Формирование психологической компетенции детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая, подготовительная группа) на тему

Пономарева Юлия Александровна

В процессе становления личности дети часто встречаются со сложными кризисными, стрессовыми ситуациями, которые ими тяжело преодолеваются. Такие моменты откладывают отпечаток на психологическом и соматическом здоровье ребенка в целом.

Психологическое здоровье – это преобладание положительных эмоций над отрицательными и закрепление их в чертах характера и личности детей.

Для того, чтобы сохранить и укрепить психологическое здоровье дошкольников необходимо сформировать у них психологическую компетентность. Психологическая компетентность является одним из основных условий повышения эффективности современного образования.

Елена Евгеньевна Алексеева определила психологическую компетентность дошкольника, как знание и понимание ребенком себя, умение найти способы преодоления своих негативных состояний, как способность решать возникающие проблемы или обратиться за помощью к компетентному значимому взрослому.

Одной из основных составляющих психологической компетентности ребенка дошкольного возраста является знание путей гармонизации эмоционально-волевой сферы. Если ребенок не умеет регулировать свои эмоции и находить адекватные способы снятия напряжения, то в будущем возможно появление у него патологических привычек, фобий, зависимостей.

Для развития психологической компетентности дошкольников используются психологические занятия для работы над различными эмоциональными состояниями. Дети должны активно участвовать в этом, испытывая и радость, и страх, и обиду и любовь и другие эмоции.

Если дети не могут выразить свои эмоции, то это затрудняет взаимодействие с педагогами. Поэтому взрослые должны уделять больше внимания эмоциональному миру детей, обучать их проявлению чувств, выражению эмоций, их распознаванию.

Цель проведения занятий по развитию психологической компетенции в нашем детском саду – обеспечить сохранение психологического здоровья детей, а также выполнение возрастных задач развития ребенка.

Работа на групповых занятиях в детском саду осуществляется путём:

1.                        формирования умения принимать себя самого и других людей, при этом адекватно осознавать свои чувства и чужие достоинства и недостатки;

2.                        формирования умения осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, строить жизненные планы, т.е. формирования личностной рефлексии;

3.                        формирования умения находить в трудных ситуациях силы внутри самого себя, принимать ответственность за свои поступки, делать выбор, потребности в личностном росте;

4.                        формирования эмоциональной децентрации, т.е. умения принимать во внимание чувства и мысли другого человека.

 

Для развития психологической компетенции в нашем детском саду проводятся циклы занятий с детьми старшей и подготовительной группы для работы над различными эмоциональными состояниями. Содержание работы включает программы «Тропинка к своему Я» (О. Хухлаева), «Цветик-семицветик» (под ред. Н.Ю. Куражевой) и «Психологическая компетентность детей дошкольного возраста (Е.Е. Алексеева). Занятия проводятся 2 раза в неделю. Работа с детьми организована так, чтобы каждый ребенок становился активным участником деятельности.

Работа по формированию психологической компетентности осуществляется в несколько этапов.

На первом этапе детям предоставляется возможность оценить своё эмоциональное состояние и настроение, то есть провести самодиагностику. Дети описывают и обыгрывают настроение, с которым они пришли на занятие.

На втором этапе детям предоставляется возможность откорректировать своё состояние, настроение самостоятельно или с помощью взрослого.

На третьем этапе происходит закрепление знаний о способах преодоления своих негативных состояний и выходах из неожиданных ситуаций. После выполнения игровых упражнений и проигрывания сказочных ситуаций  по теме занятия дети рисуют в своих альбомах  свои переживания  и выходы их сложных ситуаций.

Например, на занятии по теме «Я обижаюсь!» детям предлагается вспомнить ситуации, когда их кто-то обидел. Сразу же разыгрываются эти ситуации, дети сами выбирают, обидчика или обиженного они будут играть. После проигрывания обсуждается поведение участников инсценировки, детьми предлагаются другие варианты развития событий. Затем с детьми обсуждается, что же делать, если тебя кто-то обидел, или если ты кого-то обидел. Детям предлагается открыто рассказать о своих чувствах, на что конкретно они обижаются, или  попросить прощение. В заключительной части занятия детям говорится, что обиды нам мешают до тех пор, пока мы боимся о них открыто говорить, затем дети избавляются от своих обид. Для этого они из пластилина лепят свою самую большую обиду, а затем через лист бумаги давят ее ногами, и обида превращается лепешку. Так же детям предлагается нарисовать свою самую большую обиду, а рядом нарисовать как они справляются с ней. Детские рисунки вклеиваются в индивидуальные альбомы, и родителям даются рекомендации: «Расскажите ребенку, на что Вы обижались в детстве и сейчас, и как справляетесь со своими обидами».

На занятии по теме «Я радуюсь!» дети рассказывают, что приносит им радость, обсуждают как выглядит человек, когда ему радостно, разыгрывают ситуацию, когда кто-то загрустил, а дети стараются доставить ему радость различными действиями. Затем каждый ребенок рисует чему, он радуется больше всего. В конце занятия делается коллективная работа, дети все вместе рисуют, чему можно радоваться все вместе. После дети дарят свою радость своему воспитателю.

На занятии по теме «Я боюсь!» каждый ребенок рассказывает, чего он боится, совместно показывают пантомиму «страх», дети  сочиняют «страшные» истории, которые превращаются в смешные. Затем дети рисуют свой страх, ведь страх очень не любит, когда его рисуют, играют или лепят из пластилина.

Аналогично проходят занятия по теме «Я сержусь!», «Я удивляюсь», «Я растерялся! Я справился!», «Я люблю!», «Доброта», «Я фантазирую!».

Для многих детей дошкольного возраста характерно подавление своих негативных эмоций в отношении взрослого из-за страха быть наказанным, и открытое проявление их в социально неприемлемых формах (драки, обзывания, насмешки) в отношении сверстников. В связи с этим важным является обучение дошкольников конструктивным формам выражения своих эмоций.

В результате занятий у дошкольников могут складываются:

  1. поведение, мысли и чувства, адекватные окружающим условиям и событиям;
  2. социально приемлемые способы самоутвержде­ния и самовыражения;
  3. положительный эмоциональный фон, оптими­стический настрой, способность к эмоциональ­ному сопереживанию;
  4. доброжелательное отношение к окружающим, полноценное общение, характер которого соот­ветствует возрастным нормам 

В результате реализации цикла занятий по развитию психологической компетенции дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими, правильно выражать свои эмоциональные реакции и чувства, овладевают азбукой выражения эмоций, научатся различать определенные эмоциональные состояния взрослых и детей по особенностям жестов, мимики, движений, сравнивать эмоции. Развивающие игры и упражнения, психогимнастические этюды на выражение основных эмоций, приемы саморегуляции помогают дошкольникам преодолевать трудности общения, корректируют нежелательные черты поведения ребенка, развивают навыки социального поведения.

 

 

 

Список литературы:

  1. Алексеева, Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. [Текст] / Е.Е. Алексеева – СПб., 2006.
  2. Дубровина И.В. Практическая психология образования [Текст] / Под ред. И.В. Дубровиной – СПб., 2004.
  3. Стожарова М.Ю. Формирование психологического здоровья дошкольников [Текст] / М.Ю. Стожарова. – Ростов н /Д., 2007. 
  4. Окунева С.Е. Психологическая компетентность дошкольников как основа их психологического здоровья // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. LX междунар. науч.-практ. конф. № 1(58). – Новосибирск: СибАК, 2016.
  5. Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. М.: Издательский центр "Академия", 2001.
  6. Маралов В.Г., Фролова Л.П. Коррекция личностного развития дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2008.
  7. Добина Н.И. Развитие личности ребенка 5-7 лет в детском саду. Ярославль: академия развития, 2009. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование психологической компетенции детей старшего дошкольного возраста

Пономарева Ю.А. педагог-психолог

Детский сад №1 ОАО «РЖД» г. Санкт-Петербург

В процессе становления личности дети часто встречаются со сложными кризисными, стрессовыми ситуациями, которые ими тяжело преодолеваются. Такие моменты откладывают отпечаток на психологическом и соматическом здоровье ребенка в целом.

Психологическое здоровье – это преобладание положительных эмоций над отрицательными и закрепление их в чертах характера и личности детей.

Для того, чтобы сохранить и укрепить психологическое здоровье дошкольников необходимо сформировать у них психологическую компетентность. Психологическая компетентность является одним из основных условий повышения эффективности современного образования.

Елена Евгеньевна Алексеева определила психологическую компетентность дошкольника, как знание и понимание ребенком себя, умение найти способы преодоления своих негативных состояний, как способность решать возникающие проблемы или обратиться за помощью к компетентному значимому взрослому.

Одной из основных составляющих психологической компетентности ребенка дошкольного возраста является знание путей гармонизации эмоционально-волевой сферы. Если ребенок не умеет регулировать свои эмоции и находить адекватные способы снятия напряжения, то в будущем возможно появление у него патологических привычек, фобий, зависимостей.

Для развития психологической компетентности дошкольников используются психологические занятия для работы над различными эмоциональными состояниями. Дети должны активно участвовать в этом, испытывая и радость, и страх, и обиду и любовь и другие эмоции.

Если дети не могут выразить свои эмоции, то это затрудняет взаимодействие с педагогами. Поэтому взрослые должны уделять больше внимания эмоциональному миру детей, обучать их проявлению чувств, выражению эмоций, их распознаванию.

Цель проведения занятий по развитию психологической компетенции в нашем детском саду – обеспечить сохранение психологического здоровья детей, а также выполнение возрастных задач развития ребенка.

Работа на групповых занятиях в детском саду осуществляется путём:

  1. формирования умения принимать себя самого и других людей, при этом адекватно осознавать свои чувства и чужие достоинства и недостатки;
  2. формирования умения осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, строить жизненные планы, т.е. формирования личностной рефлексии;
  3. формирования умения находить в трудных ситуациях силы внутри самого себя, принимать ответственность за свои поступки, делать выбор, потребности в личностном росте;
  4. формирования эмоциональной децентрации, т.е. умения принимать во внимание чувства и мысли другого человека.

Для развития психологической компетенции в нашем детском саду проводятся циклы занятий с детьми старшей и подготовительной группы для работы над различными эмоциональными состояниями. Содержание работы включает программы «Тропинка к своему Я» (О. Хухлаева), «Цветик-семицветик» (под ред. Н.Ю. Куражевой) и «Психологическая компетентность детей дошкольного возраста (Е.Е. Алексеева). Занятия проводятся 2 раза в неделю. Работа с детьми организована так, чтобы каждый ребенок становился активным участником деятельности.

Работа по формированию психологической компетентности осуществляется в несколько этапов.

На первом этапе детям предоставляется возможность оценить своё эмоциональное состояние и настроение, то есть провести самодиагностику. Дети описывают и обыгрывают настроение, с которым они пришли на занятие.

На втором этапе детям предоставляется возможность откорректировать своё состояние, настроение самостоятельно или с помощью взрослого.

На третьем этапе происходит закрепление знаний о способах преодоления своих негативных состояний и выходах из неожиданных ситуаций. После выполнения игровых упражнений и проигрывания сказочных ситуаций  по теме занятия дети рисуют в своих альбомах  свои переживания  и выходы их сложных ситуаций.

Например, на занятии по теме «Я обижаюсь!» детям предлагается вспомнить ситуации, когда их кто-то обидел. Сразу же разыгрываются эти ситуации, дети сами выбирают, обидчика или обиженного они будут играть. После проигрывания обсуждается поведение участников инсценировки, детьми предлагаются другие варианты развития событий. Затем с детьми обсуждается, что же делать, если тебя кто-то обидел, или если ты кого-то обидел. Детям предлагается открыто рассказать о своих чувствах, на что конкретно они обижаются, или  попросить прощение. В заключительной части занятия детям говорится, что обиды нам мешают до тех пор, пока мы боимся о них открыто говорить, затем дети избавляются от своих обид. Для этого они из пластилина лепят свою самую большую обиду, а затем через лист бумаги давят ее ногами, и обида превращается лепешку. Так же детям предлагается нарисовать свою самую большую обиду, а рядом нарисовать как они справляются с ней. Детские рисунки вклеиваются в индивидуальные альбомы, и родителям даются рекомендации: «Расскажите ребенку, на что Вы обижались в детстве и сейчас, и как справляетесь со своими обидами».

На занятии по теме «Я радуюсь!» дети рассказывают, что приносит им радость, обсуждают как выглядит человек, когда ему радостно, разыгрывают ситуацию, когда кто-то загрустил, а дети стараются доставить ему радость различными действиями. Затем каждый ребенок рисует чему, он радуется больше всего. В конце занятия делается коллективная работа, дети все вместе рисуют, чему можно радоваться все вместе. После дети дарят свою радость своему воспитателю.

На занятии по теме «Я боюсь!» каждый ребенок рассказывает, чего он боится, совместно показывают пантомиму «страх», дети  сочиняют «страшные» истории, которые превращаются в смешные. Затем дети рисуют свой страх, ведь страх очень не любит, когда его рисуют, играют или лепят из пластилина.

Аналогично проходят занятия по теме «Я сержусь!», «Я удивляюсь», «Я растерялся! Я справился!», «Я люблю!», «Доброта», «Я фантазирую!».

Для многих детей дошкольного возраста характерно подавление своих негативных эмоций в отношении взрослого из-за страха быть наказанным, и открытое проявление их в социально неприемлемых формах (драки, обзывания, насмешки) в отношении сверстников. В связи с этим важным является обучение дошкольников конструктивным формам выражения своих эмоций.

В результате занятий у дошкольников могут складываются:

  1. поведение, мысли и чувства, адекватные окружающим условиям и событиям;
  2. социально приемлемые способы самоутверждения и самовыражения;
  3. положительный эмоциональный фон, оптимистический настрой, способность к эмоциональному сопереживанию;
  4. доброжелательное отношение к окружающим, полноценное общение, характер которого соответствует возрастным нормам 

В результате реализации цикла занятий по развитию психологической компетенции дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими, правильно выражать свои эмоциональные реакции и чувства, овладевают азбукой выражения эмоций, научатся различать определенные эмоциональные состояния взрослых и детей по особенностям жестов, мимики, движений, сравнивать эмоции. Развивающие игры и упражнения, психогимнастические этюды на выражение основных эмоций, приемы саморегуляции помогают дошкольникам преодолевать трудности общения, корректируют нежелательные черты поведения ребенка, развивают навыки социального поведения.

Список литературы:

  1. Алексеева, Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. [Текст] / Е.Е. Алексеева – СПб., 2006.
  2. Дубровина И.В. Практическая психология образования [Текст] / Под ред. И.В. Дубровиной – СПб., 2004.
  3. Стожарова М.Ю. Формирование психологического здоровья дошкольников [Текст] / М.Ю. Стожарова. – Ростов н /Д., 2007. 
  4. Окунева С.Е. Психологическая компетентность дошкольников как основа их психологического здоровья // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. LX междунар. науч.-практ. конф. № 1(58). – Новосибирск: СибАК, 2016.
  5. Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. М.: Издательский центр "Академия", 2001.
  6. Маралов В.Г., Фролова Л.П. Коррекция личностного развития дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2008.
  7. Добина Н.И. Развитие личности ребенка 5-7 лет в детском саду. Ярославль: академия развития, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика технологической компетенции детей старшего дошкольного возраста

Параметры технологической компетенции и методика обследования....

Формирование психологической компетентности детей старшего дошкольного возраста. Обобщение опыта работы.

В процессе становления личности дети часто встречаются со сложными, стрессовыми ситуациями, которые ими или тяжело преодолеваются, или не преодолеваются из-за отсутствия психологических знаний. Такие ...

Программа формирования социальной и психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе: "В школу с улыбкой!"

Поступление ребенка в школу — один из наиболее важных и трудных этапов в жизни детей. Любой период жизни человека обладает самоценностью и уникальностью. Психическое развитие – это процесс...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ В ВОПРОСАХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ В ВОПРОСАХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....

Методические рекомендации для педагогов «Использование малых форм фольклора в формировании речевой компетенции детей раннего дошкольного возраста

Методические рекомендации для педагогов  «Использование малых форм фольклора в формировании речевой компетенции детей раннего дошкольного возраста...

Рабочая программа педагога – психолога по психологическому сопровождению детей старшего дошкольного возраста «Психологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Приключения будущих первоклассников»»

Начало школьной жизни –серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Дети должны привыкнуть к новому коллективу, к новым...