Консультация для воспитателей «Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей 3-4 лет»
консультация (младшая группа)
В наше время теряются самые драгоценные качества - воспитание трудолюбия, стремление к знаниям, чувство уважения к своей истории, обычаям и традициям, теряется ценность таких понятий, как взаимопонимание, отзывчивость, чуткость, заботливое отношение к людям, уважение к старшему поколению, поэтому данная тема является актуальной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vosp_skazka.docx | 17.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей 3-4 лет»
«Сказки – блестящее, лучшее в мире золото,
то золото, что блестит в детских глазах, звенит смехом
из детских уст и уст родителей».
Г.Х. Андерсен
В наше время теряются самые драгоценные качества - воспитание трудолюбия, стремление к знаниям, чувство уважения к своей истории, обычаям и традициям, теряется ценность таких понятий, как взаимопонимание, отзывчивость, чуткость, заботливое отношение к людям, уважение к старшему поколению, поэтому данная тема является актуальной. Русская народная сказка показывает жизнь человека в обществе, особенности взаимоотношений между людьми. Передача нравственного поведения в них происходит не через абстрактные понятия, а через действия реальных героев, поведение которых значимо для ребенка.
Младший дошкольный возраст - важный период в жизни ребенка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений, усвоение элементарных морально-нравственных требований, приучение к их выполнению. Именно в этот период и происходит формирование у них основ нравственных представлений, являющихся важнейшим условием формирования нравственной культуры.
Поскольку дети четырех лет оказываются способны выполнять поручения взрослых (родителей, педагогов), руководствоваться в своем поведении правилами: «Так можно, а так нельзя», они начинают осознавать простейшие мотивы общественной значимости: сделать что-либо полезное для сверстников и взрослых. Это обязывает педагога организовывать любую деятельность детей и их поведение таким образом, чтобы наряду с мотивами интереса к самому действию, к процессу, желания заслужить одобрения окружающих, формировать и нравственные мотивы – быть нужным другим (сверстникам, взрослым).
Дети четвертого года жизни не умеют соотнести представления о нравственной норме со своими поступками. К тому же у ребят плохо развит самоконтроль, умение сознательно управлять своим поведением. В связи с этим они часто поступают под влиянием вспыхнувших при данных обстоятельствах чувств, желаний, забывая о требованиях воспитателя. Во почему моральные привычки, поступки детей в возрасте до четырех лет часто носят ситуативный характер, т.е. проявляются в одних условиях и обнаруживаются в других.
В возрасте 3-4 лет особое значение в присвоении нравственных ценностей имеют эмоции и чувства. Именно поэтому важным является выбор педагогически целесообразных средств, методов и форм работы с детьми. Эффективными будут те из них, которые максимально затрагивают эмоциональную сферу ребенка. Кратчайшим путем донесения до души, до сознания ребенка нравственной сути тех или иных явлений, событий являются произведения литературного искусства. Самым любимым жанром литературного искусства у детей дошкольного возраста являются сказки. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Особый нравственный потенциал принадлежит народным сказкам, которые передаются из поколения в поколение из далёкой древности.
Сказка в разных формах и масштабах стремится к воплощению идеала человеческого существования.
Сказки расширяют кругозор, пробуждают интерес к жизни и творчеству народов, воспитывают чувство доверия ко всем обитателям нашей Земли, занятым честным трудом.
Благодаря таким сказкам, как «Колобок», «Снегурочка», «Гуси-лебеди», мы воспитываем в детях 3-4 лет послушание, способствуем пониманию слов можно, нельзя, нужно. Сказка «Репка» учит трудолюбию, уважению к старшим, дружбе. «Теремок» – гостеприимности, дружелюбии, взаимопомощи. Каждая сказка несёт в себе глубокий смысл и огромный нравственный потенциал. Во все времена ценились такие человеческие качества, которые упоминаются в русских народных сказках: доброта, трудолюбие, храбрость, честность, верность, готовность прийти на помощь и т. д.
Педагогические возможности народной сказки заключаются в сохранении и передаче нравственного опыта человечества, в воспитании, обогащении культуры личности. В процессе целенаправленного педагогического воздействия основные группы нравственных качеств формируются постепенно: от самых простых форм (положительного отношения к взрослому и сверстникам) до начальных проявлений патриотизма.
Успех нравственного воспитания детей, а именно, формирование нравственных ценностей дошкольников зависит от форм и методов обучения и воспитания. Предпочтение при выборе форм организации данного процесса следует отдавать тем из них, которые имеют многофункциональный характер, способствуют развитию у детей познавательной активности и умения самореализации, органически вписываются в современный учебно-воспитательный процесс. К таким формам относятся:
- занятия (знакомство с новой сказкой, развитие речи, интегрированные занятия, комплексные занятия);
- беседы после чтения сказок;
- видеопросмотры кинофильмов и мультфильмов, которые позволяют создать у детей динамические наглядные образы из жизни и деятельности русского народа, расширяют кругозор;
- развлечения в форме драматизаций, инсценировок сказок;
- народные праздники и развлечения – «Осенние посиделки», «Масленица», «Праздник Пасхи».
- индивидуальная работа;
- самостоятельная деятельность детей: познавательная, художественно-изобразительная, музыкальная (дети слушают народную музыку, поют народные песни, колядки, а также игровые, шуточные и хороводные песни), продуктивная (рисование сказочных героев, создание поделок из природных материалов), игровая (на прогулках и в свободной деятельности нужно использовать народные подвижные игры «Салки», «Дедушка-рожок», «Жмурки», «Горячий картофель» и другие, которые содержат в себе многовековой опыт народа, его культуру, традиции);
- мини музеи, уголок национальной культуры и быта в группе.
Детям 3-4 лет предпочтительнее рассказывать сказки, а не читать их по книге: это усиливает эмоциональное воздействие, что, в свою очередь, способствует пониманию основного смысл сказки. Когда воспитатель смотрит не в книгу, а на детей, он как бы разговаривает с каждым ребенком и этим воспитывает очень важное умение слушать и понимать монологическую речь. Искусством рассказывания сказки должен владеть каждый воспитатель, особенно важно это учитывать воспитателям младших групп детского сада.
Невозможно воспитывать нравственные ценности средством русской народной сказки бессистемно, от случая к случаю. Воспитателю необходимо найти педагогическую сущность тех или иных русских народных сказок, их воспитательные возможности, обязательно должны соотносится с индивидуальными особенностями ребенка и требованиями времени.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей
Содержание: 1. Подбор и изучение методической литературы.2. Подбор дидактических игр.3. Развитие дете...
План работы по самообразованию на тему: «Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста"
ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА ТЕМУ: "Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста"...
Консультация для педагогов «Русская народная сказка как средство нравственного воспитания дошкольников»
Консультация для педагогов «Нравственное воспитание дошкольников»...
Рабочая программа кружка детей разновозрастной группы «Русские народные сказки - как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»
Рабочая программа кружкадетей разновозрастной группы«Русские народные сказки - как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»...
Буклет для воспитателей «Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей 3-4 лет»
Буклет для воспитателей...
Рабочая программа кружка детей 2 - 3 лет «Русские народные сказки - как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»
Рабочая программа кружкадетей 2 - 3 лет«Русские народные сказки - как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»...
Консультация для педагогов «Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста»
Сказка — носитель многовековой народной мудрости, лучший проводник знаний о законах и правилах жизни в человеческом обществе. То, что может понять и почувствовать ребенок через сказку,...