Школа молодого воспитателя:"Базовые области по ФГОС и содержание психолого-педагогической работы"
консультация по теме
Расписаны основные цели и задачи психолого-педагогической работы по базовым областям по ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bazovye_oblasti_po_fgos.doc | 98 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ д/с № 1 г.Кропоткин
Базовые области по ФГОС
и содержание психолого-педагогической работы
Образовательная область | Содержание психолого-педагогической работы | Основные цели и задачи |
Социально-коммуникативное развитие | 1. Социализация, развитие общения | 1.Беседы о правилах поведении в среде сверстников из серии «Что такое хорошо, что такое плохо». 2. Формирование навыков культурного и вежливого общения со сверстниками, взрослыми. |
2. Нравственное воспитание | 1. Формирование таких качеств как сочувствие, отзывчивость, справедливость, скромность. 2. Воспитание любви к родителям и близким. 3. Расширять представления об обязанностях детей в связи с подготовкой к школе. | |
3. Ребенок в семье и сообществе | 1. Формировать гендерные представления (мальчик – девочка) 2. Углублять представления о семье, ее членах, родственниках, семейных традициях, обязанностях. 3. Закреплять знание домашнего адреса, телефона, имен и отчеств родителей, бабушек, дедушек, их профессии. | |
4. Патриотическое воспитание | 1. Формировать интерес к ближайшей окружающей среде: дому, детскому саду, участку детского сада. 2. Расширять представления о родном городе, крае, родной стране. 3. Формировать представления о Родине – России, как о многонациональной стране, воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям. 4. Расширить представление о столице России – Москве 5. Закрепить знания о флаге, гимне и гербе нашей страны. 6. Расширить знания о государственных праздниках. 7. Рассказать о героях космоса: Ю.Гагарине и других. 8. Углублять знания о Российской Армии, воспитывать уважение к Защитникам отечества, героям войны. | |
5. Самообслуживание, самостоятельность | 1. Воспитывать у детей культурно-гигиенические навыки, привычку умываться, мыть руки перед едой и по мере загрязнения, правильно пользоваться туалетом, пользоваться расческой, носовым платком. 2. Совершенствовать навыки культурного и аккуратного приема пищи. 3. Совершенствовать умение самостоятельно раздеваться и одеваться, быть аккуратным и опрятным, следить за своей одеждой. | |
6. Трудовое воспитание | Общественно-полезный труд: 1.Воспитывать положительное отношение к труду, желание выполнять посильные трудовые поручения, формировать трудовые навыки и умения. 2. Учить поддерживать порядок в группе и на участке детского сада, самостоятельно убирать игрушки на место после игры. 3. Учить ремонтировать вместе с воспитателем игрушки, книги. 4. Приучать добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой. 5. Прививать интерес к учебной деятельности. Труд в природе: 1. Закреплять умение самостоятельно выполнять работу в уголке природы и на участке детского сада: сажать семена растений, ухаживать за растениями, пересаживать цветы. Уважение к труду взрослых: 1.Расширять представления о труде взрослых, о значении их труда для общества, воспитывать уважение к людям труда. 2. Расширять интерес к различным профессиям, к профессиям родителей | |
7. Основы безопасности | Безопасность в природе: 1. Формировать основы экологической культуры и безопасного поведения в природе. 2. Знакомить с явлениями неживой природы (гром, молния. гроза, ураган) и правилами поведения человека в этих условиях. 3. Познакомить с Красной книгой, с отдельными представителями животного и растительного мира. Безопасность на дорогах: 1. Систематизировать знания об устройстве улицы, о дорожном движении, дорожных знаках. 2. Воспитывать культуру поведения на улице и в общественном транспорте. 3. Знакомить с названиями ближайших улиц и улиц. где живут дети. Безопасность собственной жизнедеятельности: 1. Формировать представления о том, что полезные и необходимые бытовые предметы при неумелом обращении могут причинить вред и стать причиной беды (электроприборы, газовая плита, инструменты) 2. Закреплять правила поведения во время игр в разное время года (катание на велосипедах, санках, купание в водоемах) 3. Формировать навыки поведения в ситуациях «Один дома», «Потерялся», «Заблудился». 4. Расширить знания о работках МЧС. 5. Закрепить знание неотложных телефонов – 01, 02, 03 6. Учить называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон | |
Познавательное развитие | 1. Развитие познавательно-исследовательской деятельности | Первичные представления об объектах окружающего мира: 1. Расширять представления детей о предметном мире (посуда, мебель, одежда, игрушки) и простейших связях между предметами ближайшего окружения 2. Учить выделять характерные признаки предметов: цвет, форма, величина, вес. 3. Расширить представления о материалах, из которых изготовлены предметы: стекло, ткань, металл, пластмасса, резина) 4. Учить классификации и сравнению предметов (по назначению, по форме, по цвету, по материалу) Сенсорное развитие: 1. Развивать восприятие и умение выделять свойства предметов – цвет, форма, величина, вкус. 2. Учить запоминать все цвета и оттенки спектра 3. Знакомить с различными геометрическими фигурами, плоскостными и объемными эталонами. 4. Расширять представления о фактуре предметов (гладкий, пушистый, твердый, скользкий и т.д.) Проектная деятельность: Развивать проектную деятельность исследовательского и творческого характера Дидактические игры: Учить детей играть в различные дидактические игры, развивать умение организовывать игры, быть ведущим. |
2. Приобщение к социокультурным ценностям | 1. Знакомить детей с предметами ближайшего окружения, их назначением 2.Расширить представления об окружающем мире 3. Расширять знания о транспорте и правилах дорожного движения 4. Расширять представления о мире предметов, облегчающих труд человека (стиральная машина, миксер. пылесос, компьютор и др.) 5.Расширять представления о профессиях людей. 6. Знакомить с культурными явлениями (цирк, театр, библиотека, музей), правилами поведения в общественных местах 7. Формировать элементарные представления об истории человечества. через знакомство с произведениями искусства (живопись, скульптура, мифы и легенды народов мира) 8. Знакомить с понятиями «Земля – наш общий дом», «страны и народы мира» | |
3. Формирование элементарных математических представлений | Количество и счет: 1.Совершенствовать навыки счета в пределах 10, знать прямой и обратный счет (устно) 2. Познакомить с числами второго десятка 3. Учить составлять и раскладывать число из двух меньших (7 – это 5 и 2) 4. Учить составлять и решать простейшие арифметические задачи на сложение и вычитание. 5. Познакомить с монетами достоинством 1,5, 10 коп. и 1, 2, 5, 10 руб. Величина: 1. Учить устанавливать размерные отношения между 5-10 предметами разной длины, высоты, ширины 2. Учить сравнивать 2 предмета по величине. 3. Учить делить круг, квадрат, прямоугольник на 2-4 части Форма: 1. Закрепить знание всех основных фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал) 2. Дать представления о многоугольнике 3. Учить моделировать геометрические фигуры из нескольких других (из маленьких треугольников – большой многоугольник, из маленьких квадратов – большой прямоугольник) Ориентирование в пространстве: 1. Учить ориентироваться на листе бумаги (справа, внизу, в левом углу, отсчитав 5 клеток справа и т. д.) 2. Учить ориентироваться в пространстве (направо. налево, прямо, назад, вверху, внизу, перед, за) Ориентирование во времени: 1. Дать детям элементарные представления о времени (утро, день, ночь, сутки) 2. Учить запоминать дни недели, месяцы, времена года. 3. Учить определять время с точностью до 1 часа. | |
4. Ознакомление с миром природы | 1. Расширять и уточнять представления о мире природы, деревьях, кустарниках, цветах, грибах, ягодах. 2. Познакомить с комнатными растениями. 3. Расширить и систематизировать представления о домашних и диких животных, животных жарких и холодных стран, пресмыкающихся, насекомых, птицах. 4.Формировать представления о чередовании времен года, частей суток. 5. Показать, как человек в своей жизни использует воду, песок, глину, камни. 6. Формировать представления о том, что человек – часть природы и что он должен беречь и охранять ее; знать правила поведения в природе 7.Учить наблюдать за сезонными изменениями в природе (зима, весна, лето, осень) 8. Знакомить с трудом людей на полях, в садах, огородах. | |
Речевое развитие | 1. Развитие речи | Развивающая речевая среда 1. Развивать речь – как средство общения людей. 2. Обсуждать с детьми информацию о предметах. явлениях природы, событиях страны, телевизионных передачах, выходящую за пределы ближайшего окружения ребенка. 3. Предлагать для рассматривания и обсуждения мини-коллекции (открытки, марки, монеты, значки, народные игрушки), иллюстрированные книги, фотографии с достопримечательностями родного города, края, Москвы. 4. Продолжать осваивать формы речевого этикета (пожалуйста, спасибо, будьте добры, извините ит.д.) 5. Приучать детей к самостоятельности суждений |
Формирование словаря 1. Продолжать работу по обогащению бытового, природоведческого, обществоведческого словаря детей 2. Объяснять детям смысл непонятных и незнакомых для них слов. 3. Обогащать речь детей существительными, прилагательными, наречиями, используя их в повседневной речи. | ||
Звуковая культура речи 1. Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка, отрабатывать дикцию, отчетливое произношение звуков, интонацию голоса. 2. Совершенствовать фонематический слух детей: учить называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, находить место звука в слове. | ||
Грамматический строй речи 1. Упражнять детей в согласовании слов в предложении (в роде, числе, падеже) 2. Совершенствовать умение образовывать слова по образцу (сахар – сахарница, медведь – медвежий, учит – учитель) 3. Помогать правильно строить сложноподчиненные предложения (потому что, чтобы, если бы, когда и т.д.) 4. Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью. | ||
Связная речь 1. Развивать умение поддерживать беседу. 2. Совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи. 3. Учить пересказывать литературные тексты, сказки, драматизировать их. 4. Учить составлять рассказ о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательным сюжетом. 5. Развивать умение составлять рассказы из личного опыта. 6. Развивать умение сочинять короткие сказки на заданную тему. | ||
Подготовка к обучению грамоте (подготовительная к школе группа) 1. Дать представление о предложении. 2. Упражнять в составлении предложений, членении простых предложений на слова с указанием их последовательности. 3. Учить делить двусложные и трехсложные слова с открытым слогом на части (Ма-ша, ма-ли-на, бе-ре-за) 4. Учить устно составлять слова из слогов (па – парад, палка, ко – кошка, кони) 5. Учить выделять последовательность звуков в простых словах | ||
2. Приобщение к художественной литературе | 1. Читать детям каждый день художественные произведения, предусмотренные программой для каждой возрастной группы, прививать любовь и интерес к книгам. 2. Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения. 3. Учить выразительно читать стихи, участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках. 4. Знакомить детей с иллюстрациями известных художников. | |
Художественно-эстетическое развитие | 1. Приобщение к искусству | 1. Формировать интерес к живописи, музыке, литературе, народному искусству 2. Познакомить с жанрами живописи (пейзаж. натюрморт, портрет) и наиболее яркими художниками-представителями этих жанров (И.Шишкин, И.Левитан, В.Серов и др.) 3. Знакомить с творчеством художников-иллюстраторов книг (Васнецов, Рачев, Чарушин) 4. Познакомить детей с архитектурой, показать различные по назначению здания: жилые дома, магазины, театры, кинотеатры, музеи и др. 5. Познакомить с историей народного искусства и народных художественных промыслов (Хохлома, Гжель, Городец, Дымка, Жостово) |
2. Изобразительная деятельность | Рисование Предметное рисование 1. Совершенствовать умение передавать в рисунке образы предметов, объектов, персонажей сказок, передавая правильные пропорции и положение в пространстве. 2.Вырабатывать навыки рисования контура предмета простым карандашом. 3. Учить рисовать гуашью и акварелью в соответствии со спецификой красок. 4. Учить рисовать цветными карандашами, правильно закрашивать рисунок, подбирая цвета. 5. Учить смешивать краски, добиваясь нужного цвета и оттенка на палитре 6. Учить рисовать кистью разными способами(плашмя, примакиванием, концом кисти) Сюжетное рисование 1. Учить создавать сюжетные композиции на темы окружающей жизни и на темы литературных произведений 2. Учить размещать изображение в соответствии с их реальным расположением (ближе – дальше, на переднем плане или вдали) 3. Показать, что такое линия горизонта на рисунке. 4. Учить передавать движение людей и животных, растений. склоняющихся от ветра. Декоративное рисование 1. Развивать декоративное творчество детей, умение создавать узоры по мотивам народных росписей (городецкая, хохломская, гжельская, дымковская и др.) 2. Закреплять умение создавать декоративную композицию. Лепка Предметная и сюжетная лепка 1.Развивать творчество детей, знакомя их с особенностями лепки из глины и пластилина. 2. Развивать умение лепить с натуры и по представлению знакомые предметы (посуду, фрукты, грибы, игрушки), объединять несколько предметов в композицию («Два жадных медвежонка», «Неваляшки водят хоровод») 3. Учить передавать в лепке выразительность образа, лепить фигуры человека и животного в движении. 4. Учить лепить мелкие детали, пользуясь стекой (шерсть животного, чешуя у рыбы, складки на одежде) 5. Закрепить навык тщательно мыть руки после окончания лепки. Декоративная лепка 1. Познакомить детей с особенностями декоративной лепки. 2. Учит лепить птиц, животных и людей по типу народных игрушек ( дымковской, филимоновской и др.) 3. Формировать умение украшать узорами предметы декоративного искусства, расписывать изделия гуашью, украшать их налепами. Аппликация 1. Учить создавать предметные и сюжетные изображения с натуры и по представлению, развивать чувство композиции (красиво располагать предметы на листе бумаги) 2. Развивать умение составлять узоры и декоративные композиции из геометрических фигур и растительного орнамента на листах бумаги разной формы ( круг, узкая полоса, квадрат, треугольник). 3. Закреплять приемы вырезывания ножницами, аккуратное и безопасное их использование 4. Закреплять приемы вырезывания симметричных предметов из бумаги, сложенной вдвое, гармошкой. 5. Учить аккуратно наклеивать детали картинки, используя клей, кисточку и салфетку. 6. Развивать чувство цвета, проявление творчества. Художественный труд (в старшей и подготовительной к школе группах) Работа с бумагой и картоном 1. Совершенствовать умение работать с бумагой, сгибать лист вчетверо в разных направлениях, надрезать по сгибам. 2. Учить создавать игрушки-забавы из бумаги. 3. Формировать умение создавать предметы из полосок цветной бумаги (коврик, закладка). 3. Совершенствовать умение создавать игрушки в технике оригами. Работа с тканью 1. Формировать умение вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, пришивать пуговицу, вешал, шить простейшие изделия (мешочек для семян). 2. Закреплять умение делать простейшие аппликации из ткани разных фактур. Работа с природным материалом 1. Закреплять умение создавать фигуры людей, животных ,птиц из желудей, шишек, каштанов, косточек, ореховых скорлупок, веточек и др.природных материалов. 2. Учить создавать композиции («Лесная полянка»), развивая фантазию и воображение. | |
3. Конструктивно-модельная деятельность | 1. В процессе игры знакомить детей с деталями напольного и настольного конструктора (кубик, кирпичик, цилиндр, пластина). 2. Развивать умение самостоятельно возводить постройки различного назначения: дома, мосты, театры и др. 3. Познакомить с разнообразными пластмассовыми конструкторами. Учить создавать различные модели (самолеты, машины, здания) 3. Закреплять навыки коллективной работы, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу. | |
4. Музыкальная деятельность | Слушание 1. Воспитывать интерес к музыке, желание слушать музыку 2. Учить различать жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня) 3. Совершенствовать музыкальную память через узнаваний мелодий по отдельным фрагментам. 4.Познакомить детей с элементарными музыкальными понятиями (ритм, темп), жанрами (опера, концерт, симфонический оркестр) 5. Познакомить детей с мелодией Государственного гимна России. Пение и песенное творчество 1. Закреплять певческие навыки в пределах одной октавы.( от ДО первой до РЕ второй) 2. Закреплять умение петь самостоятельно и в коллективе, с музыкальным сопровождением и без него, используя в качестве образца русские народные песни. Музыкально-ритмические движения 1. Способствовать развитию навыков танцевальных движений, умения выразительно и ритмично двигаться в соответствии с характером музыки. 2. Знакомить с национальными плясками, хороводами ( русские. украинские. белорусские) Музыкально-игровое и танцевальное творчество. 1, Способствовать развитию творческой активности детей в доступных видах музыкальной исполнительской деятельности (игра в оркестре, пение, танцевальные движения). 2. Учить импровизировать под музыку соответствующего характера (сердитый козлик, лукавый котик, наездник) 3. Учить придумывать движения, отражающие содержание песни. Игра на детских музыкальных инструментах 1. Знакомить с музыкальными произведениями в исполнении различных инструментов. 2. Учить играть на металлофоне, свирели. ударных, электронных, русских народных инструментах (трещотка, бубен. треугольник, ложки), исполнять музыкальные произведения в оркестре и в ансамбле. | |
Физическое развитие | 1. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни | 1. Знакомить детей с частями тела и органами чувств человека, формировать представление о значении частей тела и органов чувств для жизни и здоровья человека ( ноги помогают двигаться, руки делают много полезных дел. рот говорит. ест. зубы жуют, уши слышат т.д.) 2. Формировать представление о необходимых человеку веществах и витаминах, о потребности в соблюдении режима питания, употребления в пищу овощей и фруктов, других полезных продуктов. 3. Формировать представление о здоровом образе жизни, о значении физических упражнений для организма человека. 4. Расширить представление о правилах и видах закаливания, о пользе солнечного света, воды, воздуха. |
2. Физическая культура | 1. Развивать у детей разнообразные виды движения 2. Формировать у детей правильную осанку. 3. Учить детей ползать, ходить, бегать, прыгать, метать, лазать, перелезать через предметы. 4. Учить строевым упражнениям, построению и перестроению. 5. Учить элементам спортивных игр (футбол. городки, хоккей, бадминтон, баскетбол, настольный теннис), спортивных эстафет. 6. Учить кататься на велосипеде, ходить на лыжах. прыгать через скакалку, подбрасывать, ловить и прокатывать мяч. 7. Учить самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры, соблюдая правила игры. 8. Развивать силу, ловкость, быстроту, равновесие, гибкость, ориентирование в пространстве. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческая разработка по теме "СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ОСВОЕНИЮ ДЕТЬМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «БЕЗОПАСНОСТЬ»: ЦЕЛЬ, ФОРМЫ РАБОТЫ, ИНТЕГРАЦИЯ С ДРУГИМИ ОБЛАСТЯМИ"
Творческая разработка по изучению образовательной области "Безопасность" с учетом федеральных государственных требований....
Творческая разработка "СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ОСВОЕНИЮ ДЕТЬМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАНИЕ»: ЦЕЛЬ, ФОРМЫ РАБОТЫ, ИНТЕГРАЦИЯ С ДРУГИМИ ОБЛАСТЯМИ"
Материал предназначен для воспитателей....
Интеграция образовательной области «Безопасность» с другими образовательными областями по задачам и содержанию психолого-педагогической работы, а также по средствам организации и оптимизации образовательного процесса.
Дошкольное образование призвано обеспечить создание основного фундамента развития ребенка. В современной системе дошкольного образования складываются новые модели организации воспитательно-образовател...
Самостоятельная работа . тема: «Содержание психолого-педагогической деятельности по образовательной области «социально-коммуникативное развитие» в условиях реализации в ФГОС дошкольного образования».
Самостоятельная работа . тема: «Содержание психолого-педагогической деятельности по образовательной области «социально-коммуникативное развитие» в условиях реализации в ФГОС дошкольного образования»....
Школа молодого воспитателя: Образовательная область "Физическое развитие"
Дана консультация для начинающих воспитателей по методике физического воспитания в ДОУ - физкультурное занятие, утренняя гимнастика, основные виды движений...
" Содержание психолого - педагогической работы по реализации образовательной области "Художественно - эстетическое развитие" раздел изобразительная деятельность в соответствии с ФГОС ДО и с учетом индивидуально - дифференцированного подхода к ребенку"
quot; Содержание психолого - педагогической работы по реализации образовательной области "Художественно - эстетическое развитие" раздел изобразительная деятельность в соответствии с ФГОС ДО...
- Мне нравится (3)