« Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в ДОО»
методическая разработка на тему

Сучкова Любовь Петровна

План  и сценарий проведения педсовета

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тематический педсовет  №41

« Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды  в ДОО»

Цели:

 Определить понятие «предметно- развивающая среда», элементы, принципы построения, особенности;

 Активизировать действия воспитателей по проектированию предметной среды ДОО для обеспечения разнообразной деятельности детей и повышения уровня их познавательного, социального и физического развития.

Вступление.

На развитие ребёнка в значительной степени оказывает влияние наследственность, среда и воспитание. Среда – это окружающее человека пространство, зона непосредственной активности индивида, его развития и действия. Известно, что именно этот фактор может или тормозить развитие ребёнка, или стимулировать его развитие. Возможен и нейтральный вариант воздействия среды, когда она и не тормозит, но и не стимулирует развитие ребёнка. Всё это необходимо учитывать при создании обстановки в детском дошкольном учреждении. Учёт способностей, интересов, темпа продвижения каждого ребёнка, создание условий для его развития независимо от уровня исходной подготовленности – вот чем должны руководствоваться педагоги в своей профессиональной деятельности.

Предметно- развивающая среда, что это? (ответы педагогов)

«Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребёнка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащённая среда предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребёнка» (С.Л. Новосёлова)

Презентация  «Организация развивающей предметно-пространственной среды дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО» /старший воспитатель Сучкова Л.П./

Практическая часть:

1. Презентации «Паспорт группы»

  •  средней группы «Капельки», воспитатель Пантелеева С.В.
  • средней  группы «Полянка», воспитатель Жилкина Л.В.
  • 2 младшей группы «Солнышко», воспитатель Шенгелия Е.Ю.

2. Командная игра  ««Педагогический сундучок» или «Что вы знаете о развивающей предметно- пространственной среде в соответствии с ФГОС ДО?»

(педагоги делятся на две группы)

Цель: Оценить и закрепить знания педагогов по заявленной теме: «Предметно- пространственная развивающая среда ДОУ, в соответствии ФГОС».

«Педагогический сундучок»: особенности предметно – развивающей среды.

В сундучке находятся вопросы, в которые содержат особенности предметно- развивающей среды. Каждая группа берёт из сундучка один вопрос и отвечает на него, остальные помогают.

Вопросы: ( требования ФГОС)

1. Что должна обеспечивать РППС? (требования ФГОС)

Ответ:

РППС должна обеспечивать

  • возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения;
  • реализацию различных образовательных программ;
  • учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
  • учёт возрастных особенностей детей

2. Какой должна быть РППС?

Ответ:

  • содержательно- насыщенной,
  • трансформируемой,
  • полифункциональной, вариативной,
  • доступной,
  • безопасной.

3. Перечислите основные принципы РППС.

Ответ:

  • дистанции, позиции при взаимодействии;
  • активности, самостоятельности, творчества;
  • эмоциогенности среды;
  • динамичности- статичности, эстетичности;
  • учёт половых и возрастных различий;
  • открытости- закрытости.

4. Назовите основные функции РППС.

Ответ.

  • Организующая функция, её цель – предложить ребёнку разнообразный материал для его активного участия в разных видах деятельности;
  • б). Воспитательная функция. Её цель: наполнение и построение развивающей среды должны быть ориентированы на создание ситуаций, когда дети стоят перед нравственным выбором: уступить или взять себе, поделиться или действовать самому. Среда является центром, где зарождается основа для сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного поведения, бережного отношения.
  • в). Развивающая функция. Её цель: соответствие содержания каждой деятельности «зоне актуального развития» самого слабого и «зоне ближайшего развития» самого сильного ребёнка в группе.

Вопрос обеим  командам:

5. Почему среда называется развивающей?

Ответ:

Среда должна

  • создавать условия для творческой деятельности каждого ребёнка,
  •  обеспечивать зону ближайшего развития и его перспективу,
  •  развивать все потенциальные возможности каждого ребёнка

Презентации «Паспорт группы»

  • старшей группы «Теремок», воспитатель Лагуткина М.А.
  • старшей  группы «Колосок», воспитатель Федорив Н.М.
  • подготовительной  группы «Вишенки», воспитатель Кусакина А.С

4. Анализ состояния предметно-развивающей среды в ДОО. Обсуждение проблем и поиск их решения.

Образовательная система выполняет жизненно важную функцию – а именно функцию помощи и поддержки при вхождении воспитанников в мир социального опыта. Одним из необходимых условий в обучении и воспитании становится создание развивающего пространства в ДОО. Организуя предметно-пространственную среду в групповом помещении, в раздевалках, других помещениях детского сада педагоги должны учитывать всё, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребёнка: закономерности психического развития дошкольников, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также эмоциональной сферы. Учёт способностей, интересов, темпа продвижения каждого ребёнка, создание условий для его развития независимо от уровня исходной подготовленности – вот чем должны руководствоваться педагоги в своей профессиональной деятельности.

В ходе тематической проверки было выявлено следующее.

Групповые  помещения условно разделены на три зоны: спокойную, средней интенсивности и насыщенного движения.  В каждой группе есть: «Центр познания», «Книжный уголок», «Уголок природы», «Центр конструирования», «Центр изодеятельности», «Кукольный уголок», «Центр театрализованной деятельности», «Спортивный центр» и место для подвижных игр.

Все центры в основном оснащены необходимым оборудованием заводского и самодельного производства. Разнообразными материалами представлено оборудование для познавательной деятельности: детская литература, различные картинки, схемы и карты,  настольные игры, материал для учебной деятельности.

В то же время ощущается дефицит материала для самостоятельного детского экспериментирования, направленного на познание закономерностей механического движения в обыденной жизни: всободного падения, вращения, качения и пр., речь идет о специальных динамических игрушках: волчках, желобах т.д., между тем данный материал способствует не только познанию физических свойств предмета, но и развитию мелкой моторики, целенаправленности и чувства собственного движения.

Во всех группах в достаточном количестве представлены книги для детей. Но мало современной детской литературы и энциклопедии для детей. (Можно предложить родителям приносить в группу на время интересные книги, детские энциклопедии.)

Так же неплохо представлены материалы для физического развития, как в группах, так и в спортивном зале.

Игрушки в основном во всех группах расположены в доступных для детей местах и это способствует развитию инициативы и  самостоятельности.

Решение  педсовета.

1. Продолжить работу по формированию развивающей предметно-пространственной среды в группах и других помещениях детского сада.

2. Пополнить оборудование спортивного зала.

3. Пополнить «Центр экспериментирования» материалами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дизайн-проект инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в ДОУ

Пояснительная записка и план реализации дизайн-проекта "В Сказку за сказкой" ...

Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в ДОУ

В детском саду ребенок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Возможности организации и обогаще...

Презинтация для воспитателей"Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды"(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)

Презинтация для воспитателей "Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды "(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)...

Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в ДОУ.

Непременным условием построения развивающей среды в детском саду мы считаем опору на личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми. Опыт показал, изменение предметно-развива...

«Инновационные подходы к созданию предметно-развивающей среде на прогулке»

«Инновационные подходы к созданию    предметно-развивающей  среде на прогулке»        ...