Дошкольный возраст и опережающая профориентация
учебно-методический материал на тему
Доклад
Тема: «Дошкольный возраст и опережающая профориентация».
Уважаемые коллеги, позвольте представить вашему вниманию опыт работы по реализации ранней профориентации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
operezhayushchaya_proforientatsiya._reyh.docx | 27.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
Тема: «Дошкольный возраст и опережающая профориентация».
Уважаемые коллеги, позвольте представить вашему вниманию опыт работы по реализации ранней профориентации.
Если спросить любого младшего школьника, дошкольника, для чего он учится, то можно услышать: «Для родителей» или «Чтобы получат пятерки» и практически невозможно услышать ответ для себя. А ведь дети с младшего дошкольного возраста должны понимать, что учатся для себя и своего будущего. И чтобы в 15-17 лет ребенок не стоял на распутье, боясь выбрать ту или иную профессию, необходимо, чтобы он понимал для чего он учиться в школе. А задача педагогов детского сада и учителей, помочь ему в этом.
Профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, поэтому дошкольный возраст рассматривается как подготовительный, в котором закладываются основы для профессионального самоопределения в будущем.
Что такое профессиональная ориентация (слайд 2)? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. Это касается не только выпускников школ. Трехлетний ребенок уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Мы можем расширить выбор ребенка, дав ему больше информации и знаний в какой либо конкретной области.
В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.
На основание анализа результата обследования детей на предмет информированности о профессиях взрослых, учёта современных образовательных технологий мы определили цели и задачи работы по ранней профориентации детей.
Цель: формировать условия для внедрения дифференцированного подхода в области изучения ранней профориентации детей дошкольного возраста.
Задачи: создать максимально разнообразные условия для формирования знаний в области ранней профориентации; совершенствовать и конкретизировать представления детей о мире профессий; формировать у детей обобщенные представления о структуре трудового процесса, о роли современной техники в трудовой деятельности человека, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности; сформировать у ребенка положительное эмоциональное отношение к миру профессий; воспитывать бережное отношение к труду взрослых и его результатам. Слайд 3.
Дифференцированный подход - это комплекс методических, психолого-педагогических и организационных мероприятий, обеспечивающих осуществление образовательного процесса в различных организационных формах, с помощью различных учебных средств и на различных уровнях. Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить на основе интегрированного подхода с учётом современных образовательных технологий. Слайд 4.
Рассмотрим практический подход внедрения ранней профориентации в систему образования ДОУ с учётом современных образовательных технологий.
- Технология проектной деятельности.
Проектная деятельность – это деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения задач по любому направлению содержания образования. Рассмотрим на примере проекта «Юные поварята». Целью данного проекта было создание условия для формирования представлений о профессии повар. В рамках данного проекта была проведена информационная, практическая и исследовательская деятельность, которая познакомила детей с профессией повар, кондитер, официант, буфетчица, уборщица, посудомойщик, охранник и т.д.. Ребята учились составлять меню, готовили салаты с использованием схем приготовления, изготавливали книжки малышки с любимыми рецептами, Знакомились с работой редакции при изготовлении стен газеты «Юные поварята». Слайд 5.
- Технология исследовательской деятельности .
Исследовательская деятельность – это особый вид интеллектуально-творческой деятельности, строящаяся на базе исследовательского поведения. Для исследовательской деятельности выбраны доступные и интересные детям дошкольного возраста типы исследования: опыты (экспериментирование) «Откуда берётся электричество» (в рамках ознакомления с работой электрика и работы приборов помощников в той или иной профессии). «Способы очистки воды» (в рамках ознакомления с работой лаборантом ). Слайд 6.
- Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр.
Формирование представлений дошкольников о профессиях с помощью организации сюжетно-ролевых игр наиболее популяре. Рассмотрим этот вид деятельности на примере Сюжетно-ролевой игры «Умники и умницы». Целью данной игры было создание условий для расширения представлений дошкольников о профессиях людей, работающих на телевидении.
В процессе этой игры дети познакомились с профессией режиссера, оператора, телеведущего, музыкального режиссёра, гримера, костюмера,
охранника, декоратора, художника-оформителя. Слайд 7-9.
- Методика трудового обучения.
Трудовое воспитание -это деятельность, которая направлена на развитие обще трудовых способностей ребёнка. Используя интегрированный подход трудовая деятельность детей в группе плавно переходила в знакомство с работой младшего воспитателя(беседа «Помощник младшего воспитателя- пылесос», трудовое поручение «Помоги младшему воспитателю». Давая ответственные поручения детям в помощи организации НОД, ребенок берет на себя роль воспитателя. Выполняя трудовые поручения на прогулки, знакомимся с работой дворника, садовника и т.д. Слайд 10.
- Технология моделирования.
Мышление ребенка-дошкольника наглядно-образное и наглядно-действенное, поэтому ему необходимо все видеть самому. С помощью макета «Электростанция» дети понимают принцем выработки электроэнергии. Знакомятся с условиями безопасности работы на электростанции. Дети наглядно изучают место и оборудование необходимое для работы электриков. Слайд 11.
- Технология социального партнёрства.
Социальное партнерство – это партнёрство с другими социальными институтами, направленное на реализацию педагогических и социальных отношений. В нашем детском саду идет активное социальное партнёрство с библиотекой, школой, почтой, школой искусств, пожарной станцией, спортивная школа, больницей. Данное партнёрство реализуется в выходных экскурсиях групп детского сада или социальные партнёры посещают детский сад «Творческая гостевая». Слайд 12.
- Здоровьезберегающие технологии.
Здоровьесберегающая технология – это система мер образовательного процесса, направленных на сохранение здоровья ребенка. Изучая вопросы здорового питания, профилактики заболеваний мы знакомимся с медицинскими профессиями. Усвоение норм личной гигиены постепенно переходит в формирование представлений о работе зубного врача. Проведение закаливающих мероприятий знакомит детей с профессией спортсмен и т.д. Слайд 13.
- Технология ЛЭПБУК.
Использование Лэпбук книги это отличный способ повторение пройденного материала. В любое время ребёнок просто открывает лэпбук и в игровой форме повторяет пройденное. Лэпбук хорошо подходит для индивидуальных занятий с детьми требующих дополнительного внимания. С использованием технологии ЛЭПБУК мы знакомились с профессиями по линии «Человек –природа» т.е. профессии связанные с сельскохозяйственным трудом. Слайд 14.
- Использовалась технология работы с мнемотаблицами.
Мнемотехника - это графическое или частично графическое изображение различных объектов обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. С использованием мнемотехники мы составляла описательные рассказы о разных профессиях.
- Технология создание детских портфолио.
Ребёнок –дошкольник уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определённые потребности в той или иной деятельности. Формируя портфолио ребёнка с детского сада выделяем его склонности, интересы, его достижения, которые помогут ему с самоопределением в школе, в занятиях в кружках и в дальнейшей жизни.
- Важным аспектом в совершенствование ранней профориентации в
детском саду стало оснащение предметно развивающей среды и использование информационно-коммуникативных технологий (мультимедийные презентации, виртуальные экскурсии).
Организация мини-музеев позволяет познакомить с рядом профессий творческого характера (художники, писатели, экскурсовод, реставратор). Слайд 15-16.
- Проведение праздников, тематических дней, досугов также
способствует ознакомлению дошкольников с различными видами деятельности взрослых («День защитников отечества», «День космонавтики», «Книжкина неделя» и т.д.)
15.Работа по ранней профориентации ведется также на непосредственно образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию, познавательному развитию , художественно-эстетическому развитию «Путешествие в город мастеров», чтение художественной литературы. Слайд 17.
- По-новому организованно взаимодействие с родителями
включающее знакомство с их профессиями (слайд 18), вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс (слайд 19).
Таким образом, формируется новый образовательный результат профориентационной работы в ДОУ сегодня:
-ранняя обще трудовая подготовка, развитие общих способностей детей;
-раннее самоопределение детей дошкольного возраста;
-расширение кругозора и формирование системы представлений о группах профессий;
-формирование системы отношений и нравственных установок к труду;
- -популяризация профессионализма в любой сфере труда;
-содействие формированию активного участия родителей в профориентационной работе.
Вывод: использование системно-деятельного, дифференцированного подхода в ознакомление детей с трудом взрослых оправдал себя. У детей создалась максимально разнообразная палитра впечатлений о мире профессий. На основе этого материала ребенок, анализирует профессиональную сферу более осмысленно и чувствует себя более уверенно. Слайд 20
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическое и физическое сопровождение детей дошкольного возраста, с опережающим развитием
Работа с одаренными детьми...
Психологическое и физическое сопровождение детей дошкольного возраста, с опережающим развитием.
статья об одаренных детях....
мастер - класс« Использование математических игр в работе с детьми дошкольного возраста по ранней профориентации»
Мастер класс направлен на оказание помощи в организации и проведении профориентационной работы через математические игры. В ходе образовательной деятельности использую различны...
Дошкольный возраст и опережающая профориентация
Профориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов и психологов, новое и еще неизученное направление дошкольной педагогики. Профессиональная ориентация-это сист...
Тематический план НОД для детей среднего дошкольного возраста по ранней профориентации «В мире профессий» на 2017-2018 учебный год
Тематический план НОД...
Дошкольный возраст и опережающая профориентация
Уважаемые коллеги, позвольте представить вашему вниманию опыт работы по реализации ранней профориентации.Профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, ...
Картотека дидактических игр, для детей младшего дошкольного возраста по ранней профориентации.
Одной из важнейших составляющих процесса социализации ребѐнка является его профессиональное самоопределение – процесс сознательного и самостоятельного выбора своего пр...