Кластер образовательных программ по ФГОС
картотека на тему
Краткий обзор 10 комплексных программ и 10 парциальных программ для дошкольных учреждений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klaster.doc | 133.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КЛАСТЕР
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по ФГОС
Выполнила:Седашева В.Н.
Самара, 2017
СОДЕРЖАНИЕ
I часть.
Комплексные программы Стр.
- Программа «Радуга» 2
- Программа «Детство» 3
- Программа «Истоки» 4
- Программа «Развитие» 5
- Программа «Тропинки» 6
- Программа «От рождения до школы» 7
- Программа «Детский сад по системе Мантессори» 8
- Программа «Золотой ключик» 9
- Программа «Детский сад 2100» 10
- Программа «Мир открытий» 11
II часть.
Парциальные программы Стр.
- Программа «Математика в детском саду» 12
- Программа «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» 13
- Программа «Основы безопасности детей дошкольного 14
возраста»
- Программа «Мы живем в России» 15
- Программа «Развитие речи у детей дошкольного возраста" 16
- Программа « От звука к букве» 17
- Программа «КОНСТРУИРОВАНИЕ И РУЧНОЙ ТРУД В
ДЕТСКОМ САДУ» 18
- Программа «Цветные ладошки» 19
- Программа «Физическая культура – дошкольникам» 20
- Программа «Физическая культура в детском саду» 21
I часть
- Программа «Радуга»
Авторы: Т. Н. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик, Е. В. Солошева и др.
Москва Просвещение 2014г.
Рекомендована Министерством образования РФ.
Возраст :2 мес.-8 лет.
Цели:
1.Сохранять здоровье детей и формировать привычку здорового образа жизни.
2.Обеспечить своевременное и полноценное физическое и психическое развитие детей.
3.Обеспечить каждому ребенку радостное и содержательное проживание периода дошкольного детства.
В основу программы положена идея о том, что каждый год жизни ребёнка является решающим для становления определённых психических новообразований. Педагогическая работа, строится на основе теоретических позиций о ведущей роли деятельности в психическом развитии ребенка и становлении его личности. Создание специальных условий открывает широкое поле для самостоятельных действий детей, стимулирует постановку новых целей, позволяет искать свои пути решения.
Существенным моментом в педагогической работе является также создание у детей мотивации, которые можно использовать и с их помощью побуждать детей охотно усваивать то новое, что им будут передавать взрослые.На этой основе предлагаются 3 типа мотивации:
- игровая мотивация,
- мотивация общения
- мотивация личной заинтересованности.
Авторы программы назвали её «Радуга» по аналогии с семицветной радугой, т.к. она включает 7 важных видов деятельности детей и занятий, в процессе которых происходит воспитание и развитие ребенка: изобразительная деятельность, математика; развитие речи, конструирование, музыка, движение, окружающий мир.
Отличия.Программа «Радуга» задумана и реализована как охватывающая все основные стороны образования детей в возрасте от 2 месяцев до 8 лет как в группах полного дня,группах кратковременного прибывания,разновозрастных группах и инклюзивных группах.
2
- Программа «Детство»
Авторы: В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др.
«Творческий Центр Сфера» Москва 2014
Рекомендована Министерством образования РФ.
Возраст : от рождения до 7 лет.
Цель: обеспечение развития ребенка в период дошкольного детства: интеллектуального, физического, эмоционального, нравственного, волевого, социально-личностного.
Введение, ребенка в окружающий мир осуществляется путем его взаимодействия с различными сферами бытия (миром людей, природы и др.) и культуры (изобразительным искусством, музыкой, детской литературой и родным языком, математикой и др.). В программе Представлены произведения устного народного творчества, народные игры, музыка и танцы, декоративно-прикладное искусство России. Педагогу предоставляется право самостоятельно определять сетку занятий, содержание, способ организации и место в режиме дня. В программе
выделен новый важный раздел: «Отношение ребенка к самому себе» (самопознание).
«Детство» — комплексная образовательная программа, разработанная авторами с позиций гуманистической педагогики, личностно -деятельностного подхода к развитию и воспитанию ребенка-дошкольника. Она включает три части в соответствии с тремя ступенями дошкольного периода (младший, средний, старший дошкольный возраст).
В основу каждой части положены общие идеи, отражающие взгляды авторов на дошкольное детство, его значение в жизни человека, условия эффективного развития в дошкольные годы.
Все содержание программы условно объединяется вокруг четырех основных блоков:
«Познание», «Гуманное отношение», «Созидание», «Здоровый образ жизни».
Например, блок «Гуманное отношение»-ориентирует детей на доброжелательное, бережное, заботливое отношение к миру; назначение блока «Познание» — помочь дошкольникам освоить разнообразные доступные способы познания окружающего мира (сравнение, элементарный анализ, обобщение и др.).
Особый акцент в программе сделан на приобщение детей к миру природы, воспитание бережного отношения к природным объектам. Программа имеет полный комплект методического обеспечения.
Отличия.Содержание программв «Детство» человекоориентированно и направленно на воспитание гуманного отношения к миру (В.И.Логинова). В программевыделен новый важный раздел: «Отношение ребенка к самому себе» (самопознание).
3
Программа «Истоки»
Авторы: Л. А. Парамонова, Т. И. Алиева, А.Н. Давидчук и др.
«Творческий Центр Сфера» Москва 2014
Рекомендована Министерством образования РФ.
Возраст : от рождения до 7 лет.
Название программы отражает непреходящее значение дошкольного детства как уникального возраста, в котором закладываются основы всего будущего развития человека.
Цель программы: разностороннее развитие ребенка; формирование у него универсальных, в том числе творческих, способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества; обеспечение для всех детей равного старта развития; сохранение и укрепление их здоровья.
В программе учтена специфика дошкольного обучения, принципиально отличного от школьного. Для достижения единства целей и задач воспитания ребенка в программе предусмотрено содержательное взаимодействие детского сада и семьи.
Базисная программа, задающая общие ориентиры в воспитании, обучении и развитии детей, может стать основой будущих вариативных и специальных программ.
Отличия. Гуманистическая по направленности программа позволит педагогу, опираясь на возрастные критерии, учесть разный темп развития детей и реализовать индивидуальный подход к ним. Психологический возраст не совпадает с хронологическим, и один психологический возраст по своей продолжительности не равен другому. В связи с этим подходом в программе выделены психологические возрасты:
Раннее детство(2 стадии)
- младенческий возраст ( от рождения до 1 года)
- ранний возраст (от 1 года до 3 лет).
Дошкольное детство (2 стадии)дж
- младший дошкольный возраст (от 3-5 лет)
старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет)
Программа направлена на обогащение — амплификацию; а не на искусственное ускорение - акселерацию развития. Амплификация психического развития ребенка предполагает максимальную реализацию его возможностей, которые формируются и проявляются специфически детских видах деятельности. В отличие от акселерации она дает возможность сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье ребенка.
4
- Программа «Развитие»
Авторы: Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Н. С. Варенцова и др.
Москва, НОУ «УЦ им. Л.А.Венгера «РАЗВИТИЕ», 2016
Рекомендована Министерством образования РФ.
Возраст :3 до 7 лет.
Цель: развитие умственных и художественных способностей детей 3—7 лет.
Программа акцентирована на развивающее обучение с опорой на психологическую теорию Л. А. Венгера о развитии способностей детей.
В основе программы, как указывают авторы, лежат два теоретических положения. Первое - это теория А. В.Запорожца о самоценности дошкольного периода развития. Второе — концепция Л. А. Венгера о развитии способностей.
Программа направлена на развитие у детей умственных способностей. При разработке программного материала в первую очередь учитывалось, какие средства решения познавательных и творческих задач должны быть усвоены детьми и на каком содержании эти средства могут быть усвоены наиболее эффективно.
Программа составлена для каждого возраста.
Особое внимание уделено формированию у дошкольников способов решения познавательных и творческих задач.
Организация работы во всех возрастных группах предполагает проведение занятий в подгруппах численностью 8-10 человек. В то время как одна подгруппа выполняет задание воспитателя, остальные дети под наблюдением помощника воспитателя заняты играми или самостоятельной деятельностью.
Отличия.Помимо традиционных программа включает в себя следующие разделы: «Выразительное движение», «Художественное конструирование» , «Режиссерская игра». Программа обеспечена развернутыми планами к каждому занятию и педагогической диагностикой, имеет полный комплект пособий в помощь педагогам.
5
Программа «Тропинки»
Под редакцией В.Т. Кудрявцева
Москва Издательский центр Вентана-Граф 2015 ,
Рекомендована Министерством образования РФ.
Возраст : 3 до 7 лет.
Программа «Тропинки» определяет содержание и организацию образовательной деятельности детей от 3 до 7 лет, обеспечивает развитие личности дошкольников в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей, и является документом, с учётом которого дошкольная образовательная организация самостоятельно разрабатывает, утверждает и реализует основную образовательную программу дошкольного образования.
Цель программы состоит:
в создании условий для общего психического развития детей 3-7 лет средствами развития творческих способностей, в частности, условий формирования у них готовности к современному (развивающему) школьному обучению; первоначальном формировании на этой базе более широкой и отдаленной перспективы личностного роста ребенка в образовательных и внеобразовательных сферах его жизни (настоящей и будущей), своеобразной областью пересечения которых призвано стать развивающее пространство дошкольной организации.
Проект «Тропинки» предусматривает скоординированную поддержку развития воображения и других творческих способностей ребенка – используя всю многообразную «палитру» видов детской деятельности, куда входит и игра, и изобразительное творчество, и конструирование, и восприятие сказок, и учение, и общение, и многое другое. Это предполагается осуществлять в рамках всех направлений образовательной работы с дошкольниками: от физкультурно-оздоровительного – до художественно-эстетического. Такой подход является залогом обеспечения полноценного психического развития ребенка.
Отличия.Программа «Тропинки» может быть использована в полном объёме любой дошкольной образовательной организацией. Вместе с тем, при необходимости участники образовательных отношений могут изменить 40% объёма Программы. В данном случае содержание образовательных областей подвергнется переработке с учётом специфики региона (национально-культурной, демографической, климатической).
6
Программа «От рождения до школы»
Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.
опубликована Министерством образования и науки РФ
Возраст : от рождения до 7(8) лет
Цели и задачи реализации.Программы Примерная программа «От рождения до школы» (далее — Программа) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) и предназначена для использования в дошкольных образовательных организациях для формирования основных образовательных программ (ООП).
Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формиро- вание предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребен- ка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у до- школьников таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям.
Отличительные особенности Программы :
- Направленность на развитие личности ребенка ;
- Патриотическая направленность ;
- Направленность на нравственное воспитание;
- Нацеленность на дальнейшее образование ;
- Направленность на сохранение и укрепление здоровья детей ;
- Направленность на учет индивидуальных особенностей ребенка ;
- Гибкость выбора программного содержания с учетом уровня развития ребенка ;
- Охват всех возрастных периодов (от рождения до школы) ;
- Простота введения вариативной части ;
- Наличие отдельного раздела по развитию игровой деятельности ;
7
Программа «Детский сад по системе Мантессори»
Под ред. Е.А. Хилтунен; [О.Ф. Борисова, В.В. Михайлова, Е.А. Хилтунен
М. : Издательство «Национальное образование», 2014. – 186 с. : ил.
Возраст : от рождения до 6(7) лет
Основная цель работы педагогического коллектива по Программе — создание наилучших условий для благополучия детей, позволяющих им раскрыть свой природный потенциал и адаптироваться к условиям жизни в современном обществе.
Программа основана на антропологическом, культурно-историческом и деятельностном под- ходах к содержанию и организации образовательного процесса в дошкольном учреждении и базируется на философских и психологических основаниях педагогической системы, разработанной в первой половине XX века итальянским ученым, педагогом и психологом Марией Монтессори. В России первый детский сад по системе Монтессори был открыт в 1913 году русской учительницей и ученой Юлией Ивановной Фаусек. А с 1991 года в нашей стране начала развертываться новая волна детских дошкольных и начальных школьных организаций, продолжающих эту традицию. В настоящее время в России их насчитывается более 2000. Мария Монтессори называла свою педагогику научной, то есть опирающейся на достижения экспериментальной науки ее времени. Следуя этой традиции, современные детские сады по системе Монтессори, возникнув в новых социокультурных условиях, вобрали в себя достижения науки и культуры конца ХХ века, особенно в области психологии и педагогики, сохранив свою гуманистическую направленность, конструктивистский и соконструктивистский подход к образованию детей.
Средством становления личности ребенка является его собственная активная деятель- ность по освоению окружающей среды, основанная на свободном выборе предмета деятельности, партнера, места и темпа своей работы (термин Монтессори). Понятие «педагогическая система» означает единство и целостность монтессори педагогики в философском, психологическом и педагогическом аспектах.
Отличия. Педагоги отступают на второй план, поддерживая в детях их инициативу, познавательную и творческую активность во взаимодействии с предметно-пространственной развивающей образовательной средой. За- дачами педагога являются создание такой среды, организация свободной работы детей в ней и исследование течения их жизни в группе.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО к целевым ориентирам приводится карта возможных достижений выпускника детского сада, работающего по системе Монтессори, с учетом индивидуальных возможностей детей. «Карта возможных достижений выпускника дошкольной группы» заполняется на протяжении последнего полугодия пребывания ребенка в возрасте от 6 до 7 (8) лет в детском саду и является документом, который дает основание для принятия решения о готовности ребенка к обучению в начальной школе — как традиционной, так и начальной монтессоришколе. Но она не влияет на оценку самого ребенка в глазах его родителей или детей группы.
8
Программа «Золотой ключик»
Под ред. Г.Г.Кравцова.
М.: Левъ, 2015. 217 с
Возраст : 3-7 лет
Цель программы «Золотой ключик» — создать оптимальные условия для личностного и психического развития детей, для их эмоционального благополучия и, одновременно, обеспечить пре- емственность между дошкольным и начальным общим образованием
Достижение целей программы предполагает соблюдение важных принципов, лежащих в основе организации педагогического процесса. Эти принципы полностью соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта
- . Центральной фигурой в педагогическом процессе является ребенок.
- Образовательное пространство должно быть единым,
- На первое место ставятся воспитательно-развивающие цели
Отличия.
- Организация жизнедеятельности детей в дошкольном учреждении осуществляется в разновозрастных группах. Это является необходимым условием для развития полноценного общения, являющегося главным условием нормального развития психики и личности каждого ребенка. В разновозрастной группе происходит естественное саморазвитие игры и других детских деятельностей, взаимное обучение старших и младших, формируется особый микроклимат общей заботы, любви и поддержки. Это ведет к естественной психологической коррекции трудностей в развитии и поведении многих детей
- Педагогическая деятельность осуществляется на основе так называемой парной педагогики. В группе — общественной семье одновременно работают по два воспитателя, выстраивающих с детьми разного возраста многопозиционное общение в процессе воспитательноразвивающей деятельности. Всего же в каждой группе предполагается работа трех-четырех воспитателей по определенному графику, предусматривающему согласованность и преемственность в работе педагогов.
- Разновозрастное общение и взаимодействие детей организуется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Это находит выражение в адекватных для детей видах и формах игр, в соответствующем месте и мере участия в них каждого ребенка, в познавательных и продуктивных видах детских деятельностей, в различных формах творческой активности, обеспечивающих умственное, эмоциональное, физическое и художественно-эстетическое развитие ребенка
9
Программа «Детский сад 2100»
Под науч. ред. Р.Н. Бунеева
Изд. 2-е, перераб. – М. : Баласс, 2016. – 528 с
Возраст: 2мес.-3 года , 3 года-8(7) лет
Основная задача данной Программы – разработать содержание, направленное на: – воспитание и развитие социально значимых личностных качеств ребёнка; – развитие познавательной сферы (мышления, воображения, памяти, речи); – развитие эмоциональной сферы. Основная задача реализации данной Программы – 1) формировать у детей опыт игровой, познавательной, исследовательской и др. видов деятельности; 2) формировать у детей опыт самопознания
Моделируя и выстраивая технологию работы по профилактике нарушений психологического здоровья детей раннего возраста в период адаптации к условиям детского сада, необходимо выделить основные приоритеты собственной деятельности, одним из которых является программа психолого-педагогической поддержки педагогов и родите- лей «Компетентный взрослый». Данная программа предваряет начало функционирования адаптационной группы. 1 См. Приложение 4, с. 268.20 Программа состоит из трёх блоков. 1-й блок – работа с педагогами. Цель: теоретическая и практическая подготовка воспитателей к взаимодействию в триаде «родитель–ребёнок-педагог». Предполагаемый результат: формирование устойчивой мотивации и положительного отношения к предстоящей совместной деятельности. 2-й блок – работа с родителями. Цель: формирование у родителей уверенности в собственных педагогических возможностях в преодолении детьми адаптационного синдрома. Предполагаемый результат: овладение практическими приёмами взаимодействия со своим ребёнком (другими детьми) в новой социальной ситуации. 3-й блок – совместная деятельность. Цель: отработка практических способов взаимодействия в триаде по предупреждению дезадаптации, выработка навыков педагогической рефлексии
Отличия.В части 1 сборника представлены две образовательные программы: для детей младенческого и раннего возраста (от 2 мес. до 3-х лет) и для детей дошкольного возраста (от 3 до 7(8) лет), которые вместе составляют Основную образовательную программу «Детский сад 2100».
10
Программа «Мир открытий»
Науч. рук. Л.Г. Петерсон / Под общей ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой
Институт системно-деятельностной педагогики, 2014. – 383 с. 2 изд-е, перераб. и доп
Возраст: 2мес.-7 лет
В центре Программы – современный ребенок. Он не такой, каким был его сверстник еще несколько десятилетий назад. И не потому, что изменилась природа самого ребенка или закономерности его развития, а потому, что принципиально изменилась жизнь, предметный и социальный мир, ожидания взрослых, воспитательные модели в семье и детском саду.
Концептуальные идеи Программы разработаны с учетом особенностей «детей нового времени» и связаны с образовательной парадигмой, направленной на создание условий для развития личности, присвоения культурного опыта саморазвития в современном быстро меняющемся мире.
Миссия Программы
- ОТКРЫТИЕ РЕБЕНКОМ: • окружающего мира, самого себя и других людей в этом мире в процессе совместной с взрослыми и самостоятельной деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской и др.); • способов преодоления затруднений в собственной деятельности, путей решения задач и проблем (в соответствии с возрастом);
- ОТКРЫТИЕ ПЕДАГОГАМИ: • эффективных инструментов развития ребенка, обеспечивающих условия для его саморазвития и успешной самореализации; • новых векторов и горизонтов личностного и профессионального роста;
- ОТКРЫТИЕ РОДИТЕЛЯМИ: • возможностей более глубокого понимания своих детей, осознанного участия в их образовании;Программа «Мир открытий» Целевой раздел 10 • новых смыслов и возможностей в повышении родительской компетентности.
Отличия.
Обучение второму языку Протасова Е.Ю., Родина М.Н. Программа «Little by Little» (обучение иностранному языку).
При этом авторы старались включить в состав программы «Мир открытий» лишь основные задачи и базовое содержание, НЕ дублируя полный объем соответствующих парциальных или авторских программ
11
II часть.
Познавательное развитие:
Программа «Математика в детском саду»
Автор Новикова Е.П.
«МОЗАЙКА-СИНТЕЗ»,2016
Возраст детей 3-7 лет
Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса. Методика учитывает возрастные особенности дошкольников и дидактические принципы развивающего обучения. Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальности каждого ребенка. В конце года взрослый может проверить знания детей по прилагаемой диагностической карте.
В пособии представлена программа и рассмотрено содержание комплексной работы в области математического образования дошкольников, раскрыты формы организации познавательной деятельности детей 3-7 лет как на занятиях, так и в повседневной жизни дошкольного учреждения. Предложены интересные способы взаимодействия воспитателя с детьми и вовлечения родителей в педагогический процесс. Главным достоинством данной методики является способ подачи материала. Все занятия проводятся в занимательной игровой форме
Главным достоинством данной методики является способ подачи материала. Все занятия проводятся в занимательной игровой форме. Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса. Методика учитывает возрастные особенности дошкольников и дидактические принципы развивающего обучения. Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальности каждого ребенка. В конце года взрослый может проверить знания детей по прилагаемой диагностической карте.
Отличия. Данное пособие формирует не только математические представления, но и способствует расширению кругозора детей и развитию межпредметных связей. Занимательность сюжетов в пособии способствует развитию наблюдательности, умения включатся в поиск, выделять отдельные признаки предмета или явления, находить существенные или второстепенные признаки, сравнивать и сопоставлять, делать выводы, аргументировать свой ответ, понимать логику и закономерность явлений
12
Программа «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»
Автор С. Н. Николаева
МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010 -с.107
Возраст 5-7 лет
Программа «Юный эколог» направлена на формирование основ экологической культуры у детей 2-7 лет в условиях детского сада, на развитие в детях гуманного отношения к живым существам, на формирование навыков ухода за обитателями уголка природы. Программа построена с учетом результатов исследований ученых в области детской психологии и педагогики (А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, В.С. Мухиной, Н.Н. Поддьякова, П.Г. Саморуковой и др).
Цель программы: воспитывать экологическую культуру дошкольников.
Принципы реализации программы:
- постепенное наращивание объема материала;
- первоочередное использование природного окружения: растении и животных зеленой зоны детского сада и участков;
- продвижение детей от единичных сенсорных впечатлений к многообразию этих впечатлений, затем – к конкретным представлениям, затем – к обобщению представлений;
- широкое использование разных видов практической деятельности;
- подача познавательного материала с помощью приемов, вызывающих у детей интерес и положительные эмоции.
В программу включены разделы: «Неживая природа – среда жизни растений, животных, человека»; «Рекомендации по распределению материала по возрастным группам». А также раскрыты условия, соблюдение которых способствует успешной реализации программы «Юный эколог» в практике работы детского сада. Даны практические рекомендации по созданию развивающей эколого-предметной среды в дошкольном учреждении. Приведен широкий иллюстративный материал, который взят за основу для создания необходимых наглядных пособий. Планируемые результаты по освоению данной программы соответствуют целевым ориентирам, обозначенными в ФГОС ДО
Отличия. В программе представлено семь разделов. Первый раздел – это элементарные сведения о мироздании, неживой природе Земли и ее значении в жизни живых существ. Следующие два посвящены раскрытию взаимосвязи растений и животных со средой обитания. Четвертый прослеживает роль среды обитания в процессе онтогенеза – роста и развития отдельных видов растений и высших животных. В пятом раскрываются взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать. , изучать с детьми необязательно, они могут быть полезны педагогу в качестве дополнительного мате-риала. Шестой раздел показывает разные формы взаимодействия человека с природой. Особое (оздоровительное) значение имеет первый пункт, в котором рассматриваются потреб-ности людей (детей) как живых существ и вытекающие отсюда требования к окружающей среде. В седьмом разделе даны общие рекомендации к распределению материала по возрастам.
13
Социально-коммуникативное развитие:
Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста»
Авторы:Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина.
М.: Просвещение, 2007.
Возраст :6 -7 лет
Программа предполагает решение важнейшей социально-педагогической задачи – воспитания у воспитанника навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях. Разработана на основе проекта государственного стандарта дошкольного образования. Содержит комплекс материалов, обеспечивающих стимулирование в дошкольном возрасте самостоятельности и ответственности. Программа состоит из шести разделов, содержание которых отражает изменения в жизни современного общества и тематическое планирование, в соответствии с которым строится образовательная работа с детьми: «Ребёнок и другие люди» «Ребёнок и природа» «Ребёнок дома» «Здоровье ребёнка» «Эмоциональное благополучие ребёнка» «Ребёнок на улице города»
Цели:
сформировать у воспитанников навыки разумного поведения, научить адекватно вести себя в опасных ситуациях дома и на улице, в городском транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами, животными и ядовитыми растениями; способствовать становлению основ экологической культуры;
приобщать к здоровому образу жизни.
Задачи:
Дать воспитанникам достаточно ясное представление об опасностях и вредных факторах, чрезвычайных ситуациях, подстерегающих сегодня воспитанника.
Научить детей правильно оценивать опасность и избегать её, используя сюжеты и действия героев художественной литературы.
Помочь детям в игровой форме развить навыки по защите жизни и здоровья.
14
Программа «Мы живем в России»
Автор :Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова
ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
Возраст : 4-7 лет.
Пособие адресовано старшим воспитателям, воспитателям дошкольных образовательных учреждений и предлагает систему работы с детьми 6-7 лет по гражданско-патриотическому воспитанию. В нем представлены календарно-тематическое планирование, подробные конспекты занятий, утренников, развлечений. Предлагаемые занятия связаны между собой тематически и представляют целостную картину сведений о родном крае, культуре, родной стране - России, ее прошлом и настоящем. Основное содержание дополнено разным практическим материалом, который поможет педагогу в работе с детьми: авторские дидактические игры, народные приметы о погоде и т.п., а также критерии диагностики уровня знаний и навыков детей. Пособие призвано помочь воспитателям увлекательно и эффективно проводить работу по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников, отследить степень усвоения детьми знаний о родной стране.
Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по гражданско-патриотическому воспитанию в условиях дошкольного образовательного учреждения и может быть использована как парциальная. Результатом освоения данной программы является обеспечение социально- воспитательного эффекта: воспитание будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое России. Программа рассчитана на три года и предназначена для работы с детьми в средней, старшей и подготовительной группах детского сада.
Целью программы является воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
Отличия. Реализация программы предполагает осуществление специально организованных занятий, в процессе которых дети получают знания; навыки по изучаемым тематическим блокам. Цикл занятий по ознакомлению с родным городом (селом) целесообразно проводить в форме экскурсий по достопримечательным местам малой родины. Организуются целевые прогулки, которые помогают детям в условиях активного исследования окружающего мира делать выводы о сезонных изменениях в природе, жизни городских птиц, обитателей водоемов и т.д
15
Речевое развитие
Программа «Развитие речи у детей дошкольного возраста"
Автор: О.С.Ушакова
Сфера,2016
Возраст : 3 до 7 лет.
Направлена на формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого высказывания на каждом возрастном этапе.
В программе представлены все основные аспекты речевого развития:
формирование словаря,
становление грамматического строя речи,
формирование звукопроизношения,
развитие связной речи.
Большинство занятий данной программы построено по тематическому принципу. От младшего возраста к старшему постепенно усложняется материал, варьируются методы и приёмы, их сочетание. Тематика занятий очень разнообразна:
времена года,
мир животных и растений,
явления общественной жизни,
отношения между взрослыми и детьми, любовь к природе.
Данная программа позволяет не только развивать речь детей, но и знакомит с произведениями художественной литературы.
Отличия. В пособии дается материал для занятий, направленных на развитие всех сторон речи ребенка - фонетики, грамматики, лексики, а также на овладение основами связной монологической речи. Приложение содержит литературный материал для занятий по пересказу и методики выявления уровня речевого развития и методики мониторинга речевого развития детей.
В третье издание книги внесены дополнения в соответствии с ФГОС ДО.
16
Программа « От звука к букве»
Автор : Колесникова Е.В.
«Ювента»,2016,3-е издание, дополненное и переработанное.
Возраст : с 2 до 7 лет.
Парциальная образовательная программа "Отзвука к букве. Формирование аналитико-синтетической активности ка кпредпосылки обучения грамоте" - результат многолетнего опыта работы автора с детьми дошкольного возраста (более 25 лет).
В ней определены содержание, объем, условия реализации и планируемые результаты освоения программы "От звука к букве. Формированию звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте детей 2-7 лет (образовательная область "Речевое развитие").
Программа сопровождается учебно-методическим комплектом для детей 2-7 лет (24 пособия), в который включены дидактические пособия, как для взрослых, так и детей. Наличие УМК является одним из условий эффективной реализации Программы (ФГОС ДО).
Рекомендуется всем участникам образовательного процесса - детям, педагогам, родителям.
Программа предполагает обучение весёлым и интересным и помогает детям незаметно для себя овладевать задачами дошкольного обучения.
Кроме того, на каждом этапе решается задача подготовки руки ребёнка к письму на уровне возрастных особенностей и включает в себя:
- развитие основных движений (упражнения для рук, ног, туловища);
- развитие мелкой моторики (упражнения для пальцев ии кистей рук);
- формирование графических навыков
Отличия. В программе соблюдается преемственность с предыдущими знаниями и опытом детей и с последующим обучением. Методы обучения , используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям ребёнка и не дублируют школу.
17
«Художественно-эстетическое развитие»
Программа «КОНСТРУИРОВАНИЕ И РУЧНОЙ ТРУД В ДЕТСКОМ САДУ»
Автор : Куцакова Л.В.
«СФЕРА», 2016
Рекомендована Министерством образования РФ
Возраст : с 2 до 7 лет.
Конструирование и ручной труд являются обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством умственного, художественно-эстетического развития и нравственного воспитания.
ФГОС ставит задачи постепенного формирования у детей с учетом их возрастных возможностей конструктивных навыков и умений; развития фантазии и воображения, творческого мышления; воспитания самостоятельности, активности, дружелюбия, любознательности, аккуратности, трудолюбия и других важных личностных качеств. Эти задачи решаются как во время образовательного процесса, так и при организации конструктивной деятельности в свободное время и в процессе игр. В каждой возрастной группе раскрываются психологические особенности детей, которые необходимо учитывать при организации методической работы; определяются виды конструирования в зависимости от используемого материала, дается содержание работы и подробные методические рекомендации по ее осуществлению.
Обеспечивая в процессе конструктивной деятельности всестороннее развитие детей, педагог формирует у них жизненно необходимые навыки и умения, раскрывает и развивает потенциальные возможности, организует работу так, чтобы ребята обретали уверенность в своих силах, стремились создавать красивое, глядя на окружающий мир глазами художника; ощущали себя значимыми, умелыми, способными и талантливыми.
Отличия.Опирается на концепцию художественно-эстетического образования дошкольников. Основная цель – развить конструктивные умения и художественно-творческие способности детей, познакомить их с различными приемами моделирования и конструирования. Строится на комплексном использовании всех видов конструирования и художественного труда в детском саду. Рассчитана на весь дошкольный возраст – от двух до семи лет. Предусматривает дифференцированный подход к детям с разным уровнем интеллектуального и художественного раз вития, включая детей со слабой и сильной мотивацией, а также одаренных. Подбор учебного материала для творчества отвечает принципам дошкольной дидактики и возрастным возможностям детей. Содержит технологии, строящиеся на использовании нетрадиционных методов и приемов обучения, позволяющих педагогу развить у детей ассоциативное мышление, воображение, творческие умения, практические навыки, художественный вкус, эстетическое отношение к действительности. Большое внимание уделено творческому характеру совместной деятельности педагога и детей. Рекомендована Министерством образования РФ
18
Программа «Цветные ладошки»
Автор: Лыкова Е.А.
«Цветной мир»,2016,с.144
Возраст: с 2 до 7 лет.
Цель программы - формирование у детей раннего и дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности. Основные задачи:
- Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов. 2.Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.
3. Ознакомление с универсальным «языком» искусства - средствами художественно-образной выразительности.
4. Амплификация (обогащение) индивидуального художественно- эстетического опыта (эстетической апперцепции): «осмысленное чтение» - распредмечивание и опредмечивание -художественно-эстетических объектов с помощью воображения и эмпатии (носителем и выразителем эстетического выступает цельный художественный образ как универсальная категория); интерпретация художественного образа и содержания, заключѐнного в художественную форму.
5. Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.
6. Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.
7. Создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира.
8.Формирование эстетической картины мира и основных элементов «Я - концепции-творца».
Отличия. Интеграция разных видов изобразительного искусства и художественной деятельности детей на основе принципа взаимосвязи обобщѐнных представлений (интеллектуальный компонент) и обобщѐнных способов действий (операциональный компонент) обеспечивает оптимальные условия для полноценного развития художественно-эстетических способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.
Авторская программа художественного воспитания и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» включает систематизированный комплекс учебно- методических изданий и современного наглядного материала (демонстрационного и раздаточного)
19
Физическое развитие
Программа «Физическая культура – дошкольникам»
Автор: Л. Д. Глазырина.
Возраст :с2 до 7 лет.
Цель программы– оптимально реализовать оздоровительное, воспитательное и образовательное направления физического воспитания, учитывая индивидуальные возможности развития ребенка во все периоды дошкольного детства.
Отличительной особенностью программы является своеобразие ее структуры. Содержание материала разбивается не по возрастным группам, а в соответствии со средствами физического воспитания – массаж, закаливание, физические упражнения.
Для каждой возрастной группы (с первой по старшую) в программе представлены подробные методические рекомендации.
Для реализации оздоровительного направления предусматривается специальная система методов и приемов: широкое использование естественных факторов природы; хороший гигиенический уход; четко организованный режим дня; массаж в игровых формах («погладим наши ручки», «разомнем наши пальчики») ; купание в бассейне и пребывание детей в сауне; физические упражнения для формирования осанки, развития органов дыхания, отдельных двигательных качеств (гибкости, ловкости, выносливости, силы, координации, психики (внимания, сообразительности, ориентировки в пространстве и во времени) .
Содержание занятий образовательного направления приближено к природным явлениям, которые окружают ребенка. Например, для детей среднего возраста предлагаются занятия «Здравствуй, февраль! », «Встреча с осенью» и т. д. Чтобы дети легче усваивали строевые упражнения, рекомендуется использовать разноцветные линии. Например, для построения в шеренгу – чертить зеленую линию, в колонну – белую, в круг – красную. Повышению интереса к занятиям физическими упражнениями способствуют сюрпризные моменты. Помимо традиционного инвентаря рекомендуется нетрадиционный – различные предметы (стулья, веревочки, детские зонтики, бумажные листики и т. д., природный материал, овощи и фрукты.
Отличия. Занятия проводятся не только на спортивной площадке детского сада и в спортивном зале, но и в парке, в бассейне, в музыкальном зале.
В программе большое внимание уделяется общению педагога с детьми во время занятия. Педагог использует не команды, а обращения к детям: «Ребята, подойдите ко мне», «Повернитесь направо». Чтобы формировать у дошкольников осознанное отношение к основным движениям, педагог использует объяснение: «Чтобы мышцы на ногах были красивыми и упругими, нужно выполнять прыжковые упражнения»,
20
Программа «Физическая культура в детском саду»
Автор: Пензулаева Л.И.
МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 112 с.
Возраст :5-7 лет.
В программе раскрываются основные направления, задачи, средства, принципы, регламентирующие деятельность педагога в физическом воспитании детей дошкольного возраста. Пособие способствует решению проблем физического воспитания детей дошкольного возраста. Система занятий ориентирована на потенциальную социально-психологическую, интеллектуальную и физическую подготовку ребенка. Предназначено для воспитателей дошкольных учреждений, методистов физического воспитания, студентов педагогических и физкультурных вузов, родителей.
В данном пособии представлена система работы с детьми 6–7 лет по физической культуре.
По действующему СанПиН 2.4.1.2660-10 непосредственно образовательную деятельность по физическому развитию детей 6–7 лет организуют не менее 3 раз в неделю. Ее длительность составляет 30 минут.
Один раз в неделю для детей 5–7 лет следует круглогодично организовывать непосредственно образовательную деятельность по физическому развитию на открытом воздухе. Ее проводят только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии у них спортивной одежды, соответствующей погодным условиям.
В теплое время года при благоприятных метеорологических условиях непосредственно образовательную деятельность по физическому развитию организуют на открытом воздухе.
Далее в пособии для удобства изложения вместо термина «непосредственно образовательная деятельность» мы будем часто использовать привычный для педагогов термин «занятие». Однако термин «занятие» не должен вводить педагогов в заблуждение: он не предполагает проведения занятий урочного типа. Задача педагога – не превращать физкультурное занятие в урок, а использовать формы работы с детьми, соответствующие их возрасту, указанные в примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. H. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Отличия. Примерные конспекты построены по общепринятой структуре и включают обучение основным видам движений, комплексы упражнений общеразвивающего характера с различными предметами и подвижные игры. Все физкультурные занятия проводятся в игровой и занимательной форме. В конце каждого месяца изложен материал на повторение и закрепление пройденного, который педагог может по своему усмотрению изменять или дополнять.
Важное место в работе с детьми 6–7 лет занимают подвижные игры, игровые упражнения и задания. В играх у детей не только развиваются и закрепляются физические качества, но и формируется ответственность за себя и других ребят (взаимовыручка, поддержка, нравственные основы поведения в коллективе). Главное, чтобы занятия и игры в помещении и на площадке детского сада приносили детям удовольствие и радость, прибавляли уверенности в своих силах, развивали самостоятельность.
21
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО ФГОСу
АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО ФГОСу...
Презентация для педагогов "Основная образовательная программа по ФГОС ДО"
Детский сад и семья, взаимодействие и сотрудничество в рамках ФГОС ДО. Презентация о структуре и содержании Образовательной программы....
Буклет для родителей "Реализация основной образовательной программы по ФГОС"
Данный материал предназначен для родителей детей дошкольного возраста. Данный буклет поможет родителям в реализации ООП ...
«Требования к структуре образовательных Программ по ФГОС».
Основные требования к структуре образовательных программ дошкольного воспитания согласно ФГОС....
Перспективное планирование первой младшей группы на основе примерной образовательной программы по ФГОС "Детство"
Перспективное планирование...
Перспективное планирование второй младшей группы на основе примерной образовательной программы "Детство"ФГОС
Перспективное планирорвание второй младшей группы на основе примерной образовательной программы " Детсво" ФГОС...
«Радуга» - примерная основная образовательная программа, соответствующая ФГОС дошкольного образования и направленная на развитие ребёнка в возрасте от 2 месяцев до 8 лет во всех образовательных областях, видах деятельности и культурных практиках в условия
laquo;Радуга» – отечественная программа, отражающая реалии российской культуры.Программа адресована массовому детскому саду и одновременно позволяет реализовать индивидуальный потен...