Организация системы сопровождения в зоне ближайшего развития ребенка
презентация на тему

Аксенова Татьяна Николаевна

Зона ближайшего развития – понятие, объясняющее связь обучения и психического развития ребенка и зависимость от ведущей роли взрослого.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация системы сопровождения в зоне ближайшего развития ребенка

Слайд 3

Этапы мониторинга:

Слайд 7

Уровни развития ребенка

Слайд 8

Виды помощи в процессе решения мыслительских задач Стимулирующая Эмоционально-регулирующая Направляющая Организующая Обучающая

Слайд 10

На практике: Если вы хотите научить ребенка чему-то важному для вас и пока еще сложному для него: ● Делайте это сначала вместе. Да, много раз подряд. Если малыш с удовольствием читает книгу вместе с вами, это еще не означает, что с тем же удовольствием он будет читать ее сам - ему просто пока это трудно. ● Готовьте почву для сложного навыка : сначала каляки-маляки , потом портрет папы. Попробуйте выделить нужные умения для того, чему вы учите ребенка: прежде чем делать каляки-маляки , имеет смысл научиться держать карандаш, а, может быть, для начала - мелок? ● Наблюдайте за своим ребенком : что ему сейчас интересно? Что получается, в чем ему нужна поддержка, а что пока не дается совсем?



Предварительный просмотр:

Что такое “зона ближайшего развития” ребенка?

- Я сам! – восклицает ребенок тысячи раз жестом, взглядом, смехом, мольбой, гневом, слезами. Януш КОРЧАКhttp://www.myreklama.com/myreklama/images/stories/viliam_rukhman.jpg

 Рассказ мамы

“Подарили мы Васе на день рождения специальный конструктор. Он обрадовался и стал его собирать. Было воскресенье, и я играла с младшей дочкой на ковре. Через пять минут слышу: “Мам, не получается, помоги”. Я ему в ответ: “Ты что, маленький? Сам разбирайся”. Вася погрустнел и скоро бросил конструктор. Так с тех пор к нему и не подходит”.

Почему родители часто отвечают так, как ответила мама Васи? Скорее всего из лучших побуждений: они хотят приучить детей быть самостоятельными, не бояться трудностей.

Бывает, конечно, и другое: некогда, неинтересно, или родитель сам не знает, как надо. Все эти “педагогические соображения” и “уважительные причины” – главные препятствия на пути выполнения специального воспитательного (назовем его первым) правила

ЕСЛИ РЕБЕНКУ ТРУДНО И ОН ГОТОВ ПРИНЯТЬ ВАШУ ПОМОЩЬ, ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОМОГИТЕ ЕМУ ПРИ ЭТОМ:

1. ВОЗЬМИТЕ НА СЕБЯ ТОЛЬКО ТО, ЧТО ОН НЕ МОЖЕТ ВЫПОЛНИТЬ САМ, ОСТАЛЬНОЕ ПРЕДОСТАВЬТЕ ДЕЛАТЬ ЕМУ САМОМУ.

2. ПО МЕРЕ ОСВОЕНИЯ РЕБЕНКОМ НОВЫХ ДЕЙСТВИЙ ПОСТЕПЕННО ПЕРЕДАЙТЕ ИХ ЕМУ..

3. НЕ ВМЕШИВАЙТЕСЬ В ДЕЛО, КОТОРЫМ ЗАНЯТ РЕБЕНОК, ЕСЛИ ОН НЕ ПРОСИТ О ПОМОЩИ.

Первое правило – не просто добрый совет. Оно опирается на ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЗАКОН, открытый выдающимся психологом Львом Семеновичем Выготским. Он назвал его “ЗОНОЙ БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ” РЕБЕНКА.

Известно, что в каждом возрасте для каждого ребенка существует ограниченный круг дел, с которыми он может справиться сам. За пределами этого круга – дела, доступные для него только при участии взрослого, или же недоступные вообще.

ЗАВТРА РЕБЕНОК БУДЕТ ДЕЛАТЬ САМ ТО, ЧТО СЕГОДНЯ ОН ДЕЛАЛ С РОДИТЕЛЯМИ, и именно благодаря тому, что это было “с родителями”. Зона дел вместе – это золотой запас ребенка, его потенциал на ближайшее будущее. Вот почему ее назвали ЗОНОЙ БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ. Представьте себе, что у одного ребенка эта зона широкая, то есть родители с ним много занимаются, а у другого узкая, так как родители часто предоставляют его самому себе. ПЕРВЫЙ ребенок будет РАЗВИВАТЬСЯ БЫСТРЕЕ, ЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ УВЕРЕННЕЕ, УСПЕШНЕЕ, БЛАГОПОЛУЧНЕЕ.

НАПРИМЕР: Многим из вас, уважаемые взрослые, наверное, доводилось учить ребенка кататься на двухколесном велосипеде. Обычно начинается с того, что ребенок садится в седло, теряет равновесие и норовит упасть вместе с велосипедом. Вам приходится, схватив одной рукой руль, другой седло, удерживать велосипед в вертикальном положении. На этом этапе почти все делаете вы сами: вы везете велосипед, а ребенок лишь неумело и нервно пытается крутить педали. Однако через некоторое время вы обнаруживаете, что он начал сам выправлять руль, и тогда вы постепенно ослабляете свою руку.

Еще через некоторое время оказывается, что вам можно оставить руль и бежать сзади, лишь поддерживать седло. Наконец, вы чувствуете, что можете временно отпустить седло, давая ребенку проехать самостоятельно несколько метров, хотя готовы подхватить его снова в любую минуту. И вот настает момент, когда он уверенно едет сам!

НО:

Оказывается, родителей здесь подстерегает двойная опасность.

Опасность первая – СЛИШКОМ РАНО ПЕРЕЛОЖИТЬ свою часть на ребенка. В  примере с велосипедом это равносильно тому, чтобы уже через пять минут отпустить и руль, и седло. Неизбежное в таких случаях падение может привести к тому, что у ребенка пропадет желание садиться на велосипед.

Вторая опасность – наоборот, СЛИШКОМ ДОЛГОЕ И НАСТОЙЧИВОЕ УЧАСТИЕ РОДИТЕЛЕЙ, так сказать, занудливое руководство, в совместном деле.

Представьте себе: родитель, держа велосипед за руль и седло, бегает рядом с ребенком день, второй, третий, неделю… Научится ли тот ездить самостоятельно? Едва ли. Скорее всего, ему вообще надоест это бессмысленное занятие. А уж присутствие взрослого – непременно!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Взрослый как зона ближайшего развития для ребенка"

Уровень актуального развития – это круг задач, которые ребенок в данном возрасте может решать самостоятельно.  помогут взрослые....

Организация системы сопровождения в зоне ближайшего развития ребенка

В консультации рассмотрена суть мониторинга как систематического отслеживания результатов деятельности педагога, уровня развития ребенка, его коррекция....

Игра и "зона ближайшего развития" дошкольника.

«Деятельность учения, которая в качестве ведущей приходит на смену игровой, поведёт развитие детей начальной школы дальше, позволит им овладеть им всеми основными сторонами своей психической деятельно...

Презентация по психологии "Понятие зоны актуального развития и зоны ближайшего развития."

1.Рассмотреть психологическую основу теории развивающего обучения2.Представить основные понятия - зоны актуального развития и зоны ближайшего развития.3.Показать преимущества развивающего обучения...

Актуальность создания зоны ближайшего развития в реализации индивидуального подхода к дошкольнику

Дошкольный возраст – уникальный период в жизни человека, в течение которого, с одной стороны, осуществляется стремительное развитие его личности, а, с другой стороны, в течение которого ребенок н...

Мастер-класс для родителей и педагогов "Развитие компенсаторных возможностей организма детей с ОВЗ через взаимодействие с воспитывающими взрослыми в зоне ближайшего развития"

В данном материале описывается опыт работы с детьми с ОВЗ и рекомендации для воспитывающих взрослых в организации занятий с детьми по налаживанию диафрагмального дыхания и "ГИМНАСТИКИ МОЗГА" (кинезиол...