консультация для родителей старшей " А " группы " Русская народная сказка как средство нравственного воспитания ребенка"
консультация (старшая группа)

Головкина   Светлана   Васильевна

Данная   консультация   предназначена   для    родителей  и    направлена  на  то,  чтобы  помочь   родителям   понять  ценность   сказки,  ее   главную   роль   в  воспитании   сегодняшнего  и  завтрашнего   поколений   детей 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_konsultatsii.docx21.39 КБ
Файл titulnyy_list_konsultatsii.docx14.12 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                       Сказка – это  зернышко,

из   которого   прорастает  

                                                                                       эмоциональная   оценка

                                                                                   жизненных   явлений

В.А.Сухомлинский

                              (  2  СЛАЙД )

Цель – изучение   народной  сказки  как  средства  духовно-нравственного воспитания  дошкольника, воспитание  чувства долга, справедливости, ответственности, милосердия и других духовно-нравственных качеств. Для достижения данной цели я наметила следующие задачи:

Задачи.

1.Изучить методическую литературу по данной теме;

2.Создать необходимые условия для знакомства детей   с русскими народными сказками.

4.Развивать умение  сравнивать   и анализировать поступки сказочных героев, учить  давать  оценку   поведению героев.

5.Помочь родителям понять ценность сказки, ее первенствующую роль в воспитании сегодняшнего и, в особенности, завтрашнего человека. (  3  СЛАЙД )

     Нравственное воспитание - это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека .(  4  СЛАЙД )  Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы воспитания и образования, которая, в свою очередь, формируется с учетом особенностей мировоззрения и социально-культурного развития данного общества. Нравственное становление нового поколения, подготовка детей и молодежи к самостоятельной жизни — важнейшее условие развития нашей страны. Разрешение проблем нравственного воспитания требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных. (  4  СЛАЙД ) Действенным средством в воспитании моральных качеств личности дошкольников является сказка. Русская педагогика еще более ста лет назад отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе. Сказки представляют богатый материал для нравственного воспитания детей. ( 4 СЛАЙД ) .Недаром они составляют часть текстов, на которых дети постигают многообразие мира.

      Великий русский педагог К. Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему, считая, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. Ушинский детально разработал вопрос о педагогическом значении сказок и их психологическом воздействии на ребенка. В. А. Сухомлинский теоретически обосновал и подтвердил практикой, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем». По его мнению, сказка благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Интересен уникальный опыт этого педагога по созданию комнаты сказок, где дети не только знакомились с ней, но и учились создавать, воплощая в ней свои детские мечты.

           

         Актуальность : в  настоящее  время   сказка, как  и  другие  ценности  традиционной  культуры,  утратила  свое   предназначение.  А  ведь  именно  сказка  играет  важную  роль  в  нравственном   обогащении  дошкольников,

способствует   закладке  этических  и  эстетических  чувств (  5  СЛАЙД )

           

      В детском саду знакомство со сказкой начинается с младших групп. Сказки для малышей должны быть простыми для восприятия, с ярким динамичным

развитием сюжета, короткие по содержанию. Преимущество занимают сказки о животных. Знакомя малышей со сказкой, необходимо каждый раз напоминать о том, что это – сказка. И постепенно малыши запоминают, что «Курочка Ряба», «Теремок» - сказки. Перед чтением сказки можно провести дидактическую игру с участием героев сказки.(  6  СЛАЙД ) Во время чтения воспитатель должен следить за реакцией детей. После чтения педагог спрашивает, понравились ли детям герои сказки. Дети данного возраста легко запоминают сказки.

     (  6   СЛАЙД ) В средней группе используются сказки более глубокого смыслового значения: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Жихарка», «Лисичка сестричка и серый волк», «Петушок и бобовое зернышко». Перед чтением сказки проводится соответствующая подготовка. В начале детей следует познакомить с новыми словами, давая им объяснения: лавочка – деревянная длинная скамейка, скалочка – деревянная палочка, которой раскатывают тесто (в сказке «Лисичка со скалочкой») и др  ( 6   СЛАЙД ). После  предварительной    словарной   работы  воспитатель   сообщает  детям, что  новые  слова,  услышанные  ими   сегодня

живут в сказке, которую он сейчас расскажет. После прослушивания сказки желательно провести с детьми беседу по её содержанию. Также в средней группе следует учить детей правильно оценивать поступки героев, самостоятельно находить нужные слова и выражения.

    (  6   слайд )  В старшей группе необходимо использовать народные сказки, требующие анализа, осмысления и рассуждения детей по проблеме произведения: «Лиса и кувшин», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Заяц - хваста», «Финист – Ясный сокол», «Сивка-бурка». (  6  слайд )

     Работа со сказкой имеет различные формы: чтение сказок, рассматривание иллюстраций, их пересказ, обсуждение поведения сказочных героев и причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение сказок, проведение конкурса знатоков сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое.

(  7  СЛАЙД )    В   своей  группе  при  работе  с  русскими  народными   сказками   использую следующие  методы   и   приемы: словесные
(чтение  сказок,  беседа,  пересказ )  практические (  дидактические  игры  и  упражнения : « Знаешь  ли  ты  сказку ?», « Узнай  героя  сказки  по  описанию», « Назови  свою  любимую  сказку» , « Собери  картинку »,
пазлы,  мозаики ) и другие; очень   нравятся  детям  игры – драматизации , в  которых  дети  проявляют  артистизм,  мимикой  и  жестами  передавая  речь  и  поведение  сказочных  персонажей;  наглядные  (  рассматривание  иллюстраций,  репродукций  картин ).
Также  ребята  моей  группы  приняли  участие  в  мероприятии,  посвященном   русским  народным  сказкам с  участием   работников  библиотеки.  Охотно  участвовали  в  викторине.  В  своей  группе  я  оформила   книжный  уголок  по  русским   народным  сказкам, который  находится  в   доступном  для  детей  месте. (  7  СЛАЙД )

        Детям  очень  нравится   один   из   практических  методов  работы  со  сказкой – рисунок. Именно  в  рисунке   ребята   могут   проявить  свои  творческие  способности,  воображение,  мышление.

       (  8  СЛАЙД ).  Одним  из  домашних  заданий   для  детей  было  нарисовать   иллюстрации  к  любимым  сказкам ( 8  СЛАЙД

         Известный русский филолог А.Н. Афанасьев выделил следующую классификацию сказок: 

-сказки о животных;

-волшебные сказки;

-бытовые сказки;

    Классификация нужна прежде всего для того, чтобы разобраться в национальном репертуаре сказок. Но ещё она необходима для сравнительного изучения сказок разных народов.

     Рассмотрим сказки о животных.

Детские сказки о животных затрагивают социальные и эстетические проблемы в доступной для детского восприятия трактовке.

В них побеждает тот, кто меньше и слабее. Они оптимистичны. Герои сказок всегда однотипны, всегда изображается первая главная черта характера (лиса хитрая; волк злой и глупый; медведь глуповат, но добродушен; заяц трусливый, но одерживает победу).

Детям были прочитаны следующие сказки о животных: «Лиса и волк», «Теремок», «Волк и семеро козлят» и т.д.

     Волшебная сказка-это художественное произведение с четко выраженной идеей победы человека над темными силами. Детям старшего дошкольного возраста нравится волшебная сказка. В этих сказках две группы героев: добрые и злые. Обычно добро побеждает зло. Эти сказки формируют устойчивые нравственные представления, при условии их правильного преподнесения детям. 

     В хрестоматиях для дошкольников представлены такие волшебные сказки: «Снегурочка», «Гуси-лебеди», «Сказка о золотой рыбке», «Айога», «Царевна-лягушка» и др.

   Характерной приметой бытовых сказок становится воспроизведение в них обыденной жизни. Конфликт бытовой сказки частенько состоит в том, что порядочность, честность, благородство под маской простоватости и наивности противоборствует тем качествам личности, которые постоянно вызывали у народа резкое неприятие (жадность, злость, зависть).

Приведем пример бытовых сказок: «Каша из топора», «Вершки-корешки» и т.д.

Эти сказки помогают нравственному воспитанию дошкольников, так как они передают народную мудрость.

( 9 СЛАЙД )   В старшей группе дошкольники учатся определять и мотивировать свое отношение к героям сказок (положительное или отрицательное). Дети этого возраста самостоятельно определяют вид сказки, сравнивают их между собой, объясняют специфику ( 9  СЛАЙД ) Например,  при  знакомстве  со  сказкой  « Царевна – лягушка » дети  учатся быть добрыми,  смелыми,  помогать  тем, кто  попал  в  беду.  Сказка  « Финист- Ясный  сокол рассказывает  нам  о  том,  что  настоящая  любовь  не  знает  преград  и  ради  любимого  человек  готов  на  все . При  прочтении  сказки « Зимовье  зверей » дети   приходят  к выводу, что  нужно  быть  дружными,  смелыми,  отвечать  за  свои  поступки  и  быть  осторожными.  В  сказке
«  Морозко»  осуждаются   лень,  упрямство,  жадность,  а  в  сказке « По  щучьему  велению »
ценится,  прежде  всего,  трудолюбие.(  9  СЛАЙД ) При знакомстве со сказкой «Крошечка - Хаврошечка» воспитатель сначала рассказывает сказку, а затем беседует с детьми: «Почему вы думаете, что это сказка? О чем в ней говорится? Кто из героев сказки вам понравился и чем? Вспомните, как начинается сказка и как заканчивается? Эти вопросы помогают дошкольникам глубже понять основное содержание сказки, определить характер героев

  ( 10  СЛАЙД )  

При   работе  с   родителями  использую  следующие  приемы:
оформление  совместной  выставки  рисунков  детей  и  родителей «  Мои  любимые  русские  народные  сказки», консультацию « Что  за прелесть  эти сказки », памятку « Как  привить  ребенку  любовь  к  чтению»  и д.р  ( 10 СЛАЙД )

       

Вывод:

    Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. (  11  СЛАЙД )  Расширяют кругозор, развивают речь, фантазию, воображение. Развивают нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, честность. Воспитательная ценность народных сказок в том, что в них запечатлены черты русского трудового народа: свободолюбие, настойчивость, упорство в достижении цели. Сказки воспитывают гордость за свой народ, любовь к Родине.(  11  СЛАЙД ) Сказка осуждает такие свойства человеческого характера как лень, жадность, упрямство, трусость, но одобряет трудолюбие, смелость, верность. Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Идеалом для девочек становится красна девица (умница, рукодельница), а для мальчиков – добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Подобного рода персонажи для ребёнка являются далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя свои дела и поступки с действиями любимых героев. Идеал, приобретенный в детстве, во многом может определить личность.

    Сказка не даёт прямых наставлений детям («Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в её содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают. 

(  11   СЛАЙД ) Таким образом, в заключение сказанного, можно отметить, что нравственное воспитание по-прежнему не утратило своей актуальности. Задачи воспитания у дошкольников нравственных чувств можно решить с помощью сказок, которые предоставляют ребенку возможность в доступной ему форме познавать окружающий мир. ( 11  СЛАЙД )

    Сказки... Произнося это слово, мы в мгновение ока переносимся в волшебный мир детства... Какие сказки мы полюбили больше всего? Какие сказки нам читали родители? Какую сказку нам рассказывала мама чаще всего? И какие сказки мы бы хотели подарить нашим детям? Конечно же, прежде всего это должны быть добрые сказки. Мудрые сказки, развивающие правильное восприятие мира. Интересные сказки, полные таинственности и чудес. Красивые сказки, прекрасные и содержанием и иллюстрациями. Сказки, которые учат добру. Сказки, пробуждающие в ребенке все самое лучшее и доброе. Сказки, несущие в себе свет и радость, надежду и веру, загадку и вдохновение.



Предварительный просмотр:

                    Муниципальное   общеобразовательное   учреждение

« Веневский   центр   образования   № 1  имени   И.И. Мусатова»

                  структурное   подразделение «  Детский   сад  №  5 »

                          Консультация

     « Русская  народная  сказка  как  средство

       нравственного   воспитания  ребенка »

                                                                                                              Подготовила :  Головкина  С.В.

                                                       2021 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультациядля воспитателей "Логические математические игры"

Развиваем детей с помощью математических игр....

Консультациядля родителей "Что такое георгтевская ленточка?" и "Как рассказать ребёнку о войне?".

Консультация для родителейЧто такое Георгиевская ленточка? Меня часто спрашивают, что означает георгиевская ленточка, какой смысл несет она. И я решила рассказать вам об этом символе. Да, эт...

КОНСУЛЬТАЦИЯДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ " Адаптация малыша в деском саду"

Адаптация малыша к детскому садуАдаптацияАдаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окру...

консультациядля родителей на тему День космонавтики

консультация для родителей День космонавтики...

Консультациядля воспитателей

Консультация для воспитателей...

Консультациядля родителей: "Осторожно гололед"!

О правилах поведения во время гололеда....

консультациядля родителей "Безопасность ребенка на зимних каникулах"

Информационный блок для родителей по безопасности ребенка...