Консультация для родителей "Устное народное творчество (сказка) - как средство нравственного воспитания в современном мире".
консультация на тему
Устное народное творчество - уникальная самобытная культура наших предков, благодоря которой осуществляется преемственность поколении, их приобщение к национальным жизненным истокам.Устное народное творчество вводит ребенка в жизнь и всюду сопровождает его, учит и развивает, приобщая к добру и красоте, честности и мудрости.
Одним из важных воспитательных средств, в течение столетий выработанным и проверенным народом, являются сказки.В народной сказке заключено богатое содержание- и в отношении насыщенности художественной речи языковыми средствами выразительности,которые дети используют в собственной речи, что способствует не только развитию ее образности, ее обогащению, но и развитию творчества самих дошкольников; и в отношении нравственно-эстетических аспектов раскрываемых тем и идей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nrav.vosp_.pechat.docx | 18.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Устное народное творчество (сказка) – как средство нравственного воспитания в современном мире».
Устное народное творчество – уникальная самобытная культура наших предков, благодаря которой осуществляется преемственность поколений, их приобщение к национальным жизненным истокам. Это бесценный дар памяти поколений, своеобразная копилка народных знаний о жизни, о человеке, о красоте и любви, об извечных проблемах борьбы Добра и Зла, Света и Тьмы. По своей сути эти знания являются универсальным, незыблемым стержнем общих законов сохранения и продления жизни на Земле. Они содержат понятия о необходимости вдумчивого и бережного отношения к окружающему миру, о творческой активности, позволяющей сохранить имеющиеся духовно-нравственные ценности и на их основе непрерывно создавать новые.
Устное народное творчество вводит ребенка в жизнь и всюду сопровождает его, учит и развивает, приобщая к добру и красоте, честности и мудрости.
Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время, является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт родного народа, создаваемый веками и закрепленный в произведениях народного искусства. Видный педагог В.Н.Сорока-Росинский указывал на то, что человек, утративший свои корни, становится потерянным для общества. И ничто так не способствует формированию и развитию личности, ее творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, народному творчеству.
Устное народное творчество включает в себя большое количество жанров: сказки, колыбельные песни, потешки, заклички, пестушки, прибаутки, пословицы.
Через народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего родного народа, получает первое представление о ней. Она концентрирует в себе весь опыт человечества, несет в себе все формы общественного сознания, включает в себя огромное количество информации, восстанавливает преемственность между прошлым и современностью. Это делает народное искусство универсальным средством усвоения социальных ценностей.
Устное народное творчество представляет собой особый вид искусства, то есть особый вид духовно-нравственного освоения действительности человеком. Произведения всех жанров устного народного творчества создаются в соответствии с многовековыми традициями того или иного народа, которые в основе своей имеют единство взглядов на мир.
Используя словесное творчество в воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста, необходимо применять не один-два жанра, как часто бывает, а как можно шире, комплексно. Причем, чтобы максимально достичь воспитательного эффекта с помощью произведений народного творчества, важно не только, чтобы оно было представлено разнообразными жанрами, но и максимально было включено во все жизненные процессы ребенка, во все виды детской деятельности, насколько это возможно.
Рассмотрим в отдельности значение одного из жанров народного творчества – сказки, в нравственном воспитании дошкольников.
Одним из важных воспитательных средств, в течение столетий выработанным и проверенным народом, являются сказки. Жизнь, народная система воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок, их роль в формировании детей. В сказках даны нравственные законы трудового народа: слово старших несет народную мудрость, послушание избавляет от многих бед.
Со сказкой ребенок встречается, начиная с раннего возраста, слушая сказки, рассказанные мамой или бабушкой, испытывает те или иные чувства переживания. Как правило, дети радуются удачам героя, ненавидят то плохое, с чем герои борются. Сказка, как средство воздействия на ребенка, часто обладает преимуществами над другими воспитательными приемами.
В народной сказке заключено богатое содержание – и в отношении насыщенности художественной речи языковыми средствами выразительности, которые дети используют в собственной речи, что способствует не только развитию ее образности, ее обогащению, но и развитию творчества самих дошкольников; и в отношении нравственно-эстетических аспектов раскрываемых тем и идей. В.П. Аникин указывал, что «сказки – своего рода нравственный кодекс народа, их героика – это хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения человека. Выдумка сказочника вышла из помыслов о торжестве сил жизни, труда и честности над бездельем, низостью».
Сказка вводит ребенка в некоторые воображаемые обстоятельства и заставляет пережить вместе с героями такие чувства, которые оказывают влияние на всю его последующую жизнь. Ребенок с самого начала сказки встает на позицию положительного героя, вместе с ним решает поставленные задачи. Все это возбуждает творческую активность ребенка, заставляет делать выводы, которые недоступны для него в других обстоятельствах. За счет того, что ребенок входит внутрь изображаемых обстоятельств, мысленно принимает участие в действиях героев, переживает их радости и печали, у него формируется чувство меры, чувство той грани, которую не должно переходить воображение в искусстве, и вместе с тем у него начинают складываться реалистические критерии нравственных оценок.
Сказка выполняет важнейшую роль в развитии воображения – способности, без которой невозможна ни умственная деятельность ребенка в период школьного обучения, ни любая творческая деятельность взрослого.
Все это указывает на большие возможности сказки в нравственно-эстетическом воспитании школьников. В сказках содержатся правила общения людей друг с другом, правила вежливого обращения, высказывания просьбы, уважительного отношения к старшим «низкий поклон тебе, бабушка», «здравствуй, бабушка».
Сказка, являясь произведением народного искусства, несет в себе богатый духовный заряд. Через сказки дети получают иногда почти первые представления о природе, о животных: об их внешнем виде, условиях жизни и повадках. Из них дети узнают о том, что лиса хитрая, что волк зол и коварен, что медведь силен и неуклюж и т.д. Из сказок ребенок узнает об окружающем его мире: например, почему кузнецу для работы нужны угли, как из молока получить масло и пр.
Таким образом, при правильном подборе сказок с учетом возрастных особенностей детей, сказки могут оказать огромное нравственное воспитательное воздействие на ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект родительского собрания в старшей группе, тема: "Народная сказка как средство нравственного воспитания".
данные на стадии обработки...
Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей
Содержание: 1. Подбор и изучение методической литературы.2. Подбор дидактических игр.3. Развитие дете...
Консультация для педагогов «Русская народная сказка как средство нравственного воспитания дошкольников»
Консультация для педагогов «Нравственное воспитание дошкольников»...
консультация для родителей старшей " А " группы " Русская народная сказка как средство нравственного воспитания ребенка"
Данная консультация предназначена для родителей и направлена на то, чтобы помочь родителям...
Консультация для воспитателей «Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей 3-4 лет»
В наше время теряются самые драгоценные качества - воспитание трудолюбия, стремление к знаниям, чувство уважения к своей истории, обычаям и традициям, теряется ценность таких понятий, как взаимопонима...
Консультация для воспитателей по теме «Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста».
Консультация для воспитателейпо теме«Сказка как средство нравственного воспитания детейдошкольного возраста»....
Консультация для педагогов «Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста»
Сказка — носитель многовековой народной мудрости, лучший проводник знаний о законах и правилах жизни в человеческом обществе. То, что может понять и почувствовать ребенок через сказку,...