Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию
материал (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Организация работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в условиях ДОУ
Дошкольное детство- это важный период в жизни ребенка, когда формируются основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле. В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда для многих привычными стали слова «насилие», «безнравственность», «бездуховность», мы всерьез задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Рост научно-технического прогресса, непрерывный каскад открытий, изобретений породили гипертрофированные представления об абсолютном приоритете логического познания перед эмоционально-чувственным, вещественного богатства над духовным. Засилье иностранных слов, песен, фильмов, игр способствует спаду интереса к истории своей страны, традициям и обычаям, национальной культуре. Как в век техницизма и прагматизма сохранить у детей интерес к искусству, национальным традициям, обычаям? Не получим ли мы в лице современных дошкольников «потерянное поколение», не имеющее никаких нравственных ценностей?
Крылатая фраза «Все начинается с детства» - как нельзя больше ассоциируется с данным вопросом. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дрожание кружев с молодых листьев березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. Таким его делаем мы с вами. Мир стал агрессивен по отношению к ребенку, а индустрия детства, начиная с игрушек и заканчивая глобальными коммерческими анимационными, телевизионными проектами, оказывает разрушительное влияние на формирование здоровой личности ребенка, его нравственные качества. Поэтому на данном этапе развития нашего общества обогащение духовно-нравственного мира дошкольников выступает важной составляющей целостного образовательного процесса.
Систему работы в данном направлении можно представить себе следующим образом: (Слайды)
В процессе работы в данном направлении я надеюсь на формирование у детей таких качеств, как:
Средствами духовно нравственного воспитания всегда будет и социум, и художественные средства, и природа, и собственная деятельность детей(Слайд)
Я выделила для себя 4 направления работы с детьми : это духовно-образовательное, воспитательно-оздоровительное, культурно-познавательное, нравственно-трудовое(2 слайда)
Духовно-образовательное (НОД, тематические беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания, ситуации накопления положительного эмоционального опыта, устные поучения, постановка сказок, чтение художественной литературы)
Воспитательно-оздоровительное ( народные игры подвижные и назидательные, ролевые, прогулки, экскурсии, походы, культурные практики)
Культурно-познавательное (целевые прогулки, календарные праздники, просмотр поучительных мультфильмов, презентаций, тематического видео, культурные практики )
Нравственно-трудовое (самообслуживание и детский труд, уборка группы и территории прогулочного участка, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам, помощь сверстникам, совместная деятельность с родителями по организации выставок)
Активным и значимым субъектом процесса воспитания, осуществляемого в образовательном учреждении, является не только ребенок, но и семья в целом. Именно семья должна понимать цели, смысл, содержание воспитательного и образовательного процесса, возвращая себе исконную функцию хранения и передачи традиций, ценностей.
Основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие. Тот дух, который царит в семье и детском саду, которым живут родители и воспитатели – люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребенка, оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребенка.
Методы духовно-нравственного воспитания:(Слайд)
На слайде представлены методы, которые необходимы ребенку каждый день и в семье, и в детском саду.
Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы.
«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина». В.А.Сухомлинский.
Перспектива дальнейшей работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников
Специфика дошкольного образовательного учреждения такова, что ежегодно из стен детского сада дети подготовительных групп идут в школу а к нам поступают новые малыши. В связи с этим я планирую
- продолжить работу по воспитанию духовно-нравственных качеств личности детей и ознакомление дошкольников с историей, культурой и традициями родного края, привлекая родителей.
- Продолжить работу по совершенствованию структуры создаваемой системы по духовно-нравственному воспитанию детей, отбирая наиболее эффективные методы, средства и формы организации работы с детьми, родителями и общественностью по проблеме духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОПЫТ РАБОТЫ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ «Приобщение детей к народной культуре через фольклорный кружок “Родничок”»
Приобщение детей к традициям своего народа, к культуре своего края осознается современным обществом жизненно важной проблемы. Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и ...
Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников
«Программа воспитания и обучения в детском саду» рассматривает духовно – нравственное воспитание как «воспитание у ребёнка гуманного отношения к окружающему миру, любви к своей семье, родному до...
ОПЫТ РАБОТЫ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ «Приобщение детей к народной культуре через фольклорный кружок “Родничок”»
Модифицированная программа «Приобщение детей к народной культуре через фольклорный кружок “Родничок”»Предлагаемый опыт кружковой деятельности фольклорного кружка могут быть внедрены в работу учр...
Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на основе православной культуры.
Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на основе православной культуры....
Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством ознакомления с историей и культурой родного края...
Опыт работы Тема: «Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством использования устного народного творчества»
Опыт работы Тема: «Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством использования устного народного творчества»...
Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию по программе « Основы духовно-нравственной культуры «Мир- прекрасное творенье» (Гладких Л.П., Зиновий, митрополит Саранский и Мордовский, О.С. Ильина, В.М. Меньшиков; Курский государственный университет
Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию по программе « Основы духовно-нравственной культуры «Мир- прекрасное творенье» (Гладких Л.П., Зиновий, ми...