консультация для родителей старшей " А " группы " Русская народная сказка как средство нравственного воспитания ребенка"
консультация (старшая группа)
Данная консультация предназначена для родителей и направлена на то, чтобы помочь родителям понять ценность сказки, ее главную роль в воспитании сегодняшнего и завтрашнего поколений детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_konsultatsii.docx | 21.39 КБ |
titulnyy_list_konsultatsii.docx | 14.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Сказка – это зернышко,
из которого прорастает
эмоциональная оценка
жизненных явлений
В.А.Сухомлинский
( 2 СЛАЙД )
Цель – изучение народной сказки как средства духовно-нравственного воспитания дошкольника, воспитание чувства долга, справедливости, ответственности, милосердия и других духовно-нравственных качеств. Для достижения данной цели я наметила следующие задачи:
Задачи.
1.Изучить методическую литературу по данной теме;
2.Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
4.Развивать умение сравнивать и анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению героев.
5.Помочь родителям понять ценность сказки, ее первенствующую роль в воспитании сегодняшнего и, в особенности, завтрашнего человека. ( 3 СЛАЙД )
Нравственное воспитание - это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека .( 4 СЛАЙД ) Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы воспитания и образования, которая, в свою очередь, формируется с учетом особенностей мировоззрения и социально-культурного развития данного общества. Нравственное становление нового поколения, подготовка детей и молодежи к самостоятельной жизни — важнейшее условие развития нашей страны. Разрешение проблем нравственного воспитания требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных. ( 4 СЛАЙД ) Действенным средством в воспитании моральных качеств личности дошкольников является сказка. Русская педагогика еще более ста лет назад отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе. Сказки представляют богатый материал для нравственного воспитания детей. ( 4 СЛАЙД ) .Недаром они составляют часть текстов, на которых дети постигают многообразие мира.
Великий русский педагог К. Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему, считая, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. Ушинский детально разработал вопрос о педагогическом значении сказок и их психологическом воздействии на ребенка. В. А. Сухомлинский теоретически обосновал и подтвердил практикой, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем». По его мнению, сказка благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Интересен уникальный опыт этого педагога по созданию комнаты сказок, где дети не только знакомились с ней, но и учились создавать, воплощая в ней свои детские мечты.
Актуальность : в настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, утратила свое предназначение. А ведь именно сказка играет важную роль в нравственном обогащении дошкольников,
способствует закладке этических и эстетических чувств ( 5 СЛАЙД )
В детском саду знакомство со сказкой начинается с младших групп. Сказки для малышей должны быть простыми для восприятия, с ярким динамичным
развитием сюжета, короткие по содержанию. Преимущество занимают сказки о животных. Знакомя малышей со сказкой, необходимо каждый раз напоминать о том, что это – сказка. И постепенно малыши запоминают, что «Курочка Ряба», «Теремок» - сказки. Перед чтением сказки можно провести дидактическую игру с участием героев сказки.( 6 СЛАЙД ) Во время чтения воспитатель должен следить за реакцией детей. После чтения педагог спрашивает, понравились ли детям герои сказки. Дети данного возраста легко запоминают сказки.
( 6 СЛАЙД ) В средней группе используются сказки более глубокого смыслового значения: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Жихарка», «Лисичка сестричка и серый волк», «Петушок и бобовое зернышко». Перед чтением сказки проводится соответствующая подготовка. В начале детей следует познакомить с новыми словами, давая им объяснения: лавочка – деревянная длинная скамейка, скалочка – деревянная палочка, которой раскатывают тесто (в сказке «Лисичка со скалочкой») и др ( 6 СЛАЙД ). После предварительной словарной работы воспитатель сообщает детям, что новые слова, услышанные ими сегодня
живут в сказке, которую он сейчас расскажет. После прослушивания сказки желательно провести с детьми беседу по её содержанию. Также в средней группе следует учить детей правильно оценивать поступки героев, самостоятельно находить нужные слова и выражения.
( 6 слайд ) В старшей группе необходимо использовать народные сказки, требующие анализа, осмысления и рассуждения детей по проблеме произведения: «Лиса и кувшин», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Заяц - хваста», «Финист – Ясный сокол», «Сивка-бурка». ( 6 слайд )
Работа со сказкой имеет различные формы: чтение сказок, рассматривание иллюстраций, их пересказ, обсуждение поведения сказочных героев и причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение сказок, проведение конкурса знатоков сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое.
( 7 СЛАЙД ) В своей группе при работе с русскими народными сказками использую следующие методы и приемы: словесные
(чтение сказок, беседа, пересказ ) практические ( дидактические игры и упражнения : « Знаешь ли ты сказку ?», « Узнай героя сказки по описанию», « Назови свою любимую сказку» , « Собери картинку »,
пазлы, мозаики ) и другие; очень нравятся детям игры – драматизации , в которых дети проявляют артистизм, мимикой и жестами передавая речь и поведение сказочных персонажей; наглядные ( рассматривание иллюстраций, репродукций картин ).
Также ребята моей группы приняли участие в мероприятии, посвященном русским народным сказкам с участием работников библиотеки. Охотно участвовали в викторине. В своей группе я оформила книжный уголок по русским народным сказкам, который находится в доступном для детей месте. ( 7 СЛАЙД )
Детям очень нравится один из практических методов работы со сказкой – рисунок. Именно в рисунке ребята могут проявить свои творческие способности, воображение, мышление.
( 8 СЛАЙД ). Одним из домашних заданий для детей было нарисовать иллюстрации к любимым сказкам ( 8 СЛАЙД
Известный русский филолог А.Н. Афанасьев выделил следующую классификацию сказок:
-сказки о животных;
-волшебные сказки;
-бытовые сказки;
Классификация нужна прежде всего для того, чтобы разобраться в национальном репертуаре сказок. Но ещё она необходима для сравнительного изучения сказок разных народов.
Рассмотрим сказки о животных.
Детские сказки о животных затрагивают социальные и эстетические проблемы в доступной для детского восприятия трактовке.
В них побеждает тот, кто меньше и слабее. Они оптимистичны. Герои сказок всегда однотипны, всегда изображается первая главная черта характера (лиса хитрая; волк злой и глупый; медведь глуповат, но добродушен; заяц трусливый, но одерживает победу).
Детям были прочитаны следующие сказки о животных: «Лиса и волк», «Теремок», «Волк и семеро козлят» и т.д.
Волшебная сказка-это художественное произведение с четко выраженной идеей победы человека над темными силами. Детям старшего дошкольного возраста нравится волшебная сказка. В этих сказках две группы героев: добрые и злые. Обычно добро побеждает зло. Эти сказки формируют устойчивые нравственные представления, при условии их правильного преподнесения детям.
В хрестоматиях для дошкольников представлены такие волшебные сказки: «Снегурочка», «Гуси-лебеди», «Сказка о золотой рыбке», «Айога», «Царевна-лягушка» и др.
Характерной приметой бытовых сказок становится воспроизведение в них обыденной жизни. Конфликт бытовой сказки частенько состоит в том, что порядочность, честность, благородство под маской простоватости и наивности противоборствует тем качествам личности, которые постоянно вызывали у народа резкое неприятие (жадность, злость, зависть).
Приведем пример бытовых сказок: «Каша из топора», «Вершки-корешки» и т.д.
Эти сказки помогают нравственному воспитанию дошкольников, так как они передают народную мудрость.
( 9 СЛАЙД ) В старшей группе дошкольники учатся определять и мотивировать свое отношение к героям сказок (положительное или отрицательное). Дети этого возраста самостоятельно определяют вид сказки, сравнивают их между собой, объясняют специфику ( 9 СЛАЙД ) Например, при знакомстве со сказкой « Царевна – лягушка » дети учатся быть добрыми, смелыми, помогать тем, кто попал в беду. Сказка « Финист- Ясный сокол рассказывает нам о том, что настоящая любовь не знает преград и ради любимого человек готов на все . При прочтении сказки « Зимовье зверей » дети приходят к выводу, что нужно быть дружными, смелыми, отвечать за свои поступки и быть осторожными. В сказке
« Морозко» осуждаются лень, упрямство, жадность, а в сказке « По щучьему велению »
ценится, прежде всего, трудолюбие.( 9 СЛАЙД ) При знакомстве со сказкой «Крошечка - Хаврошечка» воспитатель сначала рассказывает сказку, а затем беседует с детьми: «Почему вы думаете, что это сказка? О чем в ней говорится? Кто из героев сказки вам понравился и чем? Вспомните, как начинается сказка и как заканчивается? Эти вопросы помогают дошкольникам глубже понять основное содержание сказки, определить характер героев
( 10 СЛАЙД )
При работе с родителями использую следующие приемы:
оформление совместной выставки рисунков детей и родителей « Мои любимые русские народные сказки», консультацию « Что за прелесть эти сказки », памятку « Как привить ребенку любовь к чтению» и д.р ( 10 СЛАЙД )
Вывод:
Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. ( 11 СЛАЙД ) Расширяют кругозор, развивают речь, фантазию, воображение. Развивают нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, честность. Воспитательная ценность народных сказок в том, что в них запечатлены черты русского трудового народа: свободолюбие, настойчивость, упорство в достижении цели. Сказки воспитывают гордость за свой народ, любовь к Родине.( 11 СЛАЙД ) Сказка осуждает такие свойства человеческого характера как лень, жадность, упрямство, трусость, но одобряет трудолюбие, смелость, верность. Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Идеалом для девочек становится красна девица (умница, рукодельница), а для мальчиков – добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Подобного рода персонажи для ребёнка являются далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя свои дела и поступки с действиями любимых героев. Идеал, приобретенный в детстве, во многом может определить личность.
Сказка не даёт прямых наставлений детям («Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в её содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают.
( 11 СЛАЙД ) Таким образом, в заключение сказанного, можно отметить, что нравственное воспитание по-прежнему не утратило своей актуальности. Задачи воспитания у дошкольников нравственных чувств можно решить с помощью сказок, которые предоставляют ребенку возможность в доступной ему форме познавать окружающий мир. ( 11 СЛАЙД )
Сказки... Произнося это слово, мы в мгновение ока переносимся в волшебный мир детства... Какие сказки мы полюбили больше всего? Какие сказки нам читали родители? Какую сказку нам рассказывала мама чаще всего? И какие сказки мы бы хотели подарить нашим детям? Конечно же, прежде всего это должны быть добрые сказки. Мудрые сказки, развивающие правильное восприятие мира. Интересные сказки, полные таинственности и чудес. Красивые сказки, прекрасные и содержанием и иллюстрациями. Сказки, которые учат добру. Сказки, пробуждающие в ребенке все самое лучшее и доброе. Сказки, несущие в себе свет и радость, надежду и веру, загадку и вдохновение.
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
« Веневский центр образования № 1 имени И.И. Мусатова»
структурное подразделение « Детский сад № 5 »
Консультация
« Русская народная сказка как средство
нравственного воспитания ребенка »
Подготовила : Головкина С.В.
2021 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультациядля воспитателей "Логические математические игры"
Развиваем детей с помощью математических игр....
Консультациядля родителей "Что такое георгтевская ленточка?" и "Как рассказать ребёнку о войне?".
Консультация для родителейЧто такое Георгиевская ленточка? Меня часто спрашивают, что означает георгиевская ленточка, какой смысл несет она. И я решила рассказать вам об этом символе. Да, эт...
КОНСУЛЬТАЦИЯДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ " Адаптация малыша в деском саду"
Адаптация малыша к детскому садуАдаптацияАдаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окру...
консультациядля родителей на тему День космонавтики
консультация для родителей День космонавтики...
Консультациядля воспитателей
Консультация для воспитателей...
Консультациядля родителей: "Осторожно гололед"!
О правилах поведения во время гололеда....
консультациядля родителей "Безопасность ребенка на зимних каникулах"
Информационный блок для родителей по безопасности ребенка...