Кластер образовательных программ по ФГОС
картотека на тему

Седашева Виктория Николаевна

Краткий обзор 10 комплексных программ и 10 парциальных программ для дошкольных учреждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klaster.doc133.5 КБ

Предварительный просмотр:

КЛАСТЕР

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по ФГОС

                                                                                  Выполнила:Седашева В.Н.

 Самара, 2017

СОДЕРЖАНИЕ

I часть.

Комплексные   программы                                                             Стр.

  1. Программа «Радуга»                                                                          2
  2. Программа «Детство»                                                                         3
  3. Программа «Истоки»                                                                          4
  4. Программа «Развитие»                                                                        5
  5. Программа «Тропинки»                                                                      6
  6. Программа «От рождения до школы»                                               7
  7. Программа «Детский сад по системе Мантессори»                         8
  8. Программа «Золотой ключик»                                                            9
  9. Программа «Детский сад 2100»                                                        10
  10. Программа «Мир открытий»                                                             11

II часть.

Парциальные  программы                                                            Стр.

  1. Программа «Математика в детском саду»                                    12
  2. Программа «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»                                                     13
  3.  Программа «Основы безопасности детей дошкольного             14

возраста»

  1. Программа «Мы живем в России»                                                 15
  2. Программа «Развитие речи у детей дошкольного возраста"       16
  3. Программа « От звука к букве»                                                      17
  4. Программа «КОНСТРУИРОВАНИЕ И РУЧНОЙ ТРУД В            

ДЕТСКОМ САДУ»                                                                                             18

  1. Программа «Цветные ладошки»                                                      19
  2. Программа «Физическая культура – дошкольникам»                   20
  3. Программа «Физическая культура в детском саду»                      21

I часть

  1. Программа «Радуга»

Авторы: Т. Н. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик, Е. В. Солошева и др.

Москва Просвещение 2014г.

Рекомендована Министерством образования РФ.

Возраст :2 мес.-8 лет.

Цели:

1.Сохранять здоровье детей и формировать привычку здорового образа жизни.

2.Обеспечить своевременное и полноценное физическое и психическое развитие детей.

3.Обеспечить каждому ребенку радостное и содержательное проживание периода дошкольного детства.

В основу программы положена идея о том, что каждый год жизни ребёнка является решающим для становления определённых психических новообразований. Педагогическая работа, строится на основе теоретических позиций о ведущей роли деятельности в психическом развитии ребенка и становлении его личности. Создание специальных условий открывает широкое поле для самостоятельных действий детей, стимулирует постановку новых целей, позволяет искать свои пути решения.

Существенным моментом в педагогической работе является также создание у детей мотивации, которые можно использовать и с их помощью побуждать детей охотно усваивать то новое, что им будут передавать взрослые.На этой основе предлагаются 3 типа мотивации:

  • игровая мотивация,
  • мотивация общения
  • мотивация личной заинтересованности.

Авторы программы назвали её «Радуга» по аналогии с семицветной радугой, т.к. она включает 7 важных видов деятельности детей и занятий, в процессе которых происходит воспитание и развитие ребенка: изобразительная деятельность, математика; развитие речи, конструирование, музыка, движение, окружающий мир.

Отличия.Программа «Радуга» задумана и реализована как охватывающая все основные стороны образования детей в возрасте от 2 месяцев до 8 лет как в группах полного дня,группах кратковременного прибывания,разновозрастных группах и инклюзивных группах.

2

  1. Программа «Детство»

Авторы: В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др.

«Творческий Центр Сфера» Москва 2014

Рекомендована Министерством образования РФ.

Возраст : от рождения до 7 лет.

Цель: обеспечение развития ребенка в период дошкольного детства: интеллектуального, физического, эмоционального, нравственного, волевого, социально-личностного.

Введение, ребенка в окружающий мир осуществляется путем его взаимодействия с различными сферами бытия (миром людей, природы и др.) и культуры (изобразительным искусством, музыкой, детской литературой и родным языком, математикой и др.). В программе Представлены произведения устного народного творчества, народные игры, музыка и танцы, декоративно-прикладное искусство России. Педагогу предоставляется право самостоятельно определять сетку занятий, содержание, способ организации и место в режиме дня. В программе

выделен новый важный раздел: «Отношение ребенка к самому себе» (самопознание).

«Детство» — комплексная образовательная программа, разработанная авторами с позиций гуманистической педагогики, личностно -деятельностного подхода к развитию и воспитанию ребенка-дошкольника. Она включает три части в соответствии с тремя ступенями дошкольного периода (младший, средний, старший дошкольный возраст).

 В основу каждой части положены общие идеи, отражающие взгляды авторов на дошкольное детство, его значение в жизни человека, условия эффективного развития в дошкольные годы.

Все содержание программы условно объединяется вокруг четырех основных блоков:

«Познание», «Гуманное отношение», «Созидание», «Здоровый образ жизни».

Например, блок «Гуманное отношение»-ориентирует детей на доброжелательное, бережное, заботливое отношение к миру; назначение блока «Познание» — помочь дошкольникам освоить разнообразные доступные способы познания окружающего мира (сравнение, элементарный анализ, обобщение и др.).

Особый акцент в программе сделан на приобщение детей к миру природы, воспитание бережного отношения к природным объектам. Программа имеет полный комплект методического обеспечения.

Отличия.Содержание программв «Детство» человекоориентированно и направленно на воспитание гуманного отношения к миру (В.И.Логинова). В программевыделен новый важный раздел: «Отношение ребенка к самому себе» (самопознание).

3

Программа «Истоки»

Авторы: Л. А. Парамонова, Т. И. Алиева, А.Н. Давидчук и др.

«Творческий Центр Сфера» Москва 2014

Рекомендована Министерством образования РФ.

Возраст : от рождения до 7 лет.

Название программы отражает непреходящее значение дошкольного детства как уникального возраста, в котором закладываются основы всего будущего развития человека.

Цель программы: разностороннее развитие ребенка; формирование у него универсальных, в том числе творческих, способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества; обеспечение для всех детей равного старта развития; сохранение и укрепление их здоровья.

В программе учтена специфика дошкольного обучения, принципиально отличного от школьного. Для достижения единства целей и задач воспитания ребенка в программе предусмотрено содержательное взаимодействие детского сада и семьи.

Базисная программа, задающая общие ориентиры в воспитании, обучении и развитии детей, может стать основой будущих вариативных и специальных программ.

Отличия. Гуманистическая по направленности программа позволит педагогу, опираясь на возрастные критерии, учесть разный темп развития детей и реализовать индивидуальный подход к ним. Психологический возраст не совпадает с хронологическим, и один психологический возраст по своей продолжительности не равен другому. В связи с этим подходом в программе выделены психологические возрасты:

Раннее детство(2 стадии)

  • младенческий возраст ( от рождения до 1 года)
  • ранний возраст (от 1 года до 3 лет).

Дошкольное детство (2 стадии)дж

  • младший дошкольный возраст (от 3-5 лет)

старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет)

Программа направлена на обогащение — амплификацию; а не на искусственное ускорение - акселерацию развития. Амплификация психического развития ребенка предполагает максимальную реализацию его возможностей, которые формируются и проявляются специфически детских видах деятельности. В отличие от акселерации она дает возможность сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье ребенка.

4

  1. Программа «Развитие»

Авторы: Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Н. С. Варенцова и др.

Москва, НОУ «УЦ им. Л.А.Венгера «РАЗВИТИЕ», 2016

Рекомендована Министерством образования РФ.

Возраст :3 до 7 лет.

Цель: развитие умственных и художественных способностей детей 3—7 лет.

Программа акцентирована на развивающее обучение с опорой на психологическую теорию Л. А. Венгера о развитии способностей детей.

В основе программы, как указывают авторы, лежат два теоретических положения. Первое - это теория А. В.Запорожца о самоценности дошкольного периода развития. Второе — концепция Л. А. Венгера о развитии способностей.

Программа направлена на развитие у детей умственных способностей. При разработке программного материала в первую очередь учитывалось, какие средства решения познавательных и творческих задач должны быть усвоены детьми и на каком содержании эти средства могут быть усвоены наиболее эффективно.

Программа составлена для каждого возраста.

Особое внимание уделено формированию у дошкольников способов решения познавательных и творческих задач.

Организация работы во всех возрастных группах предполагает проведение занятий в подгруппах численностью 8-10 человек. В то время как одна подгруппа выполняет задание воспитателя, остальные дети под наблюдением помощника воспитателя заняты играми или самостоятельной деятельностью.

Отличия.Помимо традиционных программа включает в себя следующие разделы: «Выразительное движение», «Художественное конструирование» , «Режиссерская игра». Программа обеспечена развернутыми планами к каждому занятию и педагогической диагностикой, имеет полный комплект пособий в помощь педагогам.

5

Программа «Тропинки»

Под редакцией В.Т. Кудрявцева

Москва Издательский центр Вентана-Граф 2015 ,

Рекомендована Министерством образования РФ.

Возраст : 3 до 7 лет.

Программа «Тропинки» определяет содержание и организацию образовательной деятельности детей от 3 до 7 лет, обеспечивает развитие личности дошкольников в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей, и является документом, с учётом которого дошкольная образовательная организация самостоятельно разрабатывает, утверждает и реализует основную образовательную программу дошкольного образования.

Цель программы состоит:

в создании условий для общего психического развития детей 3-7 лет средствами развития творческих способностей, в частности, условий формирования у них готовности к современному (развивающему) школьному обучению; первоначальном формировании на этой базе более широкой и отдаленной перспективы личностного роста ребенка в образовательных и внеобразовательных сферах его жизни (настоящей и будущей), своеобразной областью пересечения которых призвано стать развивающее пространство дошкольной организации.

Проект «Тропинки» предусматривает скоординированную поддержку развития воображения и других творческих способностей ребенка – используя всю многообразную «палитру» видов детской деятельности, куда входит и игра, и изобразительное творчество, и конструирование, и восприятие сказок, и учение, и общение, и многое другое. Это предполагается осуществлять в рамках всех направлений образовательной работы с дошкольниками: от физкультурно-оздоровительного – до художественно-эстетического. Такой подход является залогом обеспечения полноценного психического развития ребенка.

Отличия.Программа «Тропинки» может быть использована в полном объёме любой дошкольной образовательной организацией. Вместе с тем, при необходимости участники образовательных отношений могут изменить 40% объёма Программы. В данном случае содержание образовательных областей подвергнется переработке с учётом специфики региона (национально-культурной, демографической, климатической).

6

Программа «От рождения до школы»

Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.

опубликована Министерством образования и науки РФ

Возраст : от рождения до 7(8) лет

Цели и задачи реализации.Программы Примерная программа «От рождения до школы» (далее — Программа) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) и предназначена для использования в дошкольных образовательных организациях для формирования основных образовательных программ (ООП).

Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формиро- вание предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребен- ка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у до- школьников таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям.

Отличительные особенности Программы :

  • Направленность на развитие личности ребенка ;
  •  Патриотическая направленность ;
  • Направленность на нравственное воспитание;
  • Нацеленность на дальнейшее образование ;
  • Направленность на сохранение и укрепление здоровья детей ;
  • Направленность на учет индивидуальных особенностей ребенка ;
  • Гибкость выбора программного содержания с учетом уровня развития ребенка ;
  • Охват всех возрастных периодов (от рождения до школы) ;
  • Простота введения вариативной части ;
  • Наличие отдельного раздела по развитию игровой деятельности ;

7

Программа «Детский сад по системе Мантессори»

Под ред. Е.А. Хилтунен; [О.Ф. Борисова, В.В. Михайлова, Е.А. Хилтунен

М. : Издательство «Национальное образование», 2014. – 186 с. : ил.

Возраст : от рождения до 6(7) лет

Основная цель работы педагогического коллектива по Программе — создание наилучших условий для благополучия детей, позволяющих им раскрыть свой природный потенциал и адаптироваться к условиям жизни в современном обществе.

Программа основана на антропологическом, культурно-историческом и деятельностном под- ходах к содержанию и организации образовательного процесса в дошкольном учреждении и базируется на философских и психологических основаниях педагогической системы, разработанной в первой половине XX века итальянским ученым, педагогом и психологом Марией Монтессори. В России первый детский сад по системе Монтессори был открыт в 1913 году русской учительницей и ученой Юлией Ивановной Фаусек. А с 1991 года в нашей стране начала развертываться новая волна детских дошкольных и начальных школьных организаций, продолжающих эту традицию. В настоящее время в России их насчитывается более 2000. Мария Монтессори называла свою педагогику научной, то есть опирающейся на достижения экспериментальной науки ее времени. Следуя этой традиции, современные детские сады по системе Монтессори, возникнув в новых социокультурных условиях, вобрали в себя достижения науки и культуры конца ХХ века, особенно в области психологии и педагогики, сохранив свою гуманистическую направленность, конструктивистский и соконструктивистский подход к образованию детей.

 Средством становления личности ребенка является его собственная активная деятель- ность по освоению окружающей среды, основанная на свободном выборе предмета деятельности, партнера, места и темпа своей работы (термин Монтессори). Понятие «педагогическая система» означает единство и целостность монтессори педагогики в философском, психологическом и педагогическом аспектах.

Отличия. Педагоги отступают на второй план, поддерживая в детях их инициативу, познавательную и творческую активность во взаимодействии с предметно-пространственной развивающей образовательной средой. За- дачами педагога являются создание такой среды, организация свободной работы детей в ней и исследование течения их жизни в группе.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО к целевым ориентирам приводится  карта возможных достижений выпускника детского сада, работающего по системе Монтессори, с учетом индивидуальных возможностей детей. «Карта возможных достижений выпускника дошкольной группы» заполняется на протяжении последнего полугодия пребывания ребенка в возрасте от 6 до 7 (8) лет в детском саду и является документом, который дает основание для принятия решения о готовности ребенка к обучению в начальной школе — как традиционной, так и начальной монтессоришколе. Но она не влияет на оценку самого ребенка в глазах его родителей или детей группы.

8

Программа «Золотой ключик»

Под ред. Г.Г.Кравцова.

М.: Левъ, 2015. 217 с

Возраст : 3-7 лет

Цель программы «Золотой ключик» — создать оптимальные условия для личностного и психического развития детей, для их эмоционального благополучия и, одновременно, обеспечить пре- емственность между дошкольным и начальным общим образованием

Достижение целей программы предполагает соблюдение важных принципов, лежащих в основе организации педагогического процесса. Эти принципы полностью соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта

  1. . Центральной фигурой в педагогическом процессе является ребенок.
  2. Образовательное пространство должно быть единым,
  3. На первое место ставятся воспитательно-развивающие цели

Отличия.

  1. Организация жизнедеятельности детей в дошкольном учреждении осуществляется в разновозрастных группах. Это является необходимым условием для развития полноценного общения, являющегося главным условием нормального развития психики и личности каждого ребенка. В разновозрастной группе происходит естественное саморазвитие игры и других детских деятельностей, взаимное обучение старших и младших, формируется особый микроклимат общей заботы, любви и поддержки. Это ведет к естественной психологической коррекции трудностей в развитии и поведении многих детей
  2. Педагогическая деятельность осуществляется на основе так называемой парной педагогики. В группе — общественной семье одновременно работают по два воспитателя, выстраивающих с детьми разного возраста многопозиционное общение в процессе воспитательноразвивающей деятельности. Всего же в каждой группе предполагается работа трех-четырех воспитателей по определенному графику, предусматривающему согласованность и преемственность в работе педагогов.
  3. Разновозрастное общение и взаимодействие детей организуется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Это находит выражение в адекватных для детей видах и формах игр, в соответствующем месте и мере участия в них каждого ребенка, в познавательных и продуктивных видах детских деятельностей, в различных формах творческой активности, обеспечивающих умственное, эмоциональное, физическое и художественно-эстетическое развитие ребенка

9

Программа «Детский сад 2100» 

Под науч. ред. Р.Н. Бунеева

Изд. 2-е, перераб. – М. : Баласс, 2016. – 528 с

Возраст: 2мес.-3 года , 3 года-8(7) лет

Основная задача данной Программы – разработать содержание, направленное на: – воспитание и развитие социально значимых личностных качеств ребёнка; – развитие познавательной сферы (мышления, воображения, памяти, речи); – развитие эмоциональной сферы. Основная задача реализации данной Программы – 1) формировать у детей опыт игровой, познавательной, исследовательской и др. видов деятельности; 2) формировать у детей опыт самопознания

Моделируя и выстраивая технологию работы по профилактике нарушений психологического здоровья детей раннего возраста в период адаптации к условиям детского сада, необходимо выделить основные приоритеты собственной деятельности, одним из которых является программа психолого-педагогической поддержки педагогов и родите- лей «Компетентный взрослый». Данная программа предваряет начало функционирования адаптационной группы. 1 См. Приложение 4, с. 268.20 Программа состоит из трёх блоков. 1-й блок – работа с педагогами. Цель: теоретическая и практическая подготовка воспитателей к взаимодействию в триаде «родитель–ребёнок-педагог». Предполагаемый результат: формирование устойчивой мотивации и положительного отношения к предстоящей совместной деятельности. 2-й блок – работа с родителями. Цель: формирование у родителей уверенности в собственных педагогических возможностях в преодолении детьми адаптационного синдрома. Предполагаемый результат: овладение практическими приёмами взаимодействия со своим ребёнком (другими детьми) в новой социальной ситуации. 3-й блок – совместная деятельность. Цель: отработка практических способов взаимодействия в триаде по предупреждению дезадаптации, выработка навыков педагогической рефлексии

Отличия.В части 1 сборника представлены две образовательные программы: для детей младенческого и раннего возраста (от 2 мес. до 3-х лет) и для детей дошкольного возраста (от 3 до 7(8) лет), которые вместе составляют Основную образовательную программу «Детский сад 2100».

10

Программа «Мир открытий»

Науч. рук. Л.Г. Петерсон / Под общей ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой

Институт системно-деятельностной педагогики, 2014. – 383 с. 2 изд-е, перераб. и доп

Возраст: 2мес.-7 лет

В центре Программы – современный ребенок. Он не такой, каким был его сверстник еще несколько десятилетий назад. И не потому, что изменилась природа самого ребенка или закономерности его развития, а потому, что принципиально изменилась жизнь, предметный и социальный мир, ожидания взрослых, воспитательные модели в семье и детском саду.

Концептуальные идеи Программы разработаны с учетом особенностей «детей нового времени» и связаны с образовательной парадигмой, направленной на создание условий для развития личности, присвоения культурного опыта саморазвития в современном быстро меняющемся мире.

Миссия Программы

  • ОТКРЫТИЕ РЕБЕНКОМ: • окружающего мира, самого себя и других людей в этом мире в процессе совместной с взрослыми и самостоятельной деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской и др.); • способов преодоления затруднений в собственной деятельности, путей решения задач и проблем (в соответствии с возрастом);
  •  ОТКРЫТИЕ ПЕДАГОГАМИ: • эффективных инструментов развития ребенка, обеспечивающих условия для его саморазвития и успешной самореализации; • новых векторов и горизонтов личностного и профессионального роста;
  •  ОТКРЫТИЕ РОДИТЕЛЯМИ: • возможностей более глубокого понимания своих детей, осознанного участия в их образовании;Программа «Мир открытий» Целевой раздел 10 • новых смыслов и возможностей в повышении родительской компетентности.

Отличия.

Обучение второму языку Протасова Е.Ю., Родина М.Н. Программа «Little by Little» (обучение иностранному языку).

При этом авторы старались включить в состав программы «Мир открытий» лишь основные задачи и базовое содержание, НЕ дублируя полный объем соответствующих парциальных или авторских программ

11

II часть.

Познавательное развитие:

Программа «Математика в детском саду»

Автор Новикова Е.П.

«МОЗАЙКА-СИНТЕЗ»,2016

Возраст детей 3-7 лет

Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса. Методика учитывает возрастные особенности дошкольников и дидактические принципы развивающего обучения. Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальности каждого ребенка. В конце года взрослый может проверить знания детей по прилагаемой диагностической карте.

В пособии представлена программа и рассмотрено содержание комплексной работы в области математического образования дошкольников, раскрыты формы организации познавательной деятельности детей 3-7 лет как на занятиях, так и в повседневной жизни дошкольного учреждения. Предложены интересные способы взаимодействия воспитателя с детьми и вовлечения родителей в педагогический процесс. Главным достоинством данной методики является способ подачи материала. Все занятия проводятся в занимательной игровой форме

Главным достоинством данной методики является способ подачи материала. Все занятия проводятся в занимательной игровой форме. Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса. Методика учитывает возрастные особенности дошкольников и дидактические принципы развивающего обучения. Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальности каждого ребенка. В конце года взрослый может проверить знания детей по прилагаемой диагностической карте. 

Отличия. Данное пособие формирует не только математические представления, но и способствует расширению кругозора детей и развитию межпредметных связей. Занимательность сюжетов в пособии способствует развитию наблюдательности, умения включатся в поиск, выделять отдельные признаки предмета или явления, находить существенные или второстепенные признаки, сравнивать и сопоставлять, делать выводы, аргументировать свой ответ, понимать логику и закономерность явлений

12

Программа «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»

Автор С. Н. Николаева

МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010 -с.107

Возраст 5-7 лет

Программа «Юный эколог» направлена на формирование основ экологической культуры у детей 2-7 лет в условиях детского сада, на развитие в детях гуманного отношения к живым существам, на формирование навыков ухода за обитателями уголка природы. Программа построена с учетом результатов исследований ученых в области детской психологии и педагогики (А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, В.С. Мухиной, Н.Н. Поддьякова, П.Г. Саморуковой и др).

Цель программы: воспитывать экологическую культуру дошкольников.

Принципы реализации программы:

  • постепенное наращивание объема материала;
  • первоочередное использование природного окружения: растении и животных зеленой зоны детского сада и участков;
  • продвижение детей от единичных сенсорных впечатлений к многообразию этих впечатлений, затем – к конкретным представлениям, затем – к обобщению представлений;
  • широкое использование разных видов практической деятельности;
  • подача познавательного материала с помощью приемов, вызывающих у детей интерес и положительные эмоции.

В программу включены разделы: «Неживая природа – среда жизни растений, животных, человека»; «Рекомендации по распределению материала по возрастным группам». А также раскрыты условия, соблюдение которых способствует успешной реализации программы «Юный эколог» в практике работы детского сада. Даны практические рекомендации по созданию развивающей эколого-предметной среды в дошкольном учреждении. Приведен широкий иллюстративный материал, который взят за основу для создания необходимых наглядных пособий. Планируемые результаты по освоению данной программы соответствуют целевым ориентирам, обозначенными в ФГОС ДО

Отличия. В программе представлено семь разделов. Первый раздел – это элементарные сведения о мироздании, неживой природе Земли и ее значении в жизни живых существ. Следующие два посвящены раскрытию взаимосвязи растений и животных со средой обитания. Четвертый прослеживает роль среды обитания в процессе онтогенеза – роста и развития отдельных видов растений и высших животных. В пятом раскрываются взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать. , изучать с детьми необязательно, они могут быть полезны педагогу в качестве дополнительного мате-риала. Шестой раздел показывает разные формы взаимодействия человека с природой. Особое (оздоровительное) значение имеет первый пункт, в котором рассматриваются потреб-ности людей (детей) как живых существ и вытекающие отсюда требования к окружающей среде. В седьмом разделе даны общие рекомендации к распределению материала по возрастам.

13

Социально-коммуникативное развитие:

Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста»

Авторы:Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина.

 М.: Просвещение, 2007. 

Возраст :6 -7 лет

Программа предполагает решение важнейшей социально-педагогической задачи – воспитания у воспитанника навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях. Разработана на основе проекта государственного стандарта дошкольного образования. Содержит комплекс материалов, обеспечивающих стимулирование в дошкольном возрасте самостоятельности и ответственности. Программа состоит из шести разделов, содержание которых отражает изменения в жизни современного общества и тематическое планирование, в соответствии с которым строится образовательная работа с детьми:  «Ребёнок и другие люди»  «Ребёнок и природа»  «Ребёнок дома»  «Здоровье ребёнка»  «Эмоциональное благополучие ребёнка»  «Ребёнок на улице города»

Цели:

 сформировать у воспитанников навыки разумного поведения, научить адекватно вести себя в опасных ситуациях дома и на улице, в городском транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами, животными и ядовитыми растениями;  способствовать становлению основ экологической культуры;

  приобщать к здоровому образу жизни.

 Задачи:

 Дать воспитанникам достаточно ясное представление об опасностях и вредных факторах, чрезвычайных ситуациях, подстерегающих сегодня воспитанника.

  Научить детей правильно оценивать опасность и избегать её, используя сюжеты и действия героев художественной литературы.

 Помочь детям в игровой форме развить навыки по защите жизни и здоровья.

14

Программа «Мы живем в России»

Автор :Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова

ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.

Возраст : 4-7 лет.

Пособие адресовано старшим воспитателям, воспитателям дошкольных образовательных учреждений и предлагает систему работы с детьми 6-7 лет по гражданско-патриотическому воспитанию. В нем представлены календарно-тематическое планирование, подробные конспекты занятий, утренников, развлечений. Предлагаемые занятия связаны между собой тематически и представляют целостную картину сведений о родном крае, культуре, родной стране - России, ее прошлом и настоящем. Основное содержание дополнено разным практическим материалом, который поможет педагогу в работе с детьми: авторские дидактические игры, народные приметы о погоде и т.п., а также критерии диагностики уровня знаний и навыков детей. Пособие призвано помочь воспитателям увлекательно и эффективно проводить работу по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников, отследить степень усвоения детьми знаний о родной стране.

Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по гражданско-патриотическому воспитанию в условиях дошкольного образовательного учреждения и может быть использована как парциальная. Результатом освоения данной программы является обеспечение социально- воспитательного эффекта: воспитание будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое России. Программа рассчитана на три года и предназначена для работы с детьми в средней, старшей и подготовительной группах детского сада.

Целью программы является воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

Отличия. Реализация программы предполагает осуществление специально организованных занятий, в процессе которых дети получают знания; навыки по изучаемым тематическим блокам. Цикл занятий по ознакомлению с родным городом (селом) целесообразно проводить в форме экскурсий по достопримечательным местам малой родины. Организуются целевые прогулки, которые помогают детям в условиях активного исследования окружающего мира делать выводы о сезонных изменениях в природе, жизни городских птиц, обитателей водоемов и т.д

15

Речевое развитие

Программа «Развитие речи у детей дошкольного возраста"

Автор: О.С.Ушакова

Сфера,2016

Возраст : 3 до 7 лет.

Направлена на формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого высказывания на каждом возрастном этапе.

В программе представлены все основные аспекты речевого развития:

 формирование словаря,

 становление грамматического строя речи,

  формирование звукопроизношения,

 развитие связной речи.

Большинство занятий данной программы построено по тематическому принципу. От младшего возраста к старшему постепенно усложняется материал, варьируются методы и приёмы, их сочетание. Тематика занятий очень разнообразна:

 времена года,

  мир животных и растений,

 явления общественной жизни,

  отношения между взрослыми и детьми,  любовь к природе.

 Данная программа позволяет не только развивать речь детей, но и знакомит с произведениями художественной литературы.

Отличия. В пособии дается материал для занятий, направленных на развитие всех сторон речи ребенка - фонетики, грамматики, лексики, а также на овладение основами связной монологической речи. Приложение содержит литературный материал для занятий по пересказу и методики выявления уровня речевого развития и методики мониторинга речевого развития детей.
В третье издание книги внесены дополнения в соответствии с ФГОС  ДО.

16

Программа « От звука к букве»

Автор : Колесникова Е.В.

«Ювента»,2016,3-е издание, дополненное и переработанное.

Возраст : с 2 до 7 лет.

Парциальная образовательная программа "Отзвука к букве. Формирование аналитико-синтетической активности ка кпредпосылки обучения грамоте" - результат многолетнего опыта работы автора с детьми дошкольного возраста (более 25 лет).
В ней определены содержание, объем, условия реализации и планируемые результаты освоения программы "От звука к букве. Формированию звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте детей 2-7 лет (образовательная область "Речевое развитие").
Программа сопровождается учебно-методическим комплектом для детей 2-7 лет (24 пособия), в который включены дидактические пособия, как для взрослых, так и детей. Наличие УМК является одним из условий эффективной реализации Программы (ФГОС ДО).

Рекомендуется всем участникам образовательного процесса - детям, педагогам, родителям.

Программа предполагает обучение весёлым и интересным и помогает детям незаметно для себя овладевать задачами дошкольного обучения.

Кроме того, на каждом этапе решается задача подготовки руки ребёнка к письму на уровне возрастных особенностей и включает в себя:

  •  развитие основных движений (упражнения для рук, ног, туловища);
  •  развитие мелкой моторики (упражнения для пальцев ии кистей рук);
  •  формирование графических навыков

Отличия. В программе соблюдается преемственность с предыдущими знаниями и опытом детей и с последующим обучением. Методы обучения , используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям ребёнка и не дублируют школу. 

17

«Художественно-эстетическое развитие»

Программа «КОНСТРУИРОВАНИЕ И РУЧНОЙ ТРУД В ДЕТСКОМ САДУ»

Автор : Куцакова Л.В.

«СФЕРА», 2016

 Рекомендована Министерством образования РФ

Возраст : с 2 до 7 лет.

        Конструирование и ручной труд являются обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством умственного, художественно-эстетического развития и нравственного воспитания.
        ФГОС ставит задачи
 постепенного формирования у детей с учетом их возрастных возможностей конструктивных навыков и умений; развития фантазии и воображения, творческого мышления; воспитания самостоятельности, активности, дружелюбия, любознательности, аккуратности, трудолюбия и других важных личностных качеств. Эти задачи решаются как во время образовательного процесса, так и при организации конструктивной деятельности в свободное время и в процессе игр. В каждой возрастной группе раскрываются психологические особенности детей, которые необходимо учитывать при организации методической работы; определяются виды конструирования в зависимости от используемого материала, дается содержание работы и подробные методические рекомендации по ее осуществлению.
        
Обеспечивая в процессе конструктивной деятельности всестороннее развитие детей, педагог формирует у них жизненно необходимые навыки и умения, раскрывает и развивает потенциальные возможности, организует работу так, чтобы ребята обретали уверенность в своих силах, стремились создавать красивое, глядя на окружающий мир глазами художника; ощущали себя значимыми, умелыми, способными и талантливыми. 

Отличия.Опирается на концепцию художественно-эстетического образования дошкольников. Основная цель – развить конструктивные умения и художественно-творческие способности детей, познакомить их с различными приемами моделирования и конструирования. Строится на комплексном использовании всех видов конструирования и художественного труда в детском саду. Рассчитана на весь дошкольный возраст – от двух до семи лет. Предусматривает дифференцированный подход к детям с разным уровнем интеллектуального и художественного раз вития, включая детей со слабой и сильной мотивацией, а также одаренных. Подбор учебного материала для творчества отвечает принципам дошкольной дидактики и возрастным возможностям детей. Содержит технологии, строящиеся на использовании нетрадиционных методов и приемов обучения, позволяющих педагогу развить у детей ассоциативное мышление, воображение, творческие умения, практические навыки, художественный вкус, эстетическое отношение к действительности. Большое внимание уделено творческому характеру совместной деятельности педагога и детей. Рекомендована Министерством образования РФ

18

        Программа «Цветные ладошки»

Автор:  Лыкова Е.А.

«Цветной мир»,2016,с.144

Возраст: с 2 до 7 лет.

Цель программы - формирование у детей раннего и дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности. Основные задачи:

  1. Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов. 2.Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.

 3. Ознакомление с универсальным «языком» искусства - средствами художественно-образной выразительности.

4. Амплификация (обогащение) индивидуального художественно- эстетического опыта (эстетической апперцепции): «осмысленное чтение» - распредмечивание и опредмечивание -художественно-эстетических объектов с помощью воображения и эмпатии (носителем и выразителем эстетического выступает цельный художественный образ как универсальная категория); интерпретация художественного образа и содержания, заключѐнного в художественную форму.

5. Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.

6. Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.

7. Создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира.

8.Формирование эстетической картины мира и основных элементов «Я - концепции-творца».

Отличия. Интеграция разных видов изобразительного искусства и художественной деятельности детей на основе принципа взаимосвязи обобщѐнных представлений (интеллектуальный компонент) и обобщѐнных способов действий (операциональный компонент) обеспечивает оптимальные условия для полноценного развития художественно-эстетических способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.

Авторская программа художественного воспитания и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» включает систематизированный комплекс учебно- методических изданий и современного наглядного материала (демонстрационного и раздаточного)

19

Физическое развитие

Программа «Физическая культура – дошкольникам»

Автор: Л. Д. Глазырина.

Возраст :с2 до 7 лет.

Цель программы– оптимально реализовать оздоровительное, воспитательное и образовательное направления физического воспитания, учитывая индивидуальные возможности развития ребенка во все периоды дошкольного детства.

Отличительной особенностью программы является своеобразие ее структуры. Содержание материала разбивается не по возрастным группам, а в соответствии со средствами физического воспитания – массаж, закаливание, физические упражнения.

Для каждой возрастной группы (с первой по старшую) в программе представлены подробные методические рекомендации.

Для реализации оздоровительного направления предусматривается специальная система методов и приемов: широкое использование естественных факторов природы; хороший гигиенический уход; четко организованный режим дня; массаж в игровых формах («погладим наши ручки», «разомнем наши пальчики») ; купание в бассейне и пребывание детей в сауне; физические упражнения для формирования осанки, развития органов дыхания, отдельных двигательных качеств (гибкости, ловкости, выносливости, силы, координации, психики (внимания, сообразительности, ориентировки в пространстве и во времени) .

Содержание занятий образовательного направления приближено к природным явлениям, которые окружают ребенка. Например, для детей среднего возраста предлагаются занятия «Здравствуй, февраль! », «Встреча с осенью» и т. д. Чтобы дети легче усваивали строевые упражнения, рекомендуется использовать разноцветные линии. Например, для построения в шеренгу – чертить зеленую линию, в колонну – белую, в круг – красную. Повышению интереса к занятиям физическими упражнениями способствуют сюрпризные моменты. Помимо традиционного инвентаря рекомендуется нетрадиционный – различные предметы (стулья, веревочки, детские зонтики, бумажные листики и т. д., природный материал, овощи и фрукты.

Отличия. Занятия проводятся не только на спортивной площадке детского сада и в спортивном зале, но и в парке, в бассейне, в музыкальном зале.

В программе большое внимание уделяется общению педагога с детьми во время занятия. Педагог использует не команды, а обращения к детям: «Ребята, подойдите ко мне», «Повернитесь направо». Чтобы формировать у дошкольников осознанное отношение к основным движениям, педагог использует объяснение: «Чтобы мышцы на ногах были красивыми и упругими, нужно выполнять прыжковые упражнения»,

20

Программа «Физическая культура в детском саду»

Автор: Пензулаева Л.И.

МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 112 с. 

Возраст :5-7 лет.

В программе раскрываются основные направления, задачи, средства, принципы, регламентирующие деятельность педагога в физическом воспитании детей дошкольного возраста. Пособие способствует решению проблем физического воспитания детей дошкольного возраста. Система занятий ориентирована на потенциальную социально-психологическую, интеллектуальную и физическую подготовку ребенка. Предназначено для воспитателей дошкольных учреждений, методистов физического воспитания, студентов педагогических и физкультурных вузов, родителей.

В данном пособии представлена система работы с детьми 6–7 лет по физической культуре.
По действующему СанПиН 2.4.1.2660-10 непосредственно образовательную деятельность по физическому развитию детей 6–7 лет организуют не менее 3 раз в неделю. Ее длительность составляет 30 минут.
Один раз в неделю для детей 5–7 лет следует круглогодично организовывать непосредственно образовательную деятельность по физическому развитию на открытом воздухе. Ее проводят только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии у них спортивной одежды, соответствующей погодным условиям.
В теплое время года при благоприятных метеорологических условиях непосредственно образовательную деятельность по физическому развитию организуют на открытом воздухе.
Далее в пособии для удобства изложения вместо термина «непосредственно образовательная деятельность» мы будем часто использовать привычный для педагогов термин «занятие». Однако термин «занятие» не должен вводить педагогов в заблуждение: он не предполагает проведения занятий урочного типа. Задача педагога – не превращать физкультурное занятие в урок, а использовать формы работы с детьми, соответствующие их возрасту, указанные в примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. H. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Отличия. Примерные конспекты построены по общепринятой структуре и включают обучение основным видам движений, комплексы упражнений общеразвивающего характера с различными предметами и подвижные игры. Все физкультурные занятия проводятся в игровой и занимательной форме. В конце каждого месяца изложен материал на повторение и закрепление пройденного, который педагог может по своему усмотрению изменять или дополнять.
Важное место в работе с детьми 6–7 лет занимают подвижные игры, игровые упражнения и задания. В играх у детей не только развиваются и закрепляются физические качества, но и формируется ответственность за себя и других ребят (взаимовыручка, поддержка, нравственные основы поведения в коллективе). Главное, чтобы занятия и игры в помещении и на площадке детского сада приносили детям удовольствие и радость, прибавляли уверенности в своих силах, развивали самостоятельность. 

21


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО ФГОСу

АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО ФГОСу...

Презентация для педагогов "Основная образовательная программа по ФГОС ДО"

Детский сад и семья, взаимодействие и сотрудничество в рамках ФГОС ДО. Презентация  о структуре и содержании Образовательной программы....

Буклет для родителей "Реализация основной образовательной программы по ФГОС"

Данный материал предназначен для родителей детей дошкольного возраста. Данный буклет поможет родителям в реализации ООП ...

«Требования к структуре образовательных Программ по ФГОС».

Основные требования к структуре образовательных программ дошкольного воспитания согласно ФГОС....

Перспективное планирование второй младшей группы на основе примерной образовательной программы "Детство"ФГОС

Перспективное планирорвание второй младшей группы на основе примерной образовательной программы " Детсво" ФГОС...

«Радуга» - примерная основная образовательная программа, соответствующая ФГОС дошкольного образования и направленная на развитие ребёнка в возрасте от 2 месяцев до 8 лет во всех образовательных областях, видах деятельности и культурных практиках в условия

laquo;Радуга» – отечественная программа, отражающая реалии российской культуры.Программа адресована массовому детскому саду и одновременно позволяет реализовать индивидуальный потен...