Выступление на пед.совете "Технологии сюжетно-ролевой игры в детском саду"
методическая разработка (старшая группа) на тему
Выступление на педагогическом совете. Тема: "Технологии сюжетно-ролевой игры в детском саду"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида № 36
Выступление на педагогическом
Совете
Тема: «Технологии сюжетно - ролевой игры в детском саду»
Подготовила:
воспитатель
Сегал Л.В.
П. Дружба
2017 г.
Игра – это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребенка вливается
живительный поток представлений, понятий.
Игра – это искра, зажигающая огонек
пытливости и любознательности.
В.А. Сухомлинский
Слайд 1 и 2
«Технология – это оптимальный способ действий в заданных условиях» (А.М. Кушнир).
Технология организации сюжетно-ролевой игры в детском саду.
Проблема освоения ребенком позиции субъекта сюжетной творческой игры до недавнего времени была практически не исследована. Впервые о ней заговорила в своей книге Солнцева Ольга Викторовна – доцент кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И.Герцена «Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей», 2010 г., издательство "Речь".
Начну я, прежде всего, с этапов педагогической технологии для позиции воспитателя.
Слайд 3 Этапы педагогической технологии.
I этап. Обогащение опыта сюжетно-ролевой игры за счет взаимодействия с детьми, где воспитатель выступает в позиции «соигрока» («партнера») – младшая группа.
11 этап. Включение детей в проблемно-игровые ситуации на основе взаимодействия педагога в позиции «помощника»- средняя группа.
III этап. Создание условий для самостоятельного применения освоенных игровых умений в сюжетно-ролевой игре («воспитатель – как наблюдатель»)- старшая и подготовительная группы.
Слайд 4 Этапы организации сюжетно-ролевой игры:
1. Обогащение впечатлениями;
2. Изготовление атрибутов для игры;
3. Определение задач игры (не менее 3х);
4. Составление плана сюжета;
5. Ход игры;
6. Развитие и поддержание игры;
7. Окончание игры и ее оценка.
Слайд 5
1.Обогащение впечатлениями:
- наблюдения;
- беседа;
- участие детей в процессе труда взрослых;
- просмотр мультфильмов, телепередач, фрагментов кинофильмов;
- чтение художественных произведений;
- рассматривание фотографий, иллюстраций, реальных предметов;
- встреча с людьми разных профессий
Слайд 6
2. Изготовление атрибутов для игры:
- в младшей группе – в присутствии детей;
- в средней – частично вместе с детьми;
- в старших – дети могут изготавливать атрибуты самостоятельно под руководством воспитателя
Слайд 7
3. Определить задачи игры (не менее 3х):
- расширение представлений об окружающем (с чем знакомить, какие знания закреплять, что развивать);
- формирование игровой деятельности:
- формирование взаимоотношений (взаимопомощь, внимание, культура общения).
Слайд 8
4. Составление плана сюжета:
- сюжет основной и сопутствующий;
- роли;
- игровые действия;
- атрибуты;
- речевые обороты;
- возможные события
Слайд 9
5. Ход игры:
- создание интереса (внесение новых игрушек, изготовление атрибутов, создание игровой ситуации, рассматривание реальных предметов, сооружение построек, беседы, участие воспитателя в играх, составление плана сюжета)
- сговор на игру;
- создание воображаемой ситуации;
- подбор атрибутов.
Слайд 10
6. Развитие и поддержание игры:
- включение воспитателя в игру (кроме старшей группы);
- воздействие через роль;
- объединение детей в играх;
- включение новых сюжетов и ситуаций;
- использование дополнительных предметов
Слайд 11
7. Окончание игры и ее оценка:
- краткий итог работы в ролях;
- перевод интереса детей к следующему виду деятельности.
- оценка взаимоотношений
- оценка действий в соответствии с взятой на себя ролью.
Слайд 12
В современной дошкольной педагогике рассматриваются 3 этапа формирования сюжетно - ролевой игры:
1 ЭТАП
На первом этапе (1,5 – 3 года) педагог начинает формировать простейшие взаимодействия между детьми, используя любые «катающиеся» предметы (мячик, тележка и т. п.), которые стимулируют детей к взаимоподражательным, зеркальным действиям, направленным друг на друга. Дальнейшая совместная игра воспитателя с детьми может принимать другие формы (совместная постройка башни из кубиков, сбор пирамидки и т. п.).
Основными задачами от 1,5 -3 года является:
Развитие и обогащение игровых действий с игрушками, сюжетов игры. В этот период воспитатель наряду с сюжетными игрушками — подобиями реальных вещей (игрушечными кастрюлями, кроватками, утюгами и пр.) использует в совместной игре с детьми предметы-заместители (например, палочку вместо ложки, кубик вместо мыла и т. п.). А также может придавать ему различное условное значение (например, в одной игре палочка используется как ложка, в другой — та же палочка — градусник, в третьей — расческа и т. д. К трем годам у детей формируется умение играть рядом, а затем и вместе. Например, играя с детьми в «поездку в лес» воспитатель предлагает: «Маша, какую большую ягодку ты нашла (ягода воображаемая). Угости ею Диму» и т.п.
Когда возраст детей подходит к 3 годам игра становится более самостоятельной. Теперь уже ребенку не столь необходимо постоянное участие взрослого: игрушки сами начинают стимулировать игровые действия с ними.
Слайд 13 2 ЭТАП
На втором этапе (3 года – 5 лет) формирует у детей умение принимать роль, переходить в игре от одной роли к другой.
В соответствии с задачами педагогической работы здесь уже не нужны такие четко выраженные игровые зоны, как в младших группах. Границы игровых зон размыты, одни и те же атрибуты могут быть использованы для игр и «Аптека» и «Больница». Важно учить детей взаимопроникновению сюжетов. Например, при игре в больницу можно ввести в сюжет роль водителя «Скорой помощи». При игре «Семья» можно запланировать поход по магазинам для покупки продуктов и вещей. Содержание игровых зон значительно обогащается. Например, если во второй младшей группе у нас был продуктовый магазин, то в средней добавляются магазин одежды, обуви и др.
Задача воспитателя в работе с детьми 5-го года жизни — переводить их к более сложному ролевому поведению в игре: формировать умение изменять свое ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, умение менять игровую роль и обозначать свою новую роль для партнеров в процессе развертывания игры.
Слайд 14 3 ЭТАП
На третьем этапе (5-7 лет) дети должны овладеть умением придумывать разнообразные сюжеты игр.
Основная задача:
Совместную игру с детьми следует начинать не с придумывания совершенно новых сюжетов, а с частичного изменения — «расшатывания» уже известных; постепенно взрослый переводит детей к все более сложным преобразованиям знакомого сюжета, а затем и к совместному придумыванию нового. Наиболее удобными для такого постепенного «расшатывания» являются сюжеты известных детям волшебных сказок, несмотря на конкретное разнообразие волшебных сказок, все они имеют общую сюжетную схему.
Педагог обязательно должен обогащать содержание игр.
Все атрибуты различных сюжетных игр помещаются в яркие пластиковые, деревянные или картонные лотки, коробки, которые помечаются условными обозначениями (например, красный крест на коробке с атрибутами для игр «Больница» или «Аптека»; изображение книги и глобуса на коробке с атрибутикой для игр «Школа» и «Библиотека»; изображение кастрюли на коробке с игрушечной посудой для игры «Семья» и т.д.). Дети сами выбирают нужные им атрибуты в соответствии с замыслом игры. При этом сюжет может разворачиваться и обогащаться: дети начали играть в больницу, а затем им понадобилась посуда, для того чтобы приготовить пищу пациентам; атрибуты для игры «Библиотека» - в больнице устроили читальный зал для больных. Желательно, чтобы в группах было много конструкторов и строительного материала, бросового материала — чтобы дети сами создавали игровую среду и атрибуты для своих игр. Для этой же цели - мягкие игровые модули.
От совместной игры воспитателя с детьми зависит эмоционально насыщенная, полноценная жизнь детей в детском саду, их самостоятельная деятельность и развитие.
Остаемся на 14 слайде
ПРИМЕРНЫЙ ОБЪЕМ ЗНАНИЙ ПО ОТДЕЛЬНЫМ ТЕМАМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР С ДАЛЬНЕЙШИМ УСЛОЖНЕНИЕМ
Младшая группа
«ШОФЕР» / автобус, трамвай, троллейбус – правила уличного движения/. Ведёт машину осторожно, чтобы не наехать на людей. На машинах возят кукол. Машины заправляют бензином, ведут на стройку. Папа – шофёр, работает на грузовой машине, наливает бензин в машину, моет её, ставит в гараж. Такси возит людей. Шофёр вежлив, осторожен, аккуратно возит людей.
Средняя группа
«ШОФЕР» Шофер берет машину, заправляет бензином, едет по заданию/ указано в путевке/. По мосту через Волгу едут пожарные, грузовые, молочные, легковые машины. Осторожно ведут машину, чтобы не сбить людей. Пожарные машины тушат пожар, пожарники спасают людей. Машины заправляют бензином и ставят в гараж.
«АВТОБУС» водитель ведет машину, кондуктор продает билеты. Люди едут на работу, в гости и т. д. Автобус едет по городу, перевозит людей, куда им надо. Например: в лес за цветами.
Старшая группа
«ШОФЕР» Шофер берет машину из гаража, получает задание у диспетчера, выполняет его. Правила уличного движения: грузовые, легковые, пожарные машины едут по дороге, пешеходы идут по тротуару. На красный свет светофора все люди стоят. Движение разрешается на зеленый свет.
«САМОЛЕТ» ведет командир экипажа, пилоты. Перевозят людей из одного города в другой. Можно летать в другую страну
Подготовительная группа
Уточняются правила пешеходного движения и транспорта. Милиционер – регулировщик следит за порядком на дороге. По тротуару ходят спокойно, не играют на мостовой, переходить улицу надо со взрослыми в установленных местах и т. д.
Слайд 15
Педагогические рекомендации:
1. Педагогам необходимо стараться не занимать время отведенное для игры другими видами деятельности.
2. Создать игровую среду в соответствии с возрастными особенностями, учитывать уровень развития детей, игровая среда должна быть динамичной. Атрибуты сюжетно-ролевой игры должны быть расположены в легко доступном для детей месте. Иногда атрибуты формируются в специально установленном порядке, а иногда детям предоставляется возможность создать игровую среду самостоятельно.
3. В руководстве детей большое место занимает косвенные приемы руководства, чтобы не мешать ребенку, самостоятельно играть, т. к. только самостоятельная сюжетно-ролевая игра в наибольшей степени способствует развитию ребенка.
4. Руководство игрой должно строиться на основе результатов наблюдения за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей.
5. Педагог должен как можно чаще ставить ребенка в позицию «взрослого». Это способствует развитию самостоятельности у детей.
Слайд 16 «Спасибо за внимание!»
Литература
Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка // Вопросы психологии, 1961. - №2. - С.62-76.
Солнцева О.В. Дошкольник в мире сюжетно-ролевых игр. Сопровождение сюжетных игр детей. Издательство «Речь», 2010 г.
Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей. М: Просвещение. 1988 г.
Й. Хейзинга. Человек играющий. - М.: Наука, 2007. - 357с.
Михайленко Н.Я. Теория сюжетно - ролевых игр. - М.: ЮНИТИ. 2010. -365с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по организации и проведению Недели игры в детском саду. Сюжетно-ролевая игра "Магазин".
Данный материал содержит опыт работы педагога по организации и проведению недели игры в старшей группе....
Сюжетно - ролевые игры в детском саду по всем возрастным группам (Методическая разработка воспитателя ГБДОУ детский сад № 5 Выборгского района города Санкт-Петербург Шакшановой Елены Викторовны)
Предварительная работа, атрибуты и материалы, необходимые для сюжетно - ролевых игр по всем возрастным группам детского сада....
Дошкольник учится играя. Сюжетно-ролевые игры в детском саду Консультация для воспитателей
Дошкольник учится играя. Сюжетно-ролевые игры в детском саду...
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ: СЮЖЕТНО -РОЛЕВЫХ ИГР НА УЧАСТКЕ ДЕТСКОГО САДА»
В процессе игры ребенок познает окружающий мир, постоянно сталкивается с необходимостью решения многочисленных задач, максимально и разносторонне проявляет себя, применяя на практике имеющиеся навыки,...
Конспект сюжетно-ролевой игры «Профессии детского сада» в подготовительной к школе группе №1 «Осьминожки» МКДОУ «Детский сад №15 «Светлячок» ст.Барсуковская Воспитатель: Безладная Н.Д.
Задачи: закреплять знания детей о труде людей, работающих в детском саду; ...
Тема статьи: «Потенциал сюжетно-ролевой игры - как одно из ведущих условий реализации образовательной программы дошкольного образования. Действия педагога, направленные на поддержку сюжетно-ролевых игр дошкольников в детском саду».
Влияние воспитателя на развитие ребенка. Дошкольное детство – самый важный период становления личности. Oсновным видом деятельности детей дошкольного возрaста, является игра. Основные моменты ме...
Консультация для педагогов Оформление предметно-пространственной среды для сюжетно-ролевых игр в группах детского сада «Вторая жизнь картону»
laquo;Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая находилась бы в прямойзависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкре...