Дошкольный возраст и опережающая профориентация
учебно-методический материал на тему

Рейх Татьяна Фёдоровна

Доклад

Тема: «Дошкольный возраст и опережающая профориентация».

Уважаемые коллеги, позвольте представить вашему вниманию опыт работы по реализации ранней профориентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл operezhayushchaya_proforientatsiya._reyh.docx27.82 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

Тема: «Дошкольный возраст и опережающая профориентация».

Уважаемые коллеги, позвольте представить вашему вниманию опыт работы по реализации ранней профориентации.

Если спросить любого младшего школьника, дошкольника, для чего он учится, то можно услышать: «Для родителей» или «Чтобы получат пятерки» и практически невозможно услышать ответ для себя. А ведь дети с младшего дошкольного возраста должны понимать, что учатся для себя и своего будущего. И чтобы в 15-17 лет ребенок не стоял на распутье, боясь выбрать ту или иную профессию, необходимо, чтобы он понимал для чего он учиться в школе. А задача педагогов детского сада и учителей, помочь ему в этом.

Профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, поэтому дошкольный возраст рассматривается как подготовительный, в котором закладываются основы для профессионального самоопределения в будущем.

Что такое профессиональная ориентация (слайд 2)? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. Это касается не только выпускников школ. Трехлетний ребенок уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Мы можем расширить выбор ребенка, дав ему больше информации и знаний в какой либо конкретной области.

В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.

На основание анализа результата обследования детей на предмет информированности  о профессиях взрослых, учёта современных образовательных технологий мы определили цели и задачи работы  по ранней профориентации детей.

Цель: формировать условия для внедрения дифференцированного подхода в  области  изучения ранней профориентации детей  дошкольного возраста.

 Задачи:  создать максимально разнообразные условия для формирования знаний в области ранней профориентации; совершенствовать и конкретизировать представления детей о мире профессий; формировать у детей обобщенные представления о структуре трудового процесса, о роли современной техники в трудовой деятельности человека, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности; сформировать у ребенка положительное эмоциональное отношение к миру профессий; воспитывать бережное отношение к труду взрослых и его результатам. Слайд 3.

Дифференцированный подход - это комплекс методических, психолого-педагогических и организационных мероприятий, обеспечивающих осуществление образовательного процесса в  различных организационных формах, с помощью различных учебных средств и на различных уровнях. Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить на основе интегрированного подхода с учётом современных образовательных технологий. Слайд 4.

Рассмотрим практический подход внедрения ранней профориентации в систему образования ДОУ с учётом современных образовательных технологий.

  1. Технология проектной деятельности.

Проектная деятельность – это деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения  задач по любому направлению содержания образования. Рассмотрим на примере проекта «Юные поварята». Целью данного проекта было  создание условия для формирования представлений о профессии повар.  В рамках данного проекта была проведена информационная, практическая и исследовательская деятельность, которая познакомила детей с профессией повар, кондитер, официант, буфетчица, уборщица, посудомойщик, охранник и т.д.. Ребята учились составлять меню, готовили салаты с использованием схем приготовления, изготавливали книжки малышки с любимыми рецептами,  Знакомились с работой редакции при изготовлении стен газеты «Юные поварята».  Слайд 5.

  1. Технология исследовательской деятельности .

Исследовательская деятельность – это особый вид интеллектуально-творческой деятельности, строящаяся на базе исследовательского поведения.  Для исследовательской деятельности  выбраны доступные и интересные детям  дошкольного возраста типы исследования: опыты (экспериментирование)  «Откуда берётся электричество» (в рамках ознакомления с работой электрика и работы приборов помощников в той или иной профессии). «Способы очистки воды»  (в рамках ознакомления с работой лаборантом ). Слайд 6.

  1. Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр.

Формирование представлений дошкольников о профессиях с помощью организации сюжетно-ролевых игр наиболее популяре. Рассмотрим этот вид деятельности  на примере Сюжетно-ролевой игры «Умники и умницы».  Целью данной игры было создание  условий для расширения представлений дошкольников о профессиях людей, работающих на телевидении.

В процессе этой игры дети познакомились с профессией  режиссера, оператора, телеведущего, музыкального режиссёра, гримера, костюмера,

охранника, декоратора, художника-оформителя. Слайд 7-9.

  1. Методика  трудового обучения.

Трудовое воспитание -это деятельность, которая направлена на развитие обще трудовых способностей ребёнка. Используя интегрированный подход  трудовая деятельность детей в группе плавно переходила в знакомство с работой младшего воспитателя(беседа «Помощник младшего воспитателя- пылесос», трудовое поручение «Помоги младшему воспитателю».  Давая ответственные поручения детям в помощи организации НОД, ребенок берет на себя роль воспитателя. Выполняя трудовые поручения на прогулки, знакомимся с работой дворника, садовника и т.д.  Слайд 10.

  1. Технология моделирования.

Мышление ребенка-дошкольника наглядно-образное и наглядно-действенное, поэтому ему необходимо все видеть самому.  С помощью макета «Электростанция» дети понимают принцем выработки электроэнергии.  Знакомятся с условиями безопасности работы на электростанции. Дети наглядно изучают место и оборудование необходимое для  работы электриков. Слайд 11.

  1. Технология социального партнёрства.

Социальное партнерство – это партнёрство с  другими социальными институтами, направленное на реализацию педагогических и социальных отношений. В нашем детском саду идет активное социальное партнёрство с библиотекой, школой, почтой, школой искусств, пожарной станцией, спортивная школа, больницей. Данное партнёрство реализуется в выходных экскурсиях групп детского сада или  социальные партнёры посещают  детский сад «Творческая гостевая». Слайд 12.

  1. Здоровьезберегающие технологии.

Здоровьесберегающая технология – это система мер образовательного процесса, направленных на сохранение здоровья ребенка. Изучая вопросы здорового питания, профилактики заболеваний мы знакомимся с медицинскими профессиями. Усвоение норм личной гигиены постепенно переходит в формирование представлений о работе зубного врача.  Проведение закаливающих мероприятий  знакомит детей с профессией спортсмен и т.д. Слайд 13.

  1. Технология ЛЭПБУК.        

Использование Лэпбук книги это отличный способ повторение пройденного материала. В любое время ребёнок просто открывает лэпбук и в игровой форме повторяет пройденное. Лэпбук хорошо подходит для индивидуальных занятий с детьми требующих дополнительного внимания. С использованием технологии ЛЭПБУК мы знакомились с профессиями по линии «Человек –природа» т.е. профессии связанные с сельскохозяйственным трудом. Слайд 14.

  1. Использовалась технология работы с мнемотаблицами.

Мнемотехника - это графическое или частично графическое изображение различных объектов обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. С использованием мнемотехники мы составляла описательные рассказы о разных профессиях.

  1. Технология  создание детских портфолио.

Ребёнок –дошкольник уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определённые потребности в той или иной деятельности.  Формируя портфолио ребёнка с детского сада выделяем его склонности, интересы, его достижения,  которые помогут ему с самоопределением в школе, в занятиях в кружках и в дальнейшей жизни.

  1. Важным аспектом в совершенствование ранней профориентации в

детском саду стало оснащение предметно развивающей среды и использование информационно-коммуникативных  технологий (мультимедийные презентации, виртуальные экскурсии).

Организация мини-музеев  позволяет познакомить с рядом профессий творческого характера (художники, писатели, экскурсовод, реставратор). Слайд 15-16.

  1. Проведение праздников, тематических дней, досугов также

способствует ознакомлению дошкольников с различными видами деятельности взрослых («День защитников отечества», «День космонавтики», «Книжкина неделя» и т.д.)

15.Работа по ранней профориентации ведется также на непосредственно образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию, познавательному развитию , художественно-эстетическому развитию «Путешествие в город мастеров», чтение художественной литературы. Слайд 17.

  1. По-новому организованно взаимодействие с родителями

включающее знакомство с их профессиями (слайд 18), вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс (слайд 19).

Таким образом, формируется новый образовательный результат профориентационной работы в ДОУ сегодня:

-ранняя обще трудовая подготовка, развитие общих способностей детей;

-раннее самоопределение детей дошкольного возраста;

 -расширение кругозора и формирование системы представлений о группах профессий;

-формирование системы отношений и нравственных установок к труду;

- -популяризация профессионализма в любой сфере труда;

-содействие формированию активного участия родителей в профориентационной работе.

Вывод:  использование системно-деятельного, дифференцированного подхода в ознакомление детей с трудом взрослых оправдал себя. У детей создалась максимально разнообразная  палитра впечатлений о мире профессий. На основе этого материала ребенок,  анализирует  профессиональную сферу более осмысленно и чувствует себя более уверенно. Слайд 20


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер - класс« Использование математических игр в работе с детьми дошкольного возраста по ранней профориентации»

Мастер класс  направлен на оказание помощи в организации и проведении профориентационной работы через математические игры.   В ходе  образовательной деятельности использую различны...

Дошкольный возраст и опережающая профориентация

Профориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов и психологов, новое и еще неизученное направление  дошкольной педагогики. Профессиональная ориентация-это сист...

Дошкольный возраст и опережающая профориентация

Уважаемые коллеги, позвольте представить вашему вниманию опыт работы по реализации ранней профориентации.Профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, ...

Картотека дидактических игр, для детей младшего дошкольного возраста по ранней профориентации.

     Одной из важнейших составляющих процесса социализации ребѐнка является его профессиональное самоопределение – процесс сознательного и самостоятельного выбора своего пр...