Сказка»
Ребенку предлагается послушать сказку, но нужно выбрать одну из четырех: про сливу, яблоко, грушу и манго (последний объект должен быть не знаком ребенку). Ребенка спрашивают, какую сказку он хочет послушать.
При обработке данных фиксируется, выбирает ли ребенок сказку про манго или хотя бы спрашивает у взрослого, что это такое, даже если желает послушать сказку про знакомый объект. Предполагается, что интерес к сказке с незнакомым объектом указывает на более выраженную степень любознательности.
Уровень развития речи
№ | Имя ребенка | ЗАДАНИЯ | |||||
А | Б | В | Г | Д | Е | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Уровень развития творческих способностей
№ | Имя ребенка | УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ | ||||
методика «Как спасти зайку» | методика «Солнце в комнате» | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | |||
| ||||||
Сводная таблица результатов исследования по трем методикам
№ | Имя ребенка | РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ | ||
уровень развития воображения (методика «Придумай рассказ») | уровень развития природной памяти (методика «Диагностика природной памяти») | уровень развития любознательности (методика «Сказка») | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Сводная таблица результатов исследования
№ | Имя ребенка | НОМЕР МЕТОДИКИ, СООТВЕТСТВЕННО ПОРЯДКУ ПРОВЕДЕНИЯ | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||
Приложение№3
Примерные варианты задач на развитие логического мышления
Задача 1.
Жили-были две фигуры: Круг и Квадрат. На их улице было 3 дома: один дом был с окном и трубой, другой с окном, но без трубы, третий с трубой, но без окна. Каждая фигура жила в своем доме. Круг и квадрат жили в домах с окнами. Квадрат любил тепло и часто топил печку. Кто в каком доме жил?
Решение.
Круг и Квадрат жили в домах с окнами.
Вид дома | Фигура | |
Квадрат | Круг | |
дом с окнами и трубой | ||
дом с окнами, но без трубы | ||
дом с трубой, но без окон |
Квадрат любил тепло и чистоту. Значит, в его доме должна быть труба.
Вид дома | Фигура | |
Квадрат | Круг | |
дом с окнами и трубой | + | |
дом с окнами, но без трубы | ||
дом с трубой, но без окон |
Каждая фигура жила в своем доме, т.е. Круг живет там, где не живет Квадрат
Вид дома | Фигура | |
Квадрат | Круг | |
дом с окнами и трубой | + | |
дом с окнами, но без трубы | + | |
дом с трубой, но без окон | - | - |
Ответ.
Квадрат живет в доме с окнами и трубой, а круг – в доме с окнами, но без трубы.
Задача 2.
Встретились три друга – Белов, Чернов и Рыжов. У одного были волосы белого цвета, у другого черные, а у третьего рыжие. «Но ни у кого цвет волос не соответствует фамилии»,
- заметил черноволосый. «Ты прав», – сказал Белов. Какой цвет волос у Рыжова? Решение.
Ни у кого цвет волос не соответствует фамилии.
Фамилия | Цвет волос | ||
черный | белый | рыжий | |
Чернов | - | ||
Белов | - | ||
Рыжов | - |
«Ты прав», – ответил Белов черноволосому. Значит Белов не черноволосый.
Фамилия | Цвет волос | ||
черный | белый | рыжий | |
Чернов | - | ||
Белов | - | - | |
Рыжов | - |
Решение.
У Рыжова черные волосы.
Фамилия | Цвет волос | ||
черный | белый | рыжий | |
Чернов | - | + | - |
Белов | - | - | + |
Рыжов | + |
Задача 3.
Жираф, крокодил и бегемот жили в разных домиках. Жираф жил не в красном и не в синем домике. Крокодил жил не в красном и не в оранжевом домике. Догадайся, в каких домиках жили звери?
Задача 4.
Три рыбки плавали в разных аквариумах. Красная рыбка плавала не в круглом и не в прямоугольном аквариуме. Золотая рыбка – не в квадратном и не в круглом. В каком аквариуме плавала зеленая рыбка?
Задача5.
Жили-были три девочки: Таня, Лена и Даша. Таня выше Лены, Лена выше Даши. Кто из девочек самая высокая, а кто самая низкая? Кого из них как зовут?
Задача 6.
У Миши три тележки разного цвета: красная, желтая и синяя. Еще у Миши три игрушки: неваляшка, пирамидка и юла. В красной тележке он повезет не юлу и не пирамидку. В желтой – не юлу и не неваляшку. Что повезет Миша в каждой из тележек?
Задача 7.
Мышка едет не в первом и не в последнем вагоне. Цыпленок не в среднем и не в последнем вагоне. В каких вагонах едут мышка и цыпленок?
Задача8.
Алеша, Саша и Миша живут на разных этажах. Алеша живет не на самом верхнем этаже и не на самом нижнем. Саша живет не на среднем этаже и не на нижнем. На каком этаже живет каждый из мальчиков?
Задача 9.
Ане, Юле и Оле мама купила ткани на платья. Ане не зеленую и не красную. Юле – не зеленую и не желтую. Какую ткань на платье мама купила Оле?
Задача 10.
Стрекоза сидит не на цветке и не на листке. Кузнечик сидит не на грибке и не на цветке. Божья коровка сидит не на листке и не на грибке. Кто на чем сидит? (лучше все нарисовать).
Задача 11.
Аня, Вера и Лиза живут на разных этажах трехэтажного дома. На каком этаже живет каждая из девочек, если известно, что Аня живет не на втором этаже, а Вера не на втором и не на третьем?
Типы заданий логико-конструктивного характера.
*Составить 2 равных треугольника из 5 палочек.
*Составить 2 равных квадрата из 7 палочек.
*Составить 3 равных треугольника из 7 палочек.
*Составить 4 равных треугольника из 9 палочек.
*Составить 3 равных квадрата из 10 палочек.
*Из 5 палочек составить квадрат и 2 равных треугольника.
*Из 9 палочек составить квадрат и 4 треугольника.
*Из 10 палочек составить 2 квадрата: большой и маленький.
*Из 9 палочек составить 5 треугольников (4 маленьких треугольника, полученных в результате пристроения, образуют 1 большой).
*Из 9 палочек составить 2 квадрата и 4 равных треугольника (из 7 палочек составляют 2 квадрата и делят на треугольники 2 палочками).
*Переложить 1 палочку так, чтобы домик был перевернут в другую сторону.
Использование средств занимательной математики в работе с детьми.
Занимательные вопросы. 1.Сколько ушей у трёх мышей? 2.Сколько лап у двух медвежат?
- У семи братьев по одной сестре. Сколько всего сестёр?
- У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок и собака Дружок. Сколько всего внуков у бабушки?
- Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц? Ответь скорей!
- Горело 7 свечей. 2 свечи погасили, а остальные продолжали гореть. Сколько свечей осталось? (2, остальные сгорели).
- В корзине три яблока. Как поделить их между тремя детьми так, чтобы одно яблоко осталось в корзине? (Отдать одно яблоко вместе с корзиной).
- На берёзе три толстых ветки, на каждой толстой ветке по три тоненьких веточки. На каждой тоненькой веточке по одному яблочку. Сколько всего яблок? (Нисколько – на берёзе яблоки не растут.)
Задачи-шутки.
- На столе три стакана с ягодами. Вова съел один стакан ягод. Сколько стаканов осталось на столе? (Три)
- Шли двое, остановились, один у другого спрашивает: «Это черная?». – «Нет, это красная». – «А почему она белая?» – «Потому, что зеленая». О чем они вели разговор? (О смородине)
- На столе лежат два апельсина и четыре банана. Сколько овощей на столе? (Нисколько)
- На груше росло десять груш, а на иве на две груши меньше. Сколько груш росло на иве? (Нисколько)
- На какое дерево сядет воробей после дождя? (На мокрое)
- Чего больше в квартире: стульев или мебели? (Мебели)
- Ты да я да мы с тобой. Сколько нас всего? (Два)
- Как можно сорвать ветку, не спугнув на ней птичку? (Нельзя, улетит).
Конкурс смекалистых «Торопись да не ошибись».
Воспитатель сообщает: «Сегодня у нас состоится конкурс находчивых и смекалистых. Победит в нем тот, кто будет правильно решать все задачи. Тому, кто из детей будет правильно и быстро выполнять задания, я буду давать фишки. В конце конкурса мы узнаем, кто у нас победитель.
Конкурс 1 «Загадки».
Чтобы не мерзнуть, пять ребят в печке вязанной сидят. (Варежка). Четыре ноги, а ходить не может (Стол).
В году у дедушки 4 имени (Весна, Лета, Осень, Зима).
В красном домике сто братьев живет, все друг на друга похожи (арбуз).
Конкурс 2. «Составь фигуры».
Отсчитать 8 палочек и составить из них флажок прямоугольной формы.
Переложить 2 палочки так, чтобы получилось 2 квадрата и 2 равных треугольника.
Дана фигура, похожая на стрелу. Надо переложить 4 палочки, чтобы получилось 4
треугольника.
Конкурс 3. «Реши задачу».
- На столе стояло 3 стакана с ягодами. Вова съел стакан ягод и поставил его на стол.
Сколько стаканов стоит на столе (3).
- В комнате зажгли три свечи. Потом 1 из них погасла. Сколько свечей осталось (одна, две другие сгорели).
- Три человека ждали поезда 3 часа. Сколько времени ждал каждый? (3 часа).
Подводятся итоги конкурса.
Процедурные логические задачи.
Задача 1.Мише 7 лет. Разница в возрасте Миши и его сестры Маши 5 лет. Сколько лет Маше?
Решение. С детьми полезно обсудить различные варианты записи ответа, подчеркивая тем самым богатство выбора записей условий и зависимость от этого записи результатов. Возможные ответы:
если Маша старше Миши, то ей 12 лет, иначе ей 2 года; если Маша младше Миши, то ей 2 года, иначе ей 12 лет; если Миша старше Маши, то ей 2 года, иначе ей 12 лет; если Миша младше Маши, то ей 12 лет, иначе ей 2 года.
Задача 2. У Коли было 5 машин, а у Андрея – 4. Андрею могут купить еще 2 машины. У кого из ребят будет больше машин?
Решение. Если Андрею купят 2 машины, то у Андрея будет машин больше, иначе если Андрею купят 1 машину, то машин будет поровну, иначе больше машин будет у Коли. Задача 3. Леопольд посадил 6 горошин. Несколько из них дали ростки. Сколько горошин не дали ростков?
Решение:
если дала росток одна горошина, то не дали 5; если дали росток две горошины, то не дали 4; если дали росток три горошины, то не дали 3; если дали росток четыре горошины, то не дали 2; если дали росток пять горошин, то не дала 1; иначе все горошины взошли.
Задача 4. Маша купила 8 тетрадей. 4 она отдала Юре и некоторое количество тетрадей взял Дима. Сколько тетрадей осталось у Маши?
Решение:
если Дима взял 1 тетрадь, то у Маши осталось 3; если Дима взял 2 тетради, то у Маши осталось 2; если Дима взял 3 тетради, то у Маши осталась 1;
если Дима взял 4 тетради, то у Маши ничего не осталось.
Анкета для родителей и педагогов
Приложение №4
«Изучение познавательной потребности дошкольника»
Уважаемые родители (воспитатели)! Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты. Необходимо прочитать вопрос и обвести кружком цифру, соответствующему Вашему ответу.
- Как часто ребенок, занимается какой – нибудь умственной работой:
А) постоянно – 5; Б) иногда – 3;
В) очень редко – 1.
- Что предпочитает ребенок, когда ему предлагаю загадку:
А) помучиться, но самому найти ответ – 5; Б) когда как – 3;
В) получить готовый ответ от других – 1.
- Попросив прочитать книгу, дослушивает ли ребенок ее до конца:
А) постоянно слушает до конца – 5; Б) не всегда слушает до конца – 3; В) редко – 1.
- Насколько эмоционально ребенок относится к интересному для него занятию, связанному с умственным напряжением:
А) очень эмоционально – 5; Б) когда как – 3;
В) эмоции ярко не выражены (по сравнению с другими ситуациями) – 1.
- Часто ребенок задает вопросы:
А) часто – 5; Б) иногда – 3;
В) очень редко – 1.
- Дожидается ли ответа на поставленный вопрос:
А) да – 5;
Б) не всегда – 3; В) нет – 1.
- Присутствуют ли в речи ребенка вопросы – цепочки, когда за одним вопросом следует другой, возможно, третий, относящийся к той же теме:
А) да, довольно часто – 5; Б) когда как – 3;
В) не наблюдалось – 1.
Список литературы:
- Программа «Одаренный ребенок»: (Основные положения). – М.: Новая школа, 1995. – 64 с.
- Касабуцкий, Н.Н. Давайте поиграем: Математические игры для детей 5-6 лет: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей / Н.Н. Касабуцкий, Г.Н. Скобелев, А.А. Столяр, Т.М. Чеботаревская: под общ.ред. А.А. Столяра. - Москва: Изд-во «Просвещение», 1991
- Венгер Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. Кн. для воспитателя дет. сада / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Р.Н. Говорова [и др]; под общ.ред. Л.А. Венгера. – Москва: Изд-во «Просвещение», 1989
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада "Одаренный ребенок".
Детство является очень благоприятным периодом для развития одарённости. Однако, возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются слабо. Это обусловлен...
Программа «Одаренный ребенок» Программа по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада.
Материал будет полезен в работе воспитателям ....
Программа «Одаренный ребенок» Программа по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада
Программа «Одаренный ребенок» Программа по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада...
Система работы группы № 1 «Гномы» по выявлению предпосылок одарённости у детей дошкольного возраста в условиях детского сада
Современное состояние системы образования характеризуется всё большим вниманием к поддержке и развитию внутреннего потенциала развития личности одаренного ребёнка. Цель: Создание единого развиваю...
ПРОГРАММА по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада «МАЛЕНЬКИЙ ГЕНИЙ» Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад №10 «Дюймовочка»
ПРОГРАММАпо выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей дошкольного возрастав условиях детского сада«МАЛЕНЬКИЙ ГЕНИЙ»Муниципального автономного дошкольного образовательного ...
Программа по выявлению и развитию способностей детей дошкольного возраста
1. Создание банка данных детей с предпосылками различных видов способностей.2. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных, творческих и других направлениях деятельности, к кото...
Программа «Одаренный ребенок» Программа по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада
Программа «Одаренный ребенок» Программа по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада...